Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
8 кл
04.11.2017
Представлена технологическая карта урока чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус". При изучении темы была использована технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся. Технология РКМЧП основывается на глубокой переработке информации, изучении текста в сопряжении с личным опытом.
Лермонтов.docx
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» в 8 классе коррекционной школы 8 вида
Учитель русского языка и литературы Истомина Ольга Егоровна
М.Ю Лермонтов «Парус». Тема одиночества. – 8 класс
Урок открытия нового знания.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Тема урока
Тип урока
Технологии:
Цели урока
Цели: расширение познавательного интереса учащихся, развитие восприятия через чтение
стихотворения М.Ю.Лермонтова,
Задачи:
1. Формировать правильное, сознательное и выразительное чтение.
2.Способствовать эмоциональному восприятию поэтического произведения.
3.Коррекционноразвивающие:
1)развивать мышление через анализ стихотворения;
2)развивать память через многократное повторение нового материала;
3)обогащать словарный запас учащихся.
В результате изучения произведения обучающиеся
познакомятся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Парус».
научатся:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя;
•основам смыслового восприятия стихотворного текста;
•осуществлять анализ произведения;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть
диалогической формой речи.
Доска, портрет, иллюстрации.
1.«Чтение» 8 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Планируемый результат обучения
Оборудование
Ресурсы Авторсоставитель З.Ф. Малышева. Москва «Просвещение» 2014
Этапы урока,
цель этапа
1.Организацион
ный этап.
Мотивация к
учебной
деятельности
Приемы и методы Формируемые
УУД
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с
целевой установкой;
Познавательные:
уметь выделять информацию из
задания.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ребята, вы готовы к уроку?
Всё ль на месте,
всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Давайте покажем сегодня свои
знания и приобретем новые.
Приветствие учителя
Самоконтроль готовности.
Настрой на работу. Приём «До
После»
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей
системе знаний.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную
задачу.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в
устной форме.
2.Стадия «Вызов»
Актуализация
имеющихся знаний;
пробуждение
интереса к
получению новой
информации;
постановка учебной
задачи.
Цель – вызвать
имеющиеся знания,
мотивировать
на
дальнейшую работу.
Проверка домашнего
задания.
Коррекция внимания.
Ответы на вопросы.
Чтение отрывка из стих.
«Родина»
Обобщение, вывод.
Учащиеся строят
предположения о содержании
стихотворения, исходя из
названия.
Информация выслушивается,
записывается, обсуждается.
Оформление доски:
М.Ю.Лермонтов «Парус». Тема:
…….
Когда Россия узнала имя поэта
Лермонтова?
Какое стихотворение мы читали
на прошлом уроке?
Доволен ли поэт, глядя на картины
родной природы и жизнь простого
народа?
Прочитайте описание картины
народного праздника.
Сегодня мы прочитаем
стихотворение поэта «Парус». Как
вы думаете, о чем это
стихотворение? Может, автор тоже
любуется, гладя на парус в море?
Демонстрация акварели
неизвестного художника «Парус».
Ответы записываем на доску в
таблицу с левой стороны:
о парусе;
о море;
о природе;
о любви к морю;
о своих чувствах к природе;
о счастливой прогулке по морю;
И т.д. Прием
с
«Чтение
остановками»
Прием
с
«Чтение
остановками»
позволяет
вчитываться в
текст.
3.Стадия
осмысления
(работа с новой
информацией).
от
продвижение
старого к новому
через
систему
вопросов.
Цель – поддержать
интерес,
создать
новое понимание.
Познавательные:
уметь осуществлять
актуализацию личного
жизненного опыта;
Регулятивные:
уметь читать в соответствии с
целевой установкой;
Регулятивные:
уметь планировать своё
действие в соответствии с
поставленной задачей;
Познавательные:
уметь осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
уметь участвовать в учебном
диалоге.
Чтение 1 строфы
Как назван парус?
А море какое?
Куда стремится парус?
Почему он покинул край родной?
Итак, парус одинокий, его гонит
одиночество
Говорят ли такие слова, как «ищет,
кинул », что парус – живое
существо, человек?
Может ли одинокий человек быть
счастливым?
Может, сам Лермонтов был
одиноким человеком? Ведь он рано
лишился матери, отца, у него не
было брата, сестры…
Итак, парус мы воспринимаем как
живое существо, одинокое,
неспокойное…
Прочитайте 1 строфу
стихотворения так, чтобы передать
беспокойство паруса.
Физкультминутка
Личностные УУД:
уметь применять правила охраны
своего здоровья
Словарная работа.
Кинул – покинул
Коррекция внимания.
Ответы на вопросы.
Выразительное чтение1
строфы.
Работа над внятностью речи.
Самоконтроль.
Самооценка чтения. Чтение 2 строфы.
Как изменилось море?
Каким становится парус?
Отступает ли одиночество паруса,
когда он борется со стихией?
Играют волны, ветер свищет, и
герой забывает о своём одиночестве.
Как надо прочитать 2 строфу?
Чтение 3 строфы.
Каким мы видим море после бури?
Каким видим парус в конце
стихотворения?
Почему парус просит бури?
Почему поэт называет парус
мятежным?
Парус одинокий, «мятежный»,
неспокойный. Как относится
Лермонтов к судьбе паруса,
сочувствует или нет?
Можно ли сказать, что и судьба
Лермонтова такая же?
Так чьи это переживания – паруса
или автора?
Прочитайте эту часть
стихотворения еще раз с
выражением, обращая внимание на
эти слова.
Коррекция внимания.
Ответы на вопросы.
Выразительное чтение 2
строфы.
Словарная работа:
Мятежный – неспокойный,
тревожный.
Под ним струя светлей
лазури – море светлосинее
Коррекция внимания.
Ответы на вопросы.
Выразительное чтение 3
строфы. Итог урока
(обобщение)
Рефлексия
Познавательные:
уметь формулировать
несложные выводы.
Личностные:
способность к самооценке на
основе критериев успешности
учебной деятельности;
Регулятивные:
уметь адекватно воспринимать
оценку учителя, товарищей.
Итак,
о чём стихотворение
«Парус»? Какова тема этого
стихотворения?
Это стихотворение об одиноком
парусе в море и об одиночестве
самого автора. Слово «одинокий»
характеризует не только парус, но и
состояние души поэта.
Учащиеся соотносят новую
информацию со старой,
используя
знания,
полученные на стадии
осмысления.
помощью
С
учителя
учащиеся вносят изменения в
таблицу.
Возвращение к
стадии вызова,
исправления,
дополнения,
выводы.
Записываем тему урока: Тема
одиночества в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Парус».
Прочитайте стихотворение,
стараясь передать настроение
грусти, тревоги.
Ребята, а какими вы были сегодня
на уроке читателями?
Домашнее задание
(творческое)
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с
целевой установкой;
Нарисовать иллюстрацию к
стихотворению. Выучить
стихотворение наизусть.
Запись темы урока.
Чтение стихотворения
целиком 23 учениками.
Учащиеся делятся
впечатлениями.
Высказывание по модели:
Я сегодня узнал…
Оценка и рефлексия
собственной и коллективной
деятельности.
Восприятие и осмысление
информации и запись
домашнего задания.
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.