Цели урока: раскрыть смысл воздействия хоровой музыки на культуру в целом и её влияние на слушателя.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции картин.
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит фрагмент из симфонии № 9 Л. В. Бетховена «Ода к радости».
Запись на доске:
«Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»
(И. Шиллер)
Что может изображать хоровая музыка.
Цели урока: раскрыть смысл воздействия хоровой музыки на культуру в целом и её
влияние на слушателя.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции
картин.
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит фрагмент из симфонии № 9 Л. В. Бетховена «Ода к радости».
Запись на доске:
«Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»
(И. Шиллер)
Ребята, прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова взяты из
симфонии № 9 Л. В. Бетховена. Дада, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя
симфония музыка инструментальная, которая написана для симфонического
оркестра, но эта симфония особенная: чтобы показать мощь и единство людей,
Бетховен в заключительной части вводит хор.Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и
любимое во всем мире. В этом отрывке звучат голоса солистов и хор, поющий
великолепные слова поэтического текста И. Шиллера «Оды к радости». Вполне
понятно, почему именно эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна
Европейского Союза.
Сообщение темы урока.
Мы продолжаем разговор о хоровом пении.
Работа по теме урока.
1. Влияние духовной музыки на творчество.
Обращение к церковным жанрам и текстам свидетельствовало об огромном влиянии
духовной музыки на светское композиторское творчество. Это влияние
обнаруживало себя и в таких далёких от литургической традиции жанрах, как опера,
симфония, инструментальный концерт.
Звуковые образы древнерусского пения запечатлены в концертах и симфонических
произведениях С. В. Рахманинова, в оперных сценах «Бориса Годунова» и
«Хованщины» М. П. Мусоргского, «Псковитянки» Н. А. РимскогоКорсакова.
2. Слушание музыкального произведения.Китеж (Китежград, Кидиш) мифический чудесный город, который согласно
русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаромонгольского нашествия
в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым.
То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования.
Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за
городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.
В 1237 году на территорию Руси вторглись монголотатары под руководством хана
Батыя. Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть
войска на святой город. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали
просеку. Вёл татар предатель Гришка Кутерьма.
В тот страшный день неподалёку от города несли дозор три китежских богатыря.
Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он
бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но
злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в
спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!».
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По
преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелёк
— он бьёт до сих пор.Монголотатары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка
народа против хорошо вооружённой и организованной армии Батыя — это верная
гибель. Тем не менее, без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на
стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и
всю ночь напролёт. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на
глазах изумлённых татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.
Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий
гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без
вести, уведённый таинственной силой.
Город же исчез. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в
котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в
водах озера Светлояр.
Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж.
Городлегенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы
совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится
легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят
в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее поразному. Ктото утверждает, что
Китеж ушёл под воду, ктото — что он погрузился в землю. Есть приверженцы
теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо.
Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.
Откройте учебник на стр. 97, прочитайте текст.
«Свою предпоследнюю оперу, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии», сам РимскийКорсаков называл «литургической оперой». В основе ее
сюжета лежат древние сказания о чудесном спасении града Китежа от
нашествия татар погружении его под воды озера Светлояр, а также сказание
о Петре и Февронии Муромских. В музыке оперы слышны отзвуки и интонации
обиходных песнопений, молитв, духовных стихов, слышен перезвон церковных
колоколов.
С жанрами и звуковыми образами православной службы связаны
драматургически важные моменты оперы молитва Февронии «Боже, сотвори
невидим Китеж град», звон колоколов церквей отражённого в озере невидимого
града. Неторопливо, скорее, по законам литургии, чем по законам театрального
спектакля развивается действие оперы. Все это произвело сильнейшее
впечатление на современников, поражённых христианской поэтикой оперного
творения РимскогоКорсакова» так описывает исследователь древнерусскогопевческого искусства Ю. Артамонова образные истоки одной из вершин русской
оперной классики – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.
РимскогоКорсакова.
Как называл Н. А. РимскийКорсаков свою предпоследнюю оперу «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии»? (Н.А. РимскийКорсаков называл свою
оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» литургической.)
Что лежит в основе её сюжета? (В основе сюжета этой оперы лежат древние
сказания о чудесном спасении города Китежа от нашествия татар, благодаря
погружению под воды озера Светлояр. Вся музыка этой оперы как будто
пропитана интонациями духовных песнопений, звоном колоколов, молитв,
духовных стихов. Само действие оперы развивается скорее по законам литургии,
нежели театрального спектакля.)
Слушание. Н. А. РимскийКорсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии». Оркестровой переход ко IIй картине Вхождение в невидимый град.
Звон успенский. Райские птицы.
Далее проводится беседа о прослушанной музыке.
Зарубежная хоровая музыка также в значительной степени выросла из церковного
пения. Отличие ее от хоровой русской музыки, очевидное даже для
неподготовленного слушателя, проистекает из очень многих причин, прежде всего
из различия между православной верой и католической.Каждая традиция в течение многих веков выработала свои собственные взгляды на
церковную службу, на архитектуру храмов, на отношение к тексту, на музыкальные
и певческие правила... Особенностью зарубежной культовой музыки является её
инструментальное сопровождение, в то время как православная певческая культура
носит строго вокальный характер.
Первым церковным инструментом был орган, поддерживающий хоровое пение, а
затем, начиная с эпохи Возрождения, ввели инструментальное ансамблевое
сопровождение.
Развитие хоровой музыки долгое время протекало в неразрывной связи с текстами
Священных писаний – Библии и Евангелия. Величайшие мастера хоровой музыки И.
С. Бах, О. Мессиан, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс
видели в христианских идеях средоточие всей мудрости и всей нравственности
человечества, вечную непрерывающуюся жизнь духа. Страницы их хоровых
сочинений озарены светом высокой веры, музыка устремлена ввысь, подобно линиям
собора. Такая устремлённость церковного искусства, его освобождённость от всего
житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры, которая
учит человека ценить и любить как высший дар эту способность своей души к
воспарению.
3. Работа с учебником. Прочитайте стихотворение Максимилиана Волошина на стр. 99, рассмотрите
фотографию внутреннего вида собора СенШапель в Париже, рассмотрите
репродукцию картины Клода Моне «Руанский собор в полдень».
Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей...
В горний простор, без усилья
Взвились громады камней...
Птичьи упругие крылья
Крылья у старых церквей.
«Хорал» немецкое слово, означающее хоровое песнопение. Мелодии хоралов
отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью.
Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни.
Послушайте хорал Оливье Мессиана выдающегося французского композитора, с
именем которого связаны прекрасные страницы духовной музыки.
Слушание. Оливье Мессиан. Хорал «Святой праздник». Фрагмент.
Художественные возможности хоровой музыки огромны. Она породила такие
глубокие и сложные в образносодержательном плане жанры, как месса, страсти,кантата, оратория. В них выражен огромный диапазон художественных образов
христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы.
Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все
средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может передать
тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке, способно нарисовать
живописные музыкальные картины.
По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры,
исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют
«прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой манере, так
называемым «открытым» звуком (показ).
Хор присутствует и в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В
зависимости от сюжета, темы, сцены хор проявляет себя поразному. Он может
звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях
ветра» из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», как
торжественный гимн в опере «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки (хор
«Славься»).
Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере
Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам
композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силевоздействия хоровые сцены у Мусоргского не только насыщены действием, они
достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так
достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его
историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.
4. Выразительные возможности хоровой музыки.
Шло время, и хоровая музыка обретала всё более самостоятельную роль.
Композиторы открывали новые возможности хоровой выразительности, связанные
не только с церковной службой, как в духовной музыке, и не только с
драматургическим развитием сюжета и характеристикой образов, как в опере.
Выразительные возможности хоровой музыки стали развиваться и в том
направлении, которое связывалось с усилением её изобразительных средств: ведь
изначально хоровая музыка таила в себе богатый запас изобразительных
возможностей.
Каковы эти возможности? Прежде всего, отметим соборное звуковое пространство,
подвластное хоровому звучанию: пространство собора для церковного пения или
пространство природы для народного. Такое пространство заполняется не
сплошным потоком звучания: в этом потоке различаются регистры и тембры, низкие
голоса и высокие, громкие звуки и тихие.Иногда к хору присоединяется орган или оркестр, и тогда тембровое и регистровое
«содержание» становится ещё более многомерным.
Наконец, важнейшую роль в хоровой музыке играют особенности распевания текста.
Синхронное произнесение слов различными голосами или несинхронное, как бы
размывающее смысл текста, эти приёмы всегда отражали замысел произведения,
служили либо смысловым, либо изобразительным целям. Давайте посмотрим, как
характер хоровой музыки отражает содержание поэтического текста.
Поёт зима аукает
Поёт зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки шаловливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.(Сергей Есенин)
Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима аукает» легло в основу второй части
кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».
Слушание. Г. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина» (фрагмент).
Ребята, скажите, содержание поэтического текста соответствует музыке? (Да,
конечно. Музыка делает ещё более зримым содержание, углубляет смысл.)
Кантата это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим
оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и
хор? (Очень ярко в произведении передан образ русской зимы и бескрайняя
снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и
безмолвный, скованный морозом лес.)
Как стихотворение Есенина «помогает» музыке? (Оно передаёт своеобразную
музыку зимы, в самих строках звучит музыка:
«Поёт зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка».
Холод, метель, вьюга все посвоему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию.
Суровому холоду, кажется, заполнившему весь мир, противопоставлены «малые
пташки», прижавшиеся у окна. Это контрастный образ, живой и тёплый, близкийчувствам самого поэта. Ведь в том, как он описывает зиму в своём стихотворении,
заметна и его усталость, и его тоска по весне.
Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г. Свиридов увидел в нём
возможности именно хорового претворения? Слушая музыку поэмы, мы
убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая
разноголосица, в которой отчётливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь
суровый, лишённый малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и
зримо передаётся непрерывное движение, кружение зимней метели!
А теперь послушайте, как совсем подругому весело и празднично звучит хор в
кантате «Весна» С. Рахманинова на стихи Н. Некрасова.
Слушание. С. Рахманинов. Кантата «Весна» (фрагмент).
Идётгудёт зелёный шум,
Зелёный шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!Это стихотворение словно гимн весне, ее уверенному и торжественному приходу.
Название стихотворения – «Зелёный Шум» соединяет в себе и зрительный, и
звуковой образы. Из стихии музыки и изображения рождаются и упругие ритмы
некрасовской поэзии, и красочность её определений.
В музыке С. Рахманинова верно и точно передаётся настроение стихотворения: Н.
Некрасов пишет о весне, охватившей своим цветением, своим шумом всю природу,
и воду, и воздух, и кроны деревьев словом, все видимое и слышимое пространство.
Хоровая ткань кантаты Рахманинова «рисует» это пространство, наполняет его
звуками, передающими и шелест свежей, весенней листвы, и силу неудержимо
расцветающей природы, созвучной весёлым и сочным краскам картины А. Рылова.
Но главное, что отличает эту музыку, господство настроения, победного, яркого,
весёлого.
5. Вокальнохоровая работа.
Представим, что наш класс это профессиональный хор, способный выразить всё
то, что хотели выразить как Сергей Есенин, так и Георгий Свиридов.
Разучивание фрагмента из кантаты «Поёт зима аукает». Работа над
выразительностью исполнения.
Итог урока:Итак, мы видим, что хоровая музыка способна выражать самые различные образы. В
ней находят воплощение и народные чувства, и молитвенное единение верующих; в
ней с огромной художественной убедительностью представлены и драма, и эпос, и
лирика; она обладает яркими изобразительными возможностями. Не случайно к
хоровой музыке обращались все великие композиторы, искавшие в могучей стихии
слова пути обновления музыкального стиха.
Без хоровой музыки невозможно представить и жизнь современного человека,
потому что нигде так полно не выражает себя стремление к дружбе, товариществу,
солидарности, как в совместном пении. Поют друзья, поёт класс – и это лучше всего
доказывает, как много общего между всеми людьми. «Запоёт школа запоёт
страна», сказал В. Ушинский. И мы понимаем, что поющая Россия возможно,
лучший из возможных вариантов её будущего.
Вопросы и задания:
1. Почему композиторы С. Рахманинов и Г. Свиридов, обращаясь к
стихотворениям Н. Некрасова и С. Есенина, избрали для своих сочинений хоровой
жанр?
2. Почему хор так необходим в операх?
3.
В чём состоят изобразительные возможности хоровой музыки?Тема: Обобщающий урок.
Цели урока: проверить полученные знания, обобщающие раздел, посвящённый
вокальной музыке; развивать слушательскую культуру учащихся.
Материалы к уроку: тестовые задания.
Ход урока:Организационный момент.
Урок начинается с песни М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький
принц».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»
(Н. Заболоцкий)
Сообщение темы урока.
На уроках второй четверти мы с вами говорили о вокальных жанрах музыки. В них
происходит взаимное обогащение слова и музыки; слово делает музыку конкретней
по содержанию, а музыка усиливает эмоциональность слова.
Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и
усмирял диких животных. Имя Орфея сделалось синонимом замечательного певца;
его лира, на которой он аккомпанировал себе, эмблема искусства, а пение муз
оставило нам великое слово музыка.
С незапамятных времен вокальная музыка, ставшая выразителем благородных,
высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца,
помогать людям в жизни. Сегодня вы покажете свои знания.Работа по теме урока: раздаются тестовые задания.
Тесты:
Вариант 1.
1. К вокальным жанрам относятся...
а) опера, симфония, кантата;
б) песня, романс, кантата;
в) романс, балет, песня.
2. Из какого произведения эти строки: «Зорька поёт! Зорька поёт!» закричал я и
запрыгал неизвестно отчего»:
а) В. Астафьев «Последний поклон»;
б) Ю. Нагибин «Книга детства»;
в) Г. Гейне «Похвала знатока».
3. Из какой песни следующие строчки: «Со старой отцовской будёновки, что гдето
в шкафу мы нашли»:
а) М.И. Глинка, Н. Кукольник, «Жаворонок»;
б) В. Баснер, М. Матусовский, «С чего начинается Родина?»;
в) И. Козлов, «Вечерний звон».
4. Какое известное стихотворение легло в основу нескольких песен:а) «Вечерний звон»;
б) «Ах ты, степь широкая»;
в) «Жаворонок».
5. Как называется один из наиболее известных сборников, кладезь немецкой
народной поэзии:
а) «Волшебный рог мальчика»;
б) «Любовь поэта»;
в) «Прекрасная мельничиха».
6. Кто является известным мастером жанра «Песня без слов»:
а) Ф. Мендельсон;
б) Г. Малер;
в) Э. Григ.
7. Как называется обязательно сольное произведение с инструментальным
сопровождением:
а) песня;
б) романс;
в) хорал.
8. Какой подход господствует в музыке композиторовромантиков, как русских, так
и зарубежных:а) восприятие природы сквозь призму человеческих отношений;
б) утверждение общечеловеческих идей и истин;
в) прямое, непосредственное выражение чувств и стремление как одного человека,
так и многих людей.
9. «Висла» это...
а) польская народная песня;
б) русская народная песня;
в) венгерская народная песня.
10. Кто был судьёй песни «Похвала знатока»:
а) кукушка;
б) осёл;
в) соловей.
11. Романс «В сиянье тёплых майских дней» является первым произведением цикла:
а) «Любовь поэта»;
б) «Волшебный рог мальчика»;
в) «Прекрасная мельничиха».
12. Какой музыкальный жанр характеризуется стремлением к единению людей
отличается особой мощью и слаженностью звучания:а) романс;
б) песня;
в) хоровая музыка.
Вариант 2.
1. Какую оперу Н.А. РимскийКорсаков называл «литургической»:
а) «Хованщина»;
б) «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»;
в) «Князь Игорь».
2. Многоголосное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром
это...
а) хорал;
б) кантата;
в) литургия.
3. Кто написал оперу «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»:
а) Н. А. РимскийКорсаков;
б) М. П. Мусоргский;
в) П. И. Чайковский.
4. Одной из особенностей православного богослужения является хоровое пение...а) без сопровождения;
б) с инструментальным сопровождением;
в) и с сопровождением, и без сопровождения.
5. Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть
реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолётное
впечатление...
а) импрессионизм;
б) фольклор;
в) романтизм.
6. Кто написал музыку к романсу «Ночь печальна»:
а) С. В. Рахманинов;
б) М. И. Глинка;
в) Р. Шуман.
7. Кого пригласили кукушка с соловьём для разрешения их спора:
а) осла;
б) козла;
в) петуха.
8. О чём поётся в польской народной песне «Висла»:а) о вечернем звоне;
б) о пастушке, пасущем стадо волов у реки;
в) о широкой степи.
9. В какой песне речь идёт об облике «деревянной» России с её церквами,
воспоминаниях о юных днях, мечтах, надеждах:
а) «Ах ты, степь широкая»;
б) «Вечерний звон»;
в) «Висла».
10. Из какой песни взяты слова: «Из клятвы, которую в юности, ты ей в своём сердце
принёс»:
а) «Ах ты, степь широкая»;
б) «Вечерний звон»;
в) «С чего начинается Родина?».
Музыкальные сюжеты в литературе.
Цели урока: Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и
наоборот; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и литературы; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы;
анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации
картин.
Ход урока:
Организационный момент:
Звучит песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» (автор музыки и
слов – Б. Окуджава).
Когда внезапно возникает
Ещё неясный голос труб,
Слова как ястребы ночные
Срываются с горячих губ,
Мелодия как дождь случайный
Гремит и бродит меж людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
В года разлук, в года смятений,
Когда свинцовые дождиЛупили так по нашим спинам,
Что снисхождения не жди,
И командиры все охрипли,
Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Кларнет пробит, труба помята,
Фагот как старый посох стёрт,
На барабане швы разлезлись,
Но кларнетист красив, как черт,
Флейтист как юный князь изящен,
И вечно в сговоре с людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Что общего в стихотворении
Константина Никольского и песне Булата Окуджавы?Запись на доске:
«О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви,
Что творилось, что творится на твоей земле –
Всё это в музыке, ты только улови».
(К. Никольский)
Сообщение темы урока:
Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, оплакивала
потери и возвеличивала любовь. В музыке вся наша жизнь. Музыка бросала вызов
судьбе и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть.
Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Константина Никольского
из песни «Музыкант».
Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литературе.
Работа по теме урока:
Легенды о музыке.
Люди всегда знали божественную силу музыки. Не случайно ещё во времена
глубокой древности они сложили миф об Орфее легендарном прародителе
самоотверженного племени певцов и музыкантов, чей голос покорял не только
людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его лира, этогомы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку
Орфея.
Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературы,
получившем название «Миф об Орфее».
Миф об Орфее
«...Орфей был животворящим гением священной Греции, пробуждающим её
божественную душу. Его лира о семи струнах обнимала всю вселенную. Каждая
из струн соответствовала также одному из состояний человеческой души и
содержала закон одной науки и одного вида искусства. Мы потеряли ключ к её
полной гармонии, но её различные тона никогда не переставали звучать для
человечества...»
(Эдуард Шюре)
В легендах мы читаем об Орфее:
«...Однажды ранней весной, когда на деревьях появилась первая зелень, сидел
великий певец на невысоком холме. У ног его лежала золотая кифара. Поднял её
певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивным пением.
Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг
него, как зачарованные столпились дикие звери из окрестных лесов и гор. Птицыслетелись слушать певца, даже деревья двинулись с места и окружили
Орфея...» (Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»)
Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140141. Самостоятельное
чтение учащимися.
Орфей, сын фракийского царя 3агра и музы Каллиопы, был самым известным из
когдалибо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы
научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и
заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. Во Фракии несколько
древних горных дубов так и остались стоять в танце.
Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой помогая им преодолевать
множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике.
Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид в
надежде вернуть её назад. Там он не только сумел очаровать перевозчика
Харона, пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил
муки осуждённых.
Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Гадеса, и он позволил
Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути
назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на
солнечный свет.Эвридика шла по тёмному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев
солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним,
и в тот же миг потерял жену навеки.
Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы,
звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой.
Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли у подножия горы
Олимп, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете.
Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где её возложили на почётное
место в храме Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах
в виде созвездия.
Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый известный поэт и певец,
когдалибо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что,
когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы
двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим
талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже
воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)
Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки, покорившей даже
бессмертных богов. Для К. Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым
человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу
Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.Образы поэтического мифа исключительно популярны в мировом искусстве. Опера
К. Глюка не единственное произведение, созданное на этот сюжет.
Легенда об Орфее вдохновляла композиторов на протяжении многих веков. Так,
одна из первых опер в Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году,
называлась «Эвридика». В начале XVII века за ней последовала опера итальянского
композитора Клаудио Монтеверди «Орфей». В конце XVIII века в России появилась
мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей». Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в
аду». В ХХ веке миф об Орфее возродился в балете Игоря Стравинского.
Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильямс в
драме «Орфей спускается в ад».
По его мотивам написаны полотна великих живописцев Тинторетто, Рубенса,
Брейгеля и др.
Многие годы в Польше в Сопоте проходил международный фестиваль певцов
«Золотой Орфей».
И может быть, мы ещё увидим и услышим новые выдающиеся произведения на этот
бессмертный сюжет.
Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка.
Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто написал эту оперу и как
звучит эта музыка? О чём же дальше повествует миф? (Орфей не выполнил условияАида обернулся, Эвридика тут же исчезла в царстве смерти. Музы погребли
Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем
где бы то ни было. Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона
поместили на небе в виде созвездия.)
Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки
друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.
Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека
универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично
понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие
моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые
владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.
Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в
соревновании со своим другомсоперником в передаче эмоций. Именно поэтому
между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином
произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово
придаёт музыке большую определённость.
Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (автор слов и музыки М.
Шелег).Где найти мне такое слово,
Чтобы скептик не мог оспорить,
Чтобы даже самого злого
Слово это могло успокоить?
Разбудило б любовь и нежность,
Подарило бы веру снова,
Чтоб вселяло в сердца надежду,
Где найти мне такое слово?
Ночью, когда за окном стемнеет,
Ночью, когда лишь Луна и звёзды,
Слово это над миром реет,
Словно птица, пронзая воздух.
Ночью, когда засыпает город,
Ночью, когда сон смыкает вежды,
Я в тишине разыщу это слово
Слово Веры, Любви и Надежды,
Слово Веры, Любви и Надежды.
Где найти мне такую ноту
И так к слову её поставить,Чтоб сердца пригласить к полёту,
Чтобы души летать заставить?
Чтоб струной натянулась тонко,
Не сфальшивила б ни на йоту,
Чтоб звучала легко и звонко,
Где найти мне такую ноту?
Утром проявится дня рисунок,
Утром, когда горизонт проснётся,
На золотых лучах, как на струнах,
Ноту эту сыграет солнце.
Утром, когда всколыхнёт природу
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.
Утром, когда всколыхнёт природу,
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.Вопросы и задания:
1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы?
2. Назови известные тебе произведения литературы, посвящённые музыке или
музыкантам.
3.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое, на твой
взгляд, особенно отличается музыкальностью.
«Русские сезоны» в Париже.
Цели урока: исследовать значение изобразительного искусства для воплощения
музыкальных образов; находить ассоциативные связи между художественнымиобразами музыки и другими видами искусства; воспринимать разные по смыслу
музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в
исполнении); творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
изобразительной деятельности.
Познакомить с историей русского балета; развивать умение определять главные
отличительные особенности сценического жанра балет.
Материалы к уроку: портреты, фото композиторов, хореографов, танцовщиков,
музыкальный, иллюстративный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт»...
(А. С. Пушкин)
Сообщение темы урока:
Итак, ребята, сегодняшний урок мы с вами вновь посвящаем замечательному
жанру балету. Давайте вспомним, что это за жанр? (Балет музыкальныйспектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и
изобразительное искусство...)
Хорошо, ну, а сегодня разговор пойдёт о русском балете, истории его создания,
традициях.
Работа по теме урока.
1. Из истории русского балета.
Учителями русских танцовщиков были хореографы из Франции и Италии,
приглашённые работать в Петербург и Москву в XVIII веке.
Так, в Шляхетном корпусе (самом «престижном» учебном заведении Петербурга
первой половины XVIII века) танцы преподавал французский балетмейстер Ж.Б.
Ланде. В 1738 году он открыл Танцевальную школу, которая со временем
превратилась в знаменитую Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой.
Балетная школа открылась в 1773 году и в Москве при Воспитательном доме.
Позднее в ней стали обучать профессиональных танцовщиков для Большого театра.
Уже в 40е годы XVIII века в балетных спектаклях стали участвовать русские
танцовщики,
Балет
превратился в любимое придворное зрелище.
Сюжеты балетов были
мифологическими, историческими или сказочными. Постановки отличались
роскошью костюмов и декораций.
обученные секретам профессионального мастерства.На сцене происходили «чудеса»: сказочные герои внезапно «проваливались сквозь
землю» или, наоборот, «взлетали в небеса», вызывая восторг у публики. Иногда в
сказочных «полётах» участвовали не только солисты, но и группы кордебалета.
Во второй половине XVIII века профессионализм русских танцовщиков уже не
уступал мастерству западных.
«Золотым веком» балета в России стал XIX. Русский балет стремительно развивался
и во многом стал превосходить западный. Славу ему создавали талантливые
балетмейстеры и танцовщики. Такими были Шарль Дидло, современник Пушкина, и
его ученики, среди которых выделялась Авдотья Истомина, воспетая в пушкинских
строках:
...Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.* Эол бог ветров в древнегреческой мифологии.
XIX век внёс много нового в искусство балета. В балете, как и в литературе, музыке,
живописи, возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств,
настроений, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы
выразительности в танце и пантомиме.
Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторыремесленники, а
подчас и рядовые оркестранты. Музыка даже одного спектакля часто напоминала
пёстрое лоскутное одеяло, «сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки
нескольких композиторов. Такое неравноправие музыки и хореографии в балете
продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера
композитор Пётр Ильич Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.
В истории русского балета творчество М. Петипа (1818 1910) стало целой эпохой.
Он, знаменитый французский танцовщик, ещё молодым приехал в Россию и отдал
служению своей второй родине 60 лет жизни. За эти долгие годы он поставил и
возобновил 76 балетов (не считая множества балетных эпизодов в русских и
западных операх).
Петипа создал петербургский классический стиль «больших балетов». В них
сочетались высочайшее техническое мастерство, строгий расчёт и поэтическаяодухотворённость. Вершинами творчества Петипа считаются «ДонКихот»,
«Баядерка», «Раймонда» и балеты, поставленные на музыку Чайковского.
Сочиняя либретто балетов, танцы для спектаклей, Петипа придерживался
традиционных схем, выработанных французской школой.
Балеты Чайковского, созданные совместно с Петипа, наполненные глубоким
содержанием и чувством, стали образцами академического балета. Из искусства
развлекательного балет превратился в искусство глубокое и серьёзное.
Отныне композиторы придавали балетной музыке такое же значение, как и оперной
и симфонической. Пётр Ильич писал: «Балет та же симфония».
2. «Русские сезоны» в Париже.
Медленно, нехотя уходил 19 век, «золотой век» русского искусства, открывший
миру Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова. На
смену шёл новый век, полный предчувствий перемен в социальной и художественной
жизни России.
В начале ХХ века Европа была покорена самобытностью и художественным
совершенством русского искусства. Триумф «Русских сезонов» стал плодом усилий
талантливых художников, композиторов, хореографов, танцовщиков, объединить
которых в единое целое сумел выдающийся меценат и антрепренёр, неординарная
творческая личность С. П. Дягилев.«В истории театра есть спектакли, громадный, шумный успех которых, являясь
выражением глубинных процессов в жизни искусства, сразу поднимает их до уровня
этапных событий, пишет М. Пожарская. Их хранят в памяти, как народы помнят о
великих битвах, очевидцы рассказывают о них своим детям и внукам, превращая
быль в легенды». Эти слова о «Русских сезонах» в Париже гастролях русской
оперы и балета в 1908 и 1909 годах, «Русские сезоны» стали подлинным триумфом
национального балета, показав всему миру, на какой уровень может быть поднято
искусство, создаваемое в содружестве выдающихся композиторов, художников
живописцев и исполнителей.
Среди великих создателей «Сезонов» композиторы Н. РимскийКорсаков, С.
Рахманинов, И. Стравинский, солисты Ф. Шаляпин, Т. Карсавина, В. Нижинский,
художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин, К. Коровин.
Взгляните на эти изображения и вы почувствуете огромный мир подлинного
искусства, о котором выдающаяся танцовщица Айседора Дункан сказала: «Это
целый храм эстетических радостей, и каждая подробность этого храма полна
красоты и интереса».
«Истинной и непревзойдённой» вершиной признают ценители музыки балет
«Петрушку» Игоря Фёдоровича Стравинского.«Петрушка» второй из ряда удивительных балетов, которые Стравинский написал
для балетной компании Дягилева, в его премьере, состоявшейся в Париже 1911
года, участвовал знаменитый танцор Вацлав Нижинский.
Действие балета происходит во время масленицы праздника, который всегда
широко отмечался на Руси. Все, что связано с этим праздником и народные
гулянья, и ярмарки, и балаганы, и пляски, все зазвучало в музыке балета, такого
истинно и глубоко русского.
На фоне широкого праздника масленицы развёртывается драма Петрушки,
влюблённого в изящную Балерину. Однако красавица равнодушна к страданиям
жалкого паяца, предпочитая ему самодовольного Арапа. Эта драма кукол в
интерпретации Стравинского приобрела характер психологического гротеска.
В «Русском танце» куклы, повинуясь кукловоду, танцуя, выходят из своих коробок,
привлекая внимание зрителей.
«У Петрушки» целиком посвящена характеристике Петрушки маленького
уродливого человечка, жестоко страдающего от неразделённой любви. Ряд коротких
мотивов как бы пронзительно вскрикивающих, безвольно скользящих, порывистых
и застывающих, изображает движения ошарашенного и постепенно приходящего в
себя Петрушки. Затем появляется светлая, слегка меланхолическая тема (Петрушка
предаётся мечтам) с оттенком иронии, гротескной причудливости.С появлением Балерины (Allegro) музыка становится стремительно порывистой и
звонкоблестящей по колориту. Завершающее картину резкое звучание труб как бы
подчёркивает роковую недостижимость для Петрушки счастья.
Слушание: И. Стравинский. Фрагменты «Русская» и «Петрушка» из балета
«Петрушка».
Что вы можете сказать о прослушанных музыкальных произведениях? (Первый
фрагмент из балета «Петрушка» И. Стравинского звучал празднично, ярко,
быстро, красочно он рисовал широкий праздник Масленицу. В музыке слышны
интонации народных песен, плясок, балаганов, ярмарки, народных гуляний.
Фрагмент называется «Русская», наверное, потому, что здесь звучат чисто
русские весёлые, зажигательные интонации праздника.
Следующий фрагмент рисовал одного из самых любимых персонажей русского
театра Петрушку. Музыка звучала необычно, в ней слышны игривые интонации,
было ощущение, что ктото от когото убегал, прятался, вновь появлялся.)
О чём же идёт речь в балете «Петрушка»? (Во время Масленицы, замечательного
русского праздника, разворачивается целая драма. Петрушка, влюблённый в
балерину, узнаёт, что она предпочитает ему самодовольного Арапа. Это
своеобразная драма кукол, которая изображает людей.)
4. Основные категории балета. Смысл балету, как это ни странно, придаёт слово. Без слова, оказывается, не
может обойтись и такое, самое бессловесное, искусство. И не только потому, что в
нём иной раз участвует хор, певец или мастер художественного слова, поясняющие
происходящие события. Связи балета с литературой гораздо глубже. Ведь создание
любого балета чаще всего начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а с
либретто. Что же это такое? (Либретто это литературный сюжет оперы...)
...И балета. В либретто определена идея спектакля, намечен сюжет, обрисованы
характеры героев, их взаимоотношения и роль в основном конфликте.
Балет это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно
важны в балете три составные части – классический танец, характерный танец и
пантомима.
Классический танец тот, что в основных чертах сложился ещё в XVII веке во
Франции очень красив, грациозен.
Сольный танец в балете называется вариациями. Он похож на оперную арию, потому
что как бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Широко известны
вариации Китри из балета Минкуса «Дон Кихот».
Таким же сольным номером в балете является адажио. Ярким образцом является
знаменитое Адажио из балета Чайковского «Лебединое озеро». И вариации и
адажио могут входить в ансамблевые танцы.Часто главные герои балета танцуют вдвоём. Такой танец называется падеде. Это
танцевальные дуэты героев. В них чередуются совместный танец и сольные танцы
(вариации) танцовщика и танцовщицы. Конечно, вы видели падеде Одетты и
принца Зигфрида из балета Чайковского «Лебединое озеро», Жизели и Альберта из
«Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон Кихота» Минкуса.
Падетруа танец троих героев. Па д'аксьон действенный танец основан на
выразительных жестах, передающих самые важные моменты действия.
В балете тоже есть свой «хор» большая группа артистов, которая принимает
участие в массовых сценах. Эту группу называют кордебалет.
Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят разнообразие в него. Очень часто они
основаны не на классическом балете. Примерам могут послужить «Испанский» и
«Неаполитанский» танцы из балета «Лебединое озеро», основанные на движениях
народных танцев. Такие танцы в балете называют характерными.
Ещё один компонент балета пантомима. С её помощью передаётся в балете
содержание спектакля, развитие его сюжета. Ведь слово «пантомима» в переводе с
греческого означает «всё воспроизводящий подражанием». Пантомима это жесты,
движения, мимика, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом.
Итак, мы перечислили основные составляющие классического балета. Современный
балет, который сегодня также пользуется большой популярностью, наряду сэлементами классического танца, широко применяет движения гимнастические и
акробатические. Именно они очень часто делают его современным.
Итог урока:
Подведём итог нашей беседы о балете.
Балетная музыка обнаруживает тесную связь не только с литературой, но и
изобразительным искусством. Это действительно синтетический вид искусства,
полноценное восприятие которого возможно только в единстве всех элементов
сценического жанра. Однако при всей яркой изобразительности балетной музыки мы
все же не должны забывать, что её источником, как источником большинства других
сценических произведений, почти всегда было литературное произведение. И если
художественный мир литературы рождает все новые и новые произведения,
вдохновляет поэтов, музыкантов и художников, значит, этот мир поистине велик,
поистине богат неисчерпаемыми творческими возможностями.
Вопросы и задания:
1. Что такое балет?
2. Какими качествами, потвоему, должно обладать литературное произведение,
чтобы оно «зазвучало» в балете?
3. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?4. Перечислите сольные и ансамблевые номера в балете.
5. Что такое пантомима?
6. Как называют танцоров, участвующих в массовых сценах?
7. Дневник музыкальных наблюдений, стр. 20.
Краткое содержание балета И. Стравинского «Петрушка»
Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает
оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди
изумлённой толпы. Магия Фокусника сообщила куклам чувства и страсти
настоящих людей. Богаче других наделён ими Петрушка: он и страдает больше, чем
и Балерина, и Арап.
Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от
прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины
и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только
боится его странностей и избегает его.
Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность
жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его.
Это ей, наконец, удаётся, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает
любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик
бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными
кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего
разгула слышны вопли из театра Фокусника. Недоразумение между Арапом и
Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап
поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу,
окружённый толпой гуляк. Фокусник, приведённый будочником, спешит всех
успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный
кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана
из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для
самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над
театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и
издевается над всеми, поверившими в наваждение.Балет. Единство музыки и танца.
Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике);
выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях;
воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового
и эмоционального содержания.
Материалы к уроку: портреты композиторов, художников, фотографии
исполнителей, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: П. И. Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при условии, что он
соединяет в себе их совершенства»
(Жан Жорж Новер)Сообщение темы урока:
Сегодня мы будем говорить о единстве музыки и танца.
Работа по теме урока:
1. Из истории балета.
Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно
способен воплотить балет. Он наряду с оперой стал одним из самых сложных и
богатых видов музыкальнотеатрального искусства.
Основа балета танец. В балете танец нашёл своё высшее выражение. Слово «балет»
происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назвать точную дату
рождения и «родителей» балета невозможно. Он дитя многих европейских стран;
его предки народные танцы, игры, обряды, состязания, торжественные шествия.
Современный балет это вид музыкальносценического искусства, в основе
которого танец и пантомима. В балетном спектакле объединяются и другие виды
искусства: музыка, живопись, архитектура.
В эпоху средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко
отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Эти перемены
происходили в разных европейских странах. В XV веке придворные балы
превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов придворных,
последовательность танцев организовывал «мастер бала» балетмейстер. А рядтанцев, объединённых в единое целое, получил название балета. Возможно, эта
танцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета. На протяжении
XV XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом
интермедии, «выходы» придворных, дивертисменты ряд танцев, не связанных
между собой общим сюжетом.
Но вот во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет поднялся на
уровень профессионального искусства и надолго соединил свою судьбу с оперой.
Объединение театральных жанров оперы и балета утвердилось в творчестве
французского композитора ЖанаБатиста Люлли.
Природа наградила его редким сочетанием талантов композитора и танцовщика.
Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнёром бывал
сам король 15летний Людовик XIV. В 1661 году в Париже была основана
«Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия
музыки», которую в течение 15ти лет возглавлял, при поддержке КороляСолнца,
Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной
школой Европы, «цитаделью» классического балета. Парижская школа танца дала
прочную профессиональную основу многим поколениям учеников. Она продолжает
работать и сейчас.
Люлли был также и постановщиком своих спектаклей, часто показывая
исполнителям танцы и пантомиму. Что же это такое? Об искусстве балетныхтанцовщиков великий современник Люлли Мольер писал: «...Актёры своими па,
жестами и движениями поясняют взорам всё что угодно, и это называется
пантомимой». Итак, пантомима язык выразительных жестов, поз и мимики.
В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы
разделились на сольные, массовые. В качестве сольных танцев исполнялись менуэты,
гавоты, сарабанды, бурре (те же, что и в инструментальных сюитах XVII XVIII
веков). Массовые танцы исполнял кордебалет – «хор балета».
Сочинял и записывал танцы хореограф (слово «хореография» обозначает искусство
записи танцев, а в последние столетия и танцевальное искусство в целом).
Уже в операх Люлли танцы были самостоятельным эпизодами. Эту традицию
продолжили в XVII XVIII веках Г. Пёрселл, Ж.Ф. Рамо, К. В. Глюк. Лишь во
второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным
видом музыкальнотеатрального искусства.
Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.
2. Сообщение по теме урока.
Балет, как и опера, относится к жанрам, неразрывно связанным с литературой,
сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют
вокальные сцены замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе, пьесе,сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с огромной
художественной силой и убедительностью.
Это означает, что литература не всегда непосредственно «звучит» в музыкальном
произведении, что множество образных характеристик, заложенных в словесном
тексте, может быть подхвачено и посвоему развито в других видах искусства.
Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке и КонькеГорбунке, мы
переживаем и радуемся вместе с их героями, однако их облик, их обаяние остаются
за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Как иногда
хочется нарисовать полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их
характер в звучании музыки, в обрамлении красочных декораций!
Балет открывает перед нами такую возможность. Ведь балетный спектакль не
просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора,
балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов,
артистов словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого единой
творческой целью.
Искусство балета восходит к ранним формам творческой деятельности человека
народным танцам, пантомиме, музыкальнодраматическим представлениям. С этим
связано сочетание музыкального, танцевального и зрелищного начал в балете,
делающего его одним из синтетических видов искусства. Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? (Наверное, среди
причин высокая изобразительность балетной музыки.)
Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо
написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий
мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка». Послушайте
музыку, быть может, она вам знакома?
Слушание: П. И. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже», Петра
Ильича Чайковского.
Вы оказались в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и неожиданностями.
Нежные, «хрустальные» тембры челесты придают музыке очарование и хрупкость. В
ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных игрушек, и причудливая игра света, и
медленное кружение снежинок. Сколько простора для творческой фантазии
художника открывает такая музыка!
Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке. Он
приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной, она
приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие.
Его «Щелкунчик» музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла.
Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиногокороля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик
превращается в прекрасного принца и под просветлённорадостную музыку ведёт её
в волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во
сне, они реальны, как правдива всякая сказка.
Не менее изобразительна и прекрасна музыка из балета Сергея Сергеевича
Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой
характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в
музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию
Феи Зимы из этого замечательного балета.
Слушание: С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».
Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея
Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой,
замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какаято
холодная.)
Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что часто
вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в уже
знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё
балетный фрагмент польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу
написал М. И. Глинка.)Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы полонез,
краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации,
обнажая негативные качества врагов – самодовольство и тупость.
Слушание: М. И. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя».
Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала както
напыщенно, резко, угловато, остро.)
А теперь послушаем, как совсем подругому нежно и трепетно – звучат мазурки
Шопена! Великий музыкант, воспевающий душу своего народа, способного
создавать прекрасные мелодии и прекрасные танцы, это уже совсем другая
Польша, поэтичная и мечтательная, Польша Огинского и Адама Мицкевича.
Вслушайтесь в звучание мазурки Шопена вы поймёте, как много может рассказать
незатейливая танцевальная мелодия.
Слушание: Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4.
Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно,
мягко.)
Итог урока:
При всей важности танцевальных жанров музыка балета не просто отдельные
характеристики, это единый художественный замысел, целостное эмоционально
смысловое содержание. Поэтому подлинного расцвета балет достигает в техслучаях, когда все его выразительные возможности музыка, живопись, танец,
режиссура, исполнение раскрываются с наибольшей яркостью и полнотой,
превращая спектакль в подлинное событие культурной жизни.
Вопросы и задания:
1. Что означает слово «балет»? Что составляет его основу?
2. Каковы истоки балета?
3. Какая страна стала родиной классического балета?
4. Кто из композиторов XVIIXVIII веков писал оперыбалеты?
5. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?
6. Какими качествами, повашему, должно обладать литературное произведение,
чтобы оно «зазвучало» в балете?
7. Назовите балеты П. Чайковского.
8.
Золушки и её сестёр.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте костюмы, подходящие дляИз чего состоит опера
(с учётом критериев,
Цели урока:
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного
искусства
представленных в учебнике).
Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
изобразительной деятельности.
Материалы к уроку: таблички, с наименованиями отделов, портреты композиторов,
музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Парты соединены по две и составлены так, чтобы дети, рассевшись вокруг них,
образовали восемь групп. На каждом получившемся столике стоят красиво
оформленные таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперной арии», «Отделоперного ансамбля», «Отдел оперного речитатива», «Отдел оперного хора», «Отдел
оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор». Учитель
предлагает объединиться с детьми соседней парты в общую группу.
Запись на доске:
«Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт – они кипят,
Они текут, они горят».
(А. С. Пушкин)
Прочитайте эпиграф к уроку. Он приглашает нас в оперу. Итак...
Звучит Финал увертюры Джоакино Россини из оперы «Вильгельм Телль».
Сообщение темы урока:
Тема нашего урока «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера
делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.
Работа по теме урока: Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных
оперных Отделах. Представитель каждого отдела, либо все, расскажут нам о
деятельности каждого Отдела.
Сейчас я раздам вам некоторую информацию, коечто вы почерпнете из учебников,
коечто из собственного опыта.
Учащимся раздаются печатные тексты. На ознакомление даётся семь минут.
Начнём работу. Чем же занимается «Отдел оперного либретто»? Вам
слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка.
Либреттист тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно
сказать оперный поэт, оперный писатель.)
Далее учащиеся показывают небольшую инсценировку.
Разрешите почитать!
Не для чтения я пишу.
Тогда сами почитайте вслух.
И декламировать не буду. Если хотите знать, я специально пересочиняю пьесы,
романы, сказки и собственные истории придумываю, чтобы их не читали ни
вслух, ни про себя.
Для чего же это делается? Для пения. Композитор сочиняет музыку на текст оперного либретто, а
певцы её распевают.
Идём к певцам. Что же делает этот Отдел? И что такое ария? Пожалуйста, вам
слово! (В ариях герой или героиня оперных событий душу свою обнажают. Да
так, будто сил больше нет таить, что на душе творится. Пусть все замрут и
слушают! А что именно душа показывает это зависит от того, какая роль
герою или героине уготована: благородно негодовать или клясться в любви,
веселиться или грустить.
Слово ария у итальянцев сразу и песня, и воздух. Самое важное в пении, считают
итальянцы, владеть, управлять дыханием. Именно в итальянской опере
родилось искусство бельканто (прекрасное пение). В оперном деле кроме слова
ария есть ещё каватины, монологи они более развернутые, более
протяжённые, чем ариетта – маленькая ария, ариозо в духе, в характере, в
манере арии.)
Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более
полно и разносторонне, рисует автопортрет. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент
из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н. А. РимскогоКорсакова «Сцену
таяния Снегурочки».
Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства, который
проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа вживую, страдающую девушку. Дар любви, подаренный ей матерью Весной, губит
Снегурочку, она тает от беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент
таяния становится для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего
рассвета. Вот такая двойственность состояния выражена в словах Снегурочки:
«Люблю и таю».
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Снегурочка». 4 действие (фрагмент).
Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля. А почему
он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела. (Слово ансамбль
значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какойто оперной истории
собираются вместе. О чём они поют? Попробуйтека понять людей, когда все
говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в
жизни. А в опере одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного
ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретным.)
Опера «Князь Игорь» А. Бородина рассказывает о походе князя Игоря
Святославовича в 1185 году против степных половцев. Половцы совершали
неожиданные набеги на мирные русские города и сёла, сжигали дома, поля уводили
в плен людей. Войско Князя Игоря было разгромлено. Князь Игорь с сыном
Владимиром попали в плен.Князь Игорь решается на побег. Кони готовы, Игорь и его сын Владимир могут
бежать. Но их подслушивает дочь хана Кончака. Она сзывает половцев. Удаётся
бежать только Игорю, Владимир же остаётся в плену у влюблённой половчанки.
Побег Игоря вызывает у хана одобрение: «Вот молодец! Не даром я так его любил;
на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а
княжича не трогать.
Слушание: Трио «Владимир! Ужель всё это правда?» из оперы А. Бородина «Князь
Игорь» (фрагмент).
Хорошо, дальше у нас идёт Отдел оперного речитатива. О чём нам расскажут
здесь? (В этом отделе герои оперы тоже собрались вместе. Только поют уже не
одновременно, а по очереди, как в жизни принято разговаривать.
Речитатив в переводе декламация, чтение вслух. Но в оперном речитативе
герои разговаривают пооперному, нараспев. В речитативе, в отличие от оперной
арии и оперного ансамбля, нет больших красивых закругленных мелодий. Здесь
герои бросают друг другу короткие фразы реплики, сообщают всякие
подробности оперного действия.)
А теперь вспомните, что поёт Иван Сусанин перед началом своей арии «Ты
взойдёшь, моя заря». «Чуют правду! Смерть близка, мне не страшна она. Свой долг
исполнил я». Отрывочные, короткие фразы. Это пение, но очень похожее надекламацию – речитатив, в опере оно имеет особое значение. Именно в речитативах
происходит развитие действия. Ведь во время исполнения арии на сцене ничего
важного не происходит: действие останавливается. А вот в речитативе даётся
толчок к последующему развитию.
Оперы без речитатива не бывает. Зато бывают оперы, полностью построенные на
речитативе.
Слушание: Глинка. Речитатив Сусанина «Чуют Правду» из оперы «Жизнь за царя»
(фрагмент).
Идём далее. Отдел оперного хора, о нём мы не так давно с вами уже
говорили. (Арии, ансамбли, речитативы в опере это для главных героев.
Главные имеют в опере собственные имена. Часто по имени самых главных
героев называются оперы: «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Князь
Игорь» и т. д. Есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у
них собирательные: войско, крестьяне, народ или какиенибудь другие.
Собирательный, многоликий, многоголосый герой в опере поёт хором. Хор
может быть с главными героями в полном согласии, а может вступать в
конфликты.)
В основу персидского хора прекрасных сказочных дев М. Глинка положил народную
мелодию, широко распространённую у многих восточных народов. Известна она и вИране (постарому в Персии). Отсюда и название хора – персидский. Мелодия
светлая, плавно ниспадающая, с мерным спокойным покачиванием оказывает
таинственночарующее воздействие на слушателей.
Слушание: М. Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». 3 действие
(фрагмент).
Следуем дальше, опускаемся в оркестровую яму. Оркестровой ямой называется
площадка перед оперной сценой, где располагается чуть ли не самый
многочисленный отдел Оперный оркестр. (Наверху, на оперной сцене, герой
может в одиночестве душу изливать, а внизу в оркестровой яме, в это время
десятки музыкантов на инструментах играют. Наверху, на сцене, действие
какоето разворачивается у всех на виду в лучах света, бывает с пушками, с
пожарами, бывает даже и живая лошадь появится, певцыартисты
наряжены, как оперные события требуют.
А внизу, в оркестровой яме, музыканты, скрытые от глаз в полумраке, на
стульях сидят с инструментами в руках и все в строгих костюмах. Один
дирижёр над оркестром возвышается. Дирижёр держит в своих руках все
невидимые оперные нити от каждого артиста и музыканта. Он руками из этих
невидимых нитей всякие замысловатые фигуры плетёт, чтобы соединить
старания всех многочисленных участников оперного спектакля.