Содержание:
1. Преобразующее значение музыки.
2. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека.
3. Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».
4. Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
5. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони.
6. Созидание по законам красоты.
Музыкальный материал:
Т. Альбинони. Адажио (слушание произведения в разных исполнениях).
Характеристика видов деятельности:
1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
2. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
3. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, глубинное - поверхностное).
4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
5. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).
6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
7. Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений).
8. Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений)
Чудесная тайна музыки. По законам
красоты. «Адажио» Томазо Альбинони
Содержание:
1. Преобразующее значение музыки.
2. Необходимость сохранения и укрепления духовных
запросов человека.
3.
4.
5.
Различный смысл выражений «слушать музыку» и
«слышать музыку».
Драматургическая роль музыки в театральных
спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
Выражение глубины и благородства художественного
образа в Адажио Т. Альбинони.
Созидание по законам красоты.
6.
Музыкальный материал:Т. Альбинони. Адажио (слушание произведения в разных
исполнениях).
Характеристика видов деятельности:
1. Оценивать музыкальные произведения с позиции
красоты и правды.
2.
3.
Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
Воспринимать и сопоставлять художественно
образное содержание музыкальных произведений
(правдивое ложное, глубинное поверхностное).
4. Находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и других видов
искусства.
5. Понимать характерные особенности музыкального
языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).6.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в
произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.
7. Устанавливать внешние связи между звуками
окружающего мира и звуками музыки (с учётом
критериев, представленных в Дневнике музыкальных
размышлений).
8.
Творчески интерпретировать содержание изученного
материала в слове, изобразительной деятельности (с
учётом критериев, представленных в Дневнике
музыкальных размышлений)
Постижение музыки предполагает не только её слушание
(ведь мало слушать, нужно слышать!), но и воспитание
условий для её восприятия. А это и развитие слуха, не
просто слуха музыкального, но слуха как «органа души»
(Б. Пастернак), и вхождение в музыкальную традицию,где устоялись свои жанры, формы, средства
выразительности.
Вот почему так важно научиться воспринимать красоту
мелодий и ритмов, глубину гармонии и выразительность
фактуры. Каждое из этих средств несёт нам свою
собственную информацию о содержании музыки, образуя
её неповторимый язык. А ведь без знания языка трудно
понять любую культуру, в том числе культуру
музыкальную!
Чем больше человек умеет слышать, чем более
обострённым становится его восприятие, тем больше
преобразуется его собственная душа.
Нередко нам приходится видеть людей, душа которых
находится как бы в дремлющем состоянии. Жизнь таким
людям кажется довольно простой. Единственной формой
жизни признаётся лишь видимое, осязаемое:
материальные ценности, социальные достижения. Мирдуши таких людей становится всё более ограниченным,
тусклым, замкнутым на мелких повседневных заботах.
Неудивительно, что приверженцы такой жизни музыку
считают простым удовольствием, ничего общего не
имеющим с постижением сущности мира. Однако, как
утверждал английский писатель О. Уайльд, можно
представить человека, который «вёл бы самую банальную
жизнь, случайно услыхал какуюнибудь своеобразную
музыкальную пьесу и вдруг открыл бы, что душа его
помимо его ведения прошла сквозь ужасные чувства,
познала чудовищные радости, или дикоромантическую
любовь, или великое самоотвержение».
Не об этом ли читали мы в сказке Андерсена «Соловей»?
И не является ли она потрясающим свидетельством того,
что человек, ещё не переживший музыку как откровение,
и человек, уже знающий такое переживание, словно два
разных человека?Дремлющая душа гордого и властного владыки,
способного на любые жестокости, превыше всего
ценящего власть и её привилегии, и душа пробуждённая,
обращённая к добрым делам, таков смысл истории,
поведанной великим сказочником Андерсеном.
В этом и состоит ответ на вопрос, почему истинное
предназначение человека не может ограничиться только
монотонной обыденностью, почему оно требует
непременного участия музыки своеобразного
посредника между земным и высшим мирами.
Только музыка в силу её текучести и непрерывности
способна обобщать смысл вещей. Обратите внимание, как
необходима музыка везде, где требуется выразить
глубинную суть содержания, в кинофильмах,
театральных спектаклях, телевизионных передачах.
Наивно думать, что это всего лишь фон, который
вводится для красоты.Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что
это важнейший элемент целого, а иногда и самый главный,
без которого всё распадается. Не случайно к участию в
создании киномузыки с тех пор, как возникло
киноискусство, приглашались крупнейшие,
талантливейшие композиторы: С. Прокофьев, Д.
Шостакович, Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.
Невозможно представить, например, кинофильм
«Александр Невский» без участия музыки С.
Прокофьева или фильм «Маленькие трагедии» (по А.
Пушкину) без тонких музыкальных иллюстраций,
созданных А. Шнитке.
Таких примеров множество в киноискусстве.
Музыка сопровождает и телевизионные показы картинных
галерей, внося своим звучанием неповторимое ощущение
духа времени, проникновенную интонацию повествования
о великом и вечном.Послушайте «Adagio» итальянского композитора XVIII
века Т. Альбинони музыку глубокой сосредоточенности
и благородной сдержанности и вы поймёте, отчего она
так часто звучит там, где требуется внести особый тон
неторопливой беседы времён.
Удел наш музыке людской творений
И музыке миров внимать любовно,
Сзывать умы далёких поколений
Для братской трапезы духовной.
Приведённые строчки из стихотворения Г. Гессе (роман
«Игра в бисер») могут послужить своеобразным
эпиграфом к этой музыке, так настойчиво «вызываемой»
для духовного посредничества между эпохами,
культурами и искусствами.
Наверное, среди чувств человека, способных
воспринимать страх, боль или радость, есть и такое,
которое настроено на любовь ко всему в этом мире, чтообладает собственной душой, что с радостью принимает
каждого из нас в своё вечное содружество?
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя лишь обладает её в совершенстве.
(Е. Винокуров)
Может быть, прав поэт, сказавший, что лишь дитя
обладает в совершенстве «Музыкой души». Ведь только
дети так доброжелательны и доверчивы, что с радостью и
восхищением готовы принять любую самую малую
радость жизни.Постепенно открытость и непосредственность уходят от
нас, вытесняемые различными обстоятельствами,
усталостью, неудачами. И лишь немногие сохраняют в
своей душе чистый свет первоначальной веры в то, что
мир прекрасен и что жизнь бесценный дар.
И среди сил, противостоящих разрушительному действию
повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую
нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не
увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на
земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся,
неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти
прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны
музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть
жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в
своей душе.
А если так, то не чудо ли, что под воздействием музыки в
мире станет больше добрых дел, счастливых людей,красивых городов? Не в этом ли заключён и великий
смысл древнего мифа о строительстве города Фивы,
камни которого двигались музыкой? И хотя происходило
такое явление вопреки законам физики, но уж никак не
вопреки законам красоты.
Их смысл состоит в нерасторжимом единстве лучших
стремлений человека – к добру, правде, бескорыстию,
воплощённых в слове, звуке, краске или камне.
А не являются ли эти законы самыми прекрасными из
всех законов, способных править людьми?
Вопросы и задания:
1. Можно ли считать, что только произведения
искусства построены по законам красоты? Назовите
какиелибо явления или предметы окружающего мира,
созданные по этим законам.2.
3.
Как вы думаете, почему присутствие музыки
необходимо в таких видах искусства, как, например,
театр или кино? Приведите примеры, подчёркивающие
роль музыки в этих видах искусства.
Как средства музыкальной выразительности
учувствуют в создании музыкального образа «Адажио»
Т. Альбинони?
4.
Среди средств музыкальной выразительности
назовите те, которые можно встретить не только в
музыке, но и в окружающем мире, а также те, которые
являются принадлежностью только музыки.
«Адажио» Томазо Альбинони одно из самых известных
музыкальных произведений. Именно оно непременно
звучит, когда человека провожают в последний путь.
Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и
навевает мысли о вечном. Именно оно стало первымсочинением, предвосхитившим возрождение славы
композитора.
Широко известный при жизни, после смерти Альбинони
был довольно быстро позабыт, повторив судьбу А.
Вивальди и И. Баха. Но если сочинения последних были
обнаружены и обнародованы в 19 веке, то имя и
творчество Альбинони долгое время оставалось
известным только узкому кругу музыковедов и знатоков
старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до
середины прошлого века.
Возрождению интереса к Альбинони поспособствовал
итальянский музыковед, критик и редактор Ремо
Джацотто. Джацотто хорошо знал его сочинения и
старался донести его творчество до всего человечества.
Именно Джацотто составил полный каталог сочинений
Альбинони и написал его биографию. Большая часть
наследия композитора хранилась в Дрезденскойгосударственной библиотеке и после массированных
бомбардировок авиацией союзников во время Второй
мировой войны была потеряна.
В 1948 году Джацотто прибыл в Дрезден в поисках
уцелевших материалов. В библиотечных руинах его ждала
неожиданная находка! Это был маленький отрывок
неизвестного до того времени произведения Альбинони.
Сказать о том, что это за произведение, по
сохранившимся линии баса и шести первоначальным
тактам мелодии, было практически невозможно. Но
именно этот скудный материал послужил отправной
точкой для «воссоздания» знаменитого «Адажио».
Джацотто предположил, что это медленная часть из трио
сонаты. Далее ему показалось, что это произведение
предназначалось для церковного богослужения, поэтому
там обязан присутствовать орган. Таким образом и
появилось «Адажио» для органа и струнныхинструментов соль минор Томазо Джованни Альбинони в
реконструкции Ремо Джацотто. Найденный фрагмент
почемуто никогда не публиковался и по некоторым
сведениям на нём отсутствует имя Альбинони. Это дало
почву для многочисленных споров, не утихающих и по
сей день: насколько музыка «Адажио» принадлежит
Альбинони, а какая часть привнесена Джацотто. Одни
утверждают, что невозможно не композитору (других
произведений за Джацотто не зафиксировано) создать
пусть и не монументальное, но всётаки популярное
произведение. Другие указывают на современный
характер звучания «Адажио», применение техник письма
неизвестных во времена Альбинони.
Траурный оттенок «Адажио» сделал его атрибутом
похоронных церемоний, что ставит его в один ряд с
«Траурным маршем» из Второй сонаты Фредерика
Шопена, «Смертью Озе» из сюиты «Пер Гюнт» ЭдвардаГрига.
На самом деле музыка «Адажио» совсем не о потерях и
безысходности. Это музыка о любви. Именно любовью к
композитору Альбинони наполнил музыку его почитатель
Джацотто. Огромной любовью, без пределов и сомнений.
Он пошёл на эту мистификацию ради своего кумира,
пожертвовав своим именем, отказавшись от славы и
почестей. И эту жертву мы слышим в каждом звуке
«Адажио» Ремо Джацотто памяти Томазо Альбинони.
Невозможно даже сказать, что Джацотто
«реконструировал» или «восстановил» это произведение,
здесь подходит только одно слово – «сочинил». Ну разве
не выглядит иронией судьбы то, что именно это
произведение пятидесятых годов нашего века привело к
возрождению славы Альбинони? Теперь на концертах
можно услышать его сонаты, симфонии, отрывки из
опер...Впервые реконструированное «Адажио» было исполнено
в 1958 году. С тех мелодия «Адажио» использовалась
неисчислимое количество раз. На музыку «Адажио»
сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня.
Наиболее известны варианты в исполнении Сары
Брайтман и Лары Фабиан. В русскоязычном варианте
широкую популярность приобрела песня «Мгновения»
Николая Баскова.
Чудесная тайна музыки. По законам красоты
Содержание:
1. Преобразующее значение музыки.2. Необходимость сохранения и укрепления духовных
запросов человека.
3.
4.
5.
Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на
примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла
«Карнавал животных» К. СенСанса).
Различный смысл выражений «слушать музыку» и
«слышать музыку».
Драматургическая роль музыки в театральных
спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
Созидание по законам красоты.
6.
Музыкальный материал:
1.
К. СенСанс. «Лебедь». Из фортепианного цикла
«Карнавал животных» (слушание)
2. А. Вивальди. «Ларгетто»
3.
К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна»4. Н. РимскийКорсаков. «Лебедь» из оперы «Сказка о
царе Салтане»
5.
«Ой, вставала я ранёшенько» (русская народная песня
в исполнении хора им. М. Пятницкого)
Характеристика видов деятельности:
1. Оценивать музыкальные произведения с позиции
красоты и правды.
2.
3.
Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
Воспринимать и сопоставлять художественно
образное содержание музыкальных произведений
(правдивое ложное, глубинное поверхностное).
4. Находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и других видов
искусства.
5. Понимать характерные особенности музыкального
языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).6.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в
произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.
7. Устанавливать внешние связи между звуками
окружающего мира и звуками музыки (с учётом
критериев, представленных в Дневнике музыкальных
размышлений).
8.
Творчески интерпретировать содержание изученного
материала в слове, изобразительной деятельности (с
учётом критериев, представленных в Дневнике
музыкальных размышлений)
Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый
источник там, где речь умолкает...
(Э. Т. Гофман)«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки»
этими словами начал французский композитор А. Онеггер
последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант,
автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на
закате своей жизни не утратил способности восхищаться
той бездной чудес, которые открывает нам музыка.
Что же это за чудесное искусство?
Почему оно воздействует на человека, делает его более
бескорыстным и благородным, способным
преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не
секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную
музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по
мере сил украшает её. Кем бы он ни был плотником или
строителем, поэтом или архитектором, он не создаёт ни
безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих
зданий. Музыка вносит порядок в его душу, порядок,
равнозначный эстетическому закону гармонии, и этотзакон властвует затем в создаваемых им повседневных
предметах, искусстве, одухотворённом облике городов.
Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие
памятники, высшие образцы человеческой мысли, то
очевидно, что это были времена расцвета духовности,
когда роль искусства никому не приходилось доказывать,
когда оно являлось средством познания и выражения всех
проблем жизни от рождения человека до движения
планет.
Слушание: А. Вивальди. Ларгетто (клавесин).
Вот почему и поныне так притягательна для нас
старинная музыка; с одной стороны, мы находим в ней ту
чистоту помыслов и то величие духа, которые, к
сожалению, не всегда сохраняются в современной жизни,
с другой – освобождённое от суеты и житейских забот,
искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём
истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисковчеловека. Ведь люди одинаковы во все времена они
всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали
от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти,
и какими бы люди ни были, они порой поднимали глаза к
небу, пытаясь оттуда получить ответы на мучившие их
вопросы.
И современные люди с их техническими достижениями,
большими городами, промышленными шумами,
притупляющими слух, всё равно остаются теми же
людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание.
Поэтому им тоже нужна музыка, и не только та, которая
входит в общий шумовой фон жизни, но и которая
поддерживает душу, укрепляет силы, возвращает к
истокам.
3адумайтесь: где бы вы ни жили, какой бы пейзаж ни
окружал ваш дом (даже лес заводских труб), вы всё равно
радуетесь весне, чистому небу, звенящему воздуху.Значит, не всё в нашей жизни подвластно только внешним
обстоятельствам, есть чтото и в нас самих, что
противостоит их порой жёсткой силе. Но это «чтото»
нуждается в поддержке, в укреплении, ведь только оно и
делает человека человеком.
Пока такое начало живёт в людях, мир движется и
совершаются в нём добрые дела. Это начало
человеческая душа, хрупкая, беззащитная, способная и
ожесточаться от невзгод, и укрепляться от испытаний.
Высшая ценность жизни, божий дар и всё же как часто
люди забывают о ней!
Слушание: К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
А ведь вспомните только за блаженство обладать
бессмертной человеческой душой Русалочка из сказки
Андерсена от дала всё самое дорогое, что имела: счастье
жить в кругу семьи, среди любящих сестёр, а главное
свой божественный голос, красивее которого не было ни укого на дне морском! Но, несмотря на эти безмерные
жертвы, Русалочка всё же не обрела бессмертной души:
ей пришлось слиться с дочерями воздуха и вступить в
трёхсотлетний срок испытания. Триста лет испытаний за
счастье обладать душой! Прилетать в жаркие страны, где
люди гибнут от зачумлённого воздуха, и навевать
прохладу, распространять в воздухе благоухание цветов,
делать множество добрых дел, чтобы наконец обрести то,
что доступно каждому человеку!
Но не только дочери воздуха, не только Русалочка, но и
каждый человек, получивший душу в дар с самого
рождения, должен непрерывно проходить этот «срок
испытания» на сохранение и укрепление той
«внутренней музыки души», о которой говорилось во
вступлении «от авторов» к учебнику.Почему же в нелёгком деле воспитания души философы и
педагоги всех времён отдавали первенство музыке как
самой могучей и действенной из всех искусств?
Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и
явления для этого у неё нет слов, не их облик и внешние
очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их
душу. Ибо кто осмелится утверждать, что явления
окружающего мира не имеют души? Почему же тогда они
такие разные? И разность их не только в том, что они
иначе окрашены или непохожи по форме, но, может быть,
прежде всего в том, что они поразному воспринимаются,
то есть посылают нам свои собственные сигналы, свою
«музыку», вызывая в нас ответное чувство к себе.
Слушание: «Ой, вставала я ранёшенько» (хор им. М.
Пятницкого).
Как различен характер всех явлений: несхожи между
собой деревья и камни, птицы и насекомые, часы суток ивремена года! Даже художники летописцы облика,
стремящиеся увековечить в своих произведениях
мгновения преходящей жизни, всё же запечатлевают не
столько внешний вид изображаемого, сколько его душу,
то есть то, что как будто невидимо и неуловимо, что
труднее всего объяснить словами, но что единственно и
позволяет говорить о музыке изображения.
Благодаря этой музыке искусство никогда не является
простым копированием жизни: ведь зачем нужно
копирование, если природа богаче и разнообразнее самой
прекрасной копии? И лишь, когда искусство
приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего
существующего, оно приобретает самоценность и
независимость, но не потому, что «обслуживает»
действительность, а потому, что выявляет её глубокий и
скрытый смысл.Когда мы слушаем музыку даже программную, которую
композитор заранее наделяет конкретным содержанием,
мы всё же ищем в ней не простое соответствие образу, но
выражение его музыкальной сущности.
Слушание: К. СенСанс «Лебедь» из цикла «Карнавал
животных».
Вот пьеса К. СенСанса «Лебедь». Её музыка передаёт
плавность движений, красоту линий этой красивейшей
птицы. Выразил композитор и её характер
величественный и благородный, сумел передать и мягкое
скольжение по гладкой поверхности воды.
И это всё?
Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно
легче всего поддаётся словесным определениям. Однако
внутреннюю сущность музыки невозможно передать
никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что
если бы музыку можно было пересказать словами, онабыла бы попросту не нужна. И действительно, содержание
музыки объёмнее и выше того, что определяется её
программным замыслом. Она никогда не вдаётся в детали,
подробные описания, давая лишь картину той высшей
поэзии, на которую вдохновил её первоначально
избранный образ.
Для сравнения рассмотрим иллюстрацию к этой пьесе.
Не правда ли, и о ней нельзя сказать, что это простое
изображение летящих лебедей? Рисунок, вдохновлённый
музыкой, не может быть немузыкальным. Обратите
внимание, как талантливо передана не только
своеобразная грация лебедей, но вся гармоничная
соразмерность их с окружающей природой, игра света,
создающая особую композицию всего рисунка.
Так искусство не просто изображает лебедя, но выражает
возвышеннозагадочную сущность этой птицы, впоэтических представлениях людей издавна занимавшей
особое место.
Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех
искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором
он появился на свет. Именно в благодарность лебедям
юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на
свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. Тема царевны Лебеди
из оперы «Сказка о царе Салтане».
А в ЦаревнеЛебеди у Пушкина, в образе благороднейшей
из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его
прекрасная невеста.
Наконец, «Гадкий утёнок» Андерсена разве это не
история мучительного восхождения к своей подлинной
сущности недосягаемовысокой, чуждой мелкой суете
птичьего двора и в то же время не надменной, неотчуждённой, способной и к страданию, и к
благодарности?
Всё это внешние приметы внутреннего, всего, что сошлось
в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.
Так искусство приближается к загадке жизни,
воплощённой в душе всего существующего. Оно
приобретает самоценность и независимость не потому,
что «обслуживает» действительность, а потому, что
выявляет её глубокий смысл.
К. СенСанс. «Лебедь» из цикла «Карнавал
животных»
«Карнавал для животных» был написан К. СенСансом в
феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Посчитав
это произведение лишь музыкальной шуткой, после
нескольких исполнений в частных собраниях (в
частности, в присутствии Ференца Листа) композиторзапретил играть и издавать его при своей жизни, не желая
прослыть автором «несерьёзной» музыки. Исключение
было сделано лишь для пьесы «Лебедь», написанной К.
СенСансом специально для знакомого виолончелиста, и
вскоре прочно вошедшей в репертуар исполнителей на
этом инструменте.
После кончины композитора в 1921 году партитура
«Карнавала» была издана и через некоторое время
получила большую популярность. Это произведение
иногда позиционируется как музыка для детей, и часто
звучит в концертах. Как правило, между его частями
читается один из многочисленных текстов, написанных
разными авторами.
Сочинение наполнено юмором, иногда переходящим в
сатиру в его частях зачастую содержатся пародии и
цитаты из известных музыкальных произведений,
высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётсяподражание голосам животных.
Музыка различных частей «Карнавала» часто
используется в кино и мультфильмах, рекламе,
театральных постановках. На музыку «Лебедя»
хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил
знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для
Анны Павловой.
Вопросы и задания:
1. Прочитайте сказку Г. Х. Андерсена «Русалочка». Как
вы думаете, почему ей так хотелось обрести
бессмертную душу?
2.
Как вы понимаете слова поэта П. Чайковского о том,
что музыку трудно передать словами? Попытайтесь
объяснить на примере пьесы К. СенСанса «Лебедь».Ритм: От адажио к престо
Музыка созерцательного, углубленного характера редко
имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного
характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной.
Вот почему, даже не зная многих музыкальных
произведений, мы можем заранее угадать их темп по
тому, что известно об их содержании или жанре.Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как
должны они звучать?
Прежде всего, вспомним, что орган был первоначально
церковным инструментом и с его звучанием связывались
самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и
хорал возник как церковное песнопение, и лишь со
временем некоторые композиторы стали включать
мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения.
Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты
мира, являет собой царство медленных и величественных
темпов, то спокойноотрешенных, то исполненных
затаенной горести, но всегда благородносдержанных.
«Прекрасное должно быть величаво» эти слова А.
Пушкина в полной мере относятся к данной области
музыкального искусства.
Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе,
Господи» BWV639 фа минор И. С. Баха отличаетсяособой, печальной красотой, свойственной многим
произведениям композитора.
Мелодия хорала, изложенная в верхнем голосе, столь
выразительна, что напоминает пение. Медленный темп в
этой прелюдии предстает как выражение строгости и
собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной
мысли.
Совсем поиному звучат в музыке быстрые темпы.
Быстрые темпы это мир живых и радостных эмоций,
стремительных танцев, движений, душевных порывов.
3авязалась, закипела,
Все идет живей, живей,
Обуяла тарантелла
Всех отвагою своей ...
Эй, простору! Шибче, скрипки!
Юность мчится! С ней цветы,Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!
Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского
композитора Дж. Россини. Тарантелла один из самых
жизнерадостных и зажигательных народных танцев
Италии.
Быстрый темп Allegro con brio (быстро, возбужденно)
кажется еще более стремительным благодаря
непрерывному движению трехдольных ритмических
фигур, а также многочисленным подбадривающим
возгласам и повторам, особенно ярким в итальянском
оригинале: «Frinche, frinche, frinche, frinche, frinche,
frinche, mamma mia!»
Однако, как мы уже отмечали, единый темп редко
сохраняется на протяжении всего произведения. Только в
маленьких пьесах может быть выдержано одно
настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чуткоследует поворотам и нюансам музыкального развития, то
чуть ускоряясь, то замедляясь.
Более крупные произведения вообще, как правило,
строятся по принципу контрастного чередования
разделов: быстрые части или фрагменты сменяются
медленными, что способствует и более глубокому
раскрытию музыкального содержания, и большему
вниманию со стороны слушателей.
Вспомните, как звучит хор «Поет зима аукает» из
кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».
Музыкальный темп на протяжении звучания
неоднократно меняется, следуя за изменениями
поэтического сюжета. Ведь и само стихотворение имеет
свою собственную внутреннюю динамику темпа,
рассказывая нам о «песнях и плясках» суровой зимы.
Поёт зима аукает,
Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки шаловливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
В начале стихотворения мы слышим, как звенит мохнатый
лес, укачиваемый зимним ветром, затем как кружит во
дворе холодная метелица, наконец, как злится и ревет
вьюга, стуча по ставням. Усилению злого зимнего образа
соответствует нарастание темпа: музыка звучит все
быстрее и быстрее.
И лишь на словах «И снится им прекрасная, в улыбках
солнца ясная Красавица весна» в музыке наступает
успокоение, темп становится неторопливым, принося
ощущение весеннего тепла и безмятежности.
О чем же рассказывает музыкальный ритм?Что слышится нам в мерной поступи метра, в
причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую
загадку таят музыкальные темпы? И как все это,
сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,
совершенное и гармоничное целое музыкальное
произведение?
Наверное, в каждом из нас живут представления о
красоте. И мы, современные люди, в этих Представлениях
ушли не так уж далеко от древних греков, живших
двадцать столетий назад. То, что казалось прекрасным в
те далекие века, что породило такие неумирающие
шедевры гармонии, как Парфенон или афинский
Акрополь, остается прекрасным и сейчас, рождая красоту
не только в симфониях и сонатах, но и в детских стихах,
рисунках или песнях.
Из всех искусств только музыка способна показать нам
красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг зашагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые
волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти
волны катились и сто, и двести лет назад. В них наши
радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем
полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно
выражение этого грандиозного непрекращающегося
движения движения звезд и земли, океанов и рек,
людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас
живой ритм давно ушедших времен. И хотя мы знаем, что
музыка никогда не воздействует какойлибо одной своей
стороной, выступая всегда в единстве всех своих
выразительных средств, все же отдадим должное ритму
одной из важнейших природных ее первооснов. Ведь не
случайно выдающийся музыкант Г. фон Бюлов сказал:
«Библия музыканта начинается словами: вначале был
ритм».Вопросы и задания:
1. Почему именно ритм является основой музыки? Могла
бы музыка существовать без ритма?
2. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок,
симметрия коренные свойства ритма».
3. Как ты думаешь, почему из жанров музыкального
искусства именно танцы наиболее ритмически
характерны?
4. Назови известные тебе музыкальные произведения,
написанные в быстром или медленном темпе. Каким
образным сферам соответствуют их темы?
5. Приведи примеры, где еще, кроме музыки, проявляет
себя ритм.
Музыка и мыПечальна и чиста,
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима,
МУЗЫКА!..
Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень
точно раскрывают сущность этого великого искусства,
обладающего удивительной силой. Издавна думали об
этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его
магическом воздействии на человека множество легенд.
Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней
Греции ...
На горе Парнас, у темносинего Кастальского родника,
окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы
дочери богагромовержца Зевса и богини памяти
Мнемозины.Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один
корень? Слово музыка произошло от древнегреческого
слова, означающего в переводе искусство муз.
Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и
водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.
Красота их необыкновенна.
Но больше всего они славятся своим пением, которое
доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно
облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередко
впереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он
сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественно
гремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает
тогда чудесному хору.
Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же
Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп,
и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает
вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги
забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.
Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает
зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо
дремлет на жезле Зевса»
Изумительной способностью обладают музы! Стоит им
только взглянуть на человека при рождении и возлить на
кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его
становится разумной и прекрасной. Такой человек
владеет даром слова и силой убеждения. Он отличается
особенной мудростью и пользуется большим уважением
народа; такой человек всегда справедлив и защищает
права обиженного.
Поистине счастлив тот, кого полюбили музы!
Так говорили древние греки. А еще они рассказывали
легенду о древнегреческом певце Орфее.Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном
инструменте кифаре, не только люди слушали его, даже
дикие звери внимали ему с покорностью. Своим
искусством он мог поворачивать вспять горные реки,
передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей
смог музыкой покорить властителей подземного царства
теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику.
Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не
может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде
заключена очень важная мысль об огромной силе
воздействия музыки. Действительно, обращенная к
чувствам человека, музыка может вдохновить его на
свершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди
могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы.
Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.
Древние греки придавали особенное значение
музыкальному воспитанию юношества. Они считали, чточеловек, которого с детских лет обучали понимать и
любить музыку, никогда не совершит неблаговидного
поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет
честно служить своей родине.
Таким же возвышающим, облагораживающим понимал
воздействие музыки на человека великий драматург В.
Шекспир:
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном, грабителем;
Души его движенья темны, как ночь
И, как Эреб, черна его приязнь.
Такому человеку не доверяй.
Музыка искусство очень древнее. Его корни уходят в то
далекое прошлое, когда человек только начинал
становиться человеком. Он тогда еще даже не умел
разговаривать, но научился издавать необычные звуки и сих помощью выражать свои чувства. Проходили века,
даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась
важной частью жизни человека, без которой эту жизнь
просто невозможно себе представить.
И в то же время это искусство одно из молодых. Ведь та
музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и
которую мы будем изучать на уроках музыки, создана
буквально в последние четырепять столетий.
Ведь только в XIV XV вв. была создана современная
пяти линейная запись нот. Мы сегодня можем
посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытным
человеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть
прекрасные архитектурные творения, созданные много
веков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не
услышим никогда.
Итак, музыка это вид искусства. И как у любого
искусства, главная ее цель художественно отображатьокружающую жизнь. Литература делает это при помощи
слов, живопись при помощи красок. Язык музыки это
язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам
человека, искусство музыки способно очень сильно и
глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать
искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по
которым оно живет и изменяется, необходимо также
разбираться в важнейших выразительных средствах
музыки. Без этого трудно научиться ее понимать.
Что же это такое выразительные средства музыки? Об
этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте
подведем итог.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое музыка?
2.
3.
4.
Какое место она занимает в жизни человека?
Как давно появилась музыка?
В чём заключается великая сила музыка?Музыка и мы
Печальна и чиста,
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима,
МУЗЫКА!..
Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень
точно раскрывают сущность этого великого искусства,
обладающего удивительной силой. Издавна думали об
этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его
магическом воздействии на человека множество легенд.
Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней
Греции ...На горе Парнас, у темносинего Кастальского родника,
окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы
дочери богагромовержца Зевса и богини памяти
Мнемозины.
Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один
корень? Слово музыка произошло от древнегреческого
слова, означающего в переводе искусство муз.
Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и
водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.
Красота их необыкновенна.
Но больше всего они славятся своим пением, которое
доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно
облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередко
впереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он
сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественно
гремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает
тогда чудесному хору.Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же
Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп,
и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает
вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,
не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги
забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.
Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает
зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо
дремлет на жезле Зевса»
Изумительной способностью обладают музы! Стоит им
только взглянуть на человека при рождении и возлить на
кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его
становится разумной и прекрасной. Такой человек
владеет даром слова и силой убеждения. Он отличается
особенной мудростью и пользуется большим уважением
народа; такой человек всегда справедлив и защищает
права обиженного.Поистине счастлив тот, кого полюбили музы!
Так говорили древние греки. А еще они рассказывали
легенду о древнегреческом певце Орфее.
Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном
инструменте кифаре, не только люди слушали его, даже
дикие звери внимали ему с покорностью. Своим
искусством он мог поворачивать вспять горные реки,
передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей
смог музыкой покорить властителей подземного царства
теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику.
Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не
может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде
заключена очень важная мысль об огромной силе
воздействия музыки. Действительно, обращенная к
чувствам человека, музыка может вдохновить его на
свершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди
могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы.Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.
Древние греки придавали особенное значение
музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что
человек, которого с детских лет обучали понимать и
любить музыку, никогда не совершит неблаговидного
поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет
честно служить своей родине.
Таким же возвышающим, облагораживающим понимал
воздействие музыки на человека великий драматург В.
Шекспир:
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном, грабителем;
Души его движенья темны, как ночь
И, как Эреб, черна его приязнь.
Такому человеку не доверяй.Музыка искусство очень древнее. Его корни уходят в то
далекое прошлое, когда человек только начинал
становиться человеком. Он тогда еще даже не умел
разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с
их помощью выражать свои чувства. Проходили века,
даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась
важной частью жизни человека, без которой эту жизнь
просто невозможно себе представить.
И в то же время это искусство одно из молодых. Ведь та
музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и
которую мы будем изучать на уроках музыки, создана
буквально в последние четырепять столетий.
Ведь только в XIV XV вв. была создана современная
пяти линейная запись нот. Мы сегодня можем
посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытным
человеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть
прекрасные архитектурные творения, созданные многовеков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не
услышим никогда.
Итак, музыка это вид искусства. И как у любого
искусства, главная ее цель художественно отображать
окружающую жизнь. Литература делает это при помощи
слов, живопись при помощи красок. Язык музыки это
язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам
человека, искусство музыки способно очень сильно и
глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать
искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по
которым оно живет и изменяется, необходимо также
разбираться в важнейших выразительных средствах
музыки. Без этого трудно научиться ее понимать.
Что же это такое выразительные средства музыки? Об
этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте
подведем итог.
Ответьте на вопросы:1. Что такое музыка?
2.
3.
4.
Какое место она занимает в жизни человека?
Как давно появилась музыка?
В чём заключается великая сила музыка?
О чём рассказывает музыкальный ритм
Несмотря на упорядоченность музыкального ритма,
именно в музыке он достигает наибольшего многообразия.
Ведь, прежде всего ритм придает неповторимый облик
музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов
узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать
торжественную поступь марша и величавую
приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без
труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы
говорят, что характерные ритмы порой можно услышать
даже в звуках окружающего мира.
Вальс
Так, И. Штраус «король вальса» утверждал, что первые
такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса»
он уловил в перестуке колёс кареты и только потом
записал.
Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов
Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам
картины сельской местности, звуки и дыхание леса.
Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов
Вены в очарование деревенской природы. Музыка этого
вальса словно погружает нас в природу, и мы
растворяемся в её чудесных звуках. Из всех красок,
которыми расцвечивает вальс Штраус, с изысканнойпростотой он использует звучание цитры. Совсем краткое
её появление в конце этого произведения добавляет в
общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой
грусти.
Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса,
многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой
так естественно вырастают их ритмы и мелодии из
атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.
«Раздватри, раздватри», приговаривают танцующие
под эту музыку и постепенно перестают сбиваться и
спотыкаться.
Этот танец одному не станцевать – он парный – нужен
партнёр.
«Немецкая песенка» считает себя как бы учительницей
вальса. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как
танцующие притопывают своими деревянными
башмаками, как подпрыгивают и кружатся.«Раздватри, раздватри», так танцевали когдато
жители небольших австрийских городков и деревень.
По вечерам они собирались после работы на лужайке и
плясали, бойко притопывая. Весело играла нехитрую
музыку скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка
подбрасывали их в танце. И так дошёл этот танец до
самого главного города Австрии, её столицы – Вены. А
жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали
они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и
просто на улицах города.
Когда деревенский танец «Раздватри» пришёл в Вену,
жители австрийской столицы посмотрели на него свысока
и сказали пренебрежительно: «Ландль», что означало
«провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец!
Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те
дружно вскрикивают; попробуй, спляши такой танец на
гладком паркете – тотчас шлёпнешься. Разве что и вшутку попробовать. Конечно, не так лихо… Тише, тише!..
Не надо так прыгать!.. Движения помягче, плавнее… А
он ничего, этот «лендлер», этот «провинциал». И танец
лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных
залов. Только он сменил маску и превратился в танец,
который стали называть вальсом.
Но откуда взялось это название? Может оно «благороднее
предыдущего? Ничуть. Есть такое приспособление –
вальцы, между которыми плющат и прокатывают
металлические пластинки. Эти два валика всё время
крутятся и втягивают своим вращением металлическую
ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка
танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен»
«крутящийся», «вращающийся».
Но понастоящему вальс стал знаменитым, когда на него
обратили внимание талантливые композиторы. Ведьтанец – это не только изящные движения, танец – это
зажигательная музыка, под которую хочется танцевать.
Слушание: И. Штраус. «Сказки Венского леса».
Штраус создал жанр большого концертного оркестрового
вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в
фортепианную миниатюру, предназначенную для
домашнего музицирования или исполнения в небольших
салонах. Такие салонные вальсы есть у современника
Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть
позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана
и Фридерика Шопена.
Вальсы Шопена (их 18) это лирические миниатюры,
рассказывающие о переживаниях человеческой души.
Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей
своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году,
когда юному автору было семнадцать лет, а трипоследних вальса созданы в 1847 году, за два года до
смерти композитора.
Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего,
виртуозного характера, а есть тихие, напевные
лирические миниатюры. В одном из последних вальсов,
знаменитом вальсе додиез минор, соединились и
блестящевиртуозные, и лирические черты шопеновских
вальсов.
В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы.
Мягкая, грациозная тема, плавная и лёгкая, открывает
вальс. Её сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая
мелодия. Третья напевная, медленная тема – рождает
ощущение размышлений.
Слушание: Ф. Шопен. Вальс Додиез минор.
В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма
вальса? Прежде всего, в его музыкальном размере 3/4. В
этом размере написаны все вальсы мира, не тольковенские, но и французские, русские, немецкие ...
Равномерное чередование одной сильной и двух слабых
долей такта сразу же навевает образ плавного кружения,
изящного и лёгкого бального танца.
Так же как многообразны музыкальные ритмы,
многообразны и музыкальные размеры. Например, размер
3/4, только что названный основным признаком вальса, в
той же мере является обязательным и для мазурки, и для
полонеза, и для болеро! Однако почемуто, несмотря на
общность размера, эти жанры очень трудно спутать друг с
другом.
Вопросы и задания:
1. От каких танцев произошёл вальс?
2.
3.
Для какого инструмента писал вальсы Шопен?
Какие вальсы есть у Шопена, что они выражают?Мазурка
Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой
огромной популярности, как у вальса. Но были и другие
распространённые танцы, оставившие в музыкальном
языке свои «знаки».
Мазурка – польский народный танец, танец очень живой,
требующий от танцоров большой ловкости и изящества.
Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает на
третью, последнюю долю такта. Со временем мазурка
стала одним из любимых танцев в среде польской
аристократии. Здесь она приобрела черты бравурности и
блеска.
Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера.
Шопен расширил выразительные возможности мазурки,
объединив в ней характерные черты трёх старинныхнародных танцев: мазур, куявяк и оберек,
распространённых в различных областях Польши.
Мазурки Ф. Шопена рассчитаны на концертное
исполнение. Эти произведения очень разнообразны по
характеру. Многие из них напоминают весёлые
деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в
характере блестящих бальных танцев. Особую группу
составляют лирические мазурки, в которых композитор
передаёт настроения, навеянные разлукой с родиной. В
них как бы раскрывается душа польского народа, его
думы и чаяния, быт, нравы, чувства и стремления.
Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в
мазурках Шопена очень искренно и правдиво.
В годы учения в Варшавской консерватории Ф. Шопен
часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних
каникулах. Эти имения находились в самой глубине
Польши, где ещё живы были традиции крестьянскихпраздников с народными танцами. Ф. Шопен любил
посещать эти деревенские праздники и даже пытался
подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе.
Польские деревенские оркестры состояли обычно из
одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и
ударных инструментов.
Ф. Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни 58
мазурок. Но это не танцы. Это наблюдения, переживания
композитора, «странички» его «лирического дневника».
Все мазурки Ф. Шопена написаны для фортепиано.
Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для
каждой мазурки композитор находит свои неповторимые
черты.
Среди мазурок Ф. Шопена мы встречаем и блестящие
бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные
нежные мелодии настоящие миниатюрные поэмы.Примером блестящей бальной мазурки является Мазурка
си бемоль мажор. В отличие от предыдущих, она написана
в форме рондо, рефреном которого является яркая,
стремительная тема с чётким ритмом.
Слушание: Ф. Шопен. Мазурка Си бемоль мажор.
У М. Глинки тоже есть несколько мазурок. Очень
необычна его Мазурка ля минор. Это очень нежная,
лирическая миниатюра. Не танец, а настроение.
Слушание: М. Глинка. Мазурка ля минор.
Вопросы и задания:
1. От каких народных танцев произошла бальная
мазурка?
2.
Сколько мазурок написал Шопен? Для какого
инструмента? Каким другим инструментам он подражает
в некоторых мазурках? Где он слышал эти инструменты?Полонез
Ритм полонеза ещё одна разновидность трёхдольного
размера. Полонез представляет собой торжественный
бальный танецшествие, поэтому в его трёхдольности
слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная
поступь придворных дам и их кавалеров полузабытая
картина давно ушедших времён.
Полонез самый древний из польских танцев. В старину
его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово
«полонез» французское и в переводе означает
«польский». В давние времена он представлял собой
праздничное церемониальное шествие рыцарей и его
танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном
шествии стали принимать участие все гости. Им
открывали придворные балы. Длинной вереницей
шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в