Урок: «Дела давно минувших дней…» - 3 класс

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». 2. Знакомство с жанром арии. 3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного. Музыкальный материал: 1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); 2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога); 3. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога); 4. Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. 2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения. 3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу.
Иконка файла материала 2.docx
«Дела давно минувших дней…» Содержание: 1. Воплощение   идеи   победы   добра   над   злом   в   опере   М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. 2. 3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение   состояний   от   мрачного   до   победного, решительного. Музыкальный материал: 1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); 2. М.   Глинка.   Марш   Черномора   из   оперы   «Руслан   и Людмила» (слушание по желанию педагога);(пение). Характеристика видов деятельности: 1. Соотносить художественно­образное     содержание 3. М.   Глинка.   Увертюра   из   оперы   «Руслан   и   Людмила» (слушание по желанию педагога); 4. Е.   Птичкин,   стихи   М.   Пляцковского.   «Русская   изба» музыкального произведения с формой его воплощения. 2. Применять   знания   основных   средств   музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения. 3. Выражать   в   цветовом   воплощении   эмоциональное отношение к художественному образу. Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых людей   представления   дают   куклы.   Такой   кукольный   театркаждый   вечер   приходит   к   вам   в   гости   в   телепередаче «Спокойной ночи, малыши!». А   есть   театр,   в   котором   все   спектакли   поставлены   с использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным. 1. Какие   виды   музыкального   представления   вы   знаете? (Опера и балет.) 2. Как   называется   музыкальный   спектакль,   во   время которого   все   его  участники   –   актёры   не   говорят,   а  поют? (Опера.) 3. Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.) 4. Кто   ещё   участвует   в   постановке   настоящего   оперного спектакля? (Симфонический оркестр, хор.) Да,   такой   спектакль   называется   красивым   словом   «опера». Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то надно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное царство… У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился   в   берег   моря.   На   берегу   стоял   могучийкряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного   серого   кота,   который,   позвякивая   тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А среди   густой   листвы   мелькнуло   бледное   лицо   русалки.  Вместо   косы   по   плечам   у   неё   струились   длинные   зеленые водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то слезы...  В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке… Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной. Так   начинается   поэма   А.   Пушкина   «Руслан   и   Людмила». (Поэма – крупное  поэтическое  произведение с развёрнутым сюжетом.) Эта   сказочная   история   стала   сюжетом   оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за русского богатыря Руслана. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир­солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мёд из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Слушание   по   желанию   педагога:   М.   Глинка.   Увертюра   из оперы «Руслан и Людмила» Внимание   всех   гостей   приковано   к   замечательному   певцу­ сказителю – Баяну.Кто такой Баян? Певец   сказитель,   старый   седой   мудрец,   предсказатель, историк.   В   пророческой   песне   вещий   Баян   предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и   «радости   примета,   дитя   дождя   и   света,   вновь   радуга взойдёт!» Он   поёт,   аккомпанируя   себе   на   гуслях   –   древнем   русском народном   инструменте.   Золотые   струны   своим   звоном завораживают   слушателей.   Спокойное   движение,   напевная мелодия   и   мерные   переборы   аккордов   в   сопровождении передают   в   музыке   сосредоточенность   и   торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой!Про славу русския земли, Бряцайте, струны золотые. Слушание:   М.   Глинка.   Запев   Баяна   из   оперы   «Руслан   и Людмила» В   самый   разгар   свадебного   пира   вдруг   наступает   мрак. Раздаются   удары   грома,   все   присутствующие   внезапно погружаются в странное оцепенение: Гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит, Кругом всё смерклось, всё дрожит, И замерла душа в Руслане. Когда   вновь   становится   светло,   все   с   ужасом   видят,   что Людмила   исчезла.   Это   волшебник   Черномор   похитил   её   и унёс в свой заколдованный замок. Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря… Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот   князь   предстаёт   перед   нами   сильным,   мужественным, отважным, готовым на подвиги. …   В   поисках   Людмилы   Руслан   оказывается   на   пустынном поле,   хранящем   следы   давно   минувшей   битвы.   Горестные раздумья охватывают его: Со вздохом витязь вкруг себя Взирает грустными очами. «О поле, поле, Кто тебя усеял мёртвыми костями?» Эти стихи легли в основу арии Руслана.Слушание:   М.   Глинка.   Ария   Руслана   «О   поле,   поле…»   из оперы «Руслан и Людмила» Ария   –   оперный   фрагмент,   исполняемый   одним   певцом   в сопровождении оркестра. Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов. Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а   ещё   и   как   защитник   земли   русской   от   сил   зла.   Руслан побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на свадебном пире. За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог! Музыка   перенесла   нас   в   далёкое   прошлое.   Помогла   нам прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому.В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся Руслан, Людмила, певец­сказитель Баян.   У   этих   персонажей   музыкальная   тема   распевная,   с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми героями своей   оперы   композитор   сыграл   своеобразную  музыкальную шутку – он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая   почти   вся   поётся   на   одном  звуке.  Для  похитителя княжны   Людмилы,   злого   волшебника   Черномора,   Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора передаёт только оркестровая музыка. 1. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.) 2. На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».) 3. Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…»)4. Что такое лукоморье? (Морской залив.) 5. С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.) 6. Что   происходит   на   свадебном   пиру?   (Злой   волшебник Черномор похищает Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.) 7. Какие   отрывки   из   оперы   «Руслан   и   Людмила» композитора М. Глинки вы сегодня слушали? 8. Какой была эта музыка по характеру? Вопросы и задания: 1. Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит неспешно и величаво? какого   музыкального   инструмента 2. Звучание   воспроизводится в оркестре? 3. Как   средства   музыкальной   выразительности   помогают «нарисовать» мрачный образ «мёртвого поля»? Какой темпвыбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова динамика? 4. В середине арии характер музыки резко меняется. С чем по­вашему, это связано? Многообразие в единстве: вариации Содержание: 1. 2. Сходство и отличия в вариационной форме. Знакомство с вариационной формой.3. Изменения   характера   темы   в   условиях   вариационного развития. Музыкальный материал: 1. П.   Чайковский.   Симфония   №   4.   IV   часть.   Фрагмент (слушание); 2. «Во   поле   берёза   стояла».   Русская   народная   песня (слушание); 3. «Во   сыром   бору   тропина».   Русская   народная   песня (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать   за   процессом   и   результатом   музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. 2. Распознавать   художественный   смысл   вариационной формы.Все   знают   песню   «Во   поле   берёза   стояла».   У   этой   песни композитора   нет.   Её   принято   называть   русская   народная песня.   Дело   в   том,   что   песню   «Во   поле   берёза   стояла» сочинили очень давно, когда люди не знали азбуки, не умели читать и писать, не умели записывать и музыку. Но песня эта живёт много­много лет, её знали ещё ваши мамы, бабушки и дедушки.   Кто   сложил   такие   песни   –   неизвестно,   поэтому принято считать, что их сложил народ. Вот они и получили такое название ­ народные. Вы уже знаете, что такое опера (музыкальный спектакль, где все поют), балет (музыкальный спектакль, где все танцуют). А какой   оркестр   исполняет   музыку   в   операх   и   балетах? (Симфонический.) Но, оказывается, для симфонического оркестра композиторы сочиняют   ещё   и   специальные   произведения,   которые   так   и называются – симфонии. Симфонией называется произведение крупной   формы.   Если   песня   или   музыкальная   игра   могутдлиться всего несколько минут. То симфония может звучать полчаса, целый час и даже дольше. Песню «Во поле берёза стояла» использовал в своей симфонии композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте отрывок из его симфонии, где звучит тема этой песни. 1. Какой   оркестр   исполнял   это   произведение? (Симфонический.) 2. Как называется это произведение? (Симфония.) 3. Какую знакомую музыку вы услышали в этой симфонии? (Русскую народную песню «Во поле берёза стояла».) 4. Песня   «Во   поле   берёза   стояла»   прозвучала   в   этой симфонии несколько раз. Везде ли она звучала одинаково? 5. Менялась ли в это песне сила звука? 6. Какие музыкальные инструменты вы услышали? 7. В   каком   темпе   исполнялась   симфония?   (Быстро, стремительно.)8. Какой композитор сочинил симфонию с использованием темы   песни   «Во   поле   берёза   стояла»?   (Пётр   Ильич Чайковский.) Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в   симфонии   6   раз,   её   исполняют   разные   инструменты оркестра.   Мелодия   разрабатывается,   приобретает   разный характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью. Вариационная   форма   состоит   из   темы   и   её   нескольких вариаций. Каждая вариация по­разному видоизменяет главную тему. Чтение   стихотворения   «Тема   с   вариациями»   и   беседа   по содержанию. Тема с вариациями ­ Третий класс! Третий класс! Сколько грамотных у вас? ­ Тридцать три, тридцать три,В третий класс мы перешли. ­ Третий класс! Третий класс! Напишите­ка рассказ. Вам знакома тема эта: «Как провёл своё я лето». Одна тема тут, смотри, А вариантов будет ­ тридцать три. Вариациями варианты Называют музыканты. Внимательно   рассмотрите   «Хоровод   матрёшек».   В   чём   их сходство и отличия? Что означает слово «вариация»? Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении   несколько   раз   подряд.   При   этом   каждое повторение   отличается   от   предыдущего:   тема   как   будто меняет   свой   облик,   свою   окраску.   В   таких   случаях   мы говорим, что звучат вариации.Слово «вариация» по­латыни означает «изменение». Если   изобразить   вариации   в   буквах,   то   тут   их   много   не понадобится: Т ­ В1, В2, В3, В4, В5 ­ сколько угодно вашей фантазии, на сколько хватит вдохновения. 1. Что такое вариация? (Музыкальная форма.) 2. Какая музыкальная форма называется вариацией? (Та, в которой   главная   тема   повторяется   несколько   раз,   но изменяется её оформление.) 3. Как   может   меняться   главная   тема?   (Может   меняться динамика, исполнители, музыкальные инструменты, темп.) 4. Что означает буква Т? (Тему произведения.) Верно, а далее идут обозначения её вариаций – первая, вторая, третья и т. д. У немецкого композитора Л. Бетховена  есть произведение,   которое   называется   «32   вариации».   Вот, оказывается,   как   много   можно   создать   вариаций   на   одну только музыкальную тему.Запомни! Тема Вариации   Вопросы: 1. Что означает слово «вариация»? 2. Какая   русская   народна   песня   стала   темой   вариаций   в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского? Как меняется характер темы в последующих вариациях?Может ли музыка «нарисовать» портрет? Содержание: 1. Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. 2. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера и т. д. Музыкальный материал: 1. К. Дакен. «Кукушка» (слушание); 2. С. Прокофьев. «Джульетта­девочка» из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание); «Кукушка». Швейцарская народная песня (пение); 3. 4. М. Старокадомский, стихи А. Барто. «Любитель­рыболов» (пение).Характеристика видов деятельности: 1. Распознавать   и   эмоционально   откликаться   на выразительные и изобразительные особенности музыки. 2. Применять   знания   основных   средств   музыкальной выразительности   при   анализе   прослушанного   музыкального произведения.   Красота   природы   издавна   привлекала   внимание   поэтов, писателей,   художников,   музыкантов.   Природа   подарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Ветер чуть слышно поёт, Липа вздыхает у сада ­ Чуткая музыка всюду живёт ­ В шелесте трав,В шуме дубрав, Только прислушаться надо. Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода ­ Это мелодией вечно своей Мир наполняет природа! Тихие слёзы свои Ива роняет у брода... Только приветствуют ночь соловьи Звоном ветвей, Песней дождей Мир наполняет природа. Птицы встречают восход, Ласточка солнышку рада! Чуткая музыка всюду живёт, Только прислушаться надо! (В. Семернин)Выйдите  ранним  летним утром на крыльцо вашей дачи или деревенского дома и послушайте звуки природы – мир полон замечательной музыки! Каждая птичка утверждает себя в нём своим неповторимым голосом. Звуки музыки могут подражать различным голосам природы.  В   пьесе   К.   Дакена   «Кукушка»   мы   отчётливо   слышим интонацию   кукования.   Эта   интонация   повторяется   на протяжении всего произведения. Слушание: К. Дакен. «Кукушка». Человеку   свойственна   склонность   к   подражанию.   Он   начал подражать звукам природы сначала голосом, потом попытался извлекать звуки с помощью простейших приспособлений: так со   временем   родились   дудочки,   рожки,   волынки,   трубы, ударные и струнные инструменты. Подражание   в   музыке   определённому   голосу   природы называется звукоподражанием.поэтов, Общение   с   природой   ­   большое   счастье   и   жизненная потребность   для   любого   человека.   Природа   привлекает художников,   музыкантов   своей   чарующей неповторимостью. Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника,   поэта,   музыканта.   Откройте   своё   сердце   для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков! Музыка   способна   передавать   в   звуках   не   только   голоса природы.   Благодаря   музыкальному   звучанию   мы   можем «увидеть»   портрет   человека,   почувствовать   его   характер, представить его движения и походку. У   композитора Сергея   Сергеевича   Прокофьева есть замечательный балет – «Ромео и Джульетта», написанный по мотивам   трагедии   драматурга   Вильяма   Шекспира.   Главной героиней балета является девушка по имени Джульетта. Этот музыкальный спектакль ставился в разных театрах и странах. Лучшей   исполнительницей   роли   Джульетты   была   иостаётся Галина Уланова. Композитор С. С. Прокофьев очень высоко   ценил   мастерство   балерины   Галины   Улановой   и называл её гением русского балета. По   сюжету   произведения   Джульетта   взрослеет,   становится девушкой, но в самом начале она появляется в весёлом танце, который сам композитор назвал так – «Джульетта­девочка». Послушайте, как начинается этот танец. Эта мелодия представляет собой гамму До мажор, которую вы поёте на уроках музыки. Только, рисуя героиню балета, гамма звучит в быстром темпе. А   теперь   послушайте   весь   отрывок   целиком.   Обратите внимание:   будет   ли   меняться   характер   Джульетты   на   его протяжении? Слушание:   С.   Прокофьев.   «Джульетта­девочка»   из   балета «Ромео и Джульетта».1. Каким   по   характеру   было   начало   этого   произведения? (Лёгким,   торопливым,   игривым,   свободным,   беглым. Поспешным, задорным, весёлым, детским.) 2. Менялся ли характер произведения? 3. Какой было музыка в его середине? (Плавной, медленной, мечтательной.) 4. Возвращался ли в отрывке его первоначальный характер? (Да, музыка вновь становилась лёгкой. Быстрой.) 5. Из какого балета С. С. Прокофьева этот отрывок? 6. Как зовут главную героиню этого балета? 7. Как называется этот отрывок? 8. Какая   балерина   считается   лучшей   исполнительницей партии Джульетты в этом балете? Вопросы и задания: 1. Какой музыкальный  приём использует  К. Дакен в пьесе для передачи портрета кукушки?2. Каким вы представляете «музыкальный лес»? 3. Почему   С.   Прокофьев   назвал   балетный   фрагмент «Джульетта­девочка»?   Как   музыка   подтверждает   это название?   Какой   темп   выбрал   композитор?   Как   движется мелодия? Какие использованы длительности?Музыкальная форма: Рондо   спортивная, С   понятием   форма   мы   встречаемся   в   повседневной   жизни:   школьная; форма   одежды   ­   рабочая, геометрические формы ­ круг, квадрат, прямоугольник и т. д.  Знаем все мы: форма ­ это Очертание предмета. По ней мы сразу узнаём: Лётчика, шахтёра, Врача и полотёра, Повара, железнодорожника, Пожарного и дворника.Если есть щитки и шлем, Хоккеиста видно всем. Бескозырка, брюки клёш, Воротник, рубашка, А под ней тельняшка. Все тогда издалека Распознают моряка. Форма учит нас порядку, В ней мы делаем зарядку. Форма музыке нужна, С ней она всегда стройна, В ней ведут себя достойно Содержание и форма. Композитора   можно   сравнить   с   архитектором.   Прежде   чем построить   здание,   архитектор   создаёт   его   план   ­   форму   ­ конструкцию. Композитор  тоже выстраивает  план будущего музыкального   произведения.   Для   этого   каждый   композиториспользует   свои   приёмы   построения   музыкальных произведений. С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко   во   время   исполнения   хороводных   песен   запевала (солист)   пел   куплеты,   а   хор   подхватывал   припев.   Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу. По­французски  «круг» ­  «рондо». Родиной  рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением.   Танец   назывался   рондо»,   что   и   означает   круг, хоровод. Форма   рондо   ­   музыкальная   форма,   которая   построена   на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх   раз)   повторении   главной   темы,   чередующейся   с эпизодами различного содержания.В   рондо   есть   наиболее   важная   тема,   которая   называется РЕФРЕН   –   она   повторяется   несколько   раз,   чередуясь   с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ. Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область   применения   в   музыкальном   искусстве.   Очень   часто его   использование   связано   с   образами   шутливого, юмористического характера. В форме рондо написаны такие известные музыкальные произведения, как Рондо в турецком стиле В. А. Моцарта, «Ярость из­за потерянного гроша» Л. Бетховена,   Рондо   Фарлафа   из   оперы   М.   Глинки   «Руслан   и Людмила» и многие другие. Людвиг ван Бетховен. «Ярость из­за потерянного гроша» Рондо «Каприччио» соль мажор, op. 129 больше известно под своим подзаголовком «Ярость из­за потерянного гроша». Когда Бетховену исполнилось   25,   он   написал   рондо «Каприччио»,   но   так   и   никогда   не   сыграл   его   для   своихсовременников.   О   короткой   пятиминутной   пьесе   стало известно   только   после   смерти   Бетховена:   её   нашли   в   кипе бумаг,   которые   предназначались   для   продажи   на   аукционе. Это весёлое произведение имело необычный подзаголовок – «Ярость   из­за   потерянного   гроша».   Идея   подзаголовка принадлежала   не   композитору,   а   его   другу   –   Антону Шиндлеру. Название   достаточно   красноречиво   поясняет   музыку.   Эта комическая   сцена   полна   присущей   Бетховену   энергии, волевой   устремлённости,   динамики.   Именно   таков   характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая. «Это   великая   бетховенская   шутка,   –   отмечает   музыковед Михаил Казиник, – бессмертная шутка гения и громовержца, написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты соревнуются   друг   с   другом,   кто   сыграет   её   остроумнее,забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..» Современные   музыковеды   сравнивают   это   рондо   с развёрнутым   комическим   рассказом­сценкой,   где   музыка передаёт   различные   контрастные   эпизоды   и   ситуации: начальная   безмятежность,   затем   обнаружение   пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски   с   блужданием   по   тональностям   и   нарушениями   в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного   поиска.   Дополнительный   комический эффект   создаёт   контраст   понятий   «ярость»   и   «грош».   Это гнев по самому ничтожному поводу. Слушая   рондо­каприччио,   мы   наблюдаем,   как   его   герой   в приступе   гнева,   под   влиянием   неконтролируемых   эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной весёлой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам, трелям и арпеджио в низкомрегистре, напоминающим  возмущённое рычание. И хотя это лишь   музыкальная   шутка,   она   приводит   к   выводу   о необходимости   сохранять   человеческий   облик   в   любой ситуации. «Учитесь властвовать собой». Сегодня рондо часто звучит в концертах и исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими. Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле»  Мелодия,   которую   вы   сейчас   услышите,   любима   многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире. «Турецкое   рондо»   Вольфганга   Амадея   Моцарта   привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного   в   те   времена   в   Европе.   «Турецкое   рондо» («Rondo   Alla   turca»)   часто   звучит   в   виде   самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты ля мажор для фортепиано.Звуки   «Турецкого   рондо»   сразу   же   напомнили   австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей. Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich,  Восточная империя ­ именно  так переводится  с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности. Впервые   австрийцы   познакомились   с   игрой   турецких музыкантов   в   1699   году,   когда   в   Вену   прибыла   турецкая делегация,   чтобы   отпраздновать   заключение   Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро­турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары ­ турецкая пехота, и вместе с другими янычарами   делегацию   сопровождал   и   янычарский   военныйоркестр,   который   дал   несколько   публичных   концертов   для жителей Вены. Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что   многие   австрийские   музыканты   стали   пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах,   и   даже   появились   фальшивые   турецкие оркестры,   когда   коренные   австрийцы   надевали   на   себя янычарскую   одежду,   и   играли   на   привезённых   из   Турции инструментах. И   никакие   последующие   австро­турецкие   войны   не   смогли уничтожить   любовь   австрийцев   к   турецкой   музыке.   Дошло даже   до   того,   что   в   1741   году   австрийское   правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие   музыкальные   инструменты   для   императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы. Это   очень   живая,   бодрая,   весёлая   музыка,   под   неё   можно делать   всё   что   угодно,   но   вот   чтобы   ходить   строем   имаршировать   по   плацу   ­   она   для   этого   не   подходит.   И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя,   чтобы   отпраздновать   победу,   а   также   во   время торжественных мероприятий. Вольфганг  Амадей  Моцарт, когда писал «Турецкое рондо», переложил   традиционную   оркестровую   турецкую   военную музыку   для   исполнения   на   фортепиано,   в   результате   чего слушать   музыку   в   турецком   стиле   стало   возможно   и   не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где был рояль   или   пианино.   Хотя   есть   и   аранжировки   «Турецкого марша» для оркестрового исполнения. «Турецкое   рондо»   имеет   трёхчастную   форму   с   припевом. Повторяющийся   припев   –   рефрен   –   придаёт   форме   черты рондо.   Празднично­весёлая,   танцевальная   мелодия   припева звучит   с   характерным   арпеджированным   сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь.Михаил   Иванович   Глинка.   Рондо   Фарлафа   из   оперы «Руслан и Людмила» В   опере   «Руслан   и   Людмила»   Михаил   Иванович   Глинка использует   форму   рондо   для   характеристики   одного   из персонажей   –   Фарлафа.   В   арии   Фарлафа   наиболее   полно раскрыты   характерные   черты   его   образа   –   трусость   и бахвальство. … Крикун надменный, В пирах никем непобеждённый, Но воин скромный средь мечей… Так характеризует Фарлафа Пушкин. Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством. Фарлаф… Со страха скорчась, обмиралИ, верной смерти ожидая, Коня ещё быстрее гнал. Так точно заяц торопливый, Прижавши уши боязливо, По кочкам, полем, сквозь леса Скачками мчится ото пса. Большая  ария  Фарлафа  написана  в форме рондо (отсюда и идёт   её   название):   основная   тема   звучит   несколько   раз, чередуясь с двумя эпизодами. Какими   же   выразительными   средствами   нарисовал   Глинка музыкальный портрет Фарлафа? Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбирает для арии очень быстрый темп. Вокальную партию он насыщает виртуозными приёмами, например частым повтором одних   и   тех   же   звуков.   Это   производит   впечатление захлёбывающейся   скороговорки.   И   слушатель   невольноподсмеивается  над  таким  «героем».  Ведь  выражение   юмора вполне доступно музыке. Вопросы: 1. Из   каких   музыкальных   разделов   складывается   форма рондо? 2. Что означает слово «рондо»? 3. Как называется главная, повторяющаяся тема рондо? 4. Каков характер произведения, которое мы прослушали? 5. Каким предстаёт Фарлаф в музыке М. Глинки? Слова для справок:   уверенным,   горделивым,   смешным,   глупым, самодовольным. 6. Как вы думаете, почему композитор использовал именно форму рондо для характеристики Фарлафа?Героические образы Л. Бетховена Содержание: 1. Героико­драматический пафос музыки Л. Бетховена.2. Фортепиано ­ ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты. 3. Музыкальный материал: 1. Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для фортепиано. I часть. Экспозиция (слушание); II и III части (по желанию педагога); 2. Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. «Свободный человек» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать   за   интонационной   образностью   музыкальных произведений. 2. Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Л. Бетховена. Соната № 8 «Патетическая»«Героической»   назвал   Людвиг   ван   Бетховен   свою   Третью симфонию. Героической можно назвать и всю жизнь великого венского классика. 1. Внимательно   рассмотрите   портрет   Л.   Бетховена.   По изображению   попытайтесь   определить,   человеком   какого характера был выдающийся композитор. Слова для справок: сильный, волевой, мягкий, добродушный, мужественный. 2. Какой   цвет   на   картине   усиливает   восприятие   основных черт характера Бетховена? Ещё   в   молодости   и   Бетховена   начала   развиваться   глухота, приведшая к полной потере слуха. Тяжкая болезнь не сломила волю композитора; год за годом он упорно трудился. Слова Бетховена «Я возьму судьбу за глотку» стали девизом всей его жизни. Именно   в   тяжелейший   период   Бетховен   создал   лучшие произведения   –   Девятая   симфония,   Торжественная   месса,поздние   сонаты  для  фортепиано.  По этому  поводу русский музыкант   А.   Рубинштейн   говорил:   «О   глухота   Бетховена, какое страшное несчастье для него самого и какое счастье для искусства человечества!» С   молодых   лет   Бетховен   зарекомендовал   себя   как незаурядный   (необычный,   выделяющейся   среди   других) пианист.   «Его   игра   не   отличалась   чистотой,   блеском   и элегантностью…   зато   она   была   одухотворённой, величественной, в высшей степени полной чувства». Эти слова принадлежат Карлу Черни – австрийскому пианисту, педагогу и композитору, ученику Л. Бетховена. Ведущим   солирующим   инструментом   в   эпоху   венских классиков   стало   фортепиано.   Для   него   создаётся   много произведений в различных жанрах (сонаты, вариации, пьесы). Главным был жанр сонаты. Слово   «соната»   происходит   от   итальянского   «сонарэ»   ­ «звучать»,   «играть»   (на   музыкальном   инструменте).   Этокрупное   музыкальное   произведение,   предназначенное   для солирующего   инструмента   (или   двух   инструментов).   Стоит, как правило, из трёх частей. По   фортепианным   сонатам   можно   проследить   путь становления композитора. 32 сонаты написаны Бетховеном на протяжении его жизни, в разные этапы его творчества. Одна из них   –   соната   №   8   –   называется   «Патетическая»,   то   есть «страстная», «взволнованная». Это произведение было написано Бетховеном в период, когда он впервые осознал свой недуг. ...Это гигантский рывок вперёд, к тому, что в искусстве ещё только должно прийти. Такой музыки ещё не было. Звуки музыки Вступление. Grave­Allegro di molto e con brio Аккорд!   Могучий   и   грозный.   Властный   голос.   Он   требует ответа. Быстрого, ясного. Он нетерпелив. Он не хочет ждать.И ответ приходит. Но робкий и уклончивый. В нём страдание и боль, но нет решения. И тогда снова раздаётся прежний голос. На этот раз ещё более сильный и требовательный. И пять тот же ответ. Но   голос   не   умолкает.   Он   всё   настойчивей.   От   него   не скроешься   и   не   уйдёшь,   как   не   уйти   от   жизни,   требующей решения и ожидающей его. Жизнь зовёт к действию. И зову её невозможно противостоять. С каждым новым аккордом слабеет сопротивление. И вот оно осталось   только   в   одиноких   и   ломких   звуках.   Устало скатываются   они   вниз   и   тонут   во   вздымающихся   валах начального   аллегро.   оно   Стремительное   и   бурное, контрастирует с медленным, напряжённым вступлением. Первая часть. Grave­Allegro di molto e con brioАллегро   первой   части   полно   борьбы   ­   острой,   кипучей,   не затихающей ни на миг. Главная тема ­ она выросла из мощных аккордов вступления ­ порывистая, мужественная, сильная, Побочная тема сродни ответу вступления. Побочная тема всё больше подчиняется главной, пока, наконец, могучий разлив совсем не поглощает её. Ни   внезапный   возврат   скорбных   голосов   вступления;   ни аккорды,   дробящие   молотом   воли   нерешительность   и сомнение,   не   в   силах   остановить   победного   движения, изменить исход борьбы. Вторая часть. Adagio cantabile Вторая   часть   ­   созерцательная,   проникнутая   философским раздумьем.   Звучит   медленно   и   певуче.   Это   размышление   о том,   спокойное, беспристрастное,   свободное   от   случайных   чувств   и переживаний,   вспыхнувших   под   влиянием   момента   и   что   недавно   произошло.   Глубокое,возникших   в   горниле   борьбы.   Свободно   и   плавно   течёт мелодия,   возвышенная,   как   сама   борьба,   развернувшаяся   в первой   части,   и   благородная,   как   цель,   ради   которой   она велась. Третья часть. Rondo Allegro Третья, заключительная, часть сонаты ­ само движение. Оно вскипает с первых же тактов и стихает только с последними аккордами. Если вслушаться в стремительный взлёт главной темы ­ лёгкой и воздушной, нетрудно угадать знакомые черты побочной темы первой части. Но здесь она преображена. Нет ни горечи, ни страдания. На смену пришло веселье... И,   наконец,   короткий,   энергичный   финал.   «Патетическая» соната пронизана пафосом революционной борьбы. Её образы овеяны пафосом революции. Главной темой многих произведений Бетховена была борьба людей   за   своё   счастье   и   стремление   к   свободе.   ГеройБетховена,   как   и   он   сам,   ­   неистовый   борец,   мыслитель, личность, обладающая богатым внутренним миром. Высшее   предназначение   своего   искусства,   которому   он следовал   до   конца   жизни,   Бетховен   выразил   всего   одной фразой:   «Музыка   должна   высекать   огонь   из   сердец человеческих». Запомни! Соната Вопросы и задания: 1. Как вы думаете, слова «героизм», «героический» можно отнести   к   творчеству   Л.   Бетховена   или   также   к обстоятельства его жизни? Почему? 2. Преимущественно для какого музыкального инструмента создавали сонаты венские классики? 3. Что означает слово «соната»?4. Музыка   Бетховена   отличается   резкой   контрастностью   – динамической,   темповой,   регистровой…   Ощутимы   ли контрасты   в   «Патетической»   сонате?   Подумайте,   с   какой целью они применяются. 5. Итальянскому   музыканту   Радичьотти   принадлежит следующее высказывание: «Бетховен титан (гигант), он часто бьёт   нас   кулаками;   Моцарт   же   всегда   прекрасен!»   Какой смысл, по­вашему, заключён в этих словах?Моцарт. Знаменитая Сороковая Содержание: 1. Индивидуально­характерные   стилевые   особенности творчества композиторов ­ венских классиков. 2. Лирические образы в музыке В. А. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. 3. Знакомство   с   жанром   симфонии:   композиционное 4. строение,   исполнительский   коллектив   (симфонический оркестр). Музыкальный материал: 1. В.   А.   Моцарт.   Симфония   №   40.   I   часть.   Экспозиция (слушание);2. В.   А.   Моцарт.   Хор   «Послушай,   как   звуки   хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение). Характеристика видов деятельности: 1. Анализировать   и   обобщать   жанрово­стилистические особенности   композиторов   ­   венских   классиков   (в соответствии с критериями, представленными в учебнике). 2. Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В. А. Моцарта. 3. Исполнять   ритмический   аккомпанемент   к   вокальной партии. Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, как льётся какой­нибудь прекрасный ручей или источник. И. Тургенев Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена мы ценим за жизнеутверждающий характер, ясность и выразительностьмузыкального   языка.   При   этом   музыка   каждого   из   этих композиторов имеет свои яркие особенности. Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у   Бетховена   –   настроения   драматические, отражающие борьбу, стремление к победе. У   Моцарта   особенной   глубиной   отличаются   лирические образы.   И   радость,   и   печаль   запечатлены   у   композитора   в ярких   запоминающихся   мелодиях,   передающих   чувства человека, его душевные переживания. «Сущность музыки – в мелодии», ­ писал Моцарт. И в каком бы жанре не были созданы его произведения, будь то опера, симфония, соната, ­ всегда по выразительности мелодии мы безошибочно угадываем: звучит музыка Моцарта. В.   А.   Моцарт   прожил   недолгую   жизнь,   но   успел   создать огромное число музыкальных произведений – около 600. Это ­ оперы, симфонии, сонаты, песни.На   этом   уроке   мы   познакомимся   с   выдающимся произведением   Моцарта,   известным   во   всём   мире,   ­ Симфонией № 40. Её музыка отличается вдохновенностью и лиричностью,   с   необычайной   искренностью   в   ней раскрывается глубина чувств и переживаний человека. Слово   «симфония»   в   переводе   с   греческого   означает «созвучие».   Это   крупное   музыкальное   произведение, состоящее   из   четырёх   частей,   объединённых   одним   общим замыслом.   Чаще   всего   композиторы   выбирали   именно   жанр симфонии,   чтобы   рассказать   слушателям   о   тех   событиях, которые   во   все   времена   волновали   человека.   Музыка симфоний говорила о добре и зле, красоте и уродстве, войне и мире. Темами многих симфоний становились любовь, героизм, подвиги народа.  Симфония звучит в исполнении симфонического оркестра.Сегодня   мы   послушаем   первую   часть   Симфонии   №   40   и поговорим о ней подробнее. Слушание:   В.   Моцарт.   Симфония   №   40,   1­ая   часть (экспозиция). 1. 2. Какой характер в начале произведения? (Взволнованный, В каком темпе начинается симфония? (В быстром.) напряжённый, порывистый.) 3. Какие   инструменты   играют   начальную   мелодию? (Струнные – скрипки.) 4. Появлялась   ли   в   этой   музыке   позднее   другая   мелодия? (Да.) 5. Каким  стал характер  музыки  во время звучания  второй темы? (Неторопливым, более спокойным.) 6. Какие музыкальные инструменты исполняли вторую тему? (Духовые – гобои.) Первая часть симфонии состоит из трёх разделов.В первом разделе композитор показывает нам основные темы ­ мелодии,   каждая   из   них   имеет   свой   характер.   Этот   раздел называется   экспозиция,   что   означает   ­   показ.   Вы,   наверное, слышали   выражение:   «экспозиция   картин   на   выставке»,   то есть показ картин. В экспозиции симфонии все основные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами. Основные темы экспозиции называются так: главная партия, связующая, побочная и заключительная. Главная и побочная партии контрастны между собой, между ними ­ связующая. Заключительная партия часто перекликается по характеру с главной. Она завершает экспозицию. Второй   раздел   называется   разработка.   В   нём   темы развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь друг с другом. Последний,   третий   раздел   ­   реприза   повторяет   первый (экспозицию), с некоторыми изменениями.Давайте   послушаем   основные   темы   экспозиции   (главную   и побочную   темы)   первой   части   симфонии   и   постараемся различить характер основных тем. Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1­ая часть (главная и побочная партии). Тема   главной   партии   напоминает   взволнованную   речь человека.   Кажется,   что   он,   едва   переводя   дыхание,   спешит рассказать   о   своих   душевных   переживаниях.   Короткие, прерывистые мотивы скрипок звучат необыкновенно трепетно и жалобно. Тема побочной партии – мягкая, нежная. Кажется, что в своих мыслях   человек   ненадолго   уходит   от   действительности, погружаясь в мир светлых грёз и воспоминаний. Экспозиция   завершается   оркестровым   forte   радостного, энергичного характера.Музыка   Моцарта   ослепляет   солнечностью   и   заставляет плакать   людей,   говорящих   на   разных   языках,   но   одинаково чувствующих красоту и любящих музыку. 1. Музыку какого композитора вы сегодня слушали? 2. Какое произведение называется? (Симфония № 40.) 3. Поясните, что такое симфония? 4. Каков   был   характер   главной   партии   Симфонии   №   40? (Взволнованный, трепетный.) 5. Каков был характер побочной партии Симфонии № 40? (Мягкий, нежный, неторопливый.) 6. На   уроках   музыки   мы   часто   называем   произведения словом   «шедевр».   Кто   помнит,   что   означает   это   слово? (Вершина творчества, лучший образец произведения.) 7. Подходит ли к Симфонии № 40 слово «шедевр» и почему?8. Как   вы   думаете,   что   принесло   музыке   Моцарта   такую   которая   легко популярность?   (Красивая   мелодия, запоминается.) Запомни! Симфония Вопросы и задания: 1. В   чём   заключаются   главные   отличительные   особенности произведений композиторов – венских классиков? 2. Что   означает   слово   «симфония»?   Из   скольких   частей состоит симфония? 3. Какое средство выразительности прежде всего определяет образ 1 части Сорокой симфонии В. А. Моцарта? Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классикиСодержание: 1. Австрия ­ крупнейший музыкальный центр Европы. 2. Композиторы ­ венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета. 3. 4. 5. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта   (на   примере   арии   Царицы   ночи   из   оперы «Волшебная флейта»). Музыкальный материал: 1. Й.   Гайдн.   Квартет   ре   минор,   соч.   76   №   2.   IV   часть (слушание); 2. В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» (слушание);3. Л.   Бетховен.   Симфония   №   9   «Хоральная»,   4   часть (слушание, по желанию педагога); 4. Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского. «Мы дружим с музыкой» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Анализировать   жанрово­стилистические   особенности музыкальных произведений. 2. Наблюдать   и   оценивать   интонационное   богатство музыкального мира (на примере произведений композиторов ­ венских классиков) В контексте истории Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык ­ немецкий, жили венгры и   различные   славянские   народы,   в   том   числе   чехи,   сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно былослышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно­бытовая музыка   звучала   повсюду   ­   в   центре   и   на   окраинах,   на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах. Вена   ­   центр   огромной   страны   ­   вбирала   в   себя   эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был   очень   музыкален.   В   домах   и   на   улицах   города,   на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями   раздавались   звуки   венгерского   чардаша   и   полных глубокого   чувства   мелодий   сердца   Европы   ­   западного славянства.   Процветали   австрийские   танцы   ­   лендлеры   и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно   для   них   самих,   а   заодно   и   для   их аристократических слушателей.Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой   страной   связаны   имена   многих   выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей. Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество   австрийских   композиторов   ­   Йозефа   Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.     Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице   Австрии   ­   Вене.   Поэтому   Гайдна,   Моцарта   и Бетховена   называют   венскими   классиками.   Классиками   – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание,   Сочинения композиторов   Венской   классической   школы   до   сих   пор остаются непревзойдённым образцом. Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы.  Композиторы писали не для церкви, а скорее   для   гостиных   и   балов,   которые   становятся популярными   в   это   время.   В   этот   период   кларнет   стал   как   выдающиеся,   образцовые.равноправным   инструментом   оркестра,   а   клавесин   был вытеснен только что изобретённым фортепиано. Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин   мирового   музыкального   искусства.   Оно   оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки.   Сочинения   композиторов   Венской   классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом. С   творчеством   венских   классиков   связан   расцвет   таких жанров,   как   опера,   симфония,   соната,   концерт,   квартет. Некоторые   из   них   нам   уже   известны,   с   другими   мы познакомимся впервые. Гайдн. Краткие биографические сведения Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн. Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были   профессиональными   музыкантами,   хотя   отец   любил