Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"
Оценка 4.6

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
13.11.2018
Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"
Публикация является частью публикации:
Сегодняшний диспут мы посвящаем родному языку.docx
Сегодняшний диспут мы посвящаем родному языку. Русский язык общепризнанно являлся одним из самых богатых, выразительных языков мира. Русские люди всегда гордились своим языком, восхищались, наслаждались им. Отсюда множество высказываний, объяснений любви языку. Вот одно из них: « Язык, в котором Российская держава великой частью света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает»,- так писал М.В. Ломоносов, автор первой « Российской грамматики» На протяжении веков язык постоянно изменялся, становился легким, звучным, красивым. Давайте послушаем, как звучал русский язык в разные века. 1чтец: «Из похвалы князю Ярославу и книгам» XII век Велика   ведь   бывает   польза   от   учения   книжного:   книгами   наставляемы   и поучаемы   на   путь   покаянья,   ибо   от   слов   книжных   обретаем   мудрость   и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах   ведь   неизмеримая   глубина;   ими   мы   в   печали   утешаемся;   они   –   узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей… 2чтец: И. С. Тургенев «Русский язык» XIX век Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,­ ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя ­ как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! 3чтец: Иван Бунин xx век СЛОВО Молчат гробницы, мумии и кости,—    Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,    Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!    Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,    Наш дар бессмертный — речь. 1 4чтец: Вадим Шефнер СЛОВА Много слов на земле. Есть дневные слова ­ В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова ­ словно раны, слова ­ словно суд,­ С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,­ Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит ­ я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они,­ Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту ­ Береги изначальную их чистоту. 2 Когда радость ­ как буря, иль горе ­ как ночь, Только эти слова тебе могут помочь! 1956 ­ Но бережем ли мы наш бесценный дар - речь? Однажды я оказалась случайной свидетельницей разговора двух школьниц: - Эй, швабра, почему ты за мной в школу не зашла? - Не обижайся, чувиха, опаздывала я. -Ваше мнение об услышанном? 1оппонент: - Я считаю, что ничего особенного и страшного не произошло. Девчонки живут современной жизнью, они не хотят выделяться среди сверстниц. Сейчас все так говорят. 2 оппонент: - Нет, не все. Меня услышанное покоробило, я думаю, как небрежно, варварски мы обходимся с языком. В моей семье да и среди моих друзей не услышишь словечки «поколбаситься», «потусоваться», «оторваться», «оттянуться». Я бы обиделась на подругу, которая назвала меня «шваброй» или «чувихой» . -Посмотрите, ребята, какие разные прозвучали мнения. Сама жизнь диктует нам тему разговора. Настало ли время спасать русский язык? Может быть, уже поздно? От чего спасать? - Я предложила вам обдумать дома следующие вопросы:  Плохая неграмотная речь становится нормой. Опасно ли это?  Каково состояние молодежного языка?  Чем грозит повальное увлечение иностранными словами? Предлагаю вам высказать свое мнение по первому вопросу. 1оппонент: - К сожалению, наша современная жизнь такова, что мы утрачиваем вкус к слову, не бережем, что есть, теряем, что имеем. Мне запомнились слова К.Г.Паустовского: «Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь». Чтобы не быть дикарями, невежами, мы должны учиться у мастеров художественного слова, у Пушкина, Есенина и многих других, учиться мыслить, сопереживать, вести диалог, понимать и ценить красоту языка, родного края, работать над собой. Я вспоминаю, как мы, пятиклассники, ждали, когда к нам на урок придут герои пушкинских сказок, как загорались наши глаза, когда мы читали любимые строки. С каким воодушевлением мы читали стихи Пушкина, отдавая дань уважения великому поэту и родному языку. Мне всегда казалось, что Пушкин далек от меня, но я ошибалась. Я часто 3 перечитываю его стихи, они помогают мне, если что – то не ладится. «Если жизнь тебя обманет» - мое любимое стихотворение 2 оппонент: - Моя прабабушка была неграмотной женщиной, не знала грамоты, не умела писать, употребляла «крепкие» словечки, разве она была плохим человеком? Она была умной, доброй , отзывчивой, с ней было всегда интересно . И детям своим смогла дать образование. Далее для оживления дискуссии предлагаются дополнительные вопросы: - Какие нарушения норм особенно часты? - Как люди ставят ударения? - Как говорят сегодня дикторы? - Какие слова – паразиты встречаются в речи? Задания для учащихся Прочитать слова, правильно расставив ударение  Звонит  Свекла  Каталог  Квартал  Балую  Взяла  Сироты  Газопровод  Завидно  Электропровод  Жалюзи  Красивее  Обеспечение  Ходатайство Предлагаю вам представить себя дикторами телевидения. Прочитайте текст, правильно просклоняв все числительные 28 ноября 2010 года 20 учениками 9а класса было написано сочинение по русскому языку. Было сдано 20 тетрадей с 425 листами и 850 страницами, в результате учительница несла домой сумку с 1,5 килограммами бумаги. На проверку сочинений учителем было потрачено более 960минут.   В ходе проверки сочинений   были   использованы   2   красные   ручки   с   38   граммами   красной   пасты. Учительница   была   в   ужасе   от   374   ошибок,   допущенных   учащимися,   со 125орфографическими и 259 пунктуационными ошибками. По ночам ей стали сниться кошмары! ­ Так что же происходит с языком? Ответы учащихся засорение застой умирание     деградация Страшное слово деградация. Найдите, как оно разъясняется в толковом словаре? (Ухудшение, потеря ценных качеств и свойств, упадок) Деградация, вырождение языка ведет к вырождению нации. 4 Следующий наш вопрос: Каково состояние молодежного языка? 1оппонент: - У каждого поколения есть свои модные словечки: «фильтруй базар» , «ништяк», «железно», «забить стрелку», кому - то они режут слух, кого - то шокируют, а я считаю, что все не так уж и страшно. Пройдет время, человек остепенится, повзрослеет, и эти слова уйдут из его речи. 2 оппонент: Грубые слова никогда никого не украшали. Слушаешь подобное, и кажется, что общаешься с матерыми уголовниками, у которых за душой ничего святого. Мне жаль таких людей, ведь , скорее всего, они не прочитали ни одной достойной книги, у них не было настоящего друга, готового помочь, подсказать, научить. Дополнительные вопросы для оживления дискуссии: -Просто временное увлечение или опасное увлечение модными словами? - Почему молодежь употребляет бранные слова? - Как чувствуют себя те из молодых людей, кто не ругается матом? Экскурс в историю. Выступление ученика В   древнерусской   литературе   встречается   мнение,   что   мат   ­   это   «жидовское слово», т.е. речь иноверца, человека иной веры: язычника, чужестранца. Способность ругаться матом приписывается домовому, кликуше, чёрту Многие думают, что русский крестьянин только и делал, что сквернословил. Это не   так.   Но   в   народном   фольклоре   есть   ряд   ситуаций,   когда   необходимо произносить   нецензурные   слова:   во   время   свадебного   обряда,   сквернословить полагалось во время некоторых сельскохозяйственных ритуалов, а также если вдруг бедокурит домовой или леший в лесу «водит». Нечистая сила понимает мат как свой родной язык. В остальных же случаях русские крестьяне считали, что матом ругаться грех, ведь когда человек произносит брань с упоминанием матери ­   он   оскорбляет   сразу   трёх   матерей:   свою   родную   мать,   мать­землю   и Богоматерь. Ну а если ругается матом женщина ­ под ней и вовсе земля горит.  Прослушивание и обсуждение песни Найка Борзова «Я знаю три слова» 1 оппонент: -Я с удовольствием послушал песню. Современно. Молодежно. 2оппонент: - Убогая песня. Мне стыдно и противно. Что это за текст?! Создание хорошей песни – настоящее искусство, творчество. А здесь нет никакого творчества. -Посмотрите, какие разные мнения. Есть о чем задуматься, поразмышлять. Частенько мы знаем, какую одежду выбрать для отдыха, для работы, для встречи с друзьями, но выбрать нужное слово умеем не всегда. Берем то, что подвернется, тем самым обедняя, искажая нашу речь. Вы согласны с этим? 5 Наверное, очень правильны строки В.Лифшица: Русский язык и могуч, и велик! Из уважения к предкам Не позволяйте калечить язык Эллочкам­людоедкам. Нам предстоит обсудить еще один не менее важный вопрос: Чем грозит повальное увлечение иностранными словами? Чтение рассказа М. Зощенко «Обезьяний язык» Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё  хорошо  и  понятно.  Кескёсе,   мерси,   комси  —  всё,   обратите  ваше   внимание,   чисто французские, натуральные, понятные слова. А   нуте­ка,   сунься   теперь   с   русской   фразой   —   беда.   Вся   речь   пересыпана   словами   с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы. Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились. Очень умный  и интеллигентный  разговор  был, но я, человек  без  высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами. Началось дело с пустяков. Мой   сосед,   не   старый   ещё   мужчина,   с   бородой,   наклонился   к   своему   соседу   слева   и вежливо спросил: — А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как? — Пленарное,— небрежно ответил сосед. — Ишь ты,— удивился первый,— то­то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное. — Да уж будьте покойны,— строго ответил второй.— Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался — только держись. — Да ну? — спросил сосед.— Неужели и кворум подобрался? — Ей­богу,— сказал второй. — И что же он, кворум­то этот? — Да ничего,— ответил сосед, несколько растерявшись.— Подобрался, и всё тут. — Скажи на милость,— с огорчением покачал головой первый сосед.— С чего бы это он, а? Второй сосед развёл руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой: — Вот вы, товарищ, небось, не одобряете эти пленарные заседания... А мне как­то они ближе. Всё как­то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня... Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее. —   Не   всегда   это,—   возразил   первый.—   Если,   конечно,   посмотреть   с   точки   зрения. Вступить,   так  сказать,   на  точку   зрения   и   оттеда,   с   точки   зрения,   то  да   —   индустрия конкретно. — Конкретно фактически,— строго поправил второй. — Пожалуй,— согласился собеседник.— Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда... — Всегда,— коротко отрезал второй.— Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберёшься... 6 На трибуну взошёл человек и махнул рукой. Всё смолкло. Только соседи мои, несколько разгорячённые спором, не сразу замолчали. Первый сосед никак не мог помириться с тем, что   подсекция   заваривается   минимально.   Ему   казалось,   что   подсекция   заваривается несколько иначе. На соседей моих зашикали. Соседи пожали плечами и смолкли. Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил: — Это кто ж там такой вышедши? — Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня. Оратор простёр руку вперёд и начал речь. И когда он произносил надменные слова с иностранным, туманным значением, соседи мои сурово   кивали   головами.   Причём   второй   сосед   строго   поглядывал   на   первого,   желая показать, что он всё же был прав в только что законченном споре. Трудно, товарищи, говорить по­русски! 1925 Итак, ваше мнение? 1оппонент: -Русский язык обогащается за счет других языков, поэтому иностранные слова в нашем языке явление неопасное. По страницам толкового словаря. Выступление ученика. Примеры заимствований, которые действительно обогащают наш язык. 2 оппонент: - Повальное увлечение иностранными словами засоряет язык. - В каком случае нужны заимствования? Какие иностранные слова самые модные сейчас? Поэт Александр Петрович Сумароков, живший в XVIII веке, выступал против иностранных слов, которые вошли в наш язык: «Какая нужда говорить вместо плоды – фрукты, вместо прибор – столовый сервиз, вместо опахало – веер, вместо похлебка – суп, вместо мамка – гувернантка?..» Вам знакомо имя В.Г. Белинского. Известный критик XIX столетия предупреждал: « Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово – значит оскорблять свой родной язык.» Итак, мы подошли к главному вопросу нашей дискуссии: нуждается ли в защите русский язык? Нужно ли его спасать? И от чего? Как это сделать? Мнение учащегося: - От безвкусицы, небрежности, заштампованности. Поможет нам обращение к произведениям классиков родной литературы. 7 - Я благодарю вас, ребята, за искреннюю заинтересованность, откровенные ответы, активное участие в диспуте и хочу прочитать вам еще одно стихотворение. Это наш современник поэт Анатолий Передреев. Его творчество имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего разговора. ДНИ ПУШКИНА Духовной жаждою томим... А. С. Пушкин Все беззащитнее душа В тисках расчетливого мира, Что сотворил себе кумира Из темной власти барыша. Все обнаженней его суть, Его продажная основа, Где стоит все чего­нибудь, Где ничего не стоит слово. И все дороже, все слышней В его бездушности преступной Огромный мир души твоей, Твой гордый голос неподкупный. Звучи, божественный глагол, В своем величье непреложный, Сквозь океан ревущих волн Всемирной пошлости безбожной... Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, И мир идет к тебе навстречу, Духовной жаждою томим. 1984 Я уверена, что встреча с лучшими произведениями классиков родной литературы позволит нам утолить « духовную жажду», стать культурными, образованными людьми, противостоять пошлости современного мира, сберечь красоту и выразительность русского языка. 8

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"

Урок - диспут "Надо ли спасать русский язык?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018