Урок «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»
Оценка 4.7

Урок «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
10 кл
11.02.2017
Урок  «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»
В произведениях художественной литературы мы находим материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Целями урока является: 1. Расширить представление учащихся об эпохе Ивана грозного и её особенностях 2. Показать, какими художественными средствами пользуется писатель при изображении этой эпохи в своём произведении 3. Продолжать работу по формированию понятий: «беллетристика», «историческая проза», «мемуары» На уроке используется: портрет А.К. Толстого работы К. Брюллова, роман А.К. Толстого «Князь Серебряный», портрет Ивана Грозного В. Васнецова, скульптурный портрет Ивана Грозного работы Антокольского, изображение Ивана Грозного на гравюре XVII в., иллюстрации «Опричник», «Малюта Скуратов», интерактивная карта «Россия в XVI веке.»Документ Microsoft Office Word (.docx)
Иван Грозный в литературе.docx
Урок  «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»  Цели: 1. Расширить представление учащихся об эпохе Ивана грозного и её особенностях 2. Показать, какими художественными средствами пользуется писатель при изображении этой 3. эпохи в своём произведении   Продолжать работу по формированию понятий: «беллетристика», «историческая проза», «мемуары» Оборудование урока: портрет А.К. Толстого работы К. Брюллова, роман А.К. Толстого «Князь Серебряный», портрет Ивана Грозного В. Васнецова, скульптурный портрет Ивана Грозного работы Антокольского,   изображение   Ивана   Грозного   на   гравюре   XVII   в.,   иллюстрации   «Опричник», «Малюта Скуратов», интерактивная карта «Россия в XVI веке.» План урока 1. Опричнина Ивана Грозного 2. Историческая проза и драматургия А.К. Толстого об эпохе Ивана Грозного.  Ход урока Иван IV Васильевич Грозный (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва), великий князь московский (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской. Задание для учащихся: Составить таблицу «Опричнина» по рассказу учителя Рассказ учителя С  годами  сознанием   царя  все  больше   овладевала  мысль   о необходимости  установления режима личной, ничем не сдерживаемой диктатуры. Во внутренне политике царь берет курс на уничтожение всех действительных и мнимых  противников. В 1565 он объявил о введении в стране   опричнины.   Страна   делилась   на   две   части:   территории,   не   вошедшие   в   опричнину, назывались земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской, имели особые знаки отличия, к седлам их коней прикреплялись опричные символы: метла — чтобы выметать измену и собачьи головы — чтобы выгрызать измену.  С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV конфисковывал   боярские   вотчины,   передавая   их   дворянам­опричникам.   Казни   и   опалы сопровождались террором и грабежом населения. В 1569 был казнен вместе с семьей один из последних удельных князей Владимир Андреевич Старицкий (двоюродный брат царя). Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе­феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве.  Царь лично руководил карательным походом, в ходе которого были разорены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время похода в декабре 1569 Малюта Скуратов­Бельский по указанию царя задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, выступавшего против опричнины. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10­15 тысяч. В 1571 крымский хан Девлет­Гирей совершил успешный набег на Москву, сжег посады, огонь перекинулся на Китай­город и Кремль. Опричное войско не смогло остановить врага. Это считается одной из причин отмены опричнины в 1572.            Изображение опричника. XVI век. Вариант таблицы, выполненной учащимися Земщина ­     кроме)  («Опричь»   – политическая карательная организация   созданная   Иваном Грозным   для   укрепления центральной власти 1565 ­ 1572 Вся остальная территория Территория Москва Симеон Бекбулатович Боярская дума, приказы Столица Правитель Органы управления Опричнина Новгород, земли  Строгановых, часть  центрального района, Часть  Москвы Александрова Слобода Великий князь Иван  Васильевич Опричная дума, приказы,  казна Александрова слобода Казни в Александровой слободе Новгородской погром опричников Митрополит Филипп и Иван Грозный 2. Историческая проза и драматургия А.К. Толстого об эпохе Ивана Грозного.  Толстой Алексей Константинович (1817­1875),  граф, русский писатель, член­корреспондент  Петербургской Академии Наук.  Автор баллад, сатирических стихов, цикла  исторических произведений: 1. Исторический роман «Князь Серебряный»  (опубликован в 1863). 2. Драматическая трилогия «Смерть Иоанна  Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович»  (1868) и «Царь Борис» (1870).  Проникновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом, психологические новеллы в стихах  («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной») свойственны творчеству А.К. Толстого.  Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова. В журнале   «Русский Вестника» в 1863г.   был напечатан   роман «Князь Серебряный». Роман     Толстого   «Князь   Серебряный» пользовался   у   современников   большой популярность.  Он  послужил также сюжетом  для множества   пьес   и   народного   репертуара   и лубочных рассказов. Причина такой популярности —   доступность   эффектов   и   внешняя занимательность;   но   роман   мало   удовлетворяет требованиям   психологической разработки.   Лица   поставлены   в   нем   слишком схематично и одноцветно, при первом появлении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в отделенном двадцатью годами эпилоге. серьезной   Иван Грозный. Парсуна конец XVI в.   Интрига   введена   очень   искусственно,   в почти   сказочном   стиле;   все   совершается   по щучьему велению. Главный герой – князь Никита Романович   Серебряный,   по   признанию   самого автора — лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за исключением Грозного, сработаны по тому условно­историческому   трафарету,   который установился   со   времен   «Юрия   Милославского» для изображения древнерусской жизни. М. М. Антокольский. Царь Иоанн Васильевич  Грозный. Мрамор. 1875.  Позже,   в   1866   году,   в   журнале «Отечественные   Записки» была напечатана первая   часть   драматической   трилогии Толстого   —   «Смерть   Иоанна   Грозного», которая в 1867 г. была поставлена на сцене Александринского   театра   в   Санкт­ Петербурге и имела большой успех, несмотря на   то,   что   соперничество   актеров   лишало драму хорошего исполнителя заглавной роли. В следующем году эта трагедия, в прекрасном переводе   Каролины   Павловой,   тоже   с большим   успехом,   была   поставлена   на придворном   театре   лично   дружившего   с Толстым великого герцога Веймарского.  Несравненно   интереснее   А.К.   Толстой   как драматург.  Его знаменитая трилогия пользовалась не меньшей   популярностью,   чем   роман.   Наибольшей известностью долго пользовалась первая часть ее — «Смерть Иоанна Грозного». Это объясняется, прежде всего, тем, что до недавнего времени только она одна и  ставилась   на  сцене   —  а  сценическая  постановка трагедии Толстого, о которой он и сам так заботился, написав   специальное   наставление   для   неё,   имеет большое   значение   для   установления   репутации   его пьес.   Сцена,   в   которой   к   умирающему   Иоанну,   в исполнение   только   что   отданного   им   приказа,   с гиком и свистом врывается толпа скоморохов, при чтении   не   производит   и   десятой   доли   того впечатления, как на сцене. Другая причина большей популярности   «Смерти   Иоанна   Грозного» заключается в том, что в свое время это была первая попытка   вывести   на   сцену   русского   царя   не   в обычных до того рамках легендарного величия, а в реальных очертаниях живой человеческой личности. Скульптурный портрет Ивана Грозного. Реконструкция по методу Герасимова Иван Грозный.  Портрет В. Васнецова Смерть   Иоанна   носится   над   пьесой   с первого   же   момента;   всякая   мелочь   ее подготовляет,   настраивая   мысль   читателя   и зрителя   в   одном   направлении.   Вместе   с   тем каждая сцена обрисовывает пред нами Иоанна с какой­нибудь новой стороны; мы узнаем его и как государственного   человека,   и   как   мужа,   и   как отца,   со   всех   сторон   его   характера,   основу которого составляет крайняя нервность, быстрая смена впечатлений, переход от подъема к упадку духа.       Нельзя   не   заметить,   однако,   что   в   своем усиленном   стремлении   к   концентрированию действия   Толстой   смешал   две   точки   зрения: фантастически­суеверную и реалистическую. Если автор   желал   сделать   узлом   драмы   исполнение предсказания волхвов, что царь непременно умрет в   Кириллин   день,   то   незачем   было   придавать первостепенное   значение   стараниям   Бориса Годунова   вызвать   в   Иоанне   гибельное   для   него волнение, которое, как Борис знал от врача, будет для царя смертельно помимо всяких предсказаний волхвов.  Заключение Среди историков и литераторов нет единого мнения об Иване Грозном. Одни видели в  опричнине борьбу против отдельных личностей среди высшего боярства, неугодных царю. По  мнению других, опричнина явилась следствием маниакальной подозрительности царя, выросшего в  атмосфере недоверия и интриг, видевшего убийц и заговорщиков даже среди самых преданных ему  лиц. Именно поэтому главным требованием к опричникам была личная собачья преданность Ивану.  Однако находились и такие, кто показывал царя как бы «сверху» (как на портрете В. Васнецова),   создавая впечатление величественности правителя. Он запечатлен на полотне как человек суровый,  подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей Список рекомендуемой литературы 1.   Дворниченко   А.Ю.,   Ильин   Е.В.,   Кривошеев   Ю.В.,   Тот   Ю.В.   Русская   история   с древнейших времен до наших дней.­ СПб, 1999. 2.   История   России   с   древнейших   времен   до   конца   XVII   века.   Под   редакцией   А.Н. Сахарова, 2001. 3. Ключевский В.О. О русской истории.­ М., 1993. 4. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т.­Смоленск,1996. 5. Скрынников Р.Г. Иван Грозный.­ М.: Наука, 1975. 6. Скрынников Р.Г. Царство террора.­ СПб, 1992. 7. А.К. Толстой «Князь Серебряный» ­ М.: Огонёк, 1972. 8. А.К. Толстой «Смерть Ионна Грозного» ­ М.: Огонёк, 1972. 9. А.К. Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» ­ М.: Огонёк, 1972.

Урок «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок  «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок  «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок  «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок  «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок  «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»

Урок  «Эпоха Ивана Грозного и её отражение в исторических произведениях А.К. Толстого»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017