Урок естествознания 5 класс на тему:«Экология окружающей среды, защита природы, природоохранное законодательство Республики Казахстан.»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е. Евтушенко. Цели: формировать интерес к истории родного края; воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, развивать чувство гражданственности и патриотизма через социализацию личности ребенка.
Иконка файла материала Тема урока.docx
Тема урока: «Экология окружающей среды,  защита природы, природоохранное  законодательство Республики Казахстан.»                                                                                      ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ                                                                           Разработка урока: учитель географии                                                                             Бойкова С.Ю., высшая категория Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е. Евтушенко. Цели: формировать интерес к истории родного края; воспитывать чувство любви и  уважения к своей Родине, развивать чувство гражданственности и патриотизма через  социализацию личности ребенка. Ход урока 1. Вступительное  словоучителя Ребята, постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и  видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня. ­Наука экология изучает наш дом ­ планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как  надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если  погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода ­ нечем  будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения ­ нечего будет есть животным и  человеку. 2. немного истории Люди первобытнообщинного и родового строя обладали экологической мудростью,  ощущением единства с природой. Они строго соблюдали сроки охоты и рыбной ловли, не  убивали детенышей и самок животных, добывали дичи ровно столько, сколько было  необходимо для реальных потребностей.   Сбережению охотничьих ресурсов в большой степени способствовали своеобразные  «микрозаповедники» ­ священные озера, ручьи, холмы, лесные угодья, в которых охота и  рыбная ловля были запрещены. Первыми письменными документами охраны природы на Земле являются, возможно,  законы вавилонского царя Хаммурапи об охране леса (1792 – 1790гг.до н.э.) Испытывая  большую потребность в древесине, и заботясь о будущем, он приказал разбить  принадлежащие ему леса на отдельные участки и передать их в ведение лесничих. Штраф  за незаконную порубку леса в чужом саду составлял 252,5 граммов благородного металла,  например серебра.          Эдикты в защиту животных были изданы в 240 г.до н.э. Индийским императором  Ашокой. Они опирались на буддийскую религию и объявили священными носорога,  попугая, гусей, некоторых рыб.В феодальное время наказания за браконьерство назначались весьма суровые. Так, за  оленя, убитого в королевских лесах Франции полагалась смертная казнь. Английские  короли были более «мягкосердечными», они ограничивались отсечением руки.    Образцом умелого государственного подхода к природе могут считаться многие указы  Петра Великого, направленные на охрану и рациональное использование, а также  восстановление лесов, особенно расположенных по берегам рек, запрещение химических  способов ловли рыбы, запрещение отстрела лосей в Санкт – Петербургской губернии.  Очень серьезные наказания вплоть до физической расправы, ожидали тех, кто загрязнял  воду Невы и ее притоки каким либо мусором.    Но все законы – лишь прообраз природоохранной практики. Специальные службы  возникают в Европе лишь с конца 19 века. Термин «охрана природы» появляется в 1913  году после созыва в Берне первой международной конференции по этим проблемам. В Казахстане в 1918 г. Был организован специальный комитет по охране природы. Впервые  были приняты законы, направленные на охрану и эффективное использование природных  богатств.    16.04.1962 г. Президиумом Верховного Совета Каз. ССР принят указ об охране природы  Казахстана, в котором предписывалось взять под охрану государства  полезные  ископаемые, воды, леса, животных, птиц, атмосферный воздух, почвы. В дополнение к  Указу была составлена специальная инструкция о правилах использования различных  природных богатств, сохранение плодородия почвы, лесов, воздуха, воды, правилах охоты  и рыболовства.   В декабре 2003 г. Президентом Р.К. был подписан Указ о концепции экологической  безопасности Р.К. на 2004­2015 годы, в котором определен комплекс мер по устойчивому  экологическому развитию. В Казахстане Красная книга о животных и растениях была издана в двух томах в 1979 году. Благодаря Красной книге мы узнаем, насколько богат и разнообразен мир природы и о том, что потерял и может потерять человек. учитель предлагает рассмотреть модель глобуса в руках каждого ученика и высказать своё  мнение. ­У вас в руках предмет. Что он вам говорит? (глобус, модель планеты) ­Поразмыслите, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой "копии" планеты?  (моря, океаны, материки, леса, степи, горы, города) 3. Показ слайдов с видами планеты из космоса.  ­ Посмотрите, как выглядит земля из космоса. (слайд) ­ Какие чувства вы испытываете, глядя на эти снимки? (высказывания детей) Сорок тысяч километров улетают в бесконечность, Кубометры океанов растворяются в слезах. Ты одна выносишь войны и разруху всю на свете, Только ты не одинока, наша матушка Земля. Пусть дожди смывают раны над твоею головой, Чтобы каждые рассветы отгоняли грусть и боль,И печали не касались, и бежала прочь беда… Счастье мирных континентов – это радость нам всегда! 4. История возникновения Международный Дня Земли. ­ В середине 20 века учёные разных стран стали говорить о необратимых изменениях,  происходящих на планете. Они стали обращаться к людям за помощью. Человек должен  жить в гармонии с природой, а не покорять её. Человек должен сотрудничать с природой,  её всемирно охранять. День Земли ­ 22 апреля Всемирная акция День Земли началась в США 22 апреля 1970 года Флаг Земли (слайд) Флаг Земли не является официальным символом чего­либо (поскольку не существует  общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию  планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами  Аполлона­17 по дороге к Луне) на тёмно­синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем  Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими  международными мероприятиям. Колокол Мира в День Земли В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли  ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и  сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира ­ символ спокойствия, мирной  жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время ­ это призыв к  действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. Первый Колокол Мира был установлен в штаб­квартире ООН в Нью­Йорке в 1954 г. Он  отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом  глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие  почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: "Да здравствует  всеобщий мир во всем мире". Этот международный праздник носит характер Всемирной акции. Смысл церемонии  состоит в том, чтобы в течение минуты, пока звонит Колокол Мира, люди подумали о том,  что они должны сделать, чтобы сохранить нашу планету, осознать себя её гражданами и  улучшить жизнь всего живого на Земле. / В резолюции Конференции ООН по окружающей среде также отмечается, что термин  «Мать­Земля» общепринят во многих странах, что он отражает зависимость между  планетой, её экосистемами и человеком. Предлагая всем государствам­членам ООН,  международным и неправительственным организациям отмечать «Международный день  Матери­Земли», Генеральная Ассамблея обращает внимание на то, что этот праздник уже  ежегодно отмечается во многих странах. Каждый человек выражает своё отношение к защите окружающей среды. Многие  творческие люди пишут картины, стихи. Прослушайте одно из них.Стихотворение ко дню Земли (читает ученик) Вcе, что есть на маленькой планетке: Болота, джунгли и поля, Цветок, травинка или ветка ­ Все то ­ кормилица­земля. Родила, вскормила и вспоила, От лихой беды уберегла. Человек! Храни же, что есть силы, Все, что мать­земля тебе дала. Ты ее и вспашешь, и засеешь, Урожай хороший соберешь: Коль быть благодарным не сумеешь ­  Потеряешь. Больше не найдешь! (Моторина Надежда Викторовна) ­Как автор стихотворения относится к проблеме? (высказывания детей) 5. Моя Родина ­  ­ С чего должен начать каждый человек в деле сохранения окружающей природы на  планете? (с охраны природы своего края) ­ Наш край ­ Это древняя и историческая земля. Наши предки умели жить и ценить  природу края, умели пользоваться её дарами. ­ Современным жителям казахстана выпала доля сохранить те участки, земли, которые  сохранились с тех давних времён. ­ Если бы животные могли снами говорить на одном языке, как вы думаете, что бы они нам  сказали? ­ Послушайте стихотворение. Чтоб радость завтрашнего дня Сумел ты ощутить, Должна быть чистою земля И небо чистым быть. А землю эту, не щадя, Терзал за веком век И брал всё только для себя "Разумный" человек. Сейчас же кинулись спасать Природную среду. Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страдания, что землеПриходится терпеть! Надолго ль хватит нам воды, Коль растворен в ней яд? Надолго ль хватит тех лесов, Где топоры стучат? Спасти поля, леса, луга И чистую гладь рек ­ всю Землю Можешь только ты, Разумный человек! ­ Что вы слышите в этом стихотворении? (упрёк человеку, обращение к его благоразумию) 7. Составление своего экологического альбома. Предлагаю вам вместе со мной начать заполнение необычного альбома. (Показываем  альбом) Первая страница  На второй странице ­ календарь экологических дат: В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери­ Земли, постановив отмечать его 22 апреля. 22 апреля ­ Международный день ЗЕМЛИ; 5 июня ­ всемирный день охраны окружающей среды; 4 октября ­ Всемирный день животных. 22 марта ­ Всемирный день воды; 1 апреля ­ Международный день птиц; 15 июня на нашей планете отмечается Всемирный день ветра Вспомните слова Сент­Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Они должны иметь право на хорошую жизнь. Некоторые страницы альбома пока пусты, заполнять их мы будем вместе здесь и сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на цвет страниц: черные, красные, зеленые, белые. Это не  случайно. С чем у вас ассоциируется черный цвет? Дети: знак беды, несчастья, гибели. ­Что мы можем поместить на этих страницах? Дети: исчезнувшие животные. ­Следующие страницы красные. Почему красные?Дети: красный ­ цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет  насторожиться. ­Правильно, все знают о красном сигнале светофора. Что же мы поместим на эти страницы: Дети: животных, которым грозит опасность. ­Есть у нас страницы зеленые. Почему зеленые? Дети: зеленый ­ цвет надежды. На них мы поместим то. Что люди не будут делать. ­Но много и белых страниц в альбоме. Какой цвет они приобретут ­ зависит от нас. Приступим к работе. Я подготовила интересный материал, с его помощью можно оформить страницы. Через несколько минут мы посмотрим, что у вас получится. (Раздаем задания  трём микрогруппам). ­Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы черные и красные страницы  больше не появлялись? Дети:  охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами; строить очистные сооружения; стать вегетарианцами; отменить моду на меха; не выбрасывать мусор в реки и озера; помогать бездомным животным: Помните, что мы оформляем страницы альбома. Пора вернуться к цветным страницам  (выходят дети и защищают свою работу). 8. Подведение итога. Рефлексия. У всех людей ­ одна планета:  И ветрам нет на ней границ,  Как нет границ потокам света  И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо  Для тех, кто будет после нас.  А мы бездумно сыплем яды  И дом свой травим не скупясь. Уже все тоньше слой озона,  А он ­ щит жизни на Земле;  Уже растут, как язвы, зоны,  Где смерть таится в дымной мгле; Текут отравленные воды  По руслам рек и под землей,  Дожди спадают с небосвода  Сернокислотною водой; Леса свою теряют силу,  Уходит нежный запах лип,Озера, ставшие могилой,  В себе хоронят стаи рыб. (И.И. Ландо) ­Ребята, у вас на столах лежат бумажные фигурки человека. Каждый из вас возьмите  фигурку и напишите на ней качества Человека­ достойного жителя планеты Земля.  Поселите своего Человека на нашу голубую планету. (дети прикрепляют человечков на плакат с изображением планеты). Посмотрите внимательно на изображения исчезнувших животных. Кого из них вы  запомнили? Почему же вымирают животные и растения? Какие меры принимают люди для сохранения жизни на Земле?     Еще не поздно вернуть Земле радостную улыбку, ведь самое главное уже сделано – люди вовремя осознали, что оставаться равнодушными и бездушными по отношению к природе  нельзя. мКак яблоко на блюдце У нас Земля одна Не торопитесь люди Все выскрести до дна Немудрено добраться До скрытых тайников Разграбить все богатство У будущих веков Мы общей жизни зерна Одной судьбы  родня Нам пировать позорно В счет будущего дня.                                    (М.Дудин