Урок географии разработан в соответствии с федеральным образовательным стандартом по учебно-методическому комплекту А.И.Алексеева, академический школьный учебник. Тип урока: урок открытия новых знаний. На уроке используются разные формы работы: индивидуальная (работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника), групповая, работа в паре.
Технологическая карта урока
Предмет ГЕОГРАФИЯ
Класс 5
Автор УМК : А.И. Алексеев, В.В.Николина
Тема урока: Градусная сетка.
Тип урока: ОНЗ
Основные цели урока:
Деятельностные:
Формировать умение работать в парах
Тренировать умение анализировать
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Тренировать способность оценивать свою деятельность
Образовательные:
Сформировать знания о градусной сетке
Сформировать умение определять направления географических
объектов
Продолжить формировать умение работать с картами атласа
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования:
Сравнение , анализ , обобщение
Оборудование урока:
Проектор, карты атласа, электронное приложение к учебнику А.И.Алексеева ,
География 5-6 класс
Демонстрационный материал: презентация к уроку
Ход урока
Название этапа
урока
1.Мотивация к
учебной
деятельности
(фронтальная
форма работы)
Деятельность
учителя
-Добрый день!
Проверим
готовность к
уроку. Мне
приятно видеть
вас в кабинете
географии
-На уроке не
ленись, ты за
знания борись!
Да бывает не
легко, Будешь
Деятельность
учащихся
-Приветствуют
учителя.
- Ответы детей:
Мы добываем
Цели этапа
1. организовать
учащихся по
установке
тематических
рамок урока
2. создать
условия для
возникновения у
ученика
внутренней
потребности
включения вумным ты зато!
- В чем сложность
учения?
- О чем мы
говорили на
прошлом уроке?
- Чему вы
научились?
- Сегодня мы
продолжим
разговор о
географической
карте .Каждый из
вас сегодня на
уроке
постарается
самостоятельно
сделать еще один
шаг вперед.
Возможно у кого
то будут ошибки,
но мы знаем , что
только
преодолевая
собственные
ошибки, мы
сможем открыть
новые знания для
самих себя. Вы
хотели бы
сделать еще один
шаг вперед?
- Нам предстоит
интересная
работа! Я желаю
вам успехов!
- С чего мы
начнем работу?
Откройте атлас
в конце
учебника С.176 –
189. Перечислите
карты вашего
атласа.
учебный процесс.
знания сами.итд
- Мы говорили о
географической
карте , мы делили
карты на группы,
мы выясняли
какими
свойствами
обладают
географические
карты
- Мы учились
работать с
картой.
-Да!
- С повторения.
- Физическая
полушарий,
физическая карта
России и т.д
- Физическая
карта полушарий
1.Актуализироват
ь знания о
географической
карте,
2.
Актуализировать
Мыслительные
операции:
сравнение
синтез ,
2.Актуализация
знаний
(Фронтальная
форма работы, )обобщение
3. Организовать
фиксацию
актуализированн
ых способов
действий в речи
4.Организовать
самостоятельное
выполнение
индивидуального
задания на новые
знания
5.организовать
фиксацию
результатов
выполнения
индивидуального
задания
- Дайте
характеристику
Физической карты
полушарий?
- Для чего
современным
людям нужна
географическая
карта?
- А как можно еще
изобразить
поверхность
Земли?
- Сравните
географическую
карту и план на
С. 34 Учебника,
рис.23
- Какие отличия
заметили?
- Посмотрите
внимательно на
карту. Есть ли на
карте уже
знакомые вам
линии?
- Как проведены
эти линии на
карте?
- Что образуют
при пересечении
эти линии?
- Вспомните
самое главное
отличительное
свойство карты?
по охвату
территории-
мировая, по
масштабу-
мелкомасштабная
, по содержанию –
общегеографичес
кая
- Современным
людям нужна
карта, чтобы
ориетироваться
на местности,
нужна летчикам ,
геологам и т.д.
- Поверхность
Земли можно
изобразить на
плане ,
аэрофотоснимке,
нарисовать ,
сделать фото.
- На карте есть
тонкие линии, а
на плане их нет!
- Да! Мы знакомы
с линиями
тропиков,
экватора,
полярных кругов.
- Одни проведены
горизонтально, а
другие
вертикально! Они
пересекаются.
- Эти линии
образуют сетку.
- Математическая
основа
- В чем ее
важность? Почему
она является
главным
- Она позволила
перейти от
выпуклого
изображения
земной3. Выявление
места и причин
затруднения
свойством?
- Как же мы
обозначим нашу
тему урока
сегодня?
- Сформулируйте
цель урока. Что
мы должны
узнать и чему
научиться?
поверхности к
плоскому и
нанести на карту
градусную сетку.
- Градусная
сетка!
- Узнать что такое
градусная сетка.
Научиться
работать с
глобусом и
картой. Узнать
где и как нужно
правильно
использовать
градусную сетку.
- Решите задачу ,
использую
градусную сетку.
В каком
направлении от
Москвы находится
Белое море?
- Каким является
это задание?
- Как вы
считаете , что
поможет нам
решить эту
задачу?
- У кого нет
результата?
- Что вы не
смогли сделать?
- Как вы думаете ,
почему не
смогли?
- Пробуют
выполнить.
- Это пробное
задание, так как
новое.
- Карта или
глобус!
- Не смогли
определить
направление.
- Мы не знаем как
правильно это
сделать.
- Нам не хватило
1.Зафиксировать
причину
затруднения
2.
Сформулировать
и согласовать
цели урока
3. Организовать
подводящий или
побуждающий
диалог по
проблеме
объяснения
нового знания
4.Организовать
использование
предметных
действий с
моделями и
схемами- Что еще не
хватило вам , что
бы выполнить
задание?
- Сформулируйте
цель вашей
дальнейшей
деятельности.
- Как вы будете
достигать
поставленной
цели?
знаний о
градусной сетке,
и как ей можно
пользоваться для
определения
направлений.
- Мы должны
построить
алгоритм
определения
направлений на
карте с помощью
градусной сетки.
- Сначала
поработаем с
голосарием и
узнаем что такое
градусная сетка.
- Затем мы узнаем
как определять
направления с
помощью
градусной сетки.
- Потом научимся
применять
алгоритм для
определения
направлений.
1. Организовать
фиксацию нового
способа действия
в речи
2. Организовать
фиксацию нового
способа действия
в знаках
3. Организовать
фиксацию
преодоления
затруднения
4. Построение
проекта выхода
из затруднения
(индивидуальная
работа и
групповая)
- Поработаем с
понятиями. Где
можно найти
определение
понятия?
- Определение
понятия можно
найти в словаре ,
в интернете, в
учебнике.
- Вызываю к доске
одного
учащегося: он
ищет
информацию в
интернете,
остальные в
учебнике п.13.
- Слушаем
результаты,
- Это пересечение
линий
меридианов и
параллелейприходим к
выводу.
- Прорабатывают
текст параграфа
- Поработаем
текстом
параграфа 13 и
рис.30, 31, 32 в
группах, делая по
ходу чтения
пометки
карандашом .
Первая группа(1-
вариант) с. 44-45
Вторая группа(2-
вариант)с.45
+ новое
знание
? не
понятно
Уже
известно
- Что новое
узнали?Свой
рассказ изложите
по плану.
План
1.Что такое?
2. Как
переводится
3.Направление на
стороны
горизонта
4.Начало отсчета
- Какое
направление
имеют
параллели?
(просмотр
- Слушаем отчет о
работе групп.
1группа:
- Параллель - это
воображаемая
линия
параллельная
экватору, в
переводе с
греческого –
идущий рядом,
имеет разную
длину, самая
длинная
параллель - это
экватор 40.000км,
самая короткая
вблизи полюсов,
каждая
параллель имеет
градусную меру.
О гр – это
экватор, а к
северу или к югу
параллели
проведены через
10 гр. Полюс – это
90гр. Параллель
имеет форму
окружности.
- направление
параллели на З-В
2 группа :
- Меридиан – это
воображаемая
линия, в переводе
- это полуденнаялиния,
полуокружности,
соединяют два
географических
полюса, все
одинаковой
длинны 20.000км.
Имеют градусную
меру начальный
или Гринвичский
меридиан – 0 гр,
противоположный
180 гр
- направлены на
С-Ю
-Разные по форме
- Показывают
- в Градусах
анимации с
диска)
- Какое
направление
имеют
меридианы?
(просмотр
анимации с диска
и фото
Гринвичской
обсерватории)
- По Градусной
сетке можно
определить не
только
направления, но и
расстояния.
Посмотрите на
глобус. Какую
форму могут
иметь эти линии?
- Покажите друг
другу линию
параллелей,
меридианов!
- В каких
единицах можно
измерить
окружность?
- Вот почему
сетка называется
градусная!
- Посмотрите как
правильно
провестинаправление на
карте Учебник
с.46 рис.33
- Поработаем с
картой.
Откройте атлас
физическую
карту
полушарий с .
176.
- Где на карте
обозначена
градусная мера
параллелей и
меридианов?
- Постарайтесь
сделать
промежуточный
вывод о
проделанной
работе.
- Градусная мера
параллелей в
рамке карты , а
меридианов на
пересечении с
экватором.
- Градусная сетка
состоит из линий
меридианов и
параллелей.
Параллели идут
параллельно
экватору, а
меридианы
соединяют
Северный и
Южный полюс.
- Читают вывод и
сравнивают.
- Да!
- Мы узнали что
такое градусная
сетка, какие
линии ее
образуют, какое
направление
имеют параллели
и меридианы.
- Сравним ваш
вывод с выводом
учебника с.45.
- Правильный
вывод мы с вами
сделали?
- Мы должны
научиться
определять
направления к
объектам.
- Давайте
вернемся к
нашему плану
работы. Что
удалось нам
узнать?
- Что еще мы
- 1.Сначала
найдем эти
объекты на карте,
2. Проведем
через городдолжны
научиться
делать?
Вернемся к
задаче.
В каком
направлении от
Москвы
находится
Белое море?
- Составим
алгоритм
определения
направления на
объект. С чего
начнем?
Давайте
потренируемся .
- Решите
следующую
задачу.
В каком
направлении от
Москвы
находится город
Санкт –
Петербург?
- Постарайтесь
выполнить
задание
проговаривая
друг другу
каждый шаг.
Алгоритм на
доске.
На планшете
записать
результат
- Сверим
полученные
результаты.
Вызвать к доске
одного
учащегося.
Москва меридиан
и параллель.
3. Найдем Белое
море и
определим к нему
направление от
Москвы
4. Зафиксируем
результат(К
северу от Москвы
находится Белое
море)
- Учащийся по
алгоритму
объясняет как
выполнил
задание.
Санкт - Петербург
находится в с-з
направлении от
Москвы.
- Нет! Нам надо
потренироваться,
поработать
Организовать
усвоение детьми
при решении
данного класса
задач с их
проговариванием
во внешней речи
- фронтально
- в парах
5.Первичное
закрепление во
внешней
речи(фронтальна
я работа и работа
в парах)самостоятельно.
- Чтобы узнать
что еще не
получается
-Работают и
сверяют с
эталоном при
помощи знаков
+ и ?
- Использовали
карту Физическую
полушарий и
алгоритм
- Ответы
учащихся
1. организовать
самостоятельное
выполнение
учащимися
типовых заданий
на новый способ
действия
2.Организовать
самопроверку
самостоятельной
работы
3. По результатам
выполнения
работы
организовать
выявление и
исправление
допущенных
ошибок
4. по результатам
выполнения
самостоятельной
работы создать
ситуацию успеха.
1.Организовать
выявление типов
заданий,где
возможно
использование
нового способа
действия
- Теперь можно
утверждать , что
вы можете
определить
направление на
любой объект?
- для чего?
-Вы готовы
самостоятельно
поработать?
Выполните
задание и сверьте
с эталоном
В каком
направлении от
Берлина
находится
Лондон?
- Что
использовали для
выполнения
задания?
- У кого возникли
затруднения? На
каком этапе?
- У кого
затруднений не
возникло и работа
выполнена верно?
- Молодцы , вы
хорошо
справились с
работой!!!! Я рада
вашим успехам!
- Выполним
задание
- Р.Т с.18 №13
(если будет время
№14)
6.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
7. Включение
новых знаний в
систему знаний8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
2.Организовать
повторение
учебного
материала,
необходимого для
обеспечения
содержательной
непрерывности
1.Организовать
фиксацию нового
содержания ,
изученного на
уроке
2.Организовать
фиксацию
степени
соответствия
результатов
деятельности на
уроке и
поставленной
цели
3. организовать
проведение
самооценки
учениками
работы на уроке
4. по результатам
работы на уроке
зафиксировать
направление
будущей
деятельности
5. Организовать
обсуждение и
запись
домашнего
задания.
- с. 47, вопр.10(б)
учебника (на
карте РФ новые
условия , а
алгоритм тот же)
- Наш урок
подходит к концу.
Давайте
вспомним , что
нового узнали?
- Какая была цель
урока? Мы
достигли
поставленной
цели? Для чего
необходимо знать
градусную сетку?
- Людям каких
профессий знания
о градусной сетке
необходимы?
- На следующих
уроках нам
предстоит не
менее интересная
работа с
географической
картой.
- Как вы сегодня
потрудились?
поставь себя на
лесенку успеха.
- Мы узнали о
Градусной сетке,
линиях
меридианов и
параллелей,
научились
определять
направления на
карте с помощью
градусной сетки.
- Эти знания
нужны для
определения
местоположения
объекта.
- Эти знания
нужны Летчикам ,
морякам итд
- Ответы
учащихся.
- Кто помог
открыть новые
- Ответызнания?
- Кого бы вы
хотели
поблагодарить?
- А я хочу
поблагодарить
вас за активную
работу на уроке!
Запишем
домашнее
задание
П. 13 РТ с.20 №18