Урок географии "Рельеф земной поверхности и его изменение"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
5 кл
17.10.2019
Цель урока: развитие образного представления о рельефе земной
поверхности и его изменениях
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповое практическое занятие
Номинация: «Традиционный урок с оригинальным методическим замыслом».
Ожидаемый результат- ученик, способный проводить мини-исследования и сознательно усваивать учебный материал, делать выводы и умозаключения, умеющий работать в группе. На уроке организована учебно-познавательная деятельность учащихся для изучения изменения земной поверхности на основе создания простейших моделей Содержание урока способствует расширению кругозора учащегося, формирует наблюдательность и самостоятельность, развивает универсальные учебные действия, такие как, выделять главное в изучаемом, преобразование учебного текста в образное представление и модели.
КОНСПЕКТ.docx
Урок географии в 5 классе
Тема урока: Рельеф земной поверхности и его изменение
Цель урока: развитие образного представления о рельефе земной
поверхности и его изменениях
Образовательные задачи:
формировать первоначальные представления учащихся об изменениях рельефа Земли
Развивающие задачи:
развивать умение анализа учебной информации;
развивать умение моделировать объект и явление на основе анализа источника
информации
расширять кругозор, повышать эрудицию.
Воспитательные задачи:
воспитывать любознательность;
воспитывать толерантность терпимость к чужому мнению, внимательное отношение
к ответам других детей;
воспитывать умение работать в группах, личную ответственность за выполнение
коллективной работы;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, документкамера, презентация, набор макетов
«Формы земной поверхности», набор разных предметов для моделирования.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Дружно будем наблюдать
И серьёзно рассуждать.
Все проблемы с вами вместе
Постараемся решить.
Надо только не лениться,
Беспрестанно всем трудиться.
. Актуализация знаний
Мы продолжаем наше путешествие, начатое на прошлых уроках. А где мы путешест
вуем на уроках географии, вы напомните, отгадав загадку.
Загадка.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она большущий шар (планета Земля.)
Сегодня мы продолжим открывать тайны нашего общего дома замечательной
планеты Земля. Для этого мы вас приглашаем в мастерскую под названием «Природа». А
чтобы попасть туда вы должны отгадать ещё загадки.
Загадка первой группе
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут
Камнепады там и тут,
Ну, какие разговоры –
Знаешь, ты, что это … (горы).
Загадка второй группе
Нам здесь очень хорошо – Ровно, да и широко.
Прыгай, бегай, отдыхай,
Если хочешьмяч гоняй
А потом домой шагай! (равнины)
Загадка третьей группе
От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
И зовут его .... (овраг)
Учитель: Вы правильно отгадали загадки и получаете не только пропуск в мастерскую, но и
шанс на подсказку учителя в течение урока.
Изучение новой темы
Горы, равнины, овраги это неровности земной поверхности или рельеф земной
поверхности.(горы и равниныкрупные формы рельефа, а овраг относится к мелким)
Какие вы ещё знаете примеры неровностей земной поверхности? Макеты каких
неровностей вы видите в кабинете? (презентация об основных формах рельефа земной
поверхности).
Одинаковая ли поверхность земли? Почему она разнообразна? Как они образуются, что с
ними дальше происходит?
Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами попробуем образно представить некоторые
изменения земной поверхности нашей планеты и смоделировать их. Для начала мы с вами
вместе смоделируем изменение земной поверхности в результате столкновения
литосферных плит (Учитель демонстрирует образование гор в результате столкновения
литосферных плит)
Каждая команда получает текст описания какоголибо изменения рельефа земной
поверхности и изучает его. После изучения текста и обсуждения в группе подходите к
столу с различными предметами и выбираете всё необходимое для моделирования данного
изменения. Готовую модель показываете через документкамеру, комментируя всё
происходящее. При моделировании вы можете воспользоваться подсказкой учителя.
Задание первой группе «Изменение рельефа в результате деятельности ледников».
Задание второй группе «Изменение рельефа в результате деятельности воды».
Задание третьей группе «Изменение рельефа в результате деятельности ветра»
(приложение 1) Время на подготовку 8 минут.
Выступления групп.
Представители каждой группы по очереди демонстрируют свои модели через документ
камеру, сопровождая их комментариями. Остальные две группы внимательно слушают,
смотрят, при необходимости задают вопросы.
Закрепление.
Группы обмениваются заданиями и демонстрируют уже «Живую модель» без
оборудования и наглядности, а другие группы отгадываюткакая деятельность природы
показана и какие изменения происходят в рельефе земной поверхности
Обобщение подведение итогов, выводы, рефлексия
Меняется ли рельеф земной поверхности? Какие три вида деятельности мы рассмотрели
сегодня на уроке? Какой метод мы использовали для их изучения? Что у вас вызвало
затруднение? Оцените свою работу на уроке и ответьте на вопрос кем вы были в группе
а) просто наблюдателем б) активным участником
в) организатором работы в группе?
Понравился ли вам урок? Выберите соответствующий вашему настроению на уроке
«смайлик» и покажите нам его.
Домашнее задание. Обсудите дома следующие вопросы: Могут ли растения и
животные изменить поверхность Земли? Муравьи разрушители или создатели рельефа?
Какую роль играет человек в изменении рельефа земной поверхности?
Спасибо за урок!.
Приложение 1.
Формы рельефа, созданные ледниками. Большую работу по изменению земной
поверхности производят ледники естественные скопления льда в местах, где преобладают
низкие температуры. Примерно 1,5 млн лет тому назад климат стал более холодным и
влажным. Выпадало много снега. он не успевал стаивать за лето и превращался в лёд. До
сих пор учёные не пришли к единому мнениюскольким «нашествиям» ледников
подвергалась территория нашей страны Ледники перемещаются, подчиняясь силе тяжести,
так как лед обладает пластичностью и может медленно перетекать. При этом они
сглаживают скалы, переносят огромное количество валунов. Обломки горных пород,
переносимые ледником и в конечном счете откладываемые им, называются мореной.. В
более низких местах, где теплее, ледник тает, а принесенная им морена остается. На
равнинах ледник своим весом выпахивает котловины, которые после таяния ледника
заполняются водой образуются озёра.
Формы рельефа деятельностью воды. Вода«скульптор» лика земного. Текучие
воды – один из самых мощных агентов перестройки земной поверхности. Реки и ручьи
«вгрызаются» в земную поверхность, размываают её, перемещают и переоткладывают
смытые частицы Результатами деятельности текучих вод(рек ) являются речные долины и
овраги.Своеобразные формы рельефа создаются на берегах морей и крупных озер.
Практически все они связаны с геологическим строением берега, с деятельностью морских
или озерных волн. На достаточно крутых берегах чаще всего формируется клиф
вертикальный или почти вертикальный уступ. У пологих берегов формируются пляжи
скопления морских наносов.
Формы рельефа, созданные ветром в областях с сухим климатом. Рельеф областей
с недостаточным увлажнением пустынь и полупустынь обычно прежде всего связывают с
действием ветра. Формы рельефа, образовавшиеся в результате действия ветра, называют
эоловыми по имени древнегреческого бога ветра Эола. Наиболее простые эоловые формы
котловины выдувания. Это понижения, образовавшиеся в тех местах, где с поверхности,
не защищенной растительностью, мелкие частицы вынесены ветром. Дно котловины усеяно
галькой, щебнем и валунами. В пустынях распространены барханы. Это скопление
сыпучего песка, навеянное ветром, высотой от метра до 100150 м. Бархан в плане имеет
форму полумесяца, обращенного выпуклой стороной навстречу ветру.
Урок географии "Рельеф земной поверхности и его изменение"
Урок географии "Рельеф земной поверхности и его изменение"
Урок географии "Рельеф земной поверхности и его изменение"
Урок географии "Рельеф земной поверхности и его изменение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.