Урок географии "Рынок труда и занятость населения" 9 класс

Медиа
Разработки уроков
docx
География
9 кл
09.11.2019
Цели: Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении». Способствовать профессиональному самооп-ределению учащихся. Задачи: - Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику. - Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении». - Способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Методы: -словесный: беседа с учениками, рассказ учителя; -наглядный: демонстрация мультимедийных презентаций.
урок трудовые ресурсы 9 кл.docx
Тема: Рынок труда и занятость населения Цели: Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о  требованиях к современному работнику. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и  «экономически активном населении». Способствовать профессиональному самооп­ ределению учащихся. Задачи:  ­ Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к  современному работнику.  ­ Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».  ­ Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.  Методы: ­словесный: беседа с учениками, рассказ учителя; ­наглядный: демонстрация мультимедийных презентаций. Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и  столкнётся с ситуацией на рынке труда России. А что вам известно о рынке труда? Что это такое? Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь). Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке «Если вы не знаете, в какую  гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно  найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «…не было  мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» В России проживает по последней переписи, как вам уже известно, около 145 млн.  человек. Всё население нашей страны можно разделить на три группы:
А к какой категории вы отнесёте себя? Но есть ещё одно понятие – это трудовые ресурсы. Кто, по вашему мнению, может из этих трёх групп относится к ним? Итак, трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в  возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и  пенсионеры, занятые в народном хозяйстве (запись определения в тетради). Рассмотрим схему на странице 267 вашего учебника. Здесь приведена схема населения России по переписи 1998 года. Всё население страны  тогда было равно 147 млн. человек. И как по нашей схеме, оно делилось на три группы  – население моложе трудоспособного возраста (моложе 16 лет) – 32 млн. человек;  население трудоспособного возраста – 84 млн. человек и население старше  трудоспособного возраста – 31 млн. человек. Нас в данном случае интересует трудоспособное население, из числа которого  вычленяется нетрудоспособное население – это инвалиды (их около 3 млн.), а  оставшаяся часть способна трудиться. Но так как к трудовым ресурсам ещё причисляются дети и пенсионеры, способные  работать в народном хозяйстве, общее количество трудоспособных увеличивается до  84 млн. Но из этого количества нужно убрать женщин, ухаживающих за маленькими  детьми, т.е. находящихся в декретном отпуске; студентов, которые только обучаются  своим профессиям и работают непостоянно; а так же людей, занимающихся домашним  и личным подсобным хозяйством. В итоге получается, что настоящее экономически  активное население страны – это 72 млн. Но человеку всегда было свойственно желание искать лучшее место для себя, и некоторая часть людей из этого количества считает  себя безработными, ища «…лучшее место под солнцем…» в 1998 году по статистике  безработных было около 9 млн., а 63 млн. – занято в экономике.
А как вы считаете, количество безработных сейчас увеличилось, ли уменьшилось? Сейчас каждый восьмой житель нашей страны трудоспособного возраста считается  безработным (но не все они зарегистрированы официально). Эта часть экономически  активного населения не может найти себе работу, т.к. соотношение спроса на рабочую  силу и её предложение не всегда совпадают. А ведь именно это соотношение и  считается рынком труда (запись определения в тетради) – это соотношение спроса  на рабочую силу и её предложения. В 70­х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы,  устроившись на другое предприятие или учреждение, было не трудно. Везде висели  объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием.  Сейчас, особенно в средних и малых городах, не говоря уже о нас, сельской местности,  трудно найти подходящую работу. Наше правительство официально признало  существующую в стране безработицу. В чём же причина? Давайте попробуем разобраться. Перед вами две современные ситуации, которые приводят к увеличению числа ищущих  работу, т.е. к безработице. Попробуйте собрать эту схему. Два варианта: 1.Низкая оплата труда – работодатель может набрать побольше дешёвых работников,  работники не имеют большого желания работать за низкую оплату своего труда.  Следовательно, рабочих мест много, существует спрос на рабочую силу, а желающих
работать мало, поэтому спрос превышает предложение и возникает дефицит  работников. 2. Высокая оплата труда – работодателю нужно обходиться как можно меньшим  количеством работников, а работникам очень хочется получить высокооплачиваемую  работу, следовательно, рабочих мест мало, существует низкий спрос на рабочую силу,  но зато высокое её предложение, т.е. предложение больше спроса, и в результате  – безработица. Хозяйство России состоит из производственной и непроизводственной сфер. В  производственной сфере занято примерно 62 % населения по данным Росстата на 2016  год. В производственную сферу входят: промышленность (20 % занятого населения),  сельское и лесное хозяйство (6,7 % населения), строительство (7,2 % населения),  торговля и общественное питание (18,5 % населения), транспорт и связь (9,5 %  населения). В непроизводственной сфере (38 % занятого населения) выделяют  народное образование (9,4 % населения), здравоохранение (8 % населения), а также  жилищное хозяйство и бытовое обслуживание, управление, науку, культуру и  искусство (примерно 19 % населения). Занятость населения по сферам хозяйства
III.  Закрепление ­   Что называется трудовыми ресурсами? ­   Относятся ли к трудовым ресурсам учащиеся? (Относятся с 16 лет учащиеся  старших классов, училищ, студенты средних и высших учебных заведений.) ­   Что такое экономически активное население? (Это работающее население и  желающее работать и ищущее работу, безработные.) ­   От чего зависит уровень безработицы в стране, регионе? (От уровня оплаты труда,  уровня естественного прироста, от структуры хозяйства, скорости создания новых  рабочих мест.) ­    Что такое рынок труда? ­    Каков уровень безработицы в районе вашего проживания? ­   Какие профессии востребованы в районе вашего проживания? ­  Где в России более высокий и где более низкий уровень безработицы? IV. Домашнее задание По уч. А.: §15, ответить на вопросы для самооценки. Для любознательных: По желанию по материалам местных информационно­ справочных материалов (газет) службы занятости выясните, какие специальности  востребованы в вашем районе. Какие вакансии имеются на данный момент? Какие  вакансии ожидаются через 3­5 лет?
прямая ссылка
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)