Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Оценка 4.7

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
5 кл
13.02.2017
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Данный материал представляет собой конспект урока географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки". Урок разработан на основании требований ФГОС. Урок предполагает "Открытие новых знаний". Включает разнообразные формы и методы проведения урока. Используется УМК А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля» 5-6 класс.Данный материал представляет собой конспект урока географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки". Урок разработан на основании требований ФГОС. Урок предполагает "Открытие новых знаний". Включает разнообразные формы и методы проведения урока. Используется УМК А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля» 5-6 класс.
урок ПЛАН.docx
МОУ «Средняя школа №26» г. Ярославля Урок географии в 5 классе по теме «План местности. Условные знаки» Подготовила и провела: Коряковцева Ю.Н., учитель 1 кв.кат. Цель урока: познакомить с планом местности и условными знаками Задачи: Образовательные: ­ сформировать знания об условных знаках и их видах; ­ научиться самостоятельно составлять план местности; ­ уметь рассуждать и делать выводы; ­ излагать и аргументировать свою точку зрения; Развивающие: ­ развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение; ­ продолжить формирование умений чтения карт, плана местности; ­развивать коммуникативные умения и навыки. Воспитательные: ­ воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через  литературные произведения. ­продолжить работу по формированию научного мировоззрения. Формирование УУД: Личностные УУД: ­ установление связи между учебной деятельностью и мотивом. Регулятивные УУД: ­учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование; ­ учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы; ­учить работать по образцу, по алгоритму. Коммуникативные УУД: ­развивать внимание учащихся; ­ обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ  ученика; ­ учить постановке вопроса. Познавательные УУД:  Работать над формированием логических умений: ­ анализ синтеза; ­ сравнение; ­ обобщения и классификации; ­ доказательства; ­ выдвижение гипотез и их обоснование; ­ построение цепочек рассуждения. 2. Чтение и работа с текстом. Тип урока: урок открытия нового знания. Оборудование: учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля» 5­6 класс;  физическая карта полушарий; карты атласа с.2­3.; презентация. ­ 1. Организационный момент. Доброе утро, пятый класс! Приветствую вас в нашем кабинете. Вот звонок нам дал сигнал, что учиться час настал. Так что время не теряем и работать начинаем! ­ С каким настроением вы готовы начать работу? Девизом нашего сегодняшнего урока станут уже знакомые вам слова : « Думаем коллективно!  Решаем оперативно! Отвечаем доказательно! Работаем старательно!» Я надеюсь, вы готовы отправиться в путь за новыми знаниями и пополнить багаж знаний, которые  вы приобрели за это время. Помните фразу, которую я вам уже как­то говорила: «Открытия делают только  подготовленные умы…» Сейчас мы проверим , насколько вы готовы совершать новые открытия…. 2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. ­ Внимательно посмотрите на слайд. Что вы увидели? ( изображения карты, глобуса, плана местности, аэрофотоснимка) ­ Что их объединяет? (это изображения земной поверхности) ­ А есть ли между ними различия? Давайте проверим. (ребята в карточках выполняют задание) ­ Вы уже достаточно подробно познакомились с тем, что такое глобус, карта – как способ  изображения земной поверхности. Думаю, вам не составит труда заполнить эту таблицу (слайд) В это время один­два человека работают у боковой доски , выполняют задание. Суть задания: соотнести названия, рисунки и определения, составив схему. ­ Возникли ли у вас трудности? (нет, было не сложно, т.к. с материалом знакомы) 3.                    Целеполагание. Постановка учебной задачи. ­ Я вновь попрошу вас обратиться к слайду.  Как вы думаете, что это? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?                       ( о плане  местности как способе изображения земной поверхности) ­ Откройте свои рабочие тетради и запишите число и тему урока.  (тема на слайде) ­ А теперь вновь вернёмся к нашей картинке? Сможете ли вы по этому плану описать данную  местность? (нет) ­ А почему вам сложно это сделать? ( не хватает знаний) Значит, какую цель перед собой мы ставим? Чему вы должны научиться на сегодняшнем уроке? (узнать, чем план отличается от карты и аэрофотоснимка, как он составляется, что обозначают  символы и знаки на плане) Формулируются цели урока и выводятся на слайд!!!!!!!!!!!!!!!!!!! (слайд) ­ Скажите, а для чего вам понадобятся эти знания? (чтобы уметь описывать местность и  ориентироваться) 4. Построение проекта для решения задач. ­ Обращали ли вы внимание на то, что в нашей повседневной жизни мы невольно встречаемся с  планом местности в том или ином виде. Где? (план эвакуации, план приусадебного участка, план школьных помещений, план «Безопасный  маршрут из дома в школу») Для чего они предназначены?  (облегчить нашу жизнь, иногда обезопасить её). ­ Что нам потребуется для сегодняшней успешной работы? Какие помощники у вас есть?  (работа с учебником, с атласом, с электронной презентацией, дополнительными материалами) Как вы будете работать? ( СЛАЙД ­самостоятельно, только учитель, или я вам буду иногда  помогать и направлять) …Итак, в путь за знаниями. 5.         Открытие новых знаний. Конечно, с определением понятия «план» мы с вами уже встречались, но согласитесь,  запоминается оно довольно сложно. Попробуйте сейчас, ни куда не подглядывая, сформулировать это определение, используя  обычную логическую схему: Изображение                                                                                             земной поверхности                                               План местности Уменьшенное                                            Небольшого участка                с помощью условных знаков Вывод определения:  План местности       ­ это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности с помощью условных знаков. ­ Какие ключевые основы объединяют это понятие с понятием «карта»? (уменьшенное изображение, условные знаки) ­В чем же принципиальная разница?  ( небольшой участок земной поверхности, который будет изображён более детально) ­ Теперь подумайте, что нам нужно сделать, чтобы составить план школьной территории? Могли  бы вы изобразить его на листе тетради в реальную величину? Почему нет?  ( надо уменьшить размеры) ­ А что вам позволит это сделать? К какому изученному определению мы с вами подошли? (масштаб) Поработаем с этим определением. ­ А теперь обратимся к нашим верным помощникам атласам. Что такое атлас? (стр.2­3, прочитайте масштаб данного плана местности – 1:5000 или в 1см – 50 м. Это означает то, что размер реальных объектов уменьшен в 5000 раз, кроме того план, так же как и карта  ориентирован по сторонам света) ­ Снова обратите внимание на этот рисунок, сколько много разных символов и знаков вы можете  увидеть. Как вы думаете, что это такое? (условные знаки) ­ Какое бы определение вы дали понятию «условные знаки»? (варианты ответов) Найдите определение в учебнике и запишите (стр.     ) Вывод определения: Условные знаки – это графические символы, с помощью которых  обозначаются различные объекты. … Условные знаки – это язык плана. Ведь чтобы научиться читать, сначала нужно выучить буквы.  А чтобы научиться читать план или карту, нужно знать условные знаки. ­ Посмотрите на следующий слайд. Здесь вам представлены различные УЗ. Попытайтесь  определить, что они означают, не пользуясь какой­либо информацией. ( мост, болото, река, церковь, смешанный лес, дорога­шоссе, жилые строения) А теперь сравните свои ответы (атлас стр.2­3) !!! Вы заметили, что условные знаки очень похожи на сам предмет или объект – это и цветовое  решение: вода, растительность и контуры.  (примеры стр. 36, рис. 2.8) ­ И тем не менее их можно разделить на несколько групп. Этим вы сейчас и займётесь. Задание: заполнить схему (используя материал учебника на стр. 37)                                                     Виды условных знаков (что они обозначают)                         ?                                           ?                                                       ? (проверка по слайду) 6.         Первичное закрепление знаний. _ Давайте проверим, насколько вы это усвоили. А для этого, выполните такое задание:  Я показываю условный знак, а вы говорите, что он обозначает и к какой группе относится. (смотри конспект из заготовок) ­ А люди каких профессий используют в своей деятельности планы и карты? (военные – на учениях, автомобилисты, малая авиация, туристы, геодезисты??????) ­ А вам это пригодится в жизни?  7.         СР в парах с самопроверкой. Сейчас вы почувствуете себя дешифровщиками и попробуете рассказать историю двух мальчиков, которая обозначена условными знаками ( см. атлас 2­3) Выполняют работу в парах. Однажды Саша и Серёжа отправились на рыбалку. Они пошли     ­­­­ ­­­­­­­ через ­­­­­­­­­­­­­­. Путь  был долгим. Мальчикам пришлось идти по берегу­­­­­­­­­­­­­­­, а затем перейти её  по­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. И вот они на месте. Вокруг такая красота! Вот заброшенный­­­­­­­­­­­­и  ­­­­­­­­­­­­. Вдали виднеется ­­­­­­­­­­­, а за ней тянется­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. Было очень жарко,  ребятам хотелось пить. Они отправились к ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. Улов в тот день был приличным. И вот мальчишки довольные возвратились домой, но уже по­­­­­­­­­­­­­­­­, которая проходила вдоль  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­. В нашей выдуманной истории используются только условные знаки. Это, конечно, ещё не план  местности. Почему? (ответы) А вот теперь нам предстоит более серьёзная работа. На следующем уроке вас ждёт практическая  работа « Составление простейшего плана местности по её описанию». Сегодня мы отработаем самые простые навыки для выполнения этой работы.  ( 1 чел у доски) Масштаб в 1см – 1км, стороны света (физкультминутка – головой, руками) По территории данной местности в направлении с севера на  юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога , которая тянется с запада  на восток. В 3 км к северу от места пересечения шоссе и грунтовой  дороги находится посёлок, который тянется вдоль шоссе на  2 км. Вдоль всего посёлка с запада находится смешанный лес. В 1 км к северу от посёлка находится церковь, окруженная  фруктовым садом. 8.             Рефлексия деятельности. Закрепление и подведение итога : Мы с вами построили план местности? Это небольшой участок  земной поверхности? Уменьшенный? Мы использовали УЗ? ­ Так что же такое план местности и УЗ? (дают определение) _ Достигли ли вы сегодня поставленной цели? Рефлексия по слайду. Домашнее задание.

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"

Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017