Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
5 кл
13.02.2017
Данный материал представляет собой конспект урока географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки". Урок разработан на основании требований ФГОС. Урок предполагает "Открытие новых знаний". Включает разнообразные формы и методы проведения урока. Используется УМК А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля» 5-6 класс.Данный материал представляет собой конспект урока географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки". Урок разработан на основании требований ФГОС. Урок предполагает "Открытие новых знаний". Включает разнообразные формы и методы проведения урока. Используется УМК А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля» 5-6 класс.
урок ПЛАН.docx
МОУ «Средняя школа №26» г. Ярославля
Урок географии в 5 классе по теме
«План местности. Условные знаки»
Подготовила и провела: Коряковцева Ю.Н., учитель 1 кв.кат. Цель урока: познакомить с планом местности и условными знаками
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания об условных знаках и их видах;
научиться самостоятельно составлять план местности;
уметь рассуждать и делать выводы;
излагать и аргументировать свою точку зрения;
Развивающие:
развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
продолжить формирование умений чтения карт, плана местности;
развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через
литературные произведения.
продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
развивать внимание учащихся;
обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ
ученика;
учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
анализ синтеза;
сравнение;
обобщения и классификации;
доказательства;
выдвижение гипотез и их обоснование;
построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля» 56 класс;
физическая карта полушарий; карты атласа с.23.; презентация. 1. Организационный момент.
Доброе утро, пятый класс! Приветствую вас в нашем кабинете.
Вот звонок нам дал сигнал, что учиться час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!
С каким настроением вы готовы начать работу?
Девизом нашего сегодняшнего урока станут уже знакомые вам слова : « Думаем коллективно!
Решаем оперативно! Отвечаем доказательно! Работаем старательно!»
Я надеюсь, вы готовы отправиться в путь за новыми знаниями и пополнить багаж знаний, которые
вы приобрели за это время.
Помните фразу, которую я вам уже както говорила: «Открытия делают только
подготовленные умы…»
Сейчас мы проверим , насколько вы готовы совершать новые открытия….
2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
Внимательно посмотрите на слайд. Что вы увидели?
( изображения карты, глобуса, плана местности, аэрофотоснимка)
Что их объединяет? (это изображения земной поверхности)
А есть ли между ними различия? Давайте проверим.
(ребята в карточках выполняют задание)
Вы уже достаточно подробно познакомились с тем, что такое глобус, карта – как способ
изображения земной поверхности. Думаю, вам не составит труда заполнить эту таблицу (слайд)
В это время одиндва человека работают у боковой доски , выполняют задание.
Суть задания: соотнести названия, рисунки и определения, составив схему.
Возникли ли у вас трудности? (нет, было не сложно, т.к. с материалом знакомы) 3.
Целеполагание. Постановка учебной задачи.
Я вновь попрошу вас обратиться к слайду.
Как вы думаете, что это? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о плане
местности как способе изображения земной поверхности)
Откройте свои рабочие тетради и запишите число и тему урока.
(тема на слайде)
А теперь вновь вернёмся к нашей картинке? Сможете ли вы по этому плану описать данную
местность? (нет)
А почему вам сложно это сделать? ( не хватает знаний)
Значит, какую цель перед собой мы ставим? Чему вы должны научиться на сегодняшнем уроке?
(узнать, чем план отличается от карты и аэрофотоснимка, как он составляется, что обозначают
символы и знаки на плане)
Формулируются цели урока и выводятся на слайд!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
(слайд)
Скажите, а для чего вам понадобятся эти знания? (чтобы уметь описывать местность и
ориентироваться)
4. Построение проекта для решения задач.
Обращали ли вы внимание на то, что в нашей повседневной жизни мы невольно встречаемся с
планом местности в том или ином виде. Где?
(план эвакуации, план приусадебного участка, план школьных помещений, план «Безопасный
маршрут из дома в школу»)
Для чего они предназначены? (облегчить нашу жизнь, иногда обезопасить её).
Что нам потребуется для сегодняшней успешной работы? Какие помощники у вас есть?
(работа с учебником, с атласом, с электронной презентацией, дополнительными материалами)
Как вы будете работать? ( СЛАЙД самостоятельно, только учитель, или я вам буду иногда
помогать и направлять)
…Итак, в путь за знаниями.
5. Открытие новых знаний. Конечно, с определением понятия «план» мы с вами уже встречались, но согласитесь,
запоминается оно довольно сложно.
Попробуйте сейчас, ни куда не подглядывая, сформулировать это определение, используя
обычную логическую схему:
Изображение земной поверхности
План местности
Уменьшенное
Небольшого участка с помощью условных знаков
Вывод определения: План местности это уменьшенное изображение небольшого участка
земной поверхности с помощью условных знаков.
Какие ключевые основы объединяют это понятие с понятием «карта»?
(уменьшенное изображение, условные знаки)
В чем же принципиальная разница?
( небольшой участок земной поверхности, который будет изображён более детально)
Теперь подумайте, что нам нужно сделать, чтобы составить план школьной территории? Могли
бы вы изобразить его на листе тетради в реальную величину? Почему нет?
( надо уменьшить размеры)
А что вам позволит это сделать? К какому изученному определению мы с вами подошли?
(масштаб)
Поработаем с этим определением.
А теперь обратимся к нашим верным помощникам атласам. Что такое атлас?
(стр.23, прочитайте масштаб данного плана местности – 1:5000 или в 1см – 50 м. Это означает то,
что размер реальных объектов уменьшен в 5000 раз, кроме того план, так же как и карта
ориентирован по сторонам света)
Снова обратите внимание на этот рисунок, сколько много разных символов и знаков вы можете
увидеть. Как вы думаете, что это такое?
(условные знаки)
Какое бы определение вы дали понятию «условные знаки»? (варианты ответов)
Найдите определение в учебнике и запишите (стр. )
Вывод определения: Условные знаки – это графические символы, с помощью которых
обозначаются различные объекты.
… Условные знаки – это язык плана. Ведь чтобы научиться читать, сначала нужно выучить буквы.
А чтобы научиться читать план или карту, нужно знать условные знаки.
Посмотрите на следующий слайд. Здесь вам представлены различные УЗ. Попытайтесь
определить, что они означают, не пользуясь какойлибо информацией.
( мост, болото, река, церковь, смешанный лес, дорогашоссе, жилые строения) А теперь сравните свои ответы (атлас стр.23)
!!! Вы заметили, что условные знаки очень похожи на сам предмет или объект – это и цветовое
решение: вода, растительность и контуры. (примеры стр. 36, рис. 2.8)
И тем не менее их можно разделить на несколько групп. Этим вы сейчас и займётесь.
Задание: заполнить схему (используя материал учебника на стр. 37)
Виды условных знаков (что они обозначают)
? ? ?
(проверка по слайду)
6. Первичное закрепление знаний.
_ Давайте проверим, насколько вы это усвоили. А для этого, выполните такое задание:
Я показываю условный знак, а вы говорите, что он обозначает и к какой группе относится.
(смотри конспект из заготовок)
А люди каких профессий используют в своей деятельности планы и карты?
(военные – на учениях, автомобилисты, малая авиация, туристы, геодезисты??????)
А вам это пригодится в жизни?
7. СР в парах с самопроверкой.
Сейчас вы почувствуете себя дешифровщиками и попробуете рассказать историю двух мальчиков,
которая обозначена условными знаками ( см. атлас 23)
Выполняют работу в парах.
Однажды Саша и Серёжа отправились на рыбалку. Они пошли через . Путь
был долгим. Мальчикам пришлось идти по берегу, а затем перейти её
по. И вот они на месте. Вокруг такая красота! Вот заброшенныйи
. Вдали виднеется , а за ней тянется. Было очень жарко,
ребятам хотелось пить. Они отправились к . Улов в тот день был приличным. И вот
мальчишки довольные возвратились домой, но уже по, которая проходила вдоль
.
В нашей выдуманной истории используются только условные знаки. Это, конечно, ещё не план
местности. Почему? (ответы) А вот теперь нам предстоит более серьёзная работа. На следующем уроке вас ждёт практическая
работа « Составление простейшего плана местности по её описанию».
Сегодня мы отработаем самые простые навыки для выполнения этой работы.
( 1 чел у доски)
Масштаб в 1см – 1км, стороны света (физкультминутка –
головой, руками)
По территории данной местности в направлении с севера на
юг проходит шоссе.
Его пересекает грунтовая дорога , которая тянется с запада
на восток.
В 3 км к северу от места пересечения шоссе и грунтовой
дороги находится посёлок, который тянется вдоль шоссе на
2 км.
Вдоль всего посёлка с запада находится смешанный лес.
В 1 км к северу от посёлка находится церковь, окруженная
фруктовым садом.
8.
Рефлексия деятельности.
Закрепление и подведение итога : Мы с вами построили план местности? Это небольшой участок
земной поверхности? Уменьшенный? Мы использовали УЗ?
Так что же такое план местности и УЗ? (дают определение)
_ Достигли ли вы сегодня поставленной цели?
Рефлексия по слайду.
Домашнее задание.
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Урок географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.