Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"
Оценка 4.8

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
7 кл
05.04.2017
Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"
-Население и страны Северной Америки.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение   Новотрёминская средняя общеобразовательная школа Тайшетский район Иркутская область План – конспект  открытого урока по географии в 7 классе  по теме:  «Население и страны Северной Америки»                                                                                                  Провела: учитель географии Кермощук С.В. 2017 г Цель урока:  ­ сформировать у учащихся представление о населении Северной Америки;   выяснить,  какие  народы проживают на материке, и как происходило его заселение.  Познакомить учащихся с расовым составом и особенностями размещения населения  на материке.  Дать характеристику  странам Северной Америки. Задачи урока:   рассмотреть особенности населения и его размещения на материке;  называть   и   показывать   крупнейшие   народы   континента,   наиболее распространенные языки, религии, виды хозяйственной деятельности населения;    объяснять особенности размещения населения; познакомиться с крупными странами материка Северная Америка;  закрепить   знания   о   природе   Северной   Америки;   развивать   творческое воображение и логическое мышление;   воспитать активность и самостоятельность детей на уроке.  Оборудование:  политическая   карта   Северной   Америки,   атласы,  карта «Народы и плотность населения мира»,  учебник, проектор, экран, ноутбук, листочки с заданиями Ход урока Организационный момент. 1. Приветствие, создание рабочего настроя в классе . ­ Здравствуйте, я очень рада приветствовать всех на  уроке. ­   В   течение   нескольких   уроков   мы   совершали   интересное   путешествие   по удивительному   материку   ­   Северная   Америка.   Познакомились   с   климатом, рельефом, природными комплексами континента. Всё это позволило создать образ Северной Америки. Но этот образ является не полным. Почему? (Мы не изучили ещё население и страны материка…) ­Совершенно верно, поэтому,   сегодня нам необходимо подняться ещё на одну ступеньку горы познаний, чтобы представление о Северной Америке были полными. А именно познакомиться с населением и странами Северной Америки. 2. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя. Тема нашего урока “Население и страны Северной Америки”. Нам предстоит: рассмотреть особенности населения и его размещения на материке; познакомиться с крупными странами материка. ( Слайд № Ну а теперь давайте запишем число и тему сегодняшнего урока в тетрадях. Прежде чем приступить к изучению сегодняшней темы, мы с вами выполним небольшую проверочную работу по пройденным темам. ­ У вас на партах лежат листочки, подписываем их. Задание 1. Здесь же есть две строчки: 1. «Да», 2. «Нет». Вам нужно будет здесь ставить цифры. На слайде будут написаны предложения, если вы согласны с этим утверждением, то ставите соответствующую цифру в строчку «Да», а если не согласны, то в строчку «Нет». Чтобы работать вместе, по очереди вслух будем читать предложения, и вы ставите номер предложения в нужную строчку. Утверждения: 1. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.  2. На востоке материк Северная Америка омывает Тихий океан.  3. Северная Америка самый жаркий материк.  4. На западе материка расположены горы Кордильеры.  5. Самая большая река Северной Америки – Миссисипи с притоком Миссури.  6. Великие   Североамериканские   озера   –   Верхнее,   Гурон,   Мичиган,   Эри, Онтарио.  7. Крайней северной точкой Северной Америки является мыс Марьято. 8. Самая высокая точка материка – г. Мак­Кинли. 9. Северную Америку открыл Руаль Амундсен. 10.Каньоны – это глубокие речные долины. ­ Проверяем работы самостоятельно и ставим карандашом оценку. 1. «Да»: 4,5,6,8,10 2. «Нет»: 1,2,3,7,9 ­Итак, мы отправляемся в путешествие в Северную Америку – страну Великих озер, грандиозных каньонов, вулканических массивов с гейзерами. 2. Объяснение нового материала учителем  ­Вводная беседа.  Кем и когда была открыта Америка? (  В 1492 году Х.Колумбом) В чем заключалась ошибка Христофора Колумба? ( В том, что Колумб был убежден,  что  открыл  путь  в  Индию),  а  на  самом  деле   открыл   новую  часть света. Откуда   появилось   название   Америка?    В   честь   итальянского мореплавателя   Америго   Веспучи,   который   составил   первое   описание   этих земель, в 1507 г)   ( ­История   Северной   Америки   началась   задолго   до   путешествия   Колумба,   и даже задолго до индейцев майя. На этом континенте жизнь появилась очень давно. В Северной Америке ученые находят остатки самых разнообразных видов динозавров, которых нет больше нигде в мире.  Коренное   население   Северной   Америки   (индейцы   и   эскимосы)   оставили заметный след в истории этого континента. Однако,   настоящая история Северной Америки   началась,   как   считают   многие,   только   после   того,   как   туда   приплыли европейцы.  ­До открытия Северной Америки европейцами ее территория была заселена  местными племенами, которые проникли на континент около 3 тысяч лет назад через  Берингов мост (на месте Берингова пролива была суша Берингия).   Эти народы  пришли в Северную Америку из Азии. ( Слайд № По этому сухопутному мосту из Азии в Новый свет перешли и многие  животные.  Этот сухопутный мост возникал дважды, поэтому при первом его  появлении перешли предки современных индейцев, а при втором предки алеутов и  эскимосов. ( Слайд №        Именно они были предками коренных обитателей Северной Америки: алеутов, эскимосов   и   индейцев.   Они   имеют   общие   антропологические   черты,   которые сближают их с монголоидным населением Азии. У них желтоватый или красновато­ коричневый   оттенок   кожи,   жесткие   прямые   волосы   на   голове,   слабо   развитое волосяное покрытие на теле, широкое лицо и выступающие скулы. ­Познакомимся с представителями коренных народов Северной Америки. На территории Северной Америки проживают:   (Работа с картой, заполнение схемы в тетради). ­ На какие две группы можно разделить эти народы? (Ответы: коренное и пришлое) ­ Какие народы относятся к коренным жителям? ­ Какие народы можно отнести к пришлому населению? Коренное население А. Индейцы (сообщение учащихся ) Вопрос: «Почему их назвали индейцами?» ( их  так назвал Колумб, полагая что открыл Индию, и население значит индейцы) Видео про индейцев Б. Эскимосы (сообщение учащихся ) В. Алеуты ( рассказ учителя )  Учитель: Алеуты ­ это островной народ, проживающий на островах Алеутского  архипелага. Практически это исчезающая нация. Сейчас их существует не многим  более 4 тысяч человек. Хотя в середине XVIII века их численность была около 15  тыс. У островов Алеутского архипелага море практически не замерзает, и поэтому  для алеутов долгие годы не было особых проблем добывать себе пропитание. Они  охотились на тюленей, морских котиков, морских выдр, дельфинов, уток, гусей. В  устьях небольших рек, ловили лососевую рыбу, палтус, треску. В этих местах  изобилие рыбы и птицы. Объединяясь группами по 15­20 человек, иногда выходили  на охоту на китов. Благодаря изобретенным ими небольшим суденышкам каякам,  сделанным в виде деревянного каркаса, скрепленного китовым усом и обтянутого  кожей морских львов, они смело выходили в море даже при сильной волне. На кита  охотились с помощью гарпуна, наконечник которого смазывали ядом аконитом.  После удачного броска, через пару дней мертвого кита волны выбрасывали на берег.  И алеуты приступали к его разделке, заготавливая впрок мясо и жир. Они так же  пользовались луком и стрелами, а позднее и ружьями. Кожаная лодка­каяк, это  настоящее искусство инженерной мысли алеутов. Такие лодки используются и в  наше время. Гребец, сидя в каяке, надевает широкий пояс, верхний край которого  затягивается на груди, а другой ­ поверх люка каяка и вода не может попасть внутрь,  даже если лодка перевернется. При любой сильной волне она не потонет и её легко  повернуть в первоначальное положение. Традиционное жилище алеутов ­ улягам. Это большая полуземлянка; сооруженная на сухом высоком месте в устье реки. Обычно  такое жилище вмещало от 10 до 40 семей. Вдоль стен в таком помещении  сооружались нары, которые разделялись перегородками или занавесками на секции  для каждой отдельной семьи. Посредине устанавливалась печь. Освещение  осуществлялось жировыми лампами. В жилище спускались по бревну с зарубками.  Традиционная одежда алеутов состояла из длинной глухой, без разрезов рубахи,  называемой паркой. Она изготавливалась из меха морских котиков или каланов.  Верхняя одежда ­ камлейка делалась непромокаемой с капюшоном, обычно для этого использовали кишки морских животных. Все носили штаны из нерпичьей кожи. И парки и камлейки всегда украшали вышивками и бахромой. Между мужской и  женской одеждой разницы практически не было. Только женская одежда была более  украшена. В качестве обуви использовали торбаса, мягкие сапоги, сделанные из кожи морских животных. После того как русские мореходы начали осваивать эти места,  алеуты в повседневной жизни стали носить русскую одежду. И хотя в нынешнее  время алеутов осталось на земле так мало, они ревностно берегут свои старинные  обычаи и соблюдают старинные традиции своих предков. Пришлое население: А. Выходцы из Великобритании Б. Выходцы из Франции В. Выходцы из других стран Европы, Азии и т.д..  ­Работа с учебником  ­ А теперь откройте учебники на стр.222. Здесь у нас показаны рисунки иглу и вигвама, жилища коренных жителей Северной Америки.  ( Слайд №  Вопросы: «Чем они отличаются друг от друга? Почему эскимосы именно иглу строят? Почему индейцы делают вигвамы?». Ответ учащихся:  «Люди издавна научились использовать для своих нужд тот   материал,   который   находится   рядом.   Эскимосы   –   жители   севера,     и поэтому строили свои жилища из снега, ведь другого материала там нет,   а индейцы ­ хорошие охотники,   в основном проживали в лесной зоне и поэтому строились   вигвамы   из   веток,   которые   связывались   между   собой,   образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами животных.»  Видео про эскимосов ­   До   прихода   европейцев   индейские   племена   занимались   охотой, рыболовством,   собирали   дикорастущие   плоды.   Основная   часть   племен   была сосредоточена в Южной Мексике, где они образовали свои собственные государства. Наиболее известные цивилизации – это майя и ацтеки. Долгое   время   коренные   народы   оставались   полноправными   хозяевами материка.  После  открытия  европейцами  Америки,  в 17 веке  она  становится  одной  из привлекательных   стран   для   европейских   государств.   Она   манила   всех   своими богатствами.  ( Слайд № ­ На этой территории было основано много колоний, в основном Голландией и Францией, а первенство захватила Англия. Но, чтобы попасть в Северную Америку, нужно было переплыть Атлантический океан. Естественно, на такое длительное и опасное   путешествие   могли   быть   способны   только   рискованные   люди,   которым необходимо   было   покинуть   свою   родину.     В   1607   году   было   основано   первое поселение на территории Севера Америки. Оно называлось Виргиния.  Кто же основывал колонии? В основном это пуритане и преступники, бежавшие от преследований на родине. Причем, колонии основывались не на пустой земле, а на территории, где проживало коренное индейское население.    ­   С   приходом   европейцев   судьба   индейцев   сложилась   трагически:   их истребляли, сгоняли с плодородных земель, они умирали от занесенных европейцами болезней, их численность резко сократилась, многие племена просто прекратили своё существование.   отведенные   для   проживания сохранившихся   коренных   жителей   страны)  создавались   на   самых   бесплодных землях, а жившие там индейцы влачили нищенское существование.   Резервации   (территории, ­ Для работы на отвоеванных землях была необходима рабочая сила.  В 17­18 вв. для работы на плантациях в Северную Америку завезли из Африки негров. Их продавали в рабство плантаторам, негры стали основным товаром. Современное население Северной Америки. ( Слайд №   ­Сейчас   в   Америке   проживает   450   млн.   чел.(   7   %   от   численности   мира). Современное население Северной Америки достаточно пестрое. Сегодня на материке живут   потомки   разных   народов   Европы,   Африки.   В   Мексике   основную   часть населения составляют  метисы. В США и Канаде преобладают  потомки англичан, ирландцев, немцев, французов и т.д. Работаем с атласами. Открываем в атласах карту  «Плотность населения  мира».  ( Слайд № Выявим причины неравномерного размещения населения.  Вопрос: «Какие территории в Северной Америке наиболее плотно заселены?  Почему? Какие территории наименее заселены? Почему?».  ­ Размещение населения в Северной Америке зависит прежде всего от истории  заселения материка и его природных условий. Ответ учащихся: «Наиболее заселена южная половина материка. Высока  плотность населения и в восточной части, где оседали первые поселенцы из  европейских стран. В этой части Северной Америки располагаются и крупные  города материка – Нью­Йорк, Бостон, Филадельфия и другие.   Редко заселены северные и горные области. Низкая плотность населения  1.Северные территории.  (территории материка, занятые тундрой и таежными  лесами) 2.Горные области. Почему? (засушливый климат и пересеченный рельф)  Физминутка:  А сейчас ребята, нам пора отдохнуть, вы готовы ( Да).  А вы знаете,  как идёт  австралийский дождь? ( Нет)  А я вам сейчас  покажу  вместе  с вами… И так,   В Австралии  поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).  Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).  Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).  Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).  А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).  Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).  Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).  Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).  Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).  И мы увидели на небе, что…Говорим вместе (Солнце)  Ура, Солнцу! (Руки вверх). ­ Садимся на свои места и продолжаем работать…. ­ Откройте атлас «Политическая карта Северной Америки». ( Слайд №  ­ Какие государства расположены на материке?  Назовите их столицы. ­ Какая самая экономически развитая страна на материке? (США) Учитель: В Северной Америке и прилегающих к ней островах насчитываются  38 стран, включая зависимые. Однако большую часть территории занимают три  великие державы: Канада, США и  Мексика. Из островных государств наибольшей  является Куба,  расположена на одноименном острове и мелких островах в  Карибском море.  В Северной Америке расположена одна из самых высокоразвитых стран в мире  ­ Соединенные Штаты Америки. На материке между двумя США находится Канада,  а на юге ­ Мексика. Центральную Америку и острова Карибского моря занимают  небольшие по площади государства. (Слайд №  Соединённые Штаты Америки  граничат на севере с Канадой, на юге — с Мексикой, также  имеют  морскую границу  с Россией.  Территория  США  — 9 363 тысячи кв. км. Омываются  Тихим океаном с запада и Атлантическим океаном — с востока.   Административно   страна   делится   на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд   Столица   ­   Вашингтон. островных территорий. Жителей  США называют американцами, а к самим США применяется общее  название Америка. На  территории США  размещены почти все климатические зоны. Характерные типы климата: тропический (Гавайи), умеренный и субтропический   (побережье   Тихого   океана),   континентально   морской   (побережье Атлантического   океана),   континентальный   (внутренние   плато   и   плоскогорье Кордильер),   арктический   (центральная   и   южная   части   Аляски). Недра   богаты запасами   различных   природных   ископаемых,   в   том   числе каменный и бурый уголь, железная и марганцевая руда.  (Слайд №  Учитель:  Канада. Столица ­ Оттава. Площадь­9 млн. 970 тыс.км².  Рельеф 2 части: Западная­горная. Занята Кордильерами­высота 6км. Горные  ледники дают начало рекам. Склоны покрыты хвойными лесами.  Восточная­равнинная. Равнины высотой 300­1.500м. Самые большие высоты на Лабрадорском полуострове. На многих островах сохранились ледники.  Месторождениями угля богаты предгорья Скалистых гор, Аппалачи, прибрежные  провинции. Железную руду добывают в районе озера Верхнего, полуострова  Лабрадор и Кордильерах. Канадский щит — кладовая страны с богатыми  месторождениями никеля, меди, железа, кобальта, платины и урана. В Аппалачах  можно найти запасы асбеста, каменного угля, золота, серебра и цветных металлов.  Кордильеры располагают месторождениями цветных и благородных металлов. Проведение практической работы  :   ( используя свои новые знания­ отметьте на   контурной   карте   Северной   Америки   страны   и   их   столицы,   наиболее густозаселенные территории с помощью штриховки)  Закрепление изученного материала:  ( Слайд №  ­ У вас на партах лежат листочки подписанные. Задание 2. Здесь написаны  предложения, которые вам нужно дополнить. 1 вариант 1. Коренное население материка …­индейцы, эскимосы, алеуты… 2. Районы с высокой плотностью населения …… 3. Самые крупные по площади страны материка …… 2 вариант 1.Пришлое население материка …­европейцы, негры…        2. Районы с низкой плотностью населения ……  3. Самые крупные по площади страны материка …… Учащиеся ставят оценку себе за урок. Окончательную оценку выставляет учитель,  она может отличаться от самооценки по объёктивным причинам Подведение итогов урока.  Учитель: Наш урок подошел к концу. Что нового узнали на уроке? Что у вас вызвало затруднение? Вам было интересно на уроке?     Домашнее   задание:  параграф   56­   58,     прочитать   и   ответить   на   вопросы., кроссворд  Дополнительное задание на дом:  Кроссворд : «Население и страны Северной Америки» 1. Столица Кубы. 2. Столица Канады. 3. Коренные жители Канады. 4. Столица США. 5. Государственный язык Канады. 6. Столица Мексики. 7. Государство, расположенное на севере материка

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе по теме: "Население и страны Северной Америки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.