Урок "География народных промыслов в России"
Оценка 5

Урок "География народных промыслов в России"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
8 кл
08.12.2018
Урок "География народных промыслов в России"
На уроке учащиеся познакомились с народными ремеслами России. С городами и поселками России, центрами народных промыслов: Жостово, Гжель, Хохлома, Дымково, Палех, Павловский Посад. Были представлены экспозиции и иллюстрации удивительных изделий, созданных народными умельцами, мастерами: матрешка, платки и шали, дымковская игрушка, живописные миниатюрные шкатулки. На уроке звучали поговорки и пословицы.
Урок География народных промыслов.doc
Урок по теме «География народных промыслов». Учебно­ воспитательные цели: ­ воспитывать любовь к Родине, уважение к труду, прививать интерес к изучению ремесел и  стремление создавать красоту своими руками. Оборудование: ­ иллюстрации и экспозиции изделий «Городецкая роспись, «Русские шали», «Русская народная вышивка», «Русское кружево», «Жостово», «Дымка», «Гжель», «Русская матрешка», «Золотая хохлома»; ­ видеоролик «Народное декоратовно­ прикладное искусство»; ­ эпиграф: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым и гениальным является народное искусство, то, что запечатлено народом и сохранено, то, что народ пронес через  столетия». (М.И.Калинин). Ход урока. Учитель.        Здравствуйте. Сегодня мы совершим путешествие по России, в центры народных  промыслов. Наша русская земля издавна славилась своими мастерами, одаренными людьми,  создававшими своими руками сказочную красоту. «И сегодня я хочу воспеть, восславить Сердце доброе, щедрость да разум, Руки искусные люда русского».       Начнем мы путешествие с Подмосковья, с села Гжель, где мы познакомимся с известным на  всю Россию промыслом­ гжельским фарфором, о котором еще М.В.Ломоносов говорил: «Едва  ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною  превосходнее».        Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только по нашей  стране, но и за ее пределы. Гжельскую посуду стали называть «лучшею из всех делаемых в  России».        Что только не делали в Гжели: чашки, кувшины, вазы, кружки, сервизы, пепельницы,  фигурки животных и людей. Два цвета всегда присутствовали в гжельской росписи­ голубой и  белый.         При изготовлении предметов люди сорока профессий принимали в этом участие. Почти все  операции выполнялись вручную. Мастера расписывали изделия с большой любовью, вкладывая в эти изделия доброту своей души, частицу своего сердца.         Вглядитесь в эти изделия, полюбуйтесь этой красотой. И если такое бело­ голубое чудо  будет появляться в наших квартирах, то оно принесет в них синеву гжельского неба, полевых  цветов, и вы будете понимать и любить настоящую красоту, ценить настоящее искусство.         А теперь взглянем на дымковскую игрушку. В Дымково любили песни, пляски, и зарождались чудо­ сказки. Вечера зимою длинные, и лепили там из глины, Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Удивительному чуду мы поклонимся не раз, И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.      Итак, вы, вероятно, поняли, что родиной дымковской игрушки является село Дымково, что  на реке Вятке, притока Камы. В 19 веке в Дымково жил ремесленный люд­ рыбаки, кузнецы,  гончары, сапожники и игрушечницы, которые изготавливали небольшие ярко раскрашенные  игрушки. Делали их в основном зимой и ранней весной, когда шла подготовка к большой весенней ярмарке. Эта традиционная ярмарка проходила ежегодно в мае в городе Кирове,  раньше этот город назывался Вяткой. Отличительной чертой этого праздника был свист,  поэтому сама ярмарка называлась «Свистунья» или «Свистопляска». Все посетители ярмарки  обязательно должны были посвистеть в свистульки.         Дымковские игрушки очень разнообразны: уточки, всадники на конях, лошадки, барышни,  расписные птицы и многое другое. Посмотрите на игрушки: вот индюк нарядный, весь такой он ладный. У большого индюка все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост­  Точно солнечный цветок. А высокий гребешок, Красной краскою горя, как корона у царя.       Дымковская игрушка отличается своей неповторимостью. Нарядные барыни, няньки с  детьми­ это удивительные произведения искусства. Наши руки крендельком, щеки будто яблоки. С нами издавна рядком весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, хохотушки вятские, Щеголихи слободские, кумушки посадские. Дымковские барыни всех на свете краше, А гусары­ баловни­ кавалеры наши. Мы игрушки знатные, складные, да разные. Мы повсюду славимся, и вам всем понравимся. Честь и хвала дымковским мастерицам!         Во время занятий рукоделием русские умельцы не только работали руками, но и пели  народные песни, говорили шутки и прибаутки. Тогда лучше спорилась работа. Вспомним и мы  устное народное творчество. Задание: назвать пословицу, поговорку или крылатое выражение, связанное с этим предметом  (показываю предметы): 1. Яблоко­ «Яблоко от яблони недалеко падает». 2. Веревка ­ «Сколько веревочке не виться, а конец будет». 3. Калач ­ «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». 4. Ложка­ «Дорога ложка к обеду». Вывод: Работа хороша, если в ней польза и душа.          Продолжаем наше путешествие в поселок Палех Ивановской области. Рассмотрим плакаты и открытки. На них изображены моменты из жизни, сюжеты из сказок, которые называются  миниатюрой. Такими миниатюрами украшали в Палехе черные лаковые шкатулки, портсигары,  пудреницы. Эти чернолаковые изделия, украшенные миниатюрной живописью, известны не  только в нашей стране, но и за рубежом. В конце 19 века в Палехе была распространена  иконопись. На ее основе и возникла чернолаковая миниатюрная живопись. Посмотрите, какие  сюжеты изображены на шкатулках.           А теперь познакомимся с умелицами старинного русского города Павловский Посад  (демонстрация платков и шалей). Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был  платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор.           В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из  Франции. Она жива до сих пор. В Павловском Посаде мастера изготавливают прекрасные платки и шали, которые пользуются спросом у нас и за рубежом.  Вы, подружки мои, в стороне не стойте, И частушки про платки веселее пойте. На платочке два цветочка­ голубой да синенький. Про любовь никто не знает, только я да миленький. Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал, Поведу коня я лугом, чтобы милый увидал. Нынче красненький платочек на кудрях своих ношу, На кого взгляну разочек, в миг того приворожу.          А сейчас отправимся в подмосковное село Жостово, где среди множества разного рода  художественных изделий изготавливают расписные металлические подносы. Начало этому  искусству было положено в конце 18 века. Обычно роспись производилась по черному фону,  хотя нередко применяли и другие цвета: красный, синий, зеленый. Роспись на подносах является плодом изучения мастерами живой природы. Яркие букеты и другие цветочные композиции  составлены из роз, пионов, незабудок, тюльпанов. Жостовские подносы поражают воображение,  рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщиться к этой красоте (демонстрация  подносов).         А сейчас отгадайте загадку: восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в  разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Как же кукол тех зовут? (Матрешки).         На свете бывают разные куклы: из дерева, из материи, из глины, из соломки, резиновые и  стеклянные. Матрешки­ это куклы особенные. Их знают во всех городах и селах России. А  иностранные гости всегда увозят с собой этот исконно русский сувенир­ деревянную матрешку.         Первая матрешка появилась более 100 лет назад. Игрушечный мастер В. Звездочкин из  Сергиева Посада смастерил разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее.  Получилась розовощекая девочка с льняными волосами, в простом крестьянском сарафане, в  переднике и в цветастом платочке. Так родился радостный образ крестьянской девочки,  покоряющий своей искренностью и простотой. Русская Матрена. Это имя в то время было  распространенным. Сейчас матрешек делают еще и в Нижегородской области. Все матрешки  отличаются друг от друга.         Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России­ это кружево и  вышивка. В прошлом вышивка было присуща каждому народу как более доступный способ  создания вручную в домашних условиях красивых вещей. В северных районах России вышивали  узоры с изображением животных, птиц, людей. Для средней полосы России характерны  геометрические формы, а для юга России­ обилие цветов.        Это искусство появилось в России в 17 веке. Кружева использовались для оформления  одежды и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано как обязательное для  дворянско­ помещичьей верхушки. Большой известностью пользуется елецкое, вологодское и  кировское кружево. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие  зимние узоры на окнах, иней, снежинки. Вологодское объединение так и называется  «Снежинка». Основой кировского и елецкого кружева являются цветы и листики. Выполняются  кружева с помощью коклюшек. Вглядитесь в эту волшебную красоту и великолепие  (демонстрация кружевных изделий).         А теперь рассмотрим роспись по дереву. Вашему вниманию представлены городецкая и  хохломская роспись. Золотая хохлома радует глаз обилием красок, вызывает восторг и  уважение к мастерам, создавшим эту красоту. Невозможно спутать изделия городецких  мастеров, для которых характерны яркость красок.          А сейчас посмотрите видеоролик «Народное декоративно­ прикладное искусство» и  ответьте на вопросы: 1. Какие промыслы представлены в ролике? 2. Что вы знаете о хохломской росписи? 3. Почему народная мудрость гласит «Не то дорого, что красно, а то дорого, что мастера  доброго»? 4. Какие ремесла своего края вам известны?          Еще много народных искусств в России. Это глиняная игрушка, плетение лаптей,  изготовление изделий из бересты, лозоплетение, ткачество. Есть училища, где ведется обучение традиционным ремеслам, а у нас в школе вы знакомитесь с ремеслами на занятиях кружков  рукоделия, столярной мастерской.           В конце урока подведение итогов.

Урок "География народных промыслов в России"

Урок "География народных промыслов в России"

Урок "География народных промыслов в России"

Урок "География народных промыслов в России"

Урок "География народных промыслов в России"

Урок "География народных промыслов в России"

Урок "География народных промыслов в России"

Урок "География народных промыслов в России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018