На уроке учащиеся познакомились с народными ремеслами России. С городами и поселками России, центрами народных промыслов: Жостово, Гжель, Хохлома, Дымково, Палех, Павловский Посад. Были представлены экспозиции и иллюстрации удивительных изделий, созданных народными умельцами, мастерами: матрешка, платки и шали, дымковская игрушка, живописные миниатюрные шкатулки. На уроке звучали поговорки и пословицы.
Урок География народных промыслов.doc
Урок по теме
«География народных промыслов».
Учебно воспитательные цели:
воспитывать любовь к Родине, уважение к труду, прививать интерес к изучению ремесел и
стремление создавать красоту своими руками.
Оборудование:
иллюстрации и экспозиции изделий «Городецкая роспись, «Русские шали»,
«Русская народная вышивка», «Русское кружево», «Жостово», «Дымка», «Гжель»,
«Русская матрешка», «Золотая хохлома»;
видеоролик «Народное декоратовно прикладное искусство»;
эпиграф: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым и гениальным является
народное искусство, то, что запечатлено народом и сохранено, то, что народ пронес через
столетия». (М.И.Калинин).
Ход урока.
Учитель.
Здравствуйте. Сегодня мы совершим путешествие по России, в центры народных
промыслов. Наша русская земля издавна славилась своими мастерами, одаренными людьми,
создававшими своими руками сказочную красоту.
«И сегодня я хочу воспеть, восславить
Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные люда русского».
Начнем мы путешествие с Подмосковья, с села Гжель, где мы познакомимся с известным на
всю Россию промыслом гжельским фарфором, о котором еще М.В.Ломоносов говорил: «Едва
ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною
превосходнее».
Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только по нашей
стране, но и за ее пределы. Гжельскую посуду стали называть «лучшею из всех делаемых в
России».
Что только не делали в Гжели: чашки, кувшины, вазы, кружки, сервизы, пепельницы,
фигурки животных и людей. Два цвета всегда присутствовали в гжельской росписи голубой и
белый.
При изготовлении предметов люди сорока профессий принимали в этом участие. Почти все
операции выполнялись вручную. Мастера расписывали изделия с большой любовью, вкладывая в
эти изделия доброту своей души, частицу своего сердца.
Вглядитесь в эти изделия, полюбуйтесь этой красотой. И если такое бело голубое чудо
будет появляться в наших квартирах, то оно принесет в них синеву гжельского неба, полевых
цветов, и вы будете понимать и любить настоящую красоту, ценить настоящее искусство.
А теперь взглянем на дымковскую игрушку.
В Дымково любили песни, пляски, и зарождались чудо сказки.
Вечера зимою длинные, и лепили там из глины,
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз,
И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
Итак, вы, вероятно, поняли, что родиной дымковской игрушки является село Дымково, что
на реке Вятке, притока Камы. В 19 веке в Дымково жил ремесленный люд рыбаки, кузнецы,
гончары, сапожники и игрушечницы, которые изготавливали небольшие ярко раскрашенные
игрушки. Делали их в основном зимой и ранней весной, когда шла подготовка к большой весенней ярмарке. Эта традиционная ярмарка проходила ежегодно в мае в городе Кирове,
раньше этот город назывался Вяткой. Отличительной чертой этого праздника был свист,
поэтому сама ярмарка называлась «Свистунья» или «Свистопляска». Все посетители ярмарки
обязательно должны были посвистеть в свистульки.
Дымковские игрушки очень разнообразны: уточки, всадники на конях, лошадки, барышни,
расписные птицы и многое другое.
Посмотрите на игрушки: вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост
Точно солнечный цветок. А высокий гребешок,
Красной краскою горя, как корона у царя.
Дымковская игрушка отличается своей неповторимостью. Нарядные барыни, няньки с
детьми это удивительные произведения искусства.
Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.
С нами издавна рядком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барыни всех на свете краше,
А гусары баловни кавалеры наши.
Мы игрушки знатные, складные, да разные.
Мы повсюду славимся, и вам всем понравимся.
Честь и хвала дымковским мастерицам!
Во время занятий рукоделием русские умельцы не только работали руками, но и пели
народные песни, говорили шутки и прибаутки. Тогда лучше спорилась работа. Вспомним и мы
устное народное творчество.
Задание: назвать пословицу, поговорку или крылатое выражение, связанное с этим предметом
(показываю предметы):
1. Яблоко «Яблоко от яблони недалеко падает».
2. Веревка «Сколько веревочке не виться, а конец будет».
3. Калач «Хочешь есть калачи, не лежи на печи».
4. Ложка «Дорога ложка к обеду».
Вывод: Работа хороша, если в ней польза и душа.
Продолжаем наше путешествие в поселок Палех Ивановской области. Рассмотрим плакаты
и открытки. На них изображены моменты из жизни, сюжеты из сказок, которые называются
миниатюрой. Такими миниатюрами украшали в Палехе черные лаковые шкатулки, портсигары,
пудреницы. Эти чернолаковые изделия, украшенные миниатюрной живописью, известны не
только в нашей стране, но и за рубежом. В конце 19 века в Палехе была распространена
иконопись. На ее основе и возникла чернолаковая миниатюрная живопись. Посмотрите, какие
сюжеты изображены на шкатулках.
А теперь познакомимся с умелицами старинного русского города Павловский Посад
(демонстрация платков и шалей). Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был
платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор.
В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из
Франции. Она жива до сих пор. В Павловском Посаде мастера изготавливают прекрасные платки
и шали, которые пользуются спросом у нас и за рубежом.
Вы, подружки мои, в стороне не стойте,
И частушки про платки веселее пойте.
На платочке два цветочка голубой да синенький.
Про любовь никто не знает, только я да миленький.
Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал, Поведу коня я лугом, чтобы милый увидал.
Нынче красненький платочек на кудрях своих ношу,
На кого взгляну разочек, в миг того приворожу.
А сейчас отправимся в подмосковное село Жостово, где среди множества разного рода
художественных изделий изготавливают расписные металлические подносы. Начало этому
искусству было положено в конце 18 века. Обычно роспись производилась по черному фону,
хотя нередко применяли и другие цвета: красный, синий, зеленый. Роспись на подносах является
плодом изучения мастерами живой природы. Яркие букеты и другие цветочные композиции
составлены из роз, пионов, незабудок, тюльпанов. Жостовские подносы поражают воображение,
рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщиться к этой красоте (демонстрация
подносов).
А сейчас отгадайте загадку: восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в
разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Как же кукол тех зовут? (Матрешки).
На свете бывают разные куклы: из дерева, из материи, из глины, из соломки, резиновые и
стеклянные. Матрешки это куклы особенные. Их знают во всех городах и селах России. А
иностранные гости всегда увозят с собой этот исконно русский сувенир деревянную матрешку.
Первая матрешка появилась более 100 лет назад. Игрушечный мастер В. Звездочкин из
Сергиева Посада смастерил разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее.
Получилась розовощекая девочка с льняными волосами, в простом крестьянском сарафане, в
переднике и в цветастом платочке. Так родился радостный образ крестьянской девочки,
покоряющий своей искренностью и простотой. Русская Матрена. Это имя в то время было
распространенным. Сейчас матрешек делают еще и в Нижегородской области. Все матрешки
отличаются друг от друга.
Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это кружево и
вышивка. В прошлом вышивка было присуща каждому народу как более доступный способ
создания вручную в домашних условиях красивых вещей. В северных районах России вышивали
узоры с изображением животных, птиц, людей. Для средней полосы России характерны
геометрические формы, а для юга России обилие цветов.
Это искусство появилось в России в 17 веке. Кружева использовались для оформления
одежды и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано как обязательное для
дворянско помещичьей верхушки. Большой известностью пользуется елецкое, вологодское и
кировское кружево. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие
зимние узоры на окнах, иней, снежинки. Вологодское объединение так и называется
«Снежинка». Основой кировского и елецкого кружева являются цветы и листики. Выполняются
кружева с помощью коклюшек. Вглядитесь в эту волшебную красоту и великолепие
(демонстрация кружевных изделий).
А теперь рассмотрим роспись по дереву. Вашему вниманию представлены городецкая и
хохломская роспись. Золотая хохлома радует глаз обилием красок, вызывает восторг и
уважение к мастерам, создавшим эту красоту. Невозможно спутать изделия городецких
мастеров, для которых характерны яркость красок.
А сейчас посмотрите видеоролик «Народное декоративно прикладное искусство» и
ответьте на вопросы:
1. Какие промыслы представлены в ролике?
2. Что вы знаете о хохломской росписи?
3. Почему народная мудрость гласит «Не то дорого, что красно, а то дорого, что мастера
доброго»?
4. Какие ремесла своего края вам известны?
Еще много народных искусств в России. Это глиняная игрушка, плетение лаптей,
изготовление изделий из бересты, лозоплетение, ткачество. Есть училища, где ведется обучение традиционным ремеслам, а у нас в школе вы знакомитесь с ремеслами на занятиях кружков
рукоделия, столярной мастерской.
В конце урока подведение итогов.
Урок "География народных промыслов в России"
Урок "География народных промыслов в России"
Урок "География народных промыслов в России"
Урок "География народных промыслов в России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.