Учитель
|
Трофимова И. А. |
Предмет |
биология |
Класс |
5 класс |
Тема |
«Грибы». |
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний в условиях реализации ФГОС. |
Формы организации учебной деятельности: |
Комбинированный урок, лабораторная работа. |
Методы обучения: |
Частично-поисковый с элементами исследования, проблемный, диалогический (словесный), наглядный. |
Технологии построения урока |
Технология проблемного обучения, системно- деятельностная, здоровьесберегающая, компьютерные технологии и развивающего обучения. |
Формы работы: |
фронтальная, групповая, индивидуальная |
Цель |
Сформировать общее представление о царстве грибов, подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира. |
Задачи |
Образовательные: - рассмотреть особенности строения грибов; - выделить характерные признаки грибов; - познакомить с особенностями питания, размножения грибов; - раскрыть значение грибов в природе и жизни человека. Развивающие: - развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами; - уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; - устанавливать причинно-следственные связи уметь выражать свои мысли. Воспитывающие: - вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; - продолжить формирование интереса к предмету; - осуществлять эстетическое воспитание учащихся; - воспитание бережного отношения и любви к природе, экологической культуры. |
Планируемые результаты:
|
Предметные УУД: - учащиеся систематизируют знания о грибах, узнают их отличительные особенности от других царств живой природы. Метапредметные УУД: регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - уметь организовать выполнение заданий учителя; - развитие навыков самооценки и самоанализа - коммуникативные: - обсуждать информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - объяснять значения новых слов; - уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, - грамотно формулировать вопросы, - работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственную работу. |
Основные термины, понятия |
микология, грибница, плодовое тело, хитин, мицелий, гиф, симбиоз, трубчатые и пластинчатые грибы, микориза.
|
Оборудование |
§ ПК; § мультимедийный проектор; § мультимедийная презентация к уроку; § учебник, § муляжи шляпочных грибов. |
Структура урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация. Целеполагание. Мотивация. Проблемный вопрос.
3) Изучение нового материала
4) Физкультминутка
5) Закрепление и проверка усвоения нового материала.
6) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7) Домашнее задание, выставление отметок за урок.
Технологичная карта урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты УУД |
||||||||||||||||||
1. Организационный момент.
(1 минута) |
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Создание комфортного микроклимата на уроке. - Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность своего рабочего места. Настраиваются на работу. |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы. |
||||||||||||||||||
2. Актуализация. Целеполагание. Мотивация. Проблемный вопрос.
(10 минут)
|
-Какие царства живых организмов мы знаем? -О каких рганизиах идет речь в следующих строках? Что за чудище такое? Есть как мизер, есть большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть- Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. -С какими организмами мы познакомимся на сегодняшнем уроке? - Итак, Тема урока: «Грибы». -А что вы знаете о грибах? -Как вы считаете, ваши знания полные? -А хотелось бы вам узнать о грибах больше? -Что именно? -Строение грибов? -Как размножаются грибы? -Какие грибы съедобные, а какие ядовитые? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. - Но сначала мы должны ответить на проблемный вопрос: грибы – это растения или животные? - Работаем с текстом и делаем вывод. -Итак, грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. Добро пожаловать в царство грибов! |
Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, формулируют тему урока.
Отвечая на вопросы и задавая вопросы, формулируют задачи урока.
Работа с текстом «Грибы», одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Решают проблему. Вывод – грибы объединяют в отдельное царство. |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, зрительно отвечать на вопросы учителя, решать проблему.
|
||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала
(15 минут)
|
- Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тыс. видов, занимается наука - микология («микос» - гриб, «логос» - наука), возникшая в конце XIX века, основателем которой был русский ученый Ф.М. Каменский. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. -Как вы думаете, почему они получили такое название? -Давайте познакомимся со строением шляпочных грибов в ходе лабораторной работы «Строение шляпочных грибов». (Раздает муляжи грибов.) - Рассмотрите муляжи грибов и назовите основные части гриба (ответы детей). (Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов, обобщает ответы учащихся.) - Гриб состоит из ножки, шляпки, они образуют плодовое тело, которое состоит из мицелия. Основная же часть гриба – это грибница. Она находится под землей и занимает большие территории. Иногда по нескольку сотен гектар! Симбиоз грибницы с корнями деревьев называется микориза. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело. Обратите внимание, что находится под шляпкой гриба (трубочки и пластинки). Шляпочные грибы делятся на трубчатые (подосиновики, маслята, белый гриб) и пластинчатые (груздь, опенок, рыжик). В трубочках и на пластинках находятся споры, с помощью которых грибы размножаются.
-Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов.
-Скажите, чем отличается лисичка от мухомора? (съедобная и ядовитый). -На слайде из перечня выпишите в один столбик съедобные, во второй - ядовитые грибы.
По итогам самопроверки делаем вывод, что необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые. -А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.
1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные. 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества. 3. Незнакомый гриб лучше не брать! 4. Плодовое тело срезать ножом или аккуратно выкручивать, чтобы не повредить грибницу. 5. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.
Я приготовила вам памятки о первой помощи при отравлении грибами. (раздаю каждому ученику). -Заслушиваем сообщение роли грибов в природе и для человека и сделаем вывод, что мы нового узнали о грибах.
Итак, мир грибов обширен и многолик. Но не все грибы имеют шляпку и ножку. К царству грибов относятся грибы, живущие на деревьях – трутовики. Но есть еще одна группа грибов, которые можно рассмотреть только под микроскопом – это микроскопические грибы. Люди часто и не подозревают об их существовании. Они имеют вид пленок, корочек, рыхлого и порошкообразного налета испортившихся пищевых продуктов, прелых листьев, на гнилой древесине. Их называют плесенью. Есть еще один вид микроскопических грибов, без которых человек не может испечь хлеб, приготовить вино, квас – дрожжи. Дрожжи умеют превращать сахар в спирт и углекислый газ. Они не образуют грибницы. В отличие от других, они растут в виде одиночных клеток. |
Отвечают на вопросы. Выполняют лабораторную работу по инструкции к ней, используя муляжи, учебник стр. 48, рисунок 26 «Строение шляпочного гриба» изучают строение грибов.
Работа со слайдами презентации, в тетрадь выписывают названия съедобных и ядовитых грибов. (самопроверка)
Формулируют правила при сборе грибов. Получают от учителя памятки «Правила сбора грибов» и «Памятки о первой помощи при отравлении грибами».
Ученик заранее подготовил сообщение о роли грибов в природе и жизни человека. Рассказывает.
|
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
|
||||||||||||||||||
4. Физкультминутка
(1 минута) |
Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. |
Выполняют упражнения
|
Цель – здоровьесберегающий компонент, восстановить силы для продолжения работы. |
||||||||||||||||||
5. Закрепление и проверка изученного материала
(8 минут) |
-Ответьте на вопросы и заполните шаблон. (Вопросы на слайдах) «Итоговое тестовое задание» 1.По способу питания грибы похожи на животных, так как: А) способны к фотосинтезу Г) питаются готовыми органическими веществами У) поглощают пищу путём всасывания 2.Оболочка клеток большинства грибов содержит: Р) хитин О) целлюлозу Т) муреин 3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется Ж) мицелий Д) плодовое тело И) микориза 4.Дрожжи размножаются А) спорами Б) почкованием В) мицелием 5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором: К) выгодно одному из организмов О) не выгодно обоим Н) выгодно обоим 6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов М) мукор И) трутовик К) фитофтора 7.К пластинчатым грибам относится Ц) лисичка О) подосиновик М) маслёнок 8.Половое размножение у грибов происходит А) при слиянии специализированных клеток Г) с помощью спор У) почкованием (проблемный вопрос) После того, как мы многое узнали о грибах, ответьте на вопрос: Как вы считаете, правильно ли то, что грибы определены в отдельное царство? Докажите это. -Сделаем вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений. |
Отвечают на вопросы и заполняют шаблон для ответов. Проводится самопроверка.
Учащиеся после самооценки отвечают на проблемный вопрос, вместе с учителем делают обобщение материала, рассуждают по теме «Грибы», делают выводы о проделанной работе.
|
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух и зрительно, отвечать на вопросы учителя, решать проблему. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
|
||||||||||||||||||
6. Рефлексия
(8 минут)
|
Закончите предложения: · 1. Сегодня на уроке мне понравилось… · 2. Я знал… · 3 Я узнал … · 4. Хочу похвалить себя за… · 5. Достигли ли мы поставленных задач?...
|
Формулируют ответы на поставленные вопросы.
Задают вопросы, тем самым показывают свою заинтересованность в изучении темы. |
Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
||||||||||||||||||
7. Домашнее задание.
(2 минуты)
|
§12. Индивидуальное творческое задание на выбор: а)оформить книжку-малышку с загадками о грибах; б) галерея грибника, рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание). |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.