Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»
Оценка 5

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»

Оценка 5
Разработки курсов
doc
химия
9 кл
10.05.2017
Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»
1. Дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного. 2. Продолжить формирование умений прогнозировать свойства простого вещества на основе положения химического элемента в Периодической системе химических элементов. 3. Познакомить учащихся с практическим применением щелочных металлов. 4. Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исторические хроники, стихи, демонстрационные эксперименты.
shchelochnye_metally.doc
1. 2. 3. 4. 1. «Общая характеристика щелочных металлов» ТЕМА:                                                           1 Задачи:  Дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и  Образовательные единичного. Продолжить  формирование умений прогнозировать свойства простого вещества на  основе положения химического элемента в Периодической системе химических элементов. Познакомить учащихся с практическим применением щелочных металлов. Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету,  используя исторические хроники, стихи, демонстрационные эксперименты. Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого  производства. Воспитательные Развивающие 1.  Заинтересовать работой пассивную часть учащихся, используя различ­      ные по сложности задания.  Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: штатив с пробирками, стакан, нож, фильтровальная бумага, спиртовка,  нихромовая проволока. Реактивы: натрий, вода, фенолфталеин, растворы хлорида натрия, калия. План урока: 1. Проверка выполнения домашнего задания. 2. Активизация знаний по теме. Сообщение цели урока. 3. Формирование знаний о щелочных металлах как химических элементах и как простых  веществах. 4. Формирование знаний о получении и применении щелочных металлов. 5. Химический диктант. 6. Решение задач. 7. Подведение итогов урока.  8. Домашнее задание.                                                                                                                                                                                          ДЕРЖАНИЕ:                                                    Организационный момент. I. Проверка домашнего задания. 1. Фронтально – беседа по вопросам: а) В каком виде металлы встречаются в природе? б) Что такое металлургия?  Какие процессы она включает? в) Какие виды металлургических процессов вам известны? г) В чем сущность пирометаллургического метода получения металлов? д) В чем сущность гидрометаллургического метода получения металлов? е) Что такое электрометаллургия? Какие металлы получают этим методом?  (3 минуты) 2. Выполнение письменной проверочной работы по вариантам: Учащиеся на карточках получают задания различного уровня сложности. На выполнение  задания – 5 минут. II. Активизация знаний по теме. Сообщение цели урока. Учитель: Сегодня мы познакомимся с представителями металлического мира –  щелочными металлами, узнаем много интересного о них. Познакомимся с особенностями  строения их атомов, физическими и химическими свойствами. Узнаем о применении  щелочных металлов. Это и будет целью нашего сегодняшнего урока. Запишем в рабочих  тетрадях тему нашего урока «Общая характеристика щелочных металлов» (слайд № 1) .  План урока… (слайд № 2). Так кто же они – щелочные металлы. Послушайте внимательно  своих одноклассников и выделите для себя все самое необычное, связанное с ними. III. Формирование знаний о щелочных металлах как химических элементах и как  простых веществах: 1.Щелочные металлы – химические элементы Учитель: Так в чем же необычность щелочных металлов? Учащиеся самостоятельно характеризуют положение ЩМ в ПСХЭ (главная подгруппа I  группы). Приглашаются трое учащихся, которые на доске записывают электронное  строение атомов лития, натрия, калия. Остальные учащиеся выполняют это задание в  тетрадях.  Ответ: Li +3) )                        Na +11) ) )                                   К +19) ) ) )          2  1                                                               2  8  1 2  8  8  1                                                                                          1S2 2 S2 2Р6 3S1                                    1S2 2S2 2Р6 3S2 3Р6 4S1 1S2 2 S1 Учитель: Чем различаются атомы щелочных металлов и что у них общего? В электронном строении атомов щелочных металлов одинаковое число электронов на  последнем энергетическом уровне – один S не спаренный электрон, ЩМ проявляют  постоянную степень окисления +1, а различие в том, что разные заряды ядер и радиусы  атомов (увеличиваются от лития к калию и далее до франция). Учитель: Атомы каких металлов будут легче отдавать электроны? Чем больше радиус атома, тем легче отдают металлы электроны с последнего  энергетического уровня. Среди трех первых химических элементов с наиболее ярко  выраженными восстановительными свойствами будет калий. Учитель: Какова кристаллическая решетка у щелочных металлов У щелочных металлов – металлическая кристаллическая решетка.             5 В узлах  кристаллической решетки находятся нейтральные атомы и положительно  заряженные ионы, а между ними – свободные электроны. Это электроны  последнего уровня, свободны они потому, что не прочно связаны с ядром. С увеличением  радиуса атома щелочного металла уменьшается прочность кристаллической решетки у  металлов от лития к цезию. 2. Физические свойства щелочных металлов. Слайд №3.  (Рассказ учителя)   Каковы физические свойства щелочных металлов? Все щелочные металлы обладают металлическим блеском, тепло­ и электропроводностью,  плавятся при низких температурах, легки и пластичны. Щелочные металлы легко режутся  ножом. Все они (за исключением желтоватого цезия) серебристо­белые. Хранят их под  слоем керосина или парафина. Плотность г/см3 Тплав.ºС Li 0,534 180,5 Na 0,968 97,83 K 0,8698 63,51 Rb 1,472 39,3 Cs 1,873 28,7 Fr 2,3­2,5 21 Плотности ЩМ возрастают от лития к Францию, температуры плавления, наоборот,  уменьшаются. Все ЩМ (кроме Li) плавятся ниже температуры кипения воды. 3. Химические свойства щелочных металлов. (слайд № 4)      Исходя из электронного строения атомов ЩМ можно предположить, что они являются  очень сильными восстановителями, т.к. обладают большим атомным радиусом и содержат  только 1 электрон на внешнем энергетическом уровне, который легко отдают при  взаимодействии с другими соединениями.  Как изменяются химические свойства ЩМ в подгруппе при увеличении порядкового  номера элемента?      С увеличением № ЩМ увеличивается атомный радиус элементов, увеличивается число  атомных слоев, следовательно, легкость отдачи электронов возрастает. Поэтому,  восстановительные свойства ЩМ в подгруппе сверху вниз увеличиваются. Самый сильный  восстановитель в ПСХЭ – Fr.      Как и все металлы, ЩМ взаимодействуют с неметаллами (кислородом, серой, хлором,  водородом и другими), вытеснять из оксидов и солей менее активные металлы, вытеснять  из кислот водород, взаимодействовать с водой.  Давайте убедимся в этом! Демонстрационный эксперимент:   Общие свойства ЩМ будем рассматривать на примере натрия. 1) Взаимодействие натрия с кислородом. Демонстрируется свежий блестящий срез ЩМ, быстро тускнеющий на свету. Объясняется  это явление чрезвычайно высокой химической активностью   этих металлов, поэтому на воздухе ЩМ покрыты пленкой сложного состава (оксиды,  пероксиды, гидроксиды, в случае лития еще и нитриды). Литий образует нормальный оксид при сгорании на воздухе, остальные щелочные металлы  образуют пероксиды. 4Li + О2 = 2 Li2О 2Na +О2 = Na2О2 Оксид натрия можно получить слабым нагреванием в недостатке кислорода или  нагреванием смеси пероксида с избытком металла: 4Na +О2 = 2Na2О                                 Na2О2 + 2Na = 2Na2О            2)Взаимодействие с другими окислителями – водородом, галогенами, серой: 2Na  +Н2 = 2NaН 2Na +Сl2 = 2NaСl Эти реакции рассмотрите как окислительно­восстановительные. 2 ученика выходят к доске и записывают электронный баланс для этих реакций. 3) Взаимодействие с водой: Щелочные металлы бурно взаимодействуют с водой с образованием щелочи и выделением  водорода. 2Na + S = 2Na2S 2Na + 2Н2О = 2NaОН + Н2↑ 2Na + 2НCl = 2NaCl + Н2↑ 4) Взаимодействие натрия с концентрированной соляной кислотой: 5)Окрашивание пламени соединениями щелочных металлов. Качественной реакцией на щелочные металлы является окрашивание пламени их  катионами. Ион Li+ окрашивает пламя в карминно­красный цвет, ион Na+ ­ в желтый, К+ ­ в  фиолетовый. IV. Формирование знаний о получении и применении щелочных металлов. (слайды №  5,6,7) Заранее ученик получил задание подготовить сообщение на эту тему. Учащийся у доски рассказывает о получении и применении щелочных металлов. V. Химический диктант. Учащиеся делятся на 4 варианта. Учитель диктует вопрос, а учащийся в соответствии со  своим вариантом отвечает на него «да» или «нет». 1 вариант – Li                                                                                                           2 вариант – Na 3 вариант – K 4 вариант – Rb Вопросы: 1. Порядковый номер вашего химического элемента – 19. 2. Заряд ядра +37. 3. Число электронов последнего энергетического уровня равно 1. 4. Радиус атома больше чем радиус атома натрия. 5. Более сильный восстановитель, чем калий.                                                      7 6. Хранится под слоем вазелина. 7. Хранится под слоем керосина. 8. Имеет всего два энергетических уровня. 9. Бурно взаимодействует с водой с образованием щелочи и водорода. 10. Открыт Бунзеном. 11. Недолгоживущий, радиоактивный химический элемент. 12. Открыт Маргаритою Перей. 13. Используется как теплоноситель в атомных реакторах. 14. Получают электролизом солей. 15. Может вытеснять из растворов солей менее активные металлы. 16. Окрашивает пламя в малиновый цвет. 17. Обнаружен в некоторых сортах свеклы. VI. Решение задач. (слайд № 8) Учитель: Теперь решим задачу. Задача: Гидрид натрия NaH взаимодействует с водой с образованием щелочи и  газообразного водорода. Напишите химическое уравнение этой реакции. Вычислите объем   водорода, образующегося из  60 г  гидрида натрия.  Наиболее подготовленные учащиеся решают индивидуально задачи  (по карточкам). VII. Подведение итогов урока. (слайд № 9) Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки и просит учащихся ответить на  вопросы: VIII. Домашнее задание: § 11 с. 44­45, упр. 2 после § 11.

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»

Урок химии на тему «Общая характеристика щелочных металлов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017