Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Оценка 4.6

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
15.04.2018
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Цели занятия: • Повторить основные понятия темы “Кислоты”: определение и классификация кислот, названия кислот и их солей, соответствие кислотных оксидов и гидроксидов, характерные типы химических реакций для кислот. • Расширить границы знаний о кислотах, рассмотрев исторический, экологический аспект, биологическое значение и применение некоторых кислот. • Проверить умение решать качественные экспериментальные задачи по химии, используя имеющиеся знания по предмету и личный опыт. • Развитие наблюдательности (наблюдение за экспериментом), развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химических номенклатуры и понятий) • Повысить мотивацию при изучении предмета – рассмотрение интересных фактов, использование игровых форм на уроке.
Урок химии по кислотам.docx
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8­й класс Цели занятия:      Повторить основные понятия темы “Кислоты”: определение и классификация  кислот, названия кислот и их солей, соответствие кислотных оксидов и гидроксидов,  характерные типы химических реакций для кислот. Расширить границы знаний о кислотах, рассмотрев исторический, экологический  аспект, биологическое значение и применение некоторых кислот. Проверить умение решать качественные экспериментальные задачи по химии,  используя имеющиеся знания по предмету и личный опыт. Развитие наблюдательности (наблюдение за экспериментом), развитие речи  (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химических  номенклатуры и понятий) Повысить мотивацию при изучении предмета – рассмотрение интересных фактов,  использование игровых форм на уроке. Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся:      учебно­понавательной: целеполагание, планирование при работе над текстами и при  выполнении эксперимента, рефлексия в конце игры; информационной: анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование,  сохранение и передача при работе с предложенным текстом. коммуникативной: организация работы в классе индивидуально, по группам и  участие в командном соревновании, владение различными социальными ролями –  капитан команды, член команды, член группы, лидер группы. ценностно­смысловой: вклад каждого в победу класса. компетенция личного самосовершенствования: развитие экологической культуры,  формирование основ техники безопасности. Ход урока Подготовительный этап I. Правила игры 1. Класс – команда. Некоторые задания вы выполняются вместе, некоторые по группам 2. Работу оценивает жюри. Количество возможных баллов указывается в начале каждого  задания 3. При подведении итогов жюри и ведущим будут заданы вопросы по проведенному уроку.  Эти ответы тоже оцениваются. 4. Все полученные классом баллы суммируются. По этой сумме будет определен  победитель II. Блиц – разминка Правила: 1. Время разминки – 3 минуты 2. Отвечать может любой член команды, которого назовет капитан 3. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды 1 балл Вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Кислота – это.... Метилоранж в кислой среде окрашивается .... Основность фосфорной кислоты... Соли азотной кислоты называются... По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на... По содержанию атомов водорода кислоты делятся на... Царская водка – это... Какая ядовитая кислота с запахом горького миндаля встречается в растениях,  содержится в табачном дыме Взаимодействие раствора соляной кислоты с цинком относится к реакциям.... Реакция нейтрализации – это реакция между.... Обязательный элемент в составе кислоты... Количество атомов кислорода в молекуле сернистой кислоты... Кислота, соли которой называются силикаты... Лакмус, фенолфталеин – это... Кислота, которая соответствует оксиду углерода (IV)... Какая кислота содержится в желудочном соке? Этап усвоения нового III. Информационная страница Правила: 1. Время работы с текстом – 8 минут 2. Прочитав текст, необходимо изложить коротко его содержание в виде 3 тезисов,  ответить на 3 вопроса по тексту (устно и письменно) Письменная часть сдается жюри 3. Каждый правильный ответ на вопрос приносит в копилку команды 2 балла 4. Тезисы по тексту оцениваются жюри отдельно (максимально 10 баллов) 10 баллов – тезисы четко передают содержание и логику текста; 7 баллов – тезисы в основном передают содержание и логику текста; 5 баллов – тезисы частично передают содержание, но понятна логика содержания текста; 3 балла – тезисы частично передают содержание и логику текста; 0 баллов – тезисы не передают содержание и логику текста; 1 группа История открытия некоторых кислот Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была,  видимо, уксусная. Упоминания о ней можно найти в древнейших рукописях. С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в Х в. В  красильном производстве издавна применялись квасцы – вещества, состоящие из сульфата  калия и сульфата алюминия. При исследовании квасцов удалось выделить квасцовый спирт – так называли тогда серную кислоту. Позднее ее выделили и из купоросов, например из  железного купороса, и назвали купоросным маслом. Именно под этим названием серная  кислота была известна в России. Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в XIV в.  Соляную кислоту сначала называли соляным спиртом, а азотную кислоту – селятряной  водкой. Сразу видно, что соляную кислоту можно получить из поваренной соли, а азотную  ­ из селитры. С середины XVI в. химики стали получать соляную и азотную кислоты с  помощью серной кислоты, ее стали называть почтительно – “матерью всех кислот”. Примерно в это же время (конец XVI в.) В. Гомбергу удалось впервые выделить борную  кислоту в виде белого мелко кристаллического вещества, который назвали  “успокоительной солью Гомберга”. Химики были уверены, что кислоты – жидкости, но  никак не кристаллические вещества. Впрочем, данное заблуждение продержалось недолго,  примерно до середины XVIII в. Исследуя настои, полученные из корней и листьев разных  растений, К. Шееле выделил из них различные кристаллические вещества с кислым вкусом, установил, что это кислоты и зависимости от вида растений дал им названия: лимонная,  яблочная, и щавелевая. Проводя многочисленные опыты с природными минералами, К. Шееле впервые выделил  сероводород, водный раствор которого оказался слабой сероводородной кислотой.  Следующую кислоту – угольную получил впервые в конце XVIII в. Джозеф Пристли, Для  этого он растворял в воде углекислый газ. Этот раствор назвали содовой водой, так как он  получил широкое применение в качестве напитка. Рассказ классу 1. Название статьи 2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы) 1   2 3   Вопросы по тексту: 1. Вам хорошо известно название кислоты H2SO4 – серная. А какие еще известны названия  этой кислоты? 2. Какая из кислот, о которых говорится в тексте, является в обычных условиях твердой? 1) серная 2) соляная 3) борная 4) сероводородная 3. Заполните таблицу для следующих кислот: угольная, щавелевая, соляная, борная.  Кислоты расположите в хронологическом порядке их открытия. Дата  открытия       Современное название кислоты Первоначальное название кислоты             2 группа Кислотные осадки Впервые о кислотных дождях заговорили в 1852 году. Человек по фамилии Смит,  проживавший в Манчестере, собрал в фотографическую кювету дождевую воду и почему­ то добавил туда раствор соли бария. Вода стала мутной. Поскольку это известная  качественная реакция, то стало понятно, что в дождевой капле есть серная кислота. Правда, задолго до Смита, в 1696 году, Р. Бойль тоже обнаружил кислую реакцию  дождевой воды, но так и не определил, почему это происходит. Поэтому долгое время  полагали, что в капельках просто растворяется СО2 и образуется слабая угольная кислота.  Когда Смит обнаружил серную кислоту, ему не сразу поверили, и многие бросились  перепроверять его результат. Оказалось, что помимо серной, в дождевой капле есть еще  азотная кислота, потом нашли муравьиную, а впоследствии – щавелевую и уксусную. В 70­х гг. ХХ века в реках и озерах скандинавских стран стала исчезать рыба, снег в горах  окрасился в серый цвет, листва с деревьев раньше времени устлала землю. Очень скоро те  же явления заметили в США, Канаде, Западной Европе. В Германии пострадало до 50 %  лесов. И все это происходило вдали от городов и промышленных центров. Выяснилось, что  причина всех бедствий – кислотные дожди. От кислотных дождей погибает и водная биота – не остается ни рыб, ни улиток, ни  червяков. Происходит это постепенно, и механизм здесь таков: под действием кислоты  растворяются алюмосиликатные породы, в которых, кроме кремния, содержится еще и  алюминий. В результате этого в воду попадают ионы алюминия, который токсичен. Гибель  всей живности ученые наблюдают именно при такой кислотности среды, при которой  концентрация ионов алюминия в водоеме достигает летальной дозы. Рассказ классу 1. Название статьи 2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы) 1   2   3   Вопросы по тексту: 1. Какова химическая формула кислоты, которую обнаружил Смит в дождевой воде? 2. Каким из перечисленных ниже способов Р. Бойль мог бы обнаружить кислую реакцию  среды дождевой среды? 1) попробовать и ощутить маслянистый привкус воды 2) воспользоваться лакмусовой бумажкой 3) воспользоваться фенолфталеином 4) ощутить едкий неприятный запах воды 3. На рисунке изображена карта острова. Стрелочками обозначено преобладающее  направление ветров. А – туристическая база на берегу океана. В – столица государства, крупный промышленный центр, С – пятизвёздочный отель на берегу моря, D – природоохранный заповедник Какой из указанных на рисунке объектов наиболее подвержен действию кислотных  дождей? 1) А 2) В 3) С 4) D 3 группа Кислоты в нашей жизни. Отдельные факты Уксус – это слабый водный раствор уксусной кислоты. Уксус был известен еще в глубокой  древности, так как получался при брожении слабых спиртовых растворов (пиво, слабое  вино), содержащих не более 14% спирта. Если такую жидкость оставить на воздухе, то она  “скисает” и превращается в уксус. Само слово “уксус” происходит от греческого “оксос”,  что означает “кислый”. Так что для древнего грека наше название “уксусная кислота”  показалось бы весьма странным: ведь буквально оно значит “кислая кислота” (как “масло  масленое). Само слово “кислота” (по­латыни acid), скорее всего, произошло от латинского  названия уксуса acetum. Чистая уксусная кислота уже при 160 С замерзает, образуя кристаллы, похожие на лед  (поэтому такую кислоту называют “ледяной”). Для пищевых целей используют “уксусную  эссенцию” ­ 80%­ный раствор уксусной кислоты в воде. Это слишком крепкая и опасная в  обращении жидкость. Сравнительно безопасен столовый уксус – слабый (примерно от 5 до  10%) водный раствор уксусной кислоты. Муравьиная кислота, выделяемая муравьями в момент опасности, служит сигналом для  всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. Муравьиная кислота полезна для крупных млекопитающих, так, медведи после зимней  спячки избавляются от паразитов, ложась на муравейник. Молочная кислота является промежуточным продуктом обмена веществ у теплокровных  животных. Запах этой кислоты улавливается кровососущими насекомыми, в частности  комарами, на значительном расстоянии и позволяет им находить свою жертву. Соляная кислота, входящая в состав желудочного сока человека, убивает большую часть  бактерий, попадающих в желудок вместе с пищей, например, холерный вибрион погибает в  0,5%­й соляной кислоте. Поэтому эпидемия холеры возникает только летом, когда из­за  жары человек употребляет много воды и кислотность желудочного сока уменьшается. Рассказ классу 1. Название статьи 2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы) 1   2   3   Вопросы по тексту 1. Продолжите ряд: масло масляное, вода мокрая,.... (название вещества) 2. Какое из предложенных названий не относится к уксусной кислоте 1) ледяная кислота 2) уксусная эссенция 3) столовый уксус 4) молочная кислота 3. Почему в жаркую погоду, при поездках в южные страны рекомендуют пить чай с  лимоном, употреблять пищу с уксусом. Первичная проверка Представление каждой группой тезисов и ответов на вопросы Применение знаний IV. Экспериментальная страница Правила: 1. Время работы с заданием – 5 минут 2. Необходимо продумать выполнение задания, затем проделать эксперимент 3. В обсуждении результатов участвует каждая группа 4. За каждое правильно определенное вещество команда получает 2 балла, за технику  эксперимента дополнительно 4 балла Экспериментальное задание В пробирках под номерами 1, 2, 3 находятся: раствор соляной кислоты, вода, раствор  уксусной кислоты. Используя из реактивов только метилоранж, определите предложенные  вещества Заполните таблицу №  пробирки Вещество Способ  определения                   Первичная проверка Обсуждение результатов, техники проведения эксперимента Обобщение V. Мозговой штурм Правила: 1. Время – 5 минут 2. На вопрос отвечает член команды, которого назовет ведущий 3. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды 5 баллов Вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Назовите 3 кислоты, о которых чаще всего говорилось на сегодняшнем уроке Кто впервые определил кислую реакцию среды дождевой воды? Какую кислоту определил в дождевой воде Смит? Какие еще кислоты определили в дождевой воде? О каких последствиях кислотных дождей идет речь в прочитанной статье? Назовите несколько жидких и твердых кислот. Есть ли газообразные кислоты? Назовите плюсы и минусы муравьиной кислоты Какая кислота содержится в желудочном соке? Откуда возникли названия кислот: яблочная и лимонная? 10. Чем отличается уксусная эссенция от столового уксуса? Примечание: Члены жюри могут предложить свои вопросы. Итог на рефлексивной основе В завершение урока от каждой группы и всех желающих небольшое выступление по  вопросам:    Что было особенно интересно, необычно? Что было трудно? Что удалось, не удалось? После обсуждения – слово учителю и жюри. Презентация. Приложения 1. Протокол игры “Еще раз о кислотах” Этап урока 1. Блиц – разминка 2. Информационная страница Историческая Ответы на вопросы Экологическая Ответы на вопросы Тезисы Тезисы Кислоты в нашей жизни Ответы на вопросы 3. Экспериментальная страница Определение Тезисы Техника  эксперимента 4. Мозговой штурм 5. Итог 8  “а” 8  “б” 8  “в”                                                                     ______________подпись________________ФИО члена жюри 2. Презентация – сопровождение игры.

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018