Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
15.04.2018
Цели занятия:
• Повторить основные понятия темы “Кислоты”: определение и классификация кислот, названия кислот и их солей, соответствие кислотных оксидов и гидроксидов, характерные типы химических реакций для кислот.
• Расширить границы знаний о кислотах, рассмотрев исторический, экологический аспект, биологическое значение и применение некоторых кислот.
• Проверить умение решать качественные экспериментальные задачи по химии, используя имеющиеся знания по предмету и личный опыт.
• Развитие наблюдательности (наблюдение за экспериментом), развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химических номенклатуры и понятий)
• Повысить мотивацию при изучении предмета – рассмотрение интересных фактов, использование игровых форм на уроке.
Урок химии по кислотам.docx
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8й класс
Цели занятия:
Повторить основные понятия темы “Кислоты”: определение и классификация
кислот, названия кислот и их солей, соответствие кислотных оксидов и гидроксидов,
характерные типы химических реакций для кислот.
Расширить границы знаний о кислотах, рассмотрев исторический, экологический
аспект, биологическое значение и применение некоторых кислот.
Проверить умение решать качественные экспериментальные задачи по химии,
используя имеющиеся знания по предмету и личный опыт.
Развитие наблюдательности (наблюдение за экспериментом), развитие речи
(обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химических
номенклатуры и понятий)
Повысить мотивацию при изучении предмета – рассмотрение интересных фактов,
использование игровых форм на уроке.
Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся:
учебнопонавательной: целеполагание, планирование при работе над текстами и при
выполнении эксперимента, рефлексия в конце игры;
информационной: анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование,
сохранение и передача при работе с предложенным текстом.
коммуникативной: организация работы в классе индивидуально, по группам и
участие в командном соревновании, владение различными социальными ролями –
капитан команды, член команды, член группы, лидер группы.
ценностносмысловой: вклад каждого в победу класса.
компетенция личного самосовершенствования: развитие экологической культуры,
формирование основ техники безопасности.
Ход урока
Подготовительный этап
I. Правила игры
1. Класс – команда. Некоторые задания вы выполняются вместе, некоторые по группам
2. Работу оценивает жюри. Количество возможных баллов указывается в начале каждого
задания
3. При подведении итогов жюри и ведущим будут заданы вопросы по проведенному уроку.
Эти ответы тоже оцениваются.
4. Все полученные классом баллы суммируются. По этой сумме будет определен
победитель II. Блиц – разминка
Правила:
1. Время разминки – 3 минуты
2. Отвечать может любой член команды, которого назовет капитан
3. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды 1 балл
Вопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Кислота – это....
Метилоранж в кислой среде окрашивается ....
Основность фосфорной кислоты...
Соли азотной кислоты называются...
По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на...
По содержанию атомов водорода кислоты делятся на...
Царская водка – это...
Какая ядовитая кислота с запахом горького миндаля встречается в растениях,
содержится в табачном дыме
Взаимодействие раствора соляной кислоты с цинком относится к реакциям....
Реакция нейтрализации – это реакция между....
Обязательный элемент в составе кислоты...
Количество атомов кислорода в молекуле сернистой кислоты...
Кислота, соли которой называются силикаты...
Лакмус, фенолфталеин – это...
Кислота, которая соответствует оксиду углерода (IV)...
Какая кислота содержится в желудочном соке?
Этап усвоения нового
III. Информационная страница
Правила:
1. Время работы с текстом – 8 минут
2. Прочитав текст, необходимо изложить коротко его содержание в виде 3 тезисов,
ответить на 3 вопроса по тексту (устно и письменно)
Письменная часть сдается жюри 3. Каждый правильный ответ на вопрос приносит в копилку команды 2 балла
4. Тезисы по тексту оцениваются жюри отдельно (максимально 10 баллов)
10 баллов – тезисы четко передают содержание и логику текста;
7 баллов – тезисы в основном передают содержание и логику текста;
5 баллов – тезисы частично передают содержание, но понятна логика содержания текста;
3 балла – тезисы частично передают содержание и логику текста;
0 баллов – тезисы не передают содержание и логику текста;
1 группа
История открытия некоторых кислот
Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была,
видимо, уксусная. Упоминания о ней можно найти в древнейших рукописях.
С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в Х в. В
красильном производстве издавна применялись квасцы – вещества, состоящие из сульфата
калия и сульфата алюминия. При исследовании квасцов удалось выделить квасцовый спирт
– так называли тогда серную кислоту. Позднее ее выделили и из купоросов, например из
железного купороса, и назвали купоросным маслом. Именно под этим названием серная
кислота была известна в России.
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в XIV в.
Соляную кислоту сначала называли соляным спиртом, а азотную кислоту – селятряной
водкой. Сразу видно, что соляную кислоту можно получить из поваренной соли, а азотную
из селитры. С середины XVI в. химики стали получать соляную и азотную кислоты с
помощью серной кислоты, ее стали называть почтительно – “матерью всех кислот”.
Примерно в это же время (конец XVI в.) В. Гомбергу удалось впервые выделить борную
кислоту в виде белого мелко кристаллического вещества, который назвали
“успокоительной солью Гомберга”. Химики были уверены, что кислоты – жидкости, но
никак не кристаллические вещества. Впрочем, данное заблуждение продержалось недолго,
примерно до середины XVIII в. Исследуя настои, полученные из корней и листьев разных
растений, К. Шееле выделил из них различные кристаллические вещества с кислым вкусом,
установил, что это кислоты и зависимости от вида растений дал им названия: лимонная,
яблочная, и щавелевая.
Проводя многочисленные опыты с природными минералами, К. Шееле впервые выделил
сероводород, водный раствор которого оказался слабой сероводородной кислотой.
Следующую кислоту – угольную получил впервые в конце XVIII в. Джозеф Пристли, Для
этого он растворял в воде углекислый газ. Этот раствор назвали содовой водой, так как он
получил широкое применение в качестве напитка.
Рассказ классу
1. Название статьи
2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы)
1
2 3
Вопросы по тексту:
1. Вам хорошо известно название кислоты H2SO4 – серная. А какие еще известны названия
этой кислоты?
2. Какая из кислот, о которых говорится в тексте, является в обычных условиях твердой?
1) серная
2) соляная
3) борная
4) сероводородная
3. Заполните таблицу для следующих кислот: угольная, щавелевая, соляная, борная.
Кислоты расположите в хронологическом порядке их открытия.
Дата
открытия
Современное название кислоты Первоначальное название кислоты
2 группа
Кислотные осадки
Впервые о кислотных дождях заговорили в 1852 году. Человек по фамилии Смит,
проживавший в Манчестере, собрал в фотографическую кювету дождевую воду и почему
то добавил туда раствор соли бария. Вода стала мутной. Поскольку это известная
качественная реакция, то стало понятно, что в дождевой капле есть серная кислота.
Правда, задолго до Смита, в 1696 году, Р. Бойль тоже обнаружил кислую реакцию
дождевой воды, но так и не определил, почему это происходит. Поэтому долгое время
полагали, что в капельках просто растворяется СО2 и образуется слабая угольная кислота.
Когда Смит обнаружил серную кислоту, ему не сразу поверили, и многие бросились
перепроверять его результат. Оказалось, что помимо серной, в дождевой капле есть еще
азотная кислота, потом нашли муравьиную, а впоследствии – щавелевую и уксусную.
В 70х гг. ХХ века в реках и озерах скандинавских стран стала исчезать рыба, снег в горах
окрасился в серый цвет, листва с деревьев раньше времени устлала землю. Очень скоро те
же явления заметили в США, Канаде, Западной Европе. В Германии пострадало до 50 %
лесов. И все это происходило вдали от городов и промышленных центров. Выяснилось, что
причина всех бедствий – кислотные дожди.
От кислотных дождей погибает и водная биота – не остается ни рыб, ни улиток, ни
червяков. Происходит это постепенно, и механизм здесь таков: под действием кислоты
растворяются алюмосиликатные породы, в которых, кроме кремния, содержится еще и
алюминий. В результате этого в воду попадают ионы алюминия, который токсичен. Гибель
всей живности ученые наблюдают именно при такой кислотности среды, при которой
концентрация ионов алюминия в водоеме достигает летальной дозы.
Рассказ классу 1. Название статьи
2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы)
1
2
3
Вопросы по тексту:
1. Какова химическая формула кислоты, которую обнаружил Смит в дождевой воде?
2. Каким из перечисленных ниже способов Р. Бойль мог бы обнаружить кислую реакцию
среды дождевой среды?
1) попробовать и ощутить маслянистый привкус воды
2) воспользоваться лакмусовой бумажкой
3) воспользоваться фенолфталеином
4) ощутить едкий неприятный запах воды
3. На рисунке изображена карта острова. Стрелочками обозначено преобладающее
направление ветров.
А – туристическая база на берегу океана.
В – столица государства, крупный промышленный центр,
С – пятизвёздочный отель на берегу моря,
D – природоохранный заповедник
Какой из указанных на рисунке объектов наиболее подвержен действию кислотных
дождей?
1) А 2) В 3) С 4) D
3 группа
Кислоты в нашей жизни. Отдельные факты
Уксус – это слабый водный раствор уксусной кислоты. Уксус был известен еще в глубокой
древности, так как получался при брожении слабых спиртовых растворов (пиво, слабое
вино), содержащих не более 14% спирта. Если такую жидкость оставить на воздухе, то она
“скисает” и превращается в уксус. Само слово “уксус” происходит от греческого “оксос”,
что означает “кислый”. Так что для древнего грека наше название “уксусная кислота”
показалось бы весьма странным: ведь буквально оно значит “кислая кислота” (как “масло
масленое). Само слово “кислота” (полатыни acid), скорее всего, произошло от латинского
названия уксуса acetum.
Чистая уксусная кислота уже при 160 С замерзает, образуя кристаллы, похожие на лед
(поэтому такую кислоту называют “ледяной”). Для пищевых целей используют “уксусную
эссенцию” 80%ный раствор уксусной кислоты в воде. Это слишком крепкая и опасная в
обращении жидкость. Сравнительно безопасен столовый уксус – слабый (примерно от 5 до
10%) водный раствор уксусной кислоты.
Муравьиная кислота, выделяемая муравьями в момент опасности, служит сигналом для
всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. Муравьиная кислота полезна для крупных млекопитающих, так, медведи после зимней
спячки избавляются от паразитов, ложась на муравейник.
Молочная кислота является промежуточным продуктом обмена веществ у теплокровных
животных. Запах этой кислоты улавливается кровососущими насекомыми, в частности
комарами, на значительном расстоянии и позволяет им находить свою жертву.
Соляная кислота, входящая в состав желудочного сока человека, убивает большую часть
бактерий, попадающих в желудок вместе с пищей, например, холерный вибрион погибает в
0,5%й соляной кислоте. Поэтому эпидемия холеры возникает только летом, когда изза
жары человек употребляет много воды и кислотность желудочного сока уменьшается.
Рассказ классу
1. Название статьи
2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы)
1
2
3
Вопросы по тексту
1. Продолжите ряд: масло масляное, вода мокрая,.... (название вещества)
2. Какое из предложенных названий не относится к уксусной кислоте
1) ледяная кислота
2) уксусная эссенция
3) столовый уксус
4) молочная кислота
3. Почему в жаркую погоду, при поездках в южные страны рекомендуют пить чай с
лимоном, употреблять пищу с уксусом.
Первичная проверка
Представление каждой группой тезисов и ответов на вопросы
Применение знаний
IV. Экспериментальная страница
Правила:
1. Время работы с заданием – 5 минут
2. Необходимо продумать выполнение задания, затем проделать эксперимент
3. В обсуждении результатов участвует каждая группа
4. За каждое правильно определенное вещество команда получает 2 балла, за технику
эксперимента дополнительно 4 балла
Экспериментальное задание В пробирках под номерами 1, 2, 3 находятся: раствор соляной кислоты, вода, раствор
уксусной кислоты. Используя из реактивов только метилоранж, определите предложенные
вещества
Заполните таблицу
№
пробирки
Вещество Способ
определения
Первичная проверка
Обсуждение результатов, техники проведения эксперимента
Обобщение
V. Мозговой штурм
Правила:
1. Время – 5 минут
2. На вопрос отвечает член команды, которого назовет ведущий
3. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды 5 баллов
Вопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Назовите 3 кислоты, о которых чаще всего говорилось на сегодняшнем уроке
Кто впервые определил кислую реакцию среды дождевой воды?
Какую кислоту определил в дождевой воде Смит?
Какие еще кислоты определили в дождевой воде?
О каких последствиях кислотных дождей идет речь в прочитанной статье?
Назовите несколько жидких и твердых кислот. Есть ли газообразные кислоты?
Назовите плюсы и минусы муравьиной кислоты
Какая кислота содержится в желудочном соке?
Откуда возникли названия кислот: яблочная и лимонная?
10.
Чем отличается уксусная эссенция от столового уксуса?
Примечание: Члены жюри могут предложить свои вопросы.
Итог на рефлексивной основе В завершение урока от каждой группы и всех желающих небольшое выступление по
вопросам:
Что было особенно интересно, необычно?
Что было трудно?
Что удалось, не удалось?
После обсуждения – слово учителю и жюри.
Презентация.
Приложения
1. Протокол игры “Еще раз о кислотах”
Этап урока
1. Блиц – разминка
2. Информационная страница
Историческая
Ответы на вопросы
Экологическая
Ответы на вопросы
Тезисы
Тезисы
Кислоты в нашей жизни
Ответы на вопросы
3. Экспериментальная страница Определение
Тезисы
Техника
эксперимента
4. Мозговой штурм
5. Итог
8
“а”
8
“б”
8
“в”
______________подпись________________ФИО члена жюри
2. Презентация – сопровождение игры.
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.