Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».
Оценка 4.8

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
22.01.2019
Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».
Конспект. Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия..docx
10 класс. Тема урока: «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия». Цель урока: формирование представлений учащихся о строении молекулы бензола и, как  следствие, об его свойствах. Задачи: 1. Сформировать знания об электронном эффекте сопряжения в бензольном кольце,  номенклатуре и гомологах бензола. 2. Создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения анализировать,  сравнивать полученную информацию. 3. Отработать навыки решения задач на нахождение молекулярной формулы вещества  различными методами. 4. Формировать коммуникативные компетенции, посредством работы в малых группах. 5. Показать необходимость практической значимости знаний о физических свойствах бензола. Тип урока: урок – исследование, изучение нового материала. Технология урока: «Развитие критического мышления  через чтение и письмо»    в учебном процессе (РКМЧП) Методы:  Проблемно – исследовательские   частично­поисковые; наглядные; Приёмы: кластер, инсерт, синквейн, чтение «со стопом» Оборудование: ноутбук, презентация «Бензол», видеоопыты, плакат «Бензол», для демонстрации  благовония, дихлофос, ванилин, красители, нафталин, освежителя воздуха. Ход урока. 1.Организационный момент. Взаимное приветствие. Здравствуйте. Сегодня на уроке вы поделены на команды. А отметки выставите самостоятельно,  учитывая участие каждого члена команды в работе на уроке. Один за всех, и все за одного.  Постарайтесь, чтобы каждый из вас получил посильное задание и, соответственно, положительную  отметку. 2. Проверка знаний по изученным темам (химическое домино) Прежде чем начать изучение нового материала, вспомним, какие мы изучили углеводороды.  Задание классу: сгруппируйте карточки по парам, поиграем в химическое домино. 3. Изучение нового материала. I стадия ВЫЗОВ Несколько лет назад в Китае произошла техногенная экологическая катастрофа, о которой сразу появились статьи в газетах с кричащими названиями.  Реку, отравленную в Китае, невозможно остановить на границе с Россией Ядовитое пятно движется со скоростью сто километров в сутки и приблизится к краевому  центру уже 1 декабря.  Вчера китайские власти признали, что в результате взрывов на химическом заводе в провинции  Цзилинь произошел выброс 100т токсичных веществ в реку Сунгари. Максимальная отмеченная концентрация вредных веществ в воде превышает норму более чем в сто раз. В настоящий  момент в крае имеется запас чистой воды объемом 50 тысяч тонн. Однако вчера в магазинах  Хабаровска выстроились очереди ­ вода скупалась в ажиотажном темпе. В некоторых магазинах  установили даже своеобразную норму: в одни руки ­ по две пятилитровые емкости.  Что же это за вещество, и так ли оно опасно для человека?  Вы сможете определить формулу вещества, решив задачу.  Задача. 1 группа. Плотность паров данного вещества по воздуху 2,69. Массовая доля углерода­ 92,3%, водорода­ 7,7%. Определите молекулярную формулу вещества. 2 группа. Плотность паров данного вещества по водороду 39. Массовая доля углерода­ 92,3%. Определите молекулярную формулу вещества. Формула     С6Н6  ( тему «Ароматические углеводороды»­ на доску) Давайте определим цели нашего урока, составив кластер.  Что мы уже знаем, или знаем не очень полно? Или не знаем вовсе? Сформулировать цели ( узнать о строении молекулы бензола и, как следствие, об его свойствах)  На своих плакатах каждая группа может представить информацию о новых знаниях. II стадия. Осмысление Давайте познакомимся с историей открытия бензола. Я предложила вам найти эту информацию  самостоятельно.  Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глаубер. Он получил это соединение в 1649 году  в результате перегонки каменноугольной смолы. В 1825 году Майкл Фарадей обнаружил бензол в сжиженном светильном газе. Известно, что  16 июня этого же года он сообщил об открытии нового углеводорода, который он назвал  карбюрированным водородом. В 1833­1835 годах немецкий химик Митчерлих исследовал это вещество, определил его  формулу С6Н6 и назвал бензином (от арабского слова, которое обозначает «благовоние»). Позже его соотечественник Юстус Либих предложил новое имя соединению (cid:150)  бензол,  которое прижилось в русской номенклатуре. Об истории открытия структурной формулы бензола ходят легенды. С одной из них мы  сейчас  познакомимся.  Структуру молекулы бензола установил немецкий химик Фридрих Август Кекуле в 1865 году.    Однажды Кекуле пришлось участвовать в качестве свидетеля в судебном процессе по делу  об убийстве графини Герлиц. На этом процессе демонстрировалось в качестве улики кольцо  графини в виде двух переплетенных змеек, которое похитил преступник. Эти змейки врезались  в память ученому.    Как­то раз, после долгой работы над учебником, Кекуле уснул, и ему приснились атомы  углерода и водорода, сцепленные в нити, которые сближались и свертывались в трубку,  напоминая двух змей. Одна из змей вцепилась в собственный хвост, продолжая крутиться.    Сон оказался в руку. Кекуле сцепил все атомы углерода в шестигранник с чередующимися  двойными и одинарными связями. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ На доску – формулы бензола. Какая из этих формул бензола лучше отражает его строение и  объясняет свойства? Я предлагаю I группе поработать над этим  вопросом приёмом «чтение со стопом». Найдите на с 126   текст   «На   основании   данных   исследований   и   расчётов   сделан   вывод…STOP  на   словах «Существуют также соединения..» Один человек у ватмана изображает схему   гибридизации бензола. Учитель по плакату объясняет   схему. электронной плотности? В каких соединениях?  Скажите,   мы   уже   встречались   с   таким   явлением   перераспределения ­\­\­\­\­\­ Одновременно  II  группа   рассматривает   еще   один   неизвестный   вопрос   в   теме  изомерия   и номенклатура. Приём инсерт  позволит вам более внимательно отнестись к тексту. Простым карандашом сделайте пометки в учебнике с. 128. А результат работы группы давайте вынесем на ватман. (орто­, мета­, пара­изомерия ксилола.) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Один из пунктов нашего кластера – физические свойства. Я предлагаю вам при помощи видео познакомиться с физическими свойствами бензола и оставить на опорном конспекте схему.  Видео.  Почему опыты с бензолом опасно делать в условиях школьной лаборатории? Об этом вы найдёте информацию в разделе учебника «Физические свойства».  ( на ватман – растворимость в воде и орг. растворителях, температура плавления +5,5.  Токсичен – ПДК – 5 мг/м3. Смертельная концентрация в крови – 09 мг/л. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ III стадия. Рефлексия. Давай те вернёмся к нашему кластеру. Что мы сегодня на уроке узнали из того, что раньше нам не было известно?  Остались   неизученными   «получение,   химические   свойства».   Об   этом   мы   и   будем   говорить   на следующем уроке.  Результат работы на уроке вы можете представить с помощью приёма синквейн. (объяснение правил составления).  Бензол Токсичный, бесцветный Токсичен, пахнет, замерзает В воде плохо растворяется (Озвучивание синквейнов) Д/З (на доску) §16 стр. 125­128. В. 1 стр. 140. Арены А теперь оцените пожалуйста и озвучьте, какие отметки вы можете поставить членам команды? (оценивание, выставление отметок).

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».

Урок химии в 10 классе «Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019