Урок химии в 9 классе по теме "Спирты"
Оценка 4.9

Урок химии в 9 классе по теме "Спирты"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
13.02.2017
Урок химии в 9 классе по теме "Спирты"
Самоанализ урока
Публикация является частью публикации:
спирты (РМО).docx

МОУ средняя общеобразовательная школа №26

 

Конспект урока химии в 9 классе по теме

«Спирты»

 

 

 

Разработала:

Коряковцева Ю.Н.,

учитель МОУ СОШ №26

 

 

 

 

 

Г. Ярославль, 2015 г.

 

Цель урока:

 ознакомление учащихся с новым классом органических соединений – спирты (определение, общая формула, свойства)

Задачи

Образовательные:

Сформировать основные химические понятия: функциональная группа, гидроксильная группа. Сформировать понятие об атомности спиртов и на этой основе дать представление об одноатомных и многоатомных спиртах. Познакомить учащихся со свойствами спиртов. Продолжить формирование понятия предельные углеводороды. Продолжить формирование понятия качественная реакция на примере глицерина, как многоатомного спирта. Научить учащихся составлять формулы химических соединений класса предельные одноатомные и многоатомные спирты. Добиться овладения учащимися химической номенклатурой органических соединений класса спирты. Познакомить учащихся с основными представителями класса спирты: метанол, этанол, глицерин. Продолжить формирование понятий «молекулярная» и «структурная формулы».

Воспитывающие:

Продолжить формирование умений выполнять отчёты по лабораторным работам, грамотно и аккуратно вести записи в рабочих тетрадях в процессе изучения нового материала. Раскрыть при изучении класса соединений спирты зависимость свойств веществ от состава и строения, а применения – от свойств. Раскрыть межпредметные связи с биологией при изучении физиологического действия спиртов на организм. Познакомить учащихся с применением отдельных представителей класса спирты в жизни человека. Воспитать чувство личной ответственности за собственное здоровье.

Развивающие:

Продолжить формирование по развитию самостоятельности, наблюдательности и других качеств личности в процессе выполнения заданий на повторение пройденного материала по темам предельные и непредельные углеводороды. Продолжить работу по развитию памяти, внимания и других психических процессов и свойств личности в процессе закрепления нового материала. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать при изучении свойств органических соединений класса спирты. Продолжить формирование общешкольных умений: самостоятельно работать с текстом параграфа, отвечать на вопросы при выполнении упражнений в рабочей тетради на этапе закрепления нового материала.

Оборудование к уроку:

1)  штатив для пробирок;

2)  медная проволока;

3)  пробирки;

4)  пипетки;

5)  спиртовка;

6)  спички;

7)  мультимедиапректор;

8)  мультимедийная презентация (авторская);

9)  ПК

10)  Химия. 9 кл. О. С. Габриелян (учебник);

Реактивы:

1)  дистиллированная вода;

2)  этиловый спирт;

3)  глицерин;

4)  раствор сульфата меди (II);

5)  раствор гидроксида натрия.

 

 

Структура урока

Номер и название этапа

Время (мин)

Содержание этапа

Методы и средства обучения

I этап Организационный момент

0,5

Приветствие, настрой учащихся на работу

 

II этап Актуализация опорных ЗУН

2,5

Предельные и непредельные углеводороды. Гомологический ряд и номенклатура соединений

Индивидуально письменно Карточка с заданием

III этап Формирование новых ЗУН

14

Понятия «спирты», «атомность». Классификация спиртов (в зависимости от числа гидроксильных групп в составе спиртов). Общая формула предельных одноатомных спиртов.

Гомологический ряд и номенклатура предельных одноатомных спиртов.

Состав и строение спиртов. Понятие «структурная формула».

 Таблица «Номенклатура органических соединений» (оформление кабинета)

Учебник,с.169

IV этап Закрепление

5

Номенклатура предельных одноатомных спиртов

Состав и строение спиртов.

Молекулярная и структурная формулы.

Работа с учебником и рабочей тетрадью

V этап Физкультминутка

1

Физические упражнения

Презентация «Зрительные иллюзии»

VI этап Продолжение формирования новых ЗУН

18

Физические свойства предельных одноатомных спиртов. Физиологическое действие спиртов. Химические свойства (окисление предельных одноатомных спиртов).

Понятия «функциональная», «гидроксильная» и «альдегидная группы». Получение предельных одноатомных спиртов на примере реакции гидратации алкенов. Свойства многоатомных спиртов на примере глицерина. Понятие «качественная реакция».

Качественная реакция на многоатомные спирты.

Рабочая  тетрадь. Объяснение, демонстрация окисления спиртов, выполнение ЛБ № 15 (свойства глицерина).

VII этап Закрепление

3

Химические свойства спиртов (горение спиртов)

Синквейн

Рабочая тетрадь (письменно)

VIII этап Сообщение Д/З

1

§35 (прочитать), упр. 5 (а) (письменно), рабочая тетрадь с. 1

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих, наличие учебников, т-дей, дневников.

Учитель:

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Надеюсь, присутствующие здесь гости не будут вас смущать, а вы будете работать активно и покажете свои знания.

II. Актуализация опорных ЗУН

Учитель:

На протяжении 4 четверти мы занимаемся изучением основных вопросов курса органической химии. Ряд классов ОВ уже изучен вами ( перечислите…)

А многое предстоит ещё узнать…Ведь химия – наука удивительная, она богата своими тайнами и загадками.

1.В качестве разминки для ума я предлагаю вам такое задание –  заполнить таблицы(выданы каждому)

 (1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2ой, 3ряд – 3 ст.)

Слайд

Класс УВ

Общая формула

Вид связи между атомами углерода

Примеры (формулы вещ-в)

Алканы

 

 

 

Алкены

 

 

 

Алкины

 

 

 

 

2. А теперь вспомним гомологический ряд метана и этилена (этена).

-Что такое гомологический ряд? Гомологическая разность?

Назовите 3 гомолога пропана, 3 гомолога пентена и гексина.

 

(Выданы карточки. Представлен такой же слайд)

На карточках таблица с формулами и названиями веществ . Ваша задача найти соответствие формула – название вещества по принципу таблицы умножения.

В нижние пустые ячейки необходимо вписать буквы, соответствующие правильным ответам. Должно получиться слово – название класса органических веществ. Если слово получилось, то с заданием справились верно.

Название

Формула

ЭТАН

ПРОПЕН

МЕТАН

ЭТЕН

БУТЕН

ПРОПАН

CH4

А

М

И

Б

Е

Ы

C2H6

С

О

Р

В

Г

Д

C3H8

Л

И

С

О

Ю

Ы

C2H4

Т

Г

Л

Р

Я

А

C3H6

Е

П

П

Ы

Р

Т

C4H8

Д

Н

М

О

Т

К

ОТВЕТ:

С

П

И

Р

Т

Ы

III. Формирование новых ЗУН

Какое слово вы получили в качестве ответа?

Таким образом,  вы  сами определили тему урока.

А что вам известно о спиртах из вашего жизненного опыта? (ответы учащихся)

В глубокой древности познакомился человек с необыкновенно веселящим действием некоторых напитков. Самое обыкновенное молоко, мёд, соки плодов, постояв на солнце, меняли не  только внешний вид, вкус, но и приобретали способность возбуждать, вселять ощущение лёгкости, беззаботности. Но сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далёкие предки не догадывались, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекли меньше внимания, чем его веселящие свойства.

Это, пожалуй, то, что знают о спиртах все.. Я думаю, вы хотите знать больше.

А что бы вы ещё хотели узнать о них?  ( отвечают: -строение, кл-ция, свойства и т.п.)

 Это и будет целью нашего урока, которую вы определили сами и постараетесь её достигнуть.

Тема сегодняшнего урока: Спирты.

(я предлагаю детям выбрать, каким образом будет выстроена работа)

 

Свобода выбора: только уч-ся, только учитель, совместная работа.

(конечно же, дети выберут вариант совместной работы)

Мы рассмотрим новый класс органических соединений. В отличие от тех, что изучили ранее, в состав спиртов помимо C и H входит O. Спирты являются первыми кислородсодержащими органическими соединениями, которые изучаются в школьном курсе.

А теперь давайте поработаем с определением спиртов (стр. 169)

 

Спирты – это органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой -ОН

Что такое радикал? ( вспомнить как он образуется)

…Показать на примере этана и этанола  в тетрадях, затем взаимопроверка.

А теперь, ребята, обратите внимание на ряд формул, записанных на доске…

На доске формулы :  этанол, этаналь, этандиол, пропанол, пропантриол.

 Какое в-во---не спирт?

(выбирают этаналь, т.к. все остальные имеют одну или несколько гидроксогрупп – функц. Признак)

 

Но число ОН –групп может быть различным.

Оно и определяет атомность спирта.

По числу гидроксильных групп спирты подразделяются на одноатомные и многоатомные:

СПИРТЫ

Одноат.             Многоат. (показать пример)

 

 

Учитель:

Нас  в большей степени будут интересовать  предельные одноатомные спирты.

(разобрать состав по названию, вывести общую формулу)

Общая формула предельных одноатомных спиртов:

CnH2n+1OH

 

Гомологический ряд и номенклатура предельных одноатомных спиртов.

Углеводород

+ ол

Например: метан + ол = метанол

или

Углеводородный радикал

+ овый спирт

Например: метиловый спирт

Запишем гомологический ряд метилового спирта: (1 человек у доски)

CH3OH

Метанол

(метиловый спирт)

C2H5OH

Этанол

(этиловый спирт)

C3H7OH

Пропанол

(пропиловый спирт)

C4H9OH

Бутанол

(бутиловый спирт)

C5H11OH

Пентанол

(пентиловый спирт)

(бутанол – структурная формула)

 

Задание:

1 вариант составить структурную формулу пентанола

2 вариант составить структурную  формулу гексанола

 

 

IV. Закрепление ЗУН

Потренируемся… ( задание на листках и на слайде)

Задание: поиграйте в «крестики-нолики» (таблица 2). Покажите выигрышный путь, состоящий из молекулярных формул одноатомных спиртов. Запишите сокращенные структурные формулы веществ, образующих выигрышный путь, и назовите их .

V. Физкультминутка (зарядка для глаз)

VI. Продолжение формирования новых ЗУН

Учитель:

Итак, мы всегда помним о том, что химия – это наука о веществах, их свойствах и

превращениях.

 

Рассмотрев состав и строение спиртов, переходим к вопросу об их свойствах.

Для изучения физических свойств вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради

(стр….)

 

Таблица 3

ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ

МЕТАНОЛ, ИЛИ МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ

ЭТАНОЛ, ИЛИ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ

Молекулярная формула

 

 

Агрегатное состояние

 

 

Цвет, запах

 

 

Отношение к воде и органическим соединениям

 

 

Воздействие на организм человека (заполняется при просмотре видеофрагмента)

 

 

1.Видеофрагмент «Физические свойства спиртов»

2.В дополнении к пункту в таблице «Воздействие на организм человека» просмотрим видеофрагмент.  (видеофрагмент «Как спирт влияет на белок»)

Проанализируем ваши ответы.

 

Учитель:

В 10 классе вы очень подробно будете знакомиться с фундаментальной теорией ОХ – ТХСОС, автором которой является наш великий соотечественник А.М. Бутлеров. Одно из положений этой теории гласит: « свойства веществ определяются их химическим строением».

Что это значит?

Чтобы спрогнозировать свойства спиртов, очень важно знать их строение.

 

Химические свойства характеризуются наличием функциональной группы. Группа –OH является функциональной группой для соединений класса спирты.

Что значит функциональная группа?

Ответ: Функциональная группа – группа атомов, определяющая наиболее характерные свойства классов органических соединений.

Учитель: А теперь переходим к небольшой практической части нашего урока. Демонстрационный опыт (перед этим вспомнить правила ТБ).

1.Окисление спиртов. Накалить на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внести её в этиловый спирт. Чёрный налёт оксида меди (II) на проволоке исчезнет, она станет блестящей (получилась медь), а также появится специфический неприятный запах – в результате реакции образовался уксусный альдегид.

Запишем уравнение реакции:

CH3-CH2-OH + [O] → CH3-COH + H2O

Этиловый спирт  - Уксусный альдегид

2. частным случаем реакций окисления являются реакции горения.

_Только что вы наблюдали горение спирта в спиртовке. До каких веществ сгорает этанол?

(напишите УХР его горения)

Для изучения свойств многоатомных спиртов на примере глицерина  (демонстрация видеофрагмента  «Вз-ие многоатомных спиртов с гидроксидом меди»)

- УХР не пишем, т.к. это в 9 классе не пр-ся.

VII. Закрепление ЗУН

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Было ли вам интересно? Было ли вам всё понятно?

На столах у вас есть «смайлики», оцените свою работу, используя их.

Итогом работы будет синквейн.   Синквейн по теме «Спирты»

Вспоминаем правила составления синквейна на примере слова «Урок»

Урок

Интересный, познавательный

Развивает, учит, воспитывает

Овладение новыми знаниями

Процесс

 

VIII. Сообщение домашнего задания

§35 (прочитать), упр. 5 (а) (письменно)

Итог урока: познакомились с новым классом органических соединений – спирты.

Оценки за урок.

Спасибо за внимание!


 

МОУ средняя общеобразовательная школа №26

МОУ средняя общеобразовательная школа №26

Цель урока : ознакомление учащихся с новым классом органических соединений – спирты (определение, общая формула, свойства)

Цель урока : ознакомление учащихся с новым классом органических соединений – спирты (определение, общая формула, свойства)

Структура урока Номер и название этапа

Структура урока Номер и название этапа

Ход урока I. Организационный момент

Ход урока I. Организационный момент

Название Формула ЭТАН

Название Формула ЭТАН

А теперь давайте поработаем с определением спиртов (стр

А теперь давайте поработаем с определением спиртов (стр

Например: метил овый спирт

Например: метил овый спирт

Молекулярная формула

Молекулярная формула

Для изучения свойств многоатомных спиртов на примере глицерина (демонстрация видеофрагмента «Вз-ие многоатомных спиртов с гидроксидом меди») -

Для изучения свойств многоатомных спиртов на примере глицерина (демонстрация видеофрагмента «Вз-ие многоатомных спиртов с гидроксидом меди») -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017