Урок химии в 9 классе
«Серная кислота и ее соли»
Цель: учащиеся будут знать физические и химические свойства серной кислоты; составят уравнения реакции в молекулярном виде; будут знать применение серной кислоты; соли серной кислоты и их применение.
Задачи: сформировать умение записывать уравнения реакций, характеризующих свойства серной кислоты, сформировать умение применять полученные знания на практике и оценивать результат выполненных действий.
Ожидаемые результаты:
1 уровень: могут решать задачи на применения знаний о серной кислоте, составлять уравнения реакций
2 уровень: могут составлять уравнения реакции в молекулярном виде
3 уровень: знают формулу серной кислоты, состав и свойства серной кислоты
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: ноутбуки, листы ответов, учебник, дополнительная литература, карта выполнения работы в группе
Ход урока:
1. Орг момент: создание коллаборативной среды
2. Осмысление:
Фронтальный опрос.
Блиц – опрос.
1.Элемент, который находится под порядковым номером 16 –
2.Общее число электронов у атома серы –
3. Число протонов в атоме серы –
4.Атомная масса атома серы -
5.колличество электронов на внешнем уровне у атома серы –
6. степень окисления у серы в оксиде серы двухвалентной -
7. количество энергетических уровней у атома серы –
7.степень окисления у серы в оксиде серы трехвалентной –
8.степень окисления серы в серной кислоте -
3. Мотивационно – целевой этап.
Вступительное слово учителя. – Мы продолжаем изучать соединения серы . И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показываю в колбе раствор серной кислоты ), которая появилась в поглотительной башне. Её папа Оксид серы (VI) был мужчиной злого нрава и носил прозвище сернистый газ. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Союз газа и воды привёл к появлению нашей незнакомки, которую назвали (ответ учащихся).
Вот с этой кислотой мы и познакомимся. Для этого нам понадобится лист ответов. Внимательно рассмотрите его и скажите, что мы узнаем на уроке?
-Скажите, о чём мы сегодня будем говорить, рассматривая данную тему?
- О чём бы вы хотели узнать?
Учащиеся формулируют цель урока:
- Изучить характеристику серной кислоты.
- Какие физические и химические свойства характерны для серной кислоты.
- Какую цель можно поставить?
Цель:
- Изучить характеристику, свойства серной кислоты
Шкала: Что я знаю о азотной кислоте? Учащиеся стикерами отмечают на шкале уровень свих знаний по теме урока.
4. Операционно деятельностный этап.
Работая в паре, дайте характеристику серной кислоты по предложенному плану “Характеристика серной кислоты”: работа с текстом учебника
◦ химическая формула:
◦ по наличию кислорода:
◦ по основности (по количеству атомов водорода):
◦ по растворимости в воде:
◦ по степени электролитической диссоциации:
Давайте обсудим полученные результаты.
Чтобы иметь более полное представление об серной кислоте, мы изучим “Физические свойства серной кислоты”.
Прослушайте отрывок из сказки, которую написал ваш одноклассник, и сделайте записи в листах ответов по плану:
* агрегатное состояние:
* цвет:
* плотность:
* температура кипения:
* особенные свойства.
Будьте внимательны.
“Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она тяжёлая маслянистая жидкость без цвета и запаха, с плотностью 1,8 г/см3. Она легко выходит из себя и закипает при 279,6 °C. Чистая 100%-ная серная кислота застывает в кристаллическую массу при +10 °С. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам?(Харитонов Артем)
Учащиеся фиксируют услышанное в листах ответов по плану.
Проверяем ответы по слайду. Если все верно, в листе ответа 1 балл.
агрегатное состояние тяжёлая маслянистая жидкость
* цвет: бесцветная
* плотность: плотностью 1,8г/см3
* температура кипения: 279,60 С
* особенные свойства застывает в кристаллическую массу при +10 °С. растворившись в воде
Деление на группы: по цветам – красный, зеленый, синий, желтый.
Работа в группах
1. группа – взаимодействие металлов с серной кислотой
2. группа – взаимодействие оксида металлов с серной кислотой
3. группа - взаимодействие гидроксидов металлов с серной кислотой
4. группа - специфические свойства серной кислоты (реакция концентрированной серной кислоты с сахаром)
Записывают на листах ответов уравнения реакций, защита работы метод «Автобусная остановка». Группа на месте, спикер ходит по столам. По возвращению в группы группа рассказывает спикеру об остальных ответах других групп.
каждый выступающий ставит себе в лист ответа 1 балл за проделанную работу
валеологический компонент:
если ответ «ДА» 1 хлопок, если «НЕТ» нет хлопка
· серная кислота находится в жидком агрегатном состоянии
· степень окисления серы в серной кислоте +6
· серная кислота хорошо растворяется в воде
· разбавленная серная кислота реагирует с золотом
· при взаимодействии разбавленной серной с цинком выделяется водород
· серная кислота одноосновная кислородсодержащая кислота
· серная кислота по степени диссоциации сильная кислота
· проверяем ответы по слайду (самопроверка)
· если учащиеся все ответили верно, в лист ответа 7 баллов
· 1-да
· 2-да
· 3-да
· 4-нет
· 5-да
· 6-нет
· 7-да
Опережающее домашнее задание: выступление Висихановой Седы «Применение серной кислоты»
Все учащиеся составляют в листе ответов кластер:
Опережающее задание: защита постера Наследова Любовь: «Сульфаты. Польза и вред серных удобрений».
Работа в паре: решить задачу - решите задачу:
Горькая, или английская соль (кристаллогидрат сульфата магния) впервые была выделена из воды минерального источника в Эпсоме – пригороде Лондона. Эта соль применяется в медицине при заболеваниях нервной системы, для снижения артериального давления, а также как слабительное средство. Составьте формулу английской соли, если массовые доли химических элементов в ней составляют: 9,86% (Mg), 13,01%(S), 71,40%(О), 5,73%(Н).
Ответ: MgSO4·7H2O
За правильный ответ 1 балл
самостоятельная работа: тест
1. *Серная кислота по количеству атомов водорода является…
А)одноосновной
В)двухосновной
С)трёхосновной
Д)четырёхосновной.
2. *Концентрированная серная кислота содержит в растворе…
А)100%
В)88%
С)56%
Д)36%.
3. *Серная кислота представляет собой жидкость…
А)бесцветную
В)мутную
С)прозрачную
Д)никакую.
4. *По степени электролитической диссоциации серная кислота…
А)сильная
В)слабая
С)очень слабая
В)средняя.
5. *Химическая формула азотной кислоты…
А) HSO2
В) H2 SO4
С) HNO3
Д) H2 SO3
6.* С каким металлом концентрированная серная кислота восстанавливается до оксида серы (IV)?
А) Fe
В) Ca
С) Cu
Д) K
7.** Среда в растворе соли К2SO4
А) кислая
В) нейтральная;
С) щелочная.
Д)слабокислая
8. **Взаимодействию концентрированной серной кислоты с медью отвечает реакция
А) Cu + H2SO4 ……..CuSO4 + SO + H2O;
В) Cu + 2H2SO4………CuSO4 + SO2 + 2H2O
С) Cu + H2SO4 …….. ….Cu SO4 + H2;
Д) Cu + H2SO4 ………..CuSO4 + S + H2O.
9. **Укажите число ионов в сокращенном ионном уравнении взаимодействия сульфата натрия и нитрата серебра:
А) 1
В) 2
С) 3
Д) 4
10. ***Масса соли, полученной при взаимодействии 6,4 г меди и концентрированной серной кислотой
А) 37,6 г
В) 30,8 г
С) 376 г
Д) 16 г
* - на «3» - 3 уровень, ** - «4» - 2 уровень, *** - «5» - 1 уровень
Взаимопроверка: по кругу, выставление баллов
За каждый правильный ответ 1 балл
Ключ: 1-в, 2-а, 3-а, 4-а, 5-в, 6-с, 7-в, 8-в, 9-д, 10-д
5. Итог урока: подсчет баллов за урок, общая оценка в листе ответов.
Выставление оценки
20-19 баллов – 5
18-15 баллов – 4
14-10 баллов – 3
Меньше 10 баллов – не усвоил тему
6. рефлексия: Шкала: Что я теперь знаю о серной кислоте?
7. Домашнее задание:
1. параграф учебника прочитать и еще раз осмыслить изученный материал, задание 2 после параграфа – «3»
2. составить тест из 5 вопросов по пройденной теме. – «4»
3. Составить кроссворд по изученной теме – «5»
Лист ответа ___________________________________(Ф.И. ученика)
Тема:__________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1 Работая в паре, дайте характеристику серной кислоты по предложенному плану “Характеристика серной кислоты”: работа с текстом учебника
◦ химическая формула:
◦ по наличию кислорода:
◦ по основности (по количеству атомов водорода):
◦ по растворимости в воде:
◦ по степени электролитической диссоциации:
Задание 2 Прослушайте отрывок из сказки, которую написал ваш одноклассник, и сделайте записи в листах ответов по плану: (индивидуальная работа)
* агрегатное состояние:
* цвет:
* плотность:
* температура кипения:
* особенные свойства.
Самопроверка, если все верно, в листе ответа 1 балл.
Задание 3 Работа в группах
Работа в группах
1. группа – взаимодействие металлов с серной кислотой
2. группа – взаимодействие оксида металлов с серной кислотой
3. группа - взаимодействие гидроксидов металлов с серной кислотой
4. группа - специфические свойства серной кислоты (реакция концентрированной серной кислоты с сахаром)
Записывают на листах ответов уравнения реакций.
каждый выступающий ставит себе в лист ответа 1 балл за проделанную работу
Задание 4 игра «ДА, НЕТ»
Самопроверка, за каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов.
Задание 5 составление кластера «Применение серной кислоты» (индивидуальная работа)
Задание 6 Работа в паре: решить задачу:
Горькая, или английская соль (кристаллогидрат сульфата магния) впервые была выделена из воды минерального источника в Эпсоме – пригороде Лондона. Эта соль применяется в медицине при заболеваниях нервной системы, для снижения артериального давления, а также как слабительное средство. Составьте формулу английской соли, если массовые доли химических элементов в ней составляют: 9,86% (Mg), 13,01%(S), 71,40%(О), 5,73%(Н).
Самопроверка, за правильный ответ 1 балл в лист ответа
Задание 7 выполнение теста(индивидуальная работа)
1. *Серная кислота по количеству атомов водорода является…
А)одноосновной
В)двухосновной
С)трёхосновной
Д)четырёхосновной.
2. *Концентрированная серная кислота содержит в растворе…
А)100%
В)88%
С)56%
Д)36%.
3. *Серная кислота представляет собой жидкость…
А)бесцветную
В)мутную
С)прозрачную
Д)никакую.
4. *По степени электролитической диссоциации серная кислота…
А)сильная
В)слабая
С)очень слабая
В)средняя.
5. *Химическая формула азотной кислоты…
А) HSO2
В) H2 SO4
С) HNO3
Д) H2 SO3
6.* С каким металлом концентрированная серная кислота восстанавливается до оксида серы (IV)?
А) Fe
В) Ca
С) Cu
Д) K
7.** Среда в растворе соли К2SO4
А) кислая
В) нейтральная;
С) щелочная.
Д)слабокислая
8. **Взаимодействию концентрированной серной кислоты с медью отвечает реакция
А) Cu + H2SO4 ……..CuSO4 + SO + H2O;
В) Cu + 2H2SO4………CuSO4 + SO2 + 2H2O
С) Cu + H2SO4 …….. ….Cu SO4 + H2;
Д) Cu + H2SO4 ………..CuSO4 + S + H2O.
9. **Укажите число ионов в сокращенном ионном уравнении взаимодействия сульфата натрия и нитрата серебра:
А) 1
В) 2
С) 3
Д) 4
10. ***Масса соли, полученной при взаимодействии 6,4 г меди и концентрированной серной кислотой
А) 37,6 г
В) 30,8 г
С) 376 г
Д) 16 г
* - на «3» - 3 уровень, ** - «4» - 2 уровень, *** - «5» - 1 уровень
Взаимопроверка: по кругу, выставление баллов
За каждый правильный ответ 1 балл
Номер задания |
Балл |
Общий балл |
Итоговая оценка |
Задание 2 |
|
|
|
Задание 3 |
|
||
Задание 4 |
|
||
Задание 6 |
|
||
Задание 7 |
|
Выставление оценки
20-19 баллов – 5
18-15 баллов – 4
14-10 баллов – 3
Меньше 10 баллов – не усвоил тему
Домашнее задание:
1. параграф учебника прочитать и еще раз осмыслить изученный материал, задание 2 после параграфа – «3»
2. составить тест из 5 вопросов по пройденной теме. – «4»
3. Составить кроссворд по изученной теме – «5»
Работа в группе
1. Опыт
|
|
2. Опыт
|
|
3. Опыт
|
|
4. Опыт
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.