Урок физики в 9 классе по теме «Реактивное движение»
Актульность предлагаемого метода работы:
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного подхода. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, главное - самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.
Конструкт урока
Тема урока: «Реактивное движение»
Цели урока
Познавательные:
· Дать понятие реактивного движения;
· Показать применение закона сохранения импульса для реактивного движения.
Воспитательные:
· Воспитывать чувство гордости за нашу страну и народ;
· Воспитывать самостоятельность и инициативность;
· Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;
· Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе, космосу.
Развивающие:
· Развивать познавательные интересы и творческие способности;
· Способствовать расширению кругозора;
· Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому ученику;
· Формировать представление о роли «физики» в жизни общества.
Оборудование, ТСО, наглядность
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Воздушный шарик
4. Комплект «Механика 1»
5. Видео «Движение медузы», «Бешенный огурец»
6. Видео «Движение ракеты»
7. Карточки – инструкции с заданиями
8. Конверты с деталями ракеты для моделирования
9. Карточки по проверке знаний
10. Учебники
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Предполагаемые результаты
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие межличностных отношений Развитие у учащихся памяти, мышления и внимания.
Умение контролировать результат своей деятельности
|
Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения. Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах. Организовать учебное сотрудничество в паре. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи |
Знать отличительные признаки реактивного движения, уметь применять закон сохранения импульса к объяснению движения, находить примеры движения в природе и технике. Умение вести наблюдения в эксперименте, делать вывод по наблюдению, обобщать полученный результат
|
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в парах, индивидуальная.
Технологии: элементы критического мышления и проблемного обучения, проектная
№ |
этап урока |
деятельность учителя |
деятельность ученика |
продукт деятельности |
формируемые УУД |
||||||||||||
1 |
Организационный |
1. Создает комфортные условия для работы на уроке
|
1. Настраивается на учебную деятельность
|
|
Личностные УУД: определяет место урока в личной жизни
|
||||||||||||
2 |
Актуализация опорных знаний
|
1. Организует работу по решению небольшой задачи по теме домашнего задания 2. Создает условия для проверки усвоения домашнего задания
|
1. Высказывает свое мнение по решению задачи 2. Проводит письменную проверку знаний (укажи верные утверждения) |
Письменная работа |
Личностные УУД: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывает учебные действия Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного виды в другой (жизненная ситуация в научный пример)
|
||||||||||||
3 |
Мотивационный |
1. Подводит учащихся к формулировке темы урока через эксперимент и решение проблемного вопроса (заполнение корзины идей)
2. Создает условия для формулирования учениками вывода по опыту
3. Создает условия для развития интереса к теме урока
4. Организует беседу по развитию этого интереса
5. Подводит к формулировке учащимися цели учебного занятия
|
1. Решает проблемный вопрос и выдвигает предположения по теме урока (корзина идей) 2. Взаимодействует с учителем и учениками во время наблюдения за опытами. 3. Формулирует вывод по опытам 4. Формулирует определение понятия. 5. Формулирует задачи урока 6. Делает записи в рабочем листе.
|
Запись темы урока в рабочем листе
|
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные УУД: целеполагание, постановка учебной задачи; фиксирование результатов наблюдений и формулирование выводов Коммуникативные УУД: в дискуссии уметь перефразировать свою мысль Познавательные УУД: самостоятельно определяет знания, которые необходимы для решения жизненных задач; формулирует понятия
|
||||||||||||
4 |
Изучение нового материала |
1. Организует работу по формулированию определения понятия 2. Организует работу по методу интерактивной стратегии 3. Организует обсуждение записей в первой колонке 4. Организует работу по заполнению второй колонки (построение своей траектории изучения темы) 5. Организует обсуждение индивидуальных планов 6. Организует работу по заполнению третьей колонки (просмотр видео, работа с текстами) 7. Организует проектную работу по созданию модели ракеты 8. Организует работу с текстом параграфа 22 9. Организует обсуждение по работе 10. Организует работу по анализу первичных знаний (первой колонки) и изученных знаний (третьей колонки) 11. Помогает сформулировать выводы 12. Организует решение и обсуждение проблемного вопроса урока.
|
1.записывает определение в рабочем листе 2. Работает по заполнению первой колонки (2 минуты)
3. Принимает участие в обсуждении заполнения 4. Заполняет вторую колонку (2 минуты), формулирует для себя интересующие его вопросы 5. Принимает участие в обсуждении вопросов, проводит коррекцию своих записей 6. Заполняет третью колонку а) просматривает видео «Движение медузы», «Бешеный огурец» (2 минуты) б) работает с текстом по хронологии событий и заполняет таблицу
(2 минуты) в). Работает с текстом – биография К.Э. Циолковского, выделяет главную мысль – какой вклад внес К.Э. Циолковский в развитие космонавтики (1минута) 7. Моделирует свою ракету (работа в паре) и представляет свой проект, ведет обсуждение со сверстниками о строении ракеты (3 минуты) (работа на компьютере) 8. Обсуждает свой проект со сверстниками и учителем. (1 минута) 9. Уточняет строение ракеты с помощью видео-анимации «Запуск РН Союз» (2,5 минуты) 10. Работает с параграфом 22 для дополнения своих знаний (как закон сохранения импульса объясняет запуск ракет) (5 минут) 11. Обсуждает свои знания 12. Делает выводы о значении закона, дает ответ на проблемный вопрос
|
1. Запись определения понятия
2. Таблиц по интерактивной стратегии
3. Хронологическая таблица
4. Компьютерная модель ракеты
5. Запись ответа на главный вопрос: Почему ракета
|
Личностные УУД: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; развитие навыков проектирования (мышление)
Регулятивные УУД: Фиксировать результаты работы с разными видами источников знаний и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Коммуникативные УУД: Восприятие необходимой информации, отстаивание своей точки зрения в диалоге и в выступлении. Продуктивно взаимодействовать с партнером при взаимообучении.
Познавательные УУД: Умение представлять информацию в виде таблицы и преобразовывать ее в текст
|
||||||||||||
5 |
Итог урока |
1. Организует работу учащихся по оценке полученных знаний и подготовке к записи Д/З
|
1. Заполняет таблицу (знаю … могу) и выставляет оценку своей деятельности 2.Отвечает на вопросы |
1. Заполнение таблицы (знаю …могу), по которой определяем уровень Д/з
2. Самооценка (сдается учителю)
|
ЛичностныеУУД: сравнивать свои результаты с результатами других Регулятивные УУД: уметь проводить самооценку Коммуникативные УУД:понимать позицию другого |
||||||||||||
6 |
Инструктаж по выполнению Д/з |
Дает пояснения по выполнению Д/з |
Слушает рекомендации учителя по домашнему заданию, записывает его в дневник |
Стимуляция к организации деятельности ученика во внеучебной аудитории
|
Личностные УУД: знать свои цели саморазвития Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий; предвосхищение результата и уровня усвоения. Познавательные УУД: Выделять существенную информацию |
||||||||||||
7 |
Первичная проверка усвоения знаний |
1. Организует проверку знаний (дает инструкцию по выполнению) 2. Помогает в коррекции записей |
1. Делает запись в телефоне СМС - сообщения по теме урока. 2. Проводит коррекцию записей и знаний |
СМС - сообщение |
Личностные УУД: умение критично относиться к своему мнению, признавать свои ошибки и их корректировать Регулятивные УУД: контроль правильности ответов; Коммуникативные УУД: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД: Структурировать знания, выделять существенную информацию
|
||||||||||||
8 |
Рефлексия |
Организует работу по рефлексии |
Определяет свое самочувствие 1. было интересно 2. немного устал, но интересно 3. устал, было неинтересно |
карточка с рефлексией. |
Личностные УУД: Определять значимость обучения для себя
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.