СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ
И.Т.ХРУЦКОГО «ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ»
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Сочные, аппетитные, нежные плоды…Душистые, хрупкие,
благоухающие цветы…Все это великолепно удавалось художнику
И.Хруцкому. На необычайно яркой картине «Цветы и плоды» как раз и
изображаются любимые нами плоды и цветы.
В композиции картины выделяется роскошный букет цветов,
составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов,
нарциссов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы
заполняют центральную часть холста, почти достигая его верхнего края.
Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и
плоды, наполняя ими корзину. Искусные изделия человеческих рук: корзины
и короба – переходят из картины в картину как их непременные «
персонажи». Столь же любимым «героем» с конца 1830х годов
становится великолепный кувшин с рельефным изображением собак и
изящной ручкой в виде лисицы, в котором стоят цветы. Стакан,
наполненный до половины водой с опущенным в него ломтиком лимона,
подчеркивает своей прозрачностью мясистую плотность изделия. Долька
лимона у края столешницы вносит необходимое оживление и усиливает
ощущение присутствия человека. Подобные натюрморты должны были
составить «усладу для глаз», но художник не мог не заметить тронутый
увяданием цветок, заветрившиеся края разделенного на половинки персика,
засохшей лимонной кожуры.
Вопросы к тексту:
1 О чем говорится в тексте?
2 Зачем был написан этот текст? С какой целью?
3 Что вы можете сказать о композиции текста?
4 На сколько частей он распадается? О чем говорится в каждой части?
5 Давайте обратимся к словам, из которых состоит этот текст. Какая
часть речи преобладает? Почему?
6 Какие используются художественные средства? Назовите их?
Задание (на выбор):
1 Опишите картину, используя искусствоведческий текст.
2 Опишите букет цветов, изображенный на картине. СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК
Больше всего в этом букете пионов: бледнорозовые, светложелтые, белые
и, конечно, яркокрасного цвета, порою переходящего в бордовый. Причем у
двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить
несколько беложелтых прожилок. Эти цветы напоминают меховую шапку:
мохнатые и даже немного кучерявые лепестки цветка во многом
способствуют этому.
Роза яркокрасного цвета, правда, по краям можно увидеть как бы бахрому
нежнорозового цвета. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.
Нарциссы яркожелтого цвета. По тому, как художник выписывает каждый
лепесток(они едва не светятся), мы можем сказать, что цветок этот хрупкий,
ранимый.
Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех
лепесточков, похожих на маленькие звездочки (даже цвет у некоторых из них
нежносиреневый, переходящий в синий и заканчивающийся нежнобелым).
Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Наверное, о лепестках
ириса сказать труднее всего, уж очень они необычны. Продолговатые,
расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек. Можно
заметить какието маленькие прожилки на каждом нежнофиолетовом цветке.
Он чемто похож на бант: с одной стороны вытянутый, а с другой – пышный.
На тонких стеблях держатся маленькие кругловатые головки, похожие на
шишки, которые заканчиваются яркосиними, направленными в разные
стороны лепестками, они словно открывают свою серединку солнцу. Это
васильки. Эти цветы, в отличие от других, растут в поле. Поэтому рядом с
ними художник изобразил золотистого цвета колосья, похожие на туго
заплетенную косу.
У самого края вазы незаметно примостились небесного цвета фиалки,
внутри цветка которых ободок желтого цвета.
Ваза, в которой стоят цветы, серебристомедного цвета. На ней художник
детально выписал ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под
деревом изображены собаки, у которых продолговатое туловище, длинный
хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у
животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент. Сразу бросаются в глаза насыщенножелтого, порою переходящего в
бежевый, а иногда и в бордовый, темнокрасный, персики, заботливо
положенные кемто в плетеное лукошко. Причем видно, сто положены они на
какието листочки. Персики привлекают к себе внимание, так как выглядят
очень сочными. Это доказывает разломленный на две половинки персик,
который лежит отдельно от других на столе.
Смородина блестящая, гдето красная, нежнорозовая, а гдето бежевая.
Похожа она на бусинки, которые заканчиваются маленькой черной точкой.
Тыква желтая с зеленым хвостиком, громадных размеров, словно
поделенная на дольки.
Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Их всего пять. Они спелые,
ведь не зря же по одной из них ползет муха.
На тыкве лежит гроздь винограда. Он прозрачный, янтарного цвета. Со
стола свисает маленькая гроздь из четырех ягод.
Рядом с грушей лежит наполовину отрезанный лимон, правда, художник
показывает, что он уже несвежий: мякоть матовожелтого цвета, почти
непрозрачная.
Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин он примерно на
четверть наполнен водой. Своей формой графин напоминает фигуру человека.
Около вазы с букетом цветов стоит прозрачный стеклянный стакан с водой. В
нем долька лимона.
О присутствии человека говорит и долька лимона в стакане, и ломтик
лимона, лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка
винограда, и разломленный пополам персик. ТЕМА: Художественный стиль речи. Сочинение по картине И.Т.Хруцкого
«Цветы и плоды».
ЦЕЛЬ: Воспитание у учащихся интереса к родному языку и живописи;
развитие связной устной и письменной речи; введение в речь учащихся
оценочных прилагательных; закрепление понятия о художественном стиле
речи и его особенностях; подготовить к написанию сочинения по картине.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины, искусствоведческий текст, слова
для справок.
ХОД УРОКА
1 Вступительное слово учителя о художнике и об особенностях жанра
«натюрморт».
На уроках ИЗО вы наверняка рисовали цветы, овощи, фрукты,
предметы обихода. Как называются картины, на которых все это
изображено? Как переводится буквально слово «натюрморт»? Мастером этого жанра живописи является Иван Тимофеевич
Хруцкий. Он родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе
Витебской губернии. Семья жила небогато, но все же родители
нашли средства, чтобы отправить своего старшего сына на учебу в
лицей. В лицее будущий художник впервые познакомился с
работами великих живописцев. И, видимо там, его природный дар
к живописи раскрылся сразу, иначе как еще можно объяснить то,
что в 1827 году он поступил в Академию художеств в Петербурге.
Студентом Хруцкий брал уроки у разных мастеров, учился он и у
портретистов, и у пейзажистов, но подлинную славу принесли ему
именно натюрморты, написанные в начале 1830х годов.
Натюрморт, с которым мы познакомимся сегодня хранится в
Третьяковской галерее в Москве, он был удостоен Большой
серебряной медали «за написание с натуры плодов и цветов».
2 Беседа по картине
Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она вызывает?
Что на картине занимает центральное место?
Почему в названии звучит слово «плоды», а не «овощи» или
«фрукты»?
Опишите цветы, которые составляют букет.
Попробуйте подробнее описать пионы. Какие они? На что
похожи?
Что можно сказать о розе? Какие у нее лепестки?
Каким изображен нарцисс? Какая есть легенда об этом цветке?
Как выглядят гиацинты? С чем их можно сравнить?
Найдите на картине цветы, выполненные в синих или голубых
оттенках. Как выглядят ирисы? На что они похожи? Попробуйте
их описать.
Охарактеризуйте яркосиние васильки. Чем они отличаются от
уже рассмотренных нами цветков?
Почему рядом с васильками написаны колосья? Опишите их. С
чем их можно сравнить?
Какие еще цветы вы заметили? Как выглядят фиалки?
Что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы?
Объясните значение слова «орнамент». Какие плоды здесь изображены? Опишите самые интересные на
ваш взгляд.
Как художнику удалось подчеркнуть спелость, сочность
персиков?
Обратите внимание, как художник выписывает каждую
смородину. На что похожи эти ягодки.
С другой стороны букета лежит огромная тыква. Какая она?
Что изображено рядом с тыквой?
Как художнику удалось подчеркнуть их спелость?
Заметили ли вы мушку, которая ползет по одной из груш?
В самом уголке картины лежит яблочко, которое почти скрыто от
глаз зрителей. Заметили ли вы его?
Где расположен виноград? Какие краски использовал художник
для его изображения?
Все плоды мы можем съесть в большом количестве. А какой плод,
изображенный на картине, мы в большом количестве съесть не
сможем?
Как выглядят лимоны, какие краски использовал художник,
чтобы их изобразить?
Докажите, что лимон уже не свежий.
Рядом с тыквой расположен стеклянный графин. В чем
необычность его формы?
Попробуйте найти на картине присутствие человека. Какие
детали об этом говорят?
3 Повторение: стили речи.
Какие стили речи вы знаете?
В чем особенность художественного стиля речи?
Мы только что описали с вами картину. Каким стилем речи мы
пользовались? Докажите.
Какие художественные средства при этом использовали?
(См. Слова для справок. Учащиеся во время работы делают себе
пометки. Пишут словарную работу.)
4 А теперь обратимся к описанию картины, которое составила
искусствовед Д.Н.Лебедева. Ответим на вопросы после текста.
5 Задание на дом. Написать сочинение по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и
плоды» (см. задания после текста).
Урок и презентация по русскому языку на тему "Сочинение по картине Хруцкого "Цветы и плоды" (5 класс)
Урок и презентация по русскому языку на тему "Сочинение по картине Хруцкого "Цветы и плоды" (5 класс)
Урок и презентация по русскому языку на тему "Сочинение по картине Хруцкого "Цветы и плоды" (5 класс)
Урок и презентация по русскому языку на тему "Сочинение по картине Хруцкого "Цветы и плоды" (5 класс)
Урок и презентация по русскому языку на тему "Сочинение по картине Хруцкого "Цветы и плоды" (5 класс)
Урок и презентация по русскому языку на тему "Сочинение по картине Хруцкого "Цветы и плоды" (5 класс)
Урок и презентация по русскому языку на тему "Сочинение по картине Хруцкого "Цветы и плоды" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.