Урок-игра "Битва сильнейших"
Оценка 4.9

Урок-игра "Битва сильнейших"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
11 кл
06.11.2017
Урок-игра "Битва сильнейших"
Публикация является частью публикации:
урок-игра.docx
Интеллектуальная игра  по русскому языку и литературе:   «Битва сильнейших» Цели:  формирование познавательных интересов у учащихся,  пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний. Оборудование:  мультимедийная установка, презентация Ход игры Ведущий: Уважаемые   гости,   участники,   жюри   и   болельщики!   Я   приветствую   всех   на интеллектуальной   игре   «Битва   умов».   Сегодня   встречаются   самые   отважные интеллектуалы : команды________________ _______________. Представление команд (название, девиз, эмблема, приветствие) – 5 баллов. Правила игры: 1. Игра состоит из семи туров, после второго тура проигравшая команда удаляет,   по   их   мнению,   самого   слабого   игрока   (кроме   капитана),   сам капитан может менять решение команды. Один раз за игру у капитана команды есть шанс: спасти своего игрока или заменить его на другого. 2. Участники   игры   не   спорят   с   жюри,   не   имеют   право   на   нелестные замечания в адрес жюри или ведущего. 3. Жюри   состоит   из   4   человек:   1   представитель   пед.   коллектива,   1 представитель ученической организации, 2 человека – независимое жюри. 4. Перед каждым туром ведущий объявляет высший балл оценки конкурса. ТУР 1 «Грамотеи» ( разминка) ЗАДАНИЕ: Расставить в словах ударение  (работа без ошибок – 2 б., 1­2 ошибки – 1б., более 2­х ошибок – 0б.)        Баловать, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, намерение, начала, ненависть, облегчить, медикаменты, простыня, свекла, средства, статуя, столяр, углубить, хозяева, черпать, щавель ПРОВЕРКА ′ ′ Балова ть, звони т, катало г, кварта л, киломе тр, краси вее, наме рение, начала ,  не нависть, облегчи ть, медикаме нты, простыня , свёкла, сре дства, ста туя,  столя р, углуби ть, хозя ева, че рпать, щаве ль.  ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ТУР 2 «Старые – новые слова» Ведущий: Лев Васильевич Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет:  «Каждое слово может в языке получать второе, третье и ещё много  значений; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со  словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно  новый смысл; они делают их новыми словами». Вот о таких старых ­ новых словах мы сейчас и поговорим. Ответ будет  оцениваться по двухбалльной  системе и будут даны две определения. Угадав с  первой подсказки,  команда получает 2 балла, со второй подсказки 1 балл. 1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора. Сегодня  ­  работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице.   (ДВОРНИК) 2. Раньше – купец, торговец, преимущественно иностранный. Сейчас –  знакомый человек, которого вы принимаете в своём доме. (ГОСТЬ) 3. Раньше – бес, дьявол.  Сейчас – противник, недруг, неприятель. (ВРАГ) 4. Раньше – человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье. Сейчас – тот, кто живёт на чужие средства.      (НАХЛЕБНИК). 5. Раньше – художник, который расписывал здание или стены, потолки в  помещении.   Сейчас ­  тот, кто выписал какое­либо печатное издание.      (ПОДПИСЧИК) 6. Раньше – вензель, инициалы и фамилия, красиво сплетённые  между собой.   Сейчас – система условных знаков для передачи секретных сведений.      (ШИФР) ТУР 3  «Расскажи красавица» Перед Вами рисунок русской красавицы, сбоку написаны слова, которые  обозначали на Руси части человеческого лица и фигуры. При помощи рисунка и вашей логики попробуйте найти новое значение данных великорусских  слов.  Око ­ глаз,      чело – лоб,     выя – шея,     чрево – живот,     перст – палец,     перст – палец,      перси – грудь,     вежды – веки,     ланиты – щеки,    уста –  губы,    зеница – зрачок,      рамо – плечо,    длань – ладонь,     шуйца – левая  рука,    десница – правая рука,     чресла – поясница, бёдра,    челюсть – лицо,  рыло – нос, пясть – ладонь с пальцами. Тур 4. БОЙ КАПИТАНОВ. Фразеологические обороты ­это жемчужины  языка, без употребления которых речь становится не такой яркой.В этом конкурсе участвуют только Капитаны  команд.Каждый получают карточку с 15 фразеологизмамиКапитан  должен  одним\двумя словами передать смысл оборота. Время выполнения задания– 5  минут. Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов за  конкурс – 15 баллов 1. С гулькин нос   (  мало) 2. У черта на куличках   (далеко) 3. Семи пядей во лбу      (умный) 4. От горшка два вершка (маленький) 5. Когда рак на горе свистнет    (никогда) 6. Хот пруд пруди                 (много) 7. Яблоку негде упасть          (тесно) 8. Ни кола ни двора             (бедный) 9. В голове ветер гуляет   (глупый, бестолковый) 10. Рубаха­парень             (простой) 11. Одной ногой в могиле (старый, больной) 12. Толочь воду в ступе   (напрасно) 13. Душа в пятках        (струсил) 14. И был таков   (скрылся, сбежал) 15. Рыло в пуху                 (виноват) 1. Рот не заткнёшь     (болтун) 2. В руках всё горит           (мастер, умелец, работящий,) 3. Руки – крюки              (неумеха) 4. Глаз не отвести     (красивый) 5. Пугало огородное          (страшный, неряшливый) 6. Коломенская верста                (высокий) 7. Одной рукой подкову гнёт           (сильный) 8. Тугой на ухо     (глухой) 9. На ходу подмётки рвёт (ловкий, хитрый) 10.  Тяп – ляп       (небрежно) 11.Хоть глаз выколи       (темно) 12. После дождичка в четверг       (неизвестно) 13. Тютелька в тютельку         (точно) 14. Мёдом намазано      (притягивает, манит) 15. Как гром среди ясного небо      (неожиданно)  ТУР 5  «Узнай писателя» Перед вами описание писателя\поэта. Нужно определить о ком идет  речь. Если определения не достаточно, можно взять подсказку –  портрет. Если команда и с подсказкой ответить не может, ход  переходит к сопернику. Если писатель определен по описанию – 3 балла С описанием и портретом – 1 балл Тургенев (считается классиком не только русской, но и мировой  литературы. Среди самых известных его произведений не только  романы, но и повести и рассказы, а также знаменитые  «стихотворения в прозе»: сборник мелодичных афоризмов о любви,  смерти и человеческом бытии. В своих произведениях он открывал  читателю мир русского дворянства, а его женские образы  считаются эталонными описаниями российских дворянок. Достоевский (один из самых значительных и известных в мире  русских писателей, и мыслителей, творчество которого знают и  изучают на уроках литературы во всем мире. Оказал огромное влияние на развитие литературы всего мира и духовного развития  человечества в целом. В его произведениях персонажи нередко  живут как бы сами по себе, не подчиняясь закону причины­ следствия или движению повествования в целом. А автор не  описывает, а лишь сопереживает трагедии героев. За это его  прозвали самым глубоко нравственным писателем, настоящим  «психологом пера» и исследователем человеческой души. Толстой, (просветитель, публицист, религиозный мыслитель, один  из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей,  почитаемый как один из величайших писателей мира. Отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне  крестьян. Он был ярым противником власти и был первым, кто  отказался от авторского права, а за отклонение религиозных  авторитетов отлучен от церкви)  Чехов, Он был мастером малого жанра ­ рассказа. По его  произведениям только в нашей стране снято 235 фильмов. Он один  из известнейших драматургов, популярный не только в России, но и  далеко за ее пределами. Во всем мире признан классиком  литературы. Афоризмы его ценятся всеми любителями  словесности. Некрасов, родился 28 ноября 1821 года, Немиров, Винницкий уезд,  Подольская губерния, Российская империя. Русский поэт, писатель  и публицист, революционер­демократ, классик русской литературы. С 1847 года по 1866 год — руководитель литературного  и общественно­политического журнала «Современник», с 1868 года  — редактор журнала «Отечественные записки». Бунин русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской  академии наук, первый русский лауреат Нобелевской премии  по литературе в 1933 г. После революции 17­го года Бунин  эмигрировал во Францию, где и написал многие свои известные  произведения.  Есенин, великий поэт, представитель новокрестьянской поэзии и  лирики, более поздние произведения его относятся к имажинизму.  Стихотворения этого поэта отличаются простым языком, легкой  рифмой и разнообразием тематики, но ведущей темой его лирики  всегда была Родина – Русь. Цветаева, Трагическая жизнь и судьба ее поражает по сей день.  Иногда не понимаешь, как такие испытания могли свалиться на  хрупкие плечи красивой и умной женщины. Она с 6 лет писала стихи, а первый ее сборник, который привлек  внимание широкой публики, был издан, когда девушке было всего 18  лет. Но на этом подарки талантливой женщине от судьбы  закончились. Она пережила смерть одного из своих детей,  репрессию второго и разделила ссылку с третьим. Муж был  расстрелян при советской власти по подозрению в шпионаже. А  сама женщина, не стерпев унижения и позора, повесилась на  веревке, которую в путь ей дал Борис Пастернак, чтобы она могла  связать свои чемоданы. Маяковский поэт, драматург, кинорежиссер, киноактер, редактор  журнала первой половины 20 века. В большинстве своём он был  известен как "пролетарский писатель", однако, многим критикам он был неудобен в связи с особым резким и бескомпромиссным стилем  изложения. Всегда был бунтарем и борцом с классовой  несправедливостью. В молодости его несколько раз арестовывали,  обвиняя в антиправительственной деятельности, но потом  отпускали по причине несовершеннолетия и отсутствия  доказательств. Несмотря на это, однажды ему все­таки пришлось  отбывать срок в Бутырской тюрьме ТУР 6 «Назовите автора и произведение» Перед вами цитата из произведения.  Нужно определить произведение и его автора.  Если команда ответить не может, ход переходит к сопернику. Если название произведения и его автор определены правильно – 3  балла. Определен только автор или только произведение ­1 балл «Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял,  то что из того выходило? Выходило то, что я рвал кафтан пополам,  делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской  пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не  достигнешь". Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя,  ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя,  то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел.»  «Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице  тысячами добрых дел? За одну жизнь ­ тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен ­ да ведь тут  арифметика! « (Достоевский «Преступление и наказание») «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными  интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами  мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей  шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды и вне всех возможных преобразований.» «Над ним не было ничего уже,  кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все­таки неизмеримо  высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо,  спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так,  как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому  высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого  высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме  его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И  слава Богу!.. Толстой «Война и мир» «Вот он в сумасшедшем доме. А вот постригся в монахи. Но каждый  день неуклонно посылает он Вере страстные письма. И там, где падают  на бумагу его слёзы, там чернила расплываются кляксами. Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере  две телеграфные пуговицы и флакон от духов — наполненный  его слезами...» «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно  и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы,  ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна  молитва: «Да святится имя твое».» ( Куприн «Гранатовый браслет» «Всемогущий, ты выдумал пару рук, сделал, что у каждого есть голова, — отчего ты не выдумал, чтоб было без мук целовать, целовать, целовать?!» «Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен,— а самое страшное видели — лицо мое, когда я абсолютно спокоен?» ( Маяковский «Облако в штанах») Был он изящен, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую­то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою. (Есенин «Черный человек) ТУР 7  «Романсы.» Звучат известные романсы на стихи русских поэтов. Необходимо  назвать автора стихов. Каждый правильно названный романс – 1 балл.  Если команда не смогла угадать автора, это может попробовать  сделать 2 команда. 1. «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов 2. «Я помню чудное мгновенье...» ­ одно из самых известных  стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, написано в 1825  году и адресовано Анне Керн. Значительную лепту в популяризацию данных строк внес знаменитый русский композитор Михаил  Иванович Глинка, который в 1840 году, вдохновленной красотой  своей возлюбленной ­ Екатерины (по иронии судьбы оказавшейся  дочерью Анны Керн), написал на данные стихи музыку, что дало  романсу новый импульс и позволило получить известность в  широких кругах. 3. «Утро туманное» Тургенев 4. Я тебе ничего не скажу Фет 5. «Клен ты мой опавший» Есенин 6. «Я словно бабочка к огню» Цветаева Баловать,   звонит,   каталог,   квартал,   километр, красивее, намерение, начала, ненависть, облегчить, медикаменты, простыня, свекла, средства, статуя, столяр, углубить, хозяева, черпать, щавель Баловать,   звонит,   каталог,   квартал,   километр, красивее, намерение, начала, ненависть, облегчить, медикаменты, простыня, свекла, средства, статуя, столяр, углубить, хозяева, черпать, щавель

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"

Урок-игра "Битва сильнейших"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017