Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала презентаация.pptx
Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба,  пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно,  что работает тот уже очень давно, сильно устал, а  результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” ­  спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” ­ сердито  ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент,  дело пойдёт гораздо быстрее”. ­ посоветовал мудрец. “Не  мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” ­ ответил  упрямый лесоруб.
«Часть речи, причастная к глаголу,  в образе прилагательного»  В.И.Даль «Сии глагольные имена служат к  сокращению человеческого слова,  заключая в себе имени и глагола      силу»  М.В.Ломоносов
текстильная мозаика (также пэчворк,  Лоскутное шитьё, лоскутная  техника, лоскутная мозаика,  от англ. patchwork — «одеяло,  лоскутов») — вид рукоделия. покрывало, изделие из разноцветных
Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи? Верите ли вы, что причастие похоже на прилагательное? Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом? Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы? Верите ли вы, что у причастий нет зависимых слов? Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль  определения? Верите ли вы, что деепричастие – неизменяемая часть речи? Верите ли вы, что деепричастие обозначает признак предмета по  действию? Верите ли вы, что деепричастный оборот не всегда выделяется  запятыми? Верите ли вы, что деепричастия похожи на прилагательные? Верите ли вы, что деепричастия похожи на наречия? ­ + ­ ­ + + + _ _ +
Серебряная сказка зимы! Поля. Лес. В звёздные  ночи лунный свет.
Серебряная сказка зимы! Белеющие поля, переплетённые  лентами следов.  Занесённый снегом лес. В звёздные  ночи лунный свет, колдующий над  полями.
Причастие  1. Закапывающий 2. Любящий 3. Делая ­ющ­ ­ящ­ 4. Выполненная 5. Убравши 6. Искавший 7. Повысив 8. Играючи 9. Выросший 10. Услыша 11 Приколотый 12. Написанный 13 Держась 14 Запершись ­енн­ ­вш­ ­ш­ ­т­ ­нн­ Деепричастие  1. Закапывающий 2. Любящий 3. Делая 4. Выполненная 5. Убравши 6. Искавший 7. Повысив 8. Играючи 9. Выросший 10. Услыша 11 Приколотый 12. Написанный 13 Держась 14 Запершись ­я­ ­вши­ ­в­ ­ючи­ ­а­ ­а­ ­ши­
Впишите в клетки причастия, образованные от глаголов 1. Закопать (прош. вр) 1.З 2.З а а 2. Засорить (прош. вр.)  3.Х р . к с а 3. Хранить (страд., наст. вр.) 4. Скакать (наст. вр.) 5. Сделать (прош. вр.) 6. Срастись (прош. вр.)  7. Спрятать (прош.вр.)  8. Нестись (прош.вр.) 9. Делать (страд., наст. вр.) 4.С к 5.С д е 6.С р р 7.С п 8.Н ё 9.Д е с л о о н а л о я п р и ч а с т ш и а е ы ы й й с ы й й я й а е м у н н н ы н н й щ и н ы й н я й ш и а н й м с ы
Впишите в клетки деепричастия,  образованные от глаголов.  1. О г л я д ы в а я с ь 2. С в е р к а я 3. У м е ю ч и 1. Оглядываться (несов. в.) 2. Сверкать(несов. в.) 3. Уметь(несов. в.)  4. Купить (сов. в.) 5. Прочитать (сов. в.) 6. Увидеть (сов. в.) 7. Назначать (несов. в.) 8. Оторваться (сов. в.) 9. Освободить (сов. в.) 10. Стучать (несов. в.) 11. Играть (несов. в.)  12. Ехать (несов. в.) 7 4. К у п и в 5. П р о ч т я 6. У в и д я Н а з н а ч а я О т о р в а в ш и с ь 8 9. О с в о б о д и в 10 . С т у ч а 11 . 12 И г р а ю ч и Е д у ч и
Слитно или раздельно 1. небрежный 2. непокорённый 3. не  застроен – крат.причастие 4. невспаханный 5. невиданный 6. ненавидя 7. не спеша ­ деепричастие 8. не просмотренный мною­ завис.слово 9. не сверкая ­ деепричастие 10. не стуча­ деепричастие 1. слитно + 2. слитно + 3. раздельно – 4. слитно + 5. слитно + 6. слитно +  7. раздельно – 8. раздельно – 9. раздельно – 10.раздельно –
Вода, которая журчала под толщей сугроба, набирала силу для  победы весны. Вода, журча под толщей снега, набирала силу для победы весны Ветер, который шумел в камышах, сухие ветки бросил в воду и  погнал по реке. Ветер, прошумев  в камышах, сухие ветки бросил в воду и погнал  по реке.
по звуковым впечатлениям :журча,  шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня,  клокоча, шумя, воркуя, гремя по аналогии с человеческими качествами :  ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя,  играясь, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа,  ликуя по движению : струясь, крутясь,  сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя,  делясь, встречаясь, летя, дробясь,  сплетаясь
ДВОРЕЦ НАВЫКОВ 1.Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь  утренней прохладой и оглядывая всё вокруг. 2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не  раздеваясь, лёг. 3. Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днём, работая  в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника. 4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и  обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая  тонкие ноги. 5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к  берёзе и заложив назад руки.
Оценочный лист 1 2  Веришь­ не веришь  Составь текст 3 Мост Суффиксов (буквенный диктант) 4 Дорога Умений : кроссворд; 5 Графический диктант "Правописание частицы  НЕ" 6 Лингвистический эксперимент 7 Текст с деепричастиями 8 Дворец навыков до 11 баллов  до 4 баллов до 14 баллов  до 10 баллов до 10 баллов  2 балла  до 10 баллов  до 13 баллов  Количество баллов     до 74 баллов Оценка:
Оценка ОТ 74­64 БАЛЛОВ­ «5» ОТ 63­53 БАЛЛОВ­ «4» ОТ 52­42 БАЛЛОВ­ «3»
Я считаю, что…  Я знаю, что… Я уверен …. Я понимаю….
Спасибо за урок!