Урок - игра «Умники и умницы»
в 5 классе
по рассказу И. С. Тургенева
Цели
Обучающие:
- формировать умения применять знания на практике;
- проверить, насколько верно поняли ученики время и эпоху создания рассказа;
- восстановить в памяти основные сцены из рассказа и на основе изученных характеров героев уметь «играть».
Развивающие:
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки, внимание, память, речь, обогащать словарный запас слов.
Воспитывающие:
- воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
- негативное отношение к невежеству, самодурству, злу;
- уважать мнение высказывающегося;
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАРАЧАЕВОЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА
Урок игра
«Умники и умницы»
в 5 классе
по рассказу И. С. Тургенева
Цели
Обучающие:
формировать умения применять знания на практике;
проверить, насколько верно поняли ученики время и эпоху создания рассказа;
восстановить в памяти основные сцены из рассказа и на основе изученных характеров
героев уметь «играть».Развивающие:
развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать
выводы;
развивать коммуникативные навыки, внимание, память, речь, обогащать словарный запас
слов.
Воспитывающие:
воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
негативное отношение к невежеству, самодурству, злу;
уважать мнение высказывающегося;
способствовать воспитанию интереса к изучению литературы.
Планируемые результаты: знание содержания и героев рассказа; владение
элементами анализа текста; умение давать характеристику героев; видеть за внешними
проявлениями суть; умение определять мотивы поведения героев.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу, ордена «Шелкового
умника», «дорожки», протоколы.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих
глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был
крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил
бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя
«аннибалова клятва».
И.С.Тургенев.
I. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, сообщение целей
урока).
II. Слово учителя
Ребята, мы с вами закончили изучение рассказа И.С.Тургенева «Муму». Сегодня мы
проведем игру «Умники и умницы» и закрепим в памяти сюжет этого произведения. Игра
состоит из трех туров.
1 й
тур — отборочный. Вы отвечаете на вопросы и за каждый правильный ответ
получаете орден.
Во второй тур переходят 6 игроков, которые получили наибольшее количество орденов.
2 й
тур — тур инсценировок. Вам будут предложены 6 сцен из рассказа. Каждый
из участников 2 тура играет одного героя. Его собеседником буду я. Лучших выбирают
судьи.
В следующий, третий тур переходят только три игрока.
3й тур — «дорожки». Сначала игроки отвечают на вопросы, выбирают дорожки и
двигаются по ним к победе. Выигравший в этом туре становится победителем.
Победитель получает право судить в следующей игре, а судить сегодняшнюю игру будут
ваши старшие товарищи, отличники учебы Джамиля Какушева, Мариям Лайпанова и
Милана Чомаева.
Итак, начнем. Судьи займите свои места и подготовьте протоколы. Игроки готовы?1й тур (музыка громко тихо)
Вопросы 1 тура
1. Где и когда происходит действие рассказа?
2. Назовите всех героев рассказа.
3. Как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С.Тургенев?
4. Как относились к Герасиму окружающие? (Уважали).
5. Опишите внешность и трудолюбие Герасима.
6. Почему обязанности дворника казались Герасиму шуткой?
7. Какие у него были обязанности на новом месте?
8. Опишите комнату, где жил Герасим.
9. Кто такая Татьяна? Поподробней.
10. Как появилась у Герасима собачка?
11. Автор
12. Как оказалась Муму в покоях у барыни?
13. Что там произошло?
14. Опишите поведение и душевное состояние Герасима после исчезновения Муму.
15. Что произошло после возвращения Муму?
16. Какой характер у барыни?
17. Кому и что обещал Герасим?
18. Как прощался Герасим с Муму?
19. Что говорила барыня, когда Герасим исчез?
говорит, что Муму «была чрезвычайно умна». Докажите это.
Слово учителя. Уважаемые судьи, напоминаю, что во второй тур выходят только 6
игроков, набравших наибольшее количество орденов. А пока судьи совещаются мы
проведем «Минутку отдыха».
Минутка отдыха
Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, а
теперь снизу вверх.
Слово судей. Во второй тур выходят:
российская федерация....................................................................................1
карачаево-черкесская республика.................................................................1
Урок - игра «Умники и умницы»......................................................................1
в 5 классе..........................................................................................................1
Цели...................................................................................................................1
Обучающие:......................................................................................................1
Развивающие:...................................................................................................2
Воспитывающие:..............................................................................................2
II.Слово учителя................................................................................................2
Вопросы 1 тура.................................................................................................3
Минутка отдыха................................................................................................3
Вопросы:............................................................................................................4
Спасибо за игру!...............................................................................................4
III. Слово учителя. Победителей 1 тура прошу сюда и я объявляю о начале 2 тура. 2
ой тур тур инсценировок. Тему инсценировки каждый выбирает сам, путем жеребьевки.
(Игроки вытягивают жетоны с темами инсценировок)
1. Барыня и Гаврила Андреич
2. Гаврила Андреич и Капитон
3. Татьяна и Гаврила Андреич
4. Барыня и приживалка
5. Барыня и Гаврила Андреич6. Гаврила Андреич и Степан (возле коморки)
Слово учителя. Пока судьи совещаются, я напоминаю, что в 3 туре участвуют только
три игрока:
Слово судей. В третьем туре играют: 1. 2. 3.
Слово учителя. Спасибо вам (проигравшим), а с вами продолжим игру. Итак, «дорожки».
Сначала определим, кто будет первым выбирать себе «дорожку». Вас рассудят ваши же
ответы. От кого я получаю первый и правильный ответ, тот и выбирает, затем второй, и
третьему, что останется.
Вопросы:
1. Почему Герасим так сильно привязался к Муму?
2. Почему Герасим не отдал дворовым Муму, раз сам собирался убить ее? Слово учителя.
Сейчас я оценю «дорожки»:
красная 1 этап, т.е. отвечаете на один вопрос, ошибаться нельзя.
желтая 2 этапа, один раз можно ошибиться.
и зеленая 3 этапа, два раза можно ошибиться. Выбирайте.
Итак, вопросы:
Зеленая дорожка. Чем же был для Герасима переезд в Москву с точки зрения
барыни?
Желтая дорожка. Кто утопил Муму и почему?
Красная дорожка. Почему Герасим, перед тем как утопить Муму зашел в трактир и
накормил его?
Зеленая дорожка. Опишите душевное состояние Герасима на лодке словами из
рассказа.
Желтая дорожка. Вот описание того, как Герасим шел по шоссе: «Он шел по нему с
какойто несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью».
Что случилось с Герасимом, почему он стал таким?
Зеленая дорожка. Почему Герасим ушел в деревню один, ведь он мог уйти с Муму?
Слово учителя. Победителем нашей игры, знатоком рассказа И.С.Тургенева «Муму»
становится:
(Победителю вручается орден «Шелкового умника») А сейчас подведем итоги игры:
1. Победитель сегодняшней игры и игроки третьего тура получают «5».
2. Игроки, заслужившие два или больше орденов «4».
3. Игроки, у которых только один орден «3».
Выставляйте оценки в дневники, а я распишусь. У кого же нет орденов, постарайтесь в
следующей игре. (Расписывается в дневниках).
Спасибо за игру!