Урок - игра «Умники и умницы» в 5 классе по рассказу И. С. Тургенева

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок - игра «Умники и умницы» в 5 классе по рассказу И. С. Тургенева Цели Обучающие: - формировать умения применять знания на практике; - проверить, насколько верно поняли ученики время и эпоху создания рассказа; - восстановить в памяти основные сцены из рассказа и на основе изученных характеров героев уметь «играть». Развивающие: - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы; - развивать коммуникативные навыки, внимание, память, речь, обогащать словарный запас слов. Воспитывающие: - воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа; - негативное отношение к невежеству, самодурству, злу; - уважать мнение высказывающегося;
Иконка файла материала Урок игра Умники и умницы в 5 классе по рассказу И С Тургенева Муму.docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАРАЧАЕВО­ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА Урок ­ игра  «Умники и умницы» в 5 классе по рассказу И. С. Тургенева Цели Обучающие: ­ формировать умения применять знания на практике; ­ ­ проверить, насколько верно поняли ученики время и эпоху создания рассказа; восстановить в памяти основные сцены из рассказа и на основе изученных характеров  героев уметь «играть».Развивающие: развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать  выводы; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, речь, обогащать словарный запас  слов. Воспитывающие: воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа; негативное отношение к невежеству, самодурству, злу; уважать мнение высказывающегося; способствовать воспитанию интереса к изучению литературы. ­ ­ ­ ­ ­ ­ Планируемые результаты: знание содержания и героев рассказа; владение  элементами анализа текста; умение давать характеристику героев; видеть за внешними  проявлениями суть; умение определять мотивы поведения героев. Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу, ордена «Шелкового  умника», «дорожки», протоколы. Ход урока Эпиграф к уроку: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих  глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был ­  крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил  бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя  «аннибалова клятва». И.С.Тургенев. I. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, сообщение целей урока). II. Слово учителя Ребята,   мы   с   вами   закончили   изучение   рассказа   И.С.Тургенева   «Муму».   Сегодня   мы проведем игру «Умники и умницы» и закрепим в памяти сюжет этого произведения. Игра состоит из трех туров. 1­ й тур — отборочный. Вы отвечаете на вопросы и за каждый правильный ответ  получаете орден. Во второй тур переходят 6 игроков, которые получили наибольшее количество орденов. 2­ й тур — тур инсценировок. Вам будут предложены 6 сцен из рассказа. Каждый  из участников 2 тура играет одного героя. Его собеседником буду я. Лучших выбирают  судьи. В следующий, третий тур переходят только три игрока. 3­й тур — «дорожки». Сначала игроки отвечают на вопросы, выбирают дорожки и  двигаются по ним к победе. Выигравший в этом туре становится победителем.  Победитель получает право судить в следующей игре, а судить сегодняшнюю игру будут  ваши старшие товарищи, отличники учебы Джамиля Какушева, Мариям Лайпанова и  Милана Чомаева. Итак, начнем. Судьи займите свои места и подготовьте протоколы. Игроки готовы?1­й тур (музыка громко ­ тихо) Вопросы 1 тура 1. Где и когда происходит действие рассказа? 2. Назовите всех героев рассказа. 3. Как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С.Тургенев? 4. Как относились к Герасиму окружающие? (Уважали). 5. Опишите внешность и трудолюбие Герасима. 6. Почему обязанности дворника казались Герасиму шуткой? 7. Какие у него были обязанности на новом месте? 8. Опишите комнату, где жил Герасим. 9. Кто такая Татьяна? Поподробней. 10. Как появилась у Герасима собачка? 11. Автор 12. Как оказалась Муму в покоях у барыни? 13. Что там произошло? 14. Опишите поведение и душевное состояние Герасима после исчезновения Муму. 15. Что произошло после возвращения Муму? 16. Какой характер у барыни? 17. Кому и что обещал Герасим? 18. Как прощался Герасим с Муму? 19. Что говорила барыня, когда Герасим исчез? говорит, что Муму «была чрезвычайно умна». Докажите это. Слово учителя. Уважаемые судьи, напоминаю, что во второй тур выходят только 6  игроков, набравших наибольшее количество орденов. А пока судьи совещаются мы  проведем «Минутку отдыха». Минутка отдыха Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, а теперь снизу вверх. Слово судей. Во второй тур выходят: российская федерация....................................................................................1 карачаево-черкесская республика.................................................................1 Урок - игра «Умники и умницы»......................................................................1 в 5 классе..........................................................................................................1 Цели...................................................................................................................1 Обучающие:......................................................................................................1 Развивающие:...................................................................................................2 Воспитывающие:..............................................................................................2 II.Слово учителя................................................................................................2 Вопросы 1 тура.................................................................................................3 Минутка отдыха................................................................................................3 Вопросы:............................................................................................................4 Спасибо за игру!...............................................................................................4 III. Слово учителя. Победителей 1 тура прошу сюда и я объявляю о начале 2 тура. 2­ ой тур ­ тур инсценировок. Тему инсценировки каждый выбирает сам, путем жеребьевки.  (Игроки вытягивают жетоны с темами инсценировок) 1. Барыня и Гаврила Андреич 2. Гаврила Андреич и Капитон 3. Татьяна и Гаврила Андреич 4. Барыня и приживалка 5. Барыня и Гаврила Андреич6. Гаврила Андреич и Степан (возле коморки) Слово учителя. Пока судьи совещаются, я напоминаю, что в 3 туре участвуют только  три игрока: Слово судей. В третьем туре играют: 1. 2. 3. Слово учителя. Спасибо вам (проигравшим), а с вами продолжим игру. Итак, «дорожки».  Сначала определим, кто будет первым выбирать себе «дорожку». Вас рассудят ваши же  ответы. От кого я получаю первый и правильный ответ, тот и выбирает, затем второй, и  третьему, что останется. Вопросы: 1. Почему Герасим так сильно привязался к Муму? 2. Почему Герасим не отдал дворовым Муму, раз сам собирался убить ее? Слово учителя.  Сейчас я оценю «дорожки»: красная ­ 1 этап, т.е. отвечаете на один вопрос, ошибаться нельзя. ­ ­ желтая ­ 2 этапа, один раз можно ошибиться. ­ и зеленая ­ 3 этапа, два раза можно ошибиться. Выбирайте. Итак, вопросы: Зеленая дорожка. Чем же был для Герасима переезд в Москву с точки зрения  барыни? Желтая дорожка. Кто утопил Муму и почему? Красная дорожка. Почему Герасим, перед тем как утопить Муму зашел в трактир и  накормил его? Зеленая дорожка. Опишите душевное состояние Герасима на лодке словами из  рассказа. Желтая дорожка. Вот описание того, как Герасим шел по шоссе: «Он шел по нему с  какой­то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью».  Что случилось с Герасимом, почему он стал таким? Зеленая дорожка. Почему Герасим ушел в деревню один, ведь он мог уйти с Муму? Слово учителя. Победителем нашей игры, знатоком рассказа И.С.Тургенева «Муму»  становится: (Победителю вручается орден «Шелкового умника») А сейчас подведем итоги игры: 1. Победитель сегодняшней игры и игроки третьего тура получают «5». 2. Игроки, заслужившие два или больше орденов «4». 3. Игроки, у которых только один орден «3». Выставляйте оценки в дневники, а я распишусь. У кого же нет орденов, постарайтесь  в следующей игре. (Расписывается в дневниках). Спасибо за игру!