Тема: Урок-игра «Вода»
Задачи: Закрепить знания учащихся о составе и свойствах воды и основании. Научить осуществлять переходы от одного класса соединений у другим.
Оборудование: Оксид CaO H O, пробирки, прибор для получения CO, пробирки с растворами NaOH (1), HCl (2), H O (3), растворы индикаторов, карточки с заданиями, рисунки- заставки к играм, «черный ящик»
Ход урока
Учитель Сегодня у нас необычный урок- урок-игра. Мы подведем итоги знакомства с водой, основаниями. Но с какого вещества мы должны начать нашу игру?
В «черном ящике» находится химически чистое вещество. Оно может быть в трех агрегатных состояниях. Это прозрачная жидкость, которая бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При смешивании с кислотами и щелочами новых веществ не образует.
- Это вода!
Молодцы!
Это самая необыкновенная жидкость на свете. А теперь, когда вы правильно отгадали, перейдем к игровой части.
Загадка о воде
Выходит ученица в майке с надписью H O и задает игрокам вопросы:
«Расскажите мне обо мне»
1. Сколько воды в теле человека? (60-70%)
2. В каком агрегатном состоянии находится вода на планете Земля? (тв., жид., газообр.)
3. По вкусу, цвету, запаху она ничем не отличается от обычной воды, но совершенно непригодна для живых организмов. («Мертвая» или «тяжелая» вода)
4. Почему лед не тонет?
5. На каком свойстве воды основан принцип обогрева жилых помещений- использовании горячей воды в батареях отопительной системе (Большая уд. теплоемкость воды)
6. Почему в сильный мороз птицы греются, сидя на льду? (значительная удельная (теплоемкость) теплота плавления)
При замерзании вода выделяет тепло и согревает окружающий мир.
Загадочная пауза
На дворе переполох-
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошек Нина-
У нее теперь ангина.
(Град)
Теплым облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человека. Постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком. (Вода)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
Без крыльев летят,
Без ног бегут
Без паруса плывут.
(Облака)
Узнай где я
В химическую лабораторию поступили 3 склянки с растворами без этикеток. Из накладной лаборанты узнали, что получены растворы из соляной кислоты, гидроксида и ….. Как определить каждое вещество и правильно наклеить этикетки. Проведите необходимое исследование.
А сейчас давайте немного расслабимся и поиграем в «крестики- нолики». Задание записано на доске.
Определите выигрышные пути- вещества, с которыми взаимодействует вода, и запишите уравнения реакций
K Cu Na O
CO Al O Ca
Au CaO CO
Для поглощения углекислого газа лаборантам нужна известковая вода. Как получить известковую воду из оксида кальция и доказать, что полученный раствор поглощает углекислый газ. Проведите необходимые опыты и запишите уравнение химической реакции
CaO + H O = Ca (OH)
Ca (OH) + CO = CaCO↓ + H O
Все ли основания растворимы в воде.
«Третий лишний»
1. NaOH, KOH, Cu(OH)
2. ZnOH, H SO, Ca(OH)
3. Fe(OH), Al(OH), KOH
4. Na SO, Mg(OH), KNO
Растворимые основания: NaOH- мыло
KOH-жидкое мыло, мед., шампуни
Ca(OH)- известь гашеная
ФИЗМИНУТКА
«Что это было?»
Пока мы с вами играли, к нам по Интернету пришло сообщение от ребят из г. Иркутска. У них пропали одни вещества и вместо них появилось незнакомое вещество Х
Давайте попробуем помочь.
1. Задание: Ответы:
1) P→ P O + H O →A 1) 4P + 5O = 2P O
2) Ba→ BaO + H O →B 2) P O + 3H O = 2H PO A
3) A + B = X 1) 2Ba + O = 2BaO
2) BaO + H O = Ba(OH) B
2H PO + 3Ba(OH) = Ba (PO) + 3H O
2. Самостоятельно
C → CO + H O → H CO A
Na → Na O + H O → Na OH B
A + B = X
3. MgO + y = Mg(OH)
X + HNO = Ca(NO) + y
В каких уравнениях получились соли?
Сколько существует солей?
СООБЩЕНИЕ О СОЛЯХ NaCl- поваренная соль
CaSO- гипс
NaCO- сода
KNO- селитра
NaHCO-питьевая сода
«Кто быстрее ответит?»
Где получится вода?
1) SO + Cu(OH)→
2) Cu + FeSO →
3) CuO + H SO →
4) Cu + H SO →
5) Cu(OH) + H SO →
6) Mg + HCl →
7) KOH + HCl →
8) CaO + H O →
9) SO + H O →
10) NaOH + SO →
Итог урока.
Разгадай кроссворд.
Конечно, каждый за свою работу горд,
Но кто из вас осилит мой кроссворд?
Получит колбу и пробирку от меня.
Кто первый даст ключу определение,
Начнет из колбы баллов извлечение.
Но кто второй, к тому моя придирка;
Ты декантируй баллы из пробирки.
«Получи ключевое слово»
По горизонтали:
1) Класс неорганических веществ
2) Простое вещество- необходимое для дыхания
3) Общее название солей сероводородной кислоты
4) Простое вещество, порошок желтого цвета
ИТОГ УРОКАУРОК ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОК ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Физические свойства металлов и их роль в народном хозяйстве в организме человека ТЕМА: Металлы- простые вещества и их роль в организации человека. ЦЕЛЬ: Расширить и углубить знания о роли металлов в организации человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека; прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли максимально использовать знания полученные на других предметах. Формирование знаний о физических свойствах металлов. УЧИТЕЛЬ: В природе отдельных атомов не существует они связываются друг с другом и образуют простые вещества-металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни. Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающих и обрабатывающих его. Старинная легенда повествует о таком случае. Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил: - Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто, больше всех сделал для создания этого чуда-храма? Поднялся каменщик 1 ученик Разумеется, храм- это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы- каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона. 2 ученик Спору нет, основа храма каменная, -вмешался плотник- но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшит - как радует он взор ! Мы- плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца. 3 ученик Смотри в корень,- прервал его земляк. Хотел бы я знать, как эти хвастуны ( он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента! Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра , как картонный домик. УЧИТЕЛЬ: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика , он спросил: - Кто сделал твой инструмент? 1 уч. – Конечно кузнец, ответил удивленный каменщик. УЧИТЕЛЬ: А твой? – обратился царь к плотнику 2 уч. Кто же, как не кузнец, - не раздумывая сказал тот. Учитель Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа 3 уч: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец,- был его ответ. УЧИТЕЛЬ: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это был кузнец. Царь вывел его на середину зала. – Вот кто главный строитель храма,- воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина. Такова легенда , насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, как бы ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям. ЦЕЛЬ УРОКА: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку на листе с записью лабораторная работа « Физические свойства металлов» Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполняют таблицу. Учащиеся заполняют таблицу « Физические свойства металлов» Работают по инструктивной карточке. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1, 2, 3, в колонки таблицы. 1 Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него, можно что-то увидеть? Прозрачен! Поставьте в таблице в первую колонку «+» или «-» 2 Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-» 3 Попробуйте разломить. Поставьте значок в третью колонку «+» или «-» 4 Сомните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «-» 5 Проделайте то же самое с цинком, медью, железом. Далее ребята работают, комментируя свои действия по одному. Объясняют : какой значок следует поставить в таблицу. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА « Физические свойства металлов» УЧИТЕЛЬ: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами. ДЕМОНСТРАЦИЯ: ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ МЕТАЛЛОВ. Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленным пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно. Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности. ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ( колонка «Теплопроводность») ДЕМОНСТРАЦИЯ: ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ МЕТАЛЛОВ. Замыкается электрическая цепь ( одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы -прижать Климами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается значит, металлические провода проводят электрический ток. металл прозрачность блеск прочность электропроводность теплопроводность Пластичность Аl ---- + + + Zn ---- + + - Си ----- + + - Fe ----- + + - Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток. ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТАБЛИЦЫ (колонка « Электропроводность») УЧИТЕЛЬ: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы. ЗАПИСЬ УЧАЩИХСЯ В ТЕТРАДЬ ВЫВОД: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, тепло, пластичность. 2. Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения. Где располагаются металлы ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ АТОМОВ МЕТАЛЛОВ УЧИТЕЛЬ: Как определяется число электронов последнего энергетического уровня у металлов. Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня. Na° -1ē→ Na+ Al° -3ē→ Al+³ Mg° -2ē→ Mg+² атомы ионы УЧАЩИЕСЯ АНОЛОГИЧНО ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ УЧИТЕЛЬ: Рассказ по таблице « Кристаллическое решетка металлов» УЧАЩИЕСЯ ЗАРИСОВЫВАЮТ СХЕМУ КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ В ТЕТРАДЬ, ПОДПИСЫВАЮТ НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ. Кристаллические решетки, в узлах которых находятся положительные ионы и некоторое число нейтральных атомов, между которыми передвигаются относительно свободные электроны, называются металлическими. Связь которую осуществляют эти относительно свободные электроны между ионами металлов, образующих кристаллическую решетку, называется металлической. Также свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны. Значение металлов в народном хозяйстве. Обобщение по таблице. Общая характеристика металлов. УЧИТЕЛЬ: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь. Век железа был давно в зените, Но уже у химиков в руках Засверкал как драгоценность алюминий Этот легкий сказочный металл. УЧАЩИЕСЯ: металлический блеск. УЧИТЕЛЬ: Титан- химический реактор И очень прочная броня, Компрессор, рельсы, элеватор, Конструкций легких кружева. УЧАЩИЕСЯ: Прочность, пластичность УЧИТЕЛЬ: Упругие свойства сталям Ванадий в добавках придал, А Фордом когда-то он назван « Автомобильный металл» УЧАЩИЕСЯ: Прочность, пластичность, упругость. Учитель: Громоподобные раскаты И в небе раскаленный след На землю огненный камень падал И ужаснулся человек Но редким был подарок с неба Им лишь счастливец обладал; Топор был выкован железный, Сверкает лезвием кинжал. УЧАЩИЕСЯ: Прочность, металлический блеск. УЧИТЕЛЬ: Посмотри! Блестящий чайник И пузатый самовар Тонким слоем покрывает Никель- сказочный металл. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск. УЧИТЕЛЬ: Без медной электропроводки Нам свет в квартире не включить И трансформатор без обмотки Не мог бы технике служить. УЧАЩИЕСЯ: Электропроводность УЧИТЕЛЬ: « Аргентум» - по латыни светлый, Но темных дел не мало есть за ним Чтоб скрыть подпольный двор монетный Демидов погубил три сотни крепостных. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск УЧИТЕЛЬ: Мы видим олово повсюду Консервных банок блеск Металлу памятником будет Еще наверно, сотни лет. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск УЧИТЕЛЬ: Все знают, что в лампе обычной Вольфрам- раскаленная нить Но вы металлурга спросите Легко ли его получить. УЧАЩИЕСЯ: Теплопроводность УЧИТЕЛЬ: Слез и крови пролито не мало С незапамятных времен до наших дней За тебя- великий царь металлов Царь металлов и металл царей В россыпях сверкая, в рудных жилах В неприступных скалах и тайге Путеводную звездою золото служило Алчностью сжигаемых людей. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск. УЧИТЕЛЬ: А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их. Атом _____, имеет заряд ядра ___,____ электронных уровней, ______ электронов на последнем уровне. Пустое вещество _______ обладает следующими свойствами ________ В организме человека 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм- сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов. Рассмотрим биологическую роль некоторых металлов в организме человека. 1 ЗОЛОТО 2 МЕДЬ 3 АЛЮМИНИЙ Демонстрация лежащих на столе муляжом фруктов и овощей. Эти плоды связаны с темой урока- в них есть металлы. Например, чеснок- единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы. Какой элемент содержится в яблоках? (железо) Какова его биологическая роль? (В организме содержится 3 г железа, из них 2х- в крови. Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к головной боли, быстрой утомляемости). ЖЕЛЕЗО СЕРЕБРО ЗАКРЕПЛЕНИЕ Работа с таблицей, в которой отражена биологическая роль металлов и их токсическое действие. К чему может привести избыток ионов Na, солей магния? В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях, в ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное неврологическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие какого металла на организм человека связано с выпадение волос? (Таллий) Что произойдет с организмом при действии на него цинка? Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов? ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ ЦЕЛЬ: экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок. Смешивают белок с растворами щелочи и медного купороса и наблюдают выпадение фиолетового осадка. Делают вывод о разрушении белка. Мы часто говорим об охране растений, животных. А надо ли охранять человека? Человек -он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход И четыре в нем времени года И особый в нем музыки ход И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнем Человек -он зима. Или лето Или осень. С грозой и дождем Все вместил в себя- версты и время И от атомных бурь он ослеп Человек – он и почва и семя И сорняк среди поля. И хлеб И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества? Встреч? Человек – он ведь тоже природа, Так давайте природу беречь! Вывод: Металлы имеют огромную роль в организме человека и природе. Выполнение теста 1 вариант Металлические свойства в ряду элементов Be, Mg, Ca, Sr, Ba а) не изменяются б) ослабевают в) усиливаются г) изменяются периодически 2 В самородном состоянии встречаются в природе. а) алюминий б) медь в) хром г) магний 3 Сталь – это сплав а) марганца с хлором б) никель с кремнем в) фосфора с серой г) железо с углеродом 4 Реагирует с водой при комнатной температуре а) железо б) цинк в) медь г) кальций 5 Регулирует белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и распространений ионов. а) железо б) магний в) метил г) калий 1в 2б 3г 4г 5г 2 вариант Металлические свойства в ряду элементов Si, Al, Mg, Nа а) не изменяются б) ослабевают в) усиливаются г) изменяются периодически 2 Широко используются в электротехнике а) железо б) медь в) литий г) кальций 3 Не реагирует с водой даже при нагревании а) магний б) цинк в) железо г) медь 4 Бронза – это сплав а) цинка с оловом б) алюминий с марганцем в) железо с фосфором г) медь с оловом 5 Проявляются антисептическое и сосудорасширяющее действие в организме человека, понижают артериальное давление соли а) кальция б) стронция в) магния г) алюминия 1в 2б 3г 4г 5в Оценки за урок
УРОК ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ.doc
УРОК ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физические свойства металлов и их роль в народном хозяйстве
в организме человека
ТЕМА: Металлы простые вещества и их роль в организации человека.
ЦЕЛЬ: Расширить и углубить знания о роли металлов в организации человека,
показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека; прививать
навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли
максимально использовать знания полученные на других предметах.
Формирование знаний о физических свойствах металлов.
УЧИТЕЛЬ: В природе отдельных атомов не существует они связываются друг с другом и
образуют простые веществаметаллы, которые и использует человек в своей повседневной
жизни.
Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам,
добывающих и обрабатывающих его. Старинная легенда повествует о таком случае. Когда
закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на
которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке.
Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:
Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто, больше всех сделал для создания этого
чудахрама?
Поднялся каменщик
1 ученик Разумеется, храм это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы
каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды.
Века простоит он во славу царя Соломона.
2 ученик Спору нет, основа храма каменная, вмешался плотник но судите сами, гости
дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица.
Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да
ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшит как радует он взор ! Мы
плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.
3 ученик Смотри в корень, прервал его земляк. Хотел бы я знать, как эти хвастуны ( он
кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован
для его фундамента! Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва
ветра , как картонный домик.
УЧИТЕЛЬ: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика , он
спросил: Кто сделал твой инструмент?
1 уч. – Конечно кузнец, ответил удивленный каменщик.
УЧИТЕЛЬ: А твой? – обратился царь к плотнику
2 уч. Кто же, как не кузнец, не раздумывая сказал тот.
Учитель Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа
3 уч: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, был его ответ.
УЧИТЕЛЬ: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это
был кузнец. Царь вывел его на середину зала. – Вот кто главный строитель храма,
воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил рядом с собой на парчовые
подушки и поднес ему чашу, полную вина. Такова легенда , насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за
достоверность описанных событий, как бы ни было, в легенде отразилось огромное
уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его
служить людям.
ЦЕЛЬ УРОКА: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они
обладают, давайте сейчас выясним.
Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним
табличку на листе с записью лабораторная работа « Физические свойства металлов»
Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а
учащиеся по одному диктуют, как заполняют таблицу.
Учащиеся заполняют таблицу « Физические свойства металлов» Работают по
инструктивной карточке.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА Рассмотрите выданные вам образцы металлов и
заполните 1, 2, 3, в колонки таблицы.
1 Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него, можно чтото увидеть?
Прозрачен! Поставьте в таблице в первую колонку «+» или «»
2 Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку
«+» или «»
3 Попробуйте разломить. Поставьте значок в третью колонку «+» или «»
4 Сомните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «»
5 Проделайте то же самое с цинком, медью, железом.
Далее ребята работают, комментируя свои действия по одному.
Объясняют : какой значок следует поставить в таблицу.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
« Физические свойства металлов»
УЧИТЕЛЬ: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными:
электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают
такими свойствами.
ДЕМОНСТРАЦИЯ: ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ МЕТАЛЛОВ.
Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленным пластилином к ней
кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.
Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к
теплопроводности.
ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ( колонка «Теплопроводность»)
ДЕМОНСТРАЦИЯ: ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ МЕТАЛЛОВ.
Замыкается электрическая цепь ( одновременно несколько цепей, в которые включены
названные металлы прижать Климами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка
загорается значит, металлические провода проводят электрический ток.
прочность
электропроводность
теплопроводность Пластичность
прозрачность
блес
к
+
+
+
+
метал
л
Аl
Zn
Си
Fe
Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток.
ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТАБЛИЦЫ (колонка « Электропроводность»)
+
+
+
+
+
УЧИТЕЛЬ: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы.
ЗАПИСЬ УЧАЩИХСЯ В ТЕТРАДЬ
ВЫВОД: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток,
тепло, пластичность.
2. Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической
связи и особенностей кристаллического строения.
Где располагаются металлы
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ АТОМОВ МЕТАЛЛОВ
УЧИТЕЛЬ: Как определяется число электронов последнего энергетического уровня у
металлов.
Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня.
Na° 1ē → Na+
Al° 3ē → Al+³
Mg° 2ē → Mg+²
атомы
ионы
УЧАЩИЕСЯ АНОЛОГИЧНО ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ
УЧИТЕЛЬ: Рассказ по таблице « Кристаллическое решетка металлов»
УЧАЩИЕСЯ ЗАРИСОВЫВАЮТ СХЕМУ КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ В
ТЕТРАДЬ, ПОДПИСЫВАЮТ НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ.
Кристаллические решетки, в узлах которых находятся
положительные ионы и некоторое число нейтральных
атомов, между которыми передвигаются относительно
свободные электроны, называются металлическими.
Связь которую осуществляют эти относительно свободные электроны между ионами
металлов, образующих кристаллическую решетку, называется металлической.
Также свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны
благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет,
поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно
смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы
пластичны.
Значение металлов в народном хозяйстве.
Обобщение по таблице. Общая характеристика металлов.
УЧИТЕЛЬ: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь.
Век железа был давно в зените,
Но уже у химиков в руках
Засверкал как драгоценность алюминий
Этот легкий сказочный металл.
УЧАЩИЕСЯ: металлический блеск.
УЧИТЕЛЬ: Титан химический реактор
И очень прочная броня,
Компрессор, рельсы, элеватор,
Конструкций легких кружева.
УЧАЩИЕСЯ: Прочность, пластичность
УЧИТЕЛЬ: Упругие свойства сталям
Ванадий в добавках придал,
А Фордом когдато он назван
« Автомобильный металл»
УЧАЩИЕСЯ: Прочность, пластичность, упругость. Учитель: Громоподобные раскаты
И в небе раскаленный след
На землю огненный камень падал
И ужаснулся человек
Но редким был подарок с неба
Им лишь счастливец обладал;
Топор был выкован железный,
Сверкает лезвием кинжал.
УЧАЩИЕСЯ: Прочность, металлический блеск.
УЧИТЕЛЬ: Посмотри! Блестящий чайник
И пузатый самовар
Тонким слоем покрывает
Никель сказочный металл.
УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск.
УЧИТЕЛЬ: Без медной электропроводки
Нам свет в квартире не включить
И трансформатор без обмотки
Не мог бы технике служить.
УЧАЩИЕСЯ: Электропроводность
УЧИТЕЛЬ: « Аргентум» по латыни светлый,
Но темных дел не мало есть за ним
Чтоб скрыть подпольный двор монетный
Демидов погубил три сотни крепостных.
УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск
УЧИТЕЛЬ: Мы видим олово повсюду
Консервных банок блеск
Металлу памятником будет
Еще наверно, сотни лет.
УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск
УЧИТЕЛЬ: Все знают, что в лампе обычной
Вольфрам раскаленная нить
Но вы металлурга спросите
Легко ли его получить.
УЧАЩИЕСЯ: Теплопроводность
УЧИТЕЛЬ: Слез и крови пролито не мало
С незапамятных времен до наших дней
За тебя великий царь металлов
Царь металлов и металл царей
В россыпях сверкая, в рудных жилах
В неприступных скалах и тайге
Путеводную звездою золото служило
Алчностью сжигаемых людей.
УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск.
УЧИТЕЛЬ: А теперь найдите на своих столах карточкизадания и заполните их.
Атом _____, имеет заряд ядра ___,____ электронных уровней, ______ электронов на
последнем уровне. Пустое вещество _______ обладает следующими свойствами ________
В организме человека 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе.
Человеческий организм сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных
веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад
белков, жиров и углеводов.
Рассмотрим биологическую роль некоторых металлов в организме человека.
1 ЗОЛОТО
2 МЕДЬ
3 АЛЮМИНИЙ
Демонстрация лежащих на столе муляжом фруктов и овощей.
Эти плоды связаны с темой урока в них есть металлы. Например, чеснок единственный
продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных
сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.
Какой элемент содержится в яблоках? (железо)
Какова его биологическая роль? (В организме содержится 3 г железа, из них 2х в крови.
Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к
головной боли, быстрой утомляемости).
ЖЕЛЕЗО
СЕРЕБРО
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа с таблицей, в которой отражена биологическая роль металлов и их токсическое
действие.
К чему может привести избыток ионов Na, солей магния?
В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета
внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях, в
ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в
больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в
ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное неврологическое
расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на
отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие какого
металла на организм человека связано с выпадение волос? (Таллий)
Что произойдет с организмом при действии на него цинка?
Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех
металлов?
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ
ЦЕЛЬ: экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок.
Смешивают белок с растворами щелочи и медного купороса и наблюдают выпадение
фиолетового осадка. Делают вывод о разрушении белка.
Мы часто говорим об охране растений, животных. А надо ли охранять человека?
Человек он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем
Человек он зима. Или лето
Или осень. С грозой и дождем Все вместил в себя версты и время
И от атомных бурь он ослеп
Человек – он и почва и семя
И сорняк среди поля. И хлеб
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа,
Так давайте природу беречь!
Вывод: Металлы имеют огромную роль в организме человека и природе.
Выполнение теста
1 вариант Металлические свойства в ряду элементов
Be, Mg, Ca, Sr, Ba
а) не изменяются
б) ослабевают
в) усиливаются
г) изменяются периодически
2 В самородном состоянии встречаются в природе.
а) алюминий
б) медь
в) хром
г) магний
3 Сталь – это сплав
а) марганца с хлором
б) никель с кремнем
в) фосфора с серой
г) железо с углеродом
4 Реагирует с водой при комнатной температуре
а) железо
б) цинк
в) медь
г) кальций
5 Регулирует белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и
распространений ионов.
а) железо
б) магний
в) метил
г) калий
1в 2б 3г 4г 5г
2 вариант Металлические свойства в ряду элементов
Si, Al, Mg, Nа
а) не изменяются
б) ослабевают
в) усиливаются
г) изменяются периодически
2 Широко используются в электротехнике
а) железо
б) медь в) литий
г) кальций
3 Не реагирует с водой даже при нагревании
а) магний
б) цинк
в) железо
г) медь
4 Бронза – это сплав
а) цинка с оловом
б) алюминий с марганцем
в) железо с фосфором
г) медь с оловом
5 Проявляются антисептическое и сосудорасширяющее действие в организме человека,
понижают артериальное давление соли
а) кальция
б) стронция
в) магния
г) алюминия
1в 2б 3г 4г 5в
Оценки за урок
Урок -игра "Вода"
Урок -игра "Вода"
Урок -игра "Вода"
Урок -игра "Вода"
Урок -игра "Вода"
Урок -игра "Вода"
Урок -игра "Вода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.