Урок: «Искусство - это твой собственный голос»
Оценка 4.7

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл—7 кл
11.05.2018
Урок: «Искусство - это твой собственный голос»
Мне так нужно сейчас петь! Но я не умею, братцы... (Е. Гришковец, писатель) О чём может идти речь в разделе, который имеет название «Человек в музыке»? Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. С детских лет мы привыкли считать, что музыка может полноценно существовать только при помощи трёх главных фигур - композитора, исполнителя и слушателя. Для музыки профессиональной, композиторской это действительно верно, и к рассмотрению этого явления современной музыкальной жизни мы ещё обратимся.
25.docx
«Искусство ­ это твой собственный голос»  Мне так нужно сейчас петь! Но я не умею, братцы... (Е. Гришковец, писатель) О чём может идти речь в разделе, который имеет  название «Человек в музыке»? Здесь необходимо  сделать некоторые пояснения. С детских лет мы привыкли считать, что музыка  может полноценно существовать только при помощи  трёх главных фигур ­ композитора, исполнителя и  слушателя. Для музыки профессиональной, композиторской это  действительно верно, и к рассмотрению этого явления современной музыкальной жизни мы ещё обратимся. Борис Кустодиев. Деревенский  праздник (фрагмент)Однако при этом нам важно  понять также и другое. 3а пределами музыки,  существующей при помощи трёх указанных  действующих лиц, остаётся большое количество  музыкальных явлений, которые так же полноценно  живут, прекрасно обходясь без их участия. Это,  например, народная музыка, в которой «композитор»,  «исполнитель» и «слушатель» нередко совмещаются в одном лице. Это и музыка богослужебной традиции,  которая вообще не предполагает участия трёх  обозначенных фигур в традиционном понимании. В  наше время также возникло множество видов музыки (включая и те, о которых шла речь в предыдущем  разделе), позволяющих говорить об отсутствии  привычной триады участников музыкального  процесса. Однако при этом очевидно, что музыка не может  существовать вне человека. Кто же этот человек, если обратиться к современной музыкальной реальности?  Почему музыки звучит так много, а о её авторах  порой ничего не известно? Почему мы иногда с  искренним удовольствием слушаем любительское  исполнение музыки, предпочитая его исполнению «по  всем правилам» ­ в концертном зале, на оперной сцене и т. д.? Почему, наконец, мы сами так любим петь,  порой не особенно смущаясь отсутствием слуха или  голоса? В Интернете опубликован любопытный материал с  оригинальным названием «Про петь». По своему характеру он напоминает социологический опрос и  представляет высказывания людей, разделившихся на  две группы: тех, кто петь любит, и тех, кто ненавидит. В первой группе обозначилось 87 человек, а во второй ­ 5. Обратите внимание на характер высказываний  любителей петь: пения«Я петь не умею вообще. Но люблю». Федерико Дзандоменеги. Урок «Когда настроение хорошее, так и тянет запеть...  Причём при всех, чтобы было видно, как мне  хорошо!» «Люблю петь... но только когда я одна дома... не  знаю... при всех стесняюсь, наверное». «Порой это единственный способ выразить свои  чувства. Когда простые слова теряют смысл  окончательно». «Да, я люблю петь! Пусть у меня нет голоса и слуха,  но я люблю это делать». «Вчера на пару с юным гитаристом, который почему­ то проникся любовью к моим песням, пели в пустой  квартире, пугая соседей. Красиво. Переплетаются  голоса ­ низкий и высокий, волны и ручьи ...Особенно  когда распоёшься, когда голос звучит ярко и чисто.  Не могу представить себя без пения. Не знаю, получится ли что­то из нашей затеи, но это, по  большому счёту, неважно. Важно, что мне нравится с  ним петь...» «Если бы у меня отняли голос, не знаю, как я смогла  бы жить. Не умерла бы, но было бы, конечно, тяжело.  Есть такие эмоции, которые могут быть выражены  только в песне». Удивительно, но даже те, кто принадлежит к  малочисленной группе ненавидящих петь, оставили  следующие признания: «У меня нет ни слуха, ни голоса. И я с этим  смирилась, а времени на развитие этого таланта нет –  развиваю то, что умею». «Да, пою, конечно, только потом тумаков получаю.  Вот пою, вы поймите, и знаю, что сейчас скажут: замолчи или милицию вызовем... я не люблю проблем,  так что молчу...» «Я не люблю петь, потому что, говоря объективно, у  меня не особо выдающиеся вокальные данные... нет,  слух есть, голос многим нравится... по мне не  нравится, как звучит мой голос, поэтому петь не  люблю». «Не люблю, потому что не умею, а учить никто не  хочет. Или хочет, но берёт огромнейшие деньги. Так  что мне приходится не петь, даже когда я одна дома, а так хочется...» Странной в этих отзывах предстаёт ненависть. Не так  уж она отличается от любви: просто одни любят петь  и поют, несмотря ни на что, а другие и хотели бы, но  не могут себе позволить. Главное, что объединяет эти  высказывания: музыка необходима человеку для  самовыражения, для эмоциональной разрядки, для общения с другими, столь же жаждущими музыки  людьми. Такая музыка ­ это личное пространство  человека, выражение его самых непосредственных и  близких интересов. Поэтому тема «человек в музыке» ­ это разговор о  том, что объединено понятием «любительское  музицирование», т. е. именно та форма существования музыки, в которой каждый человек может найти своё  собственное место. Нам также будет важно  разобраться, для чего необходимо любительское  музицирование, какова его историческая традиция, в  каких формах оно может выражаться и какие виды  музыки обязаны ему своим происхождением. Вопросы и задания: 1. Как ты думаешь, почему человеку необходимо  пение? 2. Продумай музыкальное сопровождение к этому  уроку. Какую форму ты считаешь наиболее  подходящей для него ­ концерт, совместное пение  (хором или поодиночке), урок вокала или что­то  другое? 3. Проведи социологический опрос на тему «Любите ли вы петь?» в любой группе (в классе, во дворе и т. д.). Попробуй проанализировать и обобщить  полученные результаты. Виды музыки в современном мире Знать хорошее важнее, чем знать многое... (Ж. Ж. Руссо, мыслитель) Размышляя о музыкальной среде, в которой живёт  современный человек, мы каждый раз отмечаем  невероятное многообразие самых различных «музык»,  звучащих практически одновременно. Такого  многообразия музыкальная культура не знала никогда. Однако возможно ли изучить все эти «музыки»?  Разработана ли какая­нибудь классификация этого  огромного, кажущегося неисчерпаемым мира  современной музыки? Из высказываний о современной массовой музыке «Существует массовая музыка старая (первая  половина ХХ столетия ­ ранний джаз, романс, танго,  фокстрот), новая (60­70­е годы ­ поп, рок, соул,  диско, регги, авторская песня), новейшая (последние  10­20 лет ­ металл, техно, рэп, хаус, индастриел,  эйсид). Каждая из них, расслаиваясь на подвиды и вступая в  межвидовые контакты, начинает жить по собственным законам. С подобной точки зрения массовая  музыкальная культура это настоящее «вавилонское  столпотворение» языков и традиций» (В. Сыров,  музыковед). Откроем статью «Музыкальные жанры и стили» в  википедии (википедия ­ электронная энциклопедия). Представленные в ней данные чрезвычайно  многообразны. Вот как это выглядит (приводим с  сокращениями). Этническая музыка: кельтская музыка, русская  музыка, цыганская музыка и т. д. Современная народная музыка: авторская песня,  блатная песня, романс, фолк. Духовная музыка: католическая музыка, православная музыка; протестантская музыка; афро­американская  духовная музыка, каббалистическая музыка. Шотландс кий танец. Работа  неизвестного художника Джордж  Апперлей. Танцующая  цыганка Поль  Кане. Ритуальные танцы  северных индейцев Юркина. Хоровод на Троицу Екатерина Классическая европейская музыка: музыка  Средневековья ­ ранняя полифония, музыка  трубадуров и труверов, музыка миннезингеров,  музыка мейстерзингеров; музыка Возрождения ­ Ars  nova, среднее Возрождение, Высокое Возрождение;  барокко (раннее и позднее); классицизм; романтизм;  салонная музыка; модерн (современная классическая  европейская музыка); импрессионизм; экспрессионизм; конкретная музыка; серийная  музыка; постсерийная музыка; минимальная музыка;  неоклассицизм; электронная европейская  классическая музыка. Джаз: новоорлеанский джаз, диксиленд, свинг,  вестерн­свинг, бибоп, хард­боп, буги­вуги,  авангардный джаз, соул­джаз, фри­джаз, босса­нова,  или латиноамериканский джаз, симфо­джаз, «третье  течение», «прогрессив», фьюжн, или джаз­рок,  электрический джаз. Современная популярная музыка: эстрадная музыка,  кабаре, менестрель­шоу, мюзик­холл, мюзикл, поп­ музыка, регтайм, шансон, лаунж, госпел­поп,  традиционная эстрада. Кантри: блюграсс, вестерн­свинг. Афро­американская музыка: менестрель­шоу, блюз,  дельта­блюз. Латиноамериканская музыка: бачата, мамбо, меренге,  румба, сальса, самба, танго. Атрошенко. Соксофон Андрей  Герхартц. Танец Даниэль Тибор. Танцор Поля  Шишкин. Менестрель Андрей Эдгар  Дега. Кафешантан Лез  Амбассадор Казимир  Малевич. Аргентинская  полька Смешанные жанры: эйсид­джаз, ритм­энд­блюз, соул,  фанк, диско, итало­диско. Рэп (хип­хоп): джи­фанк, гангста­рэп, хардкор­рэп. Электронная музыка: брейкбит, бигбит, гэридж, брейк степ, дарквэйв, трип­хоп, рагга­джангл, текстеп,  индастриал, пост­индастриал; инди­электроника,  электропоп, техно; транс. Рок­музыка : рок­н­ролл, биг­бит, рокабилли,  скиффл, ду­воп, твист, сёрф; альтернативный рок  (инди­рок/колледж­рок): мат­рок, мэдчестер,  шугейзинг, арт­рок, джаз­рок, кантри­рок, метал  (хард­рок), авангардный метал, альтернативный  метал, блэк­метал, симфонический блэк­метал, готик­ метал, нью­метал, прогрессив­метал, трэш­метал,  хэви­метал, новая волна, русский рок, панк­рок,  техно­рок и т. д. Несмотря на то, что все эти жанры и стили даны в  простом перечислении (часто без указания времени  происхождения), очевидно: значительная их часть возникла или получила интенсивное развитие в ХХ  веке. Более того, нельзя не заметить, что по своей  популярности и широте распространения  многочисленные музыкальные направления превзошли не только музыку академическую, но, возможно, и все остальные виды искусства, включая литературу, ещё  сто лет назад бесспорно считавшуюся  «властительницей человеческих дум». Теперь всё  труднее найти человека (особенно человека  молодого), чьи представления о музыке  формировались бы в стороне от тех веяний, какие  приносит ежедневно обновляемый музыкальный эфир. Вопросы и задания: 1. Знакомы ли тебе жанры и стили музыки,  перечисленные в настоящем параграфе? Назови  другие источники, где можно найти перечень видов  современной музыки. 2. Подготовь рассказ об одном из видов музыки,  подбери музыкальные примеры для прослушивания. 3. Считаешь ли ты плодотворным воздействие  массовой музыки на музыку академическую? А  наоборот? Аргументируй свой ответ. Современное композиторское творчество Раньше композитор был единственным игроком на  поле. Он писал текст и только через текст музыка  могла реализовываться. А сейчас к микрофону  может подойти любой бестекстовой человек, и  поэтому композитор уже оттеснён. (В. А. Мартынов, композитор) Понятие «композитор», как и многие другие  привычные музыкальные понятия, в наше время  претерпело значительные изменения. Сегодня  композиторами, помимо музыкантов академической  школы, нередко называют создателей самой разной  музыки ­ от так называемой «попсы» до мобильных  сигналов. Из высказываний о современном композиторе «Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее  определить его профессию. Может быть, композитор ­ это компилятор (компиляция ­ составление текста  на основе чужих произведений)? Или человек,  который просто собирает звуковой мусор в какие­то  аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами  ди­джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы  их сеты охранялись авторскими правами, хотя они  пользуются исключительно чужим материалом? В общем, всё очень непросто. Можно  апофатически (апофатический ­ отрицательный,  неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем  композитор не является. Он не является властителем  дум и звездой» (Л. Десятников, композитор). Многие современные музыканты говорят о  кардинальном переустройстве композиторского пространства, которое произошло в музыкальном  творчестве последних десятилетий. В чём же это заключается? Что это такое –  современная композиторская музыка? И можно ли  признать, что столь же важным пластом современного  творчества является то, что создаётся  композиторами­непрофессионалами, ­ хотя бы  потому, что этот пласт не только весьма значителен,  но и имеет несоизмеримо большую аудиторию? Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению  современного композиторского творчества ­ как  академического, так и неакадемического. Давайте обратимся к традиционной фигуре  композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда  столетий являлся основным создателем музыкальных  произведений. Как ему живётся в современной  действительности? Практика показывает, что судьба такого композитора  ­ одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной  музыки – дело нелёгкое, требующее от автора  большого напряжения внутренних сил, но ведь  появилось и множество новых проблем, каких не  знали композиторы прошлого. Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из  причин слушательского оттока ­ та, на какую  указывает композитор В. Мартынов,­ конкуренция.  Слишком много «музык» возникло в современном  мире, слишком быстро это привело к значительному  расслоению музыкальных интересов аудитории. Не следует забывать и о возросшей притягательности  всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне  достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника. Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально­ выразительных средств, обращаясь к различным  техникам композиции, подчас весьма непростым,  композитор нередко воздвигает барьер между своей  музыкой и слушателем. Его произведения кажутся  чересчур сложными, непонятными. Однако ­ при всей сложности музыкального языка ­  художественный мир композитора обнаруживает то  же стремление к поиску гармонии и красоты, то же  служение вечным ценностям. Конечно, понимание  такой музыки требует от человека усилия и  вдумчивости. Послушайте фрагмент произведения Эдисона  Денисова «Живопись». Произведение создано по  картине Бориса Биргера «Красная комната». Пьеса была написана композитором таким образом,  чтобы передать музыкальными средствами цветовое  решение картины, её целостный образ. Вот как  говорил об этом сам Э. Денисов: Борис Биргер.  Обнажённая«Картина «Красная комната» была  задумана как изображение комнаты, которая  буквально заливается страшным, зловещим красным светом. И в моей «Живописи» центральная часть ­ это тот же образ разрушения всего лучшего, что было в  нашем искусстве… но в конце пьесы все равно  возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ  другого его полотна... Это огромная картина, самая большая из всех его  полотен. Она называлась «Обнажённая». Так вот,  завершение моей пьесы – это впечатление от этого его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это  только образ нежности, немножко холодноватый  образ отрешённой печали». Не стремясь создать иллюстрацию к картине,  композитор, тем не менее, пытается передать в  музыке технику работы с цветом, со смешением  палитры красок. Например, это происходит в самом  конце произведения, когда струнные инструменты разделяются на множество партий и охватывают  огромный звуковой диапазон. Эта обширная звуковая  палитра постепенно растворяется и исчезает. Мы видим: современный композитор при любых,  самых неблагоприятных обстоятельствах остаётся  верен себе. Он продолжает создавать ту музыку,  которую полагает наследницей великих традиций.  Конечно, условия его творческого существования  значительно усложнились. Однако современное  академическое искусство живо, и во многом  благодаря вечным союзникам композитора ­  исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто  изучает её и пишет о ней. Вопросы и задания: 1. Можешь ли ты дать собственное определение  понятия «современный композитор»? 2. Как ты считаешь, можно ли называть  композиторами авторов мелодий для мобильных  телефонов или ди­джеев? Объясни свой ответ. 3. Кому, по­твоему, композитор В. Мартынов даёт  определение «бестекстовой человек»? 4. Охарактеризуй образный строй произведения  «Живопись» Э. Денисова. Согласен ли ты с тем, что в музыке передано цветовое решение картин, на  которые ссылается композитор? В каком фрагменте произведения изобразительность проявляется  наиболее ярко? 5. В чём, по­твоему, Э. Денисов является  продолжателем музыкальных традиций прошлого? «Новая» жизнь «старой» музыки Единственно возможный комментарий к  музыкальному сочинению – другое музыкальное  сочинение... (И. Стравинский, композитор) Давайте снова обратимся к противопоставлению  «классическое – современное» и задумаемся над тем,  что же всё­таки представляет собой «современная музыка». Можем ли мы считать, что это понятие  исчерпывается только теми видами, которые служат  пользе или комфорту? Не бывает ли в жизни любого  человека ситуации, когда он нуждается в музыке не  просто как в украшении, а ищет присущих ей  глубоких смыслов? К какой музыке он обращается в  подобных случаях? Существует наблюдение, что сегодня наиболее  востребованной «серьёзной» музыкой является  музыка прошлого. Наиболее исполняемыми  композиторами являются такие мастера, как В. А.  Моцарт, П. Чайковский, Ф. Шуберт, И. Брамс, и  другие мастера ушедших столетий. Является ли музыка этих композиторов современной  в наши дни? Послушайте фрагмент из «Неоконченной» симфонии  Франца Шуберта и попробуйте объяснить, понятна ли эта музыка современному человеку. Обратите  внимание на характер темы вступления, которая  проходит через всю первую часть. В ней нет твёрдости и определённости, она таит какой­то неведомый  вопрос. Вероятно, это вопрос, который тревожил  героя ­ современника Шуберта. Однако можем ли мы  сказать, что для современного человека он звучит  неактуально? Александр Герасимов. Деревья в  цветуПримечательно, что жизнь этой симфонии  продолжается и поныне. Она не только входит в число часто исполняемых произведений на концертных  сценах всего мира, но и звучит в театральных  постановках и кинофильмах. Например, знаменитый  японский кинорежиссёр Акира Куросава включает  «Неоконченную» симфонию в композицию своего фильма «Великолепное воскресенье». В этой  лирической картине рассказывается о двух юных  влюблённых, которые пытаются весело прожить  выходной день, не имея ни денег, ни еды, ни крова.  Зато они полны любви, а потому счастливы. В финале, когда герой для своей избранницы, единственной  слушательницы, дирижирует воображаемым  оркестром в парке на заброшенной эстраде,  происходит чудо. В пространстве кадра для них  действительно начинает звучать «Неоконченная»  симфония Ф. Шуберта. Однако сегодняшняя жизнь этого произведения не  исчерпывается новыми вариантами интерпретаций  (интерпретация ­ здесь: истолкование смысла  произведения), в том числе театральных или  кинематографических. Само название  «Неоконченная», вероятно, побуждает современных композиторов «дописать» то, что в своё время «не  закончил» Шуберт. На самом деле симфония вполне «оконченная». Её необычность состоит в том, что  в ней две части вместо четырёх, однако это вполне осознанное композиционное решение самого автора. Это, кстати, относится не только к данной симфонии  гениального композитора. Существует опыт  композитора Эдисона Денисова по завершению  неоконченной кантаты Шуберта «Лазарь», а также  сочинение итальянского композитора Лучано Берио  «Rendering» («Истолкование»), созданное на основе  набросков Шубертовской Десятой симфонии.  Некоторое время спустя ученик Денисова Антон  Сафронов дописал две «недостающие» части к  «Неоконченной» симфонии. Классическая музыка продолжает жить в  современности ­ наряду с той музыкой, которая создаётся сегодня. Она подвергается новым  интерпретациям, получает свежее звучание на  театральных сценах и в кинозалах, нередко её можно  услышать в самом неожиданном контексте, например  в рекламном ролике. Она вошла в современный  звуковой мир. Однако означает ли это, что сегодня  такая музыка стала частью бытовой среды? Константин Богаевский. Корабли. Вечернее  солнцеУ русского писателя Виктора Астафьева есть  такое рассуждение. «Музыка, быть может, самое дивное создание  человека, его вечная загадка и услада. Никто так  близко, как музыкант, не соприкоснулся с  подсознанием человеческим, ­ той самой не  отгаданной материей и вечной тайной, что живёт в  нас, тревожит и волнует... Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в  нём и пребудет на земле. Я думаю, что музыку  человек, может быть, услышал раньше, чем научился  говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале  был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы  и звон опадающей листвы. И только переняв у  природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа ­ это самое верное, святое и  неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему  окончательно одичать. Я имею в виду настоящую  музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую  вакханалию (вакханалия ­ здесь: разгул,  неистовство), которая закружила человека в  бездумной дикой пляске, ввергла его в какое­то  инстинктивное подражание воющему и ревущему  зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы  взялись и чей образ и подобие утратили». Следует ли из этих слов, что под словом  «вакханалия» писатель понимает всю современную  музыку? Или нам ещё предстоит понять, насколько  она сложна и многообразна? Об этом мы поговорим на последующих страницах нашего учебника. Вопросы и задания: 1. Согласен ли ты, что современная музыка служит  разным целям ­ от возвышенных до сугубо  развлекательных? 2. Прочти внимательно высказывание В. Астафьева.  Как ты думаешь, о какой музыке говорит писатель,  называя её «дивным созданием», ­ только ли о  классической?  Применимо ли это высказывание к  музыке «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта? 3. Отвечает ли, по­твоему, «Неоконченная»  симфония мыслям и духовным запросам нашего  современника? Каким именно? 4. Как ты считаешь, почему звучание  «Неоконченной» симфонии стало именно  кульминацией фильма А. Куросавы «Великолепное  воскресенье»? 5. В трагедии А. Пушкина «Каменный гость» есть  такие строки:     Одной любви музыка уступает;     Но и любовь мелодия... Возможно ли отнести эти слова к звучанию  «Неоконченной» симфонии в контексте событий  фильма А. Куросавы? 6. Почему современные музыканты снова и снова  обращаются к музыке прошлого? Знаешь ли ты другие примеры современной интерпретации  классической музыки? Какая музыка нам нужна Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно  не признаём этого. Музыка же есть всегда ­ здесь и там.  (Т. Такемицу, композитор) Многообразие и пестрота всего, что звучит в  современном мире, ­ лучшее доказательство того, что  музыка сегодня ­ явление не только всеобъемлющее,  но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны  нам «для дела», например при проведении  праздничного вечера или спортивного мероприятия.  Некоторые составляют фон, необходимый для  совершения ежедневных дел. Нередко человек  включает радио или телевизор, занимаясь домашней  уборкой или другими повседневными делами. Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда  мы ищем какую­то определённую музыку ­ хотя бы  просто потому, что она есть у других. Мы  «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за  её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один из видов искусства сегодня не востребован так  интенсивно, как музыка. Мы замечаем, что многие виды современной музыки  подвержены стремительному старению: порой мы с  негодованием отвергаем композицию, например,  трёхлетней давности как безнадёжное «старьё» ­  подобно тому, как мы выбрасываем старую,  вышедшую из моды одежду. Ещё более  радикально (радикальный ­ затрагивающий самые  основы; глубокий, решительный, коренной) выглядит рейтинг популярности эстрадной музыки,  проводимый на телевидении и радио: он стремительно меняется каждую неделю, так что иной раз какая­либо песня за короткое время из лидеров хит­парада  оказывается в самом конце списка или даже за его  пределами. «Сколько сил, терпения и любви стоило нашим  предшественникам строительство святынь и соборов!  ­ и как мало внимания они уделяли вещам,  предназначенным служить удобству существования.  Современный же человек, как правило, больше  интересуется автомобилями или самолётами, чем  какими­то скрипками», ­ пишет Н. Арнонкур. Рудольф Риттер фон Альт. Вид на собор св. СтефанаОднако, несмотря на скоротечность музыкальной моды, вопреки актуальным интересам  современного человека к автомобилям и самолётам,  музыка, как это ни удивительно, сохраняет для человека свою ценность и притягательность. И речь не только о той музыке, которая стремительно  проносится мимо нас, гонимая модой и пёстрыми  сиюминутными потребностями, но и о той, которая  осталась звучать в душе на долгие годы. У музыки есть свойство прочно привязываться к  каким­то важным для нас событиям, становиться их  символом. Такой музыкой может стать любая  мелодия ­ просто потому, что она прозвучала когда­то и была услышана. Потом, давно забытая, возникла  вновь и оживила то, что казалось никак не связанным  с нею. Ведь музыка, словно волшебница, умеет  оживить любое воспоминание. Франтишек Купка. Клавиши  пианино Такой музыкой может оказаться, например,  обыкновенный школьный вальс. Танцевальная музыка, порой ничем особенно не примечательная и даже  кажущаяся малоинтересной, с течением времени  становится символом каких­то глубоко личных  воспоминаний. Можно даже предположить, что у  каждого человека есть свой собственный школьный  вальс, всегда неизменно актуальный, точно так же как всегда актуален старый двор и звучавшее в нём  разноголосье. Поэтому среди неизменных вещей, вероятно, можно  назвать и потребность человека в музыке, ­ ведь если  бы этой потребности не было, музыка вообще давно  бы исчезла. Пусть десятки музыкальных судий Разберутся, как скрипели доски Старых тротуаров деревянных В городе, где шлялись мы, подростки... Это были первые подмостки. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») С этим свойством музыки связано то, что  композиторы в своём творчестве нередко обращаются к тем образам, которые волновали их в детстве.  Маленькая фортепианная пьеса «Ave Maria» Алемдара Караманова ­ как раз воплощение такого  образа. Светлая, добрая музыка, своей  проникновенностью она созвучна другим его  произведениям на духовные темы, например оратории «Stabat Mater»  (Stabat Маtеr (лат.) ­ скорбящая  мать), которую композитор посвятил своей матери.  Может быть оттого, что в пьесе слышны отзвуки  детской мечтательности и чистоты, её очень любят  играть дети: она неизменно входит в репертуар  конкурса А. Караманова, который с 1996 года  проходит в Крыму, где жил и работал композитор. Из высказываний о творчестве Д. Караманова «Когда впервые соприкасаешься с творчеством  Алемдара Караманова, поражает как бы  «Несовременность его музыкального языка,  отсутствие в нём знаков «модернистического сознания». Кажется, что эта музыка могла быть  создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней  как бы слышится всё прошлое музыкальное наследие,  но переосмысленное на новом уровне (прежде всего  русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин,  Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы  между русской классикой и авангардом: ничего не  разрушает, но созидает на основе сложившейся  богатейшей традиции» (Е. Клочкова, музыковед). Впрочем, музыка всегда бездонна. Это значит ­ хвалят иль порочат ­ Каждый в ней находит то, что хочет. Хочет ­ сказки, хочет ­ были, Крылья эльфов или крылья моли, Колокол, рожок автомобиля... Ведь свободны мы, как ветер в поле, Ветер в поле, хоть и полном пыли, Той, какую сами мы всклубили. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») Вопросы и задания: 1. Чем обусловлено многообразие и пестрота  современной звуковой палитры? 2. Каковы, на твой взгляд, причины быстрого  устаревания некоторых современных композиций? 3. Правильно ли суждение, что у каждого человека – собственная актуальная музыка? Объясни свой  ответ . 4. Как ты воспринимаешь образ произведения А.  Караманова «Ave Maria»? Согласен ли ты, что такая  музыка нужна современному человеку?   Аргументируй своё мнение.

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»

Урок: «Искусство - это твой собственный голос»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018