Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Оценка 4.7

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
музыка
6 кл—7 кл
11.05.2018
Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Все мои поиски в направлении преодоления того разрыва, который существует между низким и высоким штилями, между интонациями бытовой музыки и интонациями музыки, выражающей, может быть, нечто очень важное, строгое, серьёзное и возвышенное, но теряющее какое-то реальное подкрепление в отрыве от тех интонаций. (А. Шнитке, композитор) Из высказываний о современных композиторах «Сравнивая академического и песенного композитора, понимаешь, что это разные «весовые категории», но обе категории - творческие. Обе имеют равные права на существование, как различные живые существа в окружающей нас природе. И какими бы ни были усилия книжных теоретиков категории эти развести, сопроводив суждениями «хорошо-плохо», «оригинально-банально», «возвышенно-пошло», они противятся разделению, взаимопроникают и обогащают друг друга». (В. Сыров, музыковед).
17.docx
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность Все мои поиски в направлении преодоления того  разрыва, который существует между низким и  высоким штилями, между интонациями бытовой  музыки и интонациями музыки, выражающей,  может быть, нечто очень важное, строгое,  серьёзное и возвышенное, но теряющее какое­то  реальное подкрепление в отрыве от тех интонаций. (А. Шнитке, композитор) Из высказываний о современных композиторах «Сравнивая академического и песенного композитора,  понимаешь, что это разные «весовые категории», но обе категории ­ творческие. Обе имеют равные права на  существование, как различные живые существа в окружающей нас природе. И какими бы ни были усилия книжных теоретиков категории эти развести,  сопроводив суждениями «хорошо­плохо»,  «оригинально­банально», «возвышенно­пошло», они  противятся разделению, взаимопроникают и обогащают друг друга». (В. Сыров, музыковед). Действительно, с наступлением ХХ века не только  произошло размежевание на авторов «серьёзной» и  «лёгкой» музыки, но также стало привычным  негативное восприятие тех явлений музыки, какие не  вписывались в границы академического искусства. Однако сейчас разделение музыки на «лёгкую» и  «серьёзную» перестало быть единственно возможной  классификацией. С течением времени границы между  этими видами музыкального творчества стираются, и  единственным критерием остаётся художественный уровень произведения. Важно также учитывать, что в  современной действительности «серьёзная» и «лёгкая»  музыка всё чаще переходит от оппозиции к очевидному  взаимодействию, нередко весьма плодотворному. При этом и раньше «Серьёзные» композиторы нередко  обращались к бытовому, в частности песенному, жанру. Их песни нередко становились ярким художественным  достижением. Таковы, например, «Песня о встречном»  Д. Шостаковича, «Москвичи» А. Эшпая, «Что так  сердце растревожено» Т. Хренникова и многие другие.  Эти песни в середине ХХ века пела вся страна. Во второй половине ХХ века, благодаря развитию  кинематографа, к созданию такой музыки привлекались А. Шнитке, Э. Денисов, Г. Канчели и другие известные  композиторы­«академисты». Для многих это было ещё и необходимым средством  заработка, ведь композиторское творчество оплачивалось весьма скромно. Вот как вспоминает о  своих работах крупнейший отечественный  композитор София Губайдулина: «Я жила только  композиторским трудом. А жанр киномузыки  предоставлял возможность прожить. Кинорежиссёры, к  фильмам которых я писала музыку, не зависели и не  подчинялись Союзу композиторов. Они были свободны, и тут я была свободна. Сочиняла музыку и к  документальным, и к мультипликационным, и к  мосфильмовским картинам... Я поныне довольна своей  музыкой к «Маугли», к киплинговской «Кошке,  которая гуляла сама по себе», к «Балагану» Гарсиа  Лорки... Назову ещё две картины, работу в которых  проходной не считаю: «Каждый день доктора  Калинниковой» и «Чучело» Ролана Быкова». С этой оценкой трудно не согласиться. Музыка,  написанная композиторами­профессионалами для кино­ и мультипликационных фильмов, действительно  отличается высокими художественными  достоинствами. Для неё характерно не только  органичное взаимодействие с воплощаемыми на экране  образами и сюжетами, но и глубокая обобщающая роль. Неоднократно повторяясь на протяжении фильма,  возникая в драматургически важные моменты, музыка  приобретает черты лейтмотива, становится  своеобразным персонажем повествования. Послушайте музыку А. Шнитке к фильму «Маленькие  трагедии» или С. Губайдулиной к мультфильму  «Маугли», и вы обязательно обратите внимание на ту  глубокую смысловую роль, какую способна привнести в экранное искусство только музыка. Немного иной, хотя и не менее убедительный характер  у музыки Г. Канчели к фильму «Мимино». Одной из её  задач стало не просто образно­лирическое обобщение, но и воссоздание национального колорита  происходящих событий. Композитору удалось создать  музыку, отмеченную живым и тёплым юмором, и при  этом мелодичную, глубоко самобытную и яркую. Из отзывов о композиторской киномузыке «Нельзя не отметить и исключительных находок  композитора в такой знаменитой его работе, как  музыка к телефильму «Маленькие трагедии» режиссёра Михаила Швейцера (1980). Когда эта трёхсерийная  картина в первый раз демонстрировалась на  отечественных телеэкранах, её смотрели, кажется,  абсолютно все, у кого только был телевизор, ­ то было  громадное культурное событие. Разберём тот психологический ход, который использует Шнитке для обрисовки пушкинского Сальери.  Поддаться наивному противопоставлению стилей Моцарта и Сальери ­ значит загубить саму идею:  музыку того и другого можно и не отличить (такие  неудачи бывали). Шнитке придумывает совершенно  другой приём. Когда Сальери, совершив своё  злодейство, подбегает к спасительному клавесину,  желая оправдать себя звучанием собственной музыки,  инструмент под его пальцами становится мертвенным и беззвучным ­ слышны пустые, сухие удары по  костяшкам клавиш. Его охватывает ужас, он понимает,  что убил самого себя, ведь «гений и злодейство две  вещи несовместные». Поляризация Добра и Зла  составляет генеральную тему всего творчества и  мышления Шнитке, и он никогда не отступал от этой  антиномии» (В. Холопова, музыковед). Пытаясь осмыслить изменения, произошедшие в музыке последних десятилетий, трудно объяснить все причины, выдвинувшие на первый план массовую музыку.  Возможно, одну из причин следует искать в музыке  академической. Чрезмерное увлечение различными  технологическими экспериментами, наблюдаемое в  значительной части академического творчества  последнего столетия, привело к последствиям, о  которых ещё сто лет назад никто не подозревал.  Музыка перестала быть понятной современникам, так  как зачастую она перестала обращаться к слушателю, к  его мыслям и чувствам. Став искусством для  профессионалов, некоторая часть академической  музыки утратила своих слушателей. В то же время в массовой музыке продолжали  развиваться все свойства музыки, присущие ей на  протяжении многих столетий, среди которых главное ­  оставаться нужной человеку. Эту проблему пытаются осмыслить многие музыканты, в частности цитируемый  ранее Н. Арнонкур. «Кажется, пора призадуматься: почему, с одной  стороны, существует современная развлекательная  музыка, которая выполняет в нашей культурной жизни  абсолютно необходимую функцию, а с другой ­ нет  никакой «серьёзной» музыки, которая могла бы играть  подобную роль? В развлекательной музыке сохранилось многое из  давнего метода понимания музыки: единство поэзии и  пения, что было таким важным при зарождении музыки; единство слушателя и исполнителя; наконец, единство  музыки и времени (развлекательная не может быть  старше пяти­десяти лет, поскольку принадлежит  настоящему). Благодаря ей можно лучше понять, чем  была музыка в старину, ибо в своих пределах, при всей их ограниченности, развлекательная музыка является  неотъемлемой частью жизни». Таким образом, сам исторический опыт учит нас тому,  что оценивать музыкальное произведение только по его  принадлежности к тому или иному жанру  бессмысленно. В каждом виде музыкально­творческой  деятельности есть свои удачи и неудачи. Как  справедливо сказал известный современный композитор Борис Тищенко, «музыка не бывает оперной, балетной,  «лёгкой», «тяжёлой» и т. д. Она может быть только  хорошей или плохой». * Штиль ­ здесь: стиль, манера. * Антиномия ­ противоречие между двумя  взаимоисключаемыми положениями, сущностями,  явлениями. Вопросы и задания: 1. Как ты считаешь, почему «лёгкую» музыку  критикуют более охотно, чем «серьёзную»? 2. Почему, на твой взгляд, «серьёзные» композиторы  нередко обращались к киномузыке? 3. Попробуй охарактеризовать известный тебе пример  удачной музыки к кино­ или мультипликационному  фильму. 4. Считаешь ли ты, что «лёгкая» музыка способна  обогащать «серьёзную»? А наоборот? Приведи  известные тебе примеры. 5. Согласен ли ты с высказыванием Б. Тищенко,  приведённым в данном параграфе? Объясни свой  ответ. 6. Что, на твой взгляд, является самым главным в  киномузыке А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Канчели:  органичное взаимодействие с сюжетом, яркая образная характеристика персонажей, способность к обобщению или что­то ещё? О разности вкусов Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас. (Т. Адорно, философ) На этом уроке предлагается подготовить  музыкальное оформление, объединённое общей  темой: «Музыкальные вкусы различных поколений».  Подумайте, пожалуйста, какие песни отражают  вкусы избранных вами групп слушателей. Не забудьте предложить и те песни, какие слушаете вы сами. Ранее мы затронули темы, связанные с ролью музыки в  жизни человека. Какая музыка имелась в виду? Прежде  всего та, какую выбирает сам человек ­ для домашнего  музицирования, для исполнения в кругу друзей и  единомышленников. Это также та музыка, какую он  сочиняет, будучи не в силах молчать, ­ и тогда  творчество становится способом диалога с миром. Такая музыка близка и понятна человеку: она не  требует от него профессионального напряжения, игры  на публику и т. д. И не важно, что не редко музыка,  начавшаяся как любительское музицирование, постепенно перерастает свои рамки и вовлекается в  процесс профессионализации. Так было всегда: многим «высоким» жанрам  академической музыки мы обязаны их первоначальным  зарождением в недрах любительской практики. «Музыка делится на музыку, предназначенную для  публичного исполнения, и музыку, предназначенную  для приватного исполнения, ­ пишут социологи С.  Дамберг и В. Семенков. ­ Виды музыки отличаются  друг от друга не авторами и не произведениями, а  практиками исполнения и восприятия... Поэтому  можно указать на два вектора развития музыкальных  практик. Это вектора публичности и приватности...  Советский рок... начинался как сугубо приватное дело,  а сейчас рок­музыканты пишут музыку для стадионов». Музыка, которую мы выбираем, многое говорит о нас  самих ­ о нашем воспитании, образовании, окружении, жизненном опыте, возрасте, привычках и многом  другом. Такая музыка всегда отражает время, в  котором живёт человек. Отсюда и связанная с этим  проблема отцов и детей: среди ценностей, вызывающих  взаимное непонимание поколений, музыка занимает  одно из ведущих мест. Это особенно очевидно в наши  дни, когда музыка стала частью повседневной культуры множества людей. Музыкальные вкусы представителей  различных поколений нередко становятся предметом  споров и разногласий, а иногда и острых конфликтов. Отчего происходят такие конфликты? Неужели  музыкальные пристрастия людей должны превращаться в область особой нетерпимости со стороны тех, кто эти  пристрастия не разделяет? Думается, что проблема здесь глубже. Современные  музыкальные вкусы не всегда ограничиваются чисто  музыкальными предпочтениями. Нередко наряду с музыкой объектом поклонения становится образ  любимого музыканта, его манера одеваться, общий  стиль жизни. Такой исполнитель становится настоящим «властителем дум» для юной, ещё не вполне окрепшей  личности, и это вызывает беспокойство, тревогу и даже  гнев родителей. И наоборот, настойчивая  привязанность старшего поколения к песням своей  молодости вызывает насмешливое отторжение со  стороны детей, не понимающих, как можно любить  такое «старьё». Единственным утешением здесь может быть лишь то,  что проблема эта возникла отнюдь не в наши дни: она  так же вечна, как проблема воспитания вообще.  Прочтите стихотворение ­ его автор, испанский поэт  Федерико Гарсиа Лорка, по­своему описывает  проблему поколений. Все эти новые песни, ­ ворчала одна лягушка, ­ поверь, ни гроша не стоят! ­ Подруга, ­ ей отвечала другая лягушка, слепая и сильно помятая с виду, ­ когда я была девчонкой, я верила: бог услышит когда­нибудь нашу песню и сжалится он над нами. С тех пор прожила я долго и уж ни во что не верю и петь совсем перестала... Так жаловались лягушки и милостыню просили у резвого лягушонка, который с нахальной миной прыгал рядом по травке. Однако так ли непереходима грань, существующая  между музыкальными вкусами поколений? Разве только «специальная» музыка, музыка для целевой аудитории ­ рок, поп, техно и т. д. ­ имеет шанс пробиться к сердцу  молодого человека? И разве нет музыки, которая была бы способна  объединить отцов и детей, стать связующей нитью  между людьми – независимо от их возраста и  жизненного опыта. Подумайте об этом. Вопросы и задания: 1. Объясни выбор произведений, предлагаемых к  прослушиванию на этом уроке. Каким критерием ты  руководствовался при их отборе? 2. Почему, на твой взгляд, именно музыка всё чаще  становится предметом споров и непонимания между  людьми, особенно принадлежащими к разным  поколениям? 3. Как ты думаешь, в чём причина привязанности  людей к тем песням, какие они слышали и любили в  молодые годы? 4. Почему, на твой взгляд, многие современные песни  живут так недолго, что их даже называют  однодневками? Нужны ли, по­твоему, такие песни? Герой рок­песни Мы все поём о себе. О чём же нам петь ещё? (Б. Гребенщиков, рок­музыкант) Наверное, не будет ошибочным утверждение, что  авторы рок­песен выражают в своём творчестве  собственные взгляды на мир, собственные чувства и  идеалы. Можно сказать, что, несмотря на различия  жизненного опыта, творческих подходов и т. д.,  музыкантами был создан обобщённый образ «героя  нашего времени» ­ возможно, несвободный от ошибок и заблуждений, но в то же время обаятельный и живой. Не случайно этот вид музыки так заразителен; он  способен собирать многотысячные стадионы  слушателей, которые никогда не бывают безучастными.  Слушатели рока ­ это самая активная аудитория,  которая во время концертов может шуметь, петь,  кричать, танцевать и свистеть. Всё это составляет  неотъемлемый звуковой фон рок­концерта. Этот своеобразный «звук» одновременно является  причиной неприятия рок­музыки определённой частью общества ­ неприятия, сопровождавшего её на  протяжении всей истории. Однако такое явление имеет  вполне попятную причину: ведь рок позволяет  самовыражаться не только музыкантам, играющим на  сцене, но и всем, кто пришёл на их концерт. Активность слушателей ­ это род соучастия в общем деле, своего  рода обмен ценностями. Исполнение рок­песни в  гробовой тишине, перед рядами чинных слушателей  даже представить невозможно. С этим связан и поиск своего героя в этой культуре ­  человека, непохожего на всех и вместе с тем близкого и попятного многим. Для определённой части молодёжи  рок­песни стали своего рода нравственным ориентиром, определённой школой воспитания. Кто же он, герой рок­песен? Он многогранен, многолик, в его мыслях, словах и  поступках отражается целый мир современного человека. У него активная жизненная позиция, он  задумывается о проблемах жизни и смерти, добра и зла, войны и мира. Ему интересны другие люди, их характеры, проблемы  общения. Его мучает отчуждение и непонимание между людьми. Иногда он – просто мечтатель, романтик,  исповедующий искренние чувства в дружбе, любви,  отношении к миру. Приносит новый день свои слова. Так было, есть и будет неизменно: Бездумная приподнятость мертва, Гражданственно лишь то, что современно. И сколько звонких фраз ни напиши, От звонкости ума не прибывает. В эпоху становления души Гражданственно лишь то, что задевает... («Круиз») Из высказываний о рок­песне «Решающее преимущество рок­песни заключается в  том, что для автора её не существует двойной  морали, двойных ценностей – для себя и для публики. В рок­песне выражается важная лично для себя  проблема, искренне, личностно воспринятая певцом.  Эта песня есть сама результат потребности  реализовать искреннее отношение к миру  молодёжного сообщества» (С. Катаев, социолог) Но нередко герой рок­песен ­ это своего рода «лишний  человек». Он не вписывается в общую картину  окружающей жизни, в которой быть бездарным более  комфортно, чем быть талантливым, в которой царят  фальшивые отношения без искренности и тепла. Ночь коротка, цель далека. Ночью так часто хочется пить. Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька. Ты не можешь здесь спать. Ты не можешь здесь жить. (В. Цой. Последний герой) В таком мировоззрении заключается принципиальное  отличие рока от советских вокально­инструментальных ансамблей (ВИА), таких как, например, «Поющие  гитары», «Самоцветы», «Песняры» и др., официально  работавших при концертных организациях и  исполнявших ­ нередко весьма талантливо ­ вполне  «политкорректный» песенный репертуар. Конечно, в музыкальном отношении иногда трудно  провести чёткую границу между рок­исполнителями и  артистами ВИА, однако всё же это были совершенно  различные направления, с собственными приоритетами  и ценностями. Кроме того, как отмечает известный музыкант Алексей  Козлов, «одним из главных отличительных признаков  рок­групп по сравнению с эстрадными гитарными  ансамблями (ВИА) является то, что авторами текстов,  музыки и оркестровки выступают сами исполнители.  Это создаёт особую атмосферу сплочённости,  стилистического единства и смысловой  целенаправленности. Поэтому весьма важным  принципом существования рок­группы стало  относительное равноправие всех её членов, что  обеспечило успешность метода коллективного  творчества. Об этом говорят ещё и те факты, что у  подавляющего большинства рок­групп в названии нет  имени руководителя. Каждая группа придумывала себе особое название. Если в интервью с известными рок­ группами журналисты пытались выяснить, кто же у них  главный, то обычно ответа не получали». Рок, как и авторская песня, долгое время существовал  полулегально. «Когда из жизни уходят Вера, Надежда,  Любовь, единственным пристанищем становится  андеграунд» ­ эти слова Мэда Майка, идеолога  объединения «Underground Resistance» (США), были  девизом нескольких поколений как на Западе, так и в  нашей стране. Однако неверно думать, что рок­музыканты были  каким­то особенным политическим или общественным  движением. Политическая атмосфера, сложившаяся  вокруг этого направления, в значительной степени была результатом запретов и общественного неодобрения.  Многие из тех, кто пришёл к року, просто мечтали  стать музыкантами, играть любимую музыку, сочинять  песни. Для них музыка была способом рассказать что­ то важное о себе, о своём времени. Приобщение к рок­ культуре нередко было итогом поисков самореализации – через творчество, исполнительство, общение. Среди авторов рок­песен было немало талантливых: А.  Макаревич, Ю. Шевчук, С. Намин. Наряду с мягкими и  очень лирическими песнями, например исполняемыми  группой «Цветы» (руководитель С. Намин),  создавались и жёсткие, резкие, с ярко выраженной  позицией. Соответственно в такой песне усилилась роль текста ­ таковы, например, песни группы «Машина  времени» (руководитель А. Макаревич). Известный  музыкальный критик А. Троицкий назвал Макаревича  «первым и потому наиболее влиятельным дизайнером  своеобразной словесной школы советского рока». Послушайте песню А. Макаревича «Однажды мир  прогнётся под нас». Как и все убедительные образцы  рок­песни, в ней полноценный поэтический текст  органично сочетается с музыкой. Речитативный и даже декламационный характер мелодии отнюдь не  превращает её в песню­лозунг, несмотря на явно  присутствующую мораль: «Не стоит прогибаться под  изменчивый мир». Эта песня воспринимается скорее  как выражение этических убеждений героя. Важно и то, что манера исполнения песни, напоминающая рассказ о  действительном событии, предполагает наличие  собеседника. Им становится слушатель, который не  просто воспринимает песню как художественное  произведение, но занимает активную позицию по  отношению к расси титроказанному событию. Вот море молодых колышет супер басы, Мне триста лет, я выполз из тьмы. Они торчат по рейв и чем­то пудрят носы, Они не такие, как мы. И я не горю желаньем лезть в чужой монастырь: Я видел эту жизнь без прикрас, Не стоит прогибаться под изменчивый мир ­ Пусть лучше он прогнётся под нас, Однажды он прогнётся под нас. Один мой друг, он стоил двух, он ждать не привык; Был каждый день последним из дней Он пробовал на прочность этот мир каждый миг ­ Мир оказался прочней. Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир, Ты брал свои вершины не раз, Не стоит прогибаться под изменчивый мир ­ Пусть лучше он прогнётся под нас, Однажды он прогнётся под нас. Другой держался русла и теченье ловил Подальше от крутых берегов. Он был как все, и плыл как все, и вот он приплыл: Ни дома, ни друзей, ни врагов. И жизнь его похожа на фруктовый кефир, Видал я и такое не раз, Не стоит прогибаться под изменчивый мир ­ Пусть лучше он прогнётся под нас, Однажды он прогнётся под нас. Пусть старая джинса давно затёрта до дыр, Пускай хрипит раздолбанный бас, Не стоит прогибаться под изменчивый мир ­ Пусть лучше он прогнётся под нас, Однажды мир прогнётся под нас.  В 90­е годы ХХ века наиболее популярными были  такие группы, как «Мумий тролль», «Сплин», «Кино».  Это был всплеск интереса к рок­музыке, своего рода  новая волна. Сопутствовавшие этому бурные  политические события 90­х ещё раз напомнили о  глубокой взаимосвязи рок­музыки и тех социальных  условий, которые её во многом рождали. Не случайно  трагическая смерть В. Цоя ­ лидера группы «Кино» ­ стала подлинным потрясением для сотен тысяч его  слушателей, вызвав настоящее общественное движение  по увековечению его памяти. Примечательно, что  памятники Цою носили неформальный характер ­ это  были лозунги на стенах домов, заборах и т. д., однако  масштаб их распространения был огромен ­  практически вся страна. С течением времени рок из полу запретного искусства  постепенно стал превращаться в модную музыку. Из  него почти исчезли мотивы бунта или проявления  особой позиции, отличной от мнения большинства.  Образ героя рок­песен стал потихоньку тускнеть,  терять актуальность. Наступили иные времена. Это существенно повлияло на качество рок­музыки и  особенно рок­поэзии ­ главных составляющих этой  культуры.  Рок в значительной степени стал  функционировать как вид музыки, сочетая в себе разнообразные музыкальные традиции и влияния.  Сейчас, когда говорят об истории рок­культуры,   нередко можно услышать ностальгические ноты.  Прежний герой постарел, у нового другие идеалы.  Какие именно ­ покажет время. Из высказываний о будущем рок­музыки «В начале 90­х годов в прессе, в высказываниях  критиков, поп­бизнесменов и музыкантов можно было  встретить прямо поставленный или скрытый вопрос: «А существует ли ещё рок, и если существует, то каков он  и есть ли у него будущее?» Вопрос этот, конечно,  чисто риторический, хотя бы потому, что у каждого  нового поколения, как выяснилось, свой рок... Каждое  молодое поколение, очевидно, всегда будет называть  этим словом свою музыку, являющуюся наряду с  жаргоном, манерой вести себя, одеваться или  причёсываться средством самоутверждения в мире взрослых, в мире родителей, более того ­ средством  протеста и противопоставления себя этому миру» (А.  Козлов, музыкант). * Риторический (вопрос) ­ вопрос, ответ на который заранее известен или на который даёт ответ сам  спросивший. Вопросы и задания: 1. «Рок ­ это не просто музыкальное направление, это  молодёжная культура, средство общения молодёжи,  зеркало общества. Он изначально создавался как  способ самовыражения молодёжи, бунт и протест,  отрицание и пересмотр моральных и материальных  ценностей мира. На протяжении всей своей истории  рок показывает неразрешимую вечную дилемму отцов  и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок в глазах старшего поколения выглядит  лишь как детское развлечение, подчас опасное и  пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нём выросло сегодняшнее взрослое поколение, но всё же  перед ним сегодня встают такие же проблемы, как и в  начале его пути: непонимание и отвержение». Мы  привели высказывание музыканта А. Кудрина,  характеризующего рок­музыку как одну из форм  противостояния отцов и детей. Согласен ли ты с этим  выводом? Есть ли, на твой взгляд, у рок­музыки  другие функции? 2. Знаком ли ты с историей рок­музыки? Кто из рок­ музыкантов прошлого мог бы, по­твоему, стать  образцом для молодых музыкантов? Почему? Объясни свой ответ. 3. Верно ли утверждение, что сейчас рок­музыка стала другой и по идеологии, и по музыкальным  характеристикам? 4. Какие темы рок­песен можно отнести к самым  главным темам этого музыкального направления? 5. В чём, на твой взгляд, состоит отличие рок­группы  от ВИА? 6. Послушай песни ­ А. Макаревича «Однажды мир  прогнётся под нас», Ю. Шевчука «Родина», «Осень»,  В. Цоя «Звезда по имени Солнце», «Хочу перемен».  Охарактеризуй главные особенности произведений ­  поэтические, музыкальные, исполнительские. Рок­музыка Рок­музыка объединяет людей одинакового  менталитета. (Игумен Сергий (Рыбко) Почти одновременно с авторской песней, примерно в  середине 50­х ­ начале 60­х годов, широкое  распространение во всём мире получило ещё одно  заметное музыкальное направление ­ рок­музыка. Эти  явления ­ авторскую песню и рок­музыку ­ при всех  различиях объединяло общее свойство: каждое из них  выражало своё отношение к окружающему миру,  каждое было направлено на поиск «близких душ» ­  единомышленников, людей со схожими взглядами. * Менталитет ­ система своеобразия психической  жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре,  особенности восприятия и оценки ими окружающего  мира. Из высказываний о рок­музыке «То была революция. Она изменила жизнь целого  поколения, и, стало быть, без неё судьба следующих  поколений была бы иной. Она захлестнула весь мир.  Она изменила ход истории. Она напугала власти и  заставила взрослых подвергнуть себя переоценке.  Отличительной чертой этой революции был её  бескровный характер ­ вещь поразительная для такого  глубокого переворота.  Для тинэйджера 50­х рок­н­ ролл был переворотом буквально во всём: в манере  одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное ­  переворотом во взглядах человека на самого себя». (Д.  Паскаль, музыковед). Понятно, что такая революция произошла, прежде  всего, на Западе. Она породила новую, до сих пор  немыслимую культуру, сочетающую в себе огромное  количество элементов. Это и социальные ценности, и  проблема становления личности и её самочувствия в  окружающем мире, и музыкальные пристрастия, и  словесное самовыражение, и стиль одежды, и многое  другое. В представлениях рок­музыкантов, мир был предельно  дисгармоничным, враждебным, бездуховным и  жестоким. Такое мировоззрение предопределяло и  музыкальную стилистику направления. Рок ­ это крик  протеста против такого мироустройства. «В наших  песнях слова «огонь», «грех», «насилие», «убийство», «смерть», но мы в основном черпаем тему из истории  человечества и почти всегда поём о борьбе добра со  злом»,­ утверждал известный рок­музыкант Брюс  Диккинсон. Отсюда ­ громкость, буйность, вой,  скрежет и другие «некомфортные» звучания,  характерные для рок­композиций. «Мёртвые души, проснитесь, песня зовёт вас и стих.  Вслушайтесь, люди, быть может ­ это последний мой  крик» («Чёрный кофе»). Именно поэтому появление рок­музыки стало для  многих слушателей шокирующим впечатлением. До сих пор многие противники рок­музыки в качестве  основного аргумента выдвигают непереносимую  громкость её звучания и отсутствие благозвучия. Рок­музыка обычно исполняется рок­группой,  состоящей из вокалиста, гитариста (как правило,  играющего на электрогитаре), бас­гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Однако возможно  использование в рок­композициях практически всех  известных музыкальных инструментов. В истории рок­ музыки было немало по­настоящему хороших  музыкантов, способных задействовать богатый арсенал  музыкальных возможностей. Важнейшим образцом для подражания для рок­ музыкантов была британская группа «The Beatles». Эта  группа открыла новый этап рок­истории. «The Beatles»  представляли собой принципиально новое явление в  мировой музыке, и в рок­музыке в частности: в них  соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор­ исполнитель с группой, а четыре яркие личности, где  каждый поёт и каждый способен сочинить хит).  Охватившая практически весь мир популярность «The  Beatles» положила начало небывалому для того времени явлению – «битломании». Многие  отечественные музыканты прошли через это увлечение  в полной мере. Послушайте несколько песен группы «The Beatles»,  например следующие: «Мишель» («Michelle»), «Вчера»  («Yesterday»), «Земляничные поляны» («Strawberry  Fields»), «Помогите!» («Help!»). Все эти композиции  сегодня признаны классическими образцами рок­ музыки. Каждая обладает собственным неповторимым  характером, яркой индивидуальностью, как и в целом,  музыкальная стилистика группы. При этом очевидно,  что музыкантам одинаково хорошо удаются и  романтические образы, отмеченные лиризмом и  пластичностью музыкальных интонаций, и подвижная,  ритмичная музыка, отражающая неугомонный,  бунтарский дух времени. Одной из особенностей рок­музыки является то, что  музыканты исполняют, как правило, композиции  собственного сочинения. Такая самодостаточность  роднит представителей этого направления с  исполнителями авторской песни и других стилей, в  немалой степени ориентированных на раскрытие  собственного творческого потенциала, на общение с  единомышленниками. В значительной части рок­музыканты были  любителями. Не случайно многие из них признавались,  что в период создания группы они практически ничего  не умели и учились буквально на ходу. Вспомним  кинофильм «Розыгрыш»: его герои­школьники мечтали  создать собственный музыкальный коллектив, не имея  при этом специального образования. Такое стремление было одной из ярких примет  времени. Музыканты­любители, со временем приобретя необходимый профессионализм (в том числе и  привлекая в свои ряды профессионалов), сумели  создать немало действительно интересных и творчески  продуктивных коллективов. Вообще, высокую  склонность рок­музыкантов к самообучению, к  включению в свои композиции художественных  достижений академической музыки или джаза следует  назвать одним из важнейших достоинств этой культуры. Многие рок­песни, написанные такими музыкантами,  обладали безусловной яркостью и стали частью  музыкальной истории. Вопросы и задания: 1. Почему, по­твоему, о рок­музыке сразу заговорили  как о настоящей революции? К чему относились  революционные изменения? 2. Что, на твой взгляд, наиболее роднит рок­музыку и  авторскую песню? Есть ли между ними общее в  музыкальном отношении? А в отношении словесного  текста? 3. Как ты думаешь, почему рок­музыка была такой  привлекательной для музыкантов­любителей?  Считаешь ли ты при этом важным участие музыкантов­ профессионалов в создании рок­композиций? Объясни свой ответ. 4. Что такое «битломания»? Почему стало  возможным такое явление? 5. Послушай песни группы «The Beatles». Что в них  запомнилось больше всего ­ музыка, стиль и характер  исполнения, тембровое своеобразие голосов? 6. Какие современные направления рок­музыки  наиболее близки тебе? Предложи ряд произведений  для прослушивания на уроке. Рождественская звезда Православная служба проходит в храме ежедневно, и  каждый верующий посещает её с особой радостью.  Выдающийся философ А. Ф. Лосев писал об этом так: «Человек живёт радостью... Сегодня я переживал  редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что  только свято для меня, наполняло мою душу ... Для  того чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и  святого для вас слились в один гимн красоте, в одно  настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой,  нужна вера в красоту, вера в возможность этого  настроения, то есть нужна религия. Сомневайтесь  сколько хотите, но вы веруйте». И если радость приносило каждое богослужение, то  ещё более радостными были православные праздники ­  Рождество, Святки, Масленица и особенно Пасха,  Светлое Христово Воскресение. Каждый из этих праздников был частью жизни любого  человека, он был любимым, радостным и  долгожданным. Один из таких праздников ­ Рождество ­ праздновался  повсюду: в монастырях и храмах, в городах и деревнях, в крестьянских избах и царских дворцах. Христос  родился! ­ в эти дни как будто вся земля радуется, и  радуются вышние силы, и прославляют его сошедшие  на землю ангелы. Это они когда­то принесли ставшее  потом традиционным рождественское ангельское  славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в  человецех благоволение». Слушание: «Слава в вышних Богу...» (в исполнении  хора Ф. Паторжинского). Рождение младенца Христа, согласно евангельскому  повествованию, было неоднократно предсказано  ветхозаветными пророками. Это таинственное и  величественное событие произошло в убогой  обстановке, в пещере («вертепе»), где вынуждены были остановиться плотник Иосиф и его жена Мария,  бежавшие в Вифлеем из Палестины. Первой колыбелью Иисуса становятся ясли ­ кормушка для скота, куда, спеленав вначале, укладывает  новорождённого Мария. Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь» (в исп. детских  хоров «Поющие музыканты», «Звоночки» музыкальной  гимназии­колледжа г. Минска). Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями тёплая дымка плыла... Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звёзд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем... Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной Встревоженной этою новой звездой... И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали все пришедшее после. Все мысли веков, все мечты, все миры, Всё будущее галерей и музеев, Все шалости фей, все дела чародеев, Все ёлки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Всё великолепье цветной мишуры... ... Всё злей и свирепей дул ветер из степи... ...Все яблоки, все золотые шары... Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звезды сметал с небосвода. И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто­то в потёмках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. В ту ночь над пещерой зажглась необыкновенно яркая  звезда, вслед за звездой пришли жрецы ­ волхвы и  принесли младенцу драгоценные дары: золото, ладан,  миро (благовонные травы и масла). Всё живое радовалось чудесному рождению Иисуса, и  эта радость, это вселенское поклонение изображено и  на иконописном образе Рождества, и в словах стихиры,  что поётся на рождественской вечерне: Что ти принесём владыко Христе, Яко явися еси земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей Благодарение приносит: Ангели ­ пение, Небеса ­ звезду, Волхвы ­ дары, Пастырие ­ чудо, Земля ­ вертеп, Мы же ­ Матерь­Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас. Приведённые фрагменты из стихотворения Б.  Пастернака «Рождественская звезда» ­ одно из  многочисленных произведений, посвящённых чудесной  истории рождения Иисуса. Написанное в середине ХХ  века, стихотворение свидетельствует о нетленном  значении этого события, дорогого и святого для  каждого христианина. Лишь самая малость житейских «благ» окружает  новорождённого Христа, кровом которому служит  пещера, а источником тепла ­ дыхание домашних  зверей. Да и что Ему наши дары? Это Он, придя в мир  людей, подарил ему будущее. Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже  наш» (хор Крестовоздвиженского собора). Пастернак как будто раздвигает границы времени и  пространства, вводя идею грядущей всеобщности  христианства: «Все мысли веков, все мечты, все миры». И всё, что отныне есть у нас, составляет самую лучшую, самую великую человеческую надежду ­ надежду на  спасение, на грядущий вечный свет. Путь к спасению неизмеримо далёк, как далеко от нас  сияние рождественской звезды, но разве не этот свет  видится нам в «трепете затепленных свечек», в  новогодних золотых шарах, в светлых праздниках, в  пламени истинной человеческой любви? Свет веры неугасим в душе человека. Идут годы,  проходит короткая человеческая жизнь. Но и сквозь  даль прожитых лет сияет и сияет чудесной сказкой  детства свет далёкого Рождества. Слушание: «Величание Рождества Христова»  (старинный русский распев). Замечательный русский писатель Иван Шмелев, многие десятилетия живший во Франции, в книге «Лето  Господне», одном из последних своих произведений, с  необыкновенной силой воссоздаёт всё, чем было дорого для него Рождество его детства. Рождество у Шмелева  ­ особое, русское, московское: «Наше Рождество  подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы  крепче ... А какие звёзды! Форточку откроешь ­ резанёт, ожжёт морозом... А какие звёзды! Усатые, живые,  бьются, колют глаз. В воздухе­то мёрзлость, через неё­ то звезды больше, разными огнями блещут, ­ голубой  хрусталь, и синий, и зелёный, ­ в стрелках. И звон  услышишь. И будто это звёзды ­ звон­то! Морозный,  гулкий ­ прямо серебро. Такого не услышишь, нет... В  Кремле ударят, ­ древний звон, степенный, с глухотцой... И всё запело, тысяча церквей играет.  Такого не услышишь, нет... А воздух... ­ синий, серебрится пылью, дымный,  звёздный. Сады дымятся. Берёзы ­ белые видения. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до  звёзд. Звёздный звон, певучий, ­ плывёт, не молкнет;  сонный, звон­чудо, звон­виденье, славит Бога в вышних, ­ Рождество. Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев­ молитву, простой, особенный какой­то, детский,  тёплый... и почему­то видится кроватка, звезды. Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия миров и Свет Разума... И почему­то, кажется, что давний­давний тот напев  священный был всегда. И будет». В этих словах, простых и глубоких, как будто слилось  воедино всё, чем дорого душе русского человека  православное Рождество. Звенит морозный воздух,  звенят колючие звёзды, и словно в лад им звонят  колокола в Кремле и по всей Москве. Такого и правда  нигде не услышишь, такое приходит только из  непостижимых глубин детской памяти. И веришь: пока  есть этот звон, и эти звёзды, и эти напевы­молитвы,  Христос ­ среди нас, незрим и вездесущ. Слушание: «Рождественское чудо» (в исп. детских  хоров «Поющие музыканты», «Звоночки» музыкальной  гимназии­колледжа г. Минска). Музыка ­ целый мир Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно  откроет вам целый мир высоких чувств, страстей,  мыслей. (Д. Шостакович) Музыка, как и во все времена, играет в жизни человека  важную роль. Она нужна ему в повседневной жизни,  способна утешить и поддержать в трудные времена,  разделить все радости и победы. Она и сама способна  дарить мгновения настоящего счастья, учит любить и ценить красоту, понимать чувства других людей. Она  делится с нами всем, чем богата сама, ­ прекрасными  мелодиями, настроениями, образами. Музыка  посвящает нас в самые главные тайны мира: природы,  любви, человеческих отношений. Благодаря музыке люди почувствовали аромат и  обаяние других культур, запечатлённые в прекрасных  песнях и танцах, которыми богаты все национальные  традиции. В наше время музыка не только не исчезла ­ наоборот,  её стало значительно больше, чем раньше. Кто­то из  современных учёных даже сказал, что мы живём в  эпоху музыкальной цивилизации. Появление множества «музык», благодаря которому  академическая музыкальная традиция перестала быть  единственно возможной, отразило определённое  культурное расслоение, которое принесла с собой сама жизнь. В каждом из музыкальных направлений  появились не только свои приверженцы, но и свои  «историографы», досконально знающие все этапы и  достижения избранной области творчества, всех  ведущих авторов и исполнителей. Они образуют  определённый «Клуб единомышленников»,  объединённых идеей музыки. А кто­то просто слушает то, что ему нравится, что  созвучно его сегодняшним мыслям и поискам. И в этой  функции музыка остаётся для человека тем же, чем  была всегда, ­ необходимым спутником, собеседником,  неотъемлемой частью его собственной жизни. Огромная роль музыки сегодня осознаётся во всём  мире. Создаются коллективы, в основе которых ­  концепция единства музыкальной культуры, особенно  актуальная в свете современных художественных и  политических проблем. Один из таких коллективов ­ знаменитый «Оркестр мира», созданный великим  дирижёром современности Георгом Шолти и  объединивший в своём составе музыкантов из 60  национальных оркестров мира и 45 разных стран. В  настоящее время оркестром руководит Валерий  Гергиев. Создание подобных коллективов, олицетворяющих  идею межнационального объединения,  взаимопонимания между народами и стремления к  установлению мира на Земле, убедительным образом  демонстрирует небывало возросшую роль музыкального искусства в жизни людей. Послушайте произведение из репертуара «Оркестра  мира» (The World Orchestra for Peace) ­ увертюру к  опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». В  этом произведении композитор обратился к  примечательному сюжету ­ истории немецкого мейстерзанга в Нюрнберге XVI века. Мейстерзанг ­ это  искусство пения, которое культивировалось в  средневековой Германии. Особенности сюжета  обусловили и характер музыки ­ для неё характерно  преобладание светлых настроений, оптимизм, радость и торжество жизни. И характер музыки, вошедшей в  репертуар транснационального оркестра, и сюжет  оперы, где в качестве главных ценностей воспеваются  искусство, мастерство и вдохновение, придают этому  произведению особый, символический смысл. Роль  музыки в духовной жизни человека ­ способность  радовать и объединять людей, уметь противостоять  пессимизму, унынию и косности ­ такова её вечная и  неисчерпаемая роль. Какой бы разнообразной ни была современная музыка с  присущим ей множеством стилей и направлений, её  главная задача остаётся той же, что и прежде: пробуждать в человеке лучшие, возвышенные чувства.  Поэтому в музыке, как и вообще в художественном  творчестве, «времена всегда одинаковы»: меняются  течения, обновляются средства выразительности, но,  как и прежде, она призвана нести в мир гармонию и  смысл. Вопросы и задания: 1. Согласен ли ты с определением нашего времени как «музыкальной цивилизации»? Объясни свой ответ. 2. Как ты думаешь, почему именно сейчас стало  актуальным создание такого коллектива, как «Оркестр мира»? В чём ты видишь смысл его идеи? 3. Можно ли считать увертюру «Нюрнбергские  мейстерзингеры» Р. Вагнера убедительным завершением изучения предмета «Музыка»? Прежде чем ответить, обрати внимание на  концентрацию главнейших музыкальных особенностей, о которых мы подробно говорили на протяжении  предыдущих лет. Это и различные жанровые сферы, и  стили письма (гомофонно­гармонический и  полифонический), и ярчайшие выразительные  возможности гармонии, оркестровки, формы. 4. Разделяешь ли ты мысль о том, что в искусстве  «времена всегда одинаковы»? Аргументируй своё  рассуждение.

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Урок:О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018