Урок: Какая музыка нам нужна
Оценка 4.9

Урок: Какая музыка нам нужна

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл—7 кл
11.05.2018
Урок: Какая музыка нам нужна
Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно не признаём этого. Музыка же есть всегда - здесь и там. (Т. Такемицу, композитор) Многообразие и пестрота всего, что звучит в современном мире, - лучшее доказательство того, что музыка сегодня - явление не только всеобъемлющее, но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны нам «для дела», например при проведении праздничного вечера или спортивного мероприятия. Некоторые составляют фон, необходимый для совершения ежедневных дел. Нередко человек включает радио или телевизор, занимаясь домашней уборкой или другими повседневными делами.
29.docx
Какая музыка нам нужна Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно  не признаём этого. Музыка же есть всегда ­ здесь и там.  (Т. Такемицу, композитор) Многообразие и пестрота всего, что звучит в  современном мире, ­ лучшее доказательство того, что  музыка сегодня ­ явление не только всеобъемлющее,  но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны  нам «для дела», например при проведении  праздничного вечера или спортивного мероприятия.  Некоторые составляют фон, необходимый для  совершения ежедневных дел. Нередко человек  включает радио или телевизор, занимаясь домашней  уборкой или другими повседневными делами. Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда  мы ищем какую­то определённую музыку ­ хотя бы  просто потому, что она есть у других. Мы  «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за  её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один из  видов искусства сегодня не востребован так  интенсивно, как музыка. Мы замечаем, что многие виды современной музыки  подвержены стремительному старению: порой мы с  негодованием отвергаем композицию, например,  трёхлетней давности как безнадёжное «старьё» ­  подобно тому, как мы выбрасываем старую,  вышедшую из моды одежду. Ещё более  радикально (радикальный ­ затрагивающий самые  основы; глубокий, решительный, коренной) выглядит рейтинг популярности эстрадной музыки,  проводимый на телевидении и радио: он стремительно меняется каждую неделю, так что иной раз какая­либо песня за короткое время из лидеров хит­парада  оказывается в самом конце списка или даже за его  пределами. «Сколько сил, терпения и любви стоило нашим  предшественникам строительство святынь и соборов!  ­ и как мало внимания они уделяли вещам,  предназначенным служить удобству существования.  Современный же человек, как правило, больше  интересуется автомобилями или самолётами, чем  какими­то скрипками», ­ пишет Н. Арнонкур. Рудольф Риттер фон Альт. Вид на собор св. СтефанаОднако, несмотря на скоротечность музыкальной моды, вопреки актуальным интересам  современного человека к автомобилям и самолётам,  музыка, как это ни удивительно, сохраняет для  человека свою ценность и притягательность. И речь не только о той музыке, которая стремительно  проносится мимо нас, гонимая модой и пёстрыми  сиюминутными потребностями, но и о той, которая  осталась звучать в душе на долгие годы. У музыки есть свойство прочно привязываться к  каким­то важным для нас событиям, становиться их символом. Такой музыкой может стать любая  мелодия ­ просто потому, что она прозвучала когда­то и была услышана. Потом, давно забытая, возникла  вновь и оживила то, что казалось никак не связанным  с нею. Ведь музыка, словно волшебница, умеет  оживить любое воспоминание. Франтишек Купка. Клавиши  пианино Такой музыкой может оказаться, например,  обыкновенный школьный вальс. Танцевальная музыка, порой ничем особенно не примечательная и даже  кажущаяся малоинтересной, с течением времени  становится символом каких­то глубоко личных  воспоминаний. Можно даже предположить, что у  каждого человека есть свой собственный школьный  вальс, всегда неизменно актуальный, точно так же как  всегда актуален старый двор и звучавшее в нём  разноголосье. Поэтому среди неизменных вещей, вероятно, можно  назвать и потребность человека в музыке, ­ ведь если  бы этой потребности не было, музыка вообще давно  бы исчезла. Пусть десятки музыкальных судий Разберутся, как скрипели доски Старых тротуаров деревянных В городе, где шлялись мы, подростки... Это были первые подмостки. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») С этим свойством музыки связано то, что  композиторы в своём творчестве нередко обращаются к тем образам, которые волновали их в детстве.  Маленькая фортепианная пьеса «Ave Maria»  Алемдара Караманова ­ как раз воплощение такого  образа. Светлая, добрая музыка, своей  проникновенностью она созвучна другим его  произведениям на духовные темы, например оратории «Stabat Mater»  (Stabat Маtеr (лат.) ­ скорбящая  мать), которую композитор посвятил своей матери.  Может быть оттого, что в пьесе слышны отзвуки  детской мечтательности и чистоты, её очень любят  играть дети: она неизменно входит в репертуар  конкурса А. Караманова, который с 1996 года  проходит в Крыму, где жил и работал композитор. Из высказываний о творчестве Д. Караманова «Когда впервые соприкасаешься с творчеством  Алемдара Караманова, поражает как бы  «Несовременность его музыкального языка,  отсутствие в нём знаков «модернистического  сознания». Кажется, что эта музыка могла быть  создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней  как бы слышится всё прошлое музыкальное наследие,  но переосмысленное на новом уровне (прежде всего  русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин,  Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы  между русской классикой и авангардом: ничего не  разрушает, но созидает на основе сложившейся  богатейшей традиции» (Е. Клочкова, музыковед). Впрочем, музыка всегда бездонна. Это значит ­ хвалят иль порочат ­ Каждый в ней находит то, что хочет. Хочет ­ сказки, хочет ­ были, Крылья эльфов или крылья моли, Колокол, рожок автомобиля... Ведь свободны мы, как ветер в поле, Ветер в поле, хоть и полном пыли, Той, какую сами мы всклубили. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») Вопросы и задания: 1. Чем обусловлено многообразие и пестрота  современной звуковой палитры? 2. Каковы, на твой взгляд, причины быстрого  устаревания некоторых современных композиций? 3. Правильно ли суждение, что у каждого человека – собственная актуальная музыка? Объясни свой  ответ . 4. Как ты воспринимаешь образ произведения А.  Караманова «Ave Maria»? Согласен ли ты, что такая  музыка нужна современному человеку?   Аргументируй своё мнение. 5. О какой музыке пишет Л. Мартынов в  стихотворении «Баллада о композиторе Виссарионе  Шебалине»? 6. Как соотносятся образы стихотворения Л.  Мартынова и картины Ф. Купки? Музыкальная среда Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы  вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует  музыка, которая должна звучать в лифтах  больших универмагов, она какая­то определённая;  музыка, которая звучит в московских такси, она  тоже уже какая­то определённая; музыка,  которая звучит в концертах, если вы идёте вечером на концерт; музыка, которая звучит на улице. Вот  весь этот звуковой фон – это музыка. (Г. Канчели, композитор) Эту тему мы хотели бы начать с предложения. Дело в  том, что речь на этом уроке пойдёт не совсем о  музыке, т. е. не об отдельных музыкальных  произведениях, которые можно слушать, обсуждать,  сравнивать с другими произведениями. Здесь речь  пойдёт о множестве всевозможных звучаний,  окружающих нашу жизнь. Поэтому было бы  интересно, если бы каждый из вас стал музыкальным  редактором этого урока, предложил свой собственный вариант его музыкального оформления. Музыки вокруг нас очень много. Она напоминает о  себе зданиями концертных залов и театров, афишами,  приглашающими на самые различные концерты ­ от  классических до ультрасовременных. Она зовёт к себе настойчивой рекламой, звуками, льющимися отовсюду ­ из радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов.  Она звучит на улице, в транспорте, в каждом доме.  Музыка стала нашей повседневной средой. Один из современных критиков пишет об этом так: «В сегодняшнем «саундтреке» к жизни нередко звучат  интонации неблагополучия, надломленности, что  напрямую связано со стилем и ритмом жизни  современного человека» (Д. Штефанюк). Мы даже научились не замечать это нагромождение  музыкальных звуков ­ хотя бы потому, что иногда  человеку хочется уйти от слишком назойливой  звуковой среды в тишину. Ведь когда музыки  слишком много, она перестаёт быть музыкой,  становится шумом. Василий Кандинский. Москва.  Красная площадьПомимо случайной, хаотичной  звуковой среды, окружающей современного человека,  существенные изменения происходят и в самой  музыке. Вот одно из высказываний современного  музыканта: «Для меня понятие музыки вообще не  является определяющим. Более того, в последнее  время я всё чаще отхожу от этого термина, отдавая  предпочтение таким понятиям, как звук, звуковая  среда, звуковой дизайн, линейная композиция,  вертикаль, последовательность, и всё меньше значения придаю мелодии, гармонии, тональности и другим  традиционно музыкальным смыслам» (А. Борисов). Однако всегда ли уютно человеку в такой  многослойной звуковой среде? Едва ли. Во­первых, шум нередко агрессивен, он  вторгается в нашу частную жизнь, навязывается нам  вопреки нашей воле. Во­вторых, особенно агрессивен  именно музыкальный шум: обладая эмоциональным  воздействием, музыка буквально заставляет её  слушать. Кроме того, человеку не может быть нужна  вся эта музыка. В ней каждый выбирает то, что ближе  ему самому. Любители классики по­прежнему ходят в концертные  залы, полагая это лучшим для себя отдыхом. Другие  слушают музыку в собственном автомобиле, выбирая  мелодии и ритмы в согласии со своими настроениями. А некоторые и вовсе надевают наушники,  отгораживаясь от окружающей разноголосицы. Сбежать бы из дому сейчас. Да холод на улице лютый... «В основе любой философии лежит презрение к людям» ­ так я говорил год назад. Теперь скажу по­иному, когда на улицу шум – единственно ­ гонит из дому: отвращение к шуму и крику (в переводе не с греческого) – это и есть любовь к мудрости. (Перевод с общечеловеческого.) Но шум не всякий, а тот, который людьми вызывается. Ах, если б не холод собачий, то можно б и на завалинке мудрость любить, слушать шум деревьев и времени частного, ­ единственно, что разделяет меня с другими несчастными... (А. Банников) Александр Осмёркин.  Святогорский монастырьПриведённое стихотворение  поэта Александра Банникова ­ как раз именно об  этом, о невозможности находиться в эпицентре  звуковой какофонии нашего повседневного быта.  Отсюда ­ раздражение против тех, кто отравляет шумом и криком собственную среду обитания; отсюда же ­ и мечта о завалинке, о другом, прекрасном шуме  – «шуме деревьев и времени частного». А вот высказывание выдающегося дирижёра Евгения  Колобова. «Что такое музыка: шелест травы, пение птиц,  литература, живопись? Ведь бывает много­много нот,  а музыки нет. А бывают отношения людей ­ музыка, и  разговор может быть музыкой. Я боюсь громких слов,  но музыка для меня и в самом деле как религия – моя  религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как  профессией, присутствует много земного,  практического. Но это всё второстепенное. Пускай  результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед  Богом чист, потому что отдал ей всё, что мог». ... Марина Цветаева гениально сказала: «Поэзия ­ это  перевод с родного языка на чужой». Так же и музыка. Это вообще непонятный язык. Ноты ­ это не музыка,  это ­ шифр, так же как великая литература ­ шифр. И  каждый отгадывает его в меру возможностей, которые дал Господь, и обозначило время. Исаак Левитан.  Тишина...Искусство ­ вообще загадка, оно  воздействует на человека по­особому, и для каждого  оно интимно. Один журналист как­то спросил у меня:  «Что такое искусство и что ­ попса?» Мне кажется,  что искусство ­ это то, что воспринимается интимно  каждой личностью, а попса ­ для толпы. Не для  народа, а для толпы. Другое дело, народ наш всё больше вытесняется толпой, а толпе не нужно вечное:  тишина, гармония, звёздное небо. Она откликается  криком на крик. Музыка же рождается в тишине.  Осип Мандельштам сказал: «Нет выше музыки, чем  тишина». Получается, что музыки вокруг много, а человеку всё  равно её не хватает. В чём тут парадокс? Вероятно, в том, что музыка, как и прежде, остаётся  личным пространством, возникающим всё же не из  суетливой разноголосицы повседневного быта, а из  гармонии ­ природы, искусства, человеческих  отношений... И сегодня она всё чаще становится  единственным средством побыть наедине с собой ­  вдали от многообразных «саундтреков» окружающего  нас пространства. Вопросы и задания: 1. Назови музыкальные произведения, которые ты  предложил бы послушать на этом уроке. Объясни  свой выбор. 2. Согласен ли ты, что современная музыкальная  среда слишком навязчива? Как ты сам можешь  противостоять её агрессии? 3. Сравни стихотворение А. Ванникова и  высказывание Е. Колобова. Как тебе кажется, есть ли в них сходные мысли? Попробуй выделить  центральную идею в каждом из текстов. 4. Кажется ли тебе удачным выражение  «сегодняшний «саундтрек» к жизни»? Обоснуй свой  ответ. Герой авторской песни А мой герой был скромный малый… (М. Щербаков, бард) Талантливые песни создавались и композиторами во  второй половине ХХ века, например, такие как  «Песня неуловимых» из кинофильма «Неуловимые  мстители» (Я. Френкель ­ Р. Рождественский),  «Гренада» (В. Берковский ­ М. Светлов), «Не  расстанусь с комсомолом» (А. Пахмутова ­ Н.  Добронравов) и многие другие. Советский плакат «Хлеб ­  Родине!»Вместе с тем многие официальные песни  были важны не столько своими художественными  достоинствами, сколько тем пропагандистским  пафосом, ради которого создавались. Они составляли  основу телевизионного и радиоэфира, звучали в дни  праздников, на торжественных концертах. Петь такие  песни в кругу семьи никому не приходило в голову. Основу содержания многих официальных песен  составляли такие темы, как «настоящий советский  человек», «герой», «передовик производства» и т. д.  Главным критерием качества человека были его  трудовые успехи, принципиальность, непримиримость к чуждым мнениям. Все эти качества  пропагандировались как единственно достойные  советского человека, который должен был презирать  всё личное как мелкое и несущественное, мешающее  покорению производственных высот. По сути,  героями песен были те же люди, о которых писалось  на первых страницах центральных газет. Их портрет  был предельно обобщённым и при этом торжественно­ величавым. Однако «настоящему человеку» ­ строителю светлого  будущего, непримиримому борцу за новые идеалы –  представители авторской песни противопоставляли  своё понимание «настоящего человека». Им был как  раз простой человек, ничем, казалось бы, не  замечательный, далёкий от эпохальных свершений и  героических достижений. Настоящих людей так немного, Всё вы врёте, что век их настал. Посчитайте и честно и строго, Сколько будет на каждый квартал. Настоящих людей очень мало. На планету ­ совсем ерунда. А на Россию одна моя мама. Только что она может одна? (Б. Окуджава) Истинные ценности в творчестве поэтов­бардов не  были связаны с чинами, наградами, почестями,  властью. Быть порядочным человеком значило очень  много. Кроме того, это ещё и означало «быть  рядовым» ­ человеком, внутренне свободным,  способным петь песни, наслаждаться счастьем  простой и естественной жизни, глубиной искренних  чувств, дарами родной земли. Такая позиция вовсе не предполагала отказа от  социальных достижений, она не имела ничего общего  со всевозможными неформальными движениями. Не  была она и атрибутом молодёжного движения.  Многие представители авторской песни были вполне  зрелыми людьми, нередко успешными поэтами,  физиками, драматургами. Эта песня в значительной  мере зародилась в среде интеллигенции. Не случайно  распространение этого вида песни было характерно  для университетских центров, славящихся высоким  уровнем образованности и социальной активности. Вот одно из стихотворений Александра Галича –  известного драматурга, автора сценариев многих  известных фильмов советского времени («Вас  вызывает Таймыр», «Верные друзья», «На семи  ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по  волнам»). Я в путь собирался всегда налегке, Без долгих прощальных торжеств, И маршальский жезл не таскал в рюкзаке. На кой он мне, маршальский жезл! Я был рядовым и умру рядовым. Всей щедрой земли рядовой, Что светом дарила меня даровым, Поила водой даровой. До старости лет молоко на губах, До тьмы гробовой ­ рядовой. А маршалы пусть обсуждают в штабах Военный бюджет годовой. Пускай заседают за круглым столом Вселенской охоты псари, А мудрость их вся заключается в том, Что два ­ это меньше, чем три. Я сам не люблю старичков­ворчунов И всё­таки истово рад, Александр Галич Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград. Земля под ногами и посох в руке Торжественней всяких божеств, А маршальский жезл у меня в рюкзаке ­ Свирель, а не маршальский жезл. Переосмыслению ­ по сравнению с идеалами  советской пропаганды ­ подвергались и другие темы  массовой песни. Родная страна, столица Москва,  труд, мир ­ в массовой песне все эти образы  представали во всём величии грандиозных свершений,  а в авторской песне ­ в задушевной, лирической,  доверительной интонации. В известном кинофильме  «Москва слезам не верит» звучит «Александра»,  написанная Сергеем Никитиным и Юрием Визбором  (в соавторстве с Дмитрием Сухаревым), ­ один из ярких образцов бардовской песни. Послушайте её и  сравните с другими известными вам песнями о  Москве. У Визбора Москва предстаёт не в образе  «кипучей, могучей, никем непобедимой» столицы  нашей огромной Родины, а как живой, близкий город,  место юности и романтической мечты, как  воплощение материнской любви для тех, кто и сам,  как родной сын, любит и ценит город своей судьбы.  Такая трактовка подчёркивается и музыкальными  средствами: по своему жанру песня «Александра» ­  это светлый и лирический вальс, исполненный  целеустремлённого движения. Эти противопоставления ­ с одной стороны,  торжественно­официального, с другой ­  непринуждённо­искреннего, ­ выражали главное  противоречие времени. С официальной сцены звучали  одни песни, а в домах, у костров и других местах, собиравших близких людей и единомышленников, ­  совсем другие. Поэтому среди причин популярности  авторской песни следует назвать и ту, что была  связана с утратой веры в громкие слова. Слова  обесценились, их не хотели слушать, они ничего не  выражали, воспринимались как нагромождение  пустых конструкций. Ах, до чего ж фантазирует Эта газета буйно, Ах, до чего же охотно На всё напускает дым, И если на клетке слона Вы увидите надпись «Буйвол», Не верьте, друзья, пожалуйста, Не верьте, друзья, пожалуйста, Не верьте, очень прошу вас, Не верьте глазам своим. (А. Галич) Таким образом, авторская песня стала своего рода  островком «оттепели», средством обмена ценностями, голосом, обращённым к единомышленникам. Тех, кто  знал и любил авторскую песню, объединяла общность  взглядов, резко контрастирующих с официальной  идеологией. В настоящее время авторская песня утратила  главенствующие позиции среди других песенных  жанров. Вероятно, сегодня она не находит той почвы,  которая её питала, на которой выросли лучшие её  достижения. Конечно, бардовскую песню охотно поют до сих пор,  ведь в этом жанре создано немало по­настоящему  хороших произведений. Её помнят те, кто на  авторской песне был воспитан; до сих пор проходят концерты памяти В. Высоцкого, Б. Окуджавы, других  ярких и талантливых авторов. И всё же авторская песня, как и многие другие  музыкальные течения последних десятилетий, была  явлением не столько музыкальным, сколько  социальным: это была своего рода «песня протеста» ­  правда, этот протест не всегда был шумным, нередко  он выражался в негромкой, проникновенной,  лирической форме. Вопросы и задания: 1. Попробуй охарактеризовать героя авторской  песни. Какие ценности, на твой взгляд, были ему  наиболее близки? Против чего был направлен его  протест? 2. Как ты думаешь, авторская песня ­ это  музыкальное направление или социальное явление? Объясни свой ответ с учётом прослушанных  авторских песен. 3. Как ты понимаешь смысл стихотворения Б.  Окуджавы «Настоящих людей так немного...»? 4. Утрачена ли, по­твоему, сегодня актуальность тех ценностей, какие воспевались в авторской песне? Авторская песня Думающая песня для думающих людей... (Б. Окуджава) Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских  видах музицирования проявилась потребность в общении, взаимопонимании, поиске  единомышленников. Это особенно обнаружилось в  авторской песне, которая в течение нескольких  десятилетий лидировала среди любительских  музыкальных жанров. Наиболее известные создатели  авторской песни ­ В. Высоцкий, Б. Окуджава, А.  Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский. Авторскую песню отличали такие качества, как  мелодичность, доверительность интонации, простая  аранжировка: только голос и гитара, сближающая её  со сферой уютного любительского музицирования  (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А.  Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её  выразительность заключалась в страстности, порой  даже надрыве, в обращённости к самым больным  темам общественной жизни, к проблемам человеческой дружбы, надёжности, честности (как у  В. Высоцкого, А. Галича). Послушайте «Песню о друге» Владимира  Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».  Популярность этой песни была поистине всенародной. Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой ­ романтика гор, мужская дружба, испытание на  прочность... И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в  музыкальной декламации стихов, к тому же в  неповторимой авторской манере Высоцкого. Альпинисты Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так... Если сразу не разберёшь, Плох он или хорош, ­ Парня в горы тяни ­ рискни! ­ Не бросай одного его: Пусть он в связке в одной с тобой ­ Там поймёшь, кто такой. Если парень в горах ­ не ах, Если сразу раскис и ­ вниз, Шаг ступил на ледник и сник, Оступился ­ и в крик, ­ Значит, рядом с тобой ­ чужой, Ты его не брани ­ гони: Вверх таких не берут и тут Про таких не поют. Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал, Если шёл он с тобой как в бой, На вершине стоял хмельной, ­ Значит, как на себя самого, Положись на него. По­другому авторскую песню называли бардовской,  самодеятельной (хотя некоторые знатоки жанра не  согласны с этими определениями). Однако такое  название как раз и указывает на то, что её авторами и  исполнителями были музыканты­непрофессионалы.  При этом многие барды, непрофессиональные  музыканты, были незаурядными поэтами. Так, Юрий  Визбор определяет авторскую песню как «песню  литературную, несмотря на все её музыкальные удачи. Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни ­ это и лучшие поэты». Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об  Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи  профессиональным поэтом, Окуджава поднял  художественную планку авторской песни на  значительную высоту. При этом музыка является  скорее дополнением к словам, чем самостоятельной  линией. Однако сочетание музыки и слов, как и  тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной  песне делает её неповторимым, очень характерным и  узнаваемым произведением. площадь (1971 г.) Евгений Куманьков. Арбатская Ты течёшь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моё призвание. Ты ­ и радость моя, и моя беда. Пешеходы твои ­ люди невеликие, Каблуками стучат ­ по делам спешат. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моя религия, Мостовые твои подо мной лежат. От любови твоей вовсе не излечишься, Сорок тысяч других мостовых любя. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моё отечество, Никогда до конца не пройти тебя. Поистине всенародное признание творчества бардов,  ставшее феноменом общественной жизни с 60­х и  примерно до середины 80­х годов, едва ли связано с  особыми музыкальными достоинствами творчества  этих авторов (хотя достижения в этой области, безусловно, были). Скорее, здесь следует назвать  противопоставленность большей части бардовских  песен торжественной риторике  официальной прессы.  В то время как передовицы газет пестрели  заголовками вроде: «Великой дате – достойную  встречу!», «Даёшь стране чугун!», «Даёшь пятилетку  в три года!», «Мы жизнь куём», «Городам ­  молодеть!» и т. д., барды разрабатывали свой  собственный, простой и безыскусный язык. Люди  остро нуждались в таком негромком, простом и  искреннем слове, обращённом к каждому человеку, к  его личным интересам. Поэтому и звучала авторская  песня соответственно своей главной установке: её  инструментальным сопровождением был не оркестр  или ансамбль из множества инструментов, а одна­ единственная гитара. Человек с гитарой ­ вот всё,  чего было достаточно, чтобы песня состоялась. Из высказываний об авторской песне «Авторская песня... ­ это тип песни, который  сформировался в среде интеллигенции в годы так  называемой оттепели и отчётливо противопоставил  себя песням других типов. В этом виде творчества  один человек сочетает в себе (как правило) автора  мелодии, автора стихов, исполнителя и  аккомпаниатора. Доминантой при этом является  стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная  сторона, и манера исполнения. В качестве  дополнительных значимых характеристик выступают  такие, как личностное начало, собственная  оригинальная традиция, эстетика, стилистика,  поэтика авторской песни» (И. Соколова,  литературовед). С другой стороны, авторская песня  противопоставлялась и официальной советской массовой песне, бывшей в своей значительной части  элементом идеологической пропаганды. На советской  эстраде лидировали песни о вождях, о героях  Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о  советских выборах, причём нельзя отрицать того, что  многие такие песни обнаруживали не только высокие  профессиональные достоинства, но и несомненный  талант авторов. Евгений Куманьков. Арбатская  площадь (из серии «Москва, которой больше не  будет», 1996 г.) Из высказываний о советской массовой песне «Феномен советской песни удивителен! Разные  бывали времена, и можно по­всякому относиться к  разным периодам советской жизни. Но «советская  песня» ­ наша, отечественная, то ли благодаря,  то ли  вопреки, уж неважно как, но появилась именно в  самые непростые времена. Такие имена, как  Дунаевский, Соловьёв­Седой, Фрадкин, Покрасс,  Мокроусов и т. д. ­ знаменитые композиторы­ песенники, ­ это феномен, который мог возникнуть  только у нас! Какой­то своеобразный сплав советских и ещё более давних корней, мелодики, песенной  лирики» (Ю. Саульский, композитор). Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего  советского песенного наследия, всё же нельзя не  учитывать тот социально­политический контекст,  который сделал всенародно популярной именно  авторскую песню. Конечно, совершенно неверно думать, что такие противопоставления кем­то  осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела никакой войны. Это просто был способ жить, способ  общаться и утверждать ценности, которым в  официальной жизни почти не находилось места. Вопросы и задания: 1. Знаешь ли ты примеры авторской песни помимо  тех, что приведены в настоящем разделе? Назови их. 2. Какие авторские песни тебе ближе ­ лирические  или гражданские? Объясни свой ответ, приводя  конкретные примеры. 3. Почему, на твой взгляд, авторская песня  требовала поэзии высокого качества? Кто из  известных тебе создателей авторской песни был  профессиональным поэтом? 4. Прочитай высказывание композитора Ю.  Саульского о советской массовой песне. Как ты  считаешь, возможно ли было появление авторской  песни во времена И. Дунаевского, В. Соловьёва­ Седого, М. Фрадкина? А в других общественно ­  политических условиях? 5. Послушай две песни ­ Б. Окуджавы «Песенка об  Арбате» и В. Высоцкого «Песня о друге».  Охарактеризуй манеру авторского исполнения.  Обрати внимание на соотношение поэзии и музыки.  Что, по­твоему, является ведущим в этой паре ­  стихи или музыка? О любительской музыке Множество музыкальных практик обходятся вовсе без концертного зала (соответственно без публики  в привычном понимании этого слова)... (Т. Чередниченко, музыковед) В доме героев М. Булгакова пели оперные арии, а где­ то в других семьях предпочтение отдавалось романсу  или народной песне. Позднее в сферу домашнего  пения вошла советская массовая песня, песня из  кинофильма, авторская песня... Всё это  свидетельствует о том, что сфера личного или  совместного музицирования может существенно  различаться по своему репертуару. Так было всегда. В каждом кругу общества была своя  музыка. Возник целый ряд различных культур  музицирования, например народная, усадебно­ помещичья, культура городского романса (и  различных его видов ­ жестокий, цыганский и т. д.). В  истории музыки есть немало примеров, когда  популярный любительский жанр со временем  перерастал своё значение и становился полноправным жанром академической музыки. Такова, например,  камерная соната, выросшая из традиции совместной  игры сольного и аккомпанирующего инструментов,  принятой в кругу европейских образованных дворян. Все эти культуры, также важные для формирования  национальной музыкальной памяти, воспевались во  множестве художественных произведений в самых  различных видах искусства ­ поэзии, живописи, кино. Жестокий романс, я смеюсь над тобой За то, что красив ты и светел. За то, что на всё, что случится с судьбой, Ты просто и ясно ответил. (С. Кузнецова) Любительское музицирование было столь ярким, что  им восхищались даже искушённые в  профессиональном искусстве мастера. Так, Лев Толстой был частым посетителем  московского ресторана «Яр», славившегося своим  профессиональным хором цыган под управлением  знаменитого дирижёра Петра Соколова. Здесь же пела солистка, знаменитая Варя Панина, выступления  которой писатель помнил до конца своих дней.  Вспоминал о Варе и писатель А. Куприн: «В том  глубоком, почти мужском голосе таилась громадная  сила и красота». Даже венгерский музыкант Ференц Лист, приехавший  на гастроли в Россию, оказался во власти буйной  стихии цыганской песни. Современники вспоминают,  что великий пианист, словно загипнотизированный,  «снял с груди ордена, сунул их в карман, откинулся  назад, закрыл глаза и полностью отдался очарованию  музыки». А на одном из вечеров Лист так увлёкся пением, что забыл о собственном концерте, который  начал с большим опозданием. Профессионалы классической вокальной школы  отмечали, что Панина пела неправильно ­ не там брала дыхание, неверно расставляла ударения, однако  воздействие её голоса было необыкновенным. На её  концертах у слушателей даже случались обмороки. Послушайте романс «Когда на него ты глядишь» в  исполнении Варвары Паниной (музыка М. Губкина,  слова Ф. Плевако). Можно ли понять, отчего эта  исполнительница имела такой успех у публики? В 20­е годы ХХ века возникли новые, весьма  колоритные разновидности жестокого романса. Среди них, в частности, «блатная» песня, одним из наиболее  популярных образцов которой стала всем известная  «Мурка». Примечательно, что эта жанровая  разновидность любительской музыки оказалась на редкость жизнеспособной: до сих пор она  востребована на теле ­ и радиоканалах, звучит на  улице, в транспорте и даже в концертных залах. ХХ век вообще стал временем подлинного расцвета  любительства: возникли массовые любительские  движения, такие как спорт, туризм, альпинизм,  студенческая самодеятельность, например КВН.  Каждое из этих движений породило особую  любительскую музыкальную культуру,  предполагающую свой собственный репертуар,  тематику, обстановку исполнения и т. д. Появились специальные группы песенных жанров ­  туристические, альпинистские, спортивные, а также  песни о различных профессиях: нефтяника,  металлурга, связиста, монтажника­высотника,  лётчика, геолога и т. д. Часть этих песен по­прежнему создавалась композиторами­профессионалами (воспевание романтики профессий было частью  идеологии советского общества), а часть возникала  самодеятельно ­ для пения у костров, в турпоходах и  т. д. Соответственно рождалась и особая интонация,  характерная для самодеятельного музицирования, ­  простая, искренняя, дружеская. Она была направлена  к каждому человеку, отражала его интересы, была  ему близка и понятна. В ней был привкус русской  бытовой романсовости, однако, без преувеличенных  чувств и сентиментальной душевности. Один из примеров такой песни – «Исполнение  желаний» Александра Дольского. Послушайте эту  песню. Обратите внимание на негромкий тон  повествования, разговорные интонации в манере  пения, придающие звучанию характер доверительного  рассказа. Мне звезда упала на ладошку. Я её спросил: «Откуда ты?» ­ Дайте мне передохнуть немножко, Я с такой летела высоты. А потом добавила, сверкая, ­ Словно колокольчик прозвенел: ­ Не смотрите, что невелика я, Может быть великим мой удел. Александр Мицник. Степь в  лунную ночь Вам необходимо только вспомнить, Что для Вас важней всего на свете. Я могу желание исполнить, Путь неблизкий завершая этим. ­ Знаю я, что мне необходимо, Мне не нужно долго вспоминать. Я хочу любить и быть любимым, Я хочу, чтоб не болела мать, Чтоб на нашей горестной планете Только звёзды падали с небес, Были все доверчивы, как дети, И любили дождь, цветы и лес. (1936 г.) Николай Рерих. Звезда героя Чтоб траву, как встарь, косой косили, Каждый день летали до луны, Чтобы женщин на руках носили, Не было болезней и войны. Чтобы дружба не была обузой, Чтобы верность в тягость не была, Чтобы старость не тяжёлым грузом ­ Мудростью бы на сердце легла, Чтобы у костра, пропахнув дымом, Эту песню тихо напевать. А ещё хочу я быть любимым И хочу, чтоб не болела мать. Говорил я долго, но напрасно, Долго, слишком долго говорил. Не ответив мне, звезда погасла ­ Было у неё немного сил. Любительское музицирование стало одной из главных  сфер музыкальной деятельности; оно породило  множество стилевых направлений и жанровых  особенностей. В каждом из них отразился  определённый срез жизни, круг интересов, система  взглядов. О наиболее заметных разновидностях  любительской музыки мы поговорим в следующих  параграфах. Вопросы и задания: 1. В чём, по­твоему, заключается секрет  популярности любительской музыки? Почему её  ценят многие профессионалы? 2. Какие жанры любительской музыки прошлого ты  мог бы назвать? А какие отличают нашу  современность? 3. С чем, на твой взгляд, связано небывалое  разнообразие любительской музыки во второй  половине ХХ века? 4. Может ли любительская музыка звучать со сцены? Приведи известные тебе примеры. 5. Послушай песню Р. Щедрина «Весёлый марш  монтажников­высотников» (стихи В. Котова, из  кинофильма «Высота»). В чём, по­твоему, состоит  разница между профессиональной песней и песней  любительской? Музыка и музицирование Музицирование – не дело состязания, а дело любви... (Г. Гульд, пианист) Музицирование во все времена было основой любви к  музыке. Существует бесконечное множество  свидетельств того, какую роль играло в жизни людей  пение ­ сольное и хоровое, а также игра на различных  музыкальных инструментах. На некоторых  итальянских клавирных инструментах эпохи  Возрождения можно было прочесть надпись: «Musica  animae levamen» («Музыка лечит душу»). Якоб ван Лоо. Концерт (1650­ 1652 гг.)Музыка была желанной гостьей всех  праздников ­ семейных, церковных, календарных; она  неизменно оказывалась помощницей и утешением в  дни тяжёлых испытаний. Без описания музыки не обходится ни один великий  писатель. Обратите внимание: музыка каждый раз по­ своему звучит в прозе Н. Гоголя, Л. Толстого, И.  Тургенева, И. Бунина, М. Булгакова, В. Астафьева и  многих других. Её роль нигде не описывается как

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна

Урок: Какая музыка нам нужна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018