Урок: О любительской музыке
Оценка 4.8

Урок: О любительской музыке

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
музыка
6 кл—7 кл
11.05.2018
Урок: О любительской музыке
Множество музыкальных практик обходятся вовсе без концертного зала (соответственно без публики в привычном понимании этого слова)... (Т. Чередниченко, музыковед) В доме героев М. Булгакова пели оперные арии, а где-то в других семьях предпочтение отдавалось романсу или народной песне. Позднее в сферу домашнего пения вошла советская массовая песня, песня из кинофильма, авторская песня... Всё это свидетельствует о том, что сфера личного или совместного музицирования может существенно различаться по своему репертуару. Так было всегда. В каждом кругу общества была своя музыка. Возник целый ряд различных культур музицирования, например народная, усадебно-помещичья, культура городского романса (и различных его видов - жестокий, цыганский и т. д.). В истории музыки есть немало примеров, когда популярный любительский жанр со временем перерастал своё значение и становился полноправным жанром академической музыки.
23.docx
О любительской музыке Множество музыкальных практик обходятся вовсе без концертного зала (соответственно без публики  в привычном понимании этого слова)... (Т. Чередниченко, музыковед) В доме героев М. Булгакова пели оперные арии, а где­ то в других семьях предпочтение отдавалось романсу  или народной песне. Позднее в сферу домашнего  пения вошла советская массовая песня, песня из  кинофильма, авторская песня... Всё это  свидетельствует о том, что сфера личного или  совместного музицирования может существенно  различаться по своему репертуару. Так было всегда. В каждом кругу общества была своя  музыка. Возник целый ряд различных культур музицирования, например народная, усадебно­ помещичья, культура городского романса (и  различных его видов ­ жестокий, цыганский и т. д.). В  истории музыки есть немало примеров, когда  популярный любительский жанр со временем  перерастал своё значение и становился полноправным  жанром академической музыки. Такова, например,  камерная соната, выросшая из традиции совместной  игры сольного и аккомпанирующего инструментов,  принятой в кругу европейских образованных дворян. Все эти культуры, также важные для формирования  национальной музыкальной памяти, воспевались во  множестве художественных произведений в самых  различных видах искусства ­ поэзии, живописи, кино. Жестокий романс, я смеюсь над тобой За то, что красив ты и светел. За то, что на всё, что случится с судьбой, Ты просто и ясно ответил. (С. Кузнецова) Любительское музицирование было столь ярким, что  им восхищались даже искушённые в  профессиональном искусстве мастера. Так, Лев Толстой был частым посетителем  московского ресторана «Яр», славившегося своим  профессиональным хором цыган под управлением  знаменитого дирижёра Петра Соколова. Здесь же пела солистка, знаменитая Варя Панина, выступления  которой писатель помнил до конца своих дней.  Вспоминал о Варе и писатель А. Куприн: «В том  глубоком, почти мужском голосе таилась громадная  сила и красота». Даже венгерский музыкант Ференц Лист, приехавший  на гастроли в Россию, оказался во власти буйной стихии цыганской песни. Современники вспоминают,  что великий пианист, словно загипнотизированный,  «снял с груди ордена, сунул их в карман, откинулся  назад, закрыл глаза и полностью отдался очарованию  музыки». А на одном из вечеров Лист так увлёкся  пением, что забыл о собственном концерте, который  начал с большим опозданием. Профессионалы классической вокальной школы  отмечали, что Панина пела неправильно ­ не там брала дыхание, неверно расставляла ударения, однако  воздействие её голоса было необыкновенным. На её  концертах у слушателей даже случались обмороки. Послушайте романс «Когда на него ты глядишь» в  исполнении Варвары Паниной (музыка М. Губкина,  слова Ф. Плевако). Можно ли понять, отчего эта  исполнительница имела такой успех у публики? В 20­е годы ХХ века возникли новые, весьма  колоритные разновидности жестокого романса. Среди них, в частности, «блатная» песня, одним из наиболее  популярных образцов которой стала всем известная  «Мурка». Примечательно, что эта жанровая  разновидность любительской музыки оказалась на  редкость жизнеспособной: до сих пор она  востребована на теле ­ и радиоканалах, звучит на  улице, в транспорте и даже в концертных залах. ХХ век вообще стал временем подлинного расцвета  любительства: возникли массовые любительские  движения, такие как спорт, туризм, альпинизм,  студенческая самодеятельность, например КВН.  Каждое из этих движений породило особую  любительскую музыкальную культуру,  предполагающую свой собственный репертуар,  тематику, обстановку исполнения и т. д. Появились специальные группы песенных жанров ­  туристические, альпинистские, спортивные, а также  песни о различных профессиях: нефтяника,  металлурга, связиста, монтажника­высотника,  лётчика, геолога и т. д. Часть этих песен по­прежнему создавалась композиторами­профессионалами  (воспевание романтики профессий было частью  идеологии советского общества), а часть возникала  самодеятельно ­ для пения у костров, в турпоходах и  т. д. Соответственно рождалась и особая интонация,  характерная для самодеятельного музицирования, ­  простая, искренняя, дружеская. Она была направлена  к каждому человеку, отражала его интересы, была  ему близка и понятна. В ней был привкус русской  бытовой романсовости, однако, без преувеличенных  чувств и сентиментальной душевности. Один из примеров такой песни – «Исполнение  желаний» Александра Дольского. Послушайте эту  песню. Обратите внимание на негромкий тон  повествования, разговорные интонации в манере  пения, придающие звучанию характер доверительного  рассказа. Мне звезда упала на ладошку. Я её спросил: «Откуда ты?» ­ Дайте мне передохнуть немножко, Я с такой летела высоты. А потом добавила, сверкая, ­ Словно колокольчик прозвенел: ­ Не смотрите, что невелика я, Может быть великим мой удел. Александр Мицник. Степь в  лунную ночь Вам необходимо только вспомнить, Что для Вас важней всего на свете. Я могу желание исполнить, Путь неблизкий завершая этим. ­ Знаю я, что мне необходимо, Мне не нужно долго вспоминать. Я хочу любить и быть любимым, Я хочу, чтоб не болела мать, Чтоб на нашей горестной планете Только звёзды падали с небес, Были все доверчивы, как дети, И любили дождь, цветы и лес. Николай Рерих. Звезда героя  (1936 г.) Чтоб траву, как встарь, косой косили, Каждый день летали до луны, Чтобы женщин на руках носили, Не было болезней и войны. Чтобы дружба не была обузой, Чтобы верность в тягость не была, Чтобы старость не тяжёлым грузом ­ Мудростью бы на сердце легла, Чтобы у костра, пропахнув дымом, Эту песню тихо напевать. А ещё хочу я быть любимым И хочу, чтоб не болела мать. Говорил я долго, но напрасно, Долго, слишком долго говорил. Не ответив мне, звезда погасла ­ Было у неё немного сил. Любительское музицирование стало одной из главных  сфер музыкальной деятельности; оно породило  множество стилевых направлений и жанровых  особенностей. В каждом из них отразился  определённый срез жизни, круг интересов, система  взглядов. О наиболее заметных разновидностях  любительской музыки мы поговорим в следующих  параграфах. Вопросы и задания: 1. В чём, по­твоему, заключается секрет  популярности любительской музыки? Почему её  ценят многие профессионалы? 2. Какие жанры любительской музыки прошлого ты  мог бы назвать? А какие отличают нашу  современность? 3. С чем, на твой взгляд, связано небывалое  разнообразие любительской музыки во второй  половине ХХ века? 4. Может ли любительская музыка звучать со сцены? Приведи известные тебе примеры. 5. Послушай песню Р. Щедрина «Весёлый марш  монтажников­высотников» (стихи В. Котова, из  кинофильма «Высота»). В чём, по­твоему, состоит разница между профессиональной песней и песней  любительской? Музыка и музицирование Музицирование – не дело состязания, а дело любви... (Г. Гульд, пианист) Музицирование во все времена было основой любви к  музыке. Существует бесконечное множество  свидетельств того, какую роль играло в жизни людей  пение ­ сольное и хоровое, а также игра на различных  музыкальных инструментах. На некоторых  итальянских клавирных инструментах эпохи  Возрождения можно было прочесть надпись: «Musica  animae levamen» («Музыка лечит душу»). Якоб ван Лоо. Концерт (1650­ 1652 гг.)Музыка была желанной гостьей всех  праздников ­ семейных, церковных, календарных; она  неизменно оказывалась помощницей и утешением в  дни тяжёлых испытаний. Без описания музыки не обходится ни один великий  писатель. Обратите внимание: музыка каждый раз по­ своему звучит в прозе Н. Гоголя, Л. Толстого, И.  Тургенева, И. Бунина, М. Булгакова, В. Астафьева и  многих других. Её роль нигде не описывается как вспомогательная, музыка ­ не просто фон  происходящих событий, она сама ­ событие, нередко  весьма важное и значительное. Так, например, у М. Булгакова ­ одного из самых  музыкальных русских писателей ­ музыка «звучит» в  каждом романе, являясь и необходимым  лейтмотивом  повествования, и средоточием  важнейших художественных смыслов. (Лейтмотив ­  здесь: повторяющаяся в произведении основная  мысль, идея). В романе «Белая гвардия» домашнее  музицирование представлено как один из ключевых  «персонажей», как своего рода член семьи Турбиных,  главных героев произведения. Себастиано Цезарини. Аллегория  пяти чувств (1748 г.)Вот лишь краткий отрывок из  этого замечательного произведения. «В бронзовой лампе вспыхнул розовый свет и залил  весь угол. Пианино показало уютные белые зубы и  партитуру «Фауста» там, где чёрные нотные  закорючки идут густым чёрным строем и  разноцветный рыжебородый Валентин поёт: Я за сестру тебя молю, Сжалься, о, сжалься ты над ней! Ты охрани её. Даже Тальбергу, которому не были свойственны  никакие сентиментальные чувства, запомнились в этот миг и чёрные аккорды, и истрёпанные страницы  вечного «Фауста». Эх, эх... Не придётся больше  услышать Тальбергу каватины про Бога всесильного,  не услышать, как Елена играет Шервинскому  аккомпанемент! Всё же,  когда Турбиных и Тальберга  не будет на свете, опять зазвучат клавиши, и выйдет к  рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть  духами, и дома будут играть аккомпанемент  женщины, окрашенные светом, потому что «Фауст»,  как «Саардамский Плотник», ­ совершенно  бессмертен». (Детская книжка о Саардамском  Плотнике была написана П. Фурманом. Саардамский Плотник ­ Пётр I, учившийся в 1697  году в голландском городе Саардаме корабельному  делу и выполнявший плотницкие работы. В начале  романа М. Булгакова даётся первое упоминание об  этой книжке: «Как часто читался у пышущей  жаром изразцовой площади «Саардамский  Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце  декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях»). В этом отрывке привычное в семейном кругу  Турбиных домашнее музицирование предстаёт как  воплощение утраченного счастья и гармонии,  унесённых вихрями грозной и страшной Гражданской  войны. Всё, что связано с милыми сердцу домашними  воспоминаниями, передаётся писателем через тёплые  образы старых клавиш, страниц истрёпанного клавира оперы Ш. Гуно «Фауст», уютного света комнатной  лампы. С этим описанием гармонирует и торжественный  характер звучания упоминаемого фрагмента ­  каватины Валентина. Герой оперы Гуно, отправляясь  на войну, тревожится о судьбе сестры. Юноша  взволнованно обращается к Богу, моля оградить её от  искушений и опасностей. Два мира в этом романе ­ это не только мир искусства и мир реальности; это тепло родного очага и страшная слепая стихия за окном, ломающая и крушащая всё,  что было мило и дорого сердцу. Опера «Фауст»  становится частью родного и уютного мира, его  союзником. При этом ссылка на оперу в контексте романа совсем  не кажется случайной. В описываемых эпизодах  романа и оперы в центре внимания авторов ­ женщина, любимая сестра, которой грозит неведомая опасность. В обоих случаях происходит вторжение страшной  стихии: у Булгакова воплощением злой силы  становится война, у Гуно ­ образ Мефистофеля. Владимир Плекунов. Храм. Эскиз  декорации к опере Шарля Гуно «Фауст»В своих  знаменитых куплетах Мефистофель поёт о вечных,  неискоренимых людских пороках ­ преклонении перед золотом, ради которого совершаются неисчислимые  бедствия и кровопролития. Он предсказывает  несчастье героям оперы... Однако трагическое содержание этого произведения  отступает на второй план перед реальной трагедией, внезапно вторгшейся в мирную жизнь и окутавшей её  своей бесконечной вьюгой. Поэтому «Фауст» в  «Белой гвардии» совсем не трагичен, он, напротив,  представлен как бесконечно дорогая история  семейных вечеров с друзьями дома, красивой музыкой и тёплым розовым светом. Родной дом, семья, друзья ­ всё это не просто  объединялось совместным музицированием, а  становилось подлинным его содержанием. В нём  находили своё воплощение самые главные  потребности души ­ задушевность, искренность,  доверительность ­ всё то, что наиболее близко  человеку, что составляет область его самых личных,  самых глубоких переживаний. Оттого у Булгакова Фауст ­ вечен (в данном случае,  как представляется, он вечен не только благодаря  высокохудожественным качествам произведения Гуно, но благодаря вечности и непреодолимости  таких понятий, как «дом», «дружба», «любовь»). Как бы ни менялось музыкальное окружение  человека, к какой бы музыке ни влекли его жизненные обстоятельства и вкусы, тяготение к музицированию  оставалось неизменным. Примечательно, что люди  пели и играли на музыкальных инструментах  независимо от наличия голоса или профессионального мастерства. Музицирование было своего рода  отдушиной, оно не требовало напряжения сил, не  вовлекало в состязательность, не отнимало веры в  свои силы и возможности. Это было пространство  полной личной свободы. Оно несло только успокоение и радость. Пьер Огюст Ренуар. Ивонна и  Кристина за фортепиано (1897­1898 гг.)О том, что  сфера домашнего музицирования остаётся одной из  самых привлекательных форм приобщения к музыке,  существуют и современные свидетельства. Например,  в некоторых филармониях стали проходить  необычные концерты, организуемые для небольшого  количества публики (например, цикл «За чашкой чая»  в филармонии г. Кемерово). Такие концерты посещает публика, не любящая больших шумных залов, ­ те, кто хочет послушать музыку почти в домашней  обстановке. Аналогичным образом организуются небольшие  «Комнатные» концерты в музеях­квартирах,  связанных с жизнью крупных музыкантов. Домашний  интерьер (как правило, уютно­старомодный) особенно настраивает на доверительно­эмоциональное  восприятие, мало достижимое в пространных  концертных помещениях. Значит, для восприятия музыки важно всё. И первое  приобщение к искусству нередко начинается именно  так: с той музыки, которая звучала в доме, с первых,  пусть самых маленьких концертных залов. Не  случайно многие великие музыканты признавались в  том, что своей великой любовью к музыке они  обязаны тем скромным домашним концертам, в  которых принимала участие вся семья ­ самые  близкие, дорогие и незабываемые люди. Вопросы и задания: 1. В чём, по­твоему, причина того, что  музицирование привлекает людей независимо от  наличия у них музыкального образования? 2. Почему, на твой взгляд, домашнее музицирование  врачует душу? 3. Согласен ли ты, что звучание музыки в домашней,  бытовой среде ­ ещё одна, весьма важная форма её  интерпретации? Объясни это, исходя из  приведённого текста М. Булгакова или другого  источника. 4. Подумай, почему М. Булгаков избирает именно  каватину Валентина в качестве примера  музыкального музицирования. 5. Как воспринимаются куплеты Мефистофеля в  контексте произведения Булгакова ­ только ли  зловеще и трагически? 6. Известны ли тебе произведения литературы и  живописи, в которых бы подчёркивалась роль музыки в жизни семьи? «Искусство ­ это твой собственный голос» Мне так нужно сейчас петь! Но я не умею, братцы... (Е. Гришковец, писатель) О чём может идти речь в разделе, который имеет  название «Человек в музыке»? Здесь необходимо  сделать некоторые пояснения. С детских лет мы привыкли считать, что музыка  может полноценно существовать только при помощи  трёх главных фигур ­ композитора, исполнителя и  слушателя. Для музыки профессиональной, композиторской это  действительно верно, и к рассмотрению этого явления современной музыкальной жизни мы ещё обратимся. Борис Кустодиев. Деревенский  праздник (фрагмент)Однако при этом нам важно  понять также и другое. 3а пределами музыки,  существующей при помощи трёх указанных  действующих лиц, остаётся большое количество  музыкальных явлений, которые так же полноценно  живут, прекрасно обходясь без их участия. Это,  например, народная музыка, в которой «композитор»,  «исполнитель» и «слушатель» нередко совмещаются в одном лице. Это и музыка богослужебной традиции,  которая вообще не предполагает участия трёх  обозначенных фигур в традиционном понимании. В  наше время также возникло множество видов музыки (включая и те, о которых шла речь в предыдущем  разделе), позволяющих говорить об отсутствии  привычной триады участников музыкального  процесса. Однако при этом очевидно, что музыка не может  существовать вне человека. Кто же этот человек, если обратиться к современной музыкальной реальности?  Почему музыки звучит так много, а о её авторах  порой ничего не известно? Почему мы иногда с  искренним удовольствием слушаем любительское  исполнение музыки, предпочитая его исполнению «по  всем правилам» ­ в концертном зале, на оперной сцене и т. д.? Почему, наконец, мы сами так любим петь,  порой не особенно смущаясь отсутствием слуха или  голоса? В Интернете опубликован любопытный материал с  оригинальным названием «Про петь». По своему характеру он напоминает социологический опрос и  представляет высказывания людей, разделившихся на  две группы: тех, кто петь любит, и тех, кто ненавидит. В первой группе обозначилось 87 человек, а во второй ­ 5. Обратите внимание на характер высказываний  любителей петь: пения«Я петь не умею вообще. Но люблю». Федерико Дзандоменеги. Урок «Когда настроение хорошее, так и тянет запеть...  Причём при всех, чтобы было видно, как мне  хорошо!» «Люблю петь... но только когда я одна дома... не  знаю... при всех стесняюсь, наверное». «Порой это единственный способ выразить свои  чувства. Когда простые слова теряют смысл  окончательно». «Да, я люблю петь! Пусть у меня нет голоса и слуха,  но я люблю это делать». «Вчера на пару с юным гитаристом, который почему­ то проникся любовью к моим песням, пели в пустой  квартире, пугая соседей. Красиво. Переплетаются  голоса ­ низкий и высокий, волны и ручьи ...Особенно  когда распоёшься, когда голос звучит ярко и чисто.  Не могу представить себя без пения. Не знаю, получится ли что­то из нашей затеи, но это, по  большому счёту, неважно. Важно, что мне нравится с  ним петь...» «Если бы у меня отняли голос, не знаю, как я смогла  бы жить. Не умерла бы, но было бы, конечно, тяжело.  Есть такие эмоции, которые могут быть выражены  только в песне». Удивительно, но даже те, кто принадлежит к  малочисленной группе ненавидящих петь, оставили  следующие признания: «У меня нет ни слуха, ни голоса. И я с этим  смирилась, а времени на развитие этого таланта нет –  развиваю то, что умею». «Да, пою, конечно, только потом тумаков получаю.  Вот пою, вы поймите, и знаю, что сейчас скажут: замолчи или милицию вызовем... я не люблю проблем,  так что молчу...» «Я не люблю петь, потому что, говоря объективно, у  меня не особо выдающиеся вокальные данные... нет,  слух есть, голос многим нравится... по мне не  нравится, как звучит мой голос, поэтому петь не  люблю». «Не люблю, потому что не умею, а учить никто не  хочет. Или хочет, но берёт огромнейшие деньги. Так  что мне приходится не петь, даже когда я одна дома, а так хочется...» Странной в этих отзывах предстаёт ненависть. Не так  уж она отличается от любви: просто одни любят петь  и поют, несмотря ни на что, а другие и хотели бы, но  не могут себе позволить. Главное, что объединяет эти  высказывания: музыка необходима человеку для  самовыражения, для эмоциональной разрядки, для общения с другими, столь же жаждущими музыки  людьми. Такая музыка ­ это личное пространство  человека, выражение его самых непосредственных и  близких интересов. Поэтому тема «человек в музыке» ­ это разговор о  том, что объединено понятием «любительское  музицирование», т. е. именно та форма существования музыки, в которой каждый человек может найти своё  собственное место. Нам также будет важно  разобраться, для чего необходимо любительское  музицирование, какова его историческая традиция, в  каких формах оно может выражаться и какие виды  музыки обязаны ему своим происхождением. Вопросы и задания: 1. Как ты думаешь, почему человеку необходимо  пение? 2. Продумай музыкальное сопровождение к этому  уроку. Какую форму ты считаешь наиболее  подходящей для него ­ концерт, совместное пение  (хором или поодиночке), урок вокала или что­то  другое? 3. Проведи социологический опрос на тему «Любите ли вы петь?» в любой группе (в классе, во дворе и т. д.). Попробуй проанализировать и обобщить  полученные результаты. Виды музыки в современном мире Знать хорошее важнее, чем знать многое... (Ж. Ж. Руссо, мыслитель) Размышляя о музыкальной среде, в которой живёт  современный человек, мы каждый раз отмечаем  невероятное многообразие самых различных «музык»,  звучащих практически одновременно. Такого  многообразия музыкальная культура не знала никогда. Однако возможно ли изучить все эти «музыки»?  Разработана ли какая­нибудь классификация этого  огромного, кажущегося неисчерпаемым мира  современной музыки? Из высказываний о современной массовой музыке «Существует массовая музыка старая (первая  половина ХХ столетия ­ ранний джаз, романс, танго,  фокстрот), новая (60­70­е годы ­ поп, рок, соул,  диско, регги, авторская песня), новейшая (последние  10­20 лет ­ металл, техно, рэп, хаус, индастриел,  эйсид). Каждая из них, расслаиваясь на подвиды и вступая в  межвидовые контакты, начинает жить по собственным законам. С подобной точки зрения массовая  музыкальная культура это настоящее «вавилонское  столпотворение» языков и традиций» (В. Сыров,  музыковед). Откроем статью «Музыкальные жанры и стили» в  википедии (википедия ­ электронная энциклопедия). Представленные в ней данные чрезвычайно  многообразны. Вот как это выглядит (приводим с  сокращениями). Этническая музыка: кельтская музыка, русская  музыка, цыганская музыка и т. д. Современная народная музыка: авторская песня,  блатная песня, романс, фолк. Духовная музыка: католическая музыка, православная музыка; протестантская музыка; афро­американская  духовная музыка, каббалистическая музыка. Шотландс кий танец. Работа  неизвестного художника Джордж  Апперлей. Танцующая  цыганка Поль  Кане. Ритуальные танцы  северных индейцев Юркина. Хоровод на Троицу Екатерина Классическая европейская музыка: музыка  Средневековья ­ ранняя полифония, музыка  трубадуров и труверов, музыка миннезингеров,  музыка мейстерзингеров; музыка Возрождения ­ Ars  nova, среднее Возрождение, Высокое Возрождение;  барокко (раннее и позднее); классицизм; романтизм;  салонная музыка; модерн (современная классическая  европейская музыка); импрессионизм; экспрессионизм; конкретная музыка; серийная  музыка; постсерийная музыка; минимальная музыка;  неоклассицизм; электронная европейская  классическая музыка. Джаз: новоорлеанский джаз, диксиленд, свинг,  вестерн­свинг, бибоп, хард­боп, буги­вуги,  авангардный джаз, соул­джаз, фри­джаз, босса­нова,  или латиноамериканский джаз, симфо­джаз, «третье  течение», «прогрессив», фьюжн, или джаз­рок,  электрический джаз. Современная популярная музыка: эстрадная музыка,  кабаре, менестрель­шоу, мюзик­холл, мюзикл, поп­ музыка, регтайм, шансон, лаунж, госпел­поп,  традиционная эстрада. Кантри: блюграсс, вестерн­свинг. Афро­американская музыка: менестрель­шоу, блюз,  дельта­блюз. Латиноамериканская музыка: бачата, мамбо, меренге,  румба, сальса, самба, танго. Атрошенко. Соксофон Андрей  Герхартц. Танец Даниэль Тибор. Танцор Поля  Шишкин. Менестрель Андрей Эдгар  Дега. Кафешантан Лез  Амбассадор Казимир  Малевич. Аргентинская  полька Смешанные жанры: эйсид­джаз, ритм­энд­блюз, соул,  фанк, диско, итало­диско. Рэп (хип­хоп): джи­фанк, гангста­рэп, хардкор­рэп. Электронная музыка: брейкбит, бигбит, гэридж, брейк степ, дарквэйв, трип­хоп, рагга­джангл, текстеп,  индастриал, пост­индастриал; инди­электроника,  электропоп, техно; транс. Рок­музыка : рок­н­ролл, биг­бит, рокабилли,  скиффл, ду­воп, твист, сёрф; альтернативный рок  (инди­рок/колледж­рок): мат­рок, мэдчестер,  шугейзинг, арт­рок, джаз­рок, кантри­рок, метал  (хард­рок), авангардный метал, альтернативный  метал, блэк­метал, симфонический блэк­метал, готик­ метал, нью­метал, прогрессив­метал, трэш­метал,  хэви­метал, новая волна, русский рок, панк­рок,  техно­рок и т. д. Несмотря на то, что все эти жанры и стили даны в  простом перечислении (часто без указания времени  происхождения), очевидно: значительная их часть возникла или получила интенсивное развитие в ХХ  веке. Более того, нельзя не заметить, что по своей  популярности и широте распространения  многочисленные музыкальные направления превзошли не только музыку академическую, но, возможно, и все остальные виды искусства, включая литературу, ещё  сто лет назад бесспорно считавшуюся  «властительницей человеческих дум». Теперь всё  труднее найти человека (особенно человека  молодого), чьи представления о музыке  формировались бы в стороне от тех веяний, какие  приносит ежедневно обновляемый музыкальный эфир. Вопросы и задания: 1. Знакомы ли тебе жанры и стили музыки,  перечисленные в настоящем параграфе? Назови  другие источники, где можно найти перечень видов  современной музыки. 2. Подготовь рассказ об одном из видов музыки,  подбери музыкальные примеры для прослушивания. 3. Считаешь ли ты плодотворным воздействие  массовой музыки на музыку академическую? А  наоборот? Аргументируй свой ответ. Современное композиторское творчество Раньше композитор был единственным игроком на  поле. Он писал текст и только через текст музыка  могла реализовываться. А сейчас к микрофону  может подойти любой бестекстовой человек, и  поэтому композитор уже оттеснён. (В. А. Мартынов, композитор) Понятие «композитор», как и многие другие  привычные музыкальные понятия, в наше время  претерпело значительные изменения. Сегодня  композиторами, помимо музыкантов академической  школы, нередко называют создателей самой разной  музыки ­ от так называемой «попсы» до мобильных  сигналов. Из высказываний о современном композиторе «Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее  определить его профессию. Может быть, композитор ­ это компилятор (компиляция ­ составление текста  на основе чужих произведений)? Или человек,  который просто собирает звуковой мусор в какие­то  аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами  ди­джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы  их сеты охранялись авторскими правами, хотя они  пользуются исключительно чужим материалом? В общем, всё очень непросто. Можно  апофатически (апофатический ­ отрицательный,  неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем  композитор не является. Он не является властителем  дум и звездой» (Л. Десятников, композитор). Многие современные музыканты говорят о  кардинальном переустройстве композиторского пространства, которое произошло в музыкальном  творчестве последних десятилетий. В чём же это заключается? Что это такое –  современная композиторская музыка? И можно ли  признать, что столь же важным пластом современного  творчества является то, что создаётся  композиторами­непрофессионалами, ­ хотя бы  потому, что этот пласт не только весьма значителен,  но и имеет несоизмеримо большую аудиторию? Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению  современного композиторского творчества ­ как  академического, так и неакадемического. Давайте обратимся к традиционной фигуре  композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда  столетий являлся основным создателем музыкальных  произведений. Как ему живётся в современной  действительности? Практика показывает, что судьба такого композитора  ­ одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной  музыки – дело нелёгкое, требующее от автора  большого напряжения внутренних сил, но ведь  появилось и множество новых проблем, каких не  знали композиторы прошлого. Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из  причин слушательского оттока ­ та, на какую  указывает композитор В. Мартынов,­ конкуренция.  Слишком много «музык» возникло в современном  мире, слишком быстро это привело к значительному  расслоению музыкальных интересов аудитории. Не следует забывать и о возросшей притягательности  всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне  достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника. Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально­ выразительных средств, обращаясь к различным  техникам композиции, подчас весьма непростым,  композитор нередко воздвигает барьер между своей  музыкой и слушателем. Его произведения кажутся  чересчур сложными, непонятными. Однако ­ при всей сложности музыкального языка ­  художественный мир композитора обнаруживает то  же стремление к поиску гармонии и красоты, то же  служение вечным ценностям. Конечно, понимание  такой музыки требует от человека усилия и  вдумчивости. Послушайте фрагмент произведения Эдисона  Денисова «Живопись». Произведение создано по  картине Бориса Биргера «Красная комната». Пьеса была написана композитором таким образом,  чтобы передать музыкальными средствами цветовое  решение картины, её целостный образ. Вот как  говорил об этом сам Э. Денисов: Борис Биргер.  Обнажённая«Картина «Красная комната» была  задумана как изображение комнаты, которая  буквально заливается страшным, зловещим красным светом. И в моей «Живописи» центральная часть ­ это тот же образ разрушения всего лучшего, что было в  нашем искусстве… но в конце пьесы все равно  возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ  другого его полотна... Это огромная картина, самая большая из всех его  полотен. Она называлась «Обнажённая». Так вот,  завершение моей пьесы – это впечатление от этого его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это  только образ нежности, немножко холодноватый  образ отрешённой печали». Не стремясь создать иллюстрацию к картине,  композитор, тем не менее, пытается передать в  музыке технику работы с цветом, со смешением  палитры красок. Например, это происходит в самом  конце произведения, когда струнные инструменты разделяются на множество партий и охватывают  огромный звуковой диапазон. Эта обширная звуковая  палитра постепенно растворяется и исчезает. Мы видим: современный композитор при любых,  самых неблагоприятных обстоятельствах остаётся  верен себе. Он продолжает создавать ту музыку,  которую полагает наследницей великих традиций.  Конечно, условия его творческого существования  значительно усложнились. Однако современное  академическое искусство живо, и во многом  благодаря вечным союзникам композитора ­  исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто  изучает её и пишет о ней. Вопросы и задания: 1. Можешь ли ты дать собственное определение  понятия «современный композитор»? 2. Как ты считаешь, можно ли называть  композиторами авторов мелодий для мобильных  телефонов или ди­джеев? Объясни свой ответ. 3. Кому, по­твоему, композитор В. Мартынов даёт  определение «бестекстовой человек»? 4. Охарактеризуй образный строй произведения  «Живопись» Э. Денисова. Согласен ли ты с тем, что в музыке передано цветовое решение картин, на  которые ссылается композитор? В каком фрагменте произведения изобразительность проявляется  наиболее ярко? 5. В чём, по­твоему, Э. Денисов является  продолжателем музыкальных традиций прошлого? «Новая» жизнь «старой» музыки Единственно возможный комментарий к  музыкальному сочинению – другое музыкальное  сочинение... (И. Стравинский, композитор) Давайте снова обратимся к противопоставлению  «классическое – современное» и задумаемся над тем,  что же всё­таки представляет собой «современная музыка». Можем ли мы считать, что это понятие  исчерпывается только теми видами, которые служат  пользе или комфорту? Не бывает ли в жизни любого  человека ситуации, когда он нуждается в музыке не  просто как в украшении, а ищет присущих ей  глубоких смыслов? К какой музыке он обращается в  подобных случаях? Существует наблюдение, что сегодня наиболее  востребованной «серьёзной» музыкой является  музыка прошлого. Наиболее исполняемыми  композиторами являются такие мастера, как В. А.  Моцарт, П. Чайковский, Ф. Шуберт, И. Брамс, и  другие мастера ушедших столетий. Является ли музыка этих композиторов современной  в наши дни? Послушайте фрагмент из «Неоконченной» симфонии  Франца Шуберта и попробуйте объяснить, понятна ли эта музыка современному человеку. Обратите  внимание на характер темы вступления, которая  проходит через всю первую часть. В ней нет твёрдости и определённости, она таит какой­то неведомый  вопрос. Вероятно, это вопрос, который тревожил  героя ­ современника Шуберта. Однако можем ли мы  сказать, что для современного человека он звучит  неактуально? Александр Герасимов. Деревья в  цветуПримечательно, что жизнь этой симфонии  продолжается и поныне. Она не только входит в число часто исполняемых произведений на концертных  сценах всего мира, но и звучит в театральных  постановках и кинофильмах. Например, знаменитый  японский кинорежиссёр Акира Куросава включает  «Неоконченную» симфонию в композицию своего

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке

Урок: О любительской музыке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018