Урок: Искусство открывает мир

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в § 3). 2. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Художественный материал: 1. Музыка: М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. «Маленький принц» (слушание, пение); 2. Литература: А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»; X. К. Андерсен. «Соловей». Песенный репертуар: 1. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. 2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 3. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.
Иконка файла материала 1.docx
Искусство открывает мир Содержание: 1. Какие   миры   открывает   искусство   (на   примере произведений искусства, представленных в § 3). 2. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Художественный материал: 1. Музыка:   М.   Таривердиев,   стихи   Н.   Добронравова. «Маленький принц» (слушание, пение); 2. Литература:   А.   де   Сент­Экзюпери.   «Маленький принц»; X. К. Андерсен. «Соловей». Песенный репертуар: 1. Е.   Крылатов,   стихи   Ю.   Энтина.   «Крылатые   качели» (пение).Характеристика видов деятельности: 1. Анализировать   и   обобщать   многообразие   связей музыки,   литературы   и   изобразительного   искусства   по критериям, заданным в учебнике. 2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.   передавая   её   общий 3. Исполнять   музыку, художественный смысл. Ход урока: Организационный момент Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?Запись на доске: «Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нём есть сочетаний и слова, и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать…» (А. Толстой) Сообщение темы урока ­ Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир. Работа по теме урока 1. Беседа о роли искусства в жизни человекаБолее   того,   возникновение, ­ Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам   об   этом   не   задумываясь.   С   самого   рождения   и   на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности,   в   жизнь   которого   искусство   бы   не вошло.   развитие   и существование   искусства   разных   народов   обладает удивительным   сходством,   что   свидетельствует   о   его общечеловеческих   законах.   У   музыки,   литературы   и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования   ­   человек,   восприятие   им   окружающей действительности, его душевный мир. Вся   жизнь   человека,   как   и   всего   живого,   состоит   из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло,   радость   и   горе,   любовь   и   вражда,   свет   и   тьма. Стремления   человека   всегда   сводятся   к   продлению   и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни.речью, становились   Они   придумывали   разные   слова,   Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности ­ это радость, утешение, поддержка. На   заре   человечества   люди   только   начинали   осознавать себя.   которые впоследствии пытались воспроизводить   разные   звуки,   которые   постепенно превращались   в   мелодии,   вырезали   на   стенах   пещер контуры   различных   животных,   сцены   охоты,   что впоследствии стало именоваться живописью. Известно, что древние человеческие послания по большей части   изображали   какие­либо   зашифрованные   символы, расшифровать   которые   мог   только   истинный   мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы   с   вами   можем   прочитать   любой   текст,   потому   что специально этому обучались.Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали   персидскому   царю   Дарию   письмо   с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало:   если   персы   не   умеют   летать,   как   птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами. Подобные мотивы нередко встречаются и в сказках, где герои   обмениваются   посланиями,   зашифрованными   в рисунках­символах.   Требовалась   большая   работа   ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и той ситуацией, которую они выражали. Истинным мудрецом считался тот, кто обладал богатым воображением, способным разобраться в хитросплетении символов. Это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком,   чтобы   прочесть   любой   текст,   любое   письмо. Однако   и   сейчас   необходимо   иметь   и   мудрость,   и воображение, чтобы понять произведение искусства, ибооно   содержит   смысл,   не   лежащий   на   поверхности,   а зашифрованный в сочетаниях слов, мелодий или красок. Природа,   создавая   человека,   наделила   его   таким воображением.   Всмотритесь   в   детские   рисунки, понаблюдайте   за   детскими   играми   ­   и   вы   увидите,   как естественно   дети   познают   мир   через   своё   собственное творчество.   Они   пишут   прекрасные   стихи,   пользуются необычными   сочетаниями   красок   и   даже   изобретают собственные слова. Посмотрите   на   детские   рисунки   (рисунки   2­7­летних детей  передаются  по рядам), что вы  можете  сказать  об этих рисунках? То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства. 2. Работа с учебникомК   сожалению,   нередко   происходит   так,   что   с   годами человек   утрачивает   свежесть   восприятия   жизни   и способность   к   воображению.   Об   этом   очень   талантливо рассказывает   французский   писатель   Антуан   де   Сент­ Экзюпери в своей сказке «Маленький принц». Вот как она начинается: «Когда   мне   было   шесть   лет,   в   книге   под   названием «Правдивые   истории»,   где   рассказывалось   про девственные   леса,   я   увидел   однажды   удивительную картинку: на картинке огромная змея ­ удав ­ глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:  В  книге   говорилось:   «Удав  заглатывает   свою   жертву целиком,   не   жуя.   После   этого   он   уже   не   может шевельнуться,   и   спит   полгода   подряд,   пока   не переварит   пищу».   Я   много   раздумывал   о   полной приключений   жизни   джунглей   и   тоже   нарисовалцветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:  Я   показал   моё   творение   взрослым   и   спросил,   не страшно ли им. ­ Разве шляпа страшная?­ возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил   слона.   Тогда   я   нарисовал   удава   изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2.  Взрослые   посоветовали   мне   не   рисовать   змей   ни снаружи,   ни   изнутри,   а   побольше   интересоваться географией,   историей,   арифметикой   и   правописанием. Вот   как   случилось,   что   шести   лет   я   отказался   от блестящей   карьеры   художника.   Потерпев   неудачу   с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей оченьутомительно   без   конца   им   все   объяснять   и растолковывать». В этой книге автор делает ещё один грустный вывод: «Взрослые   очень   любят   цифры.   Когда   рассказываешь им,   что   у   тебя   появился   новый   друг,   они   никогда   не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой   у   него   голос?   В   какие   игры   он   любит   играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет?   Сколько   у   него   братьев?   Сколько   он   весит? Сколько   зарабатывает   его   отец?»   И   после   этого воображают,   что   узнали   человека.   Когда   говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», ­ они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я   видел   дом   за   сто   тысяч   франков».   И   тогда   они воскликнут: «Какая красота!»­ Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.) ­ Эти слова, конечно, не следует понимать так, что все взрослые одинаковы. Среди них встречаются самые разные люди:   одни   действительно   воспринимают   лишь   то,   что приносит   пользу,   выгоду,   другие   сохраняют   в   душе стремление   к   красоте   и   добру.   Даже   в   мире   взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит   к   очень   тяжёлым   конфликтам,   ошибкам,   на исправление которых порой уходит целая жизнь. Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди,   исповедующие   идеалы   выгоды,   не   замечающие   ни красоты   окружающего   мира,   ни   людской   доброты.   Они словно   слепцы:   для   них   закрыты   истинные   сокровища жизни. Это и есть те самые «взрослые», о которых писал Экзюпери.«Чего ради, нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля.   Хорошо,   когда   в   споре   между   различными цивилизациями   рождается   нечто   новое,   более совершенное,   но   чудовищно,   когда   они   пожирают   друг друга» писал Экзюпери. Перефразировав   известную   фразу   можно   сказать: «Понимание и доброта спасут мир!» 3. Вокально­хоровая работа ­   Сегодня   мы  с  вами   начнём   разучивать   одну   из   самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».) Эта   песня   ­   о   мечте   человека,   о   его   возвышенных стремлениях. Образ Маленького  принца возник здесь неслучайно:   он   навеян   сказочной   повестью   А.   де   Сент­ Экзюпери   «Маленький   принц».   В   этой   чудесной   сказке повествуется   о   маленьком   мальчике   ­   принце   далёкой крошечной   планеты,   о   его   жизни,   мечтах   и   о   том,   как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу планету. Его   путь   стал   не   только   путешествием   во   времени   и пространстве; этот путь принёс ему знание самых важных на   свете   вещей:   что   такое   истинная   любовь   и   истинная дружба,   что   такое   ответственность   за   другое   живое существо   и   что   именно   всё   это   составляет   главное богатство жизни, а вовсе не деньги и не власть. Он с удивлением узнал, что это понимание жизни, такое простое на первый взгляд, оказалось недоступным многим взрослым людям, которых Маленький принц повстречал на своём   пути,   ­   ни   Королю,   гордому   своим   мнимым величием, ни Звездочёту, тратящему жизнь на бесплодныйподсчёт   своего   богатства,   ни   Пьянице,   стремящемуся обрести вечное забвение в вине. И   только   Лётчику,   встретившему   Маленького   принца   в конце   его   путешествия   к   людям,   открылись   эти пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький, затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас, узнавших от него эту историю, Маленький принц и его далёкая планета стали воплощением высокой сказочной мечты. ­ Музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный   своей   необыкновенной   поэтичностью,   Микаэл Леонович   Таривердиев.   Его   музыку   отличает необыкновенная   свежесть,   искренность,   тонкость   и красота.   Слова   написаны   поэтом­песенником   Николаем Добронравовым. Разучивание песни.­ Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые   поглощены   только   собой,   своей   выгодой,   не видящие вокруг себя ничего прекрасного. Но бывает так, что встреча с чем­то настоящим буквально переворачивает   жизнь   такого   человека   ­   и   он   вдруг обнаруживает   в   себе   способность   плакать,   смеяться, сопереживать.  Оказывается,  всё   это  не  умерло  в  нём,  а только   забылось   за   долгие   годы   пустой,   ничем   не одухотворённой   жизни.   И   вот   прочитанная   книга, услышанная   мелодия   или   встреча   с   добрым   человеком совершают   чудо   ­   чудо   возвращения   к   самому   себе,   к своим истокам. 4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей»  ­ «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные ­ китайцы ... В   целом   мире   не   нашлось   бы   дворца   роскошнее императорского;   он   весь   был   из   тончайшегодрагоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться». Поднимите руки те, кто читал эту сказку? ­ Правильно  ­ это «Соловей» Г. Х. Андерсена  ­  сказка, повествующая   об   истинности   красоты   и   о   непрочности власти и богатства. Могущественный   китайский   император   имел   столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались   путешественники   со   всех   концов   света. Возвращаясь   домой,   путешественники   превозносили   в своих   книгах   всё,   что   им   довелось   увидеть,   но   больше всего  восхищались   соловьём,  живущим  в  лесу, у  синего моря. Император,   который   ничего   не   знал   о   соловье,   пока   не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если  соловья  не окажется  здесь  в назначенноевремя, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» ­ такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.   что   император   жесток   и И   мы   видим, своенравен. (Своенравный   –   упрямый,   капризный, поступающий   так,   как   вздумается).   Каковы   же   его подданные? «И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел   соловей.   Чуть   не   половина   придворных   двинулась туда. Шли­шли, вдруг где­то замычала корова. ­   О!   ­   воскликнули   молодые   придворные.   ­   Вот   он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше. ­   Это   мычат   коровы,­   сказала   девочка.   ­   Нам   ещё далеко идти. Немного погодя в болоте заквакали лягушки.­   Изумительно!   ­   вскричал   придворный   проповедник.   ­ Теперь  я  слышу!  Точь­в­точь  колокольчик  в  молельне. (Молельня   –   помещение   для   религиозных   собраний, служб). ­ Нет, это лягушки! ­ возразила девочка. ­ Но теперь мы, наверное, скоро услышим его. И, наконец, запел соловей. ­   Вот   это   соловей!   ­   сказала   девочка.   ­   Слушайте, слушайте! А вот он и сам! ­ И она показала пальчиком на   маленькую   серенькую   птичку,   сидевшую   высоко   в ветвях. ­ Неужели этот? ­ удивился первый приближенный. ­ Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно,   все   его   краски   полиняли,   едва   он   увидел столько знатных особ! (Особа – важный, влиятельный человек).Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как   люди,   ослеплённые   собственным   величием,   уже   не способны разбираться в самых простых вещах. И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются   им,   но   более   всего   они   радуются   его предстоящему успеху при дворе. Однако сам император был глубоко потрясён. «Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она   так   и   хватала   за   сердце.   Император   пришёл   в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён.­   Я   видел   на   глазах   императора   слезы,­   какой   ещё награды   мне   желать?   В   слезах   императора   дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!» Слёзы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него   на   груди.   Соловей,   преданный   императором   и изгнанный   из   его   государства,   прилетел   снова,   чтобы утешить   и   ободрить   его.   Пение   соловья   было   так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила. «Ты   уже   вознаградил   меня   раз   и   навсегда!   ­   сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!» ­   Таков   итог   этой   сказки.   Это   совсем   небольшое повествование, но в нём с огромной яркостью и глубиной показаны   различные   вещи   в   их   истинном   свете:непрочность   земного   могущества,   неверность   и легкомыслие   подданных,   ценящих   корону   императора выше   человеческого   сердца,   нравственная   сила подлинного искусства, побеждающего даже смерть. Отныне   император   и соловей  обрели   друг  друга.  Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства и маленькой серой птичкой. И в этом единении обнаружился некий высший смысл, когда красота оказалась способной подчинить себе надменную гордость императора. Итог урока: ­ Так мы видим, что искусство способно воспитывать даже императоров.   Искусство   открывает   мир   ­   не   всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей.И   когда   художник   берёт   в   руки   перо,   кисть   или   лист нотной бумаги, не означает ли это, что в эту минуту ему открывается   некий   сокровенный   смысл,   которым   он спешит   поделиться   со   всеми   людьми?   (Сокровенный   – хранимый в глубине души, в тайне). И час его творчества становится  часом  открытия новой, высшей  реальности  ­ реальности не менее бесспорной, чем та, которую создают земледельцы, ремесленники и производители машин. Это ­ реальность   духа.   (Реальность   –   настоящая,   подлинная невыдуманная действительность). (Дух – внутренняя сила человека). ­   Искусство   это   великая   тайна   природы.   Не   случайно древние   греки   считали   это   дело   божественным.   Не случайно   создателя   произведений   искусства   называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении ­ у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этимсловом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового. Вопросы и задания: 1. «Искусство   открывает   мир».   Как   вы   понимаете   эти слова по отношению к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»? Был ли в вашей жизни случай, когда под впечатлением от   музыкального   произведения   вы   совершили   добрый поступок? 2. 3. Согласны ли вы, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это? 4. 5. Внимательно рассмотрите портреты великих деятелей искусства. Какие черты объединяют эти изображения? 3адумайтесь: духовность, говорить о реальности духа?   слово   дух   родственно   словам   Почему   возможно   одухотворённость.6. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   запишите стихотворение о музыке.   Какие чувства оно вызывает в вас?Истоки. Музыка и природа Содержание: 1. Откуда берётся музыка. 2. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. 3. Музыкальный материал: 1. 2. Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка» (пение); Е.   Крылатов,   стихи   Н.   Добронравова.   «Где   музыка В чём состоит единство истоков видов искусства. берёт начало?» (слушание, пение). Характеристика видов деятельности: 1. звуками природы и звуками музыки. Воспринимать   и   выявлять   внешние   связи   между2. Понимать   единство   истоков   различных   видов искусства. 3. Проявлять   эмоциональную   отзывчивость   к музыкальным   произведениям   при   их   восприятии   и исполнении. Ход урока: Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Всё,   что   звучит   в   природе   и   есть   музыка…» И. Гердер ­   Ребята,   мы   не   зря   начали   урок   с   этой   удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало.1. Музыкальный эксперимент ­ Представьте себе, что вы оказались на далёком­далёком острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и   достижениями   остальных   людей,   а   вам   хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона.   Но   у   магнитофона,   к   сожалению,   села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему. Я   предлагаю   вам   разделиться   на   две   команды:   команда «дикарей»     команда «музыковедов»   (5   человек).   Команда   «музыковедов» должна   любым   способом   объяснить   команде   «дикарей», что такое музыка. Выслушиваются   различные   версии,   рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат. (большая   по   численности),­ Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (представитель   команды   «музыковедов»)   не   запел   свою любимую песню... и в глазах «дикарей» появился интерес, они   притихли   и   стали   слушать.   Ваня   показал   зрителям самое   главное,   что   есть   в   музыке,­   «поющий»   звук, музыкальный   звук.   Именно   из   него   и   «делают»   музыку, только его специально для этого обрабатывают. Конечно   же,   музыка   ­   это   не   только   звук,   но   и  многое другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без музыкального   «поющего»   звука   не   может   быть   музыки. Именно   звук   ­   её   главное   начало.   Задумывались   ли   вы когда­нибудь о том, что звук ­ это одно из самых ярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытымиглазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг. Учитель включает записи звуков природы. ­   Перечислите,   какие   бывают   звуки.   (Шелест,   скрип, шипение,   скрежет,   треск,   шорох,   шуршание,   топот,   гул, грохот,   жужжание,   журчание,   свист,   крик,   щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.) Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем? Сосредоточьтесь,   включите   ваше   слуховое   воображение, закройте   глаза   и   постарайтесь   услышать   внутренним слухом, как...   хлопают крыльями вспугнутые птицы; как трещит сухая обламываемая ветка;  как чавкает грязь под ногами; как   скрипит   дверь,   рассохшаяся   старая   половица   и снег под тяжестью чьих­то шагов. Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные ­ высокие и низкие, тихие   и   громкие,   звонкие   и   глухие,   каждый   звук   имеет свой источник, свой образ.) Теперь   вы   убедились,   что   звук   оживает   в   вашем воображении.   И   вы   можете   не   только   слышать воображаемый   звук,   но   также   видеть   нарисованные   им «звуковые   картины»   ­   и   луговую   траву,   в   которой стрекочет   кузнечик,   и   облака,   проплывающие   над шумящими где­то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу. Откуда берётся музыка?Наверное,   для   каждого   человека   музыка   возникает   из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя ­ всё это образует свой звуковой мир, такой   же   неповторимый   и   единственный,   как   уголок родной земли. Музыка как искусство звука зарождается там, где живут звуки.   Её   приносят   и   шелест   тополей,   и   плеск   речной воды.   А  порой   она   таится   даже   в  тишине   и  безмолвии. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не   так,   как   река,   а   берёзовая   роща   шумит   иначе,   чем еловый лес. Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели,   сомкнутые   плотной,   сумрачной   цепью,   могут   петь только глухо и низко? 2. Работа с учебником­ А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу   9,   всмотритесь   внимательно   в   репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда»   и   попробуйте   «услышать»   то,   что   здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую   таинственности.   Общее   звучание   картины несколько мрачноватое.) Перелистываем   страницу.   Что   вы   можете   «услышать»   в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее   звучание   картины   светлое,   солнечное,   чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...) Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим перед   собой   картину   Константина   Фёдоровича   Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон,   хлопанье   крыльев   огромного   количества   ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утреннейслужбы   людей.   Общее   звучание   картины   имеет   оттенок радости и чистоты ... На   следующей   странице   мы   видим   картину   Ивана Константиновича   Айвазовского   «Чёрное   море».   Море действительно   почти   чёрное,   потому   что   изображён шторм.   На   небе   тёмные   тучи,   и   мы   как   будто   слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря...) Посмотрите   внимательно   на   репродукцию   картины «Джоконда»   Леонардо   да   Винчи:   её   загадочный   взгляд действительно   не   оставляет   равнодушным   ни   одного человека на протяжении многих столетий. 3. Вокально­хоровая работа ­   Угадайте   музыкальную   загадку   (учитель   наигрывает мелодию   припева   песни   «Продавец   зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и третий.4. Беседа о музыкальных инструментах ­   Музыка,   выражая   звуковое   богатство   мира,   создала множество различных инструментов ­ певучую скрипку и нежную   свирель,   пронзительную   трубу   и   хрипловатый фагот, звонкую гармошку и величественный орган. Каждый   музыкальный   инструмент,   с   его   неповторимым звучанием   возник   не   сам   по   себе,   а   как   отклик   на многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют каждое по­своему, то уж тем более не похожи звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости. Так,   мы   видим,   что   музыка   тысячами   незримых   нитей связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её будни,   и   праздники,   времена   года,   характеры   и   облик людей, запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которыепотрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей, и надежд. ­ Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебники на странице 12. (Музыкальные инструменты   отличаются   формой,   разными   способами извлечения   звука,   а   самое   главное   ­   окраской   звука (тембром). ­   Попробуйте   сказать,   за   что   же   мы   любим   музыку? (Заслушиваются ответы учащихся.) Итог урока: ­   Мы   любим   музыку   за   красоту,   которую   она   вносит   в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только   отдельные   люди,   но   и   целые   народы,   всё человечество.Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не   то   же   творчество   рождает   шедевры   литературы   и изобразительного искусства, например, Парфенон, «Мону Лизу», «Руслана и Людмилу»? Истоки   всех   искусств   едины.   Всюду,   в   любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или   полотно   живописца,   мы   чувствуем   дыхание   жизни, познаем различные её грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий  бывает  по­настоящему   волнующим,  заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться. Никакая   наука   не   способна   вызвать   в   человеке   такой внутренний отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Прочитайте   слова  из  последнего   абзаца   на  странице   14. Выскажите своё мнение.Искусство   присутствует   в   мире   как   мудрый   наставник; оно рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах. Заслушиваются ответы учащихся. Вопросы и задания: 1. Как   музыка   связана   с   окружающей   жизнью?   Что является её истоками? 2. Как вы понимаете слова «Всё, что звучит в природе и есть музыка…»? 3. Какие   звуки   природы   вы   могли   бы   назвать? Подумайте, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года? 4. Назовите   музыкальные   произведения,   связанные   с темой природы.5. Нарисуйте   в   «Дневнике   музыкальных   наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа».  Музыка рассказывает обо всём Содержание:1. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). 2. Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). 3. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. 4. Методы   наблюдения,   сравнения   сопоставления   как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: 1. В.   Алеев,   стихи   С.   Маршака.   «Гвоздь   и   подкова» (пение); 2. 3. «Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение); «Музыка».   Слова   И.   Исаковой,   музыка   Г.   Струве (слушание).Характеристика видов деятельности: 1. 2. Находить Различать характерные признаки видов искусства.     между художественными образами музыки и другими образами искусства. ассоциативные связи   3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно­образным содержанием. Ход урока: Организационный момент: Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги. ­ Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной   и   глубокой,   звучала   то   спокойно,   то взволнованно, она заставляла  задуматься, она как будто звала куда­то вперёд.)зрителям   по   ­   Молдавский   композитор   Евгений   Дога   известен российским   его   прекрасным инструментальным мелодиям, которые стали украшением многих   советских   фильмов.   Именно   его   вальс   звучит   в популярном   кинофильме   конца   70­х   «Мой   ласковый   и нежный   зверь»,   а   дети   знают   его   мелодии   по   фильму «Мария, Мирабела» и другие. За свою долгую творческую карьеру   Евгений   Дога   написал   музыку   более,   чем   для двухсот фильмов, а также создал десятки песен и сотни инструментальных композиций. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, музыка». К. КулиевСообщение темы урока: ­ С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема этого учебного   года   особенная,   мы   будем   говорить   с   вами   о взаимодействии музыки с другими видами искусства. Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (Ответы детей). Музыку можно изучать по­разному. Можно беседовать о музыкальных   произведениях,   учиться   их   понимать   и восхищаться   их   звучанием.   Можно   посвящать   уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть,  каким   огромным  трудом  создаётся   даже  самая лёгкая и весёлая музыка. Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.Всё это ­ разные пути приобщения к музыке. Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка? Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально ­ искусство муз) ­ вид искусства, который воздействует на человека через   звуковые   образы,   отражающие   его   различные переживания и окружающую жизнь. Если говорить более просто и коротко, то музыка ­ это искусство звуков. Правда ли, что это ­ чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард   Григ:   «Слова   иногда   нуждаются   в   музыке,   но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это?  Для   того   чтобы   ответить   на   данный   вопрос,   давайте обратимся   к   стр.   3   наших   учебников.   Прочитайте последние два абзаца. Учащиеся читают текст учебника.  Да:   потому   что   каждое   искусство   самоценно,   оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не   вторгается   во   владения   другого   искусства.   Звук   не может   соперничать   с   цветом,   как   скульптура   не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает   с   огнём.   Само   такое   противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём. Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её   законы   непреложны.   Так,   для   звучания   мелодии требуется   туго   натянутая   струна,   а   струна   даёт выразительное   звучание   лишь   в   соприкосновении   с деревом   особой   породы,   обработанным   специальным способом,­ и всё это находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего­то требуются чернила и бумага,кисти   и   краски,   для   чего­то   ­   течение   рек   и   цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём. ­ Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет ­ так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые   пронизывают   всё   человеческое   существование, времена, человеческие судьбы. Возьмём,   к   примеру,   эпиграф   к   роману   Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи   Возрождения   Джоном   Донном,   перевод   звучит   в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа,   и   также,   если   смоет   край   Мыса   или   разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет   и   меня,   ибо   я   един   со   всем   Человечеством,   апотому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего   обсудим   прочитанное.   (Учащиеся   работают   с учебником). С. Маршак. «Гвоздь и подкова» Не было гвоздя ­ подкова пропала. Не было подковы ­ лошадь захромала. Лошадь захромала ­ командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя,  Оттого, что в кузнице не было, гвоздя! Каким же образом была повержена в бегство целая армия? Отсутствие   гвоздя   ­   вот   первопричина,   вызвавшая   цепь всех   последующих   бед.   И   хотя   между   гвоздём   ипоражением нет прямой связи, мы всё же видим, как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой может иметь не сопоставимые по значению последствия. Точно так же происходит и в искусстве: в нём нет ничего мелкого,   незначительного,   постороннего;   открытие   в одной   области   часто   приводит   к   развитию   и совершенствованию   в   другой.   И   когда   художник смешивает краски в поисках новых цветовых сочетаний ­ кто   знает,   не   прокладывает   ли   он   путь   к   открытию неведомых музыкальных звучаний? Здесь   как   нельзя   лучше   подходят   строчки   известной песни:   «Ничто   на   Земле   не   проходит   бесследно».   Если каким­то образом выпадает какое­либо звено, происходит изменение во всей цепи событий. Как   же   это   происходит?   Какие   тайные   законы   движут искусством?Главная   тема   учебного   года   –   «Музыка   и   другие   виды искусства»   предполагает   изучение   музыки   в   единстве   с тем,   что   её   рождает   и   окружает:   с   жизнью,   природой, обычаями,   верованиями,   стихами,   сказками,   дворцами, храмами, картинами и многим­многим другим. Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных произведениях,   посвящать   уроки   творчеству   великих композиторов, учиться петь. И   всё   же   тема   этого   года   ­   особенная.   Она   призвана научить   наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять,   видеть большое   в   малом,   находить   приметы   одного   явления   в совершенно   другом   и   тем   самым   подтверждать   их глубинную   взаимосвязь.   Она   призвана   научить   понимать то, что мир един, и то, чему служит такое понимание. Она   призвана   научить   всему   этому   с   помощью   музыки, потому что музыка способна рассказать обо всём. Нужно только научиться её слышать.«Можно   быть   гениальным   композитором,   можно   быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем» ­ Д. Шостакович. Вокально­хоровая работа, слушание: Слушание песни «Продавец зонтиков». ­   Ребята,   как   бы   вы   назвали   эту   песню?   («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т.д.) ­   А   каким   образом   эта   песня   перекликается   с   темой нашего урока? (Ответы детей). ­   Не   зря   изначально   художник   придумал   продавца зонтиков   в   этом   сказочном   городе.   Не   зная   о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том,   что   их   ждёт   в   будущем,   жители   города   считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И, в конце концов, мы приходим квыводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели. ­   Ребята,   а   как   звучала   эта   песня?   Какое   у   неё   было настроение?   (Песня   прозвучала   грустно,   протяжно, минорно,   нежно,   ласково;   припев   ­   несколько   веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей...) Слушание песни «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве. ­ Что вы можете сказать о прослушанном произведении? (Ответы детей). В конце урока звучит «Сонет» Е. Доги.Мир русской песни – 5 класс 1. О чём поётся в русских народных песнях. 2. Русские   народные   песни,   основанные   на   авторских стихотворениях   (на   примере   песни   «Вечерний   звон»  на стихи И. Козлова). Музыкальный материал: 1. «Ах   ты,   степь   широкая...»   Русская   народная   песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении);2. 3. 4. 5. «Сватушка».   А.   Даргомыжский.   Свадебная   песня   из оперы «Русалка» (слушание); «Вечерний   звон».   Стихи   И.   Козлова,   обработка   Н. Иванова (слушание); «Уж   ты   зимушка­зима».   А.   Александров.   Обработка Ю. Тугаринова (пение); «Если другом стала песня». Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева (пение); 6. «Погоня». Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Изучать   специфические   черты   русской   народной музыки и исполнять её отдельные образцы. 2. Осознавать   интонационно­образные,   жанровые   и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала).3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально­творческой деятельности. 4. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.) Ход урока: Организационный момент Со   звонком   на   урок   звучит   песня   «С   чего   начинается Родина?» ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего, Чем простая народная песня, что в душе разливалась его» (С. Широбоков) Сообщение темы урока­ Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки ­ значит сказать всё и ничего. Песня ­ душа народа. Песня ­ это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека. В каких  бы  условиях   ни находились   люди, в  песне  они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус,   время   и  место   их  пребывания   на  земле.   Особое место  в  искусстве   занимает   русская  песня.   Сегодня  мы будем говорить о русской песне. Работа по теме урока 1. Народные праздники и обряды «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и какгрибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек!» Н. В. Гоголь ­   Народные   песни   давали   настолько   выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения   ­   часто   с   элементами   обряда.   К   примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в   далёком   прошлом   праздновали   на   Руси   свадьбы? Свадебная   игра,   как   её   принято   называть   (во   многих сказках   вы,   вероятно,   слышали:   «сыграли   свадьбу»), продолжалась   несколько   дней,   а   иногда   и   несколько недель.   Она   складывалась   из   разнохарактерных   сцен,  то лирических,   то   комических,   а   то   и   трагедийных,   изразличных   игр   и   обрядов.   Очень   большое   место   в   ней занимали песни. (Слушание). Звучали   песни   торжественные,   величальные,   славящие невесту   и   жениха,   шуточные,   комические,   иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные,   плясовые.   Всё   в   этом   своеобразнейшем действе   ­   песни,   хороводы,   диалоги,   прибаутки   – проникнуто   мудростью   и   красотой   сердца   русского народа. Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся   жизнь   наших   предков   сопровождалась   пением, игровыми   действиями.   Существуют   песни:   колыбельные, шуточные, лирические, песни причитания, оплакивающие умерших,   песни­былины,   повествующие   о   далёком прошлом,   трудовые,   бурлацкие,   покосные,   жатвенные   и т.д. 2. Слушание музыки­   Сегодня   мы   с   вами   прослушаем   замечательную лирическую   русскую   народную   песню   «Ах   ты,   степь широкая». (Слушание песни). ­   Как   звучала   эта   песня?   Кто   её   исполнял?   Что   в   ней необычного в сравнении с современными песнями? (Прозвучала   русская   народная   песня   «Ах   ты,   степь широкая»   в   исполнении   смешанного   хора,   без сопровождения.   Музыка   звучала   широко,   раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге­матушке.) ­   А   как   вы   думаете,   почему   Волгу   народ   называет матушкой? (Потому что Волга ­ кормилица и поилица  народа. Она полноводна,   в   ней   много   рыбы,   по   ней   бурлаки   тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.)­   Совершенно   верно.   А   что   же   всё­таки   отличает лирическую   народную   песню   от   современных   песен   с музыкальной точки зрения. (То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог припевается достаточно много нот.) Верно, например, Ах ты степь широ­о­о­о­ка­я. Степь раздо­о­о­льна­а­я. Ах, ты, Волга­ма­а­а­а­ту­ушка, Волга во­о­о­о­льна­я. Учитель показывает нотную запись данной строфы. ­   Множество   песен   связано   с   годовым   земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли   в   них   своё   отражение.   Использование   русской народной   песни   придаёт   музыкальным   произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времении глубокое своеобразие  народной  культуры. К примеру, Пётр Ильич Чайковский использует детскую песню­игру «Гори,   гори   ясно»   в   первом   действии   оперы   «Пиковая дама», Николай Андреевич Римский­Корсаков ­ народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка». 3. Работа с учебником ­   Откройте   учебники   на   стр.   60   и   прочитайте   два последних абзаца. Если народное песенное творчество ­ это целостный образ страны, её природы, уклада жизни, характеров людей, то песенное   творчество   композиторов   связано   обычно   с лирическими страницами искусства.Иван Шишкин. Среди долины ровныя (1883) Песни   русских   композиторов   неразрывно   связаны   с судьбой   русской   поэзии.   Она   ­   основной   источник песенной   лирики   М.   Глинки   и   А.   Даргомыжского,   М. Мусоргского и А. Бородина. «Как огромный ландшафт, раскинулась   русская   поэзия,­   пишет   известный современный  поэт Евгений Винокуров.­ Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. В ней сильно выражено   и   начало   хоровое,   и   начало   личное, индивидуальное.   Русская   поэзия   ­   это   спор,   это   общий разговор.   Прислушайтесь,   и   вы   услышите   стройное многоголосье».­ Какой вывод можно сделать? (Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.) ­ Листая том русской поэзии, действительно убеждаешься, какая   огромная   область   музыкальной  песни   возникла   из этого   источника.   Вот   стихотворение   А.   Мерзлякова «Среди   долины   ровныя»,   своим   характером,   напевной интонационностью,   ритмикой   напоминающее   народную песню. Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветёт, растёт высокий дуб В могучей красоте. Высокий дуб, развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах!Взойдёт ли красно солнышко ­ Кого под тень принять? Ударит ли погодушка ­ Кто будет защищать? Ни сосенки кудрявые, Ни ивки близ него, Ни кустики зелёные Не вьются вкруг него. Ах, скучно одинокому И дереву расти! Ах, горько, горько молодцу Без милой жизнь вести! Мелодия   песни,   написанной   на   это   стихотворение, нетороплива   и   величава,   как   народная   песня.   Русский пейзаж, облик могучего одинокого дерева ­ излюбленный мотив   песенного   искусства,   выражающего   через   образ природы характер и силу народа.