Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс
Оценка 4.7

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
25.05.2018
Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс
Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности. Задачи урока: - знать значения безличных глаголов; - знать формы безличных глаголов; - уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи. Используемое оборудование: Карточки и инструкция для исследования.
Урок-исследование Безличные глаголы.docx
Урок­исследование  по теме "Безличные глаголы", 6 класс  Цель   урока:  знать   особенности   безличных   глаголов,   их   выразительные возможности.  Задачи урока:  ­ знать значения безличных глаголов; ­ знать формы безличных глаголов; ­ уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;  уметь пользоваться безличными глаголами в речи. Используемое оборудование:  Карточки и инструкция для исследования.  Карточки для самостоятельной работы                                         Ход уроков  1. Организационный момент и вступительное слово учителя.  Первый урок начинается со вступительного слова учителя, который читает эпиграф  урока, высказывание К.Г. Паустовского: «Богатство русского языка неизмеримо». –   Вы   не   раз   убеждались   в   том,   что   слово   русское   необыкновенно выразительно, красиво.  На   удивительную   силу   русского   глагола   обращали   внимание   ученые лингвисты,   писатели.   Эта   часть   речи   занимает   второе   место   (после существительного)   по   частоте   употребления   в   речи.  «   В   глаголе   струится самая   алая,   самая   свежая   артериальная   кровь   языка.   Ведь   и   назначение глагола – выражать само действие!» – говорил писатель А. Югов. И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить  цель и задачи исследования.   Предметом   исследования   на   уроке   является  глагол,  а объектом ­ карточки с фрагментами поэтических текстов.  Обратимся к текстам. 2. Работа в группах – наблюдение и анализ языкового материала Обучающимся   раздаются   инструкция   по   проведению   анализа   языкового материала и карточки с текстами . Сначала   ученики   выразительно   читают   тексты,   выясняют   темы   первого, второго   текстов,   отношение   авторов   к   тому,   о   чем   пишут.   Потом   дети приступают к исследованию глаголов. Знания на уроке не даются в готовом виде,   в   ходе   обсуждения   в   группах   ученики   приходят   к   определенным выводам   и   обнаруживают   для   себя   новое,   не   изученное   ранее   языковое явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе, при   таком   глаголе   нет   подлежащего,   предложение   односоставное.   (Эти наблюдения должны быть зафиксированы в карточках) Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.  3. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.  3.1.   Учитель   обращается   к   классу   с   вопросом   о   том,   о   каких   глаголах предстоит узнать больше?  Вместе с учениками определяется тема урока – «Безличные глаголы», ставятся цель и задачи. 3.2.Учитель   предлагает   обучающимся   решить   первую   задачу:   установить значения безличных глаголов.  Прозвучало над ясной рекою.   Прозвенело в померкшем лугу,  Прокатилось над рощей немою   Засветилось на том берегу.   (А.Фет) Задания: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;  найдите главные члены предложения;   какие   глаголы   использует   А.Фет?   (А.Фет   использует   безличные   глаголы). Почему?   сделайте   выводы   о   том,   каково   значение   (семантика)   представленных   в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).  Эти наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики проводят обсуждение в   группах,   затем   выступают   перед   одноклассниками.   Выступления оцениваются коллективно 3.3.   Учитель   предлагает   обучающимся   решить   вторую   задачу:   определить формы безличных глаголов.  Задания:  определите время, лицо, число, род безличных глаголов;  попробуйте подобрать другие формы.  Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3­го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени. 4. Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.  Обучающимся предлагаются предложения: Инструкция для выполнения работы. Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет Ребёнок не спит. Ему не спится. Задания:  сравните предложения (найдите главные члены предложения);  установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;  определите форму данных глаголов; Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.  5. Индивидуальное исследование. Обучающиеся   самостоятельно   работают   с   карточками   в   которых представлены фрагменты поэтических текстов, план­инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы. Нивы сжаты, рощи голы,   От воды туман и сырость.   Колесом за сини горы   Солнце тихое скатилось.  Дремлет взрытая дорога.  Ей сегодня примечталось...  (С. Есенин)   1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?  2 .Подчеркните главные члены предложения.   3.Найдите личные глаголы.   4.Найдите безличные глаголы.   5.Укажитеформу употребления глагола.  6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.   Выводы: ……… Обучающиеся   делают   выводы   (подсчитывают,   сколько   обнаружили   личных глаголов,   сколько   безличных,   указывают   формы   безличных   глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).  Результаты фиксируются и представляются классу. В сильном классе уточняются разные степени безличности в русском языке. Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают: явления природы: Светает; Дождит; Смеркается; физическое   и   психическое   состояние   человека:   Нездоровится;   Лихорадит; Мечтается; Не верится; состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни; чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой; долженствование: Не надо ссориться; бытие, существование: Не было времени. Глагольное   безличное   сказуемое   –  понятие   более   широкое,  чем   безличный глагол.  7. Подведение итогов работы. Задание: расскажите,   что   вы   узнали   об   особенностях   безличных   глаголов   и   их выразительных возможностях в ходе исследования;   убедились   ли   в   том,   что   справедливы   слова   К.Г.   Паустовского   о неизмеримости богатства русского языка?  8. Творческая работа.    Обучающиеся   знакомятся   с   высказыванием   Д.С.   Лихачева:   «Учиться говорить и писать нужно всё время» Учитель   говорит   о   том,   что   предстоит   ученикам   составить   текст   самим, используя   безличные   глаголы.   В   разных   видах   искусств   мы   найдем замечательные   выражения   чувств,   настроений   и   образов   осени.   Самый известный художник И. И. Левитан – один из самых любимых и признанных русских   пейзажистов.   С   творчеством   этого   мастера   в   русскую   живопись вошло   понятие   пейзажа­настроения.   Не   менее   замечательное   полотно   – картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».  Задания:  попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных; озаглавьте свою работу;  помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека. По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной. Выполненные работы прочитываются в классе  Однажды   перед   изумленным   взором   ребят   во   всей   своей   захватывающей красоте предстал величественный осенний пейзаж. Они увидели изумительно чистые   краски   ранней   осени:   мягкую   пожелтевшую   зелень   лугов   и   золото деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серо­зеленых и желто­розовых тонах небо. Ребятам долго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях. Сорвало   сухие   листья,  бешено  закружило   в  воздухе   и  в  один  миг  укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.  Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.  9. Домашнее задание: Рассказывать о безличных глаголах  Закончить написание сочинения. Сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений, где есть безличные глаголы.

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс

Урок-исследование "Безличные глаголы", 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2018