Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности.
Задачи урока:
- знать значения безличных глаголов;
- знать формы безличных глаголов;
- уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
Используемое оборудование:
Карточки и инструкция для исследования.
Урокисследование по теме "Безличные глаголы", 6 класс
Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные
возможности.
Задачи урока:
знать значения безличных глаголов;
знать формы безличных глаголов;
уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
Используемое оборудование:
Карточки и инструкция для исследования.
Карточки для самостоятельной работы
Ход уроков
1. Организационный момент и вступительное слово учителя.
Первый урок начинается со вступительного слова учителя, который читает
эпиграф урока, высказывание К.Г. Паустовского: «Богатство русского языка
неизмеримо».
– Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно
выразительно, красиво.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые
лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после
существительного) по частоте употребления в речи. « В глаголе струится
самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение
глагола – выражать само действие!» – говорил писатель А. Югов.
И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола.
А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить цель и задачи
исследования. Предметом исследования на уроке является глагол, а
объектом карточки с фрагментами поэтических текстов.
Обратимся к текстам.
2. Работа в группах – наблюдение и анализ языкового материала
Обучающимся раздаются инструкция по проведению анализа языкового
материала и карточки с текстами .
Сначала ученики выразительно читают тексты, выясняют темы первого,
второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут. Потом дети
приступают к исследованию глаголов. Знания на уроке не даются в готовом
виде, в ходе обсуждения в группах ученики приходят к определенным
выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое
явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе,при таком глаголе нет подлежащего, предложение односоставное. (Эти
наблюдения должны быть зафиксированы в карточках)
Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.
3. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.
3.1. Учитель обращается к классу с вопросом о том, о каких глаголах
предстоит узнать больше?
Вместе с учениками определяется тема урока – «Безличные глаголы»,
ставятся цель и задачи.
3.2.Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить
значения безличных глаголов.
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)
Задания:
прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;
найдите главные члены предложения;
какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы).
Почему?
сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в
карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные
состояния и переживания человека).
Эти наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики проводят обсуждение
в группах, затем выступают перед одноклассниками. Выступления
оцениваются коллективно
3.3. Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить
формы безличных глаголов.
Задания:
определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
попробуйте подобрать другие формы.
Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3го
лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч.
прошедшего времени.
4. Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов
с безличными.
Обучающимся предлагаются предложения:Инструкция для выполнения работы.
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.
Задания:
сравните предложения (найдите главные члены предложения);
установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;
определите форму данных глаголов;
Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в
значении безличных употребляются многие личные глаголы.
5. Индивидуальное исследование.
Обучающиеся самостоятельно работают с карточками в которых
представлены фрагменты поэтических текстов, планинструкция. Приведем
пример карточки для самостоятельной работы. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось...
(С. Есенин)
1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат
строки? Что вы знаете о поэте?
2 .Подчеркните главные члены предложения.
3.Найдите личные глаголы.
4.Найдите безличные глаголы.
5.Укажитеформу употребления глагола.
6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.
Выводы: ………
Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных
глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов,
определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие
глаголы используются в данном тексте).
Результаты фиксируются и представляются классу.
В сильном классе уточняются разные степени безличности в русском языке.
Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают:
явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит;
Мечтается; Не верится;
состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
долженствование: Не надо ссориться;
бытие, существование: Не было времени.
Глагольное безличное сказуемое – понятие более широкое, чем безличный
глагол.
7. Подведение итогов работы.
Задание:
расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их
выразительных возможностях в ходе исследования;
убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о
неизмеримости богатства русского языка?
8. Творческая работа.
Обучающиеся знакомятся с высказыванием Д.С. Лихачева: «Учиться
говорить и писать нужно всё время»
Учитель говорит о том, что предстоит ученикам составить текст самим,
используя безличные глаголы. В разных видах искусств мы найдем
замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Самый
известный художник И. И. Левитан – один из самых любимых и признанных
русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись
вошло понятие пейзажанастроения. Не менее замечательное полотно –
картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».
Задания:
попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные
глаголы в значении безличных;
озаглавьте свою работу;
помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и
психическое состояние человека.
По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или
парной.
Выполненные работы прочитываются в классе
Однажды перед изумленным взором ребят во всей своей захватывающей
красоте предстал величественный осенний пейзаж. Они увидели изумительно
чистые краски ранней осени: мягкую пожелтевшую зелень лугов и золото
деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серозеленых и желторозовых
тонах небо.Ребятам долго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала
потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в
зеленых и желтых ветвях.
Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло
коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.
Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.
9. Домашнее задание:
Рассказывать о безличных глаголах
Закончить написание сочинения.
Сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений,
где есть безличные глаголы.