Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"
Оценка 4.9

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
30.05.2017
Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"
Материал представляет собой сценарий трех-часового урока направленного на формирование основ исследовательской культуры школьников. Структура урока соответствует Технологии деятельностного метода (ТДМ). Организация проектно-исследовательской деятельности происходит с помощью инструментов ОТСМ-ТРИЗ. Для оценивания образовательных результатов на основе технологии формирующего оценивания разработана критериальная таблица.Файл содержит текстовый материал, представляющий собой сценарий урока. Текст сочетается с табличными блоками и рисунками. Имеют место два приложения.
Урок истории в 5 классе.docx
Тема урока «Богатство мира  Древнего Востока» (3 часа) (урок истории в 5 классе) Место урока:  урок проводится после изучения тем, связанных с Древним Египтом и  включает в себя содержание программы по темам «Древний Вавилон», «Финикия»,  «Ассирийская держава» Тип урока:  Урок открытия нового знания. Цель:  формирование   у   обучающихся   основ   проектно­исследовательской деятельности   на   основе   метода   рефлексивной   самоорганизации;   выявление особенностей   Древних   государств   Востока,   таких   как   Древний   Вавилон,   Ассирия, Финикия. Формируемые качества:  Коммуникабельность и сотрудничество.   Готовность разделить ответственность за совместную работу  Четкое и эффективное выражение мыслей и идей в устной и письменной речи   Рациональное и эффективное получение информации, ее критическое оценивание,  точное и творческое использование информации для текущих вопросов и задач.  Адаптация к различным ролям и обязанностям  Лидерство и ответственность  Применение умений межличностного взаимодействия и решения проблем  Планируемые результаты:  Личностные УУД: уважение к истории, культурным и историческим памятникам Предметные:  использовать   историческую   карту   как   источник   информации   о   расположении древних цивилизаций и государств;   проводить поиск информации в отрывках исторических текстов;   описывать   условия   существования,   основные   занятия,   образ   жизни   людей   в Месопотамии   и   Финикии;   рассказывать   о   событиях   древней   истории;   раскрывать характерные,     существенные     черты:     а)   положения   основных   групп   населения   в древневосточных  обществах; б) религиозных верований людей в древности. Метапредметные:   Познавательные   УУД:   осуществлять   сравнение   и   классификацию,   выбирая основания для указанных логических операций.  Регулятивные   УУД:   уметь   ставить   цель   работы   в   группе,   применять   правила работы   в   совместной   учебной   деятельности.   Умение   планировать   пути   и   выбирать средства достижения поставленной цели с помощью взрослого.  Умение   проверять   свою   работу   по   образцу   и   приобретение   опыта   самооценки этого умения.  Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Учащиеся   знакомятся   с   цитатой   урока:   «Умейте   благодарить.   Благодарность Ход урока 1. Мотивация. свойство доброго сердца» (Народная мудрость) Учитель: Какое отношение к уроку может иметь данная цитата? Ученики   (предполагаемый   ответ):   В   каждый   исторический   период   людьми   было сделано много того, за что им можно сказать «спасибо». Новое не строится на пустом месте,   в   прошлом   закладывается   фундамент,   на   котором   строится   настоящее   и намечается будущее. Учитель: А если потомки  перестанут благодарить своих предков, кто их накажет? Одна из версий наказания представлена в короткометражном мультфильме, который мы сейчас посмотрим. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=8v5YcLBfNQM Итак,   в   чем   я   пытаюсь   вас   убедить?   В   том,   что   надо   с   уважением   относится   к культурно­историческому наследию, иначе, быть беде. Давайте скажем многократное спасибо   Древнему   Египту,   за   то,   что   он   оставил   нам,   благодарным   потомкам   в наследие.  У вас у всех на парте есть пустая карточка. Напишите на ней то,  за что вы считаете необходимо поблагодарить египтян и разместимте карточку, на   магнитной доске, благодарности представленные на доске не должны повторяться. Образец выполненной коллективной работы: СПАСИБО ПИРАМИДЫ СФИНКСОВ ИЕРОГЛИФЫ КОЛЕСНИЦЫ МОДУ ШКОЛУ РЕМЕСЛО ШАДУФ 2. Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в   пробном действии. Учитель:   я   дополню   ваши   благодарности   и   скажу   спасибо   древним   египтянам   за первый   в   мире   зодиакальный   круг,   за   первые   хирургические   операции.   И   еще,   за хорошую работу я хочу поблагодарить лично вас и подарить вам на память паспорт Древнего Египта. Удивились?  Вы наверное подумали «Да разве у государств, да еще и древних может быть паспорт?» Я вам скажу ­ может. Но это особый паспорт. Паспорт – это     карточка,   с   кроткой   характеристикой       любого   объекта,   а   в   данном   случае   ­ государства.   (Все   ученики   получают   Паспорт   Древнего   Египта   и   знакомятся   с   его формой) Приложение 1. Учитель:  Из каких трех частей состоит карточка­паспорт? (Ответ: из 3­х частей) Первая часть называется «Элемент мира». Наш мир очень многообразен и многолик, поэтому можно найти множество интересных частичек этого мира, т.е. элементов и исследовать их. В данном случае, мы будем исследовать государства Древнего Востока. Имена   признаков,   представляют   собой   сокращенные   формы   вопросов,   с   помощью которых люди получают информацию об интересующих их элементах мира. Давайте мы преобразуем так называемые назывные предложения в вопросы. Ученики (предполагаемы ответы): Как в Египте  назывался глава государства? Чем занимались люди в Египте? Как было устроено древнеегипетское общество? И т.д. Учитель: Ребята, скажите, что собой представляет третья часть паспорта – значение признака? Ученики (предполагаемый ответ): Ответы на вопросы. Учитель: Ну вот, теперь вы хорошо себе представляете, что такое Паспорт Древнего Египта. Сделанный мною вчера, а это значит в прошлом, паспорт, есть своеобразный фундамент для настоящего, то есть дня сегодняшнего. Кто ни будь понял, о чем я говорю? Ученики: В паспорте не прописаны достижения, вы хотите,  что бы мы их прописали сейчас сами. Учитель: Впереди – будущее, и в нем нам так же пригодится этот подарок. А сейчас я вам загадаю загадку. Я загадала некий элемент мира, или по другому ­ объект, отгадать его можно задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать «ДА» или «НЕТ». Загадка Его почитали все жители   страны. От него зависело их богатство и благополучие. Характер у него был противоречивый ­ иногда он вел себя так дерзко, что мог нарушить планы любого человека. Поэтому, все приклонялись перед ним, благодарили за то что он   есть.   Следили   за   изменениями   в   его   росте,   ибо     это   и   было   первой   причиной опасности, исходящей от него. Кто он? В чем опасность, исходящая от него? Предполагаемый ход разгадывания загадки: Ученики: Это живой объект? Учитель: Нет. Ученик: Это историческое понятие? Учитель: Нет Ученики: Это географический объект? Учитель: Да. Ученики: Это река? Учитель: Да. Ученики: Эта река расположена в Египте? Учитель: Нет. Ученики: Это Тигр? Учитель: Да. Тигр, объясняет Википедия, переводится как «бегущая вода»,   «быстрая река», в противоположность своему соседу, Евфрату, который, благодаря большему количеству переносимого ила, имел медленное течение. Здесь, между двумя реками  в разное время располагались разные царства. Некоторые из них мы сегодня будем изучать. Обратите внимание на контурную  карту. На ней не указано ни одного географического объекта. Но зато, есть 4 карточки с географическими объектами, на которых написано:  ЕГИПЕТ ФИНИКИЯ. АССИРИЯ, ВАВИЛОН. Какую из карточек вы можете без труда  разместить на контурной карте? Ученики: Египет. 3. Выявление места и причины затруднения. Учитель: А сможете ли вы разместить три другие карточки, если я скажу, что на  одной из них – государство, расположенное в Восточном Средиземноморье, а два  других – государства Древней Месопотамии? Ученики (предполагаемый ответ): Нет, этих сведений не достаточно. Для того, что  бы разместить объекты на контурной карте необходимо познакомится с картой, на  которой эти объекты обозначены. Учитель: Хорошо, вы познакомитесь с местом расположения этих трех, новых для  вас стран, будет ли этого достаточно, для того, что бы сказать странам и людям  проживающим в них «Спасибо»? Ученики (предполагаемый ответ): Нет, страны надо изучить, познакомиться с их  особенностями. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Учитель: Как организовать изучение трех стан одновременно?  Какие ресурсы нам в  этом могут помочь? Ученики (ожидаемый ответ): Надо разделиться на группы и создать проект в виде  Паспорта для каждой страны. Тогда мы сможем выявить особенности стран, узнать об  их достижениях. Для работы нам пригодится учебник и ресурсы сети Интернет. Учитель: Создавая паспорта,  вы изучите информацию с разных источников и   структурируете ее. В итоги, у вас появится 4 разных паспорта. Какую важную с точки  зрения современного ученого работу можно будет провести с этими паспортами? Ученики (предполагаемый ответ): их можно будет сравнить, и выявить какие либо  закономерности. 5. Реализация построенного проекта. Для реализации спланированной проектно­исследовательской работы мы разделимся  на 6 групп. Каждую страну будут изучать две группы, для этого шаблон паспорта  (приложение 2) вам необходимо разделить на две части. А еще, я предлагаю вам  распределить роли. В проектной работе будут участвовать следующие специалисты: Картограф (создает карту) Политолог (определяет, кто управлял государством и где  жил правитель) Летописец (ищет информацию о событиях) Этнограф (определяет, какие группы общества были в государстве) Экономист (изучает занятия населения) Религиовед (изучает богов) Культуролог (изучает ценности, которые создали люди) Прежде чем вы приступите к работе над проектом, вам необходимо выполнить одно  очень важное задание. Задание 1.2 группам: прочитайте текст, и оцените поступки школьников. Получили учащиеся сложное задание, с которым можно справиться, только работая в группе. ­Ребята, чур,  я буду лидером ­ сказал Никита. У меня есть предложение: давайте  разделим задания. ­Давайте! ­ поддержали его одноклассники.  ­ Пусть Оля найдет нужную информацию, и разместит ее на ватмане. Я – украшу  ватман орнаментом, а Катя и Петя  его разукрасят ­ по командирски сказал Никита. Все согласились. Работали дружно, друг ­ другу не мешали, но с работой не  справились. Поступки, заслуживающие одобрения Поступки, заслуживающие порицания (не  одобрения) Задание 3, 4 группам: прочитайте текст, и оцените поступки школьников. Получили учащиеся сложное задание, с которым можно справиться за короткое  время (20 минут), только работая в группе. Сидят тихо, на задание смотрят и молчат.  Никто не решается взять на себя ответственность быть лидером. Так  и просидели 10  минут, пока учитель не заметил их  бездеятельности. Назначил учитель лидера, и тот  быстро распределил задания. Все ученики увлеченно включились в работу, но с работой  не справились. Поступки, заслуживающие одобрения Поступки, заслуживающие  порицания (не  одобрения) Задание 5,6 группам: прочитайте текст, и оцените поступки школьников. Получили учащиеся сложное задание, с которым можно справиться,  только работая  в группе.  Сразу же начали ругаться, каждый хотел быть лидером в группе. Наконец  решили, что лидерами будут все. Каждый сам решит, что ему делать. Приступили к  работе. Все вдумчиво читали текст, старательно  выписывали важные положения, но с  работой не справились. Поступки, заслуживающие одобрения Поступки, заслуживающие  порицания (не  одобрения) Учитель: Пусть представитель от каждой группы зачитает поступки, заслуживающие  одобрения. Ребята, скажите, пожалуйста, почему я назвала это задание «очень  важным»? Ученики (ожидаемый ответ): от работы группы зависит результат, поэтому надо  работать дружно, помогая друг другу, не ругаться и не спорить. Группы получают шаблоны паспортов и дополнительную литературу, при наличии  гаджетов и сети Интернет или ссылки сайтов. На работу дается 15 минут. Далее,  каждая группа публично представляет часть своего паспорта. Защита выстраивается в  соответствии с памяткой: Памятка «Как защищать проект» 1. Команда определяет, кто и с какой информацией участвует в защите (можно  группой, можно отправить представителя от группы) 2.План защиты: Расскажите, как вы распределяли работу в группе.  Расскажите, все ли задания вам удалось выполнить? Расскажите, используя карту, где находится ваша страна. Представьте информацию, записанную в паспорте После защиты каждого проекта, группы дают свою оценку презентации проекта  «1» – не понравилось; «2» – понравилось, но можно и лучше; «3» –молодцы, на них надо равняться! (После последнего выступления обсуждаются результаты публичной защиты.) Учитель: А теперь, после того как работа над проектом подошла к своему  товарищей по схеме: логическому завершению, я попрошу вас оценить свою работу в группе по очень  простой схеме, прописанной в карточке: ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ Все позиции прочти, как ты вел себя реши, и в выбранной строке свою фамилию впиши. ВЫБОР ПОЗИЦИИ Тихо сидел, как работают, смотрел. ПОЗИЦИИ Команде помогал, знания добывал. Не все получалось, работа прерывалась. Лидером был, вспоминал что подзабыл. Работу распределял, новое узнавал. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель: насколько хорошо вы изучили свой материал, и познакомились с  результатами работы ваших товарищей, покажет проверочная работа, которую вы  проверите по эталону и сами себя оцените.  Вам предлагается копилка признаков: 1)кораблестроение  2)земледелие 3)царь 4)конница  5)алфавит 6)вера в богов 7)  умение читать  8)законы о рабах 9) колонии 10) железо 11)жрецы  12)ростовщики Задание: 1) расселите признаки на две группы: Общее Отличия 2) расселите признаки на 3 группы: Финикия Вавилон Ассирия Эталон для самопроверки: 1) расселите признаки на две группы: Общее 2, 3, 6, 7, 11 2) расселите признаки на 3 группы: Финикия 1,5,9 Вавилон 8,12 Отличия 1, 4, 5, 8, 9, 10, 12 Ассирия 4,10 8. Включение в систему знаний и повторение. Учитель: Итак, перед вами паспорта 4 государств Древнего Востока. Давайте  попробуем вывести закономерности. Я начну предложение, а вы его завершите. ЕСЛИ государство расположено вдоль реки,  ТО (главным занятием будет  земледелие). ЕСЛИ государство расположено на побережье моря, ТО (важную роль в жизни людей будет играть кораблестроение и торговля). ЕСЛИ строение общества можно представить в виде пирамиды, ТО (во главе  находится один человек). ЕСЛИ среди главных богов есть бог или богиня земледелия, ТО (это речная  цивилизация). И в завершении давайте продолжим нашу копилку благодарностей. Напишите на  пустых карточках, за что вы можете сказать «спасибо» одному из изученных нами  государств. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 1. Сегодня на уроке я узнал(а)  ____________________________________________ 2. Сегодня на уроке я научился(лась)  ____________________________________ 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________ 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________ 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________ 6. Осталось непонятным  _________________________________________________ Учащимся предлагается оценить себя,  используя Форму самооценивания умений  осмысливать информацию и структурировать ее в формате паспорта (Модель  ЭИЗ). ДЗ. Прочитайте дома параграф посвященный тому государству, про которое вы  узнали меньше всего. Приложение 1. Паспорт Древнего Египта Элемент мира Древний Египет Имя признака Значение признака Фараон Земледелие, скотоводство,  ремесло, каменное строительство фараон вельможи, жрецы чиновники, войны крестьяне, ремесленники рабы Объединение Египта, Построена пирамида Хеопса Военные походы фараона Тутмоса, Амон­ра – бог солнца Апоп­ бог тьмы Геб – бог земли Нут – богиня неба Маат – богиня правды Осирис – бог возрождения Глава государства Занятия Строение общества События: 3000 лет до н.э. 2600 лет до н.э  1500лет до н.э  Главные боги  Достижения  (Благодарность  потомков) Приложение 2. Форма самооценивания умений осмысливать информацию и структурировать ее в формате паспорта (Модель  ЭИЗ). Средние классы.  Инструкции: Подумайте о том, как вы создаете информационные  модели и умеете работать с признаками. Критерий Определение важной  информации Работа с признаками Определение значения  признака Умение сравнивать  информацию из разных  4 Я могу выделить важное в  понятиях и взаимосвязях в тексте и использовать это  ценное знание при  описании заданного  элемента мира (объекта).  Я умею задавать вопросы,  с помощью которых  можно получить  информацию о признаках  изучаемого элемента  мира, у меня хорошо  получается  трансформировать эти  вопросы в назывные слова  (предложения) Я без труда нахожу в  текстах и других  информационных  источниках значения  указанных признаков.  Представляю эти значения в точных, лаконичных  предложениях, понятиях,  знаках и т.д. Я без труда сравниваю  информацию однородного 3 Я вижу разницу между  главными понятиями и  взаимосвязями и  второстепенными  понятиями и связями,   представленными в  тексте.  Я умею задавать вопросы,  с помощью которых  можно получить  информацию о признаках  изучаемого элемента  мира, но у меня не всегда  получается  трансформировать эти  вопросы в назывные слова  (предложения) Я без труда нахожу в  текстах и других  информационных  источниках значения  указанных признаков. Но,  если значение признака  представлено объемно,   испытываю трудности в  сжатии материала.  Я без  особого труда  сравниваю информацию  2 1 Обычно я могу  определить разницу между важными и  второстепенными  понятиями в тексте.  У меня возникают  трудности при  формулировке вопросов,  имеющих отношение к  важной информации.  Трансформацию вопросов  в назывные слова или  предложения я иногда  осуществляю с помощью  учителя. Часто при чтении текста,  я путаюсь в определении  главных аспектов и  второстепенных деталей.  Обычно, составляя  вопросы по тексту, я не  задумываюсь, имеют они  отношения к признакам  изучаемого элемента мира или нет. Назывные  предложения  формулировать не умею. Я без особых затруднений  нахожу в текстах  имена  признаков. Но, часто  допускаю ошибки при  переносе информации в  формат паспорта. Я испытываю затруднения  в поиске  имен признаков  в текстах. Часто допускаю ошибки при переносе  информации в формат  паспорта. Я испытываю затруднения при сравнении  Сравнение информации из  разных источников источников Умение на основе  полученной информации  делать умозаключения. содержания,  представленную в форме  паспорта. Умею  определять  незначительные и  существенные сходства и  различия однотипных  признаков разных  элементов мира. Я могу устанавливать  причинно­следственные  связи, анализировать и  обобщать информацию,   делать обоснованные  выводы. На основе  проведенного исследования  я могу  предложить  важную  идею, которую стоит  обдумать. однородного содержания,  представленную в форме  паспорта. Умею  определять существенные  сходства и различия  однотипных признаков  разных элементов мира. информации  представленной в форме  паспорта. С трудом  нахожу  существенные  сходства и различия  однотипных признаков  разных элементов мира. осуществляю только с  помощью учителя. Мне сложно  устанавливать причинно­ следственные связи и  делать обоснованные  выводы. На основе  проведенного исследования  я могу  предложить  важную  идею, которую стоит  обдумать. С помощью учителя я  могу установить  причинно­следственные  связи и сделать  определенные выводы. С помощью учителя я  могу сделать  определенные выводы.

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"

Урок - исследование "Богатство мира Древнего Востока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017