Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
13.03.2018
Урок литературы в 10 классе по произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского посвящен исследованию типа "маленького человека", так глубоко изображенного русскими писателями - реалистами. Сценарий рассчитан на 2 урока и предполагает использование технологии развития критического мышления.
урок-исследование по литературе в 10-м классе Маленький человек» тип или личность.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44
УРОКИССЛЕДОВАНИЕ (2 часа)
Тема исследования: «Маленький человек»: тип или личность?
Уроки литературы в 10 классе
по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского.
Урок составлен учителем русского языка и литературы
Коваленко Г.А.
1 УРОКИССЛЕДОВАНИЕ (2 часа)
СЛАЙД 1. Тема исследования: «Маленький человек»: тип или личность?
(уроки литературы в 10 классе
по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского )
СЛАЙД 2
Сочинение моё гораздо важнее и
значительнее, чем можно предполагать по
его началу... Я могу умереть с голода, но не
выдам безрассудного, необдуманного
творения...
Н.В.Гоголь
СЛАЙД 3 Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели
ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что
потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо
хочу быть человеком…
Ф. М. Достоевский.
СЛАЙД 9
Цели уроков:
совершенствовать литературные умения старшеклассников;
отрабатывать навыки анализа художественного текста;
развивать исследовательскую культуру девятиклассников;
воспитать уважение к человеческой личности;
привить читательский интерес к творчеству писателей.
Задачи уроков:
организовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа;
выделить общие и разные черты в изображении “маленького человека” в
произведениях Пушкина, Гоголя и Достоевского;
совершенствовать видение взаимосвязи образной системы и жанровых особенностей
произведения;
обеспечить выполнение групповых частичнопоисковых заданий на основе
сопоставления разных художественных текстов.
ХОД 1 –го УРОКА.
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
Тема “маленького человека” была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ
века. Докажите или оспорьте данный тезис.
СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7
3. Работа по приему ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
(Выясняется, что учащиеся знают по теме, что хотят узнать, затем работают с текстом в
течение 3 минут и таблица заполняется в графе «Узнали». После обсуждения заполняется
графа «Хочу узнать 2»
«Знаем – хотим узнать – узнали» (приложение 2)
2 Знаю
Хочу узнать
Узнал
Хочу узнать
(новые вопросы)
Узнал
(новые
источники
информации)
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ по приему «ЗХУ» (приложение 3)
Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе того
времени. Предшественником этих трех писателей в изображении «маленьких людей» можно
считать Пушкина. Его Самсон Вырин в повести «Станционный смотритель» как раз
представляет собой мелкое чиновничество того времени. Затем эта тема была гениально
продолжена Н. В. Гоголем в «Шинели», где показан ставший классическим тип «маленького
человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Прямым продолжением этого характера
становится Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф.М.Достоевского
Пушкин величайший писатель девятнадцатого века, если и не основавший, то значительно
развивший такое направление в русской литературе, как реализм. Интересно вообще
проследить влияние Пушкина на других писателей.
1. Пушкин и Гоголь.
Пушкин один из первых дал положительную оценку книге Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе
близ Диканьки». Он писал в письме Воейкову: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они
изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без
чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в
нашей литературе, что я доселе не образумился. … Поздравляю публику с истинно веселою
книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».
В мае 1831 года Гоголь знакомится с Пушкиным на вечере у Плетнева. По свидетельству
самого Гоголя, именно Пушкин впервые определил своеобразие его таланта: «Обо мне много
толковали, разбирая коекакие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его
слышал один только Пушкин. Он мне говорил, что еще ни у одного писателя не было этого
дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого
человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользала от глаз, мелькнула бы крупно в глаза
всем».
Именно Пушкин рассказал Гоголю историю, произошедшую с ним в одном из уездных
городов, которая легла впоследствии в основу комедии «Ревизор».
2. Пушкин и Достоевский.
Достоевский с малых лет полюбил тврорчество Пушкина и знал чуть ли не всего наизусть,
благодаря тому, что в семье Достоевских по вечерам устраивались семейные чтения и мама
Достоевского очень любила творчество Пушкина.
3. Достоевский и Гоголь.
Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из
гоголевской «Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением
Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь
явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека»,
углубился в его внутренний мир.
Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против
равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек
имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное
воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в «Бедных людях»:
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и
говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
3 Слайд 8: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в
подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши
братья!
В. Г. Белинский.
4.
Заполнение кластера «Маленький человек» (приложение 4)
(Выходит один представитель из каждой группы и заполняет гроздь кластера именем
героя, автором и названием произведения)
«Маленькие люди»
А.С.Пушкин,
повесть
Станционный
смотритель»,
Самсон Вырин
Ф.М.Достоевс
кий, роман
«Бедные
люди», Макар
Девушкин
Н.В.Гоголь, повесть
«Шинель», Акакий
Акакиевич
Башмачкин
5. Актуализация темы исследования:
изображение «маленького человека» в творчестве трех писателей.
Итак, перед нами стоит задача: определить общее и найти разницу в изображении
«маленького человека» в творчестве трех разныз писателей.
Слово учителя:
* В каких социальных условиях находятся главные герои рассматриваемых произведений?
* Их образование.
* Материальное положение.
* Занимаемая должность, чин.
(Возможно использование приема «Кластер»)
Так, в произведениях всех трех писателей «маленькие люди» находятся в одинаковых
социальных условиях, имеют примерно одинаковое образование и материальное положение.
Почти все они — мелкие чиновники, а именно — титулярные советники (самый низший чин
14ступенчатой служебной лестницы). Таким образом, можно предположить, что они будут
иметь и практически одинаковую психологию и желания. Верно ли это? Для того чтобы
ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть, как каждый писатель представляет себе
характер и психологию «маленького человека»
Для сравнения используем таких героев, как Самсон Вырин («Станционный смотритель»
А.С.Пушкина), Акакий Акакиевич («Шинель» Гоголя), Макар Девушкин («Бедные люди»
Достоевского). Мы должны рассмотреть, как каждый писатель представляет себе характер и
психологию «маленького человека» в отдельности.
6. Целеполагание.
Каждый автор, безусловно, вносит свое видение в черты известного литературного типа.
Какие вопросы вы бы подняли сегодня на уроке, чтобы лучше исследовать тему урока?
1) В чем смысл заглавия рассматриваемых произведений?
2) Что нового внес в тему каждый из писателей?
3) Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образах главных героев?
отдельности.
в
4 4) Как особенности жанра передают идейное содержание?
Вы верно определили наш путь работы над проблемой. Это наши задачи.
Для эффективной работы разобьемся на группы. Вам дается 25 минут, чтобы выполнить
задание и обсудить итоги наблюдений на следующем уроке.
(Класс разбивается для коллективного решения проблем на группы. )
6. Самостоятельная работа в группах по направлениям:
1 группа: смысл названия произведений;
2 группа: фабула рассматриваемых произведений. Главные герои произведений, условия их
существования, время года происходящих событий.
3 группа: форма повествования, особенности жанра и идейное содержание;
4 группа – аналитическая:
Что нового внесли в тему последователи Пушкина?
Какие черты характерны для «маленького человека»?
УРОК 2
I.
Коллективный диалог
Фабула рассматриваемых произведений. Главные герои произведений, условия их
1. Смысл названия произведений.
Вдумайтесь в смысл заглавий произведений и сопоставьте их.
(работа 1й группы)
( Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение главного героя.
“Шинель” предмет поклонения Башмачкина, обретения смысла существования, способ
самоутверждения.)
Почему название романа Достоевского формулируется во множественном числе?
( Автор назвал произведение “Бедные люди”, чтобы показать типичность судеб героев.
Писатель рисует в романе серию “двойников” Макара, поэтому так велика образная система
произведения.)
На какое слово в заглавии падает логическое ударение?
( Достоевский делает акцент на слове “люди”, показывая не только нищету персонажей, но и
их мечты, планы на изменение жизни, заботу о ближнем, чувство достоинства.)
2.
существования.
(работа 1 группы)
1) Самсон Вырин из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Никто не считает нужным с ним считаться, Вырин "сущий мученик четырнадцатого класса,
ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда..." Дуня единственное, что
спасает его от многочисленных конфликтов ("бывало, барин, какой бы сердитый не был, при
ней утихает и милостиво со мною разговаривает", говорит Вырин), но она бросает отца при
первом же удобном случае, потому что собственное счастье дороже, при его появлении в
Петербурге, в доме Минского, падает в обморок, что, впрочем, легко объясняется её страхом,
но приезжает к отцу, на станцию, лишь через много лет. Сцена плача Дуни на могиле Вырина
это символическое единение её с отцом, возвращение к нему. До этого же Вырин остаётся
"маленьким", лишним человеком.
2)
А) Акакий Акакиевич Башмачкин из расказа Н.В.Гоголя «Шинель».
Бедный чиновник принимает важное решение и заказывает шинель. Пока ее шьют, она
превращается в его мечту. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают
грабители на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.
У Гоголя «маленький человек» целиком ограничен своим социальным статусом, и ограничен
им духовно. Вот душевные стремления Акакия Акакиевича — жизньспокойствие, никаких
перемен. Его родные — это буквыфавориты, его «любимая» — это шинель. Он не заботится
5 сахаре,
сапогах.
себе
не
только в
но и в
о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства
в человеке. Макар Девушкин у Достоевского только и думает о том, как бы окружающие его
люди не заподозрили его в том, что он не уважает себя, и это проявляется и внешне:
знаменитый чай с сахаром для него способ самоутверждения. Тогда как Акакий Акакиевич
отказывает
У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости
обладания шинелью. Только одно чувство в нем огромно — это страх. В этом, по Гоголю,
повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения
и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий «значительного
лица». Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем более что само распекание с
его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями.
Б) Петербург в повести «Шинель».
Найдите строчки из текста, характеризующие город.
Что говорится о климате Петербурга? Как взаимосвязаны темы холода в природе и в
отношениях людей?
(Гибель героя посреди мрака и бесконечной зимы соотносится с мраком безумия,
окружавшим его всю жизнь.)
3)
А) Макар Девушкин из романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди».
Герой романа, Макар Девушкин жалкий чиновникпереписчик, живущий в "нумере
сверхштатном", а попросту в комнате, отделённой перегородкой от кухни. Девушкин жалок,
с ним никто не хочет считаться, поэтому "почти после каждого слова Девушкин оглядывается
на своего отсутствующего собеседника, боится, чтоб не подумали, что он жалуется, старается
заранее разрушить то впечатление, которое произведёт его сообщение о том, что он живёт в
кухне. Девушкин чувствует свою низость и время от времени произносит оправдательные
монологи: "Я никому не в тягость! У меня кусок хлеба есть свой, правда, простой кусок
хлеба, подчас даже чёрствый, но он есть, трудами добытый, законно и безукоризненно
употребляемый. Ну, что же делать! Я ведь и сам знаю, что я немного делаю тем, что
переписываю; да всётаки я этим горжусь: я работаю, я пот проливаю. Ну что ж тут в самом
деле такого, что переписываю! Что, грех переписывать, что ли?"
Несомненно, Девушкин "маленький человек".
Б) Описание очередного жилища Макара Алексеевича Девушкина:
«Ну, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! ...Вообразите,
примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую руку его будет
глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, все так простираются. Ну, вот и
нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по
трое.
ковчег»
Петербургская трущоба преображается у Достоевского в миниатюру и символ
общепетербургского и шире — общечеловеческого — общежития. Ведь в трущобековчеге
представлены едва ли не все и всякие «разряды», национальности и специальности столичного
народонаселения — окна в Европу: «Чиновник один есть (он гдето по литературной части),
человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе, и о разных у них там сочинениях говорит,
обо всем говорит — умный человек! Два офицера живут и все в карты играют. Мичман
живет; англичанинучитель живет. ...Хозяйка наша — очень маленькая и нечистая старушонка
— целый день в туфлях да в шлафроке и целый день все кричит на Терезу».
спрашивайте
—
не
Порядку
Ноев
3. ОБОБЩЕНИЕ по 2у вопросу. Аналитическая работа.
Закончить предложение (записи в тетрадях):
Пейзаж в произведениях писателей используется для …
(создания колорита; выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события;
служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих
6 лиц. С помощью пейзажа авторы более ярко и достоверно отражают состояние
безысходности, одиночества «маленького человека» в большом бездушном городе.)
3. Форма повествования, особенности жанра и идейное содержание произведений.
(работа 3й группы)
Проанализируйте форму повествования в “Станционном смотрителе”, “Шинели”и в
«Бедных людях». Слышим ли мы в этих произведениях речь “маленьких людей”?
люди»
и
ранимы,
наиболее
«Маленькие
В “Шинели” повествование доверено автору, в “Станционном смотрителе” о событиях
говорит рассказчик, В “Шинели” мы не просто не слышим монологов героя автор открыто
утверждает: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами,
наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения.
Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать
фразы…” В “Станционном смотрителе” поведать о своих злоключениях доверено герою, но
читатель узнаёт эту историю от рассказчика. Из уст Вырина звучат воспоминания о Дуне.
Достоевский показывает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон
Вырин и Акакий Акакиевич. Глубина изображения достигается, вопервых, иными
художественными средствами. «Бедные люди» — роман в письмах, в отличие от гоголевского
и пушкинского повествования. Достоевский не случайно выбирает этот жанр, т.к. главная
цель писателя — передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя.
Достоевский предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к
мысли о том, что «маленькие люди» — не только личности в полном смысле этого слова, но
их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в
обществе.
для них страшно то, что все остальные не увидят в них духовно богатую натуру. Огромную
роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся (чувствуют ли
они себя личностями), заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных
глазах.
Вспомните, как называется форма повествования, использованная Ф.М.Достоевским в
романе «Бедные люди»? (Эпистолярная)
II. Слово учителя.
Идейный спор Гоголя и Достоевского в изображении «маленького человека».
Итак, если у Достоевского «маленький человек» живет мыслью и идеей осознания и
утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, все по
другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем выявить главный спор его с Гоголем.
Достоевский считал, что гениальность Гоголя в том, что он целенаправленно отстоял право
изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. Гоголь
изображает «маленького человека» в том же круге социальных проблем, что и Достоевский,
но рассказы Гоголя написаны раньше, естественно, что и выводы были другие, что побудило
Достоевского полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление человека
забитого, жалкого, недалекого. У Достоевского личность в «маленьком человеке», его
амбиции много больше внешне ограничивающего его социального и материального
положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя
много больше, чем у людей с положением.
Сам Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делая
ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читатель романа должен был не просто
проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком
«не хуже других» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше
всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи
романа.
Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всего
7 дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что
более всего боится утратить?
Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном
смысле смерть. Возрождение их — воскресение из мертвых. Эту восходящую к Евангелию
метаморфозу переживает Макар Девушкин в страшной для него сцене с «его
превосходительством», о кульминации которой он так рассказывает Вареньке: «Тут уж я
чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация
потеряна, весь человек пропал».
Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его «маленького человека» всем и
всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, которую
разделяет с тысячами подобных ему мелких чиновников, и не оттого, что его природа, как
считали адепты антропологического принципа, однородна с природой иных людей, а потому,
что и он, как миллионы людей, — создание Божие, следовательно, явление изначально
самоценное и неповторимое. И в этом смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из
виду нравоописателями натуральной школы, — автор «Бедных людей» рассмотрел и
убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен
был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого
писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью. Совершенное в
«Бедных людях» творческое открытие маленького человека могло состояться потому, что
Достоевскийхудожник был неразделен с Достоевскимхристианином.
При желании можно провести такую аналогию: Макар Девушкин отказывается от внешних
благ для себя только ради своей любимой, а Акакий Акакиевич отказывает себе во всем ради
покупки шинели (как бы своей возлюбленной). Но это сравнение несколько туманно, и эта
проблема, безусловно, не является главной. Наиболее важна другая деталь: и Достоевский и
Гоголь изображают жизнь своих героев и смерть. Как умирают и от чего умирают и тот и
другой? Конечно, Макар Достоевского не умирает, но он переживает духовную смерть в
кабинете генерала, иногда он видит себя в зеркало и сам осознает свою ничтожность. Это для
него конец. Но когда генерал пожимает ему руку, ему, «пьянице», как он себя называет, он
возрождается. В нем увидели и признали то, о чем он мечтал. И не сто рублей, подаренные
генералом, делают его счастливым, а рукопожатие; этим жестом генерал «поднимает» его на
свой уровень, признает человеком. Итак, для Макара Девушкина смерть — это утрата
человеческого достоинства. Гоголь же говорит как бы о том, что нельзя утратить то, чего нет,
задеть то, чего нет. У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и
сводятся к радости обладания шинелью. Только одно чувство в нем огромно — это страх. В
этом, по Гоголю, повинна система социального устройства, и его «маленький человек»
умирает не от унижения и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от
распеканий «значительного лица». Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем
более что само распекание с его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями.
III. Работа 4 группы – аналитическая:
Что нового внесли в тему последователи Пушкина?
Какие черты характерны для «маленького человека»?
1) Особенность Гоголя в изображении «маленького человека».
Гоголь говорит о том, что нельзя утратить то, чего нет, задеть то, чего нет. У Акакия
Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания
шинелью. Только одно чувство в нем огромно — это страх. В этом, по Гоголю, повинна
система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и
оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий «значительного
лица». Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем более что само распекание с
8 было
жестом
самоутверждения
15
стороны
перед друзьями.
его
СЛАЙД 13
2) Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека».
Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его
внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого
обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди» это был первый роман
в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. В романе «Бедные люди»
Достоевский стремился показать, что человек по своей природе есть существо самоценное и
свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке
сознание своей собственной ценности.
СЛАЙД
3) Черты «маленького человека» (всему классу сделать записи в тетрадях):
1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение.
2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок.
3. Неразвитость личности.
4. Острота жизненных переживаний.
5. Осознание себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на
жизнь.
СЛАЙД 14
IV. Демонстрация слайдов 11, 12 с цитатами Бахтина, Виноградова, Достоевского о
новаторстве стиля “Бедных людей”:
“Незрелая” манера Достоевского новаторский прием, попытка говорить на “косноязычном
языке” “маленького человека” и утвердить его достоинства.
“В гоголевском мире автор “Бедных людей” произвел “коперниковский переворот”, сделав
предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность
второго порядка”
М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
“Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными
вибрациями”.
В. В. Виноградов.
IV. Подведение итогов урока.
1) Слово учителя:
Для бедного человека основа жизни это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди»
знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически
невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни
от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против
несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает,
он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается
скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты.
Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет
чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького
человека»
Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую
«Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится
же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где всято жизнь твоя,
как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик,
маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об
общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые
основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях
по
9 Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную
погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим
горем.
Девушкин читает "Шинель" и в Акакии Акакиевиче видит самого себя. Не принимаемый
сослуживцами, отторгнутый, лишний человек, мелкий чиновник Акакий Акакиевич создаёт
воображаемый мир, где оживают буквы, среди которых, как и среди чиновников,
выстраивается собственная строгая иерархия; это идея, носителем которой является Акакий
Акакиевич, идея, проходящая, по сути, через всю повесть. Как и Девушкин, герой Гоголя
переписчик, одно это совпадение уже говорит о большом влиянии "Шинели" на "Бедных
людей". Общность Вырина, Акакия Акакиевича и Девушкина кажется очевидной все мелкие
чиновники, незаметные, но со своими идеями. Влияние Пушкина в "Бедных людях"
оказывается вторично Гоголь пишет с оглядкой на Пушкина, а Достоевский с оглядкой в
первую очередь на Гоголя.
Все три писателя поразному относятся к своим героям, они имеют разную авторскую
позицию, приемы и способы выражения, которые мы попытались разобрать выше.
У Пушкина не просматривается какаято определенная линия в изображении психологии
«маленьких людей», его идея проста — мы обязаны их пожалеть и понять. Гоголь также
призывает полюбить и пожалеть «маленького человека», каков он есть. Достоевский —
увидеть в нем личность. Они в сущности лишь страницы одной большой темы в литературе —
изображение «маленького человека». Прекрасными мастерами этого изображения и явились
Пушкин, Гоголь и Достоевский.
2) Подведение итогов урока.
А) Итак, «маленький человек»: тип или личность? Сможете ли вы сейчас дать однозначный
ответ?
(Ответы учащихся)
Б)Прием «Ромашка»
(Отрываются лепестки ромашки, на обороте которых учащиеся читают начало предложений и
сразу дают ответ:
знаю, что…
знаю, как…
знаю, зачем…)
3) СИНКВЕЙН.
Учащимся предлагается на листочках написать синквейн по трем рассмотренным
произведениям.
(приложение 5)
V. Домашнее задание. СЛАЙД 16
Проанализировать другие произведения рассмотренных авторов и расширить кластер
«Маленький человек» в литературе ХIХ века.
Написать сочинение миниатюру на тему « Актуальность темы «маленького человека» в
современном мире».
Использованная литература:
1. Пушкин А. С Драматические произведения. Проза. /Вступит. статья Г. Волкова. М. ,
Худож. лит, 1982, с. 217 226.
2. Гоголь Н. В. Петербургские повести. Послесл. С. Бочарова М. , “Сов. Россия”, 1978,
с. 133 170.
3. Б.М.Гаспаров, "Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного
языка", Спб, "Академический проект", 1999.
4. Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2х томах, том 1. М. , Правда, 1990, с. 456 488
5. Достоевский Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Униженные и оскорбленные/ Прим. Н.
Будановой, Е. Семенова, Г. Фриндлера. М. , Правда, 1987, с. 3 114.
10 6. Бахтин Н. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1979
7. Русские писатели. Библиографич. слов. [в 2 ч]. ч. 1 АЛ/ ред. кол. : Б. Ф. Егоров и др.
под ред. П. А. Николаева. М. : Просвещение, 1990, с. 268 270
8. Аникин А. А. Тема “маленького человека” в русской классике//в кн. : Петренко Л. П. ,
Аникин А. А, Галкин А. Б. Темы русской классики. Учебное пособие М. : Прометей,
2000, с. 96 120
9. Якушин Н. Великий русский писатель. // в кн. : Ф. Н. Достоевский. Изб. сочинения/
ред. кол. : Г. Беленький, П. Николаев; М. , Худож. лит. , 1990, с. 3 23
10. Литература: Справ. шк. /Науч. разработка и сост. Н. Г. Быковой М. , Филолог
общество “Слово”, 1995, с. 38 42
11. Ю.М.Лотман, "Пушкин", Спб., "ИскусствоСпб", 1995
12. Д.С.Мережковский, "Пророк русской революции", в кн. "Бесы": Антология русской
критики", М., "Согласие", 1996.
Кутузов А. Г. , Киселев А. К. , Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл. : Метод.
Пособие/ Под. ред. А. Г. Кутузова. 2 изд. , стереотип. М. : Дрофа, 2001, с. 90 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Прием «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой.
В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие
достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту
информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую
систему пометок.
ИНСЕРТ
« V » уже знал
I interactive самоактивизирующая
« + » новое
N noting системная разметка
« » думал иначе
S system для эффективного
E effective чтения и размышления « ? » не понял, есть
R reading and вопросы
T thinking
При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:
1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» , «v», «»,
«?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните,
что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может
увеличиться.
После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу
ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.
Таблица 1
ИНСЕРТ
V
+
?
После заполнения таблицы, информация представленная в ней может стать предметом
обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не
были занесены в нее первоначально.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
11 Прием ЗХУ
Данный прием был разработан Донной Огл и может использоваться как во время чтения
лекций, так и при самостоятельной работе ученика. Чаще всего его используют, когда
преподаватель ориентирует на выполнение самостоятельной работы. Данная работа
представляется в виде таблицы.
«Знаем – хотим узнать – узнали»
Знаю (что мы знаем)
Хочу узнать (что мы хотим
узнать)
Узнал (что мы узнали и что
нам осталось узнать)
Категории информации (категории
информации, которыми мы намерены
пользоваться)
Источники информации (источники, из
которых мы намерены получить
информацию)
Для эффективного использования данного приема необходимо помнить некоторые
рекомендации автора:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в
первой графе таблицы.
Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной
информацией, выделите категории информации.
Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.
Познакомьтесь с текстом (фильмом, послушайте рассказ преподавателя).
Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью
графу таблицы.
Посмотрите, нельзя ли расширить список «категорий информации», включите в
него новые категории (после работы с новой информацией), запишите это.
Поработайте с третьей частью таблицы. В ней столько граф, сколько категорий
информации вы выделили. Запишите новую и интересную информации,
которую вы получили на занятии.
Если текст не дал Вам исчерпывающей информации и возникли новые вопросы таблица
может выглядеть так:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Хочу узнать
(новые вопросы)
Узнал
(новые
источники
информации)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ по приему «ИНСЕРТ» и «ЗХУ»
Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе того
времени. Предшественником этих трех писателей в изображении «маленьких людей» можно
считать Пушкина. Его Самсон Вырин в повести «Станционный смотритель» как раз
представляет собой мелкое чиновничество того времени. Затем эта тема была гениально
продолжена Н. В. Гоголем в «Шинели», где показан ставший классическим тип «маленького
человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Прямым продолжением этого характера
становится Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф.М.Достоевского
12 Пушкин величайший писатель девятнадцатого века, если и не основавший, то значительно
развивший такое направление в русской литературе, как реализм. Интересно вообще
проследить влияние Пушкина на других писателей.
1. Пушкин и Гоголь.
Пушкин один из первых дал положительную оценку книге Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе
близ Диканьки». Он писал в письме Воейкову: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они
изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без
чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в
нашей литературе, что я доселе не образумился. … Поздравляю публику с истинно веселою
книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».
В мае 1831 года Гоголь знакомится с Пушкиным на вечере у Плетнева. По свидетельству
самого Гоголя, именно Пушкин впервые определил своеобразие его таланта: «Обо мне много
толковали, разбирая коекакие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его
слышал один только Пушкин. Он мне говорил, что еще ни у одного писателя не было этого
дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого
человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользала от глаз, мелькнула бы крупно в глаза
всем».
Именно Пушкин рассказал Гоголю историю, произошедшую с ним в одном из уездных
городов, которая легла впоследствии в основу комедии «Ревизор».
2. Пушкин и Достоевский.
Достоевский с малых лет полюбил тврорчество Пушкина и знал чуть ли не всего наизусть,
благодаря тому, что в семье Достоевских по вечерам устраивались семейные чтения и мама
Достоевского очень любила творчество Пушкина.
3. Достоевский и Гоголь.
Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из
гоголевской «Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением
Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь
явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека»,
углубился в его внутренний мир.
Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против
равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек
имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное
воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в «Бедных людях»:
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и
говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Прием «Представление информации в кластерах». Кластеры (блоки идей) или гроздья
это графический способ организации учебного материала. Кластеры могут выглядеть
следующим образом:
Основные
причины
возникновения
Теоретические
основы
Альтернатив
ное
образование
13 Типы
альтернативных
школ
Основные черты
альтернативного
образования
Кластеры могут быть использованы на занятиях для систематизации учебной информации,
выделения ее смысловых блоков. Кластеры могут составляться как в начале занятия для
актуализации знаний и затем дополняться в ходе рассмотрения темы, так и стать результатом
самостоятельной работы ученика по изучаемому материалу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
14 ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Слайды
15
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Урок-исследование «Маленький человек»: тип или личность?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.