Урок-исследование по русскому языку на тему "Непроизносимые согласные звуки". Образовательная система «Гармония», 2-й класс.
Оценка 4.7

Урок-исследование по русскому языку на тему "Непроизносимые согласные звуки". Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
12.01.2017
Урок-исследование по русскому языку   на тему "Непроизносимые согласные звуки".      Образовательная система «Гармония», 2-й класс.
Урок-исследование по русскому языку на тему "Непроизносимые согласные звуки". Образовательная система «Гармония», 2-й класс. Задачи: 1. Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами сочетаний [сн], [сʼнʼ]; 2. Помочь осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков; 3. Научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней; 4. Помочь запомнить непроверяемые написания.
конспект урока русского языка во 2 классе УМК Гармония Непроизносимые согласные.docx
Урок­исследование на тему "Непроизносимые согласные звуки". 2­й класс Задачи: 1. Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при  ʼ ʼ обозначении буквами сочетаний  [сн], [с н ]; 2.  Помочь  осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё  одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков; 3.  Научить решению новой орфографической задачи с помощью известных  способов проверки корней; 4.  Помочь  запомнить непроверяемые написания. Ход урока I. Организационный момент. Мотивация.(тетради оформить заранее) Фонетическая зарядка . А. Б! В? Г, д, е, ё… ж! З? И. Й? К. Л! М?! Н, о, п, р, с! Т. У? Ф! Х… Ц? Ч!  Ш, щ, ъ, ы, ь? Э! Ю. Я? 1. Вступительное слово учителя. – На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Для этого мы  исследуем различные единицы речи. Сегодня ОБЪЕКТОМ нашего исследования будет слово. А в слове мы исследуем звуки и буквы. 2. Работа над понятийным аппаратом. Для исследования потребуется вспомнить такие понятия:  Орфограмма – «опасное» место при письме.  Орфографическая задача – выбор правильной буквы  Орфографическое правило – порядок действий, который нужно  выполнить для решения орфографической задачи.  Применение правила – выполнение действий по порядку. ВЫВОД: применение правила – способ решения орфографической  задачи. II. Постановка новой учебной задачи. Актуализация знаний. 1. – Какие главные орфограммы вы знаете? – Почему мы не доверяем безударным гласным и парным согласным по  глухости­звонкости? (На их месте можно написать разные буквы) 2. Работа над стихотворением.  – Послушайте строки, и друг под другом запишите рифмующиеся слова (вместе со словами­помощниками), на месте всех орфограмм оставляйте «окошки». Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. В прят.к. В т.тра.к. ­  Как докажете, что во всех показанных  «окошками» местах есть  орфограммы? (На месте этих звуков можно написать разные буквы) – Какой одинаковый согласный звук слышим в середине каждого слова? ( [т] ) – Какими буквами этот звук можно обозначить? (д,т) – Какой безударный гласный звук слышится на конце обоих слов? [и] – Какие буквы чаще всего «спорят» за него при письме? (е,и) – Какие из орфографических задач в этих словах вы можете решить? (парный  согласный перед другим парным в корне слова) Как? (подобрать проверочное  слово: прятки – пряточки; тетрадки – тетради) Алгоритм – схема  на доске. – Почему на месте последних букв «окошки» остались? (Орфограмма за  корнем. Учитель закрывает «окошки» сам) ­ Какое  ещё «окошко» мы не закрыли? (в слове тетрадки) Как быть с этим  гласным? ( посмотреть в словаре) ( Это слово словарное, на месте безударного гласного пишем букву е) 2. Повторное чтение стихотворения.  Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. – Знаете ли вы, о каких буквах в нем говорится? ( Нет ) Цель исследования: узнать, когда согласные играют в прятки. Мы будем наблюдать, всегда ли совпадает произношение слов  с их  написанием. Гипотеза: Допустим, что: 1. Написание совпадает с  произношением (как слышим, так и пишем); 2. Написание не совпадает с произношением. – Наша задача  выяснить, при каких условиях наблюдается несовпадение и  совпадение произношения с написанием; – познакомиться с теми примерами, где представлены условия для игры букв в  «прятки» и доказать истинность или неистинность наших предположений. II. Изучение нового материала. ­ Для этого мы поработаем со стихотворением Матвеевой по упражнению 436  с73. 1. Работа по учебнику. 1. Упражнение № 436.  (Хоровое чтение стихотворения) …Заяц! – молвил гусь. – Отчего ты гру[      ]ый? Откровенно признаюсь: Я ужасно вку[      ]ый! – В слова с «окошками» вставьте значки тех звуков, которые слышите. …Заяц! – молвил гусь. – Отчего ты грустный? Откровенно признаюсь: Я ужасно вкусный – Узнай, как пишутся эти слова, сравни записи и покажи свои наблюдения в  схеме:                                                                  стн                                              [сн]                                                                  сн – Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма?  Объясните ответ. – Прочитайте название темы. (По учебнику: «Буква на месте звука, которого  нет») – Какое из слов, которые вы сравнивали, к ней особенно подходит? (грустный) ­ Проведём опыт по заданию упражнения 437. (задание читает учитель, а дети  хором произносят слова грустный, честный)  – Прочитайте сообщение и решите, как по­другому можно назвать тему?  («Непроизносимые согласные звуки») Работа в тетради по заданию учебника у.437 с.74.  – Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков  [СН] ? (В окружении этих звуков может быть непроизносимый звук) IV. Физкультминутка.  Работа по тетради­задачнику У.438 с.46 ʼ ʼ Продолжим наблюдение за сочетаниями звуков. Вписывание значков звуков  [сн] или [с н ] в слова. ­ Перед нами новая проблема: как узнать, есть ли в слове непроизносимый  согласный звук?  ­ Сначала мы попробуем обнаружить «опасное» сочетание звуков, затем будем учиться узнавать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук. Воспользуемся известными способами проверки корней. Авторы дают нам  подсказку на странице 47 (Т­з) (Чтобы проверить, надо изменить слово по команде вопросов КАКОВ? ЧТО?) Дети по цепочке подбирают проверочные слова и записывают слова  правильно. Работа со словарным словом ЛЕСТНИЦА  Проблема: – Как проверили и написали слово лестница ? (Если лесенка, то не надо писать букву, а если залезть, то надо писать.) Вывод: это слово надо запомнить. – Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет? – И как от этого зависит написание слова? Вывод:  есть непроизносимый согласный звук – нужно писать букву, нет  непроизносимого звука – никакой дополнительной буквы быть не должно. ­ Проверьте наш вывод с выводом, который сделали авторы.(совпадает) Чтение сообщения на с. 74. 5. Проверка гипотезы. – Как вы думаете, верно, ли первое предположение?(Верно) Второе  предположение? (Верно) – Выяснили мы, при каких условиях происходит несовпадение произношения и  написания? ( если в проверочном слове непроизносимый согласный звук  появляется – нужно обозначить его буквой)  IV. Итог урока. – Какую новую тайну русского языка вы узнали? – Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет? – Какие способы проверки корней помогли решить новые орфографические  задачи? – Чем различаются орфограммы? (Парные согласные заменяют друг друга, но  слышатся, а непроизносимые пропадают, не произносятся, их надо поймать). – А если к слову нельзя подобрать проверочное? V. Домашнее задание. Упражнение № 441 – Прочитайте. Все ли понятно? VI. Рефлексия. На столе появляется матрёшка «Чудесница» ­ Как зовут матрёшку? ʼ ­ Какое опасное сочетание звуков есть в имени матрёшки?  ([С Н ]) Достаётся новая матрёшка «[СН],  [С Н ]» ­ Что нового мы узнали об этих сочетаниях?  Матрёшка приготовила вам задание: ʼ ʼ ʼ  Если в слове слышите сочетание [СН],  [С Н ] решайте орфографическую  ʼ ʼ задачу;  Нужна буква непроизносимого согласного звука ставим « +», не нужна –  «­». Работаем на новой строке, через запятую.  Честный, опасный, грустный, ясный, известный, прекрасный, чудесный,  местный, устный. Проверьте работу по образцу (памятка на доске). Оцените свою работу.  (критерии оценки на доске) (+, ­, +, ­, +, ­, ­, +, +.)  Критерии  оценки: Без ошибок – «5» 1­2 ошибки – «4» 3­4 ошибки – «3» 5 и более –  будем работать                               Трясём, внутри раздаётся шум.  ­ Там что­то ещё есть, значит, мы продолжим работу над этой темой на  следующем уроке. А матрешка оставляет нам памятку­подсказку ­ А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно поблагодарите друг друга за  урок. ­ А я хочу вам пожелать: Будьте как солнце, красивыми! Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми! Между собою ЧЕСТНЫМИ! Будьте всегда счастливыми!

Урок-исследование по русскому языку на тему "Непроизносимые согласные звуки". Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку   на тему "Непроизносимые согласные звуки".      Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку на тему "Непроизносимые согласные звуки". Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку   на тему "Непроизносимые согласные звуки".      Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку на тему "Непроизносимые согласные звуки". Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку   на тему "Непроизносимые согласные звуки".      Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку на тему "Непроизносимые согласные звуки". Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку   на тему "Непроизносимые согласные звуки".      Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку на тему "Непроизносимые согласные звуки". Образовательная система «Гармония», 2-й класс.

Урок-исследование по русскому языку   на тему "Непроизносимые согласные звуки".      Образовательная система «Гармония», 2-й класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017