Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
22.02.2017
Задачи урока:
1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро.
2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.
3. Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и измерительного цилиндра.
4. Закрепить навыки решения задач по данной теме.
Урок.doc
Урокисследование по теме «Количество вещества.
Моль. Молярная масса. Молярный объем».
О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)
Задачи урока:
1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число
Авогадро, молярный объем, закон Авогадро.
2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.
3. Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и измерительного
цилиндра.
4. Закрепить навыки решения задач по данной теме.
Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка,
фильтровальная бумага, чашкаПетри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на
магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр».
Вещества: сахаррафинад, вода, вода газированная (минеральная).
I. Поприветствовать класс, объявить тему урока.
II. Объявить задачи урока.
Мотивационный этап урока. Звучит эпиграф.
ХОД УРОКА
Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом
говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из
уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только
наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно.
Из курса физики известно определение физической величины: физическая величина – это
определенная характеристика тела, которая может быть измерена.
вы знаете некоторые физические величины. Назовите их. Каждая величина имеет обозначение и
единицу измерения. Например, время обозначается t, и измеряется в с., мин., час. А с какой новой
величиной мы познакомились на предыдущих уроках? Представим себе, что мы пошли в магазин и
хотим купить конфеты. Какую физическую величину будет использовать продавец, чтобы нам их
взвесить? А что будет делать продавец, если я попрошу у него 1 моль конфет? Он их начнет
считать. И такое число конфет составит 6х1023.
1 III. Экспресс опрос (пока учащиеся отвечают у доски вычисляют М веществ: H2O, СО2,
H2SО4).
Что такое количество вещества? (шуточное стихотворение)
Что такое моль?
Сколько структурных единиц содержится в 1 моле?
Через какие величины можно определить количество вещества?
Что такое Молярная масса, как она обозначается и какие единицы измерения, с чем численно
совпадает?
Масса 3 моль H2O составляет _______________
Масса 20 моль СО 2 составляет ____________
Что такое молярный объем?
Теоретическое исследование (4 ученика решают индивидуальные задачи)
Задача 1.
В стратосфере на высоте 2030 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного
ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны
с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое.
Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над
городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько
молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?
Задача 2.
В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока
она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает
раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Много ли
молекул НС1 оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное
состояние, равна 1 г?
Задача 3.
Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания,
если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?
IV. Практическое исследование.
Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин. Но для работы
возьмем только две величины, определяющие n: это m и N.
Приступаем к работе
Задание №1. Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когданибудь
задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада?
2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?
Чтобы ответить на эти вопросы мы должны провести соответствующие измерения и расчёты
2 Все расчёты вы будите делать в таблице, которая так и называется «Таблица расчётов» (показать и
прокомментировать, отметить, что не все колонки в первом исследовании нужно заполнять, и на
второй вопрос расчеты будут индивидуальны, в зависимости от количества сахара в чае).
Также на каждом столе вы видите Инструкционную карту. В ней отмечены цели работы.
Внимательно их прочитайте, выделите основную цель, и именно по ней вы будете делать вывод.
В чашкахПетри несколько (23) кусочка рафинада. Какое это вещество? (Жидкое, твердое или
газообразное). Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить его. А все кусочки или
один? Прежде чем это проделать, вспомни правила взвешивания (таблица «правила взвешивания»
на доске). Для взвешивания в школьной химической лаборатории используют рычажные весы. С
ними вы знакомились в 7 классе на уроках физики и научились ими пользоваться. Но кто забыл, вам
в помощь Приложение 1. Очень быстро прочитайте и вспомните. После чего приступаем к
взвешиванию одного кусочка рафинада. Все данные заносим в Таблицу расчётов.
(на взвешивание и расчёты 710 мин.)
Задание№2.Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в
отношении сахара к воде 2:1). Но с сахаром мы уже работали, теперь поработаем с водой. В каком
она состоянии? (жидком, твёрдом или газообразном). И поэтому будем определять её объём. Для
этого воспользуемся мерным цилиндром (таблица «определение объёма жидкости» на доске)
Как говорится «Повторенье мать ученья», т. к. пользоваться цилиндром, определять цену
деления, вы знаете из курса физики 7 класса. Но кто забыл, очень быстро и внимательно читаем
Приложение 2. После чего обращаемся к Инструктивной карте, пункт 5.
В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите объём и ответьте на вопрос:
Какое количество моль воды содержится в этом объёме?
Все данные заносим в Таблицу расчётов.
(на измерение и расчёты 57 мин.)
Задание №3. Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчики минеральную воду. Вы
можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили?
Что нужно для этого знать?
Все расчёты делаем в Таблице расчётов.
(на выполнение 10 мин.)
После того, как все расчёты сделаны, вы должны написать вывод по работе.
Вывод:
вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.
Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству
Кто выполнит и это задание, есть дополнительные задачи на карте исследования. (Выполняют их
на листке Таблице расчётов).
Приводят рабочее место в порядок, сдают тетради и таблицы.
3 Приложение 1.
Правила взвешивания.
Не кладите вещества непосредственно на чашку весов, а используйте для этого
Весы должны быть уравновешены, т. е. стрелка должна быть в нулевом положении.
Взвешиваемое вещество помещают на левую чашку весов, а правая предназначена для
1.
2.
разновесов.
3.
фильтровальную бумагу. Обязательно используйте противовес.
Разновесы нельзя брать руками, а специальным пинцетом.
4.
5.
Разновесы нужно ставить на чашку весов по порядку, от большей массы к меньшей.
6.
После того, как будет достигнуто равновесие, посчитайте общую массу гирь и запишите
результаты.
Приложение 2.
Измерение объёма с помощью мерного цилиндра.
Для того чтобы правильно измерить объём жидкости нужно правильно расположить его на
1.
столе. Правильно посмотреть на шкалу.
2.
Вспомните, как правильно определить цену деления:
а) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
б) вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений,
находящихся между ними.
3. Вода у стенок сосуда немного приподнимается (смачивает стенки), а в средней части сосуда
поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направлять на деление, совпадающее с плоской
частью поверхности.
4. Запишите результаты измерения.
Приложение 3.
Название
вещества
Масса
вещества
Молекулярная
Молярная
формула
масса
Объём
вещества
Плотност
ь
вещества
Вычисления
Таблица расчётов.
Вывод:
4 Карта исследования по теме:
«Количество вещества. Моль. Молярная масса».
Цель работы:
1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная
масса, число Авогадро.
2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных
задач.
3. Вспомнить правила определения массы вещества и объёма с помощью весов и
измерительного цилиндра.
4. Закрепить навыки решения задач по данной теме.
Оборудование: Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая
ложка, фильтровальная бумага.
Вещества: Вода, сахар рафинад.
Порядок выполнения работы:
Вспомните правила взвешивания (см. Приложение 1).
1.
В таблице расчетов запишите молекулярную формулу сахара, если известно,
2.
что в состав её молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома
водорода, и одиннадцать атомов кислорода.
3.
4.
таблице и определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем.
5.
количество моль воды содержится в этом объёме.
6.
7.
8.
Вспомните правила определения объёма жидкости (см. Приложение 2).
Посчитайте количество молекул напитка, если известно, что в стакане 150 мл.
Сделайте вывод по работе.
Подсчитайте её молекулярную массу и результат запишите в таблицу.
На весах взвесьте 1 кусочек рафинада, сделайте соответствующие расчёты в
В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите, какое
Сколько стоит 1 моль поваренной соли (хлорида натрия NaCl), если 1кг стоит –
Дополнительные задачи:
1.
8 руб.?
2.
Каково количество углерода, содержащегося в самом крупном в мире алмазе
(аллотропное видоизменение углерода C) Куллинан в 3106 карата, если 1 карат –
0,2грамма?
5 ВАРИАНТ №1
1. Найти массу 3 моль углерода.
2.Сколько моль составляют 6,2 г белого фосфора P4?
3. Найти количество вещества и массу 1,2х1023 молекул водорода.
ВАРИАНТ №2
1. Найти массу 2 моль азота N2.
2. Сколько моль составляют 5,6 г железа?
3. Найти количество вещества и число молекул, составляющих 6,4 г
кислорода.
ВАРИАНТ №3
1. Найти массу 5 моль алюминия.
2. Сколько моль составляют 14,2 г хлора Cl2?
3. Найти число молекул и массу 0,4 моль водорода.
ВАРИАНТ №4
6 1. Найти массу 2 моль серы в парах S4.
2. Сколько моль составляют 5,6 г кремния?
3. Найти количество вещества и массу 2,4х1023 молекул кислорода.
Теоретическое исследование по теме
«Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Задача 1.
В стратосфере на высоте 2030 км находится слой озона О3, защищающий Землю
от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в
атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и
уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя
Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы
стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса
озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?
Задача 2.
В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты
(НС1), и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно
токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не
почувствовали никакого постороннего запаха. Много ли молекул НС1 оказалось в
воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна
1 г?
Задача 3.
Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для
дыхания, если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой
это газ?
7 Учитель читает шуточное стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.)
Расскажу сегодня, что ли,
О зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех –
Просто паника у всех….
Ну а в химии – изволь!
Есть другое слово “моль”
Прост, как небо и трава,
Моль любого вещества.
Но трудна его дорога:
В моле так молекул много!
8
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.