Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»
Оценка 4.7

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
биология
8 кл
12.02.2017
Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»
Урок -исследование в форма групповой работы, каждая группа проходит несколько ступеней, решая разнообразные и разноуровневые задания. Задания подобраны с учетом требований ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Помимо творческих заданий, участники групп принимают участие в проведении экспериментов, проведении лабораторных практикумов. Таким образом, учащиеся в ходе урока выявляют место и практическую значимость данной темы в системе изучения курса «анатомии человека», формируют командный дух в достижении поставленных целей и реализации общих задач и, несомненно, развивают креативное и логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие выводы;
Урок конспект.docx
1.Захарова Ирина Васильевна 2.МБОУ «СОШ №20 им.Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов» г.Новочебоксарск, должность – учитель  биологии, по адресу: Чувашия, г.Новочебоксарск, ул.10­ой  Пятилетки 41. 3  Предмет естественнонаучного цикла – биология 4. Название работы:  Урок ­ исследовательская лаборатория по  биологии в 8­м классе по теме: «Дыхательная система  человека» 5.      На какую возрастную группу (класс) рассчитано данное  учебное занятие: 8 класс Урок ­ исследовательская лаборатория по биологии в 8­м классе по теме: «Дыхательная система человека» Захарова Ирина Васильевна учитель биологии, МБОУ «СОШ №20 им. Васьлея Митты» г. Новочебоксарск Цель: формирование основных навыков научно­исследовательского метода работы  при  систематизации знаний и умений на примере данной темы. Задачи: 1. Повторение и обобщение пройденного материала  2. развитие умений решать экспериментальные и исследовательского типа задания 3. совершенствование коммуникативных навыков учащихся  4. выявить место  и практическую значимость данной темы в системе изучения курса  «анатомии человека» 5. формирование командного духа в достижении поставленных целей и реализации общих  задач 6. развить креативное и логическое мышление, умение анализировать и делать  соответствующие выводы; Форма урока: обобщение Ход урока 1. Организация класса. Учитель знакомит с целью и задачами урока. У.:Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение перед уроком? Сейчас мы это выясним! Уч: Учащиеся выбирают из 3 фигурок, лежащих на столе для каждого, ту, что  олицетворяет их настрой: солнце – отличное, солнце с тучкой – удовлетворительное, тучка  – неудовлетворительное. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о  серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья. У.:Ну что же, уважаемые коллеги. Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не 8­ки, а мои  коллеги­ биологи, эксперты, исследователи, а все наши исследования посвящены теме:  «Дыхание», особенностям строения и её функционирования, пролистаем страницы  пройденных тем и «переоткроем» открытое. Перед боем командир всегда кличет девиз  своим воинам, воодушевляя их на победу, так и мы с вами не исключение, с одной  загвоздкой ­ наш девиз зашифрован и надо его отгадать. Он состоит из трёх известных слов, каждое из которых спрятано в небольшом тексте, лежащем на ваших столах. У каждого  ряда по одному слову. Используя подсказки на ваших текстах, соберите всё предложение. Разминка. 1 ряд. Покавнутриплевральное давление остается ниже атмосферного, размеры легких  точно следуют за размерами грудной полости. Движения легких совершаются в результате  сокращения дыхательных мышц в сочетании с движением частей грудной стенки и  диафрагмы. Подсказка: это слово – наречие обстоятельства времени. 2 ряд. Обычно главную роль во вдохе играет диафрагмальное дыхание. Поскольку люди­ существа двуногие, при каждом движении ребер и грудины меняется центр тяжести тела и  возникает необходимость приспособить к этому разные мышцы.  Подсказка: глагол в I спряжении с окончанием (у), этимология связана со словом  «пропускать воздух» 3 РЯД. С переходом животных к наземной жизни дыхательная система еще более  усложнилась. Земноводные дышат кожей и уже появившимися легкими, но сравнительно  простого строения. Легкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеют более сложное строение и достигают высокого развития.  Подсказка:глагол в  I спряжении с окончанием (у) этимология слова связана со словом  «живот», «жито»  Вместе: «Пока дышу – живу!» (Овидий) Повторение. У.: На этом разминка не окончена и переходит в повторение пройденного материала,  продолжение её называется «сито», т.к. состоит из нескольких этапов и не все сразу смогут пройти их. 1. «Цифры». Называет учитель цифры, а уч­ся отгадывают значение их, получая за верный  ответ жетон красного цвета  и больше не отвечают– это участники №1 команды) 3. «Рисунок». Жёлтые жетоны. 1.  (альвеолы) 2. 3.  (мерцательный эпителий) ( голосовые связки) 4.  4. «Найди пару». Розовые жетоны. На слайде написаны органы дыхательной системы. ( трахея) 5.  ( носовая полость) 1. согревание воздуха…(носов.полость) 2. газообмен с воздухом..(лёгкие) 3. хрящевые колца..(бронхи) 4. щитовидный хрящ …(гортань) 5. соединяет ухо, горло, нос..(носоглотка) У.: Вот самый главный секрет мы и определили, цвет жетонов – это ваша команда, теперь – вы­ настоящие мои коллеги, займите свои лаборатории, согласно цвету жетона, по 5  человек 4 команды , это 20 человек, оставшиеся 5 получают белые жетоны с буквами и  соответственно присоединяются к своим командам. Уч­ся:. Рассаживаются, одновременно соединяя парты и образуя столы для команд, берут  только ручки и тетради. У.: Переверните листы бумаги, там названия ваших команд. Красные «Эксперты», синие  «Знатоки», жёлтые «Исследователи», розовые «Эврика­ креативная группа». Команды разные, а цель единая – исследуя, постигать знания, как писал И.Кант «Без  сомнения всё наше знание начинается с опыта». Команды будут состязаться в умениях и навыках, полученных на уроках по теме :  «Дыхание», за верные ответы – жетон молекула кислорода, кто больше заработает,  получает кубок «Здоровое дыхание 2015». 1 тур. «Муляжи». Из каждой команды выходят по дному участнику с номером 1 на  жетоне. Рассказывают о строении и значении органа для человека: Красные – гортань Жёлтые – носовая полость Синие­ лёгкие У.: Пока готовятся участники под номером 1, выходят участники под номером 2 к доске с  Розовые – трахея соответствующей буквой команды и готовятся подписать и озвучить схемы, дав им  назание. Уч­ся: рассказывают о строении и функциях органов Д.С.по­ очереди. Как только  рассказал, отвечает на общие вопросы, их задают участники с белыми жетонами в течении  30 секунд. За верный ответ – молекула. Все 4 команды. Уч­ся: Заслушиваются ответы по схемам. Красные ­ газообмен в лёгких, синие – газообмен  в тканях , жёлтые – строение лёгких,  розовые – голосообразование, составить цепь из  разрозненных слов. У.: Пока мы заслушиваем ответы номеров №2, учащиеся с номером № 3,4 начинают  выполнять задание «Найди объект» с микроскопом. Перед ними на столах лежат по 3  микропрепарата, один по теме, надо все определить, найти нужный и рассказать, как он  связан с темой «Дыхательная система». Красные: нога пчелы, мышца сердца, устьица Синие: дафнии, кожица лука, сухожилия Жёлтые: эвглены, стебель тыквы, кровеносные сосуды Розовые: одноклет.организмы, кончик корня, кровь человека Уч­ся: высказывания команд о найденных объектах. Физкультминутка. У.: передохнув, переходим к заданию под кодовым названием: «Учёный совет».  Время для всей команды 5 минут. Уч­ся по командам раздаются готовые лаб.работы с таблицами, задача игроков  сформулировать выводы и объяснить результаты в таблицах, дать рекомендации.  Отвечать будут участники с номером  №5. Красные: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха как показатель  функциональных возможностей лёгких.      Возраст Обхват груди 1 2 3 4 5 Муж. Муж. Жен. Жен. Муж. 11 7 6 4 4 Мальчики, см. 55 58 63 71,5 84 3 года 5 лет 7 лет 10 лет 14 лет Испытуемый Пол Девочки, см. 50 53 56 62 73 Разница обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, см Синие:Влияние физической нагрузки на  частоту дыхания        Норма :16 дых.движений в мин. Испытуемы й 1 Количеств о вдохов  в спокойном состоянии Количеств о вдохов после 10 приседани й 16 25 2 3 14 16 35 35 4 5 16 12 20 45 Желтые (как синие):  Розовые( как красные): У­ся: Высказывают свои доводы, объясняя таблицы. Подведение итогов. Подсчёт молекул кислорода, выявление команды­победителя. Рефлексия. Поднимите рисунки с вашим настроением на конец урока. Замечательно, что   вы уйдёте с урока в хорошем настроении. Сегодня все команды­лаборатории преодолели  задания. Вы, коллеги, отлично справились с целью урока, продемонстрировали знания из  разных областей, закрепили навыки и доказали, что дыхательная система­ это важная  система организма человека. Чел. Без еды 1 месяц протянет, без воды­ неделю, а вот без  кислорода – несколько минут. «Пока дышу­ живу», наш девиз имеет место быть. Награда ждёт победителя. Вручение шариков со свистками для развития лёгких(шуточное) До свидания! Всем успехов и побед! Дополнительно: команда­победитель подтверждает своё первенство. Отгадывает 4  вопроса, которые кодируют 4 строчки загадки и дают отгадку. 1. Какой отдел мозга отвечает за механизмы вдоха и выдоха? (прод.мозг) 2. Благодаря каким группам мышц поднимаются и опускаются рёбра при вдохе и  выдохе?(межрёберным) 3. Какой газ не участвует в процессе дыхания, но его больше всего по объёму в  воздухе? (азот) 4. Возбудителем какого заболевания является палочка Коха? (туберкулёз) За поляною гора, Под горою есть дыра, А в горе — две печки День и ночь жарою пышут, То сопят, то ровно дышат. Что же это за гора? Дать ответ тебе пора!  (нос) Д/З. Всем командам подготовить рассказ­презентацию на вопрос: 1. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, а без О2­ не более 10­20 мин.  Почему?  2. Лёгкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. За счёт  чего это происходит?  3. Почему велико значение выдоха в жизни людей?  4. Почему в Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными  заболеваниями?

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»

Урок - исследовательская лаборатория по биологии в 8-м классе по теме: «Дыхательная система человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017