Технологическая карта урока по теме" Кости. Строение и состав костей" (8 класс, биология)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
04.04.2017
Технологическая карта урока биологии в 8 классе на тему "Скелет. Состав и строение костей" . Преподавание ведется по учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. Цель урока:
сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом
составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и
толщину; показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций;
продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоя-
тельной учебной деятельности. На уроке используются ЭОР
Технологическая карта урока биологии 8 класс. Тема 2Скелет. Состав и строение костей.docx
Проект урока биологии в 8 классе
с использованием
современных образовательных технологий
Тема
Цель
Основное содержание темы,
термины и понятия
Скелет. Строение и состав костей.
Формирование у учащихся представлений о составе, функциях и строении костей , взаимосвязи строения
костей и выполняемых ими функций.
Содержание темы предполагает изучение функций опорнодвигательного аппарата, строение и свойства костей,
их химического состава, типах соединения костей, особенностей их роста в длину и толщину, взаимосвязи
строения костей и выполняемых ими функций.
Костная ткань, остеоциты, органические и неорганические вещества, диафиз, эпифиз, надкостница трубчатые,
губчатые, плоские, смешанные группы костей.
Личностные
проявление эмоционально
ценностного отношения к учебной
проблеме;
проявление творческого
отношения к процессу обучения.
Межпредметные связи
Физика 7 класс «Плотность
вещества»
Планируемые результаты
Метапредметные
Познавательные:
умение обобщать полученную информацию;
умение вести наблюдение(опыт);
умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
умение делать теоретические выводы из конкретных фактов
умение формулировать высказывание;
умение согласовывать позиции и находить общее решение;
Организация образовательного пространства
Ресурсы
Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся,
выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов» http
мультимедийный проектор (интерактивная доска), модель скелета человека,
– collection
:// school
. edu
. ru.,
Предметные
умение характеризовать
химический состав костей,
значение органических и
неорганических соединений;
умение распознавать группы
костей.
Формы работы
фронтальная
индивидуальная
групповая учебные таблицы с изображением костей, внутреннего строения костей,
прокаленная и декальцинированная кости.
Flash Подборка материала по работе опорнодвигательной системы
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/3e1d1e751a0411ddbd0b
0800200c9a66/index.htm
JpgИллюстрация. Внутреннее строение кости. Надкостница
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3a0004ddd0f6b
5a0046b1db44/81758/?interface=pupil&class=50&subject=29
Flash Интерактив. Форма костей
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000059e10004ddd8c2a
2d0046bc5020/8_048.swf
Htm Слайдшоу. Строение кости, химический состав
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000059a10004dddcd9b
0d0046bc5020/index.htm
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цели деятельности
актуализировать имеющиеся
знания, связанные с понятиями
мотивировать обучающихся к
изучению темы.
мотивировать учащихся к
изучению темы, направив эмоции
обучающихся на более глубокое
восприятие материала;
«Движение – это жизнь», заметил Вольтер. Действительно, человек
приспособлен, а может быть, и приготовлен природой к движению. Люди не
могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце
после рождения тянуться, хватать различные предметы.
Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем,
прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи
разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
Все это обеспечивает костномышечная система или опорнодвигательный
Планируемый результат
Личностный:
проявление интереса к
поставленной проблеме
Предметный:
умение правильно
формулировать вопросы прививать культуру бережного
отношения к своему здоровью
аппарат.
Учащиеся с помощью учителя определяют круг вопросов, которые
необходимо рассмотреть на уроке.
Скелет состоит из костей, которые определенным образом соединены друг с
другом и выполняют основные функции: опорную, защитную и двигательной.
Отсюда вытекают вопрос:
1. Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают
выполнение опорной и защитной функций?
II этап Учебнопознавательная деятельность (изучение нового содержания)
Цели деятельности
вооружить учащихся знаниями о
функциях опорнодвигательного
аппарата и значении скелета.
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с
информацией
Блок А. Функции опорнодвигательного аппарата. Значение скелета
Задание 1 (З)
Просмотрите иллюстрации и анимации http://fcior.edu.ru/card/9690/apparat
oporyidvizheniyaegofunkciiskeletchelovekaegoznachenie.html , выпишите
в тетрадь и запомните основные функции опорнодвигательного аппарата и
значение скелета.
Планируемый результат
Познавательный:
Регулятивный умение
выполнять учебное задание в
соответствии с целью.
Коммуникативный умение
выполнять учебные задания в
группе, фронтально и
индивидуально и представить
результаты своей работы
Предметный – умение
раскрывать основные функции
опорнодвигательного
аппарата
Блок Б. Строение и состав костей Выполнение работы в
рабочей тетради
По 3 заданию учащиеся
делают общий вывод:
Органические и минеральные
вещества делают кость
прочной, твердой и упругой.
Познавательный
Регулятивный: умение
выстраивать изучение учебного
материала по алгоритму
логически взаимосвязанных
мыслительных операций
Коммуникативный: умение
формулировать гипотезы,
аргументировать
высказывания.
научить школьников:
Задание 2
формулировать понятия:
губчатое вещество, надкостница,
диафиз, эпифиз, остеон,
остеоцит .
объяснять: значение
органических и минеральных
веществ
Организуется работа с материалом учебника, который используется
для пояснения рисунка «Строение кости», Б. с 102103
JpgИллюстрация. Внутреннее строение кости. Надкостница
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3a0004ddd0f6b5a0046b1db44/81758/?
interface=pupil&class=50&subject=29
Просмотр практического модуля с изображениями, выполнение
заданийпрактикумов
http://fcior.edu.ru/card/15039/praktikaskeletchelovekastroeniekostey
detalizirovannoepredstavlenie.html
Задание 3. Определение химического состава костей.
Демонстрация опыта. Прокаленная и декальцинированная кости
Учитель: Эта задача решается по методу исключения. В кости
имеются органические и минеральные вещества. Чтобы узнать о
свойствах минеральных веществ, надо удалить органические. Органические
вещества можно просто выжечь.
Вывод: Минеральные вещества твердые и хрупкие.
Учитель: Чтобы выяснить свойства органических веществ, необходимо
удалить минеральные вещества кости. Са(СО)3 и Са3(РО4)2 можно
удалить слабым раствором соляной кислоты. Кость завязывается узлом.
Вывод: органические вещества обеспечивают кости упругость и
эластичность.
Мы видим, что сочетание разных компонентов приводит к новому
качеству, которым каждый из этих компонентов в отдельности не
обладает. Так, в технике, прочные материалы поучают путем сочетания
твердых и упругих компонентов. Например, бетон состоит из твердого
щебня и эластичного цемента. Однако, чтобы материал был прочен, эти
компоненты должны быть в определенных соотношениях. Так и в жизни.
У детей в костной ткани преобладают органические вещества; их скелет
гибкий, эластичный, в связи с чем легко деформируется, искривляется при длительной и тяжелой нагрузке и неправильном положении тела. С
возрастом содержание минеральных веществ в костях увеличивается,
отчего кости становятся хрупкими и чаще ломаются.
Просмотр слайдшоу: Строение кости, химический состав
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0000059a10004dddcd9b0d0046bc5020/index.htm
Блок В Форма и соединение костей.
Научить школьников
устанавливать причинно
следственные связи;
составлять таблицу по тексту
учебника;
представлять результаты своей
деятельности.
Учитель: Перед нами три кости ( учитель показывает позвонок, кость
черепа, плечевую или бедренную кость).
Работа по заполнению
таблицы «Типы костей»
Познавательный: умение
объяснять соответствие
формы костей с выполняемой
ею функцией.
Регулятивный умение
выполнять задание в
соответствии с целью.
Предметный:
умение оперировать приёмами
сравнения, анализа и синтеза.
Можно ли по форме кости определить ее функцию?
Трубчатые
Губчатые
Длинные
(плечевая,
локтевая,
лучевая и
т.д.)
Находятся в
скелете
конечностей
Короткие
(кости пясти,
плюсны и
фаланги
пальцев)
Одновременн
о
необходима
большая
прочность и
подвижность
Длинные
(ребра,
грудина)
Короткие
(позвонки,
кости
запястья и
предплюсны)
Состоят из губчатого
вещества, полости не имеют;
снаружи – тонкий слой
компактного вещества.
III. Рефлексивная деятельность
Плоские
(или
широкие)
Лопатки,
тазовые
кости, кости
свода
черепа)
С одной
стороны
вогнуты, с
другой –
выпуклы;
ширина и
длина их
значительно
преобладает
над
толщиной. Цели деятельности
Анализ понимания и усвоения знаний, развития у них навыков и умений
Результат деятельности
Научить школьников:
осуществлять самоконтроль
овладения учебным материалом;
верно определять степень
усвоения нового материала;
соотносить полученный
результат с поставленной целью;
оценивать результат учебной
деятельности.
Самоанализ
I. Задание на самоанализ.
Выполнение теста
1. Функцию питания и роста кости выполняет:
1) губчатое вещество; 2) желтый костный мозг;
3) надкостница; 4) красный костный мозг.
2. Поддержание постоянства внутренней среды организма обеспечивается:
1) способностью костей к росту; 2) прочностью костей;
3) соединением костей друг с другом;
4) способностью костной ткани выделять в кровь ионы солей.
3. К плоским костям относятся:
1) ребра и лопатки; 2) лучевая и локтевая кости;
3) большая и малая берцовая кости; 4) ключицы
4. Рост костей происходит:
1) рефлекторно; 2) под влиянием гормонов гипофиза;
3) рефлекторно и под влиянием гормонов;
4) в зависимости только от количества и качества пищи.
5. По какому признаку можно отличить кости молодого человека от костей старика?
1) в молодых костях выше содержание оссеина (органических веществ);
2) в молодых костях выше содержание солее;
3) в молодых костях меньше органических веществ.
6. В организме человека:
1) более 300 костей; 2) более 400 костей; 3) более 200 костей.
(Ответ: должно получиться число 341213 )
Самооценка
II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
Я доволен(льна) результатом своей учебной деятельности, так как я
Познавательный:
реализованы умения
учащихся работать с
ключевыми терминами и
понятиями по теме;
овладение учебным
материалом блоками,
логически и информационно
связанных между собой, делает
учебный труд учащихся
максимально результативным
Регулятивный:
учащиеся обучены способам
поиска информации по теме
урока из различных
источников на высоком
уровне самостоятельности.
Коммуникативный:
разнообразные формы
организации познавательной
деятельности учащихся
способствуют выполнению
целей и задач урока
коллегиально выполнил(ла) цели и задачи, поставленные мною в начале урока:
научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)…
IV Домашнем задание
Стр 100105 учебника,
Вопросы после параграфа
Индивидуальное задание: составить кроссворд по теме «Скелет»
Технологическая карта урока по теме" Кости. Строение и состав костей" (8 класс, биология)
Технологическая карта урока по теме" Кости. Строение и состав костей" (8 класс, биология)
Технологическая карта урока по теме" Кости. Строение и состав костей" (8 класс, биология)
Технологическая карта урока по теме" Кости. Строение и состав костей" (8 класс, биология)
Технологическая карта урока по теме" Кости. Строение и состав костей" (8 класс, биология)
Технологическая карта урока по теме" Кости. Строение и состав костей" (8 класс, биология)
Технологическая карта урока по теме" Кости. Строение и состав костей" (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.