Урок истории "Иван III"
Оценка 4.9

Урок истории "Иван III"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
6 кл
24.11.2018
Урок истории "Иван III"
Урок истории разработан для обучающихся 6 класса. Урок построен в технологии критического мышления. До урока педагогу необходимо приготовить распечатки-приложения для каждого ученика или хотя бы один экземпляр на парту. Урок призван привлечь внимание обучающихся к личности царя, внесшего вклад в формирование единого государства.
Иван III.doc
Мастерская знакомства с исторической личностью Ивана III в 6 классе Народ не зря зовет Великим Цели: ­ ­ ­ знакомство с деятельностью Ивана III;  совершенствование   умения   критической   оценки   информации   об   исторической личности; развитие умения вести диалог в малой группе, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата; ­ формирование ценностного отношения к выдающимся людям отечества. Ученики работают в группах по 4 человека. Индуктор 1.  В истории мы знаем немало примеров, когда тот или иной правитель наделялся народом прозвищем. Приведите 2­3 примера.  Варианты   ответов   детей:  Ярослав   Мудрый,   Ольга   Святая,   Владимир   Красное Солнышко. 2. Подумайте над вопросом: «Что делает людей великими?»  Социоконструкция.   Ученики   обсуждают   вопрос   в   группах.   Представители   групп сообщают результат работы классу.   Построение знаний 3. Прочитайте список дел исторической личности. Как вы считаете, какие из них приближают историческую личность к тому, чтобы она стала Великой?  Самоконструкция.  Ученики  отмечают   знаком  «+»  те  дела,   которые  можно  отнести  к великим, знаком «–» ­ те, которые величия историческому деятелю не добавляют. 4. Предположите, за что на Руси в XV в. могли назвать Великим. Социализация. Варианты ответов учащихся учитель записывает на доске. 5. Рассмотрите портрет Ивана  III. Поделитесь своими впечатлениями: мог ли этот человек стать   великим   правителем   Руси?   Что   в   его   внешности   позволяет   сделать   подобное предположение, а что – мешает?  Социализация. Ученики обмениваются своими впечатлениями в группах, затем – в классе. 6.   Давайте   сверим   свои   предположения   с   тем,   что   известно   исторической   науке   о деятельности Ивана III. Самоконструкция.   Учащиеся   получают   тексты   (Приложение   №   2).   Каждый   ученик читает только один текст и готовит краткий рассказ для своей группы на заданную тему. 7.   Обменяйтесь   друг   с   другом   полученной   информацией   и   сформулируйте   свое   мнение относительно того, можно ли назвать Ивана III Великим и почему. Социоконструкция.   Ученики   работают   в   группах.   Результаты   групповой   работы сообщают классу. 8.   Давайте   вернемся   к   списку   дел   исторической   личности,   который   мы   анализировали   в начале занятия (Приложение № 1). Снова поставьте пометки «+» и «–» в каждой строке. Изменилось ли ваше мнение? В чем именно и почему? Социализация.  9. Рассмотрите еще раз портрет Ивана III. Какие черты величия вам удалось рассмотреть в его облике на сей раз? Предположите, каким личными качествами должен был обладать этот человек. Социализация.  10. Прочитайте следующие тексты (Приложение № 3). Найдите в них подтверждение или опровержение вашим предположениям. Что оказалось для вас новым в этих текстах? При чтении используйте пометки: «V» ­ подтвердилось; «–» ­ противоречит тому, что я думал; «+» ­ новое. Рефлексия 11. Самоконструкция. Напишите 5 самых важных качеств, необходимых человеку для того, чтобы стать великим. Подчеркните те из них, которыми, по вашему мнению, обладаете вы. Предположите, какое прозвище дали бы вам современники за ваши дела. Социализация. Желающие ученики высказываются перед классом. Домашнее задание 13.   Подготовьте   эскиз   выставки   на   тему   «Эпоха   Ивана  III».   Определите,   что   достойно оказаться в качестве экспоната на этой выставке, дайте название всей выставке, экспозициям отдельных залов и т.п. Приложение 1 1. Свержение монголо­татарского ига. 2. Поход на Новгород. 3. Выплата дани. 4. Покровительство культуре. 5. Захват Твери. 6. Династический брак. 7. Создание нового свода законов. 8. Налоговая реформа. 9. Создание государева войска. 10. Вывоз вечевого колокола из Новгорода. Приложение 2 Текст 1. Внешняя политика в период правления Ивана Великого  Из легендарного предания об Иване III «Когда   к   Ивану  III  прибыли   послы   ордынского   хана   и   вручили   ему   грамоту   с   требованием уплатить дань, как платили его прадеды, московский князь грамоту разорвал и сказал послам: «Та курица умерла, что несла татарам золотые яйца!» Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. Российская история  с древнейших времен до начала XVI века. – М.: Баласс, 2005. –  С.231.  Свержение Ордынского ига «В июне 1480 г. в Москву пришла весть о походе на Русь хана Большой Орды Ахмеда. Ахмед шел с огромной армией, чтобы покарать великого князя за непослушание: с 1476 г. Иван  III  прекратил выплату дани Орде.  Русские и монгольские войска сосредоточились у притока Оки – реки Угры. 30 сентября 1480 г. Иван  III  вернулся из Коломны в Москву, чтобы решить: сопротивляться или капитулировать. Свою жену Софью и государеву казну он отправил на Белоозеро, велев ехать дальше, если ордынцы возьмут Москву.   Мнения   бояр,   советников   великого   князя,   разошлись.   Сам   Иван  III  пребывал   в нерешительности. Московские посадские люди настойчиво требовали  дать отпор  врагу. Под влиянием подобных настроений   Иван  III  стал   готовиться   к   возможной   осаде.   Он   помирился   с   братьями,   обещав   им удовлетворение их требований. В октябре Ахмед дважды пытался перейти Угру, но был отброшен русскими войсками. Ранняя зима, грозившая бескормицей, похоронила все планы Ахмеда: он ушел в Орду, фактически признав поражение. Так бескровно закончилось «стояние» на Угре и окончательно пало монгольское иго».  Отношения с Литвой «Важной задачей Иван III считал возвращение захваченных Литвой русских земель. В 1490­х годах князья   соседних   с   московскими   владениями   западно­русских   земель,   недовольные   возросшим Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 8­15 вв. –  М.: МИРОС – Аргус, 1996. – С. 209­210. влиянием католической церкви в Литовском государстве, стали переходить в московское подданство. Это привело к войнам между Москвой и Литвой. В 1503 году между ними было заключено перемирие. Великий   литовский   князь   уступил   Ивану   19   городов:   Чернигов,   Новгород­Северский,   Стародуб, Путивль, Брянск и другие, а также 70 волостей. Однако Иван  III  не раз заявлял, что считает своей отчиной не только эти города, но и Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск, которые Польша и Литва «держат за собой неправдою». Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России  с древнейших времен до начала XVI в. ­ М.: Дрофа, 2002. ­ С. 193. Текст 2. Собирание земель вокруг Москвы «К середине XIV века великий московский князь был самым могущественным на Руси. Но все же ему   принадлежало   еще   не   более   половины   территории   Северо­Восточной   Руси.   Новгород,   Псков, Тверь, Рязань сохраняли независимость, лишь для виду признавая власть великого князя. Иван III особое значение придавал усилению своего влияния в Новгороде. В новгородском боярстве боролись две группировки. Бояре первой, объединившиеся вокруг вдовы посадника Марфы Борецкой и ее сыновей, считали, что сохранить республиканские вольности можно, только   опираясь   на   поддержку   Великого   княжества   Литовского.   Бояре   второй   группировки выступали за тесные связи с Москвой и надеялись, что хорошие отношения с великим князем помогут сохранить самостоятельность Новгородской республики. В 1471 году группировка Борецких, взяв верх, от имени Новгорода заключила договор с великим литовским князем и польским королем Казимиром  IV. Узнав об этом, Иван  III  собрал полки всех подчиненных   Москве   земель   и   двинулся   на   северо­запад.   В   июле   1471   года   на   реке   Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Иван III заключил с Новгородом договор. Город сохранил   независимость,   но   заплатил   Москве   значительную   сумму   денег   и   отказался   от   союза   с литовским князем. Иван III искал повода для организации нового похода на Новгород». Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России  с древнейших времен до начала XVI века.  – М.: Дрофа, 2002.­ с.189­191.  Из московской летописи конца XV века « В лето 1478, месяца октября в 9­й день вышел князь великий с Москвы к Новгороду казнить их за преступления войною… Месяца декабря в 5­й день пришли (к Ивану III) из Новгорода архиепископ Феофил с посадниками и просили, чтобы государь сжалился и указал бы, как хочет править своей отчиной.   Князь   великий   отвечал   им:   «Вечевому   колоколу   в   отчине   нашей,   в   Новгороде   не   быть, посаднику не быть, а государство нам свое держать, как у нас в Низовской (Московской) земле». Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. Российская история  с древнейших времен до начала XVI века. – М.: Баласс, 2005. ­ С. 231.  Присоединение Твери Присоединение в 1478 г. Новгорода к Москве ухудшило положение Тверского княжества. Оно оказалось зажатым между московскими владениями, сохраняя лишь небольшой участок границы с Великими   княжеством   Литовским.   Тверской   князь   Михаил   попытался   по   примеру   Новгорода заключить союз с Казимиром  IV. Осенью  1485  года Иван  III  пошел на Тверь. Но ему не пришлось сражаться,   так   как   тверские   бояре   изменили   своему   князю   и   перешли   на   сторону   великого московского князя. Михаил с кучкой верных бояр бежал в Литву. Великим Тверским князем стал старший сын Ивана  III. Присоединение Твери, которая на протяжении двух столетий была главным соперником московских князей, означало создание единого Русского государства с центром в Москве. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России  с древнейших времен  до начала XVI века.  – М.: Дрофа, 2002. –  С. 189­191. Текст 3. Москва – третий Рим Со времен Ивана  III  наряду со старым названием страны – Русь – стали использовать и новое – Россия. Титул ее правителя отражал рост территории: великий князь и государь всея Руси, князь новгородский,   тверской,   пермский   и   т.д.   Несколько   раз   московского   правителя   называли   даже «царем», то есть верховным земным владыкой – наместником Бога. Однако постоянно этот титул современники использовали для византийского императора или ордынского хана. Во время торжественных приемов государь московский сжимал в руках скипетр – символ власти и державу   –   знак   самостоятельного,   «самодержавного»   правления.   На   голове   государя   красовалась шапка Мономаха. Придворная легенда гласила, что это – византийская корона, перешедшая к князю Владимиру Мономаху от его деда, императора Византии. Однако в наши дни ученые доказали, что основу этой короны составляла «шапка золотая татарская», подаренная, вероятно, Ивану Калите в Орде. Русские мастера со временем украсили ее меховой опушкой, драгоценными камнями и увенчали крестом. При Иване III важнейшие грамоты стали скреплять новой государевой печатью. С одной стороны на   ней   изображался   уже   привычный   Георгий   Победоносец,   поражающий   копьем   змея.   С   другой стороны – появился двуглавый орел. Этот символ использовали византийские императоры. Возможно, племянница последнего из них – Софья Палеолог, ставшая женой Ивана III, – и привезла этот символ с собой. Уже при Василии III игумен одного из монастырей Филофей называл Москву Третьим Римом. Он исходил из того, что первым центром христианства был Рим, который пал после того, как его жители ввергли себя в «латинскую ересь» (католичество). Второй Рим – Константинополь, столица Византии, –   долгое   время   был   оплотом   православного   христианства.   Однако   после   того   как   византийцы заключили церковный союз с католиками, их Рим (Константинополь – Царьград) «посекли своими секирами» турки – мусульмане. После этого, полагал  Филофей,  столица России, Москва, «избрана Богом» как единственная законная наследница древнего Рима: «Внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, Третий стоит, четвертому же не бывать». Новые символы отразили могущество молодого Российского государства. Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. Российская история с древнейших времен до начала XVI века. – М.: Баласс, 2005. – С. 236­237. Текст 4. Реформы управления Еще в  XIV  веке в русском языке появилось слово «государь» ­ господин, хозяин дома и семьи, вотчины и холопов.  Когда  Иван  III  сделался  хозяином всех  русских  земель,  его стали именовать великим князем и государем всея Руси. Прежде всего, Иван  III  установил порядок службы в государевом войске. Бояре, как и раньше, приводили  из  своих  вотчин  отряды  военных  слуг,   однако   не  они  составили   основу армии.   После присоединения Новгорода Иван Великий выгнал местных бояр из их вотчинных сел. В этих селениях государь стал помещать своих дворян – военных слуг государева двора. Крестьяне платили дворянину оброк, а дворянин покупал коня, доспехи, саблю и являлся на государеву службу. Дворянские полки в борьбе с ордынскими ханствами переняли у татар многие приемы боя. По свидетельству иностранцев, в далеком походе у каждого было с собой несколько лошадей, домом на привале служил шалаш из веток и плаща, пищей – похлебка из муки. В бою, как и воины­степняки, «они одновременно держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть, однако ловко и без всякого затруднения могут пользоваться всем этим». Князья, которых Иван Великий и Василий  III  лишали власти в их  областях, вместе со своими семьями и слугами съезжались в Москву. Здесь они поступали на военную службу к великому князю московскому и получали за это вотчины либо в своих старых владениях, либо в других землях. Знатных князей московский государь приглашал в свою Боярскую думу, на скамьях которой они потеснили старомосковских бояр. Каждый день князья и бояре собирались у трона государя и вместе с ним решали, где строить новый город, воевать или примириться с соседями, кого назначить воеводой в поход и другие важные вопросы. Более мелкие вопросы государь поручал служителям Казны и Дворца. Дьяки и писцы Дворца вели списки сел, раздаваемых за службу дворянам­воинам. В Казне хранили княжеское золото, серебро, шубы, списки, по которым собирали налоги с городов и сел. Новые, особые дела государь приказывал вести доверенным боярам. Те набирали себе помощников – дьяков и писцов – и рядом с государевым теремом строили избу для нового приказа. Вся территория России была разделена на десятки уездов. Границы уездов совпадали с границами прежних удельных княжеств. Уезды делилась на волости. В уезды князь посылал своих управителей­ наместников. Они собирали налоги, следили за исполнением княжеских указов, чинили суд и расправу. Наместники   не   получали   жалованья   за   свою   работу.   Они   оставляли   себе   судебные   пошлины   и определенную часть налогов. Такой порядок содержания должностных лиц за счет местного населения назывался кормлением. Люди назначались на все должности в государстве в зависимости от знатности рода и от того, какую должность занимали их предки. Такой порядок назывался местничеством. Суть местничества заключался в следующем: если некогда один человек был подчинен на службе другому, то их дети, и племянники, и внуки должны были находиться в таком же отношении. В  1497  году Иван  III  издал  Судебник  – первый свод законов единого государства. В нем были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве. Но теперь они обязательными стали на всей территории Русского государства.     Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. Российская история  с древнейших времен до начала XVI века. – М.: Баласс, 2005. ­ С. 232­236. Приложение  6 Иоанн   на   двенадцатом   году   жизни   сочетался   браком   с   Мариею,   Тверскою   княжною;   на осьмнадцатом   уже  имел  сына,  именем   также   Иоанна,  прозванием   Младого,  а  на  двадцать   втором сделался государем. Но в лета пылкого юношества он изъявлял осторожность, свойственную умам зрелым, опытным, а ему природную: ни в начале, ни после не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно   и   легкомысленной   горячности   и   несправедливости,   уважая   общее   мнение   и   правила   века. Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг предпринял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными.                                                       Н.М. Карамзин Почти четыре месяца добиралась невеста великого князя московского от Рима до Москвы вместе с обозом подарков князю от папы, надеявшегося на обращение Ивана III в католическую веру. Хотя и отличали воспитанницу его «ум и хитрость» (эти черты отмечают все историки), хотя и имела Зоя Палеолог   определенное   (преувеличенное   историками)   влияние   на   мужа,   веру   свою   он   менять   не собирался. Совсем не прост был Иван III, как могло показаться за тысячи верст от Москвы. Тонким был дипломатом. И брак с Софьей Палеолог был ему нужен для укрепления международного статуса Руси,   провозглашения   ее   преемницей   Византийской   империи,   а  значит,   и   его,   Ивана,   преемником Константина XI.                                    С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов    Иоанн III принадлежит к числу немногих государей, избираемых Провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории…    Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью   восстанавливал   свободу   и   целостность   России,   губя   царство   Батыево,   тесня   Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…  Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия. Н.М. Карамзин    Одаренный большим умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. В начале своего княжения он мечтал о промыслах, как мечтали о них удельные предки, в конце же он должен был думать о защите целого народа от иноверных и иноземных врагов. Коротко говоря, сначала его политика была удельной. А затем стала национальной.   Это был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный   в   преследовании   избранной   цели,   скрытный,   чрезвычайно   осторожный;   во   всех   его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умело, хладнокровно пользовался обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно,   когда   видел,   что   дело   созрело   до   того,   что   успех   несомненен.   Собирание   земель   и возможно   прочное   присоединение   их   к   Московскому   государству   было   заветной   целью   его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена. С.Ф. Платонов Расчетливая медлительность, осторожность, отвращение от мер решительных, которыми можно было   много   выиграть,   но   и   потерять,   и   при   этом   стойкость   в   доведении   до   конца   раз   начатого, хладнокровие – вот отличительные черты Ивана III. С.М. Соловьев Н.И. Костомаров

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"

Урок истории "Иван III"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2018