Урок истории на тему "Внутренняя политика Екатерины II"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 16.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Тема Ектерина2.doc
Тема: Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II. Цели: 1. Формирование общего представления о первом периоде внутренней  политики Екатерины II и о сущности политики «просвещённого  абсолютизма». 2. Продолжить формирование навыка анализа исторического источника и  умения делать оценочные выводы.  Слайд 1 Оборудование: Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. 7 класс Мультимедийный пректор. Ход урока. I.  Актуализация. Екатерина II… Одна из немногих правителей России заслужившая  прозвище Великая. Её царствование положило начало эпохе «просвещённого  абсолютизма», которая продлилась до 1815 г. слайд 2 Среди историков и писателей не сложилось единой оценки в отношении  Екатерины II: одни считают, что она искренне хотела провести в жизнь идеи  просвещения, но обстоятельства не позволили ей этого сделать; другие  считали, что она только носила маску просветительницы, желая достойно  выглядеть в глазах Европы. Высказывание Карамзина и Пушкина от Екатерине. Слайд 3 Периодизация внутренней политики Екатерины.  Слайд 4 Цель урока – дать анализ и оценку первому периоду правления  императрицы и  выяснить сущность политики «просвещённого абсолютизма»   Слайд 5 II. Изучение нового материала. 1.Для начала давайте определим факторы, повлиявшие на внутреннюю  политику Екатерины II.  ­ Вспомните обстоятельства воцарения Екатерины II?  Не имела законных прав на престол – будет вынуждена действовать в  интересах дворянства, которое возвело её на престол  Экономический кризис в стране: упадок крестьянского хоз­ва,  отсутствие рынка свободной рабочей силы, нехватка денежных средств  – поиск путей выхода из кризиса,  развитие предпринимательской  деятельности, что было особенно близко Екатерине  Рост социального протеста – ужесточение контроля и внутренней  политики Слайд 6­ Исходя из вышеизложенного, сформулируйте основные задачи внутренней  политики Екатерины II.  Укрепление своего личного положения и расширение прав и привилегий дворянства  Улучшение экономической ситуации в стране  Наведение порядка.  Как следствие – противоречивый  и двойственный характер внутренней  политики: с одной стороны – просвещение народа, с другой – ущемление  их прав. 3. Сущность политики «просвещённого абсолютизма» В начальный период своего правления Екатерина II действовала под  лозунгом «просвещённого абсолютизма». Что это такое? Идеологической основой этой политики являются идеи европейского  просвещения – свобода, равенство, собственность. ­Что понимается под этими понятиями?   Слайд 7 ­ Как создать общество, основанное на таких основах? Екатерина II  считала, что такое общество может создать только просвещённый монарх,  который сможет разработать идеальную систему законов. По мнению  императрицы, свобода вполне сочеталась с абсолютной монархией.  Гарантией, не допускающей превращения монарха в деспота, должны были  стать законы.  Работа с учебником: документ стр.176. ­ Как Екатерина II характеризует основы своей внутренней политики?  Слайд 8 Т.о. основываясь на этих четырёх началах императрица приступает к  первым преобразованиям в духе «просвещённого абсолютизма». Цели первых реформ можно обозначить следующим образом:    Слайд 9  Усиление центральной власти  Ввести в стране законность и правопорядок  Создание нового законодательства Познакомимся с содержанием первых преобразований. Слайд 10 1). 1763 г. – реформирование Сената . ­ Вспомните, что такое Сенат?  Какова его история?  Екатерина II разделила Сенат  на 6 департаментов с чётко определёнными  обязанностями и полномочиями, что улучшало управление страной из центра,  Сенат был лишён законодательной функции, которую Екатерина II оставила  за собой; т.о. стал только контролирующим органом власти, а всю полноту  законодательной власти Екатерина сосредотачивает в своих руках. 2).Секуляризация церковных земель 1764 г.­ Что такое секуляризация? Стр.171 учебника понятие.  Монастырские  крестьяне были переведены в разряд государственных.(около 2 млн.=15%  населения) ­ Кто впервые попытался её осуществить? В данном случае Екатерина II действовала в соответствии с политикой  «просв. абс.», т.к. европейские просветители выступали прежде всего с  критикой католической церкви и считали, что её необходимо лишить  богатства и права вмешиваться в государственные дела. ­ Самостоятельно определите последствия данной реформы?  Лишившись экономического могущества  Ограничивается влияние церкви на общество  Возрастает её подчинение государству 3).1764г. – отмена гетманства на Украине Гетман Кирилл Разумовский был отправлен в отставку, его место занял ген­ губернатор П.А.Румянцев. Т.о. была ликвидированы автономные права  Украины, крепостное право распространяется на Украину. 4). Учебник стр. 172. ­ Какие из перечисленных в учебнике преобразований можно отнести к  политике «просвещённого абсолютизма»? Почему? 4. Работа Уложенной Комиссии. Наиболее грандиозная работа была намечена Екатериной II по созданию  нового законодательства – по разработке нового свода законов. Такую  попытку предпринимал и Пётр I, но в отличии от него Екатерина II  попыталась привлечь к этой работе не только государственных чиновников,  но и представителей всех сословий, которых должны были выбирать. Порядок выборов см.стр. 172  уч­к. Каждый депутат имел наказ – пожелания от своих  избирателей. Состав Уложенной комиссии.  Слайд 11 ­ Представители какого сословия отсутствуют?     ­ Крепостные, которые  составляли 53% населения. В качестве руководящего документа комиссии императрица разработала  «Наказ» ­ теоретическое обоснование своей политики. Работа с документом на стр.177 учебника    Слайд 12  Как Екатерина II  понимает слово «равенство» и «вольность»?  Какие изменения предлагает произвести в судопроизводстве?  В чём прогрессивность данного документа? А в чём ограниченность? ­ все эти «новшества» не распространялись на крепостных  Депутаты приступают к работе. Давайте определим цели работы  депутатов.­Пользуясь текстом учебника стр.173 соотнесите цели и результаты работы Комиссии. Сделайте вывод о результативности работы Комиссии. Слайд 13 Причины неудачи:  Трудно привести в согласие старое законодательство и либеральный  «Наказ», построенный на книжных теориях без учёта реалий русской жизни  Противоречия среди депутатов Но идеи «Наказа» и материалы работы Уложенной Комиссии всё же были  использованы в последующих реформах императрицы. 5.Сословная политика Екатерины II .  Несколько слов о сословной политике императрицы. Сегодня мы её только обозначим, а подробнее поговорим на последующих уроках. ­Определите главную цель сословной политики. ­Какие привилегии дворянство уже получило в период дворцовых  переворотов? ­ Содержание дворянской политики Екатерины II. ­Вспомните отношение Екатерины II к крепостному праву. «Несносное и жестокое иго»… «человеческому роду нестерпимое  положение», но в Манифесте 1762 г. «намерены мы помещиков при их  имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном  повиновении содержать». 1765 г. – указ, разрешавший помещикам отправлять крестьян на каторгу  без суда и следствия 1767 г.­ указ, запрещавший жаловаться крестьянам на своих помещиков. Дарья Салтыкова  Т.о.дворянство продолжает закрепляться как господствующее сословие. И, проводимая в интересах дворян­помещиков внутренняя политика  Екатерины II не мгла не вызвать протеста населения. Поэтому  закономерным становиться тот факт, что именно в правление Екатерины II  произошло самое крупное крестьянское выступление – крестьянская война под рук. Е.Пугачёва. Слайд 14 III.Домашнее задание. Параграф 24 стр. 170­174. Самостоятельно сформулировать причины будущей крестьянской войны  исходя из политики Екатерины II.  Слайд 15 IV. Закрепление. Текст с пропусками и тест.    Слайд 16­17