Урок истории по теме "Смута". 7 класс.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок истории по теме "Смута" Цель урока: изучить эпоху смутного времени. Задачи урока: • Образовательные: выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты; • Развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. • Воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны; продолжать способствованию патриотическому воспитанию.
Иконка файла материала конспект урока.docx
Тема урока: Смута. 7 класс.   Автор учебника: А. А.Данилов, Л. Г. Косулина «История России конец ХVI ­ XVIII век». Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: изучить эпоху смутного времени. Задачи урока: ∙  Образовательные: выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного  времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты; ∙  Развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с  документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ∙  Воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны;  продолжать способствованию патриотическому воспитанию. Оборудование урока: ∙  Учебник (стр.12 – 23 ); ∙  историческая карта «Смутное время в России начала ХVII в.»; карта в учебнике на  стр.25. ∙  раздаточный материал ( исторические документы); ­  мультимедийная презентация. Ход урока: I. этап урока: Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. II. этап урока: Проверка домашнего задания:  карточка № 1:  Прочитай вопросы и подготовь ответ на них: 1. Охарактеризуйте успехи России во времена фактического правления Бориса Годунова  ( до избрания его на царство). 2. Какое историческое значение для личной судьбы Бориса Годунова и для судьбы России  имела гибель в Угличе царевича Дмитрия? Работа с классом: тест "Повторим изученное" (презентация, слайд  № 2­ 5) Помните ли вы когда произошли эти события: 1. Венчание на царство Федора Ивановича. 2. Трагическая гибель царевича Дмитрия в Угличе. 3. Указ об урочных летах. 4. Избрание на царство Бориса Годунова. 5. Восстание Хлопка. Ответьте на вопросы: 1. Назовите города, построенные по инициативе Б.Годунова. 2. Какие оборонительные сооружения были созданы в Москве в XVI веке? 3. Какую роль в политическом возвышении Б.Годунова сыграло учреждение  патриаршества? 4. Какие события послужили причиной восстания под руководством Хлопка? 5.  Расскажите о причинах опалы бояр Романовых.6. Почему польские феодалы поддержали Г. Отрепьева? Ответ учащегося по карточке. III  этап урока. Мотивационно­целевой. События рубежа XVI ­ XVII веков получили с легкой руки современников название Смутного времени. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни ­ экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Как же жилось в эти лихие годы? И каковы причины Смутного времени? Давайте перенесемся в далекое прошлое. IV. этап урока. Изучение нового материала.  ( запись в рабочей тетради темы и плана урока) План: 1. Причины и суть Смутного времени. 2. Царствование Лжедмитрия I. 3. Боярский заговор. 4. Выступление Ивана Болотникова. 5. Лжедмитрий II. 6. Перелом в настроении народа. 7. Вторжение войск Польши и Швеции. Учитель: Было бы не верно именовать Смутой промежуток времени исключительно с   1598   по   1613   годы.   Смута,   как   скрытая   болезнь,   задолго   до   эпохи   самозванцев подтачивала силы государства. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века врезалось в ее историческую память. Никогда раньше политическая борьба за власть   в   государстве   не   становилась   обыденным   делом   рядовых   дворян   и   тем   более социальных   низов.   Это   было   время   упорной   и   жестокой   борьбы   боярских   партий, группировок   духовенства   и   народа,   вовлекаемого   в   конфликты   противоборствующими сторонами. По определению В.И. Даля, смута ­ это возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между народом и властью. Смутное   время   ­   это   эпоха   социально­политического,   экономического   и династического кризиса. (сделать  запись в рабочей тетради) Так в чем же заключались причины смуты? Внимательно познакомьтесь с текстом  § 2, "Причины и суть Смутного времени" и запишите эти причины в тетрадь. 1. Пресечение законной московской династии; 2. Хозяйственная разруха ( голод, запустение центральной части русских земель); 3. Ужесточение политики закрепощения крестьян; 4. Массовые народные волнения; 5. Противоречия между боярами и дворянами, так как шла борьба за влияние на того или иного царя; 6. Увеличение налогового гнета; 7. Ослабление центральной власти. Проверка письменного задания.  Работа с документом "Русский историк В.О. Ключевский о Лжедмитрии I" стр. 23­24 Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы: 1. Чем отличался Лжедмитрий I от предшествующих русских государей? 2. Как могли относиться к поведению молодого царя современники?  запись в тетради: 1605 ­ 1606 ­ царствование Лжедмитрия I.Учитель:  1 июня 1605 года под Москву от Лжедмитрия прибыли дворяне Плещеев и Пушкин с царской грамотой. В грамоте говорилось, что Дмитрий всех прощает, так как москвичи присягнули Б.Годунову по незнанию. Всем были обещаны льготы и милости за верность   царю.   Лжедмитрий   отказался   войти   в   Москву,   пока   не   будут   устранены Годуновы.   После   определенных   сомнений   группа   дворян   ворвалась   в   Кремль.   Федор Борисович встретил заговорщиков в Грановитой палате на троне, рядом были его мать и сестра. Царя стащили с трона и отправили под стражу. Все родственники Годуновых были арестованы, их дома разграблены. Затем выбранные московские люди отправились к Дмитрию с повинной грамотой, приглашая   его   на   царство.   20   июня   1605   года   самозванец   въехал   в   столицу.   Москва встретила   его   колонным   звоном.   Чтобы   убедить   москвичей   в   своем   царском происхождении, самозванец вызвал в Москву инокиню Марфу (Марию Ногую, последнюю жену Ивана Грозного с, следовательно, мать царевича Дмитрия), бывшая царица признала в нем сына и обошлась с ним ласково. Московский народ на какое­то время успокоился. 30 июня 1605 года Дмитрий венчался  царским венцом, который возложил на него новый патриарх ­ Игнатий. Новый царь не собирался отдавать Смоленск и Чернигово­ Северские   земля   королю   Сигизмунду;   Новгород   и   Псков   ­   Мнишеку.   Православие оставалось государственной религией; царь не позволял строить в России католические храмы. Дмитрий вопреки всем стал именовать себя императором. С самого начала царствования новый монарх энергично принялся за переустройство своего государства: 1. Запретил брать взятки; 2. Повысил должностные оклады; 3. Каждый день присутствовал на заседании Боярской думы; 4. Лично принимал дважды в неделю челобитные и выслушивал челобитчиков; 5. Нарушил вековой русский обычай послеобеденного отдыха; любил гулять по Москве, заходил в ремесленные лавки, разговаривал с купцами и торговцами; 6. Любил охоту и мог сам единолично охотиться на зверя; 7. Не осенял себя крестным знамением, не разрешал себя окроплять святой водой. Москвичи с неприязнью наблюдали за поведением молодого царя, не считавшегося с русскими обычаями и   традициями. Чашу терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек, на которую съехалось около двух тысяч поляков. Задание:  Найдите в тексте этому подтверждение. ( он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал; приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.) Учитель: К началу весны 1606 г. в Москве созрел заговор в целях свержения самозванца. Во главе заговора стояли Иван и Василий Голицыны, Василий, Дмитрий и Иван Шуйские, Михаил Татищев. Заговорщики готовы были пригласить на престол даже "нейтрального" претендента, сына Сигизмунда III Владислава, при условии поддержки польским монархом заговора. 17 мая 1606 г. приступили к осуществлению задуманного. 200 бояр и дворян под руководством   Голицыных   и   Шуйских   ворвались   в   Кремль.   А   накануне   В.   Шуйский приказал отворить тюрьмы, выпустить всех преступников и раздать оружие. В Кремле шласмена караула, и во дворце находилось не более 30 стражников. В Москве во всю звонили колокола. Народ с криками "Горит Кремль!" бежал к Красной площади. Поляки, почуяв неладное, схватили оружие и тоже бросились к Кремлю. Но их в Кремль не пустили.  Лжедмитрий воспользовавшись замешательством, попытался бежать, но выпрыгивая из окна сломал ногу. Стрельцы попытались защитить Дмитрия, но заговорщики схватили его, сорвали с него царский кафтан и застрелили. Тело, обвязав веревкой, потащили по земле из Кремля через Спасские ворота. Труп показали Марии Нагой, и царица отреклась от   "сына".   Тело   еще   два   дня   находилось   не   погребенным,   и   каждый   желающий   мог надругаться над ним. Проблемное задание: 1. Что помогало и что препятствовало укреплению власти царя Дмитрия?  2. Почему Лжедмитрий балансировал на грани самых разных политических сил? (Лжедмитрий   был   новым   по   духу   человеком   на   российском   царском   престоле;   он стремился приручить русских людей к свободе и веротерпимости; польский король не дождался обещанных ему земель; католическое духовенство не реализовало свои надежды в распространении католичества; крестьяне рассчитывали на возврат Юрьева дня, а он закрепил крепостное право) Выступление   ученика,   получившего   опережающее   задание:   рассказать   исторической личности Василия Шуйского.  запись в тетради: 1606­1610 ­ царствование Василия Шуйского. Учитель:  В.   Шуйский   стал   первым   российским   царем,   который   присягнул   своим подданным:  1. не допускать безграничного самовластия; 2. не слушать каких­либо ложных доносов; 3. полагаться только на справедливое расследование.   об Эти гарантии давались не только боярам, но и купцам и даже "черным людям". Высшей   судебной   инстанцией   объявлялась   Боярская   дума,   которая   стала   очень многочисленной.   В.   Шуйский   унаследовал   пустую   казну;   значит,   он   не   мог   щедро вознаграждать служилых людей. Дворяне и дети боярские стали злорадствовать по поводу скупости царя Василия и вспоминали щедрого Лжедмитрия. Выступление Ивана Болотникова (учитель организует работу в группах) Задание: 1 группа: охарактеризовать состав участников восстания. Какие слои общества сыграли активную роль в восстании? 2   группа:   определить,   совпадали   ли   цели   и   интересы   различных   слоев   общества, объединившихся в лагерь И. Болотникова. 3 группа: проследить, охарактеризовать ход движения восставших. 4   группа:  причины   поражения.   Почему,   на   ваш   взгляд,   В.   Шуйский   сумел   подавить восстание И. Болотникова? ( учащиеся работают с текстом учебника, картой "Смутное время в России начала XVII в", стр.   25   учебника   и   текстом   документа   "Из   записок   немецкого   участника   восстания Болотникова" стр. 22­23 учебника) Выступление групп  ( если необходимо учитель комментирует и дополняет) После   падения   города   Тулы   закончилось   восстание   под   руководством   И. Болотникова, но гражданская война в России не прекратилась, а перешла в другую стадию, осложненную иностранным вмешательством.(   Ученики   формируют   и   записывают   в   тетрадь   понятие   "гражданская   война"и   дату восстания) Гражданская война ­ война в которой соотечественники воюют друг против друга. 1606­1607 ­ восстание под предводительством И.И. Болотникова. Учитель: Итак, в России вновь появляется самозванец Лжедмитрий II. Новый претендент на русский престол объявился на Брянщине при поддержке польских магнатов. 1608 г. ­ самозванец   организовал   поход   на   столицу   и   летом   был   у   стен   Москвы,   но   овладеть Москвой   не   смог;   войско   расположил   в   Тушино   ­   от   того   и   пошло   его   прозвище "тушинский   вор".     В   Тушино   прибыли   польские   магнаты   и   Марина   Мнишек,   которая "признала" в самозванце своего мужа, за это ей было обещано 3 тысячи рублей золотом и доход от 14 русских городов.  Армия Лжедмитрия II росла: примкнули остатки армии И. Болотникова, холопы, крестьяне, казаки. В тушинском лагере находились и представители видных российских аристократических родов, противники В. Шуйского. Среди русских при тушинском дворе главную   роль   играли   Филарет   Романов   и   Михаил   Салтыков.   Филарет   стал   тушинским патриархом.   Салтыков   вместе   с   князем   Дмитрием   Трубецким   возглавил   тушинскую Боярскую думу.  Силы "тушинского вора" росли. Московские бояре перебегали и метались между Москвой и Тушином. Тушинское войско постоянно пополнялось за счет простого люда. Но скоро в настроении крестьян и посадских людей произошел резкий перелом. Тушинские поляки вели себя как завоеватели: продолжались грабежи, насилия, убийства, облагали   население   большими   налогами,   оскверняли   православные   святыни.   Вера   в "доброго Дмитрия" заколебалась. Население стало оказывать сопротивление тушинским войскам. Центрами сопротивления стали монастыри.  В. Шуйский понимал, что его положение становится шатким. Осажденная Москва терпела   голод,   болезни,   а   московские   купцы   наживались   на   поставке   в   Тушино разнообразных припасов. Царь не решился опереться в борьбе с "тушинским вором" на силу и мощь народа. В такой обстановке правительство В. Шуйского заключило договор со Швецией об отправки в Россию наемного войска в обмен на уступку Швеции крепости Корелы   с   уездом.   Весной   1609   г.   шведско­русские   войска   под   командованием родственника царя ­ Михаила Скопина­Шуйского ­ выступили из Новгорода. Летом 1609 г. они успешно освободили северо­восточную часть России. В июле разгромили тушинцев под Тверью и двинулись на Москву. Но шведы уклонились от дальнейших боевых действий, они потребовали   незамедлительной   оплаты,   обещанного   жалованья.   Для   этого   пришлось вводить   новые   налоги,   а   это   только   усилило   недовольство   в   народе   правлением   В. Шуйского. Ситуация обострилась, когда польский король Сигизмунд, узнав о русско­шведском договоре,   воспользовался   этим   как   предлогом   для   открытого   вторжения   в   Россию.   В сентябре 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Сигизмунд III осадил Смоленск. Оборону возглавил воевода М.Б. Шеин. В течении 21 месяца гарнизон, горожане, жители сел и деревень противостояли врагу. В июне 1610 г. по приказу короля Сигизмунда  III часть польского войска двинулась из­под Смоленска на Москву. В бою под с. Клушином, близ Можайска, русское войско потерпело поражение. Путь к Москве для польских войск был открыт. Бедственным положением России воспользовались шведы. Часть шведских наемных войск после клушинского поражения ушла на север. В 1611 г. шведские отряды захватили Новгород и все русское побережье Финского залива, силой добиваясь признания шведского принца русским царем.  Тем временем в Пскове некий Сидорка объявил себя новым "царем Дмитрием". запись в тетради: 1609 г. ­ начало вторжения иностранных войск в Россию.Итог:  1. Ослабление центральной власти. 2. Боярство вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране. 3. Широкое распространение самозванчества. 4. Вторжение в Россию иностранных войск. V. этап урока. Первичное осмысление и закрепление знаний. Очень   долго   бытовало   мнение,   что   причиной   Смуты   в   России   является   лишь отсутствие законного наследника на русский престол. Перечислите еще причины Смуты в России, разделите их по трем направлениям: экономические, политические, социальные. VI этап урока.  Подведение итогов урока. Рефлексия.  Обобщающая беседа: ­ Что мы изучали сегодня на уроке? ­ Какие вопросы вызвали у вас затруднения? ­ Что в новом материале вас заинтересовало? ­ Как вы оцениваете свою работу? Домашнее задание: § 2, сравните деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.