Урок истории. Тема: Россия в конце 16 века. 7 класс.
Оценка 4.8

Урок истории. Тема: Россия в конце 16 века. 7 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
7 кл
17.04.2018
Урок истории. Тема: Россия в конце 16 века. 7 класс.
Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней полити¬кой Федора Ивановича и итогами его правления; характеризовать политику Бориса Годунова; рассмотреть торговые и культурные связи Российского государства со странами Западной Европы. Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия патриарх; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-след-ственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать и анализировать политику Бо-риса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце 16 в.; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида;
Урок истории в 7 классе Россия в конце 16 века.docx

Тема: Россия в конце 16 в.

Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней полити­кой Федора Ивановича и итогами его правления; характеризовать политику Бориса Годунова; рассмотреть торговые и культурные связи Российского государства со странами Западной Европы.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия патриарх; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-след­ственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать и анализировать политику Бо­риса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце 16 в.; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида; метапредметные УУД— 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необ­ходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познаватель­ные: владеть общим приемом решения проблемных и творческих за­даний; личностные УУД: формировать и развивать познаватель­ный интерес к изучению истории России, устойчивую мотива­цию учения.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

После смерти Ивана IV в 1584 г. на престол взошел его сын - Федор Иванович. Какие изменения произошли в России в период его царствования? Узнаем об этом на нашем уроке.

Тема урока: «Россия в конце XVI в.».

План урока

1.Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение па­триаршества.

2.Внешняя политика Федора Ивановича.

3.Пресечение династии Рюриковичей.

4.Царь Борис Годунов.

5.Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

-Каковы итоги правления Федора Ивановича и Бориса Го­дунова?

 

Работа по теме урока

1. Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение па­триаршества

19 марта 1584 г. на престол взошел царь Федор Иванович. «Никогда отец и сын, — отмечала современница А.С. Пушкина писательница А.О. Ишимова, - не имели так мало сходства между собою, как Иоанн и наследник его: никогда после такого гневного, жестокого, могущественного государя не было такого кроткого и слабого. Федор от природы был робок, застенчив и чрезвычайно набожен: одна мысль согрешить в чем-нибудь перед Богом была так ужасна для него, что с самого начала своего царствования, чувствуя слабые способности свои и боясь от того дурно испол­нить великие обязанности государя и тем прогневить Бога, сми­ренный царь отказался от занятий делами государственности».

— Изучив дополнительный материал, охарактеризуйте лич­ность царя Федора Ивановича.

Дополнительный материал

Современники о царе Федоре Ивановиче

Царь мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слыхал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо сидя на престоле во вре­мя приема, не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу.                               (Сапега Л., польский посол)

Царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удо­вольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам, трезво­нил в колокола и слушал обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского сына.                                                 (Ерлезунда де П., шведский дипломат)

Федор небольшого роста, приземист, опухл, нос у него ястребиный, походка нетвердая. Он прост и слабоумен, но очень тих и милостив и чрезвычайно набожен.                      (Флетчер Дж., английский дипломат)

(Проверка выполнения задания.)

По мнению советского историка К.В. Базилевича, все харак­теристики царя Федора «сходятся в общей точке зрения, что царь этот был совершенно не способен к государственным делам. Не­большого роста, со слабыми ногами, которые с трудом держали тяжелый корпус, с вечно бессмысленной улыбкой на одутловатом лице, царь Федор производил на современников впечатление сла­боумного человека».

Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил государство заботам ближ­них бояр. Молодого царя опекал совет знати. В совет входили зем­ские бояре — Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мсти­славский, Никита Романович Захарьин-Юрьев — и Борис Годунов, брат жены царя Ирины.

 

 (Коллективная работа с п. 1,2 § 11 учебника - комментирован­ное чтение.)

1 ряд-задачи внутренней политики

2 ряд-мероприятия

3 ряд-итоги внутренней политики

1 ряд-Время правления царя Федора Ивановича — 1584—1597 гг. Основные задачи внутренней политики:

1)                  преодоление хозяйственной разрухи и восстановление эко­номики;

2)                  сплочение верхушки общества/учредив опричнину, Иван 4 фактически натравил одну часть дворян и бояр на другую/

2 ряд-

1) указ о заповедных летах стал действовать постоянно;

2) издан указ об урочных летах (1597 г.); учебник, стр. 94

Изучаем документы

Лета 7106-го [1597 г.] ноября в 24 день царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин... выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян... сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, ще хто жил.

1.Как вы оцениваете этот указ? 2. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?

3) учреждение в России патриаршества. В 1589 г. глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от грече­ской. Первым патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Иов.

3        ряд-Итоги внутренней политики:

1)усиление закрепощения крестьян:

2)укрепление поместного и вотчинного хозяйств;

3)укрепление влияния Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом в результате учреждения патриаршества в 1589 г.

 

2. Внешняя политика Федора Ивановича (Коллективная работа с п. 3 § 11 учебника - комментирован­ное чтение.)

Запись в тетради

Основные задачи внутренней политики:

1)обеспечение безопасности границ;

2)возвращение российских территорий, захваченных в период Ливонской войны;

3)восстановление международного авторитета страны.

 

Итоги внешней политики:

1)продление перемирия с Речью Посполитой до 1602 г.; Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику

2) Русско-шведская война 1590—1593 гг. была успеш­ной для Российского государства. По Тявзинскому мирному договору (1595) России были возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. И хотя Нарва осталась у шведов, Россия частично восстановила утраченные на Балтике позиции.

3)освоение Приуралья, вхождение Западной Сибири в 1598 г. в состав России;

4)укрепление системы обороны на южных границах, что по­зволило успешно отражать набеги крымских татар

5)усиление российского влияния на Кавказе; Царь Кахетии Александр II в 1587 г. выразил желание перейти под рус­ское покровительство.

6)расширение внешнеторговых связей через Архангельск с Европой и по Волге с Востоком.

Россия постепенно восстанавливала свой международный авторитет.

Вывод. В период царствования Федора Ивановича Россия до­билась значительных успехов во внешней политике.

Голландец Исаак Масса, проживший в России восемь лет, о времени Федора Ивановича писал так: «Состояние всего Мо­сковского государства улучшалось и народонаселение увеличилось. Московия, совершенно опустошенная и разоренная вследствие страшной тирании покойного великого Ивана и его чиновников... теперь, благодаря преимущественно доброте и кре­пости князя Федора, а также благодаря необыкновенным спо­собностям Годунова [ближайшего советника царя], снова начала оправляться и богатеть».

Историк В.И. Буганов утверждал, что Федор Иванович, «на­смотревшись измлада на то, что творили отец и его присные, всю жизнь с неприязнью относился к расправам, жестокости... Ситуация в стране стала тише и спокойнее. Об оприч­ном терроре вспоминали с ужасом и отвращением, в том числе и сам монарх, начинавший каждый день с молитвы: “Господи, сохрани меня, грешного, от злого действия”». Историк С.М. Соловьев полагал, что «для большинства, и большинства огромного, царствование Федора было временем счастливым, временем отдохновения».

 

3. Пресечение династии Рюриковичей

Федор Иванович умер в январе 1598 г., прожив немногим бо­лее 40 лет. Царь Федор не имел детей. После его смерти власть должна была перейти к самому младшему сыну Ивана IV - Дмитрию. Ца­ревич жил в Угличе вместе с матерью Марией Нагой — последней женой Ивана IV - и многочисленной родней. Однако в 1591 г. Дмитрий погиб.

— Изучив дополнительный материал, ответьте на вопрос.

Дополнительный материал

Версия первая. Царевич был убит по приказу Бориса Годунова или его ближайшего окружения.

Иностранцы (Флетчер, Буссов) сообщают, что Дмитрий характером похож на отца: жесток и любит смотреть на мучения животных. Рядом с такой характеристикой Буссов сообщает рассказ о том, что Дмитрий сделал однажды из снега чучела, называл их именами знатнейших мо­сковских вельмож, затем саблей сшибал им головы, приговаривая, что так он будет поступать со своими врагами — боярами. И русский писатель Палицын пишет, что в Москву часто доносили о Дмитрии, будто он враждебно и нелепо относится к боярам и особенно к Борису Годунову. Палицын объясняет такое настрое­ние царевича тем, что он был «смущаем ближними своими». И действи­тельно, если мальчик высказывал такие мысли, то очевидно, что сам он их выдумать не мог, а внушались они окружающими его. Ясно также, что и бояре, слыша о настрое­нии Дмитрия, который считался наследником престола, могли опасаться, что взрослый Дмитрий напомнит им о временах отца своего, и могли желать его смерти, как говорят иностранцы. Таким образом, немногие показания современников с ясностью вскрывают нам взаимные отноше­ния Углича и Москвы. В Угличе ненавидят московских бояр, а в Москве получаются из Углича доносы и опасаются Нагих.

 

Версия вторая - официальная. Нечаянное самоубийство.

Царевич Дмитрий давно страдал эпилепсией. 12 мая, незадолго до трагического события, припадок повторился. 14 мая Дмитрию стало лучше, мать взяла его с собой в церковь, а вернувшись, велела погулять во дворе. В субботу 15 мая царица опять ходила с сыном к обедне, а потом отпустила гулять во внутренний дворик дворца. С царевичем были мам­ка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова, постельница Марья Колобова и четверо сверстников Дмитрия, сыновья кормилицы и по­стельницы Петруша Колобов, Иван Красенский и Гриша Козловский. Дети играли в тычку — игру, в которой нужно было попасть заостренным железным стержнем (или перочинным ножом) в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Во время игры у царевича начался очередной припадок эпилепсии, он случайно ударил себя этим стержнем в горло и умер на руках у кормилицы.

17 мая в Углич из Москвы была прислана следственная комиссия, состоявшая из следующих лиц: князя В. Шуйского, окольничего Андрея Клешнина, дьяка Вылузгина и Крутицкого митрополита Геласия. Ко­миссия заключила, что: 1) царевич сам себя зарезал в припадке падучей болезни в то время, когда играл ножом в тычку вместе со своими сверстниками; 2) Нагие без всякого основания побудили народ к напрасному убийству невинных лиц.

Версия третья. В Угличе был убит другой мальчик, а царевич Дми­трий остался жив.

Когда началось Смутное время, эта версия стала прикрытием для множества самозванцев.

Вопрос по текстам

Какая из этих версий представляется вам наиболее правдо­подобной?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Царевич Дмитрий был последним представителем династии Рюриковичей. Со смертью Федора Ивановича пресеклась 700-лет­няя династия, кончилась целая эпоха, когда на престоле находи­лись «прирожденные государи».

 

4. Царь Борис Годунов

Когда страна осталась без царя, то Боярская дума в присут­ствии патриарха Иова и епископов присягнула на верность жене Федора Ивановича — Ирине, которой он перед смертью «пере­дал скипетр царства». Но она отказалась от власти и постриглась в монахини.

17 февраля 1598 г. впервые на Земском соборе был избран царь. Рассматривались три кандидатуры: Борис Годунов — фактический правитель в последнее десятилетие царствования царя Федора, князь Федор Мстиславский — старший член Бояр­ской думы, боярин Федор Никитич Романов.

 

Все кандидаты могли заявлять об определенной степени род­ства с покойным царем Федором. Бабушка князя Мстиславского приходилась двоюродной сестрой царю Ивану IV. Боярин Рома­нов был двоюродным братом царя Федора. Борис Годунов был шурином царя - братом царицы Ирины - и считался опытным и одаренным правителем.

Ни за кого из кандидатов официально не голосовали.

Когда патриарх Иов обнаружил, что подавляющее большинство высту­пает за Бориса Годунова, он убедил остальных принять Бориса в качестве царя, чтобы добиться единогласного голосования.

Когда Бориса известили об избрании, он отказался от престола. Видимо ему хотелось получить особые гарантии того, что его не только избрали новым государем, но и признали как основате­ля новой династии.

18 февраля патриарх Иов созвал новое заседание выборного Собора. На нем было решено считать изменником каждого, ко­торый признает своим государем любого другого человека, кро­ме Бориса, его сына Федора и их потомков. Кроме того, Собор одобрил предложение патриарха членам Собора пойти в понедельник, 20 февраля процессией в Новодевичий монастырь, чтобы просить царицу Ирину (в монашестве Александру) убедить брата принять престол. Александра дала согласие просить брата взойти на престол, и он удовлетворил ее просьбу.

 

- Работая с п. 5,6 § 11 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте нового царя.

Дополнительный материал

Род Годунова был не из первостепенных родов и выдвинулся случайно только в XVI в. Предок Годуновых, татарин Мурза-Чет в XIV в. на службу к московскому князю. Как его потомки успели выдвинуться из массы подобной им второстепенной знати, неизвестно. Пользуясь постоянным расположением Грозного царя, Борис участвовал в его оп­ричнине. Но и в Александровской слободе держал он себя с большим тактом; народная память никогда не связывала имени Бориса с подви­гами опричнины. <.-..>

Собор стал на сторону патриарха, потому что предложенный патри­архом Борис Годунов в глазах русского общества имел определенную репутацию хорошего правителя.

Во внутренней политике Бориса, когда вы читаете о ней показания русских и иностранных современников, вы раньше всего заметите один мотив, одну крайне гуманную черту. Это, выражаясь языком того време­ни, «защита вдов и сирот», забота «о нищих», широкая благотворитель­ность во время голода и пожаров. <...> Кроме разнообразных льгот, он облегчал и даже освобождал от податей многие местности на три, на пять и более лет.

 

Страшная школа Грозного, которую прошел Годунов положила на него неизгладимый печальный отпечаток. Чуя глухой ропот бояр, Борис принял меры, чтобы оградить себя от их козней: с особенным озлоблением накинулся Борис на боярский кружок с Романовыми во главе, в ко­торых, как в двоюродных братьях царя Федора, видел своих недобро­желателей и соперников. Пятерых Никитичей, их родных и приятелей с женами, детьми, сестрами, племянниками разбросали по отдаленным углам государства, а старшего Никитича, будущего патриарха Филарета, при этом еще и постригли, как и жену его.

                                                                                     (Ключевский В.О. Русская история.

Начало царствования [Годунова] было отмечено неслыханными послаблениями. Освободили крестьян от податей на один год, купцов от пошлин на два года, иноверцев от уплаты ясака на один год. Служилым людям выдали годовое жалованье.

Сделал он многое и предполагал сделать еще больше. Например, завести школы и даже устроить университет. Вообще, мысль о том, что России необходимо приобщиться к европейской культуре, впервые яви­лась в царствование Годунова. Он первым из русских правителей посылал юношей получить образование за границу, старался привлечь к себе образованных иноземцев и ученых.

Судя по всему, Годунов вполне мог оставить о себе память как о бле­стящем правителе, но этого не получилось. И беда здесь была даже не в том, что вторая половина его короткого царствования омрачилась неурожаями, мором и смутами. Главное несчастье Годунова заключалось в том, что его так и не восприняли как Богом данного царя. Его не боялись, как раньше Ивана Грозного, его не любили, как позже Михаила Романова. <...>

                                                                          (Рыжов К. Все монархи мира)

Борис Годунов осознавал необходимость развития торговых и культурных связей России со странами Западной Европы.

1)Он предоставил дополнитель­ные льготы английским купцам.

2)главное внимание царь уделял торговле с Ганзейским союзом, рассчитывая через него наладить морское сообщение с Европой. В 1603 г. царской грамотой крупнейшему ганзейскому горо­ду Любеку было предоставлено право свободной и беспошлинной торговли в России. Эта грамота разрешала кораблям немецких купцов заходить в Ар­хангельск без таможенного досмотра. Немецкие купцы вольны были объяв­лять цену на свой товар, также они могли свободно приезжать в Москву, Новгород, Псков, Ивангород и иметь в этих городах гостиные дворы. В слу­чае возникновения каких-либо недоразумений немецкие купцы имели право посылать жалобы в Москву лично государю.

Развитие торговли со странами Европы способствовало знакомству Рос­сии с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры.

3)развитие культуры:

-обучение дворянских детей за границей;

-проекты открытия школ и университета в Москве;

-приглашение в Россию иностранных ученых и специалистов.

 

Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Домашнее задание

Прочитать §11.

Учебник, стр. 94 Работаем с документом

Из драмы «Царь Борис» писателя А.К.Толстого

Не трогать никого.

Хотели б вы, чтоб омрачил я день

Венчанья моего? День этот должен

Началом быть поры для царства новой;

Светить Руси как утро должен он

И возвещать ей времена иные

И ряд благих, безоблачных годов!

<...>

Не страхом я — любовию хочу

Держать людей. Прослыть боится слабым

Лишь тот, кто слаб; а я силён довольно,

Чтоб не бояться милостивым быть.

1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату. 2. Ка­кой образ царя Бориса рисует А. К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в ка­честве главных?

 

Выполнить задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, раз­мышляем» на с. 95 учебника.

Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внутренней и внешней политике. Сделайте вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок. Церковь и государство в XVI в.

Цели и задачи: познакомить с ролью церкви в жизни россий­ского общества в XVI в., ее взаимоотношениями с властью; харак­теризовать особенности Русской православной церкви.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия архиерей, описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для рас­крытия сущности и роли православия в истории России в XVI в.; анализировать суть спора между иосифлянами и нестяжателями; приводить примеры взаимоотношения церкви и власти; выска­зывать суждения о важности для светской власти ее поддержки церковью; сравнивать интересы церкви и государства; оцени­вать деятельность церкви в укреплении самодержавной власти; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументиро­вать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм дей­ствий; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: владеть общим приемом реше­ния учебных задач; личностные УУД: формировать и разви­вать познавательный интерес к изучению истории России; ува­жительно относиться к историческому наследию.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах, схема.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Заглянем в прошлое и познакомимся с историей взаимоотно­шений Русской православной церкви со светской государствен­ной властью.

Тема урока: «Церковь и государство в XVI в.».

План урока

1.Духовенство и миряне.

2.Иосифляне и нестяжатели.

3.Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

4.Церковь и государство.

                 Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

                 На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

                 Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Введение в новый материал

В XVI в. сложилось единое централизованное Российское государство. Русская православная церковь способствовала пре­одолению раздробленности, объединению русских земель, уча­ствовала в разработке идеологии самодержавия, представители духовенства обосновали тезис о божественном происхождении царской власти. Церковь стремилась воздействовать на государ­ственную политику, а царская власть желала установить едино­властие, подчинить церковь своему влиянию. Как складывались отношения церкви и государства? Этот и другие вопросы мы об­судим с вами на нашем уроке.

Работа по теме урока

1. Духовенство и миряне

                 Работая с п. 1 § 12 учебника и предложенной схемой, срав­ните иерархию Русской православной церкви до и после 1589 г.

Иерархия Русской православной церкви в конце XVI в.
(после 1589 г.)

До 1589 г. главой Русской православной церкви яв­лялся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчинённое духовенство и мирян.

(Проверка выполнения задания)

 

Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы.

                 Какую роль играл храм в жизни русских людей? (Он был центром религиозной жизни, в нем объявляли царские указы, решали общинные и судебные дела. И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души — делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.

                 Кто учил детей грамоте? (Священники. вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христиан­ские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом.

 

2. Иосифляне и нестяжатели

В XV—XVI в. церковь стала обладателем больших земельных угодий. Государство предприняло ряд попыток изъятия церков­ных земель. Эти действия порицались на церковных соборах.

Однако в самой среде духовенства возник спор о праве церкви владеть обширными земельными угодьями.

— Работая с п. 2 § 12 учебника, заполните таблицу.

Нестяжатели и иосифляне

Критерии для сравнения

Нестяжатели

Иосифляне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Как вы думаете, почему Иван III поддерживал нестяжа­телен, а Иван IV - иосифлян? (Примерный ответ. Нил Сорский ничего не имел против отнятия земель и другого имущества у монастырей и передачи их государству, что было выгодно Ивану III. Иосиф Волоцкий провозглашал божественную природу царя, призывал выполнять его волю, «как если бы Господу работали, а не человеку», что было необходимо для утверждения самодержавной идеи.)

              Споры между иосифлянами и нестяжателями продолжались много лет, пока Соборы 1547 г,1549,1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, напоминавшую византийскую.

            Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи?

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи обязывались действовать во исполне­ние общегосударственных постановлений. За церковью признава­лись права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писа­ния и богослужения.

 

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Стараясь укрепить «истинную» православную веру, церков­ники вели упорную борьбу против пережитков язычества, «ла­тинства» (католицизма), «люторства» (протестантства), «бесерменства» (мусульманства), а также разнообразных еретических учений.

                  Используя ранее полученные знания, ответьте на вопросы в начале п. 3 § 12 учебника.

                  Что такое ересь?

(Ответы учеников.)

Церковь тревожило, что в деревнях продолжали широко отме­чать древние народные праздники (например, день Ивана Купалы), городские жители вместо церкви охотно посещали представ­ления скоморохов, служилые люди брили бороды «как латиняне», чтобы угодить своим женам.

Большим почтением в народе пользовались «Божьи люди», «юродивые», «блаженные». Английский дипломат Джильс Флет­чер писал, что «они ходят совершенно нагие, даже зимой в самые сильные морозы... с длинными волосами, распущенными и вися­щими по плечам, а многие еще с веригами на шее или посередине тела. Их считают пророками и весьма святыми мужами, потому и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге».

Но если к юродивым церковь относилась достаточно терпи­мо, то языческие развлечения резко осуждала. Стоглавый собор признал «бесовские игрища» греховным занятием.

В середине XVI в. появились вольнодумцы, подвергавшие со­мнению важнейшие догматы христианского вероучения и крити­ковавшие церковные порядки.

- Разделитесь на две группы. Изучив п. 3 § 12 учебника и до­полнительный материл, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал для первой группы

«Дело» Матвея Башкина

Матвей Семенович Башкин, дворянин высокого ранга, зачислен­ный в 1550 г. в «Тысячную книгу» как сын боярский по городу Боровску, много размышлял над вопросами христианской морали и своими мысля­ми и сомнениями не раз делился со своим духовником - священником придворного Благовещенского собора Симеоном. Вот и ранней весной 1553 г. он пришел к нему, чтобы получить наставления, но беседа показалась Симеону странной, и он обратился за советом к Сильвестру: Башкин «от мене поучение требует, а иное мене и сам учит»! Сильвестр заметил, что «слава про него недобрая носится», и велел Симеону продолжать бе­седы. Не знал Башкин, что с этой поры каждое его слово становилось частью следственного «дела». Он пригласил к себе Симеона и показал ему Апостол, в котором были воском помечены места, вызвавшие его недоумение и вопросы.

Башкин никак не мог понять — ведь если в Новом Завете написа­но, что весь христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей? Сам он ответил на этот вопрос: отпустил на волю своих холопов.

Башкин отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви. Теперь Симеон уже не сомневался — перед ним опасный вольнодумец, еретик.

Оповещенный о настроениях Башкина, Сильвестр решил принять меры. В итоге дело дошло до царя.

Иван IV лично просмотрел Апостол с пометами Башкина и, убедив­шись в их крамольности, приказал заключить его в тюрьму. Следствие возглавили иосифляне — непримиримые враги всякого свободомыслия. Башкина жестоко пытали. От мучений он чуть не лишился разума: «Язык извеся непотребная и нестройная глаголаша на многи часы, и потом в разум прииде...» Так обвинение в ереси было доказано. Башкина предали анафеме. По некоторым сведениям, его казнили - посадили в деревян­ную клетку и сожгли.

(Юрганов А.Л., КацваЛ.А. История России XVI-XVlU вв )

Вопросы по тексту

            Какую опасность усмотрели церковники в действиях и раз­мышлениях Матвея Башкина? (Отпустил холопов на волю. Отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви.)

            В чем вы видите его вольнодумство? (Если «христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей», т. е. он выступал против закрепощения крестьян.)

 

Дополнительный материал для второй группы

«Дело» Феодосия Косого

Не одному Башкину приходили в голову «странные» мысли и мучи­тельные вопросы.

Многие упорно искали истину. «Московитин» Феодосий Косой, холоп одного из царских слуг, создал свое «новое учение» и прослыл едва ли не самым опасным вольнодумцем. Около 1554—1555 года Фео­досия арестовали. Но ему и некоторым его единомышленникам удалось бежать в Великое княжество Литовское. О еретических взглядах Фео­досия, проповедовавшего устно, мы узнаем из сочинений его обличителей. Один из них, Зиновий Отенский, называл учение Феодосия Косого «рабьим».

Чем же привлекало оно людей?

Феодосий считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Да и может ли Бог родиться от женщины? - вопрошал он. Христос- пророк, наставник, не более!

Феодосий Косой хотел понять первоначальное христианство. Первые христиане не знали ни икон, ни монашества, ни самой церкви. Феодосий Косой пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал он и поклонение кресту. Ведь крест - только дерево, в нем нет святости, почитание его противоречит вере в Бога. Не нужны были, по его мнению, молитвы и таинства. Служителей церкви он называл лицемерами, «ибо гонят нас и в тюрьмы затворяют, не дают нам истины учити по Евангелию». Как же можно исповедовать любовь, мучая людей за их убеждения?          

Он был бунтарем: «Не подобает поклонятися не токмо умершим. но и живым». Истина заключалась, по его мнению, в следовании заповедям раннего христианства. Феодосий стремился к невозможному-разумом понять веру.   

(Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России 16-18 вв)

Вопросы по тексту

-               Какую опасность усмотрели церковники в действиях и раз­мышлениях Феодосия Косого? (Считал Христа не богоче­ловеком, а просто человеком. Пришел к выводу о полной не­нужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал поклонение кресту, молитвы и таинства.)

-               В чем вы видите его вольнодумство? (Стремился к невоз­можному — разумом понять веру.)

 

4. Церковь и государство

В XVI в. в России шло интенсивное храмовое строительство, росла численность городских приходов, увеличивалось количе­ство монастырей. Находясь в союзе с государством, с его военными формирова­ниями. Русская православная церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы.

Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу. Духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного поражения.

           Возле монастырей образовывались села, а иногда и города. В голодные годы монастыри кормили сотни голодающих, в годы войны в них создавались больницы. Также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности.

Некоторые основатели монастырей — Феодосий Печерский, Кирилл Белозерский, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский - сами писали уставы для своих монастырей. Од­нако общие основы монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов.

Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях - игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели самых крупных монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем.

Прием в монастыри был свободный, но требовался вклад деньгами или имуществом. Только лица, внесшие вклад, счита­лись действительными членами монастырской общины. Приня­тые без вклада, «Бога ради», не принимали участия в монастыр­ской жизни. Стоглав предписал принимать в монастыри и без вклада приходящих с верою и страхом Божьим.

                 Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Учебник, стр. 98

Объединяя русские земли, светская власть ещё не имела надёжного аппарата управле­ния страной и нуждалась в поддержке церкви. Василий III покровительство­вал Иосифу Волоцкому. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками. Иосиф Волоцкий провозглашал божественный характер власти государя: «Государь естеством подобен есть всем человекам, а властию же подобен есть вышнему Богу», утверждая, что правитель является высшим судьёй в светских и церковных

делах и его «суд не посужается».

Докажите, что интересы государства и церкви не всегда совпадали, правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения:

с 1551 г. про­дажа вотчин монастырям разрешалась только с дозволения царя; тогда же начался пересмотр жалованных грамот духовным землевладель­цам — их лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин.

Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый влады­ка был низложен, сослан в монастырь, а там задушен Малютой Скуратовым в 1569 г.

В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно-земский собор отменил церковные и монастырские тарха­ны (освобождения вотчин от всех налогов).

 

Почему в 16 в. церковь смогла сохранить свои земельные владения и обрести статус патриархии?

Прибывший в 1588 г. в Москву за «милостыней» константинопольский патриарх Иеремия поначалу отказался посвящать Иова в высший церков­ный сан. Тогда дьяки Андрей и Василий Щелкаловы пообещали Иеремии «все блага земные», но дали понять, что не отпустят его из Москвы. В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митропо­лита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, закрепле­ние независимости Русской православной церкви от Константинополя про­изошло по инициативе и при участии светской власти.

                  (Ответы учеников.)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Домашнее задание

1.                   Прочитать § 12.

2.                   Выполнить задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 100 учебника (на выбор).

Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Россия в конце 16 в. Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней полити­кой

Тема: Россия в конце 16 в. Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней полити­кой

Сапега Л., польский посол) Царь

Сапега Л., польский посол) Царь

Речью Посполитой до 1602 г.; Это позволило собрать силы для борьбы со

Речью Посполитой до 1602 г.; Это позволило собрать силы для борьбы со

Царевич Дмитрий давно страдал эпилепсией

Царевич Дмитрий давно страдал эпилепсией

Пользуясь постоянным расположением

Пользуясь постоянным расположением

Венчанья моего? День этот должен

Венчанья моего? День этот должен

Урок. Церковь и государство в XVI в

Урок. Церковь и государство в XVI в

Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы

Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы

Церковь тревожило, что в деревнях продолжали широко отме­чать древние народные праздники (например, день

Церковь тревожило, что в деревнях продолжали широко отме­чать древние народные праздники (например, день

Один из них, Зиновий Отенский, называл учение

Один из них, Зиновий Отенский, называл учение

Докажите, что интересы государства и церкви не всегда совпадали, правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения: с 1551 г

Докажите, что интересы государства и церкви не всегда совпадали, правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения: с 1551 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018