Тема: Россия в конце 16 в.
Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней политикой Федора Ивановича и итогами его правления; характеризовать политику Бориса Годунова; рассмотреть торговые и культурные связи Российского государства со странами Западной Европы.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия патриарх; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать и анализировать политику Бориса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце 16 в.; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида; метапредметные УУД— 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: владеть общим приемом решения проблемных и творческих заданий; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, устойчивую мотивацию учения.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
После смерти Ивана IV в 1584 г. на престол взошел его сын - Федор Иванович. Какие изменения произошли в России в период его царствования? Узнаем об этом на нашем уроке.
Тема урока: «Россия в конце XVI в.».
План урока
1.Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение патриаршества.
2.Внешняя политика Федора Ивановича.
3.Пресечение династии Рюриковичей.
4.Царь Борис Годунов.
5.Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
-На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Проблемный вопрос
-Каковы итоги правления Федора Ивановича и Бориса Годунова?
Работа по теме урока
1. Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение патриаршества
19 марта 1584 г. на престол взошел царь Федор Иванович. «Никогда отец и сын, — отмечала современница А.С. Пушкина писательница А.О. Ишимова, - не имели так мало сходства между собою, как Иоанн и наследник его: никогда после такого гневного, жестокого, могущественного государя не было такого кроткого и слабого. Федор от природы был робок, застенчив и чрезвычайно набожен: одна мысль согрешить в чем-нибудь перед Богом была так ужасна для него, что с самого начала своего царствования, чувствуя слабые способности свои и боясь от того дурно исполнить великие обязанности государя и тем прогневить Бога, смиренный царь отказался от занятий делами государственности».
— Изучив дополнительный материал, охарактеризуйте личность царя Федора Ивановича.
Дополнительный материал
Современники о царе Федоре Ивановиче
Царь мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слыхал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо сидя на престоле во время приема, не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу. (Сапега Л., польский посол)
Царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам, трезвонил в колокола и слушал обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского сына. (Ерлезунда де П., шведский дипломат)
Федор небольшого роста, приземист, опухл, нос у него ястребиный, походка нетвердая. Он прост и слабоумен, но очень тих и милостив и чрезвычайно набожен. (Флетчер Дж., английский дипломат)
(Проверка выполнения задания.)
По мнению советского историка К.В. Базилевича, все характеристики царя Федора «сходятся в общей точке зрения, что царь этот был совершенно не способен к государственным делам. Небольшого роста, со слабыми ногами, которые с трудом держали тяжелый корпус, с вечно бессмысленной улыбкой на одутловатом лице, царь Федор производил на современников впечатление слабоумного человека».
Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил государство заботам ближних бояр. Молодого царя опекал совет знати. В совет входили земские бояре — Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мстиславский, Никита Романович Захарьин-Юрьев — и Борис Годунов, брат жены царя Ирины.
(Коллективная работа с п. 1,2 § 11 учебника - комментированное чтение.)
1 ряд-задачи внутренней политики
2 ряд-мероприятия
3 ряд-итоги внутренней политики
1 ряд-Время правления царя Федора Ивановича — 1584—1597 гг. Основные задачи внутренней политики:
1) преодоление хозяйственной разрухи и восстановление экономики;
2) сплочение верхушки общества/учредив опричнину, Иван 4 фактически натравил одну часть дворян и бояр на другую/
2 ряд-
1) указ о заповедных летах стал действовать постоянно;
2) издан указ об урочных летах (1597 г.); учебник, стр. 94
Изучаем документы
Лета 7106-го [1597 г.] ноября в 24 день царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин... выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян... сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, ще хто жил.
1.Как вы оцениваете этот указ? 2. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?
3) учреждение в России патриаршества. В 1589 г. глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от греческой. Первым патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Иов.
3 ряд-Итоги внутренней политики:
1)усиление закрепощения крестьян:
2)укрепление поместного и вотчинного хозяйств;
3)укрепление влияния Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом в результате учреждения патриаршества в 1589 г.
2. Внешняя политика Федора Ивановича (Коллективная работа с п. 3 § 11 учебника - комментированное чтение.)
Запись в тетради
Основные задачи внутренней политики:
1)обеспечение безопасности границ;
2)возвращение российских территорий, захваченных в период Ливонской войны;
3)восстановление международного авторитета страны.
Итоги внешней политики:
1)продление перемирия с Речью Посполитой до 1602 г.; Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику
2) Русско-шведская война 1590—1593 гг. была успешной для Российского государства. По Тявзинскому мирному договору (1595) России были возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. И хотя Нарва осталась у шведов, Россия частично восстановила утраченные на Балтике позиции.
3)освоение Приуралья, вхождение Западной Сибири в 1598 г. в состав России;
4)укрепление системы обороны на южных границах, что позволило успешно отражать набеги крымских татар
5)усиление российского влияния на Кавказе; Царь Кахетии Александр II в 1587 г. выразил желание перейти под русское покровительство.
6)расширение внешнеторговых связей через Архангельск с Европой и по Волге с Востоком.
Россия постепенно восстанавливала свой международный авторитет.
Вывод. В период царствования Федора Ивановича Россия добилась значительных успехов во внешней политике.
Голландец Исаак Масса, проживший в России восемь лет, о времени Федора Ивановича писал так: «Состояние всего Московского государства улучшалось и народонаселение увеличилось. Московия, совершенно опустошенная и разоренная вследствие страшной тирании покойного великого Ивана и его чиновников... теперь, благодаря преимущественно доброте и крепости князя Федора, а также благодаря необыкновенным способностям Годунова [ближайшего советника царя], снова начала оправляться и богатеть».
Историк В.И. Буганов утверждал, что Федор Иванович, «насмотревшись измлада на то, что творили отец и его присные, всю жизнь с неприязнью относился к расправам, жестокости... Ситуация в стране стала тише и спокойнее. Об опричном терроре вспоминали с ужасом и отвращением, в том числе и сам монарх, начинавший каждый день с молитвы: “Господи, сохрани меня, грешного, от злого действия”». Историк С.М. Соловьев полагал, что «для большинства, и большинства огромного, царствование Федора было временем счастливым, временем отдохновения».
3. Пресечение династии Рюриковичей
Федор Иванович умер в январе 1598 г., прожив немногим более 40 лет. Царь Федор не имел детей. После его смерти власть должна была перейти к самому младшему сыну Ивана IV - Дмитрию. Царевич жил в Угличе вместе с матерью Марией Нагой — последней женой Ивана IV - и многочисленной родней. Однако в 1591 г. Дмитрий погиб.
— Изучив дополнительный материал, ответьте на вопрос.
Дополнительный материал
Версия первая. Царевич был убит по приказу Бориса Годунова или его ближайшего окружения.
Иностранцы (Флетчер, Буссов) сообщают, что Дмитрий характером похож на отца: жесток и любит смотреть на мучения животных. Рядом с такой характеристикой Буссов сообщает рассказ о том, что Дмитрий сделал однажды из снега чучела, называл их именами знатнейших московских вельмож, затем саблей сшибал им головы, приговаривая, что так он будет поступать со своими врагами — боярами. И русский писатель Палицын пишет, что в Москву часто доносили о Дмитрии, будто он враждебно и нелепо относится к боярам и особенно к Борису Годунову. Палицын объясняет такое настроение царевича тем, что он был «смущаем ближними своими». И действительно, если мальчик высказывал такие мысли, то очевидно, что сам он их выдумать не мог, а внушались они окружающими его. Ясно также, что и бояре, слыша о настроении Дмитрия, который считался наследником престола, могли опасаться, что взрослый Дмитрий напомнит им о временах отца своего, и могли желать его смерти, как говорят иностранцы. Таким образом, немногие показания современников с ясностью вскрывают нам взаимные отношения Углича и Москвы. В Угличе ненавидят московских бояр, а в Москве получаются из Углича доносы и опасаются Нагих.
Версия вторая - официальная. Нечаянное самоубийство.
Царевич Дмитрий давно страдал эпилепсией. 12 мая, незадолго до трагического события, припадок повторился. 14 мая Дмитрию стало лучше, мать взяла его с собой в церковь, а вернувшись, велела погулять во дворе. В субботу 15 мая царица опять ходила с сыном к обедне, а потом отпустила гулять во внутренний дворик дворца. С царевичем были мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова, постельница Марья Колобова и четверо сверстников Дмитрия, сыновья кормилицы и постельницы Петруша Колобов, Иван Красенский и Гриша Козловский. Дети играли в тычку — игру, в которой нужно было попасть заостренным железным стержнем (или перочинным ножом) в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Во время игры у царевича начался очередной припадок эпилепсии, он случайно ударил себя этим стержнем в горло и умер на руках у кормилицы.
17 мая в Углич из Москвы была прислана следственная комиссия, состоявшая из следующих лиц: князя В. Шуйского, окольничего Андрея Клешнина, дьяка Вылузгина и Крутицкого митрополита Геласия. Комиссия заключила, что: 1) царевич сам себя зарезал в припадке падучей болезни в то время, когда играл ножом в тычку вместе со своими сверстниками; 2) Нагие без всякого основания побудили народ к напрасному убийству невинных лиц.
Версия третья. В Угличе был убит другой мальчик, а царевич Дмитрий остался жив.
Когда началось Смутное время, эта версия стала прикрытием для множества самозванцев.
Вопрос по текстам
— Какая из этих версий представляется вам наиболее правдоподобной?
(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)
Царевич Дмитрий был последним представителем династии Рюриковичей. Со смертью Федора Ивановича пресеклась 700-летняя династия, кончилась целая эпоха, когда на престоле находились «прирожденные государи».
4. Царь Борис Годунов
Когда страна осталась без царя, то Боярская дума в присутствии патриарха Иова и епископов присягнула на верность жене Федора Ивановича — Ирине, которой он перед смертью «передал скипетр царства». Но она отказалась от власти и постриглась в монахини.
17 февраля 1598 г. впервые на Земском соборе был избран царь. Рассматривались три кандидатуры: Борис Годунов — фактический правитель в последнее десятилетие царствования царя Федора, князь Федор Мстиславский — старший член Боярской думы, боярин Федор Никитич Романов.
Все кандидаты могли заявлять об определенной степени родства с покойным царем Федором. Бабушка князя Мстиславского приходилась двоюродной сестрой царю Ивану IV. Боярин Романов был двоюродным братом царя Федора. Борис Годунов был шурином царя - братом царицы Ирины - и считался опытным и одаренным правителем.
Ни за кого из кандидатов официально не голосовали.
Когда патриарх Иов обнаружил, что подавляющее большинство выступает за Бориса Годунова, он убедил остальных принять Бориса в качестве царя, чтобы добиться единогласного голосования.
Когда Бориса известили об избрании, он отказался от престола. Видимо ему хотелось получить особые гарантии того, что его не только избрали новым государем, но и признали как основателя новой династии.
18 февраля патриарх Иов созвал новое заседание выборного Собора. На нем было решено считать изменником каждого, который признает своим государем любого другого человека, кроме Бориса, его сына Федора и их потомков. Кроме того, Собор одобрил предложение патриарха членам Собора пойти в понедельник, 20 февраля процессией в Новодевичий монастырь, чтобы просить царицу Ирину (в монашестве Александру) убедить брата принять престол. Александра дала согласие просить брата взойти на престол, и он удовлетворил ее просьбу.
- Работая с п. 5,6 § 11 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте нового царя.
Дополнительный материал
Род Годунова был не из первостепенных родов и выдвинулся случайно только в XVI в. Предок Годуновых, татарин Мурза-Чет в XIV в. на службу к московскому князю. Как его потомки успели выдвинуться из массы подобной им второстепенной знати, неизвестно. Пользуясь постоянным расположением Грозного царя, Борис участвовал в его опричнине. Но и в Александровской слободе держал он себя с большим тактом; народная память никогда не связывала имени Бориса с подвигами опричнины. <.-..>
Собор стал на сторону патриарха, потому что предложенный патриархом Борис Годунов в глазах русского общества имел определенную репутацию хорошего правителя.
Во внутренней политике Бориса, когда вы читаете о ней показания русских и иностранных современников, вы раньше всего заметите один мотив, одну крайне гуманную черту. Это, выражаясь языком того времени, «защита вдов и сирот», забота «о нищих», широкая благотворительность во время голода и пожаров. <...> Кроме разнообразных льгот, он облегчал и даже освобождал от податей многие местности на три, на пять и более лет.
Страшная школа Грозного, которую прошел Годунов положила на него неизгладимый печальный отпечаток. Чуя глухой ропот бояр, Борис принял меры, чтобы оградить себя от их козней: с особенным озлоблением накинулся Борис на боярский кружок с Романовыми во главе, в которых, как в двоюродных братьях царя Федора, видел своих недоброжелателей и соперников. Пятерых Никитичей, их родных и приятелей с женами, детьми, сестрами, племянниками разбросали по отдаленным углам государства, а старшего Никитича, будущего патриарха Филарета, при этом еще и постригли, как и жену его.
(Ключевский В.О. Русская история.
Начало царствования [Годунова] было отмечено неслыханными послаблениями. Освободили крестьян от податей на один год, купцов от пошлин на два года, иноверцев от уплаты ясака на один год. Служилым людям выдали годовое жалованье.
Сделал он многое и предполагал сделать еще больше. Например, завести школы и даже устроить университет. Вообще, мысль о том, что России необходимо приобщиться к европейской культуре, впервые явилась в царствование Годунова. Он первым из русских правителей посылал юношей получить образование за границу, старался привлечь к себе образованных иноземцев и ученых.
Судя по всему, Годунов вполне мог оставить о себе память как о блестящем правителе, но этого не получилось. И беда здесь была даже не в том, что вторая половина его короткого царствования омрачилась неурожаями, мором и смутами. Главное несчастье Годунова заключалось в том, что его так и не восприняли как Богом данного царя. Его не боялись, как раньше Ивана Грозного, его не любили, как позже Михаила Романова. <...>
(Рыжов К. Все монархи мира)
Борис Годунов осознавал необходимость развития торговых и культурных связей России со странами Западной Европы.
1)Он предоставил дополнительные льготы английским купцам.
2)главное внимание царь уделял торговле с Ганзейским союзом, рассчитывая через него наладить морское сообщение с Европой. В 1603 г. царской грамотой крупнейшему ганзейскому городу Любеку было предоставлено право свободной и беспошлинной торговли в России. Эта грамота разрешала кораблям немецких купцов заходить в Архангельск без таможенного досмотра. Немецкие купцы вольны были объявлять цену на свой товар, также они могли свободно приезжать в Москву, Новгород, Псков, Ивангород и иметь в этих городах гостиные дворы. В случае возникновения каких-либо недоразумений немецкие купцы имели право посылать жалобы в Москву лично государю.
Развитие торговли со странами Европы способствовало знакомству России с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры.
3)развитие культуры:
-обучение дворянских детей за границей;
-проекты открытия школ и университета в Москве;
-приглашение в Россию иностранных ученых и специалистов.
Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
Домашнее задание
Прочитать §11.
Учебник, стр. 94 Работаем с документом
Из драмы «Царь Борис» писателя А.К.Толстого
Не трогать никого.
Хотели б вы, чтоб омрачил я день
Венчанья моего? День этот должен
Началом быть поры для царства новой;
Светить Руси как утро должен он
И возвещать ей времена иные
И ряд благих, безоблачных годов!
<...>
Не страхом я — любовию хочу
Держать людей. Прослыть боится слабым
Лишь тот, кто слаб; а я силён довольно,
Чтоб не бояться милостивым быть.
1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату. 2. Какой образ царя Бориса рисует А. К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?
Выполнить задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 95 учебника.
Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внутренней и внешней политике. Сделайте вывод.
Урок. Церковь и государство в XVI в.
Цели и задачи: познакомить с ролью церкви в жизни российского общества в XVI в., ее взаимоотношениями с властью; характеризовать особенности Русской православной церкви.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия архиерей, описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и роли православия в истории России в XVI в.; анализировать суть спора между иосифлянами и нестяжателями; приводить примеры взаимоотношения церкви и власти; высказывать суждения о важности для светской власти ее поддержки церковью; сравнивать интересы церкви и государства; оценивать деятельность церкви в укреплении самодержавной власти; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к историческому наследию.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, схема.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
Заглянем в прошлое и познакомимся с историей взаимоотношений Русской православной церкви со светской государственной властью.
Тема урока: «Церковь и государство в XVI в.».
План урока
1.Духовенство и миряне.
2.Иосифляне и нестяжатели.
3.Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
4.Церковь и государство.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Проблемный вопрос
— Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Введение в новый материал
В XVI в. сложилось единое централизованное Российское государство. Русская православная церковь способствовала преодолению раздробленности, объединению русских земель, участвовала в разработке идеологии самодержавия, представители духовенства обосновали тезис о божественном происхождении царской власти. Церковь стремилась воздействовать на государственную политику, а царская власть желала установить единовластие, подчинить церковь своему влиянию. Как складывались отношения церкви и государства? Этот и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Работа по теме урока
1. Духовенство и миряне
— Работая с п. 1 § 12 учебника и предложенной схемой, сравните иерархию Русской православной церкви до и после 1589 г.
Иерархия Русской православной церкви в конце XVI
в.
(после 1589 г.)
До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчинённое духовенство и мирян.
(Проверка выполнения задания)
Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы.
— Какую роль играл храм в жизни русских людей? (Он был центром религиозной жизни, в нем объявляли царские указы, решали общинные и судебные дела. И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души — делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.
— Кто учил детей грамоте? (Священники. вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом.
2. Иосифляне и нестяжатели
В XV—XVI в. церковь стала обладателем больших земельных угодий. Государство предприняло ряд попыток изъятия церковных земель. Эти действия порицались на церковных соборах.
Однако в самой среде духовенства возник спор о праве церкви владеть обширными земельными угодьями.
— Работая с п. 2 § 12 учебника, заполните таблицу.
Нестяжатели и иосифляне
Критерии для сравнения |
Нестяжатели |
Иосифляне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Как вы думаете, почему Иван III поддерживал нестяжателен, а Иван IV - иосифлян? (Примерный ответ. Нил Сорский ничего не имел против отнятия земель и другого имущества у монастырей и передачи их государству, что было выгодно Ивану III. Иосиф Волоцкий провозглашал божественную природу царя, призывал выполнять его волю, «как если бы Господу работали, а не человеку», что было необходимо для утверждения самодержавной идеи.)
Споры между иосифлянами и нестяжателями продолжались много лет, пока Соборы 1547 г,1549,1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, напоминавшую византийскую.
Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи?
Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и богослужения.
3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Стараясь укрепить «истинную» православную веру, церковники вели упорную борьбу против пережитков язычества, «латинства» (католицизма), «люторства» (протестантства), «бесерменства» (мусульманства), а также разнообразных еретических учений.
— Используя ранее полученные знания, ответьте на вопросы в начале п. 3 § 12 учебника.
— Что такое ересь?
(Ответы учеников.)
Церковь тревожило, что в деревнях продолжали широко отмечать древние народные праздники (например, день Ивана Купалы), городские жители вместо церкви охотно посещали представления скоморохов, служилые люди брили бороды «как латиняне», чтобы угодить своим женам.
Большим почтением в народе пользовались «Божьи люди», «юродивые», «блаженные». Английский дипломат Джильс Флетчер писал, что «они ходят совершенно нагие, даже зимой в самые сильные морозы... с длинными волосами, распущенными и висящими по плечам, а многие еще с веригами на шее или посередине тела. Их считают пророками и весьма святыми мужами, потому и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге».
Но если к юродивым церковь относилась достаточно терпимо, то языческие развлечения резко осуждала. Стоглавый собор признал «бесовские игрища» греховным занятием.
В середине XVI в. появились вольнодумцы, подвергавшие сомнению важнейшие догматы христианского вероучения и критиковавшие церковные порядки.
- Разделитесь на две группы. Изучив п. 3 § 12 учебника и дополнительный материл, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал для первой группы
«Дело» Матвея Башкина
Матвей Семенович Башкин, дворянин высокого ранга, зачисленный в 1550 г. в «Тысячную книгу» как сын боярский по городу Боровску, много размышлял над вопросами христианской морали и своими мыслями и сомнениями не раз делился со своим духовником - священником придворного Благовещенского собора Симеоном. Вот и ранней весной 1553 г. он пришел к нему, чтобы получить наставления, но беседа показалась Симеону странной, и он обратился за советом к Сильвестру: Башкин «от мене поучение требует, а иное мене и сам учит»! Сильвестр заметил, что «слава про него недобрая носится», и велел Симеону продолжать беседы. Не знал Башкин, что с этой поры каждое его слово становилось частью следственного «дела». Он пригласил к себе Симеона и показал ему Апостол, в котором были воском помечены места, вызвавшие его недоумение и вопросы.
Башкин никак не мог понять — ведь если в Новом Завете написано, что весь христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей? Сам он ответил на этот вопрос: отпустил на волю своих холопов.
Башкин отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви. Теперь Симеон уже не сомневался — перед ним опасный вольнодумец, еретик.
Оповещенный о настроениях Башкина, Сильвестр решил принять меры. В итоге дело дошло до царя.
Иван IV лично просмотрел Апостол с пометами Башкина и, убедившись в их крамольности, приказал заключить его в тюрьму. Следствие возглавили иосифляне — непримиримые враги всякого свободомыслия. Башкина жестоко пытали. От мучений он чуть не лишился разума: «Язык извеся непотребная и нестройная глаголаша на многи часы, и потом в разум прииде...» Так обвинение в ереси было доказано. Башкина предали анафеме. По некоторым сведениям, его казнили - посадили в деревянную клетку и сожгли.
(Юрганов А.Л., КацваЛ.А. История России XVI-XVlU вв )
Вопросы по тексту
— Какую опасность усмотрели церковники в действиях и размышлениях Матвея Башкина? (Отпустил холопов на волю. Отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви.)
— В чем вы видите его вольнодумство? (Если «христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей», т. е. он выступал против закрепощения крестьян.)
Дополнительный материал для второй группы
«Дело» Феодосия Косого
Не одному Башкину приходили в голову «странные» мысли и мучительные вопросы.
Многие упорно искали истину. «Московитин» Феодосий Косой, холоп одного из царских слуг, создал свое «новое учение» и прослыл едва ли не самым опасным вольнодумцем. Около 1554—1555 года Феодосия арестовали. Но ему и некоторым его единомышленникам удалось бежать в Великое княжество Литовское. О еретических взглядах Феодосия, проповедовавшего устно, мы узнаем из сочинений его обличителей. Один из них, Зиновий Отенский, называл учение Феодосия Косого «рабьим».
Чем же привлекало оно людей?
Феодосий считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Да и может ли Бог родиться от женщины? - вопрошал он. Христос- пророк, наставник, не более!
Феодосий Косой хотел понять первоначальное христианство. Первые христиане не знали ни икон, ни монашества, ни самой церкви. Феодосий Косой пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал он и поклонение кресту. Ведь крест - только дерево, в нем нет святости, почитание его противоречит вере в Бога. Не нужны были, по его мнению, молитвы и таинства. Служителей церкви он называл лицемерами, «ибо гонят нас и в тюрьмы затворяют, не дают нам истины учити по Евангелию». Как же можно исповедовать любовь, мучая людей за их убеждения?
Он был бунтарем: «Не подобает поклонятися не токмо умершим. но и живым». Истина заключалась, по его мнению, в следовании заповедям раннего христианства. Феодосий стремился к невозможному-разумом понять веру.
(Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России 16-18 вв)
Вопросы по тексту
- Какую опасность усмотрели церковники в действиях и размышлениях Феодосия Косого? (Считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал поклонение кресту, молитвы и таинства.)
- В чем вы видите его вольнодумство? (Стремился к невозможному — разумом понять веру.)
4. Церковь и государство
В XVI в. в России шло интенсивное храмовое строительство, росла численность городских приходов, увеличивалось количество монастырей. Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями. Русская православная церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы.
Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу. Духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного поражения.
Возле монастырей образовывались села, а иногда и города. В голодные годы монастыри кормили сотни голодающих, в годы войны в них создавались больницы. Также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности.
Некоторые основатели монастырей — Феодосий Печерский, Кирилл Белозерский, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский - сами писали уставы для своих монастырей. Однако общие основы монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов.
Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях - игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели самых крупных монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем.
Прием в монастыри был свободный, но требовался вклад деньгами или имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины. Принятые без вклада, «Бога ради», не принимали участия в монастырской жизни. Стоглав предписал принимать в монастыри и без вклада приходящих с верою и страхом Божьим.
— Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Учебник, стр. 98
Объединяя русские земли, светская власть ещё не имела надёжного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви. Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками. Иосиф Волоцкий провозглашал божественный характер власти государя: «Государь естеством подобен есть всем человекам, а властию же подобен есть вышнему Богу», утверждая, что правитель является высшим судьёй в светских и церковных
делах и его «суд не посужается».
Докажите, что интересы государства и церкви не всегда совпадали, правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения:
с 1551 г. продажа вотчин монастырям разрешалась только с дозволения царя; тогда же начался пересмотр жалованных грамот духовным землевладельцам — их лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин.
Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый владыка был низложен, сослан в монастырь, а там задушен Малютой Скуратовым в 1569 г.
В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно-земский собор отменил церковные и монастырские тарханы (освобождения вотчин от всех налогов).
Почему в 16 в. церковь смогла сохранить свои земельные владения и обрести статус патриархии?
Прибывший в 1588 г. в Москву за «милостыней» константинопольский патриарх Иеремия поначалу отказался посвящать Иова в высший церковный сан. Тогда дьяки Андрей и Василий Щелкаловы пообещали Иеремии «все блага земные», но дали понять, что не отпустят его из Москвы. В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти.
(Ответы учеников.)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Домашнее задание
1. Прочитать § 12.
2. Выполнить задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 100 учебника (на выбор).
Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.