Урок истории в 6 классе по теме "Культура Древней Руси"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения культуры древней Руси как категории русского народа. Традиция Русской культуры уходит корнями в начало IX века, когда произошло формирование единого государства восточных славян – Киевской Руси. Особое место данный исторический период развития культурного наследия нашей страны занимает в школьном курсе 6 класса «История России с древнейших времен до конца ХVI века». Целостному постижению древнерусского искусства поможет принцип интегральности. Задача учителя суммировать и привести в соответствие знания, полученные на уроках литературы, музыки. Только ощутив тесную взаимосвязь художественного творчества с историческим процессом и событиями, явлениями культуры и конкретными произведениями, можно понять его сущность, отдать должное его достоинствам. .Цели и задачи данной работы являются: • познакомить учащихся с характерными чертами русской культуры периода X-XIII веков; • формирование исторического сознания личности, исторического стиля мышления шестиклассников, через осмысление культурных достижений Древнерусского государства; • показать на примере памятников древнерусской культуры оригинальность и красоту, которые носила культура Древней Руси.
Иконка файла материала конспект.docx
Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт­Петербурга. Тема: Блистательный Санкт­Петербург. Цель урока: ввести понятие «символ», «визитная карточка» города;  формирование эстетического воспитания; пробуждение интереса и  стремления к дальнейшему изучению историко­художественных путей  развития Санкт­Петербурга. Задачи: ­ знакомство с историей создания нашего города; ­ повторение изученного,  контроль знаний; ­ связь архитектуры, поэзии, музыки о нашем городе; ­расширение словарного запаса; ­ воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его  историческому наследию. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация  Microsoft PoverPoint, гимн Санкт­Петербурга музыка Р.Глиера,  А.Вивальди  «Времена года. Весна, Осень», индивидуальные карточки с заданиями. 1. Организационный момент. Ход урока: Звучит спокойная красивая музыка. А) мозговая гимнастика ­ качание головой из стороны в сторону; ­ нарисуем в воздухе 8 сначала одной рукой, затем обеими сразу; ­глазами вверх­вниз, вправо­влево. Б) психологический настрой ­Сейчас я начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растет, я готов к работе, я покажу все свои знания, у меня всё получиться. 2. Актуализация знаний учащихся. ­ У каждого горда есть свои символы и эмблемы. Москву мы без труда  узнаем по башням Кремля, Париж – по Эйфелевой башне, Лондон – по  башне Биг­Бен и Тауэрскому мосту. Есть свои символы и у нашего  города. Сегодня на уроке мы вспомним их, и совершим путешествие по  блистательному Санкт­Петербургу. На экране мультимедиа слайды с видами города, звучит музыка.  Учитель читает стихотворение, дети ходят по классу в костюмах. ­ Среди болот, дорог и вьюг, Как исполин из сказки, Явился миру Петербург, Волной любви обласкан! Его скульптуры и дворцы, Фонтаны, скверы, парки, 1стремителен. Его ограды и мосты, Кораблик на Фонтанке, Его кресты, его гранит – Веков узор так прочен – Всё восхищает и пленит, В сиянье белой ночи. Люблю тебя я , город мой, Не знаю краше места! Мне жизнь единая с тобой Дарована в наследство! 3.Актуализация знаний. Петр I. ­Ребята, перед вами листки с заданием. Найдите первое. Вы видите  портреты известных людей. Среди них найдите портрет основателя  нашего города и подпишите как звали этого человека. Отложите  листочки. После этого на экране появляется портрет Петра I. Рассказ учителя: Роста он был высокого­ 2 м 4 см, имел смуглое лицо. В движениях был порывист,   Отличался   независимым   характером, неудержимой энергией, огромной работоспособностью. Петр с детства проявлял интерес к учебе и военному делу. Будучи образованным, он в то же время владел многими профессиями: был плотником, столяром, каменщиком, штукатуром, сапожником, моряком, кораблестроителем. Вставал в 4 утра. Занимался государственными делами. Обедал в 14:00 часов. После обеда отдыхал, а затем снова принимался за работу. Петр не мыслил жизни без работы. Он любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках» Ученик. ­То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник­ Он всеобъемлющий душой На троне вечный был работник .(Громов И.) ­ Петр Iодержал много побед, совршил множество великих дел, но  может быть самое главное из них то, что он заложил новую столицу  Санкт­Петербург. Уже 3 года идет Северная война. Россия отвоевывает у Швеции древние русские земли. Царь Петр I стоит на береге Балтийского моря. Здесь он  решает построить новую столицу России. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн. И вдаль глядел. Пред ним широка 2Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. (А. Пушкин ) Но войны еще не видно конца и поэтому  строительство нового города  началось с крепости. Местом для нее был избран остров. Как он  называется? (Заячий) На экране слайд  острова без крепости.   Ученик: Пустынный остров в устье Невы назывался «Заячьим». Густо поросший,  он действительно издали походил на пушистого маленького зверька. На  горушке, совсем близко от воды, стояла рыбачья избушка. Жили в ней  старый рыбак, белобородый дед Артемий, и его внук Петруха,  парнишка лет 13. ­Как была названа эта крепость? ­В честь каких двух апостолов она названа? (Св. Петра и Павла) ­Возьмите листочки с заданиями и среди дат, найдите и подчеркните ту, которая является днем рождения нашего города (16 мая 1703 г.) ­В этот день на Заячьем острове завизжали пилы, застучали топоры. Так  было положено начало Санкт­Петербургу, ставшему вскоре столицей  огромного Российского государства. Медный всадник. ­ Ребята, посмотрите на 3 задание. Вы видите памятники Петру I,  поставленные в нашем городе. Найдите среди них памятник, который  носит название «Медный всадник» и обведите его. На экране слайд с изображением памятника «Медный всадник» Ученик: Памятник был установлен во времена царствование Екатерины II на  Сенатской площади (сейчас площадь Декабристов). Автор памятника –  скульптор Фальконе. На пьедестале надпись: Петру I. Екатерина II.  А. С. Пушкин воспел памятник в своей поэме «Медный всадник». Ученик читает стихотворение: «Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! 3Какая сила в нем сокрыта! А в сём коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь; И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?» 5. Адмиралтейство. ­ Как называлась вторая крепость, построенная на берегах Невы?  (Адмиралтейство) ­ Найдите на ваших листочках 4 задание. Среди зданий найдите  Адмиралтейство и подпишите его. ­ Ребята, что строили с петровских времен в Адмиралтействе?  (корабли) Рассказ ученика. ­ Место, где строят корабли, называется верфью. Строительство верфи,  призванной служить и крепостью началось в 1704 году. Архитектор  Адмиралтейства – Захаров. Уже в 1706 году на воду были спущены 2  корабля. Во время спуска каждого корабля устраивались гуляния, звучала  музыка, катания на лодках, устраивались фейерверки. Дети в костюмах идут навстречу друг другу. Звучит музыка. ­Рад  Вас приветствовать! ­Сегодня будет спущен очередной корабль на воду. Будет гуляние!  Ваши планы? ­ Непременно будем. Это большое событие. ­ Мы с вами знаем, что шпиль Адмиралтейства украшает кораблик,  напоминающий обо всех славных победах российского флота. Ученик читает стихотворение. Плывёт в высоком небе Кораблик золотой, Плывёт он днем и ночью Над царственной Невой. На шпиль Адмиралтейства Кораблик водружен. И всем ветрам и бурям Всегда послушен он. 6. Летний сад. ­ Ребята, как называется самый первый сад нашего города? (Летний) Рассказ учителя. 4­Особое место в развлечении города занимал Летний сад. В летнее  время он являлся основным местом публичных увеселений. Участвовать в таких увеселениях могли: дворяне, вельможи, чиновники, военные,  купцы и даже мастеровые люди. Все пользовались одинаковыми  правами. Ценилось не знатное происхождение, а деловые заслуги  каждого гостя. Все приходили в праздничных нарядах. ­ А как выглядел сад? Рассказ ученика. ­ Длинные прямые аллеи. Деревья подстрижены в виде шаров, фигур  зверей. Били фонтаны. На аллеях статуи, выполненные из белого  мрамора. Перед ними стояли скамейки и столики. Гуляющим  предлагались угощения. Вечером зажигались фейерверки. ­ Мы знаем, что в Летнем саду есть знаменитая «решетка».  Петербуржцы передают их поколения в поколение историю о  том, как  один англичанин, который приплыл в Петербург на своём корабле,  чтобы посмотреть на красоту нашего города. Посмотрев на решетку и,  не сходя на берег, уплыл обратно, сказав, что самое прекрасное он уже  видел. ­Посмотрите на 5 задание, найдите среди решеток, решетку Летнего  сада. Обведите её в кружок. Стихотворение. А это что за кружева Видны там впереди? К решетке –чуду поскорей Поближе подойти. Как в сказке замерли цветы. Волшебник, кто же он? Давным­давно всё это сплел Из чугуна Фельтен. 7. Зимний дворец. Зимний дворец – это последнее и самое совершенное творение великого  зодчего Франческо Бартоломео Растрелли. Приказала его построить  императрица Елизавета Петровна. ­Найдите Зимний дворец на листочках и обведите кружком. Это очень большое 3­х этажное здание и вам понадобится почти час  времени, чтобы обойти его кругом не торопясь. Стены выкрашены в  ярко­зеленый цвет, с белыми колоннами. На крыше дворца, над каждой колонной располагаются высокие медные статуи. Во дворце множество больших и малых комнат: личные покои  членов царской семьи, гостиные, театр, тронный зал, помещения для  торжественных встреч. Сейчас в Зимнем дворце находится лучший  5музей нашей страны ­ Эрмитаж. В нём находятся шедевры искусства,  живописи, скульптуры. ­ Зимний дворец у Невы, посмотри! Жили когда­то в нём наши цари. Ну а сейчас в нём огромный музей. Здесь «Эрмитаж» ­ гордость Родины. 4. Итог урока. ­Ребята, сегодня на уроке мы вспомнили и говорили о зданиях нашего  города, которые являются символами нашего города, его визитной  карточкой. В конце года вы писали сочинения о Санкт­Петербурге. ­Выходите к доске, послушаем вас, как вы любите свой город и за что. Чтение детей своих сочинений. ­Галушкин Георгий: «Мой город называют Северной Венецией, потому что в нём много рек и каналов». ­Ветчинкин Тимофей: «Наступают белые ночи, когда можно гулять  всю ночь и светло, как днем. Петербург –всегда разный. И за это я его  люблю». ­ Крутова Анна: «В моём городе много мостов. С родителями я ходила на их разведение. Увиденное меня очень восхитило и потрясло». ­Дурягина Саша: «Мой город – музей под открытым небом. Я люблю  бродить по городу в солнечную погоду и когда идет дождь. Мне уютно  и тепло в нём». ­ Смирнов Игорь: «Я люблю свой город! Мне повезло, что я родился в  самом центре города на улице Чайковского». ­ Олькович Слава: «Мой город – герой. Потому что во время Великой  Отечественной войны враг не смог пробить оборону Ленинграда.  Ленинград выстоял, не сдался. Я очень люблю свой город». ­ Батрынак Анна: «Я люблю тебя, уважаю, горжусь тобой, мой город!  И обещаю тебе, что буду достойным её гражданином». Учитель: ­ Урок окончен. На этом курс программы 3 класса закончен. Вы все  молодцы! Вы показали свои знания, я почувствовала и увидела, как вы  любите свой город. Все сегодня получили пятерки. 6

Посмотрите также