УРОК ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ. . ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основные вопросы изучения материала 1) Первое сословие. 2) Крестьяне. 3) Городское население. 4) Духовенство. 5) Казачество. Тип урока Комбинированный. Ресурсы урока Учебник, § 19. Карта. Основные понятия и термины Сословие. Владельческие и черносошные крестьяне. Барщина. Натуральный и денежный оброк. Подворная подать. Белые слободы. Наёмный труд. Казачество. Основные даты 1682 г. - отмена местничества. Персоналии Алексей Михайлович. Фёдор Алексеевич.
Иконка файла материала 7 кл. - Урок 27. Изменения в социальной структуре российского общества.docx
УРОК 27. ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (§ 19) Основные вопросы изучения материала Тип урока Ресурсы урока Основные понятия и термины Основные даты Персоналии Домашнее задание Модули урока Мотивационно­целевой Ориентационный (актуализации/повторения) Содержательно­операционный 1) Первое сословие. 2) Крестьяне. 3) Городское население. 4) Духовенство. 5) Казачество. Комбинированный. Учебник, § 19. Карта. Сословие. Владельческие и черносошные крестьяне. Барщина. Натуральный и денежный оброк. Подворная подать. Белые слободы. Наёмный труд. Казачество. 1682 г. ­ отмена местничества. Алексей Михайлович. Фёдор Алексеевич. § 19 учебника. Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Устанавливать   причинно­следственные связи   экономического   и   социального развития страны. Оценивание образовательных результатов Беседа. Актуализировать знания из курса всеобщей истории, предметные знания. Беседа. Работа со словарём, учебником, схемой. Беседа. Пояснять смысл терминов и понятий. Аргументировать   выводы   на   основе материалов параграфа. Анализировать   сведения   исторической карты. Составлять   схему   (с   помощью   учителя), анализировать произошедшие изменения в сравнении с предыдущим периодом. Учебные задачи для организации образовательного процесса  сословная   структура, Влияет ли, на ваш взгляд, экономическое развитие   страны   на   её   социальную структуру? Как   изменилась   социальная   структура российского общества в XVII в.? Что   такое сословие? Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами? Как формировалось сословное общество в России в XVI в.? Какие факторы влияли на этот   процесс?   В   чём   состояли   различия этих   процессов   в   России   и   в   Западной Европе? Кто в России в начале XVII в. Мог владеть землёй? Объясните крепостной, белые слободы. По материалам § 19 выделите: ­   различия   в   положении   черносошных   и владельческих крестьян; ­   основные   повинности,   которые   несли крестьяне; ­ на карте укажите, где преимущественно расселялись черносошные крестьяне. Объясните выводы. слов   происхождениекатегорию основную   Определите землевладельцев в России. В   чём   причины   изменения   положения дворянства   в   XVII   в.?   Были   ли   бояре   и дворяне окончательно уравнены в правах? Докажите примерами. Какими   привилегиями   пользовались жители «белых слобод»? духовенства Какие категории существовали   в   XVII   в.?   Какие   виды продукции производили монастыри в XVII в.?   Оцените   значение   монастырей   в хозяйственной жизни России. Какие   экономические   выгоды   давало государству казачество? Составьте   схему   социальной   структуры населения   России   в   XVII   в.   (см. дополнительный материал). Действительно ли структура общества упростилась? Расскажите, как проходило формирование сословий в России. В чём состояли главные различия   сословных   структур   России   и западноевропейских обществ? (Используйте схему.) С помощью дополнительной литературы и Интернета   соберите   материал   о   жизни крепостных   крестьян   в   России   в  XVII   в. Представьте   в   виде   иллюстрированной презентации   или   доклада.   Какими источниками информации вы пользовались?   Какие   из   них   оказались наиболее информативными?         Контрольно­оценочный   (в   том   числе рефлексивный)   российского Рассказывать   о   формировании   сословной структуры   общества, выделять различия. Представлять   результаты   познавательной деятельности в классе. Оценивать   информации.   источников значимость Рассказ. Презентация. Беседа.Дополнительный материал Социально­сословная структура российского общества в ХVII в.Социально­сословная структура российского общества в XVII в. Вотчинники Помещики Крестьяне Духовенство Посадские люди Приказные люди Приборные люди Казаки Ясачные люди Название сословия Состав сословия Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй Владели поместьем за исполнение государевой службы Крестьяне   вотчинников   и   помещиков;   монастырские   и церковные;   дворцовые;   черносошные   (государственные); лично свободные Белое   (в   основном   приходские   священники);   чёрное (монахи) Ремесленно­торговое население городов Служащие государственных учреждений Стрельцы,   пушкари,   городовые   казаки,   проживавшие   в приграничных районах и городах Военное население Дона, Яика и Терека Нерусские народы: манси, ханты, ненцы, буряты и др. Служба или повинность Вотчинники и помещики несли государеву службу на общих основаниях Работали на земле Церковная   служба.   Белое   духовенство   вносило   платежи церковным и светским властям Платили налоги (тягло) Служили   в   государственных   учреждениях.   По   статусу приравнивались к дворянам Несли   военную, государственное содержание Несли военную службу Платили подать мехами   сторожевую   службу.   Получали Окончательное оформление крепостного права (по Соборному уложению 1649 г.) 1. Отмена Юрьева дня. 2. Установление бессрочного сыска беглых крестьян, т. е. фактическое прикрепление крестьян к земле и к землевладельцу (поземельная зависимость окончательно сменяется личной). 3. «Урочные лета» отменены, зависимость крестьян от землевладельцев становится потомственной. 4. Землевладелец получает право наказывать крестьянина, который становится юридически бесправным (его можно продавать, обменивать, дарить и т. д.). 5. Укрывательство беглых крестьян наказывается тюрьмой, кнутом.