Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"
Оценка 4.7

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл
12.11.2018
Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"
Конспект урока Иконникова О.А..docx
Конспект урока «Аграрная реформа П.А. Столыпина». Учитель: Иконникова Ольга Александровна. Тип урока: изучение нового материала. Технология:  проблемно­диалогическое обучение. Оборудование: а) техническое оборудование:  компьютеры электронного читального зала, экран;  б) учебное оборудование: ­видеофильм «Столыпинские реформы. История России.# 8”, infourok.ru (https://www.youtube.com/watch?v=HPFg07PQ2M8) ­ историческая карта  «Российская империя в начале 20 в.»; ­ презентация «Аграрная реформа П.А. Столыпина»; ­  материалы электронного читального зала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина – Н. Карабанов. Переселение и расселение крестьян. Москва, 1912. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Цель: Обучающая:­ рассмотреть основные направления реформаторского курса П.А Столыпина, обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение реформ П.А. Столыпина;  ­добиться   понимания   содержания   понятий   «реформа»,   «отруб»,   «хутор», «переселенческая политика», «крестьянская община»,  «аграрное перенаселение». Развивающая: ­ развивать познавательный интерес к проблемам отечественной истории; ­ побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных  проблем; ­развивать  учебно­информационные умения: умение работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую; ­развивать   учебно­интеллектуальные   умения:   умение   мотивировать   деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы; ­давать оценку деятельности исторической личности; ­ развивать коммуникативную компетенцию. Воспитательная:  –  формировать   гражданскую  позицию  учащихся,  сопричастность     к истории Отечества; ­ формировать культуру учебного труда, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы. 1. Организационный момент. Ход урока. 2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Первая российская революция. Реформы политической системы» и изучение нового материала. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам по итогам беседы выход на проблему урока: 1. Дать определение понятию «модернизация». 2. Назовите особенности протекания модернизации в России в н. 20 в. 3. В чем заключались причины медленного и противоречивого характера модернизации в России в н. 20 в.? 4.Назовите одну из главных причин первой российской революции. 5. Каких изменений добились крестьяне в ходе революции 1905 г.? Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции? 6. Каково значение первой российской революции в ускорении процессов модернизации? Почему революцию 1905 г. считают незавершенной? Слайд 2  Формирование   проблемы   урока   учителем:  как   жить   дальше   крестьянам,   что   делать правительству? Вспомним, что именно в 1906 г. крестьянство заявляет о своих проблемах погромами   помещичьих   усадеб,   созданием   Всероссийского   крестьянского   союза,   2­я Госдума   разогнана   из­за   настойчивого   требования   передела   всех   земель   в   пользу крестьянства. Переворот 3 июня 1907 г. поставил точку в революции, но Николай Второй и его   приближенные   понимали,   что   перемены   неизбежны.  В   подобные   переломные   годы необходима   личность,   отвечающая   на   вызов   времени.   Такой   личностью   стал   Петр Аркадьевич Столыпин. Слайд 3 (портрет Столыпина) У него была своя концепция и программа обустройства России, которую можно кратко выразить в 2­х его афористических высказываниях .Слайд 4. «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» — фраза завершала речь Столыпина от 10 мая 1907 года перед депутатами Государственной думы II созыва. В ней Пётр Аркадьевич говорил о проводимых реформах, быте крестьян, праве собственности на землю;   неоднократно   подчёркивал   недопустимость   национализации   или   экспроприации земли у помещиков в пользу крестьянства. В завершение была произнесена фраза, ставшая вскоре крылатой: « Противникам   государственности   хотелось   бы   избрать   путь   радикализма,   путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» «Дайте   государству   20   лет   покоя   внутреннего   и   внешнего,   и   вы   не   узнаете   нынешней России» — в интервью одной из газет Столыпин описывал проводимые реформы, главной целью которых, с его слов, являлось создание класса мелких землевладельцев, что должно было привести к процветанию страны. Проблемное   задание:   Какие   перемены   мог   вызвать   в   нашей   стране   избранный Столыпиным политический курс? Почему проиграл Столыпин? Слайд 5 Этапы самостоятельной работы для выполнения проблемного задания: Первый   этап.   В   качестве   домашнего   задания     учащиеся   выполняли   задание   опережающего характера   –   просмотр  видеофильма   «Столыпинские   реформы.   История   России.#   8”, infourok.ru https://www.youtube.com/watch?v=HPFg07PQ2M8 а) По ходу просмотра учебного фильма выписать в тетрадь программу реформ П.А. Столыпина, опубликованную 25 августа 1906 г.            б) Изучить аграрную реформу и ее содержание изложить в виде схемы или таблицы. Слайд 6. Второй этап. Анализ и оценка деятельности Столыпина.  а) Класс делится на 3 группы: 1   группа:  на   основе   изученного   материала,   показать   величие   дела   реформатора, убедить в целесообразности его политики. Какие перемены она сулила стране? 2 группа: вскрыть противоречивость, отрицательные черты в действиях реформатора. Почему проиграл Столыпин? 3   группа:  оценить   роль   Столыпина   в   российской   истории,   высказав   собственную позицию. Найти в сети Интернет оценку деятельности реформатора. Слайд 7. Для   выполнения   задания   учащиеся   опираются   на   знания,   полученные   из   просмотра видеофильма,   указанного   выше,   записи   в   тетради   по   домашней   работе   и   текста параграфа 6 учебника История России , авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. Третий этап.  Представление группами выполненных заданий, аргументация полученных выводов, дискуссия. Работа с понятиями: «реформа», «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «крестьянская община»,  «аграрное перенаселение». Слово   учителя:  Оценка   деятельности   Столыпина,   как   его   современниками,   так   и историками, неоднозначна и носит полярный характер. В ней одни выделяют только негативные   моменты,   другие,   напротив,   считают   его   «гениальным   политическим деятелем», человеком, который мог бы спасти Россию от грядущих войн, поражений и революций.   При   этом   и   те,   и   другие   основываются   на   оценках   современников, документальных источниках, данных статистики. Сторонники и противники зачастую оперируют одними и теми же цифрами, выраженными в различном контексте. Так, в статье Большой советской энциклопедии, посвящённой аграрной реформе, написано, что «освоение новых земель было не под силу разорённому крестьянству. Из 3 млн чел., переселившихся за 1906—1916, возвратились на прежние места 548 тыс. чел., то есть 18 %». Журналист Геннадий Сидоровнин со ссылкой на издание за 1911 год те же цифры трактует иначе — «В любой области вообще человеческой жизни всегда наберётся 10 % неудачников […]  Конечно, триста тысяч обратных, хотя бы и за 15­летний период, — это уже большое и тяжёлое явление […]  Но из­за этих трёхсот тысяч нельзя забыть, как это иногда делают, о двух с половиною миллионах устроенных переселенцев». Четвертый   этап.  Практикум   по   работе   с   материалами   Президентской библиотеки. Карабанов. Переселение и расселение крестьян. М., 1912 г. Слайды 9­ 12. Цель   практикума:  определить,   насколько   оправдана   и   результативна   была переселенческая политика. Почему не произошло массового переселения крестьян в Сибирь? Учащиеся заходят в электронный читальный зал и работают с текстом источника по указанным   им   страницам,   отвечают   на   поставленный   вопрос:   почему   не   произошло массового переселения крестьян в Сибирь? 1. Стр.17 посл. абз- стр.18 до 4 абз. 2.стр.18 до 4 абз.-стр.19 до Уссурийского края стр. 20 последний абз. 3.стр.19 последний абз.- 4.стр. 20 последний абз. – стр.21 1абз. 5.стр.21, 1абз. - стр.22 до Енисейской губ. 6.Стр. 22 посл. абз.- стр. 23 Енисейская губ. 7.Стр.23 от городов – стр.24 8.Стр.27 9.Стр.28 10.Стр.29 11.Стр.31, 1-й абз. Проверка выполнения задания практикума. Обобщение. Работа с исторической  картой «Российская империя в н.20 века». Задание: Самостоятельно сформулируйте положительные и отрицательные итоги аграрной реформы П.А. Столыпина.  Был ли решен аграрный вопрос? Что, на ваш взгляд, ожидало Россию   в   дальнейшем?   Какой   путь   решения   аграрного   вопроса   более   предпочтителен: путем революции или путем реформы? Слайд 13. Проверка выполнения задания, подведение итогов урока. Итоги аграрной реформы 1) в ходе. реформы 4 млн. десятин земли было вовлечено в рыночный оборот  2) из общины выделилось не менее 23 % крестьянских хозяйств, а на хутора и отруба выделилось около 1.5 млн.  3) из центральных районов европейской России было переселено3 млн. хозяйств, 0,5 млн. через некоторое время вернулось  4)   усилилось   расслоение   крестьянства,   сельская   верхушка   давало   половину   товарного хлеба.  5) за период с 1908 по 1909 гг.потреблений суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20млн. пудов  6 ) на крестьянский двор приходилось в среднем 2­3 десятины , по подсчётам экономистов, для нормального ведения хозяйства, требовалось не менее 7­8 десятин  7). За 1900­1913 годы доход на душу населения  вырос с 22 до   33 руб в год  8).урожайность пшеницы в 1913 году (с га): в России­55 пудов, в Австрии­89 пудов,      в Германии 197пудов  9) рост недовольства бедняков, Пожоги отрубов и хуторов . Слайд 14. Домашнее задание: пар. 6. Написать эссе : В.В. Шульгин, политический деятель, твердый  сторонник П.А. Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила в России под лозунгом «Все для народа – вопреки народу». Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней? Слайд 15.

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе по теме: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018