В данной презентации представлено положение России в начале 20 века. Имеется план изучения нового материала. В начале 20 века Россия занимала 2 место в мире по территории. Более 80% населения было представлено крестьянами.У власти последний император- Николай 2.Началась новая эпоха.
Россия в нач 20 века.ppt
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Россия в начале XX в.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
План
1.Территория и население Российской империи в начале
XX в.
2.Особенности социальной структуры российского
общества. Сословия России.
3. Межнациональные проблемы в России начала XX в.
4. Особенности национальнорелигиозных традиций
5. Экономическое развитие России в начале XX в.
6. Особенности российской экономики в конце XIX —
начале XX в.
7. Монополии. Государственный сектор экономики
8. Роль иностранного капитала в экономике России
9. Буржуазия и рабочий класс в начале XX в.
10.Сельское хозяйство
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
1.Территория и население Российской
империи в начале XX в.
В чем заключались важнейшие
особенности социальной структуры
России в начале XX в.?
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Особенности российской
экономики в конце XIX —
начале XX в.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Складывание
системы
Государствен
номонопо
Листического
капитализма
Экономическое развитие
России в начале ХХ в.
Особенности
Экономического развития
Широкое
Внедрение
Иностран
ного капи
тала
Многоукладность Экономики
Частнокапиталистческий уклад
(фабрики и Заводы, помещечьи
и кулацкиехозяиства)
Полунатуральный
(крестьянский)
Уклад
Мелкотоварный уклад
(кустарноремесленное
производство)
с
о
ч
е
т
а
н
и
е
Высокораз
витая про
мышлен
ность и фи
нансово
банковская
система
Отставание аграрного
Сектора, сохранение
феодальных
пережитков
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
• вопервых, быстрое развитие капитализма
началось в России только после отмены
крепостного права в 1861 г.;
• вовторых, Россия была среднеразвитой
страной «второго эшелона» капитализма.
Страны «первого эшелона» (Англия, США)
вступили в эпоху капитализма в XVII—
XVIII вв., а Россия — в середине XIX в.
Стремление догнать передовые страны
обусловило более высокие темпы ее
экономического развития;
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
• втретьих, важным отличием экономики
России было сохранение ее
многоукладности: от натурального
хозяйства до крупных монополий,
• вчетвертых, российская буржуазия не
имела политической власти, находилась в
оппозиции самодержавию, которое
тормозило экономический прогресс страны;
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
• впятых, огромную роль в экономике России
играли государственный сектор (казенные
заводы, которые были исключены из сферы
рыночных отношений) и иностранный
капитал;
• вшестых, неравномерность экономического
развития как по регионам, так и по
отраслям.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Заводской паровой кран (подъемная сила 250
пудов). Коломенский машиностроительный
завод.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Золотые монеты.
С.Ю.Витте.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Монополии — крупные хозяйственные
объединения, сосредоточившие в своих
руках большую часть производства и
сбыта какоголибо товара.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Возникают монополии низших типов:
• картели—первоначальная форма
монополистических объединений. Их
участники заключают соглашение о
регулировании объемов производства,
условиях сбыта продукции и найма
рабочей силы. Участники картелей
сохраняют коммерческую и
производственную самостоятельность;
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
• синдикаты — члены синдиката сохраняют
производственную, но утрачивают
коммерческую самостоятельность,
договариваются между собой о том, что
распределение заказов, закупка сырья и
реализация произведённой продукции
осуществляются через единую сбытовую
контору.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Иностранное инвестирование имело как
положительные, так и отрицательные
последствия для экономики России:
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
• положительные заключались в том, что
вкладывание иностранного капитала
способствовало внедрению новых,
передовых форм организации труда, новой,
более высокой техники, что вело к
возникновению новых форм организации
производства, ускорению промышленного
развития;
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
• отрицательные последствия выражались в
том, что уменьшались возможности для
свободной конкуренции, часть российских
предприятий поглощалась иностранными
фирмами. К тому же иностранный капитал
получал в России 20—30% прибыли (тогда
как в своих странах лишь 4—5%). Это
усугубляло экономическую отсталость
России, ее финансовую зависимость, вело к
увеличению налогов на российских граждан.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Самодержавие – основа
политического строя России в начале ХХ в.
К 1 июня 1912 г. в штате высочайшего двора
состояла 1220 лиц обоего пола: 10 статс
дам, 4 камер фрейлины, 12 высших чинов
двора, 8 обергофмейстеров и 4 обер
егермейстера, 240 вторых чинов,
гофмаршалов, 328 камергеров и 355 камер
юнкеров, 42 врача по разным
специальностям.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
• Сотни титулованных дармоедов окружали царя
повседневно, создавая требуемая антураж. Не
принося государству ни малейшей пользы, они
получали баснословные оклады, прислуживая и
развлекая царскую семью.
• Государственная казна была неиссякаемой
кормушкой для всех представителей
«царствующего дома Романовых». Обладая
огромной личной собственностью, приносящей
миллионные доходы, все они получали еще и
казенное «довольствия».
У
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
• Каждому сыну императора полагалось на
содержание 150 000 рублей в год да на
устройство резиденции единовременно по
миллиону, а по наступлении в брак – уже по
200 000 рублей в год и по 35 000 на
содержание двора.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Социальный состав населения России
в конце XlXначале ХХ вв.
• Население Российской империи к началу хх в. составляло
170 млн. чел. Согласно царскому законодательству все
население делилось на две основные группы: «природные
обыватели» и «инородцы». Под категорию «инородцы»
подпадали нерусские народы, составлявшие почти 60%
жителей империи и подвергавшиеся колониальной
эксплуатации и военно – полицейскому гнету.
• «Природные обыватели» делились на 4 «главных рода
людей»: дворянство, духовенство, городские обыватели и
сельские обыватели.
• Страна оставалась деревенской. Удельный вес горожан –
1618%
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Крестьянство.
• Главные ценности: земля, труд, семья, мир
община, господьбог, царьотец. Основа
крестьянская семья, а в ней – мужики. Женщины
не в счет : на них земля не давалась. В среднем на
мужичью душу по 2 4 десятины пашни.
• Свыше четверти крестьян не имели лошадей , 10
% не имели коров, 79 % многолошадные и
многокоровные хозяйства.
• Что ели ? С огорода картошку, репу, горох,
морковь. Хлеба 200 кг на душу в год, молока 86,
мяса – 12, яиц штук 20.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Крестьяне
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Помещики.
• 130 тыс. помещичьих хозяйств. Из них – 30
тыс. имели земли почти столько же, сколько
все крестьяне вместе взятые 70 млн дес.
700 самых богатых помещиков владели 21
млн десятин. Основная масса помещиков
деградировали вместе со своими
поместьями. Земли закладывались. К 1915 г.
В залоге находилось почти 50 млн десятин
земли.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Пролетарии.
• В начале века – 3 млн чел., к 1914 г. – 4,5 млн. Около
четверти из них , оставаясь жителями городов, имели
землю в деревне . 40% потомственные пролетарии, треть
рабочих – женщины, каждый 10 й рабочий – подросток ( с
12 лет мальчик работал ). Из 100 детей рабочих 60 64
умирали, не дожив до 10 лет. Средняя зарплата 260 руб. в
год. Прожиточный минимум 200 230 руб. в год на
человека. Грамотность среди рабочих мужчин 60 %,
женщин – 40 %. Это в 23 раза выше, чем средняя по
стране. Особой склонности к религии у рабочих не было. В
Москве, например, до половины рабочих посещали церковь
лишь по праздникам, а треть – вообще туда не заглядывала.
Но в целом российский рабочий был религиозен , что
вполне уживалось с его революционностью.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Купечество
• В Росси насчитывалось до и200 тыс. оптовых и розничных
крупных торговых фирм и свыше 1,2 млн. лавочников,
ларечников и лиц, занимавшихся развозной и разносной
торговлей.
• Уплатив 565 рублей, торговец получал свидетельство и
становился купцом 1 гильдии. Мелкие купцы,
занимавшиеся розничной торговлей, шли по 2 гильдии.
• В 1913 г. Общая масса торговой прибыли составляла около
800 млн. рублей в год, а прибыль фабричнозаводской
промышленности – свыше 500 млн. руб. в год. Купцы
пользовались рядом привилегий: они были освобождены от
телесных наказаний, от личных принудительных работ,
имели свободу передвижения.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Купечество
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Промышленная буржуазия
• Насчитывала более 2 млн. человек.
Наиболее многочисленная группа –
капиталисты – «текстильщики». Морозовы,
Коноваловы, Рябушинские, Гучковы и др.
были лидерами промышленно – торговой
буржуазии. Наиболее крупные партии:
кадеты, октябристы, боровшиеся за власть.
Урок истории в 9 классе "Россия в начале 20 века"
Чиновничество.
• 500 000 различных рангов. Страна тратила
до 14 % бюджета на управление, т. е. на
содержание бюрократического аппарата.
( Англия – 3 % , Франция – 5 %, Италия и
Германия – 7 %.) На 50 тыс. офицеров
приходилось 1500 генералов получающих от
4 до 13 тыс. руб. в год.
ВОПРОСЫ:
1.В чем заключались важнейшие особенности
социальной структуры России в начале XX в.?
2. Какую роль играло государство в экономике
России начала XX в.?
3.Чем объяснялся интерес России к привлечению
иностранных капиталов?
4. Какие отрасли экономики страны были
монополизированы государством? Почему
именно эти?
5.Аграрный вопрос — первоочередной в проведении
экономической модернизации России. Так ли это?
Докажите.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.