Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».
Оценка 4.6

Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
03.11.2018
Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».
Методическая разработка для учащихся 5 классов по программе "Введение в историю родного края". Рассказывается о том, как названия могут отражать исторические события. Объясняются понятия «топонимика» и «ономастика». Расшифровывается и истолковывается названия своего населенного пункта, его улиц и площадей. Составляется маршрут экскурсии «Родная улица моя».
10.docx
Тема 1. Путешествие в страну «История» (13 часов)  Урок 10               Дата 02.10    Класс 5­А               Дата 05.10    Класс 5­Б               Тема: История в названии. Экскурсия «Родная улица моя». Цель: 1. Рассказать, как названия могут отражать исторические события. Объяснить понятия  «топонимика» и «ономастика». Расшифровать и истолковать название своего населенного  пункта, его улиц и площадей. Составить маршрут экскурсии «Родная улица моя». 2. Продолжать развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в группе и с учителем, высказывать суждения о роли родного города в сохранении  памяти о прошлом. 3. Привить ученикам любовь к истории родного края. Воспитать бережное отношение к  материальной культуре нашего региона. Тип урока: урок изучения нового материала.                                                     Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся:     Здравствуйте, уважаемые ученики! Посмотрите какая сегодня хорошая погода, нам  улыбается солнышко, улыбается природа. Давайте и мы улыбнемся друг другу, зарядимся  положительной энергией и настроимся на хорошую плодотворную работу.    Сегодня, мы с вами продолжим путешествие по древней истории Донецкого края. Но,  перед тем как перейти к изучению новой темы, мы повторим изученный материал. 2. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. 3. Мотивация. Рассказ учителя. В моей судьбе т ы стала главной,  Родная улица моя. Алексей Фатьянов Тема нашего урока: История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».    Изучая тему, мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Название моего города, поселка, села. 2. Как чаще всего называют улицы. 3. Ономастика как исторический источник.      Давайте запишем план урока и тему в тетрадь.  4. Изучение нового материала. 1. Название моего города, поселка, села. Формирование понятия.    Знаете ли вы, почему населенный пункт, в котором вы живете, носит такое название?    Каждый человек в своей жизни постоянно встречается с географическими названиями.  Настенная карта или настольный атлас испещрены названиями стран, морей, островов, рек,  озёр, городов, сёл. Свои имена имеют и очень мелкие объекты: парки и скверы, улицы и  переулки. Каждое название несет в себе определенную информацию, собирает и исследует  которую топонимика.    Топонимика — наука, изучающая географические названия, их происхождение,  развитие, современное состояние, написание и произношение. Все названия имеют свой смысл. Ни один народ не называл реку, озеро или селение  случайно. А, значит, объяснить можно любое, даже самое сложное и на первый взгляд  непонятное название.    Населенные пункты Донбасса возникли сравнительно недавно. Самые «старшие» из них  появились в начале XVII века, тогда же получив свои названия.    Здесь возникло немало поселков, отразивших историю заселения региона разными  народами. Так, на юге края появились села, названия которых созвучные с крымскими ­  Ялта, Урзуф, Мангуш. Это произошло потому, что переселившиеся в конце ХУШ века в  приазовские степи из Крыма греки, принесли на нашу землю и свои топонимы.    Оставили свой след в названиях края сербы и хорваты переселившиеся сюда в XVIII веке  (г. Славяносербск, пос. Штеровка). Древние племена торков сохранилась в названиях  города Краматорска, села Торское, рек — Казенный Торец и Кривой Торец.    А вот название города Макеевки имеет другое происхождение: оно возникло от мужского имени Мокей, принадлежащего, как считают историки, основателю слободы, ставшей  началом будущего города.    По именам или фамилиям людей, имеющим отношение к населенному пункту, названы г.  Горловка (в честь горного инженера П. Н. Горлова), пос.Седово (в честь полярного  исследователя Г. Я. Седова), Докучаевск (в честь ученого­почвоведа В. В. Докучаева) и  другие.    Быстрый рост населения Донбасса в советский период, определил особенность названий  многих поселков и городов в честь государственных и партийных лидеров, передовиков  производства. Так, г. Артемовск носит имя революционера, основателя Донецко­ Криворожской советской республики Фёдора Сергеева, больше известного под партийным  псевдонимом «товарищ Артём»; г. Стаханов назван в честь выдающегося шахтёра,  основателя движения передовиков производства Алексея Стаханова, а поселок городского  типа Тельманово ­ в честь лидера немецких коммунистов Эрнста Тельмана.    Много топонимов края связано с разработками полезных ископаемых — Углегорск,  Угледар, Гранитное, Соледар или с преобладающими в данной местности профессиями —  Шахтерск, Горняк.    Такова история происхождения некоторых географических названий. Конечно, это  далеко не все. И для тех, кто изучает родной край, осталось еще много топонимических  загадок, которые еще предстоит разгадать. 2. Как чаще всего называют улицы. Беседа. 1. Назовите главные улицы вашего населенного пункта. Отражают ли они особенности его развития? 2. Менялись ли названия улиц в разное время? 3. Какую информацию могут нести их названия? 3. Ономастика как исторический источник. Какую роль в исторических исследованиях играет ономастика?    Еще одной наукой, помогающей нам глубже проникнуть в тайны истории, является  ономастика, изучающая собственные имена.  Ономастика ­ наука, изучающая собственные имена и их происхождение.    Ономастика даёт ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений,  характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и  семейных отношениях. 5. Закрепление изученного материала.   Практическая работа. Экскурсия «Родная улица моя». Составление схематического маршрута экскурсии, на котором указаны условные  обозначения мест и зданий, которые необходимо посетить. 6. Подведение итогов.    Условный микрофон.   7. Домашнее задание.      Учитель: вам необходимо выучить термины, которые мы с вами записали в тетрадь.

Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».

Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».

Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».

Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».

Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».

Урок "История в названии. Экскурсия «Родная улица моя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018