Урок изобразительного искусства "Материнство"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изобразительного искусства в 4 классе Тема: МАТЕРИНСТВО Цели деятельности педагога Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к произведениям русского искусства, воспевающим материнство, матерей дающих жизнь детям Тип урока Постановка и решение учебной задачи Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная Основные понятия и термины Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы: http://www.pedsovet.su, http://www.festival.1september.ru Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: репродукции картин: А. Дейнека «Мать», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»), И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского Оборудование Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка Организационная структура урока Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальные учебные действия Промежуточный контроль I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проверяет готовность обучающихся к уроку. Эвристическая беседа. – Здравствуйте, ребята! Прослушайте музыкальное произведение и скажите, о ком пойдет речь на нашем уроке. Звучит песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского. Красивые мамы, на свете вас много, В глаза вы глядите открыто и прямо… В какую бы даль ни звала нас дорога, Нас всех провожают красивые мамы. Мы маме так редко приносим букеты, Но каждый так часто ее огорчает… А добрая мама прощает все это, Красивая мама все это прощает. Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо, Она выполняет свой долг терпеливо… Красива по-своему каждая мама – Любовью своей материнской красива. Нас в детстве она забавляет игрушкой, Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо… Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой, Но будешь по-прежнему самой красивой! Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио- нально выражают свое отношение к песне о маме. Слушают музыку. Отвечают на вопросы Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для чело- века и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально- ценностное отношение к музыкальному произведению о маме Устные ответы II. Изучение нового материала Словесно-иллю- стративный рассказ с элементами беседы по теме «Образ женщины-матери сквозь века» – Самое дорогое, родное, святое, что есть у человека, связано с мамой. Земля, родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами «матушка», «мать», «мате- ринство». Из века в век было вечным единство матери и ребенка. Об этом соз- дают свои картины художники разных народов. Перед вами репродукции картин очень известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины. Интересно воплощена эта тема в карти- не «Мать» художника А. А. Дейнеки (1899–1969). Ее композиция удивительно проста: на гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка. Картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»). – И эта картина, написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 г., передает материнскую заботу и любовь. Молодая женщина с ребенком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, города, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но все это – лишь временный фон основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернулась спиной к городу. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем. – Ребята, скажите, похожа эта картина на произведения изобразительного искус- ства, которые мы с вами видели до этого? Чем она похожа? (Образом: обнимая и ласково сжимая руку ребенка, мать так же оберегает свое дитя от жизненных невзгод.) – По-новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Все знают плакат художника Ира́клия Моисе́евича Тоидзе «Родина-мать зовет!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого, открытого взгляда женщины-матери. Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества. – Ребята, какой мы можем сделать вывод, посмотрев эти произведения искусства? (Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Образ женщины-матери являлся идеалом женской красоты.) Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос Фронтальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о женщине-матери в произведениях художников-портретистов. Регулятивные: принима- ют и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя Устные ответы III. Творческая практическая деятельность Организация рабочего места. Составление плана работы. Рисование портрета на тему «Улыбка мамы» – Задумайтесь и представьте себе лицо своей мамы, бабушки. Загляните в ее глаза прямо сейчас, в своем воображении. Переверните альбомный лист и подумайте: какой тип портрета мы с вами будем сегодня рисовать? – Теперь нарисуйте маму или бабушку. Главное не внешнее сходство. Главное – попытаться передать в рисунке свои чувства. – Придерживайтесь составленного плана работы: 1. Выбор положения листа (вертикально или горизонтально). 2. Компоновка изображения на листе. 3. Построение рисунка головы. 4. Пропорции лица. Проработка деталей. 5. Дополнительные элементы, работающие на образ. 6. Работа в цвете. 7. Обобщение Составляют план работы над рисунком. Работают с красками Индивидуальная работа Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка Наблюдение. Выполнение рисунка IV. Итог урока. Рефлексия Выставка работ учащихся. Обобщающая беседа – Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством художников, воспевших красоту женщины. – Что являлось и является главным идеалом красоты женщины в творчестве этих художников? – Да, идеалом главным и неизменным является идеал материнства. Красота женщины – это красота материнства. – К какому идеалу стремились художники всех времен и народов? – В чем особенность воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX в.? Отвечают на вопросы Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для чело- века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке Устные ответы– Самое дорогое, родное, святое, что есть у человека, связано с мамой. Земля, родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами «матушка», «мать», «мате- ринство». Из века в век было вечным единство матери и ребенка. Об этом соз- дают свои картины художники разных народов. Перед вами репродукции картин очень известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины. Интересно воплощена эта тема в карти- не «Мать» художника А. А. Дейнеки (1899–1969). Ее композиция удивительно проста: на гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка. Картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»). – И эта картина, написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 г., передает материнскую заботу и любовь. Молодая женщина с ребенком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, города, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но все это – лишь временный фон основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернулась спиной к городу. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем. – Ребята, скажите, похожа эта картина на произведения изобразительного искус- ства, которые мы с вами видели до этого? Чем она похожа? (Образом: обнимая и ласково сжимая руку ребенка, мать так же оберегает свое дитя от жизненных невзгод.) – По-новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Все знают плакат художника Ира́клия Моисе́евича Тоидзе «Родина-мать зовет!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого, открытого взгляда женщины-матери. Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества. – Ребята, какой мы можем сделать вывод, посмотрев эти произведения искусства? (Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Образ женщины-матери являлся идеалом женской красоты.)
Иконка файла материала урок ИЗО 4 класс.docx
У р о к   и з о б р а з и т е л ь н о г о   и с к у с с т в а   в   4   к л а с с е   Т е м а :   МАТЕРИНСТВО Цели деятельности  педагога Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями,  материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к произведениям русского искусства, воспевающим материнство,  матерей дающих жизнь детям Тип урока Постановка и решение учебной задачи Планируемые  образовательные результаты Методы и формы обучения Основные понятия и  термины Образовательные  ресурсы Наглядно­ демонстрационный  материал Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать  художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с  творчеством выдающихся художников­портретистов.  Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока;  отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке;  вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины­матери в искусстве Объяснительно­иллюстративный; индивидуальная, фронтальная Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция Интернет­ресурсы: http://www.pedsovet.su, http://www.festival.1september.ru Мультимедийный ряд: репродукции картин: А. Дейнека «Мать», К. Петров­Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»), И. Тоидзе «Родина­мать зовет!». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского Оборудование Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик­непроливайка, салфетка О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к аЭтапы  урока I.  Организац ионный момент Обучающие и развивающие компоненты, задания  и упражнения Эмоциональная,  психологическая и  мотивационная  подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Деятельность учителя Деятельность учащихся организации совзаимодейст Универсальные учебные действия Промежуточны й контроль Формы  вия Фронтальная  работа Устные  ответы Личностные: понимают  значение знаний для чело­ века и принимают его;  имеют желание учиться,  проявляют эмоционально­ ценностное отношение  к музыкальному  произведению о маме Получив целе­ вую установку,  слушают  учителя,  отзывчиво и  эмоцио­ нально  выражают свое  отношение к  песне о маме. Слушают  музыку. Отвечают  на вопросы Проверяет готовность обучающихся  к уроку. Эвристическая беседа. – Здравствуйте, ребята! Прослушайте  музыкальное произведение и скажите,  о ком пойдет речь на нашем уроке. Звучит песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского. Красивые мамы, на свете вас много, В глаза вы глядите открыто и прямо… В какую бы даль ни звала нас дорога,  Нас всех провожают красивые мамы.  Мы маме так редко приносим букеты, Но каждый так часто ее огорчает… А добрая мама прощает все это, Красивая мама все это прощает. Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо, Она выполняет свой долг терпеливо… Красива по­своему каждая мама –  Любовью своей материнской красива. Нас в детстве она забавляет игрушкой,  Порой мы о чем­то ей шепчем счастливо… Когда­нибудь, мама, ты станешь старушкой, Но будешь по­прежнему самой красивой! II.  Изучение  нового  материала Словесно­иллю­ стративный  рассказ с  элементами беседы – Самое дорогое, родное, святое, что есть у  человека, связано с мамой. Земля, родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами «матушка», «мать», «мате­ Слушают  учителя,  обсуждают,  отвечают на  вопросы. Фронтальная  работа. Личностные: имеют  мотивацию учебной  деятельности, способность к  эстетической оценке  произведений искусства,по теме «Образ  женщины­матери  сквозь века» ринство». Из века в век было вечным  единство матери и ребенка. Об этом соз­ дают свои картины художники разных  народов. Перед вами репродукции картин очень  известных художников, запечатлевших на  своих полотнах образ женщины. Интересно воплощена эта тема в карти­ не «Мать» художника А. А. Дейнеки (1899– 1969). Ее композиция удивительно проста:  на гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В  облике матери передана величественная  осанка венецианских крестьянок, нежные,  трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное  сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится  подчеркнуть существующую между ними  неразрывную духовную связь, готовность  матери защитить ребенка. Картина «1918 год в Петрограде»  («Петроградская Мадонна»).  – И эта картина, написанная русским  художником Козьмой Сергеевичем  Петровым­Водкиным в 1920 г., передает  материнскую заботу и любовь. Молодая  женщина с ребенком в руках изображена на  фоне революционного Петрограда, города,  где началась новая эра человеческой истории.  Куда­то спешат прохожие, кто­то  останавливается у стен зданий.  понимают значимость  предмета  «Изобразительное  искусство». Познавательные: имеют  способность к  художественному познанию  мира,  умеют произвольно и  осознанно строить речевое  высказывание в устной  форме о произведениях  искусства; осуществляют  поиск существенной  информации (из рассказа  учителя, родителей) о  женщине­матери в  произведениях художников­ портретистов. Регулятивные: принима­ ют и сохраняют учебную задачу; осознают  недостаточность своих  знаний. Коммуникативные: умеют  строить понятное  монологическое  высказывание; согласовывать свои действия  с партнером; активно  слушать одноклассников и учителяНо все это – лишь временный фон основного  изображения женщины­матери. Не случайно она повернулась спиной  к городу. Ее главная забота – это забота  о ребенке, о его настоящем и будущем. – Ребята, скажите, похожа эта картина на произведения изобразительного искус­ ства, которые мы с вами видели до этого?  Чем она похожа? (Образом: обнимая и  ласково сжимая руку ребенка, мать так  же оберегает свое дитя от жизненных  невзгод.) – По­новому прозвучит эта тема в  произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Все знают плакат  художника Ир клия Моис евича Тоидзе  «Родина­мать зовет!». В суровые годы  военных испытаний прозвучал материнский  призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого, открытого взгляда женщины­матери. Жест поднятой вверх руки многим  напоминает известный образ Богоматери  Оранты, молящейся за спасение человечества. – Ребята, какой мы можем сделать вывод,  посмотрев эти произведения искусства? (Во  все времена художниками воспевалась  красота женщины. Образ женщины­ матери являлся идеалом женской  красоты.) аа еа III.  Творческая практическ ая  деятельнос Организация рабочего места.  Составление плана  работы. – Задумайтесь и представьте себе лицо  своей мамы, бабушки. Загляните в ее глаза  прямо сейчас, в своем воображении. Переверните альбомный лист и подумайте:  какой тип портрета мы с вами будем сегодня  рисовать? Отвечают на вопрос. Фронтальная работа. Отвечают на вопрос Фронтальная  работа Составляют  план работы над рисунком. Индивидуальна я работа Устные  ответы Наблюдение. Выполнение  рисунка Познавательные: умеют  применять полученные  знания в собственной  художественно­творческой  деятельности.ть Рисование  портрета на тему  «Улыбка мамы» IV. Итог  урока.  Рефлексия Выставка работ  учащихся.  Обобщающая  беседа – Теперь нарисуйте маму или бабушку.  Главное не внешнее сходство. Главное –  попытаться передать в рисунке свои  чувства. – Придерживайтесь составленного плана  работы: 1. Выбор положения листа (вертикально или  горизонтально). 2. Компоновка изображения на листе. 3. Построение рисунка головы. 4. Пропорции лица. Проработка деталей. 5. Дополнительные элементы, работающие на  образ. 6. Работа в цвете. 7. Обобщение – Сегодня на уроке мы познакомились  с творчеством художников, воспевших  красоту женщины. – Что являлось и является главным идеалом  красоты женщины в творчестве этих  художников? – Да, идеалом главным и неизменным является идеал материнства. Красота  женщины – это красота материнства. – К какому идеалу стремились художники  всех времен и народов? – В чем особенность воплощения образа  женщины­матери в произведениях искусства  XX в.? Работают  с красками Регулятивные: составляют  план и последовательность  действий; производят  самоконтроль за  выполнением работы. Коммуникативные: задают  вопросы для уточнения  последовательности работы и техники исполнения рисунка Отвечают  на вопросы Фронтальная  работа Устные  ответы Личностные: понимают  значение знаний для чело­ века, воспринимают  произведения искусства;  связывают свои наблюдения  из жизни с оценкой  увиденного в произведениях  искусства. Регулятивные: оценивают  свою работу на уроке