Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»
Оценка 4.6

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство
5 кл
04.04.2017
Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского) Класс: 5 Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Тема четверти: Связь времен в народном искусстве. Тема урока: Искусство Гжели. Тип урока: Урок комплексного использования знаний «Играет нежная свирель, И замирает в восхищенье Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновенье. Здесь каждый – мастер и творец...»
Конспект урока искусства.docx
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Особенности конструирования современного урока. Конспект урока Искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»  (по программе Б.М. Неменского) Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Содержание и практические механизмы реализации ФГОС ООО по искусству»  Автор  Ф.И.О.   Мельникова Юлия Леонидовна   Должность  учитель искусства Место работы МКОУ Усть­Муравлянская ООШ с. Усть­Муравлянка 2015 г Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»  (по программе Б.М. Неменского)    Разработка урока. Презентация проекта. Класс: 5 Тема года: Декоративно­прикладное искусство в жизни человека. Тема четверти: Связь времен в народном искусстве. Тема урока: Искусство Гжели. Тип урока: Урок комплексного использования знаний Цели урока: ­по   содержанию:   знать   об   искусстве   гжельского   промысла,   особенностях гжельской росписи; ­по способу работы:  освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар­птицы как символа творчества и вдохновения. Задачи урока: 1. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально­ценностное отношение к деятельности,  2. Продолжить формирование знаний о декоративно­прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи. 3. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую  4. оценку   произведениям   гжельской   керамики,   развивать   фантазию   и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.  Результаты обучения: Личностные:   осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно­прикладного искусства,  значимость эмоционально­ ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества,     способность   к   созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся. развивать   фантазию   и   воображение, учиться   высказывать   и   отстаивать   свое   мнение,   планировать   время, Метапредметные:   работу, и оценивать ее результаты,  внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.  анализировать   собственную     художественную   деятельность,   развивать Предметные:   понимать   «язык»   декоративного   искусства,     освоить   основные   мотивы гжельской   росписи,   разнообразные   приемы   работы,   в   т.ч.   технику   двойного мазка,   создать художественный образ волшебной жар­птицы. Наглядный и дидактический материалы: Индивидуальный:  учебник  «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой  ­ 5 класс, презентация «Какого цвета жар­птица?» Общеклассный: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель». Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского  «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др. (Приложение 3). Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»  ИКТ­оборудование: общеклассное: компьютер, мультимедиа  Художественные материалы: домики для красок (гуашь), лист А3, бумага для   упражнений,   кисти   синтетика   плоская   №   4­7,   круглая   №3,   тряпочки, баночки с водой.  Ход урока: Деятельность учителя Деятельность ученика Результаты каждого  Этап  урока 1.Орга­ низа­ цион­ ный  Приветствие учащихся Проверка готовности к уроку,  организации рабочего места Приветствие  учителя Проверка  организации  этапа (выводы по  этапам) Класс готов к уроку,  все материалы  имеются Удалось  заинтересовать. На  следующий год  сделаю такой урок  как обобщение  четверти, чтобы  ребята смогли  выбрать сами, по  мотивам какого  промысла изобразить  Жар­птицу. Подвела  учащихся к теме  урока, практически  все включились в  деятельность по  принятию цели. рабочего места Отвечают на  вопросы: Желтая, золотая,  яркая… Иван­царевич и  серый волк, Конек­ Горбунок, Царь­ девица…  В мифологии Жар­ птица –огненная  птица размером с  павлина, она  стережет цветок  папоротника, живет в райском саду,  выполняет  желания, сияние ее  так же слепит  глаза, как солнце или молния ­Да, нет… ­В сказке Метерлинка «Синяя птица» этап 1­2 мин 2. Ак­ туализа ция и  мотива­ ция  5­6 мин   знаний, Актуализация введение в тему урока. 1.Вводная беседа   Сегодня мы должны ответить  на вопрос: какого цвета жар­ птица? Как Вы считаете? В каких сказках мы  встречаемся с жар­птицей? Вы дома искали образы жар­ птицы. Что Вы можете о ней  сказать? Обобщение слов учащихся,  вывод о том, что образ жар­ птицы является воплощением  мечты о счастье, но придти к  успеху  герой может только  преодолев трудности и  приключения. Птица­огонь, ­ полагали  славяне, подразумевая Жар­ птицу, ­ об ее оперение можно  запросто обжечься. Каждое  перо же светится, как  множество свеч, и остро,  крепче булата. А сама же она  сияет то голубым, то  малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами   или голубого цвета? Где мы сталкиваемся с синей  птицей?  Из слов М. Метерлинка  «Человек предстает либо  жертвой рока, либо борцом  против него» следует, что за  счастье и успех нужно  бороться.  Любовь к своему искусству,  трудолюбие и талант мастеров  Гжели вновь вызвали из  небытия древние символы  счастья и мечты о прекрасном – синих птиц – и одухотворили  ими узоры и мир вещей  человека. Человек, получивший дар от Жар­птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света  и дарил радость людям. Чтобы  удача и счастье не покинули  его, стал расписывать посуду  яркими изображениями птицы. Что же тогда главное в  декоративном искусстве? Сегодня мы будем изображать  волшебную Жар­птицу по  мотивам Гжели.  2. Постановка целей и задач, которые должны быть  достигнуты в ходе урока. ­Чему мы должны сегодня  научиться? ­ Вам понятна тема и цели?   ­Какие задачи нужно решить  художнику­волшебнику для  создания художественного  образа? (важно это, нужно,  зачем?) 1. Просмотр презентации на  CD ROM, полилог по ходу  презентации: Гжельская роспись – это  древнее, традиционно русское  искусство, истоки которого  зародились в русской глубинке  более 670 лет назад. «Нежно­голубое чудо –  сказочная гжель»  ­ так  ласково называли люди на Руси  – всем полюбившуюся,  удивительно украшенную  керамику из белоснежной  глины.  ­Правда, очень красиво!? Зачитать стихотворения и  ответить на вопросы – по  времени (Приложение) Одной из причин  развития именно этого  промысла послужила  качественная гжельская глина. ­Кто может сказать, на каком  материале выполняют роспись  мастера Гжели?  Роспись часто дополнялась  ­Одухотворение  прекрасных образов и  украшение ими  предметов быта. ­Познакомиться с  искусством Гжели. ­Да ­Узнать о Гжели, Об особенностях  этого промысла,  мотивах и приемах  росписи….   ­Да… ­На керамике,  фарфоре, фаянсе 3. Изу­ чение и  закреп­ ление  первич­ ных  знаний 5­7 мин Большинство дома  подбирали материал.  Учащиеся активно,  достаточно быстро и  четко  отвечали на  вопросы. Стихотворения не  читали (врем. рамки), включила во время  практической работы песню Надежды  Филатовой  «Незабудковая  гжель» скульптурными изображениями  людей, животных, птиц ­А какие цвета используют  художники? Особенностью Гжельской  росписи является использова­ ние 3 основных цветов: белого,  составляющего фон изделия,  синего и голубого, которыми  выполняется сам рисунок  (художники берут на кисть  только 1 цвет – кобальт).  ­Какие бывают изделия? ­ А как проходит процесс  производства гжельских  изделий? Кто знает? ­Синий кобальт ­Это разнообразная  посуда: кувшины,  блюда, молочники,  масленки, чашки,  вазы, солонки,  тарелки, фигурки  людей, птиц,  животных… ­Вытачивают модели,  в формы заливают  гипс, гипс  затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их  вручную. Послушайте стихотворение  Татьяны Алферовой: «Играет нежная свирель,  И замирает в восхищенье  Жемчужина России – Гжель,  Где поселилось вдохновенье.  Здесь каждый – мастер и  творец...» Итак – в сине­голубую сказку, в мастерскую, учиться  творчеству. Открывайте краски, берите  кисточки, все готовы делать  упражнения? Подготовка к  упражнению Выполнение  упражнений,  отработка элементов  росписи, помощь  затрудняющимся Выполнение разных  линий, сеточек,  усиков, завитков,  цветов,  листиков.  Мазок­пятно  дополняет тонкая  решительная линия:  прямая, волнистая,  спиралевидная,  округлая.  Мазок с тенями  выполняем  следующим образом:  набираем на кисть  густую синюю краску, проводим мазок  необходимой формы  и чистой влажной  кистью добиваемся  растяжки тона к  более светлом. ­Линии, сеточки,  усики, мазок с  тенями… Перенесение  зрительных образов в  новый  художественный  образ (анализ  впечатлений и синтез  как создание нового  образа). 4. Отра­ ботка  навыков 6­10  мин 5. При­ менение новых  знаний 20 мин 1. Просмотр презентации на  CD ROM «Элементы  хохломской росписи» Каждый элемент росписи – не  копия реального мотива, а  декоративно­переработанный,   стилизованный,  главное здесь – фантазия. 2. Выполнение упражнений  Элементы росписи – это  разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии; ­Усики, завитки,  капельки,         отводки, росчерки  ­Мазок с тенями. Каких только  форм и росписей не увидишь в  гжельском промысле! Мастер  набирает краску только на одну сторону кисти и широким  круговым движением кладет  мазок на поверхность сосуда.  Один мазок – лепесток, другой,  третий – и вот уже роза готова,  и в ней можно различить  оттенки, постепенный переход  от светлого к темному. Такой  прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с  тенями». 3.Какие элементы  используют народные  мастера?  1.Представление образа:   Закройте глаза, послушайте  стихотворение  и представьте  образ волшебной птицы  Творчества, Счастья, Света: Душу, гжельскою белой глиною, Вдруг поманит судьба­ кудесница… И взмахнёт кистью с краской  синею, И распишет всё тонкой  линией… И всё сбудется… и всё  слепится… …В нужном времени… в  нужном месте ли – Пусть Душа вдруг не  Дала возможность  отдохнуть и перек­ лючить внимание –  мы посмотрели за  окно, солнечный  день, сказала о том,  что природа будет  каждый день менять­ ся, а у них есть  воз­ можность быть к ней  ближе, больше гулять и наблюдать за  цветением деревь­ев,  изменениями каждый  день. Затем перешла  к тому, что народные  умельцы всему  учились у природы. С упражне­ниями  справились не все,  пришлось объяснить  несколько вариантов  работы  Времени урока нам  катастрофически не  хватает, творчество  нельзя втиснуть во  временные рамки. Ребята нарисовали  интересные образы  птиц, но им  захотелось большего  – вписать их в  композиции цветов, а  на это недостаточно.  времени урока. Работали с удоволь­ ствием. Вижу  личностный рост  учащихся, понимание закачается… Пусть на белом, небес  известием, Синей птицы счастливой  песнею – Роспись гжельская  проявляется!  Представьте эту птицу в своем сердце   и   пусть   теперь   она поведет   Вас   по   дороге творчества.  Верьте   в   себя!   И   у   Вас   все получится. 2.Практическая работа.  Украшаем   пасхальное   яйцо, которое   в   русской   культуре означает   новую   жизнь, возрождение, образом волшебной   птицы,   которая является символом творчества. Самое главное в обычных  и сказочных птицах то, что они  умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о  недостижимом.  Трудолюбие и  терпение помогает преодолеть  любые преграды.  Лети,птица,  лети… Во время практической работы ­  целевые обходы:    1)контроль рабочего места;   выполнения приемов работы;  3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;  4) контроль объема и качества выполненной работы. Итог урока.  1. Общая оценка работы  класса  Чему Вы научились?   2)контроль   правильности организации Кто почувствовал вдохновение? Понравился урок? (смайлики) Что понравилось?   В чем затруднялись? того, что они могут  больше, но пока не  могут – развитие  рефлексии.  ­Работают  самостоятельно. Вся наглядность  убирается. Урок достиг цели.  Итог подвели,  результаты увидели,  они понравились не  всем – смайлики  радостные ,кроме 3  учащихся   ­Основным мотивам и приемам гжельской  росписи.  ­Поднимают руку.. Получилось красиво,  мало времени. Хочется доделать  6. Реф­ лексия 5 мин композицию…. Нарисовать  поздравление,  подарить маме,  близким, друзьям к  Пасхе… Понравилась эта  работа, т.к….. Наводят порядок.  Записывают в  дневники.   Где можно использовать свои  рисунки? (смотря по  оставшемуся времени урока)       только 2. Выставка работ учащихся.  Какая   работа   понравилась   и почему? 3. Уборка рабочих мест. Заключительное слово. Сегодня   мы   сделали   большой шаг   вперед,   и   даже   если   не успели   сделать   все,   что хочется,   многие   из   Вас поселили   Жар­птицу   в   своем сердце, теперь старайтесь ее не упустить. Домашнее задание: Найти материал об  особенностях городецкой  росписи, ее форме и декоре,  подумать, что означают строки  поэта:  «Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет» 4.С наступающей Пасхой –  поздравление для Вас на  доске – читайте: «Природа нежным                          трепетом полна, И птицы вьются                          в синеве небес, Нарушена сегодня тишина: Христос воскрес!  Воистину воскрес! Спасибо за урок. Приложение  Презентация проекта IV Заключение Общая оценка работы класса  Чему Вы научились?   Кто почувствовал вдохновение? Понравился урок? (смайлики) Что понравилось?   В чем затруднялись? Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока) Выставка работ учащихся.  Какая работа понравилась и почему? Заключительное слово.  Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется,   многие   из   Вас   поселили   Жар­птицу   в   своем   сердце,   только   теперь старайтесь ее не упустить. Домашнее задание: Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре,  подумать, что означают строки поэта:  «Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет» С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте: «Природа нежным  трепетом полна, И птицы вьются  в синеве небес, Нарушена сегодня тишина: Христос воскрес!  Воистину воскрес! Спасибо за урок. V Список литературы Гамелкин   С.В.   и   Калитин   М.Г.   Гжель   и   гжельцы.   На   родине   русского Дулькина   Т.И.,   Григорьева   Н.С.   Керамика   Гжели  XVIII­XX  веков.   ­ Дулькина Т.И., Григорьева Н.С.   Гжель. Керамика 18­19 веков, керамика  1. Арбат   Ю.А.   Фарфоровый   городок.   Из   истории   завода   Гарднер   ­   ныне Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках. – М.: "Моск. рабочий", 2007, 248 с. 2. Бржезицкая   Аста   Давыдовна.   Выставка   произведений.   Москва.  1983. Расписной   фарфор.   Скульптура.   Каталог   выставки.   –   М.:   "Сов.   художник", 2003, 24 с. Бубнова   Е.А.   Старый   русский   фаянс.   –   М.:   "Искусство",   2003.   –   187 3. с.Врубель   М.А.   Выставка   майоликовых   работ   и   театральных   экспонатов. Абрамцево. 1956­1957. К 100­летию со дня рождения. Каталог. Сост. и предисл. Онуфриева С.А. – М.: Просвещение, 2007, 53 с.  4. фарфора. ­ "Моск. рабочий", 2004. – 129 с.  5. "Художник России", 2006. – 212 с. 6. 20 века.  М., Планета, 1982г. Попова О.С.  Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково.  М., КОИЗ,  1957г. Мусина Р.Р.  Искусство Гжели.   М,, Знание, 1985г. 7. 19 веков. Керамика 20 века. – М.: Издательство: Планета, 2006. ­ 184 с. 8. 2005. ­ 167с.  9. 10. Н. А. Горяева. Методическое пособие. К учебнику. «Декоративно­ прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. Под редакцией Б. М.  Неменского. 11. Никифорова Л.Р. Родина русского фарфора. О Виноградове Д.И. – СПб.: Питер, 2004. ­ 102с.  Искусство Гжели. Альбом. Авт. и сост. Якимчук Н.А. – М.: "Сов. Россия", Дулькина Т.И., Григорьева Н.С., Астраханцева Т.Л. Гжель. Керамика 18­ Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: "Знание", 2005. – 48 с. 12. Никифорова   Л.Р.   Создатель   русского   фарфора.   Жизнь   и   деятельность Д.И.Виноградова. – М.: Изд. Гос. Эрм., 1962, 35с.  13. Салтыков А. Гжельская керамика. ­ Гос. ист. муз. – 2005. ­ 38с.  14. Фарфор Гжели. Каталог выставки. Сост. и ред. Розанов В.Г. – М.: "Сов. художник", 2006. – 21 с.

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»

Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме  «Искусство Гжели»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017