Урок "Климат Африки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок географии в 7 классе с использованием технологии интерактивного обучения. Учитывается разноуровневость учащихся,используется дифферинцированный подход. также используется метод проблемного изложения материала. Урок изучения нового материала,но имеются варианты самостоятельного рассмотрены материала. Тип урока: урок объяснения нового материала, урок - практикум Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока
Иконка файла материала 0005c784-8c114b2d.docx
Урок № 19 Цели:  География 7  класс Тема урока:  Климат Африки. 1.Познакомить обучающихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками. Называть и показывать территории с определенным типом климата, характерные типы погод на материке; определять температуру и количество осадков по климатической карте; объяснять причины формирования типов климата на континенте. 2.Развивать   познавательный   интерес   и   географическое   мышление,   умение   классифицировать объекты, выявлять причинно­следственные связи. 3.Воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов. Тип урока: урок объяснения нового материала, урок ­ практикум Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная Методы   обучения:   наглядно­иллюстративный,   объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7­й класс), раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока Ход урока: I. Проверка домашнего задания. Провести опрос по вопросам. Работает весь  класс.  Вопросы: 1) Назовите и покажите преобладающие формы рельефа Африки. 2) Какими особенностями отличается рельеф Африки. 3) Где в Африке находятся горы новой складчатости? 4) На доске: Восточно­Африканское плоскогорье. Нагорье Ахаггар. Ливийская пустыня.                                              а) Щиты. Котловина реки Конго.                                         б) Плиты. Плато Дарфур. Котловина озера Чад. Пустыня Калахари. 5) Почему высшая точка Африки ­ вулкан Килиманджаро – находится  в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках? 6) Почему в Африке мало складчатых гор? 7) Как различается рельеф Северной и Западной, а также Южной и Восточной Африки? 8) Назовите и покажите месторождения полезных ископаемых. 9) Определите зависимость полезных ископаемых от рельефа. 10) Как можно подразделить рельеф Африки в соответствии с его развитием? 11) Покажите границы разломов. 1П. Изучение нового материала. Учитель просит учащихся рассказать о причинах, влияющих на климат. Первая причина — это  географическая широта места. По карте видно, что экватор проходит посередине, сле­ довательно,   Солнце   круглый   год   находится   высоко   над   головой.   От   тропика   и   до   тропика Солнце бывает в зените. Учитель и ученики делают рис. 1.  Другая причина  — окружающие океаны с теплыми и холодными течениями  (помечаем на карте­схеме). На климат влияют подстилающая поверхность и близость материка Евразия, особенно пустынного Аравийского полуострова. На контур Африки учитель наносит направление пассатных ветров. Они дуют от широт 20—30° в обоих полушариях к экватору, постепенно поворачивая на запад. Учащиеся делают вывод, что пассатные ветры в Северной Африке сухие и жаркие. В южной части Африки пассаты насыщаются влагой, проходя над Индийским океаном, и несут больше влаги. В жарком поясе одно время года: всегда лето. В северной и южной частях Африки на одинаковых широтах выпадает   разное   количество   осадков.   Это   объясняется   величиной   территории.   На   севере большая часть материка сильнее нагревается, юг меньше по площади и окружен водой.  Ученики   по   атласам   определяют   и   подписывают   количество   осадков,   записывают максимальные летние и зимние температуры. В субэкваториальном климате два времени года — сухое и жаркое лето и чуть прохладнее зима. В Сахаре осадков может не быть несколько лет. К северу и югу от тропиков климат умеренный, близкий к средиземноморскому. Далее учитель задает вопрос на сообразительность. На севере пустыня Сахара, на юге пустыня Калахари находятся на одном расстоянии от экватора. Почему в этих местностях разные летние и   зимние   температуры?   Учащиеся   должны   увязать   это   с   величиной   территории   Сахары,   с морскими течениями и пассатами Северного полушария, идущими через Аравию. Другой вопрос: «Влияет ли на климат высота местности над уровнем моря?» Например, на горе Килиманджаро на высоте почти 6000 м лежит снег, а на вулкане Камерун рекордное для Африки количество осадков — 9000 мм (так как недавно изучался климат Земли, многие вопросы для учащихся не будут  сложными).  На сообразительность  еще  один  вопрос.  Пустыня Намиб  лежит  у океана, однако там очень сухо (выпадает 100 мм за год). Учащиеся должны это увязать с холодным тече­ нием, которое относит влагу, осадков нет, и только иногда сильные туманы. Заключение: по обе стороны от экватора климат сходный, но не одинаковый. III.   Урок­практикум.   Для   этого   необходимо   поделить   класс   на   три   группы.   В   группе выбирается наставник, который должен направлять и руководить работой группы, а также будет делать сообщение по результатам работы. 1. Вступительная беседа. Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между двумя тропиками. Два раза в году Солнце в этих районах в полдень стоит в зените, а его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния. Зимой   даже   в   самых   «прохладных»   крайних   южных   и   северных   районах   среднемесячные температуры на равнинах не опускаются ниже 8 °С. Климату Африки принадлежит мрачный рекорд, связанный с «небесным электричеством». В Зимбабве во время влажного сезона погибает более ста жителей от ударов молний. 2. Работа с картой «Климатическая карта Африки» или рис. 54 учебника.  Назовите климатические пояса Африки.  Какие из них основные, какие переходные? 2 Назовите   климатические   пояса,   которые   занимают   самые   большие   площади   и   самые маленькие площади.  Определите   самые   жаркие   и   влажные,   самые   холодные   и   сухие   части   материка. Объясните их размещение.  Укажите изменение температуры в связи с изменением: а) географической широты, б) рельефа, в) океанических течений. Высота солнца над горизонтом и времена года в Африке (рис. 2). Экватор пересекает Африку почти посередине. Поэтому, когда к северу от экватора лето, к югу от него — зимний период. Африка — самый жаркий материк на земном шаре. Вопросы. 1. Какие самые холодные месяцы в Северной и Южной Африке? 2. Между какими широтами солнце в Африке бывает в зените? 3. Когда в Африке солнце бывает в зените на экваторе, на Северном тропике, на Южном тропике? Пассаты, влияние океанских течений и рельефа на климат Африки (рис. 3). В северной части Африки пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух, а в Южной Африке пассаты дуют с Индийского океана — этот воздух влажный. Холодные океанские течения у северо­западных и юго­западных берегов Африки понижают температуру в прибрежных частях материка и усиливают его сухость, а теплые течения у юго­ восточных берегов, наоборот, способствуют насыщению воздуха влагой, образованию осадков и повышению температуры в зимние месяцы. Вопросы. 1. Почему теплый воздух над экватором поднимается вверх, а в областях высокого давления воздух опускается вниз? 2. Пассаты в северном и южном полушариях дуют в различных направлениях.   Почему?   3.   Какая   существует   зависимость   между   количеством   выпадающих осадков и распределением атмосферного давления? 4.  Почему смещаются пояса высокого и низкого давления? Климатические пояса Африки (рис. 4). Карту­схему вычерчивают на настенной контурной карте или на классной доске. Ученики вслед за учителем выполняют карту­схему на своих контурных картах. Вопросы. Для каких климатических поясов Африки характерны следующие особенности и почему: а) солнце всегда бывает в зените; б) больше всего выпадает осадков; в) малая облачность и нисходящие воздушные потоки; г) зима влажная, лето сухое; д) зима сухая, лето влажное? 3. Практикум. Каждая группа выполняет свое задание. Для облегчения работы учащиеся при характеристике своего климатического пояса заполняют таблицу. 1 ­я группа ­ экваториальный, 2­я группа ­ субэкваториальный, 3­я группа ­ тропический. Таблица «Климатические пояса Африки»: Пояс Воздушные массы Вертикальное  движение Ветры летом зимой Температура летом зимой Осадки кол­во режим 4. Сообщения учащихся.     Один человек от группы (наставник) дает характеристику своего климатического пояса. После его   выступления   остальные   члены   группы,   или   один,   дополняют   характеристику   образным описанием   погоды,   интересными   фактами   и   примерами,   заранее   приготовленными   дома. (Каждая группа выступает 5 мин.) 5. Анализ климатограмм. На   севере   –   на     побережье   Средиземного   моря   и   юго­западной   оконечности   Африки сформировался субтропический климат с сухим жарким летом и теплой влажной зимой. Задание. Проанализируйте климатограммы. Какой можно сделать вывод? III. Итог урока. (приложение 1) 31. Выставление оценок за работу по практикуму. 2. Установление соответствия:                     Пояс Экваториальный    Субэкваториальный Тропический   Субтропический    Повтор новых понятий. 3. Вопросы: летом ЭВ ЭВ ТВ ТВ Воздушные массы зимой ТВ ЭВ УВ ТВ 1. Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня Сахара или Калахари? 2. Назовите территории, где выпадает  менее 100 мм осадков в год.  (Полуостров  Сомали.) Почему? Домашнее задание: § 26; задание в контурной карте: указать границы поясов, самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка; 1.  Назовите  причины,   влияющие   на  выпадение  атмосферных   осадков   в  Африке.  2.  Какие основные   типы   воздушных   масс   образуются   на   территории   Африки?   3.   Какое   влияние   они оказывают на ее климат? Какова роль пассатов в распределении осадков? 4. Объясните, почему в Сахаре осадков выпадает мало, а в бассейне Конго — много. Почему на Эфиопском нагорье осадков выпадает больше, чем на полуострове Сомали? Для учителя дополнительные материалы: Зависимость температур от географической широты. Африка — самый жаркий материк Земли, так как большая часть ее находится между тропиками, где Солнце в течение всего года стоит высоко над горизонтом, а два раза в год в любой точке бывает в зените. В Африке нет холодных, привычных нам зим. Даже на северной и южной окраинах материка, заходящих в субтропические пояса, средняя температура зимних месяцев (января, июля) не опускается ниже + 10, + 12°С. Во впадине Конго и на побережье Гвинейского залива температура в течение всего года держится около +25°С. Заметно изменяются температуры по сезонам в тропических и еще больше в субтропических поясах. Холодный высокогорный климат господствует на вершинах Килиманджаро, Кении и др. Поскольку экватор пересекает Африку почти посередине, то, когда к северу от экватора бывает лето, к югу от него — зима и, наоборот, во время зимы в северном полушарии в южном бывает лето. Влияние   циркуляции   атмосферы   на   осадки.  Осадки   на   территории   Африки распределяются очень неравномерно. В среднем за год близ экватора выпадает от 1000 до 2000 мм, местами еще больше, а на значительной части Сахары — менее 50 мм, и дожди там редкое явление. Есть области, где дождливые и засушливые периоды чередуются.  Чем объясняется такое неравномерное выпадение осадков? На распределение осадков, как вам уже известно, влияют температуры, пояса атмосферного давления и господствующие ветры. Экваториальная   часть   Африки   получает   много   осадков,   так   как   здесь   преобладает восходящее движение воздуха. Особенно сильное восходящее движение воздуха вызывает здесь, как и в экваториальной области всего земного шара, сходимость воздушных течений — пассатов северного и южного полушарий. Почти вся северная и южная части лежат в поясах высокого давления, поэтому там осадков мало. На территории Африки формируются два типа основных воздушных масс: экваториальный и тропический, только на крайнем севере и на самом юге в 4течение зимнего полугодия господствуют умеренные воздушные массы. Их приносят западные ветры. Роль пассатов в распределении осадков. На большей части Африки преобладающие ветры — пассаты. Так как к северу и северо­востоку от Африки находится огромный массив суши (Евразия), а южная часть лежит между океанами, то действие пассатов в разных полушариях материка неодинаково. В северной части материка пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух, который при движении к экватору еще больше нагревается, становится суше и не дает осадков. Поэтому в районах действия пассатов в Северной Африке дожди почти не выпадают. В Южной Африке пассаты дуют с Индийского океана и поэтому несут более влажный воздух, чем пассаты, дующие над сушей. Но так как в этом поясе все же нисходящие токи воздуха, то обычно бывает ясная погода без дождей, но менее сухая, чем в северной части материка. Когда юго­восточные пассаты встречают на своем пути горы Мадагаскара и Драконовы горы, на их восточных склонах выпадают обильные дожди. Это объясняется тем, что воздух, поднимаясь по склонам гор, охлаждается и становится насыщенным. С востока на запад количество осадков в Южной Африке убывает (см. карту). Роль   океанских   течений   в   распределении   температур   и   осадков.  Холодные   течения Атлантического   океана,   проходящие   у   северо­западных   и   юго­западных   берегов   Африки, понижают   температуру   воздуха   в   прибрежной   части   материка.   Кроме   того,   они   усиливают сухость климата: охлаждают нижние слои воздуха в прибрежной части, а холодный воздух, как известно, становится тяжелее, плотнее, не может  подниматься, образовывать  облака и давать осадки.   Это   приводит     к   тому,   что   на   западных   берегах   Африки,   где   проходят   холодные течения, дождей почти не бывает. Здесь с поверхности океана испаряется много влаги. Поэтому, когда температура понижается, образуется густой туман и выпадает обильная роса — почти единственный источник увлажнения. Теплые течения у берегов Юго­Восточной Африки, наоборот, повышают температуру воздуха в зимние месяцы, способствуют насыщению воздуха влагой и образованию осадков. Влияние   рельефа   на   климат   Африки.  Большое   влияние   на   климат   Африки   оказывает рельеф. Высокие вершины гор даже близ экватора покрыты вечными снегами. В горах острова Мадагаскар, на Эфиопском нагорье и в других местах выпадает много осадков. Количество осадков на юго­западных склонах горы Камерун достигает почти 10000 мм в год (самое влажное место в Африке). Влагу приносят юго­западные ветры с Атлантического океана. Таким образом, на формирование климата Африки, как и любой территории земного шара, влияют следующие причины: географическая широта, циркуляция атмосферы, близость океанов и морей, океанские течения, рельеф.  Рис.1. Причины, влияющие на климат Африки. Рис.2. Высота солнца над горизонтом и времена года в Африке. Рис.3. Пассаты, влияние океанских течений и рельефа на климат Африки. Саванна  ­   чередование   участков   ксерофитного   леса   (акации,   тамариски,   молочаи), чередующиеся с открытыми травянистыми участками. Вдали ­ вулканический массив Килиманджаро с вершиной Кибо (5895 м). Берега озера Маньяра и тропический лес на склонах Большого африканского разлома. Великая Рифтовая долина. Танзания, национальный парк Маньяра, Восточно­Африканское нагорье. Саванна с преобладанием баобабов и акаций. Танзания, национальный парк Тарангире. Кустарниковая растительность (влажная саванна) и остатки вечнозелёных горных лесов на склонах  кальдеры  (древнего кратера  вулкана)  Нгоронгоро.  Танзания,  Восточно­Африканское нагорье. Песчаный пляж на тропическом острове. Берег Индийского океана, остров Занзибар, Танзания. Кокосовые пальмы (Cocos nucifera) на песчаном пляже тропического острова. Берег Индийского океана. Танзания, остров Занзибар. 56