Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Оценка 5

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
05.02.2017
Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Урок направлен на усвоение новых знаний по аналитической химии. Поэтапное изучение и закрепление каждой части урока, дает студентам понять, усвоить материал. А затем, отработав у доски, самостоятельно закрепить. В конце урока первичная проверка знаний и умений осуществляется дифференцированно. Студенты сами определяют какой уровень заданий им выбрать для контроля.
Урок Комплексные соединения.docx
Урок «Комплексные соединения». Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: изучить состав комплексных соединений и структуру. Задачи:  сформировать   знания   о   комплексных   соединениях,   научить     их различать и составлять;   рационально   использовать   рабочее   время,   анализировать,   работать самостоятельно, индивидуально; умение  оценивать возможности при выборе дифференцированного задания; воспитывать уверенность в себе, внимательность, культуру труда.    Структура урока: 1. Тема, цель. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового теоретического материала. 4. Обобщение и применение знаний. 5. Первичный контроль. 6. Подведение итогов, домашнее задание. Методы: рассказ, беседа /фронтальная/, описание, объяснение. Виды работы:   индивидуальная дифференцированная, самостоятельная работа,  исследование /демонстрация опытов/, ИКТ. Ход занятия. 1. Оргмомент: приветствие, информация о присутствующих и причины об отсутствующих. 2.Актуализация знаний. Беседа:  = какие знаете  химические соединения? = назовите классы неорганических и органических соединений. =   как   называются   соединения   металлов?   Что   для   них   характерно?   Как образуются? = что образуется, если соединить между собой основания? 2. Изучение нового материала. 1)Демонстрация опыта Cu(OH)2 +NaOH Что за соединение образовалось?  Cu(OH)2  + 2NaOH                   Na2[Cu(OH)4] – записать уравнение реакции.  Запись темы урока, постановка целей и задач. 2)Дайте   определение   комплексному   соединению,   исходя   из   наблюдения   за опытом. Комплексное соединение – это результат реакции, в которых образуются комплексные молекулы или ионы. Исходя   из   темы   урока,   можем   указать  способы   получения  комплексных соединений. 1­ый­ какой вы наблюдали? (взаимодействие оснований между собой), 2­ой­ 4Au + 8NaCN + 2H2O + O2                 4Na [Au(CN)2] + 4NaOH 3)Рассмотрим координационную теорию Вернера, объясняющую свойства и строение комплексных соединений открытую в 1893 году. а)  строение  –   внешняя   сфера   квадратными скобками или перед ними;   легко   растворима,   располагается   за     внутренняя   сфера   находится   в   квадратных   скобках,     имеет   границы   и сохраняет   стабильность.   В   ней   располагается   центральный   атом (комплексообразователь   ­     ион   металла),   лиганды   (ионы   или   молекулы), связанные с центральным атомом. Числа 2,4,6 показывают количество лиганд, окружающие центральный атом. Рассмотреть строение на примере К2[РtС16] К2 – внешняя сфера [РtС16] – внутренняя сфера Рt – комплексообразователь С1 –лиганды 6 – координационное число. На доске формулы. Определить строение комплексного соединения. [Ag (NH3)2]Cl              K3[Fe(CN)6]  связь   в   соединениях:   ковалентная,   образованная   по   донорно   – б) акцепторному механизму между лигандами и центральным атомом. Лиганда­ донор электронных пар Центральный   атом­   акцептор.   Как   определить   заряд   комплексного   иона? [Fe(CN)6]3­ ,  [Ag(NH3)2] +, K2[Hg I4 ­]2­ Какой заряд имеет ион Fe, Ag, Hg, CN, NH3, I     Как определить заряд внутренней сферы соединения? /Студенты, основываясь на знаниях неорганической химии доказывают, как определить заряд иона/. Самостоятельно   определяют   заряд   комплексного   иона,   если   центральный атом соответственно имеет заряд [Zn2+(NH3)6],  [Fe2+(SCN)3],  [Pt4+ Cl6] в) конфигурация:   в   пространстве   имеется   конфигурация   по   количеству   координационных чисел: 2 – линейная     4 – плоская    тетраэдрическая 6 – октаэдрическая г) название соединения  начинается с координационного числа: 1­моно      2­ди         3­три          4­тетра         5­пента        6­ гекса Затем называем лиганды                                   к латинскому названию которой прибавляется окончание «о»: CL­хлоро, СN ­ циано, ОН­ гидроксо,  нейтральные  лиганды–Н2О аква, NН3 –амин. Центральный атом – имеет русское название Внешняя сфера ­ латинское название с добавлением «ат». Пример: дихлоротетра амин платины дихлорат­[Pt(NH3)4Cl2]Cl2      трифторотриаква хром [Cr(H2O)3F3]                                                               д) типы комплексных соединений. неорганические лиганды: аммиакаты­NH3                                   аква –H2O                                   циано­ CN                                   ацидокомплексы –Cl­, SCN­ ,I­ Органическиелиганды: хелатные /клешня/ ­ металл и активная группировка (­ OH, –SH,  ­COOH,  ­NH2) образуют циклическое строение. е) диссоциация. Что такое диссоциация? Как диссоциируют комплексные соединения?  Работа у доски : [Zn(NH3)4]Cl2            [Zn(NH3)4]2­ +2Cl­                             [Pt (NH3)6]Cl4                                            K4 [Fe(CN)6] Самостоятельно показать диссоциацию по вариантам: 1 вариант                                                             2 вариант [Cu(NH3)4]SO4                                                                              [Co(NH3)6]Cl4 ж) изомерия  А) геометрическая, если группы лиганд разные­[Pt(NH3)4Cl2] Б) гидратная – переход Н2О из одной сферы в другую­ [Cr(H2O)6]Cl3           [Cr(H2O)5Cl] Cl2 H2 O В) ионизационная – различное распределение ионов между сферами­ [Co(NH3)5Br]SO4            [Co(NH3)5SO4] Br Г)  координационная  – переход лиганд от одного  kомплексообразователя к другому­ [Co(NH3)6] [Cr(CN)6]        [Co(CN)6] [Cr(NH3)6 ]          З) устойчивость: от чего зависит устойчивость соединений? Как определяется? (ответ  находят в интернете). От природы центрального атома и лиганд. Доказать у доски с пояснением.  Ступенчатая диссоциация: [Ag(NH3)]Cl       [Ag(NH3)]++Cl­   ­ 1стадия [Ag(NH3)]+          Ag++NH3 ­ 2 стадия ­характеризуется наличием  равновесия между комплексной частицей и лигандами.   4.Разминка. Знаете ли вы, что для получения чистой платины, самородную платину   и   ее   лом   обрабатывают   царской   водкой   (HNO3+3HCl­ концентрированные)   и нагревают. В раствор переходит платина и частично образуется   комплексное   соединение   Н2[PtCl6].   Выполнение   физических упражнений под музыку (проводит физорг – 1 минута). 5.Закрепление.  Проверка знаний (дифференцированное задание). Цель ­ выявить уровень усвоения материала по комплексным соединениям. На «3» ­ дать характеристику соединений Na2[Cu(OH)4] ;  [Cr(H2O)6]Cl3            по параметрам, данным на уроке. На «4» ­выбрать один вариант  правильного ответа. А) комплексное соединение – это 1.сложное соединение, состоящее из положительных и отрицательных ионов. 2.результат реакции с образованием комплексных ионов или ионов. 3.сплавы металлов Б) комплексное соединение состоит из 1.лиганд и сферы 2.центрального атома и координационного числа 3.внутренней и внешней сфер. В) центральный атом представлен 1.металлом 2.положительным ионом 3.молекулой Г) химический вид связи лиганды с центральным атомом 1.ионный 2.ковалентной полярной 3.водородной Д) заряд внутренней сферы может быть 1.положительным 2.отрицательным 3.положительным, отрицательным Е) комплексное соединение 1.непостоянны 2.постоянны 3.переходят из одного состояния в другое. Ж) координационное число 1.число комплексообразователя 2.число лиганд, координированных комплексообразователем 3.заряд комплексного иона. На «5» ­задание на соответствие. 1.комплексное соединение                          заряд центрального атома А)  [Zn(NH3)4]Cl2                                                                          1) 4+ Б) K3[Na(OH)4]                                                    2) 2+ В)  [PtCl6].                                                            3)3+                                                                               4)1+ 2.типы комплексных соединений                  лиганды А) циано                                                               1) SCN­ Б) аква                                                                   2) NH3 В) аммиакаты                                                       3) OH­                                                                                4) H2O                                                                                 5) CN­ 3. комплексное соединение                          название А) K3[Fe(CN)6]                                 1) тетрахлородигидроксо платинат                                                              аммония                                                           Б)(NH2)[ Pt(OH)2Cl4]                        2)триаммин­динитрохлоро кобальтат В) [Co(NO2)2Cl(NH3)3]                     3) тетрааквохлоро аммония                                                            4) гексациано феррат калия                                                            5) динитро­хлоро­триаммин кобальт   4.комплексное соединение                         диссоциация               A) [Ag (NH3)2]Cl                                  1) 2Na+ + [Zn(OH)4] 2­                                   Б)  Na2[Zn(OH)4]                                   2)  [Cr(NH3)4] 2++CO3 B) [Cr(NH3)4CO3]                                  3) [Ag (NH3)2]+ +Cl­                                                                4) нет ответа 2­ 5.комплексообразователи                                  их ионы A) Bi                                                         1)1+ Б) Hg                                                         2) 4+ B)Au                                                         3)3+                                                                   4)2+                                                                   5)2­ 6.лиганды                                                            назначение А) С2О4                                                      1)электронная пара Б) СО                                                          2) ионы 1­ В) NО                                                         3) ионы 2­                                                                     4) ионы 2+                                                                      5) ионы (­) и (+) 7.изомерия                                                          типы изомеров А) К2[РtС16]                                                1) линейная Б) [Pt(NH3)4Cl2]                                           2) квадратная В) K3[Co(NO2)6]                                          3) октаэдрическая                                                                       4)тетраэдрическая 6.Рефлексия. Оцените результаты своей деятельности на уроке (изобразите настроение в  виде смайлика, поставьте себе оценку за урок и друг другу). 7.Домашнее задание. С помощью интернета найти, где используются хелатные комплексные  соединения и какими свойствами обладают. Ответ выполните в виде  творческой работы (кроссворда, презентации; рисунков, отображающих  ответ).

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)

Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017