Урок направлен на усвоение новых знаний по аналитической химии. Поэтапное изучение и закрепление каждой части урока, дает студентам понять, усвоить материал. А затем, отработав у доски, самостоятельно закрепить. В конце урока первичная проверка знаний и умений осуществляется дифференцированно. Студенты сами определяют какой уровень заданий им выбрать для контроля.
Урок Комплексные соединения.docx
Урок «Комплексные соединения».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: изучить состав комплексных соединений и структуру.
Задачи: сформировать знания о комплексных соединениях, научить их
различать и составлять;
рационально использовать рабочее время, анализировать, работать
самостоятельно, индивидуально; умение оценивать возможности при выборе
дифференцированного задания;
воспитывать уверенность в себе, внимательность, культуру труда.
Структура урока:
1. Тема, цель.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение нового теоретического материала.
4. Обобщение и применение знаний.
5. Первичный контроль.
6. Подведение итогов, домашнее задание.
Методы: рассказ, беседа /фронтальная/, описание, объяснение.
Виды работы: индивидуальная дифференцированная, самостоятельная
работа, исследование /демонстрация опытов/, ИКТ.
Ход занятия.
1. Оргмомент: приветствие, информация о присутствующих и причины
об отсутствующих.
2.Актуализация знаний.
Беседа:
= какие знаете химические соединения?
= назовите классы неорганических и органических соединений.
= как называются соединения металлов? Что для них характерно? Как
образуются?
= что образуется, если соединить между собой основания?
2. Изучение нового материала.
1)Демонстрация опыта Cu(OH)2 +NaOH Что за соединение образовалось? Cu(OH)2 + 2NaOH Na2[Cu(OH)4] –
записать уравнение реакции.
Запись темы урока, постановка целей и задач.
2)Дайте определение комплексному соединению, исходя из наблюдения за
опытом.
Комплексное соединение – это результат реакции, в которых образуются
комплексные молекулы или ионы.
Исходя из темы урока, можем указать способы получения комплексных
соединений.
1ый какой вы наблюдали? (взаимодействие оснований между собой),
2ой 4Au + 8NaCN + 2H2O + O2 4Na [Au(CN)2] + 4NaOH
3)Рассмотрим координационную теорию Вернера, объясняющую свойства и
строение комплексных соединений открытую в 1893 году.
а) строение – внешняя сфера
квадратными скобками или перед ними;
легко растворима, располагается за
внутренняя сфера находится в квадратных скобках, имеет границы и
сохраняет стабильность.
В ней располагается центральный атом
(комплексообразователь ион металла), лиганды (ионы или молекулы),
связанные с центральным атомом. Числа 2,4,6 показывают количество лиганд,
окружающие центральный атом.
Рассмотреть строение на примере К2[РtС16]
К2 – внешняя сфера
[РtС16] – внутренняя сфера
Рt – комплексообразователь
С1 –лиганды
6 – координационное число.
На доске формулы. Определить строение комплексного соединения.
[Ag (NH3)2]Cl K3[Fe(CN)6]
связь в соединениях: ковалентная, образованная по донорно –
б)
акцепторному механизму между лигандами и центральным атомом.
Лиганда донор электронных пар
Центральный атом акцептор. Как определить заряд комплексного иона?
[Fe(CN)6]3 , [Ag(NH3)2] +, K2[Hg I4
]2 Какой заряд имеет ион Fe, Ag, Hg, CN, NH3, I
Как определить заряд внутренней сферы соединения? /Студенты, основываясь
на знаниях неорганической химии доказывают, как определить заряд иона/.
Самостоятельно определяют заряд комплексного иона, если центральный
атом соответственно имеет заряд
[Zn2+(NH3)6], [Fe2+(SCN)3], [Pt4+ Cl6]
в) конфигурация:
в пространстве имеется конфигурация по количеству координационных
чисел:
2 – линейная
4 – плоская
тетраэдрическая
6 – октаэдрическая
г) название соединения
начинается с координационного числа:
1моно 2ди 3три 4тетра 5пента 6 гекса
Затем называем лиганды
к латинскому названию которой прибавляется окончание «о»:
CLхлоро, СN циано, ОН гидроксо,
нейтральные лиганды–Н2О аква, NН3 –амин.
Центральный атом – имеет русское название
Внешняя сфера латинское название с добавлением «ат».
Пример: дихлоротетра амин платины дихлорат[Pt(NH3)4Cl2]Cl2
трифторотриаква хром [Cr(H2O)3F3]
д) типы комплексных соединений.
неорганические лиганды: аммиакатыNH3
аква –H2O
циано CN
ацидокомплексы –Cl, SCN ,I
Органическиелиганды: хелатные /клешня/ металл и активная группировка (
OH, –SH, COOH, NH2) образуют циклическое строение.
е) диссоциация. Что такое диссоциация? Как диссоциируют комплексные соединения?
Работа у доски : [Zn(NH3)4]Cl2 [Zn(NH3)4]2 +2Cl
[Pt (NH3)6]Cl4
K4 [Fe(CN)6]
Самостоятельно показать диссоциацию по вариантам:
1 вариант 2 вариант
[Cu(NH3)4]SO4 [Co(NH3)6]Cl4
ж) изомерия
А) геометрическая, если группы лиганд разные[Pt(NH3)4Cl2]
Б) гидратная – переход Н2О из одной сферы в другую
[Cr(H2O)6]Cl3 [Cr(H2O)5Cl] Cl2 H2 O
В) ионизационная – различное распределение ионов между сферами
[Co(NH3)5Br]SO4 [Co(NH3)5SO4] Br
Г) координационная – переход лиганд от одного kомплексообразователя к
другому
[Co(NH3)6] [Cr(CN)6] [Co(CN)6] [Cr(NH3)6 ]
З) устойчивость:
от чего зависит устойчивость соединений? Как определяется? (ответ находят
в интернете).
От природы центрального атома и лиганд. Доказать у доски с пояснением.
Ступенчатая диссоциация: [Ag(NH3)]Cl [Ag(NH3)]++Cl 1стадия
[Ag(NH3)]+ Ag++NH3 2 стадия характеризуется наличием равновесия
между комплексной частицей и лигандами.
4.Разминка. Знаете ли вы, что для получения чистой платины, самородную
платину и ее лом обрабатывают царской водкой (HNO3+3HCl
концентрированные) и нагревают. В раствор переходит платина и частично
образуется комплексное соединение Н2[PtCl6]. Выполнение физических
упражнений под музыку (проводит физорг – 1 минута).
5.Закрепление.
Проверка знаний (дифференцированное задание).
Цель выявить уровень усвоения материала по комплексным соединениям.
На «3» дать характеристику соединений Na2[Cu(OH)4] ; [Cr(H2O)6]Cl3
по параметрам, данным на уроке. На «4» выбрать один вариант правильного ответа.
А) комплексное соединение – это
1.сложное соединение, состоящее из положительных и отрицательных ионов.
2.результат реакции с образованием комплексных ионов или ионов.
3.сплавы металлов
Б) комплексное соединение состоит из
1.лиганд и сферы
2.центрального атома и координационного числа
3.внутренней и внешней сфер.
В) центральный атом представлен
1.металлом
2.положительным ионом
3.молекулой
Г) химический вид связи лиганды с центральным атомом
1.ионный
2.ковалентной полярной
3.водородной
Д) заряд внутренней сферы может быть
1.положительным
2.отрицательным
3.положительным, отрицательным
Е) комплексное соединение
1.непостоянны
2.постоянны
3.переходят из одного состояния в другое.
Ж) координационное число
1.число комплексообразователя
2.число лиганд, координированных комплексообразователем
3.заряд комплексного иона.
На «5» задание на соответствие.
1.комплексное соединение заряд центрального атома
А) [Zn(NH3)4]Cl2 1) 4+
Б) K3[Na(OH)4] 2) 2+ В) [PtCl6]. 3)3+
4)1+
2.типы комплексных соединений лиганды
А) циано 1) SCN
Б) аква 2) NH3
В) аммиакаты 3) OH
4) H2O
5) CN
3. комплексное соединение название
А) K3[Fe(CN)6] 1) тетрахлородигидроксо платинат
аммония
Б)(NH2)[ Pt(OH)2Cl4] 2)триамминдинитрохлоро кобальтат
В) [Co(NO2)2Cl(NH3)3] 3) тетрааквохлоро аммония
4) гексациано феррат калия
5) динитрохлоротриаммин кобальт
4.комплексное соединение диссоциация
A) [Ag (NH3)2]Cl 1) 2Na+ + [Zn(OH)4] 2
Б) Na2[Zn(OH)4] 2) [Cr(NH3)4] 2++CO3
B) [Cr(NH3)4CO3] 3) [Ag (NH3)2]+ +Cl
4) нет ответа
2
5.комплексообразователи их ионы
A) Bi 1)1+
Б) Hg 2) 4+
B)Au 3)3+
4)2+
5)2
6.лиганды назначение
А) С2О4 1)электронная пара
Б) СО 2) ионы 1
В) NО 3) ионы 2
4) ионы 2+
5) ионы () и (+)
7.изомерия типы изомеров
А) К2[РtС16] 1) линейная
Б) [Pt(NH3)4Cl2] 2) квадратная
В) K3[Co(NO2)6] 3) октаэдрическая
4)тетраэдрическая 6.Рефлексия.
Оцените результаты своей деятельности на уроке (изобразите настроение в
виде смайлика, поставьте себе оценку за урок и друг другу).
7.Домашнее задание.
С помощью интернета найти, где используются хелатные комплексные
соединения и какими свойствами обладают. Ответ выполните в виде
творческой работы (кроссворда, презентации; рисунков, отображающих
ответ).
Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Урок "Комплексные соединения" ( студентыСПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.